Из пометы, сохранившейся на черновом подлиннике этого документа, видно, что это письмо «чтено святейшему патриарху и (всем) властем и поднесено 190 году Февраля в 6-й день». В этом письме от имени Феодора Алексеевича заявлялось собору, что еще 2 Сентября 7190 (1681) года был поставлен правительством на очередь вопрос о переустройстве епархиального управления на Руси и умножении числа архиерейских кафедр, но до сего времени (до 6 Февраля 1682 года) ничего, кроме учреждения степеней между архиереями, из тех предначертаний не исполнено, – и в виду этого предлагалось: «чтоб ныне те доброначатые с Богом дела исправляти». Полный текст этого документа, помимо 4-й ч. Собрания Государственных Грамот и Договоров, можно читать в приложении 6-м к настоящему исследованию. в) Документ, помещенный под 128 четвертой части «Собрания Государственных Грамот и Договоров», и в той же буквально редакции под 898-м второго тома «Полного Собрания Законов», первою своею частью представляет бывший на рассмотрении у собора 1682 года, составленный еще в Ноябре 1681 года, царский проект о переустройстве епархиального управления и умножении на Руси архиерейских кафедр. Этот, именно, проект, как будет доказано в своем месте, разумеется, когда в предисловии к соборному деянию, напечатанному в 5 т. Актов Исторических, говорится: «написанный свиток нам принесеся нынешнего 7190 лета месяца Ноемврия... дня» и далее на странице 110–5-го т. Актов Исторических: «а где быти в прибавку архиереом и то от Великого Государя... святейшему Иоакиму... предложено». По совету с патриархом Иоакимом Феодором Алексеевичем по этому проекту предположено было учредить степени между архиереями и подчинить 12-ти митрополитам и патриарху открываемые вновь 34 архиерейских кафедры. Вторая часть документа, начинающаяся словами: «Святейшего Иоакима, патриарха Московского и всеа Росии во епархии написано было»... содержит в себе сравнение двух росписей предполагавшихся к открытию при Феодоре епископских кафедр: а) «прежней», по которой предназначено было открыть вновь на Руси 72 кафедры и б) позднейшей – «нынешней», которой назначено было учредить вновь всего лишь 25 епископских кафедр, «Прежняя» роспись представляет собою схему первоначальной редакции проекта Феодора Алексеевича по вопросу об умножении числа архиереев на Руси, еще до сокращения его, по совету патриарха в Ноябре 1681 года, о чем с доказательностью будет сказано ниже в главе 2-й исследования, «Нынешняя» же роспись должна быть рассматриваема, как одно из позднейших примерных сокращений этого проекта.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сегодня перед Церковью стоят не менее серьезные вызовы. В последние десятилетия в обществе активно обсуждаются вопросы научно-технического прогресса, взаимоотношений Церкви и государства, биоэтики, отношения Церкви к современной культуре и многое другое. Священник сегодня не может не затрагивать в проповеди эти злободневные темы. Но при этом он должен быть крайне осторожен в своих суждениях. Проповедник призван адекватно излагать те идеи, которые распространены в современном обществе. Порой случается, что, рассуждая, например, об отношении Церкви к существующим теориям происхождения жизни на Земле, проповедник опирается на сочинения богословов XIX или начала XX в. В результате он воспроизводит взгляды, давно утратившие актуальность, а его проповедь, критикующая секулярные научные теории, превращается в борьбу с ветряными мельницами. Сегодня, стремясь дать в проповеди ответ на злободневные вопросы, священник должен опираться на более современную литературу. И здесь важнейшим пособием для него должен стать программный документ Русской Православной Церкви – Основы социальной концепции. Этот документ был принят Юбилейным Архиерейским Собором в Москве в августе 2000 г. Он как раз и призван дать ответ Церкви на актуальные вопросы современности. В отдельных разделах документа речь идет об отношении Церкви к политике, нации, государству, вопросам собственности, проблеме войны и мира, преступности, наказанию и исправлению, вопросам личной, семейной и общественной морали, проблемам биоэтики и экологии, светской науке, культуре и образованию, проблемам международных отношений, глобализации и секуляризму. Важно подчеркнуть, что Архиерейский Собор утвердил этот документ как официальную позицию Московского Патриархата в сфере отношений с государством и светским обществом. Именно поэтому документ был введен в учебные программы духовных учебных заведений Русской Православной Церкви. Кроме того, Основами социальной концепции было рекомендовано руководствоваться духовенству в пастырской практике, «связанной с новыми явлениями жизни общества». Поэтому Собор признал необходимым широкое распространение документа, чтобы с ним могли ознакомиться все священнослужители и миряне Русской Православной Церкви 202 . Во исполнение этого Соборного определения священник, стремящийся рассмотреть в проповеди актуальные вопросы жизни Церкви в современном мире, должен руководствоваться Основами социальной концепции. Этот документ дает проповеднику важную богословскую опору в его суждениях. 5.7.5. Проповедь и политика

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/g...

Но вдруг, выходит Владыка из своих покоев, и так тихо и кротко и ласково говорит: Ну, а что?.. Вода пошла назад?! Сказал он эти слова, как бы спрашивая нас. И лишь только мы хотели отвечать, хотя и не знали – что и как... потому что не могли определить уровень воды, он, не дав нам выговорить, продолжал: ну слава Богу! Бог ведь милостив! Успокойтесь же! Скоро и всё пройдёт... В этот же самый момент, действительно, бывшие внизу люди от радости закричали, что вода пошла на убыль и весьма быстро». Сказав это, старец не удержал своих слёз и, видимо, радовался им, как благодатному утешению, и сквозь слёзной улыбки договаривал свой рассказ: «Да! вот какой я счастливец, что удостоился быть свидетелем такого истинного чуда от силы и действия молитвы нашего бывшего Владыки, которому во всё время я служил, как он был нашим Архипастырем Рязанским. И не диво впрочем, что он так был дерзновенен и силён в молитвах своих перед Господом Богом, как верный раб и истинный служитель Его. Силой его молитв, ещё прежде, как известно всякому из Рязанцев, был исцелён от тяжкой смертной болезни и тот самый господин Статский Советник Рюмин, который на свой счёт впоследствии возобновил в Рязани тёплый кафедральный собор. А гораздо прежде, когда Владыка служил ещё в Калуге, то же совершилось, что и во время наводнения в Санкт-Петербурге. Здесь молитвы его имели силу и действие над стихией водной, а там в Калуге – над стихией огненной, ибо известно, по дошедшим и к нам в Рязань рассказам, что в то время, когда загорелся тёплый собор, смежный со стенами покоев архиерейских, Владыка дотоле не вставал с подвига своей молитвы, пока его силой вытащили из комнаты, в которую дым начал уже пробиваться: а между тем пожар тут же и прекратился». Так окончил свой рассказ достопочтенный собеседник наш. Так и мы закончим наше повествование о первых годах святительского служения в Бозе почившего (1819–1828 г.) в трёх переменных местах его жительства – в Калуге, Рязани и Санкт-Петербурге, – закончим с той назидательной для нас и читающих мыслью, что и подлинно ни время, ни место, никакие перемены по служебным, частным и общественным условиям и отношениям в жизни не могут изменить истинного духа и характера (и во внутренних и внешних состояниях) в том, кто истинно верен своему призванию о Господе и приемлет его как талант по слову Свято-Евангельскому, дабы употреблять и приумножать его, не в себя, а в Бога богатея.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

Список биометрических персональных данных в России должен быть закрытым, считают в Синодальном отделе по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Москва, 12 августа 2022 г.      Необходимо создать закрытый список биометрических персональных данных и усилить ответственность за утечку этой информации для того, чтобы защитить сведения, в частности, о результатах медицинских обследований. Такое мнение 11 августа 2022 года высказал заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.В. Кипшидзе, передает Патриархия.ru . «Список персональных данных биометрического характера является открытым, нет законодательно установленного закрытого списка. По ДНК человека можно установить не только личность человека, но и его национальность, наследственные заболевания и еще массу данных. Поэтому, на мой взгляд, если действовать по логике защиты персональных данных, защиты хотя бы медицинской тайны, то необходимо установить закрытый список биометрических персональных данных», — пояснил В.В. Кипшидзе, выступая на заседании Общественного совета при Роскомнадзоре, посвященного нововведениям в регулировании оборота персональных данных. Он добавил, что сейчас любые наказания за утечку персональных данных носят «смехотворный характер». «По большому счету им [организациям] предоставлено практически ничем не ограниченное право пользоваться персональными данными в коммерческих целях, потому что они понимают, что даже если они что-то нарушили, то проще заплатить штраф в несколько десятков тысяч рублей, чем понести какие-то более существенные потери, которые могут быть, если не будут использовать эти персональные данные», — подытожил В.В. Кипшидзе. Ранее Архиерейский Собор Русской Православной Церкви выступил против дискриминации граждан, отказавшихся от использования электронных способов учета и идентификации личности. Документ «Позиция Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных» был принят в 2013 году. Собор заявил, что новые технологии учета и обработки персональных данных не должны быть «безальтернативными и принудительными». 12 августа 2022 г. Рейтинг: 9.9 Голосов: 135 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/147711.html

Святыи же вселенскии четвертыи собор, иже в царех благочестивого Маркиана, спредстояща и сдышуща имея, истинных убо догмат, слышательника, освящаше Халкидона града Вифинийского, суща нарочита. в тридесять же и шесть сот число протязашеся. Его же избраннии беша Анатолии царьствующего града архиерейских закон врученныи. Еще же и Паскасии, и Ликинсии, епископским блистаящася саном, с Нифантием презвитером, место держаще Льва святейшего папы Римского, его же слава велика и многа, и яже о благочестии ревность. С ними же Максим Антиохийскии. И Иеросалимскии же Иувеналии. иже Евтиха злочастного, и поборника его презоривого Диоскора, о злочестии вины истязавше. ибо и тии еже от разделения, Несториево заблуждение усвоивше, в подобное оному впадоша окаянство. Единого бо Господа нашего Исуса Христа, от Божества же и человечества разумеваемого, и в сих двоих поклоняемого естествох, во едино естество дерзостне и безумне смешаху сии и сливаху. от них же отеческого существа, ино естествена, и человеком иноплеменна, неразумне окаяннии сотвержающе. Аще бо едино Христово естество, или божествено всячески, или человеческо будет. или аще убо едино божествено, где человеческое. аще же человеческое, како не отвержени Божества бывают. аще же ино что кроме сих, сие бо оставляется, и к сему паче их имеется мудрование. како не иноестествено тем Христос, и Отца и нас вообразися. его же что убо злочестивейше, или безумнейше, человека быти, глаголати Божие Слово и Бога, о растлении его Божества, и о отъятии приятого человечества. сие бо последует всячески, не единого естества, но иного кроме сих Христа рещи дерзнувшим. тем же и такового злочестия, иже христоборных сих догмат вводницы, достойную казнь пострадавше, отъяти быша священства, и от всея церкве быша прокляти, со отгнанобывшими христоборней ереси. Правое же и непревратное православия мудрование, еще паче писательными же отеческими свидетельствы проповедася и облиста, единого Христа, сиречь едину Его ипостась, и два естества, Божество же и человечество, несмесне и нераздельне зримых и разумеваемых, треблаженным архиереом пресветле, богословившим и предавшим несомненне исповедовати во вся вселенные концы. Явлено же есть и отсюду, яко ими же убо хромым стопы исправляхуся, и слепым страсть во очесех протяжения возражашеся. мертвии же от врат ада возвращахуся, и к еже жити прелагахуся. и прочая богознамения, яже неудобно числити, свершахуся и показовахуся, божественого естества, явствене показовашеся достоинство; а ими же труды и болезни, и алчбу и жажду, и яже сим страдаше сродственая подобная, человеческого существа изъявляшеся свойство; от них же, ова убо боголепне, ова же человеколепне, той же Христос истинныи Бог наш совершив и соделав. едину убо его и естественую ипостась, двоя же и различная естества [существа] в неслиянне совокуплении, явствене же и не пререкованным словом показа и увери. и то о сих деяния, иже четвертого собора. Собор пятыи, на Оригена и иже тая мудрствующих злославных

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

В этом оффициальном соборном заявлении архиереев ярко вскрывается присущий им довольно своеобразный их взгляд на самих себя, на свое общественное положение и обязанности, на свое отношение к пастве. Архиерей, по их представлению, как «владыка“ и «великий господин“, мог жить только «в пристойных местех“, какими были города «многонародные“, когда в городах и окружающей их области было много церквей и монастырей, с которых бы архиерей мог получать довольные для его жизни и надлежащей обстановки доходы, почему в тех дальних городах, где христианское православное народонаселение не многочисленно, где мало церквей и монастырей – «епископом быть неудобно“. Неудобно им быть на бедных окраинах и потому еще, что там пришлось бы им заниматься миссионерством среди неверных, а подобное занятие для епископа собор иерархов находил тоже неудобным, несогласным с высоким общественным положением и достоинством «владыки“. Ввиду этого собор и постановляет: посылать в отдельные, окраинные, с малым христианским населением, города, где требуется просвещать и обучать неверных, не архиереев, а лиц низшего иерархического ранга: архимандритов, игуменов, священников, которые и должны заниматься там «обучением христианскому закону и просвещением неверных“. Очевидно древне-русский архиерей и представить себе не мог, чтобы ему, как архипастырю и преемнику самих Апостолов, можно было жить не в многонародном, а в каком-нибудь незначительном, отдаленном и малонаселенном городке, жить без обычной богатой, по-мирски пышной архиерейской обстановки, получать не большие, а только умеренные доходы, заниматься не делами только епархиального управления и совершением пышных архиерейских служений, а скромным и невидным делом, хотя и апостольским,– просвещения и обучения неверных. Государственный сановник убивал в древне-русском архиерее духовного архипастыря. С другой стороны древне-русские архиереи XVI и XVII столетий, полагаясь во всём только на волю и усмотрение благочестивейших государей, вместе с тем, как мы видели, в своей соборной деятельности проявляли очень малую архипастырскую заботливость о самых законных и настоятельных нуждах и интересах своей паствы, довольно индеферентно относились к ее религиозно-нравственному просвещению, улучшению и процветанию.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

С аналогичным заявлением выступил и член Государственного совета гр[аф] Д. А. Олсуфьев 341 . Вопрос об этом передан на Соборный совет. Итак, Дума и [Государственный] совет прекратили свое существование. И я, как член Государственного совета, тоже прекратил свое бытие. Полномочия мои должны были окончиться в следующем году. Я членствовал в Совете около одиннадцати лет 342 . Теперь открывается Предпарламент и будет заседать в том же столь знакомом Мариинском дворце 343 . По газетам на наших архиерейских местах в Совете будут восседать между прочим Вера Фигнер 344 , Е. Брешко-Брешковская, бабушка революции 345 . Sic transit... 346 Всенощную с митрополитом Вениамином слушали мы в Покровском Василия Блаженного соборе 347 , с богомольцами, отправившись туда пешком, в образе иереев. Служил сам о. Восторгов 348 . Мы вынесли очень хорошее впечатление от богослужения, сопровождавшегося от начала до конца общенародным пением. Эта молитва была общая – единым сердцем и едиными устами. Отец Восторгов пред кафизмою проповедовал. Народ усердно внимал ему. Хотя я не особенный поклонник Восторгова, но должен воздать ему должное: человек он умный и всякое дело, возложенное на него, он исполняет надлежащим образом. Воскресенье. 8-е октября. Слушал литургию в Успенском соборе, а служили: митрополиты Владимир, Тихон, Константин Могилевский и Иувеналий Тульский. После литургии был крестный ход вокруг Кремля в воспоминание освобождения Москвы от врагов. В крестном ходу и я принял участие. Погода была чудная. Конечно, такие грандиозные крестные ходы возможны только в Москве; но, к сожалению, порядку мало. А какой чудный Кремль с его причудливыми башнями. Вечером в помещении Митрополита было совещание епископов. Обсуждались разные текущие вопросы, вызываемые занятиями в отделах. Была речь об организации выступлений епископов по тем или иным вопросам в пленарном заседании. Тут же обсуждался вопрос о патриаршестве, так как в предстоящую среду он будет поставлен в формуле перехода в Отделе о высшем церковном управлении. Все признали необходимость восстановления патриаршества. Поэтому в конце собрания вместо «Достойно» воспели «Благословен еси Христе Боже наш».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

«Познавше убо мы, – заключали восточные патриархи своё определение о Никоне, – яко Никон не архиерейские употребляше кротости, но мучительски неправдам приложися: в хищения вдадеся, и мучительствы обвязася, по святым и божественных богопроповедников Апостолов, по вселенских же, средних и поместных благочестивых соборов правилам, сотворихом его всякаго священнодейства чужда: во еже бы ему к тому не действовати архиерейских. Ибо его совершенно извергохом и низложихом мы, Божиею милостию патриарси с омофоры и с епитрахили, со всем поместным преосвященным собором (и с греческими прилучившимися архиереи), изъявляюще, еже отныне вменятися и именоватися простым монахом Никону, а не к тому патриархом. Место же его обитания даже до последняго его издыхания определися, да будет обитель кая либо древняя и удобоприходная, во еже бы ему безпрепятно и безмолвно плакатися о своих грехах» 785 . Никон долго слушал безмолвно; наконец решился остановить Илариона, и сделал возражение против некоторых обвинений. Брань посыпалась на патриарха от рязанского архиепископа; Иларион, забыв всякое приличие, «лаял на Никона», как тогда выражались, и в своём неистовом состоянии называл его в храме Божием самыми ругательными именами: «Чадо! благодать во устну твоею, – кротко отвечал ему Никон. – Уста пастыря, – продолжал он, – должны произносить благословения, а не поношения и неправду». Тогда восточные патриархи вошли на амвон, и, помолившись пред царскими дверьми, обратились к Никону, и, указывая на его клобук, повелевали ему через толмача снять его с себя. «Почему же велите мне снять с себя клобук?» – спросил огорчённый Никон. «Собор осудил тебя, и дела твои обличили тебя, – отвечали ему патриархи. – Посему, – продолжали они, – ты недостоин отныне называться патриархом, как оставивший самовольно и с клятвою паству свою». «Пусть собор осудил меня, хотя и неправедно, – возразил им Никон, – пусть и дела мои, которых однакож не было на самом деле, обличили меня; пусть я и самовольно оставил паству свою, но да не будет, чтобы я сам с себя снял клобук – это знамение моих клятвенных обетов пред Господом – сохранить до конца жизни непорочное иночество.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/zh...

7) Наконец избранные представители от клира и мирян, избранные епархиальные архиереи, все архиепископы и митрополиты, собравшись на всероссийский церковный собор, избирают всероссийского патриарха, причем всероссийский собор определяет права, обязанности, пределы власти, подсудность патриарха, характер соуправляющих ему коллегий, их состав, круг деятельность, отношение к патриарху и всероссийскому собору и пр. Вот что приблизительно, судя потому, что сейчас предносится общественному сознанию о церковной реформе, стали бы говорить и на чем настаивать представители клира и прихожан, если бы к ним обратились, как бы и следовало, с предложением обсудить вопрос о реформе церковного управления. Конечно они, в тоже время, пожелали бы обсудить и другие неизбежные вопросы: о реформе духовных семинарий и академий, о реформе монастырей и монашества и т.п. Только вопрос об обер–прокурорской власти может быть при этом даже совсем и не возник бы, так как этой власти в том виде, как она существует теперь, не будет места там, где будет строго проведен принцип избираемости и соборности во всей церковной жизни и управлении. Что же касается власти обер–прокурора Св. Синода в ее теперешнем виде, то для беспристрастного определения ее значения в механизме нашего современного церковного управления, на нее нельзя смотреть только глазами одних архиереев, руководствоваться только их жалобами и вожделениями, а следует иметь в виду и другую тоже сильно заинтересованную в этом деле сторону – приходское духовенство. Один из современных церковных публицистов, занимающий видный чиновничий пост при Св. Синоде и, значит, особенно хорошо знакомый с характером современной архиерейской власти, говорит: «ни один в мире начальник не пользуется такой полнотой власти, широтой инициативы и безответственностью личного усмотрения, как русские архиереи, и они слишком мало зависимы от духовного центра власти и in principio и de facto» 6 . И действительно: все приходское епархиальное духовенство находится в полном бесконтрольном распоряжении епархиального архиерея, который без всякого стеснения может проявлять на нем и свое личное архипастырское усмотрение и свой владычный произвол, руководствуясь которыми, архиерей может во всякое время любого батюшку перевести из одного прихода в другой – худший, подвергнуть его той или другой каре, даже на время запретить священнодействовать и т.п.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

На ярусе звона колокольни сохранился уникальный исторически сложившийся действующий набор из 24 колоколов XVII–XIX веков. Над ярусом звона на четырёх сторонах колокольни расположены циферблаты действующих часов с золочёными стрелками и римскими цифрами. После надстройки в 1870 году вид колокольни практически не изменялся, исключая последовавшую в конце XIX века смену на белую окраски её стен (первоначально они имели светло-розовый цвет). Из числе переделок можно назвать закладку двух дверных проёмов, находившихся в интерьере на втором ярусе, на уровне верха крепостной стены, через которые осуществлялся проход сквозь колокольню из архиерейских покоев в Воскресенский собор. В 1980-е годы на ярусе звона была устроена деревянная решётка, ограждающая винтовую лестницу, ведущую на смотровую площадку, ограничивающая доступ к колоколам. В 1958 году главу колокольни заново вызолотили, золото для этих целей было выделено согласно Распоряжению Совета Министров РСФСР 3445-р от 20 августа 1956 г. «О выделении для реставрации позолоты купола колокольни Софийского собора в г. Вологде 408 книжек сусального золота». В 1967 году отремонтированы и вновь запущены бездействовавшие длительное время куранты. В 1980–1981 годах главу вновь вызолотили сусальным золотом, потратив 1 кг 200 г драгоценного металла. В 2001 году проведены реставрационные работы, связанные с ремонтом фасада. В 2018 году были проведены наружные противоаварийные реставрационные работы на барабане и крестах колокольни, произведена смена настила на площадке колокольного звона, заменён ряд деревянных элементов конструкций. В 2019–2020 годах реставрировались интерьеры колокольни: окрашены стены в интерьере, отремонтированы основная и винтовая лестница и рамы окон, палатка с действующим часовым механизмом сделана доступной для осмотра. В 2021 году за проект реставрации и приспособления колокольни на IV Всероссийском фестивале «Архитектурное наследие 2021» авторский коллектив АУК ВО «Вологдареставрация» награждён Бронзовым дипломомфестиваля в номинации «Реализация».

http://sobory.ru/article/?object=00233

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010