не остались и без практических последствий и хоть отчасти все же достигли своей цели. Глава VI-я. О мерах борьбы с нравственными недостатками белого духовенства Постановление собора (3-е) о мерах борьбы с нравственными недостатками белого духовенства. Содержание постановления собора по данному предмету. – Чем вызвано было постановление. – Причины низкого уровня нравственности белого духовенства вообще и вдового в частности. – Значение соборного постановления. Собор 1682 года коснулся в своих постановлениях и таких вопросов, о которых царские предложения совершенно молчали. В том же 3-м ответе, в котором была речь о нестроениях в монастырской жизни, собор, далее, пишет: «да и о том соборне утверждаем, чтоб мирские люди вдовых священников в домех своих у крестов не держали, а буде кому из великих людей, из бояр, и из околничих, и из думных, кому не возможно быть без церковного служения, для домашних своих священника держать у себя в дому, и им бити челом на Москве святейшему патриарху; а в городех архиереом, и тем людем указ чинить святейшему патриарху и архиереом по своему рассмотрению, дать благословение священнику не вдовому. А вдовым попам и еромонахом отнюдь не давать благословения в мирских домах жить и службы церковные совершать, для того что в нынешнее время многие попы и дьяконы живут бесчинно, и упиваются безмерным пиянством, и дерзают бесстрашием не истрезвився служить божественную литургию и прочие церковные службы, утрени, вечерни, молебны, панихиды, такожде и церковные тайны, святое крещение, миропомазание, и благословение брака, и исповедание, и святое причащение, и над болящими елеосвящение действуют пьяные, и от такого бесчинного пианства в покаяние не приходят и не престают, и божественного писания не внимают, а архиерейское запрещение презирают: и таких бесчинников и пианиц архиереом от священства извергать по правилам..... и из тех вдовых попов, которые бесстрашники впредь учнуть без архиерейского благословения и без грамот служить у всяких чинов людей в домех, и таких бесчинников имать и ссылать по монастырям под крепкой начал, или отдавать в работу. А которые люди, без архиерейского благословения, учнут в домы свои таких бесчинников вдовых и отлученных попов призывать для церковные службы и церковных потреб, и такие люди под церковною епитимиею будут подлежать» (Ответ 3) 220 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Освященный Собор выражает надежду, что примеру создания военного духовенства в Вооруженных Силах Российской Федерации последуют другие государственные институты России, в которых предусмотрена военная служба, и что этот опыт будет востребован в тех государствах, находящихся в пределах канонической территории Московского Патриархата, где подобные решения еще не приняты. 41. Собор призывает умножить усилия, направленные на духовное просвещение казачества и вовлечение его в различные области церковной жизни. Казачество всегда было сильно православной верой. И сегодня воцерковление является главным условием подлинного возрождения казачества. 42. Констатируя неизменно высокий уровень внимания, уделяемого епархиальными архиереями духовному окормлению заключенных, члены Архиерейского Собора призывают светские власти тех государств, где эта деятельность не получила ясного правового оформления, предпринять шаги по исправлению ситуации. Синодальному отделу по тюремному служению и аналогичным церковным учреждениям в самоуправляемых Церквах надлежит вступить в диалог со светскими властями с целью урегулирования ситуации. Заслуживает положительной оценки инициированный Федеральной службой исполнения наказаний России проект по включению священнослужителей в работу исправительных учреждений на штатной основе. Эта инициатива требует активного участия епархиальных архиереев, которые, в частности, призваны определить священнослужителей, способных нести столь нелегкое послушание. 43. Выражая удовлетворение общим состоянием церковно-государственных отношений на каноническом пространстве Московского Патриархата, Собор считает важным развитие полномасштабного партнерства Церкви и государства в сферах образования и воспитания, благотворительности и социальной работы, сохранения культурного и исторического наследия. Полезным видится заключение соглашений, закрепляющих церковно-государственное партнерство. Следует особо отметить становление системного процесса передачи церковного имущества в России, в частности, на основе принятого закона «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». Отрадно, что аналогичный процесс успешно завершился в Латвии и Литве. Собор удовлетворен фактом принятия закона «О Латвийской Православной Церкви». 44. В ряде государств сохраняются проблемы, касающиеся юридического статуса церковных институтов, возращения несправедливо отнятых у верующих храмов и святынь, обеспечения права на доступ к положительным знаниям о религии, возможности создания и использования домовых храмов в больницах, социальных учреждениях, местах заключения. Члены Собора считают необходимым разрешение этих проблем на основе церковно-государственного диалога, направленного на выработку соответствующих правовых и административных актов, соглашений и договоренностей.

http://patriarchia.ru/db/text/1402551.ht...

А так как суд архиерейских бояр не отличался обыкновенно особым беспристрастием и справедливостью, то собор постановил: «у бояр в суде сидети старостам поповским, и пятидесяцким и десятским, по неделям, по два или по три, да грацкым старостам и целовальником, да земскому диаку, которым царь и государь прикажет». Всем этим лицам повелевается собором иметь с судных дел «противни» и прикладывать к ним свои руки так, чтобы засвидетельствованный подписью всех бывших на суде и подписью дьяка судный список, в одном экземпляре, хранился у бояр, производивших суд, в другом у целовальников, присутствовавших на этом суде, а хранился бы у дьяка в ларце, за боярскими печатями, «доколе те судные списки бояре перед святителем положат и обоих истцов пред ним поставят». Только после того как святители получат от обоих истцов утвердительный ответ, что суд им действительно был таков, как он записан в представленных списках, святители повелевают боярам произнести тот или другой решительный приговор по делу 132 . Таким образом стоглавый собор а) решительно определил круг деятельности архиерейских бояр, как постоянных судей при архиерее; b) он изъял из их подсудности все духовные лица по всем духовным делам, что прежде, как можно думать, не строго соблюдалось; с) он старался ограничить произвол и злоупотребления боярского суда тем, что ввел в их суд депутатов от духовенства и земства, без которых суд не мог состояться, и которые, присутствуя на суде, наблюдали за правильностью судопроизводства боярами; кроме того собор настоятельно заповедует святителям над своими бояры, и дворецким и дьяки «бречи накрепко», чтобы у них суд был праведен, безо всякие хитрости и коварства и всякаго лихоимства, и продажи и волокиты безмерныя, в противном случае он повелевает архиереям лишать своих бояр их достоинства и отсылать от себя 133 ; d) собор признает за боярами только право судебного разбирательства известного дела, поставлять же окончательно приговор они не могли, а обязаны были все дела на окончательное решение представлять самим архиереям, и только после того как последний находил их суд правильным, бояре, по его указанию, произносили решительный приговор.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

     Что происходило во время недавнего Архиерейского собора Украинской Православной Церкви на самом деле? Почему сорвалась встреча с Президентом страны? Какое влияние современный кризис имеет на будущее нашей Церкви? Об этом мы говорим с управляющим делами Украинской Православной Церкви митрополитом Бориспольским и Броварским Антонием (Паканичем). — Ваше Высокопреосвященство, 13 ноября состоялось важное событие в жизни Украинской Православной Церкви — Архиерейский собор, который стал едва ли не самым заметным событием не только церковной, но и общественно-политической повестки дня. Под приглашениями архиереям явиться в Киев для встречи с Президентом стояла Ваша подпись. Был ли Собор запланирован заранее или это было спонтанное решение? — Идея проведения Собора епископов неоднократно обсуждалась среди архиереев нашей Церкви. Необходимость проведения такого собрания назрела давно. Поэтому, когда от Президента поступило предложение о встрече с епископатом Украинской Православной Церкви, было решено воспользоваться тем, что епископат съедется в Киев, и провести как встречу с Президентом, так и Собор епископов. Иными словами, это не было спонтанное решение. Тем более, не буду скрывать, что среди наших иерархов были как те, кто выступал за, так и те, кто был против встречи с Президентом. Причиной таких настроений стали публичные высказывания первых лиц государства, направленные против Украинской Православной Церкви. В таких условиях было недостаточно решения членов Священного Синода, необходимо было обсудить этот вопрос со всем епископатом. Можно сказать, что в какойто степени совпали две необходимости: потребность в обсуждении общецерковных вопросов на уровне Собора епископов с необходимостью обсудить возможность и формат встречи с Президентом. — Просим Вас развеять мифы и рассказать нашим читателям — почему намеченная встреча все же не состоялась? — Мы хотели встретиться с Президентом уже давно. Еще в прошлом году мы звонили в Администрацию Президента с предложением о встрече. Однако наша просьба вызвала, я бы сказал, определенную нервозность. Нам посоветовали больше не обращаться с такими предложениями. Такая позиция была не понятна, но мы не стали настаивать и даже публично гдето об этом говорить. При этом считаем, что такое отношение государства к Церкви, которая объединяет миллионы верующих граждан, является неправильным. Как до нашей просьбы, так и после нее со стороны первых лиц государства были неоднозначные высказывания в сторону нашей Церкви.

http://pravoslavie.ru/117737.html

А как же патриаршие области, рассеянные почти по всем епархиям? Неужто Иоаким был столь последователен, что покусился на феодальные права собственной кафедры?! Очевидно, что на такое ни один служилый человек XVII в. не был способен. Относительно " домовых и приписных патриарших монастырей " собор принял специальное определение, выводящее их из-под общего правила: " Митрополитам, архиепископам и епископам... в патриаршие долговые и приписные монастыри, которые в епархиях будут обретаться, без патриаршего благословения и повеления, собою, архимандритов, и игуменов, и священного, и монашеского чина не посылать и не посвящать того ради, чтоб в тех монастырях впредь было безмятежно, а архиереям беспечально от наветов и небылых приносных слов святейшему патриарху " (то есть от доносов и клеветы близких к архипастырю настоятелей). В данном случае Иоаким поступил как московский служилый человек — и для московских дворян собор сделал такое же исключение, как для патриарших монастырей. " Архиереям... — говорилось в соборном определении о московских людях, — их не судить, а судить и всякими делами ведать людей их и крестьян, для того, что за московского чина людьми поместья и вотчины бывают в разных епархиях, и потому один человек у многих архиереев будет под судом " . Но сохранить полностью эту старинную привилегию московского дворянства — значило оставить духовенство в его власти. Чтобы расправиться с любым архимандритом, игуменом или протопопом, не говоря уже о простых священниках, человеку московского чина довольно было подать патриарху иск и взять на ответчика зазывную грамоту, по которой тот высылался в столицу. Здесь дворяне могли сколько хотели тянуть с судом, подавать все новые иски, пока несчастные представители духовенства, понеся большие убытки и вконец поистратившись, не соглашались на любую предложенную сделку. Собор постановил, что отныне зазывные грамоты будут даваться только на духовенство патриарших областей; судиться с остальными московские дворяне должны были в епархиях. Исключение делалось лишь для служивых, доказавших на специальном следствии, что никак не могут выехать в епархию или послать в архиерейский суд своего представителя. В таком случае зазывная грамота давалась не более чем на год (что говорит о реальных сроках обычной волокиты). Наконец, собор отважился грозить дворянину, проволочившему духовное лицо без суда целый год, потерей права на иск и даже взысканием расходов — " проести и убытка " — в пользу потерпевшего.

http://sedmitza.ru/lib/text/443316/

– в устранении так называемых светских архиерейских чиновников от вторжения в область архиерейского суда, составлявшую духовный суд в собственном смысле этого слова; – в поставлении суда этих светских архиерейских чиновников, насколько он был им предоставлен, под такой контроль гласности и общественного надзора, чтобы он стал по возможности судом справедливым. В отношении к жизни высшего и низшего духовенства Стоглавый собор указывает недостатки этой жизни того и другого класса духовенства, обращаясь в первом случае к совести самих епископов, а во втором случае поручая искоренение недостатков заботливости вновь учреждённых им надзирателей. Для приготовления и избрания по возможности достойных кандидатов в священники, которым преподаются подробные наставления относительно их обязанностей, собор озаботился заведением лучших училищ грамотности, нежели какие существовали прежде, и предписал епископам большую против прежнего строгость избрания. В отношении к монастырям и монахам заботы Стоглавого собора состояли: – в искоренении злоупотреблений по заведыванию имуществами и доходами монастырей со стороны их настоятелей и в установлении над этим заведыванием строгого контроля; – в изгнании из монастырей пьянства и разврата; – в запрещении настоятелям особых трапез в своих кельях и так называемых объездов по вотчинам; – в запрещении монахам и монахиням жить в одних монастырях и в монастырях особножитных жить мирянам; – в запрещении монахам и монахиням жить в миру: первым – священниками, вторым – просфоропеками у приходских церквей; – в запрещении монахам и монахиням волочиться по миру; – в принятии мер против строителей новых монастырей, делавших это не для Бога, а для обмана людей и для своего чрева. Относительно христианской жизни мирян Стоглавый собор, после общих в этом смысле увещаний, делает предписания: – против нравственных выдававшихся пороков времени (судебное целование креста на лживе и содомский блуд), – против безнравственных обычаев (стрижение бород, имевшее безнравственную цель, и мытье в банях мужчин вместе с женщинами),

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Собор выражает удовлетворение развитием межрелигиозных связей нашей Церкви, включая сотрудничество в рамках Межрелигиозного совета России и создание Межрелигиозного совета СНГ. В настоящее время такой диалог, служащий общим нуждам верующих разных религий и помогающий им ответить на общие вызовы, нуждается как в активизации, так и в постановке на твердую концептуальную основу. Священному Синоду поручается создать рабочую группу для составления концептуального документа, излагающего позицию Русской Православной Церкви в сфере межрелигиозных отношений. Собор приветствует положительное развитие отношений между Церковью и государством в России и большинстве других стран СНГ и Балтии. Сочтено весьма желательным установление широкого и активного церковно-государственного партнерства в различных сферах народной жизни. Приоритетными областями церковно-государственного сотрудничества признаны нравственное воспитание личности, укрепление семьи, защита материнства и детства, помощь детям-сиротам, пожилым и обездоленным людям, борьба с наркоманией, пьянством, беспризорностью, культом насилия и разврата, другими социальными пороками, а также забота о возрождении исторических памятников. При возникновении спорных вопросов между Церковью и государством видится необходимым их разрешение путем конструктивного, благожелательного, взаимно ответственного диалога. Представляется полезным развитие практики заключения договоров между церковными организациями и властными структурами на различных уровнях. Признавая и уважая принцип равенства граждан перед законом вне зависимости от их отношения к религии, Собор одновременно надеется на такое развитие законодательства, которое бы в большей степени учитывало тот факт, что Православие является традиционной религией на территории стран СНГ и Балтии, причем во многих из этих стран к Православной Церкви принадлежит абсолютное большинство населения. Следуя традиции большей части государств Европы, законодательство в славянских странах СНГ может и должно принять во внимание, что Православие оказало решающее влияние на формирование национальной культуры, государственности, нравственных и общественных идеалов народов, традиционно окормляемых нашей Церковью. Сохранение и возрождение их православной самобытности должны быть основой их будущего как свободных и духовно сильных наций. Утверждение этого на уровне государственного права будет способствовать не созданию для Церкви мирских «привилегий», которые ей не нужны, а раскрытию уникального созидательного потенциала православных народов.

http://sedmitza.ru/lib/text/429709/

9. Констатируя в целом благополучное становление организации епархий, находящихся в одном регионе, в митрополии, Архиерейский Собор призывает архиереев митрополий к дальнейшему активному и тесному взаимодействию при соблюдении как канонических прерогатив каждого архиерея, так и особой начальственной и координационной роли глав митрополий. Священному Синоду поручается изучить возможную необходимость внесения уточнений в Положение о митрополиях и, при соответствующем заключении, сформулировать и утвердить таковые. 10. Процесс введения в благочиниях и крупных приходах должностей помощников благочинных и настоятелей по миссии, по религиозному образованию, по работе с молодежью, по благотворительности, а также создание системы обучения профильных сотрудников в целом развивается успешно, и соответствующие должности в большинстве своем замещены. При этом Собор обращает внимание на то, что работа помощников благочинных не должна рассматриваться как нечто второстепенное, даже при ее совмещении с исполнением других обязанностей. Помощникам благочинных следует иметь соответствующее образование — очное или заочное, которое может быть, в частности, получено в центрах подготовки церковных специалистов, открывающихся ныне во многих епархиях. Учебному комитету совместно с профильными учреждениями надлежит продолжить работу по становлению этой системы образования. Синодальным учреждениям поручается озаботиться обучением руководителей епархиальных отделов как профильным знаниям, так и организационным навыкам, в том числе для координации работы помощников благочинных. Такое обучение должно носить кратковременный практический характер и осуществляться преимущественно дистанционно, с учетом занятости упомянутых руководителей. Кроме того, признается полезным проведение председателями синодальных учреждений регулярных онлайн-совещаний с руководителями соответствующих епархиальных учреждений. 11. Освященный Собор считает необходимыми дальнейшие усилия епархиальных архиереев по осуществлению в епархиях Русской Православной Церкви мер, предусмотренных Положением о материальной и социальной поддержке священнослужителей, церковнослужителей и работников религиозных организаций Русской Православной Церкви, а также членов их семей, утвержденным Архиерейским Собором 2013 года, в том числе через создание и реальную деятельность епархиальных попечительских комиссий. Кроме того, при определении места служения священнослужителя и его материального содержания важно по возможности принимать во внимание состав и численность его семьи.

http://patriarchia.ru/db/text/5076149.ht...

Файл : Свято-Николаевский собор Baлyйku6.jpg Материал из Азбука паломники История файла Нажмите на дату/время, чтобы увидеть версию файла от того времени. Дата/время Миниатюра Размеры Участник Примечание текущий 775 × 801 (175 Кб) Вы не можете перезаписать этот файл. Использование файла Следующая страница использует этот файл: Метаданные Файл содержит дополнительные данные, обычно добавляемые цифровыми камерами или сканерами. Если файл после создания редактировался, то некоторые параметры могут не соответствовать текущему изображению. Производитель камеры Canon Модель камеры Canon EOS 5D Mark II Время экспозиции 1/320 с (0,003125) Число диафрагмы f/14 Светочувствительность ISO 125 Оригинальные дата и время 17:33, 25 июня 2016 Фокусное расстояние 58 мм Заголовок Валуйки. Свято-Николаевский собор. Архиерейское подворье Автор Алексей Шаповалов Стерх Владелец авторского права Изображённый город валуйки Ориентация кадра Нормальная Горизонтальное разрешение 300 точек на дюйм Вертикальное разрешение 300 точек на дюйм Программное обеспечение Adobe Photoshop CC 2015 (Windows) Дата и время изменения файла 15:54, 29 июня 2016 Программа экспозиции Ручной режим Версия Exif 2.21 Дата и время оцифровки 17:33, 25 июня 2016 Выдержка в APEX 8,321928 Диафрагма в APEX 7,61471 Компенсация экспозиции Минимальное число диафрагмы 4 APEX (f/4) Режим замера экспозиции Матричный Статус вспышки Вспышка не срабатывала, подавление заполняющей вспышки Доли секунд оригинального времени 49 Цветовое пространство sRGB Разрешение по X в фокальной плоскости 3849,2117888965 Разрешение по Y в фокальной плоскости 3908,1419624217 Единица измерения разрешения в фокальной плоскости дюймов Дополнительная обработка Не производилась Режим выбора экспозиции Ручная установка экспозиции Баланс белого Автоматический баланс белого Тип сцены при съёмке Стандартный Серийный номер камеры 3431621204 Использованный объектив EF24-105mm f/4L IS USM Оценка (из 5) Дата последнего изменения метаданных 18:54, 29 июня 2016 Уникальный идентификатор исходного документа E61981DD2815D6734CBFBEF6F4499786 Ключевые слова Изображённая область, провинция или штат Белгородская область Изображённая страна Россия Изображённый район города Валуйский район Версия IIM 4 Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Файл:Свято-Ник...

Что касается церковного чина 245 , большинство членов Собора были мирянами или представителями белого духовенства. Согласно подсчетам, на Соборе присутствовало 10 митрополитов, 17 архиепископов, 52 епископа, 2 протопресвитера, 15 архимандритов, 2 игумена, 3 иеромонаха, 5 митрофорных протоиереев, 67 протоиереев, 55 иереев, 2 архидиакона, 8 диаконов, 26 псаломщиков и 299 мирян. Итого, мирян оказалось больше, чем духовенства: 299 мирян и 264 церковнослужителей. В среде духовенства архиереи оказались меньшинством: 79 против 195 церковнослужителей, из которых 149 в пресвитерском сане. Представителей белого духовенства было больше, нежели монашествующих: 163 немонашествующих церковнослужителя (129 священников, 8 диаконов, 26 псаломщиков) и 101 монашествующий, из которых всего 22 не были архиереями. Своеобразие Собора 1917 года заключается, следовательно, в численном преимуществе мирян. Это является плодом богословского осмысления соборности в 19 и в начале 20 века, сказалось в этом и влияние демократических реформ государства. Подобное воздействие проявилось ранее в выборах Московского и Петроградского митрополитов и в работе московского съезда духовенства и мирян в мае 1917 года. Однако миряне, присутствовавшие на Соборе, сплоченной партии не составляли. Некоторые сыграли решающую роль в качестве богословов или юристов, например, С. Н. Булгаков. Член Думы В. А. Потулов, посланный от нее делегатом, был даже избран председателем отдела по вопросам, связанным с приходом 246 , тогда как все остальные отделы избрали своими председателями архиереев. На Соборе присутствовало также два десятка крестьян. Что касается идей, то численное превосходство мирян и белого духовенства совсем не означало, что Собор от этого стал прогрессистским; наоборот: хотя в первые месяцы революции духовенство поддалось притяжению левых сил, епархиальные собрания, имевшие место после июльских дней (3–4(16–17) июля 1917 года), избрали делегатами на Собор людей скорее умеренных. Кроме того, за время работы самого Собора растущая угроза со стороны большевизма сплотила различные церковные слои в духе консерватизма, несмотря на первые либеральные шаги Собора. В результате, миряне и духовенство сохранили свое единство в отношении к священноначалию. Однако такое единство сил Собора не исключало различия во мнениях 247 . Консервативная тенденция сплотила большинство членов Собора вокруг архиереев 248 . Доминирующей личностью в ней был архиепископ Харьковский Антоний (Храповицкий) . Центристское течение, выставлявшее на первое место принцип соборности, находилось под предводительством философа Е. Н. Трубецкого и профессора С. Н. Булгакова. Левое меньшинство, представленное, в частности, протопресвитером армии и флота Г. И. Шавельским 249 и протоиереями Н. П. Добронравовым и Н. В. Цветковым, пользовавшееся поддержкой преподавателей духовных академий, пыталось создать некий противовес архиерейской власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010