Перед Владимирскою иконою Божией Матери, нарочно принесенною из Успенского собора в Храм Христа Спасителя, после торжественной литургии и молебна 28 октября, схимник, член Собора, благоговейно вынул из урны один из трех жребиев с именами кандидатов, и митрополит Киевский Владимир провозгласил имя избранника – митрополита Тихона. С каким смирением, с сознанием важности выпавшего жребия и с полным достоинством принял преосвященный Тихон известие о Божием избрании. Он не жаждал нетерпеливо этой вести, но и не тревожился страхом, – его спокойное преклонение перед волей Божией было ясно видно для всех.Когда торжественная депутация членов Собора во главе с высшим духовенством явилась в церковь Троицкого подворья в Москве для «благовестия» о Божием избрании и для поздравления вновь избранного патриарха, преосвященный Тихон вышел из алтаря в архиерейской мантии и ровным голосом начал положенный по церемониалу краткий молебен. После молебна митрополит Владимир, обращаясь к новоизбранному, произнес: «Преосвященный митрополит Тихон, Священный и великий Собор призывает твою святыню на патриаршество Богоспасаемого града Москвы и всея России», на что митрополит Тихон отвечал: «Понеже Священный и великий Собор судил меня, недостойного, быти в таком служении, благодарю, приемлю и нимало вопреки глаголю». Вслед за провозглашенным затем ему многолетием митрополит Тихон обратился к Соборному Посольству с кратким словом: «Возлюбленные о Христе отцы и братие. Сейчас я изрек по чиноположению слова: «Благодарю, и приемлю, и нимало вопреки глаголю». Конечно, безмерно мое благодарение ко Господу за неизреченную ко мне милость Божию. Велика благодарность и к членам Священного Всероссийского Собора за высокую честь избрания меня в число кандидатов на патриаршество. Но, рассуждая по человеку, могу многое глаголать вопреки настоящему моему избранию. Ваша весть об избрании меня в патриархи является для меня тем свитком, на котором было написано: «плач, и стон и горе», и каковой свиток должен был съесть пророк Иезекииль ( Ueз II, 10; III, 1 ) Сколько и мне придется глотать слез и испускать стонов в предстоящем мне патриаршем служении, и особенно – в настоящую тяжелую годину! Подобно древнему вождю еврейского народа – Моисею, и мне придется говорить ко Господу: «Для чего Ты мучишь раба Твоего? И почему я не нашел милости пред очами Твоими, что Ты возложил на меня бремя всего народа сего? Разве я носил во чреве весь народ сей и разве я родил его, что Ты говоришь мне: неси его на руках твоих, как нянька носит ребенка?..

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

64 Таким образом нельзя согласиться с мнением Сергия Глушевского, отвергавшего, что чин Пещного действа перешел в Россию из Византин. Он говорить: «нет основания думать, что обряд этот перешел к нам из Византии. Обряда этого нет в древних греческих требниках и уставах; история в свою очередь не дает основания производить его с востока» (Руковод. для сельск. паст. 1863 г. Т. 3, стр. 18). Все это опровергается свидетельством Симеона Солунского . 65 В расходной книге Софийского собора на 1548 год написано, между прочим: того же месяца в 24 день в навечерии Рождества Христова приходили к архиепископу Христа славить софейский протопоп с братиею и дьяки певчие и подьяки… и архиепископ велел дати протопопу с братиею на собор полтину московскую, и т.д. звонцам московским дано алтын, халдеем двема дана гривна московская (Извест. Импер. Арх. Общ. 1861г. Т. III. стр. 36. Сообщено Куприяновым). 66 О славлении отроков с халдеями в приходорасходной книге Вологодского архиерейского дома есть такая запись: 1637 г. дек. 17 славили отроки, дано им 3 алт. 2 ден., уставшику их дана гривна, да халдеем 8 денег (Суворов. Опис. Вологод. Кафед. Собора. М. 1863 г., стр. 138). 68 Мы не имеем никакого основания согласиться с г. Сергием Глушевским, который говорит, что иногда из купола церковного по цепи паникадила и веревкам на блоках опускали, вместо архангелова образа, живого человека, если находился охотник (Руков. для сельского пастора 1863 г. Т. III, стр. 15). Откуда заимствовал это г. Глушевский – неизвестно. Он указывает на Известия Импер. Археологического Общества Т. I, стр. 374. Но там ничего подобного не говорится. 69 В Библии так сказано: Навуходоносор царь (услышав, что отроки поют) изумился и поспешно встал и сказал вельможам своим: не троих ли мужей мы бросили в огонь связанными? Они в ответ сказали царю: истинно так, царь! На это он сказал: вот я вижу четырех мужей не связанных, ходящих среди огня и нет им вреда. И вид четвертого подобен Сыну Божию. Тогда Навуходоносор подошел к устью печи раскаленной огнем и сказал: Седлах, Мисах и Авденаго, рабы Бога Всевышняго! Выйдите и подойдите. Тогда Седлах, Мисах и Авденаго вышли из среды огня (Даниила, гл. III, 91–93).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

  Итак, Архиерейский Собор и должен быть и называться Поместным Собором. Соответственно, именно епископам, а не мирянам, принадлежит и право избрания Патриарха, и власть его поставления. С учётом сказанного, вцелом я – за 3-й пункт (за исключением некоторых подробностей, о которых в основном тоже упомянул).   При этом следует учесть, что, согласно канонам, мирянам принадлежит право одобрения (или не одобрения) избрания епископа, согласия (или не согласия) на его поставление. А не право самого «избрания» епископа или священника, как ошибочно думают «православные демократы», знающие каноны лишь понаслышке. И это право мирян должно осуществляться в порядке предсоборных совещаний, на уровне приходов. И выражаться через естественных представителей (т. е. предстоятелей) на предсоборных совещаниях высших уровней. А не через искусственно выбранных «делегатов от мирян», путём искажения структуры самого Собора через допуск мирян на него. Таким же образом должно осуществляться право согласия (или не согласия) мирян и при избрании Патриарха. свящ. Алексей Шляпин 19 июля 2011г. 21:25 Мой официальный отзыв благочинному 2 О форме голосования   Первый тур должен осуществляться путём голосования. Пусть тайного. Но ему должна предшествовать возможность открытого, гласного обсуждения кандидатов со стороны всех тех епископов, кто хочет выразить своё мнение о том или ином кандидате гласно. «И в те дни Петр, став посреди учеников, сказал...: ...Итак, надобно, чтобы один из тех, которые находились с нами во всё время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус, начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его. И поставили двоих...» (Деян. 1, 15-23).   На второй тур должно выводиться не обязательно три кандидата, а, независимо от числа, все те, кто набрал очевидно преимущество голосов на фоне общей картины голосования, будь то один или больше трёх.   А на последнем этапе выбора (во втором туре) более соответствует Свящ. Писанию практика жребия . «...И помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал принять жребий сего служения... И бросили о них жребий ...» (Деян. 1, 24-26). Именно практика жребия на последнем этапе окончательно отсекает человеческий фактор (возможность пристрастия, рассчёта, давления и т. д.) и даёт место Духу Святому.

http://bogoslov.ru/article/1762766

Архив Пн Позиция Русской Православной Церкви по реформе семейного права и проблемам ювенальной юстиции 4 февраля 2013 г. 16:25 Документ принят Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 4 февраля 2013 года. Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви (2-5 февраля 2013 года) Позиция Русской Православной Церкви по реформе семейного права и проблемам ювенальной юстиции В данном документе под «ювенальной юстицией» понимается: Церковь неустанно заботится об укреплении семьи как богоустановленной ценности («И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» Быт 1:27-28). Пятая Заповедь Божия гласит: «Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Исх. 20:12). Бог дал власть родителям над своими детьми. В Священном Писании читаем: «Господь возвысил отца над детьми и утвердил суд матери над сыновьями» (Сир. 3:2). Апостол Павел призывает: «Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу. Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали» (Кол. 3:20-21). Церковь, утверждая, что духовно здоровая семья — важнейшая основа благополучия общества, открыта к сотрудничеству с государством и различными общественными силами в вопросах защиты семьи и детства. Острыми проблемами современного общества являются большое количество брошенных детей; попрание семейных ценностей, в том числе под влиянием средств массовой информации и коммуникации, пропагандирующих пороки и потребительские интересы; рост количества сексуальных преступлений против детей; распространение детской порнографии. Церковь поддерживает усилия государства, направленные на защиту детей от преступных посягательств, в тех случаях, когда родители сами не могут или не стремятся защитить детей, даже если это приводит к лишению родительских прав как к самой крайней мере. В случае, если передача ребенка на воспитание лицам, не являющимся его родственниками, неизбежна, необходимо обеспечить преемственность его воспитания в религиозном и культурном отношении.

http://patriarchia.ru/db/text/2774805.ht...

Архив Пн Послание Архиерейского Собора Русской Православной Церкви пастырям и пастве Православной Украины 15 января 2009 г. 03:58 Возлюбленные отцы, братья и сестры, благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа (2 Кор. 1:2). Архиерейский Собор обращается к вам с разъяснением своего единодушного взгляда на вопрос о предоставлении полной канонической независимости Украинской Православной Церкви. Свободная и всеобъемлющая дискуссия, развернувшаяся на Соборе, показала, что большинство духовенства и верующих во многих украинских епархиях не приемлет идеи автокефалии, в то время как в западных областях Украины она большинством поддерживается. Мы понимаем настроения и тех и других, искренне желая, чтобы полнота церковная вынесла на сей счет свое решение на очередном Поместном Соборе Русской Православной Церкви. Одновременно мы пастырски предостерегаем вас, отцы, братья и сестры: не позволяйте греху озлобления, недопустимому в обществе верующих, входить в сердца ваши всякое раздражение, и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас, но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас (Еф. 4:31-32). Едиными устами и единым сердцем говорим: пусть воля православного народа Украины в отношении полной канонической независимости будет выражена через мирное, взвешенное, компетентное и по-христиански благочестивое обсуждение этого вопроса, без насилия, экстремизма и политического давления. Законный канонический порядок предоставления автокефалии предполагает принятие соответствующего решения на Поместном Соборе в согласии со всеми Поместными Православными Церквами. Не приведи Господь, чтобы обсуждение проблемы украинской автокефалии создало в Церкви Божией еще один раскол, привело к каноническому хаосу. Слово наше также к тем, кто называет себя сегодня Украинской Автокефальной Православной Церковью. Дорогие, давайте подумаем вместе, как начать диалог для уврачевания духовного разделения, из-за которого скорбят и наши и ваши сердца, и восстановить разрушенное единство.

http://patriarchia.ru/db/text/526292.htm...

Блж. Иероним Стридонский (30, с. 554) Поелику супружеский закон соделал их [супругов – С. М.] одною плотию, то апостол справедливо тело жены назвал принадлежащим мужу, а также и тело мужа – состоящим под властию жены. Но здесь женам первым изрек закон, потому что у жен большею частию, преимущественно пред мужьями в обычае любить воздержание. Блж. Феодорит Кирский (31, с. 319) Как Христос, будучи главою Церкви, промышляет о ней и спасает ее, так и муж – спаситель жены, тела своего. Как же телу сему не повиноваться главе, пекущейся о нем и спасающей его? Блж. Феофилакт Болгарский (30, с. 540) Как во всем повиноваться [жене мужу – С. М.]? И тогда будто повиноваться, когда он уклонится в неверие и ее станет склонять к тому же?… У апостола здесь слово не о неверных, а о верных мужах. Христос – глава Церкви – Бог есть, собирает и ведет Церковь Свою к вечной славе. Это она знает и, не колеблясь повинуется Ему во всем, что угодно Ему творить в ней и с нею во внутреннем ее устройстве и во внешней участи. Но о человеке всегда уместно сомнение, а потому и ограничение этого во всем. Оно, впрочем, и в речи апостола очень сильно ограничено словом яко Господу, которое дает и такую мысль: в целях и в видах Господа, как в послании к Колосянам и сказано: Якоже подобает, о Господе (3: 18); и еще более сравнением главенства мужа с главенством Господа, которое исходит из спасения. Что за спаситель муж, если он спасает тело только под условием погубления души?! Блж. Феофилакт Болгарский (30, с. 541–542) Приложение 3 Социальная концепция Русской Православной Церкви о браке и семье (Архиерейский Собор, М., 2000) Различие между полами есть особый дар Творца созданным Им людям. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их (Быт. 1: 27). Будучи в равной степени носителями образа Божия и человеческого достоинства, мужчина и женщина созданы для целостного единения друг с другом в любви: Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть (Быт. 2: 24). Воплощая изначальную волю Господа о творении, благословенный Им супружеский союз становится средством продолжения и умножения человеческого рода: И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею (Быт. 1: 28) (Х, 1).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Вспоминая это видение и видя в нем явное благоволение Божие и не желая отказать усердным мольбам собора, святой Николай принял паству. Собор епископов со всем церковным клиром совершили над ним посвящение и светло праздновали, веселясь о дарованном Богом пастыре, святителе Христовом Николае. Таким образом Церковь Божия приняла светлого светильника, который не остался под спудом, но был поставлен на подобающем ему архиерейском и пастырском месте. Удостоенный сего великого сана, святой Николай право правил слово истины и мудро наставлял свою паству в учении веры. В самом начале своего пастырства угодник Божий так говорил себе: — Николай! Принятый тобою сан требует от тебя иных обычаев, чтобы ты жил не для себя, но для других. Желая научать своих словесных овец добродетелям, он не скрывал уже, как прежде, своего добродетельного жития. Ибо прежде он проводил свою жизнь, втайне служа Богу, Который Един только ведал его подвиги. Теперь же, по принятии им архиерейского сана, жизнь его стала открыта для всех, не по тщеславию пред людьми, но ради их пользы и умножения славы Божией, чтобы исполнилось слово Евангельское: Мф. 5:16 — «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного». Святой Николай по своим добрым делам был, как бы зерцалом для своего стада и, по слову Апостола, 1 Тим. 4:12 — «будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте». Он был нравом кроток и незлобив, смирен духом и избегал всякого тщеславие. Одежды его были просты, пища — постническая, которую он всегда вкушал только один раз в день, и то вечером. Весь день он проводил в приличных его сану трудах, выслушивая просьбы и нужды к нему приходящих. Двери его дома были открыты для всех. Он был добрым и доступным для всех, сиротам он был отец, нищим — милостивый податель, плачущим — утешитель, обиженным — помощник и всем — великий благодетель. В помощь себе в церковном управлении он избрал двух добродетельных и благоразумных советников, облеченных пресвитерским саном. Это были известные во всей Греции мужи — Павел Родосский и Феодор Аскалонский.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/517/...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В храме Христа Спасителя можно будет поклониться ризе Христа и гвоздю от Креста Господня 06.04.2012 В Вербное воскресенье, 8 апреля, по окончании литургии в храме Христа Спасителя в Москве состоится торжественное вынесение ковчега с частицей ризы Христа и гвоздем от Креста Господня на середину храма. Святыни в течение недели будут доступны в храме для молитвенного поклонения верующих, сообщает в четверг сайт Московского патриархата. Затем ковчег будет принесен в Пензенскую епархию, где верующие также смогут прикоснуться к святыне. Ранее с соответствующей просьбой к патриарху обратился епископ Пензенский и Кузнецкий Вениамин. Согласно евангельскому повествованию, риза Господня по жребию досталась одному из воинов: " Итак, сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, - да сбудется реченное в Писании: " разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий " . До XVII века святыня хранилась в патриаршем храме города Мцхета - древней столицы Грузии. В 1617 году Грузия была захвачена персидским шахом Аббасом, солдаты которого разорили храм и передали ризу шаху. В 1624 году он предложил ее царю Михаилу Романову. Вскоре риза была доставлена в Москву и помещена в патриарший Успенский собор Кремля. Позже риза была разделена на несколько частей, которые оказались в Софийском соборе Киева, в костромском Ипатьевском монастыре, в Ярославле и в двух храмах Санкт-Петербурга. Фрагмент ризы был передан премьер-министром Владимиром Путиным патриарху Алексию II 19 ноября 2007 года, в дни празднования 90-летия восстановления патриаршества в России. До недавнего времени этот фрагмент хранился в коллекции музеев Московского Кремля. Животворящий крест Господень вкупе с четырьмя гвоздями был обретен равноапостольной царицей Еленой в IV веке. Со временем гвозди были распространены по всей Европе. С первых веков христианства с этих гвоздей делались многочисленные копии, в которые вкладывались и подлинные частицы, и в итоге новые гвозди также почитались как святыни. Гвоздь, хранящийся в храме Христа Спасителя, был передан Церкви из запасников музеев Московского Кремля 29 июня 2008 года. После литургии и благодарственного молебна по случаю завершения Архиерейского Собора и празднования 1020-летнего юбилея Крещения Руси президент Дмитрий Медведев вручил девять реликвий Алексию II. Среди них - гвоздь от Креста Господня. Интерфакс-Религия / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 06.04.2012 15:39:59

http://drevo-info.ru/news/12720.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 О ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru О принципах организации социальной работы в Русской Православной Церкви , документ, принятый 4 февраля 2011 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви Первоначальный проект данного документа был составлен комиссией Межсоборного присутствия по вопросам организации социальной деятельности и благотворительности в период с 29 января по 1 октября 2010 года; 16 декабря 2010 года проект был рассмотрен и принят в первом чтении президиумом Межсоборного присутствия, после чего документ был направлен на отзыв в епархии и опубликован в сети Интернет для проведения общественной дискуссии. Проект был переработан редакционной комиссией под председательством патриарха в ее заседаниях 25-27 января 2011 года с учетом комментариев и предложений, поступивших из епархий или выраженных в ходе общественной дискуссии. Пленум Межсоборного присутствия, заседавший 28-29 января 2011 года под председательством патриарха, внес поправки в проект документа и постановил представить его на Священный Синод для последующего рассмотрения на Архиерейском Соборе. Священный Синод в своем заседании от 31 января 2011 года определил включить документ в повестку дня Архиерейского Собора. 4 февраля 2011 года Освященный Архиерейский Собор, внеся поправки, принял документ. Полный текст : 1. Исполняя заповеди Христа Спасителя, Церковь свидетельствует о Нем и Его Царстве, осуществляя служение любви и милосердия к ближнему. Жизнь в Церкви есть непрестанное служение Богу и людям. К этому деланию призывается весь народ Божий. Каждому члену Церкви даются особые дарования для служения всем: «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» (1 Пет. 4, 10). Члены Тела Христова, участвуя в общем служении, выполняют и свои особые функции, сообразуясь со способностями, возможностями, навыками и опытом: «Служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех» (1 Кор. 12, 5-6). Нераздельный церковный организм участвует в жизни окружающего мира во всей полноте, однако духовенство, монашествующие и миряне могут по-разному и в разной степени осуществлять такое участие.

http://drevo-info.ru/articles/25731.html

И апостол Пётр учит жён тому же: «Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие. Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» ( 1Пет. 3, 1– 4 ). Мужу, на основании учения, изложенного в Священном Писании, принадлежит право управлять семьёй, но действовать при этом не с помощью жестоких и крутых мер, а посредством доброго совета и примера. Жена же обязана повиноваться мужу во всём и слушаться его, если только он не требует от неё чего-либо противного заповедям Божиим и Его нравственному закону, ибо в таком случае справедливее более слушать Бога, нежели человека ( Деян. 4, 19 ). Комментируя учение апостола Павла о браке и семье, Архиерейский Юбилейный Собор 2000 года в принятых им «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» подчеркнул: «Высоко оценивая общественную роль женщин и приветствуя их политическое, культурное и социальное равноправие с мужчинами, Церковь одновременно противостоит тенденции к умалению роли женщины, как супруги и матери. Фундаментальное равенство достоинств полов не упраздняет их естественного отличия и не означает тождества их призваний как в семье, так и в обществе. В частности, Церковь не может превратно толковать слова Апостола Павла об особой ответственности мужа, который призван быть «главою жены», любящим её, как Христос любит Свою Церковь, а также о призвании жены повиноваться мужу, как Церковь повинуется Христу ( Еф. 5, 22 – 23 ; Кол. 3, 18 ). В этих словах речь идёт, конечно же, не о деспотизме мужа или закрепощении жены, но о первенстве в ответственности, заботе и любви; не следует также забывать, что все христиане призваны к взаимному «повиновению друг другу в страхе Божием» ( Еф. 5, 21 ). Поэтому «ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. Ибо, как жена от мужа, так и муж через жену, все же – от Бога» ( 1Кор. 11, 11 – 12 ) (Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Х. 5).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010