Вот так мы теперь работаем на общецерковном уровне. Поэтому все решения, которые принимает Архиерейский Собор, это не решения, которые Патриарх или Синод спускают сверху, — это решения, которые вырастают снизу и которые поддерживаются церковной иерархией настолько, насколько убедительна лежащая в их основе аргументация, насколько она соответствует православному Преданию. Именно так действовал Архиерейский Собор в феврале сего года, принявший целый ряд очень важных решений, которые, в первую очередь, касаются приходской жизни. Совершенно очевидно, что мы с вами живем в эпоху, когда перед человеком, особенно молодым, лежит целое поле соблазнов, искушений — заминированное поле. Внешне оно очень привлекательно: цветут красивые цветы, зеленеет травка, журчат свежие потоки, и уж так хочется пробежаться по этому полю, а где-то вдали грезятся прекрасные образы счастливой жизни, процветания, личного благополучия, материального роста, достатка, наслаждений, которые эта картина райской жизни будто бы открывает перед человеком. И люди устремляются по этому полю — а оно заминировано. Наша современная цивилизация рисует перед человеком эту заманчивую картину. Возьмите фильмы, рекламу, глянцевые журналы — это же какой-то сказочный мир благополучия! А ведь огромное количество людей верит в это как в нечто вполне реальное, и это не просто реклама — это еще и приглашение к тому, чтобы соучаствовать в построении этого мира. А как соучаствовать? Больше зарабатывать, больше тратить, больше наслаждаться, больше радоваться жизни… Одни наши телевизионные передачи чего стоят! Каждый день телевидение смешит людей, а ведь все эти развлекательные программы уже никому неинтересны, большинство зрителей выключают эти передачи — а нас все развлекают, смешат, развлекают… Так происходит некая подмена человеческого счастья — радость, внутренняя радость человека, которая и есть синоним счастья, подменяется весельем, а веселье быстро проходит, особенно после похмелья. Вот и натыкаются люди на эти мины — верят в то, что им показывают, а на самом деле все это не так. Потому мы и видим сейчас колоссальный рост алкоголизма, наркомании, количества самоубийств, разводов, абортов, а ведь счастливый человек всего этого делать не будет…

http://patriarchia.ru/db/text/1647938.ht...

В синодальной резиденции Русской Зарубежной Церкви в Нью-Йорке продолжаются заседания очередного Архиерейского Собора. Нью-Йорк. 13 мая. ПРАВМИР — В синодальной резиденции Русской Зарубежной Церкви в Нью-Йорке продолжаются заседания очередного Архиерейского Собора. Архиерейский Собор открылся во вторник 10 мая Божественной литургией и молебным пением, которые отслужили преосвященные архипастыри Русской Зарубежной Церкви во главе с митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Иларионом. По окончании богослужения и трапезы Высокопреосвященнейший владыка Иларион открыл заседания Архиерейского Собора. На проходящих сейчас заседаниях Собора рассматриваются вопросы, связанные с внутрицерковной жизнью и внешней деятельностью Русской Зарубежной Церкви. По завершении работы Архиерейского Собора состоится расширенное заседание Архиерейского Синода. Архиерейский Собор закроется 17 мая, в четвертую годовщину восстановления полноты братского общения внутри Русской Православной Церкви. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе

http://pravmir.ru/v-nyu-jorke-prodolzhay...

Митрополит Варсонофий: Не проявляя милосердия к своим помощникам, мы не вправе называться христианами Считаю, что одна из задач каждого архиерея – оказывать ежедневное внимание священнослужителям и сотрудникам епархий, в том числе, заботиться об их материальном достатке. В противном случае мы подталкиваем их к тому, чтобы они более заботились о собственном благосостоянии, нежели о духовном благополучии паствы. 13 февраля, 2013 Считаю, что одна из задач каждого архиерея – оказывать ежедневное внимание священнослужителям и сотрудникам епархий, в том числе, заботиться об их материальном достатке. В противном случае мы подталкиваем их к тому, чтобы они более заботились о собственном благосостоянии, нежели о духовном благополучии паствы. Прошедший в феврале 2013 года Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви принял «Положение о материальной и социальной поддержке священнослужителей, церковнослужителей и работников религиозных организаций Русской Православной Церкви, а также членов их семей». Как появился данный документ и зачем он нужен, в комментарии сайту «Илиинский приход» рассказывает инициатор создания Положения – управляющий делами Московской Патриархии митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий.  Два года назад Архиерейский Собор принял «Временное положение о материальной и социальной поддержке священнослужителей, церковнослужителей и работников религиозных организаций Русской Православной Церкви, а также членов их семей». В этом документе говорилось о том, каким образом епархиальным архиереям следует заботиться о материальном благосостоянии клира и паствы. Считаю, что одна из задач каждого архиерея – оказывать ежедневное внимание священнослужителям и сотрудникам епархий, в том числе, заботиться об их материальном достатке. В противном случае мы подталкиваем их к тому, чтобы они более заботились о собственном благосостоянии, нежели о духовном благополучии паствы. Не проявляя милосердия к своим помощникам, мы не вправе называться христианами. Напомню, проект «Временного положения» создавался Межсоборным присутствием Русской Православной Церкви путем обобщения лучших наработок епархий в области оказания материальной помощи священно- и церковнослужителям.

http://pravmir.ru/mitropolit-varsonofij-...

Из всех приведенных свидетельств об обязанностях и службе бояр у архиереев до конца XV века видно, что в то время бояре занимали у архиереев все служебные должности, какие в то время могли существовать при архиерейском дворе: они исполняли те или другие частные поручения архиерея, собирали архиерейские пошлины с духовенства или были десятильниками, присутствовали на суде митрополита или по его назначению были судьями временными, поставленными для известной местности и известных лиц, отправляли военную повинность с архиерейских земель, словом – все служебные обязанности как самые высшие, так и самые низшие, какова должность сборщика податей, до второй половины XV века исполнялись архиерейскими боярами. С XV века, когда произошло разделение бояр на бояр собственно и детей боярских, и когда число их при архиерейских дворах сделалось очень ограниченным, они стали занимать только самые высшие должности, на все же низшие должности стали назначаться дети боярские. Из обширного первоначально и разнообразного круга обязанностей бояр за ними оставлена была одна важнейшая обязанность: постоянно находиться при архиерее, разбирать и решать, по указанию архиерея, все дела, которые поступали к нему, помимо низших инстанций. Конечно такое разграничение должностей при архиерейском дворе совершалось не вдруг, а постепенно; только с течением времени за боярами все более и более постоянно стали приурочивать обязанности судей, с оставлением всех других обязанностей, которые возлагались на них прежде. Собственно, со всею ясностью и определённостью судные обязанности бояр в первый раз были высказаны в половине XVI века стоглавым собором, и только с этого времени мы встречаем их всегда уже исключительно в качестве судей. Стоглавый собор, желавший ввести во все церковное управление порядок, более строгий и более соответствующий канонам, нежели какой был прежде, особенно занялся вопросом о святительском суде, хотел внести сюда большую определенность и отчетность, нежели какие были прежде. Собор прежде всего настаивает, чтобы все духовные лица во всех, собственно духовных, делах были всегда судимы духовными же лицами, так чтобы светские лица даже и не присутствовали на этом суде: «а бояре митрополичьи в том суде у святителей не сидят, развее писарей, кому те дела записывати...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Екатеринбургский церковный суд испугался принять решение Митрополит Леонид (Горбачёв) уже заявил, что подаст апелляционную жалобу в случае вынесения в отношении него обвинительного приговора. ТАСС предполагает , что иерарх подаст жалобу в Архиерейский собор Русской Православной Церкви. Отрадно, что владыка Леонид, в отличие от иных подсудимых, не собирается «искать правду» у стамбульского разбойника. Действительно, согласно п. 5 главы III Устава Русской Православной Церкви Архиерейский Собор является церковным судом высшей инстанции. Как таковой он правомочен рассматривать и принимать решения: в первой и последней инстанции по догматическим и каноническим отступлениям в деятельности Патриарха Московского и всея Руси; в последней инстанции: а) по разногласиям между двумя и более архиереями; б) по каноническим проступкам и вероучительным отступлениям архиереев; в) по всем делам, переданным ему общецерковным судом для окончательного решения. Подсудимые клирики, за исключением митрополита Леонида, не только проявляют вероломное, раскольническое поведение, но и демонстрируют полное отсутствие канонического (правового) сознания и элементарного уважения к институциям, в том числе церковным. В большинстве правопорядках издревле сложилась традиция обращения к судам других юрисдикций только после полного исчерпания внутренних средств судебной защиты. В этом отношении можно сослаться на Европейский суд по правам человека. Согласно ч. 1 ст. 35 Конвенции о защите прав человека и основных свобод ЕСПЧ может принимать дело к рассмотрению только после того, как были исчерпаны все внутренние средства правовой защиты, как это предусмотрено общепризнанными нормами международного права, и в течение шести месяцев с даты вынесения национальными органами окончательного решения по делу. Также судебная система всех стран мира иерархична: лицо не может обратиться в вышестоящий суд, не обратившись ранее в нижестоящий. На этом принципе построена и российская судебная система. В частности, лицо не может обратиться за защитой в кассационный суд, минуя апелляционную инстанцию. Эта позиция отражена в п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 17 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции» обращение в кассационный суд общей юрисдикции с кассационными жалобой, представлением на судебные постановления, указанные в части 2 статьи 377 ГПК РФ, возможно, если лицами, участвующими в деле, и другими лицами, права и законные интересы которых нарушены судебными постановлениями (часть 1 статьи 376 ГПК РФ), были исчерпаны иные установленные ГПК РФ способы обжалования судебного постановления до дня вступления его в законную силу. Под иными способами обжалования судебного постановления суда первой инстанции в данном случае следует понимать обжалование его в апелляционном порядке.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/01/30/ce...

ки линии архиерейского синода в Карловцах против митрополита Евлогия представляют крайнюю правую монархическую группу, которая выбирает высший церковный орган и митрополитов не на основании церковно-канонических соображений, а на основании своих политических симпатий, своих черно-реакционных вожделений. Если бы архиерейский синод и архиерейский собор обнаружил вдруг более левое и свободолюбивое церковное направление, если бы он порвал с правым монархическим течением, то нынешние его сторонники отступили бы от него и начали бы отрицать его церковность и его авторитетность. Таковы ведь и коммунисты, которые для себя признают полноту свободы, но не дают дышать свободно другим. Все эти крайние правые монархисты в эмиграции вполне признают для себя свободу совести и свободу выбора и полагают авторитет церкви, где им хочется и нравится, наделяя авторитетом тех митрополитов и епископов, которые потакают их инстинктам и сочувствуют им. Я не раз слыхал от русских в Берлине, что они не признают авторитета митрополита, юрисдикции которого они подчинены, потому что им не нравится его направление. Голоса Церкви, который осудил бы их вожделения и политические симпатии, эти люди никогда бы не послушались и не признали бы его церковным. Ведь они никогда не желали слушать Патриарха Тихона, т. е. верховный орган православной русской церкви, не слушали его и епископы, которым не нравилось направление патриарха. Само образование архиерейского синода было нарушением воли патриарха, было самочинным актом. Все эти своевольные люди правого лагеря никогда не признавали свободы церкви и всегда отстаивали насилие государства над церковью, вернее, не государства, а своего политического направления, своих интересов. Первый карловацкий собор, осужденный патриархом, весь прошел под знаком засилья правых монархических организаций над церковью. При чем же тут иерархичный церковный авторитет! Его не признают, когда он не нравится. Сейчас в правой эмиграции признается церковный авторитет там, где одобряются и поощряются реакционно-реставраторские политические вожделения, где есть одержимость духом обскурантизма и злобной манией «жидо-масонства». С канонами никто не церемонится и ими лишь лицемерно и лживо прикрываются. Совершенно ясно, что с канонической точки зрения правда на стороне Митрополита Евлогия, но право-клерикальное направление признает, что церковный авторитет принадлежит архиерейскому синоду, потому что он выражает их дух и их стремления. Правоклерикальное направление и состоит из тех людей, которые хотят засилья церкви своей политикой, монархической государственностью. Оно тоже признает примат свободы над авторитетом, но только собственной свободы. Оно проэцирует свою свободу или свое своеволие в орган, который им нравится и им подходит. И эта ложь должка быть изобличена и изобличается самой жизнью. Карловатский епископат есть известная партия, известное течение, а не голос Цер-

http://predanie.ru/book/221184-stati-v-n...

Сегодня, как и в конце XIX века, деятельность братств и обществ трезвости не ограничивается одним направлением: по мере своего развития они начинают участвовать во всевозможных диаконических проектах и программах. Через служение в сестричествах и братствах христиане научаются любви, самоотверженности, кротости, долготерпению, смиренномудрию и другим добродетелям. ПОСТАНОВИЛИ: Утвердить Положение об организации сестричеств и братств диаконической направленности.   ЖУРНАЛ 116 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о церковном положении в Абхазии в связи с поступающей информацией. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Выразить озабоченность в связи с продолжающейся антиканонической деятельностью запрещенных в священнослужении клириков Русской Православной Церкви. 2. Констатировать, что большинство православного духовенства, находясь в трудных условиях, стремится действовать в рамках канонической традиции и осуществляет пастырскую заботу о людях, включая проживающих в Абхазии чад Русской Православной Церкви. 3. Признать неотложным содействие урегулированию церковного положения путем диалога, осуществляемого на основе неуклонного следования священным канонам Церкви.   ЖУРНАЛ 117 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ об исполнении поручений Архиерейского Собора 2-5 февраля 2013 года по укреплению взаимодействия общецерковных и местных церковных структур с теологическими подразделениями светских высших учебных заведений. Справка: Архиерейский Собор 2-5 февраля 2013 года выразил удовлетворение развитием теологического образования в ряде стран, находящихся в области канонической ответственности Московского Патриархата, особо отметив, что «важной задачей остается существенное укрепление взаимодействия общецерковных и местных церковных структур с теологическими подразделениями светских высших учебных заведений». Также Архиерейский Собор указал: «Видится полезным создание с этой целью советов по теологическому образованию в епархиях» (пункт 20 Постановлений Собора). ПОСТАНОВИЛИ: 1. Епархиальным преосвященным, в чьих епархиях имеются теологические подразделения высших учебных заведений, до конца 2013 года создать под своим председательством епархиальные советы по теологическому образованию с приглашением к участию в их работе представителей церковной науки и образования, руководства теологических подразделений высших учебных заведений, руководства вузов и научных учреждений, а также представителей местной государственной власти, ответственных за сферу образования и науки.

http://patriarchia.ru/db/text/3275888.ht...

Между тем, светские архиерейские чиновники устраняются от всякого участия в епархиальных делах по инициативе самих же иерархов, собравшихся на собор 1667 года. Правда, на этом соборе присутствовали греческие патриархи, которым бы, по-видимому, можно приписать инициативу соборного решения о светских архиерейских чиновниках, но греческие иерархи сами собою, обыкновенно, не вмешивались во внутреннюю церковную жизнь русских и едва ли бы решились сделать такой шаг, который был неприятен всем русским иерархам, – это было не в их духе. Следовательно, упомянутое соборное решение должно принадлежать исключительно русским архиереям, которые вынуждены были к подобному решению очевидно какими-нибудь причинами. По-видимому, эти причины вполне очевидны: с одной стороны – сознание, что управление епархиальными делами и всем духовенством чрез светских мирских лиц не соответствует истинному характеру церковного управления, с другой стороны – злоупотребления светских архиерейских чиновников, их постоянные притеснения духовенству, жалобы последнего на подобное положение дел. На последнее обстоятельство указывает и самый собор 1675 года, как на побуждение к отстранению светских архиерейских чиновников от всякого участия в епархиальных делах: «мирстии судии духовнаго чина ни в чем да не судят и ни в чем не управляют… от них (светских чиновников) объявилося всякое безчиние ко священному чину налоги и обругательство и убытки» 72 . Но дело в том, что эти причины к отстранению светских чиновников от епархиального управления существовали всегда, а между тем архиереи до последнего времени не только не старались заменить их духовными лицами, но еще выражали, как мы уже видели, свое крайнее недовольство, если где это случалось. Следовательно, кроме указанных причин, должны были существовать и другие причины, которые в XVII веке изменили взгляд архиереев на значение их светских чиновников и заставили их избрать органами своей епархиальной власти исключительно духовных лиц. Такие причины действительно существовали.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви о ситуации в Черногории Заявление принято на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 9 июля 2019 года ( журнал 71 ). Священный Синод Русской Православной Церкви выражает глубокую обеспокоенность в связи с ухудшением положения епархий Сербского Патриархата на территории Черногории, где на протяжении нескольких лет единство Православия страдает от раскольнической деятельности так называемой «Черногорской православной церкви». В Черногории наметилась тревожная тенденция усиления давления властей на каноническое духовенство и верующих. Состоявшийся 9-18 мая 2019 года Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви констатировал, что в современной Черногории имеют место «попытки насильственного изъятия святынь в пользу канонически и реально не существующей " Черногорской православной церкви " , а также звучат угрозы разрушения отдельных мест молитвенного поклонения». Президент Черногории М. Джуканович на партийном митинге в Никшиче 8 июня 2019 года выразил намерение осуществить «восстановление Черногорской автокефальной Церкви». Особую тревогу вызывает опубликованный Правительством Черногории в мае 2019 года проект Закона о свободе религии и верований и правовом положении религиозных организаций, содержащий ряд дискриминационных мер, среди которых — изъятие в собственность государства части имущества Сербского Патриархата, включая здания храмов и монастырей. Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви характеризует законопроект как «антиевропейский и антицивилизационный», направленный на дискриминацию епархий Сербского Патриархата на территории Черногории и представляющий собой «прямое вмешательство во внутренние дела Церкви». Серьезные замечания в связи с отдельными положениями законопроекта высказала Европейская комиссия за демократию через право (Венецианская комиссия).

http://mospat.ru/ru/news/46229/

4. Архиерейский Собор вправе: пересмотреть в порядке надзора вступившие в законную силу решения Общецерковного суда; рассмотреть по представлению Патриарха Московского и всея Руси или Священного Синода вопрос об облегчении либо отмене канонического прещения (наказания) в отношении лица, осужденного предыдущим Архиерейским Собором (при наличии соответствующего ходатайства данного лица ). Статья 32. Порядок формирования и полномочия Судебной комиссии Архиерейского Собора. В случае необходимости рассмотрения конкретных дел по церковным правонарушениям Архиерейский Собор формирует Судебную комиссию Архиерейского Собора в составе председателя и не менее четырех членов в архиерейском сане, которые избираются Архиерейским Собором по представлению Священного Синода на период соответствующего Архиерейского Собора. Секретарь Судебной комиссии Архиерейского Собора назначается Священным Синодом из членов данной комиссии. Судебная комиссия Архиерейского Собора изучает материалы дела, составляет справку, содержащую канонический (с применением норм церковного права) анализ обстоятельств дела, и представляет Архиерейскому Собору соответствующий доклад с приложением необходимых документов. РАЗДЕЛ V. ПОРЯДОК ЦЕРКОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА. Глава 5. Порядок церковного судопроизводства в епархиальных судах и в Общецерковном суде первой инстанции. §1. Принятие дела к рассмотрению. Статья 33. Порядок принятия дела к рассмотрению. Сроки рассмотрения дела. 1. Дело, требующее исследования, передается епархиальным архиереем в епархиальный суд при наличии следующих оснований: заявление о церковном правонарушении; сообщение о церковном правонарушении, полученное из иных источников. О передаче дела в епархиальный суд епархиальный архиерей выносит соответствующее распоряжение, которое направляет в епархиальный суд вместе с заявлением о церковном правонарушении (при его наличии) и иными сведениями о церковном правонарушении. Решение епархиального суда по делу должно быть принято не позднее одного месяца со дня вынесения епархиальным архиереем распоряжения о передаче дела в епархиальный суд. При необходимости более тщательного исследования дела епархиальный архиерей может продлить данный срок по мотивированному ходатайству председателя епархиального суда.

http://sedmitza.ru/lib/text/429997/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010