Как же относятся к этому проекту перечисленные выше факторы? Что касается Архиерейского Собора, то назад тому два года он выработал проект нового церковного закона, по которому священники могут быть перемещаемы с одного прихода на другой и административно. Жалованье священникам архиерейским проектом предположено от 800 до 2 500 дин. Этой же нормы держался Архиерейский Собор и в заседаниях 1900 г. Министр просвещения и церковных дел, лично присутствовавший в заседаниях скупщины 1900 г. обещал всё сделать для улучшения положения священников. Но на основании какого проекта? Без всякого сомнения – архиерейского. Таким образом ни Архиерейский Собор, ни министр не совсем на стороне излюбленного духовенством крагуевачского проекта. Скупщина? Но если Архиерейский Собор не находит возможным вполне удовлетворить желания священников, то тем более трудно ждать щедрости от скупщины. Остается надежда на короля, милостиво обещавшего помочь бедственному положению сербского духовенства 607 . – Дальнейшее движение этого вопроса таково. В половине октября 1900 г. —736— главный комитет священнического общества внес в Архиерейский Собор закопопроект о преобразовании священнического состояния. Проектом испрашивались определенное жалование с периодическими повышениями и прочность на приходах. Размер жалованья несколько повышен, тот же, что для полковых священников – от 2 000 до 4 000 дин. 30 октября последовало определение Архиерейского Собора, чтобы была образована специальная комиссия из священников, чиновников, финансистов и экономистов, которая бы изучила этот вопрос и выработала такой проект об улучшении положения духовенства, который всего удобнее может быть осуществлен применительно к нынешним обстоятельствам. 12 декабря министр просвещения и церковных дел пригласил главный комитет избрать из своей среды двух священников, которые вместе с другими членами комиссии, образованной министром, должны заняться выработкою законопроекта о преобразовании священнического состояния. Со стороны главного комитета в состав комиссии вошли белградские священники Н.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Аще и кроме правил положися, говорили отцы собора, еже вдовствующим причетником не служити божественные литургии, обаче за умножение бесчиния неискусных причетников, опаства ради, добре повелеся. Нецы бо тогда, за неискуство учения, презирающе священная правила и попирающе свою совесть, недостойнии дерзаху служити. Сие злое Российстии пастырие пресецающе, повелеша вдовствующим попам и диаконам не касатися божественной службе». Но при сем собор делает замечание уже прежде высказанное вдовым священником Скрипицею, что пастыри Русские презрели разлучити чистых от оных невоздержников, их же всегда подобает отлучати. Обстоятельства, вследствие которых положено запрещение. Собор нашел уже изменившимися. В настоящее время, продолжали пастыри, и между вдовыми священнослужителями оказываются знающие Божественные писания и имеющие чистое житие. Поэтому собор признают справедливым отменить прежнее запрещение священнослужения вдовым священнослужителям всем без исключения, оставив в силе, согласно с древними правилами запрещение священнослужения только для нечисто живущих во вдовстве. Собор положил: 1) если вдовых священнослужителей совесть не укоряет ни в чем возбраняющем священнослужению, то пусть они невозбранно служат. Но 2) если кто по смерти жены будет обличен в делах возбраняющих священнодействие, тот отлучается от священнодействия, или извергается по делам своим, но не иначе, как по суду, когда будет обличен в этом по сыску, т. е. по архиерейскому крепкому истязанию и по свидетельству достоверных людей: «понеже бο не жены ради поп, или диакон, и не жены ради умертвия запрещаются священнодействия, но за порок невоздержания или иных безместных дел; яже запрещают священнодействовати: ибо издревле священными правилы имущие жен причетницы не запрещахуся». Собор приводит далее правила, которыми допускаются в клир не только женатые, но и безбрачные 52 . Замечая, что, на основании сих правил, разрешается священнослужение вдовым священнослужителям, собор заповедует им: «житие имети со всяким и впредь опасением и воздержанием и лиц зазорных в домех своих отнюдь не имети» 53 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Lavrov...

– вносит предложения о порядке изучения Архиерейским Собором возникающих проблем; – рассматривает процедурные и протокольные вопросы. 5. Архиерейский Собор осуществляет свою работу на пленарных заседаниях и, при необходимости, в рабочих группах, состав которых утверждается Архиерейским Собором по представлению президиума. В составе Архиерейского Собора действуют мандатная, редакционная и, при необходимости, счетная комиссии, избираемые из числа членов Архиерейского Собора. Архиерейским Собором избирается его секретарь, который возглавляет аппарат Архиерейского Собора. 6. Пленарные заседания Архиерейского Собора возглавляет председатель или, по его предложению, один из членов Президиума. На пленарных заседаниях: – избирается секретарь Архиерейского Собора, мандатная, редакционная и, при необходимости, счетная комиссии; – заслушиваются доклад Патриарха и другие представленные на Архиерейский Собор доклады; – ведутся прения по докладам и вырабатывается по ним общее суждение; – принимаются решения по вопросам, внесенным в повестку дня; – принимаются итоговые документы. 7. Отдельные разделы доклада Патриарха и других представляемых на Архиерейский Собор докладов могут обсуждаться в рабочих группах. 8. Секретарь Архиерейского Собора избирается из членов президиума. Секретарь несет ответственность: – за обеспечение Архиерейского Собора необходимыми рабочими материалами; – за ведение протоколов пленарных заседаний Архиерейского Собора. 9. Протоколы, а также соборные определения подписываются председателем Архиерейского Собора и членами президиума. Документы, утверждаемые соборными определениями, постранично визирует секретарь Архиерейского Собора. 10. Мандатная комиссия на первом заседании Архиерейского Собора и перед началом работы каждого дня сообщает о числе присутствующих членов Собора и о наличии кворума. 11. Кворум Архиерейского Собора составляют 2/3 иерархов – его членов. 12. Редакционная комиссия на основе доклада Святейшего Патриарха, других представляемых на Архиерейский Собор докладов, предложений рабочих групп (в том случае, если таковые будут сформированы), а также принятых на пленарных заседаниях решений разрабатывает проекты итоговых документов и представляет их на обсуждение и утверждение Архиерейского Собора.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

Епископ Бачский Ириней опроверг сообщения прессы о том, что Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви уже принял конкретные решения по вопросам своей повестки дня. Белград. 20 мая. ПРАВМИР — Епископ Бачский Ириней опроверг сообщения прессы о том, что Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви уже принял конкретные решения по вопросам своей повестки дня. В комментарии, данном сербскому агентству ТАНЮГ , епископ Ириней заявил, что распространенная накануне различными СМИ информация о том, что Архиерейский Собор уже выработал свою позицию по вопросу визита Папы Римского в этом году в Хорватию, не соответствует действительности. Более того, Архиерейский Собор не направлял никаких нот протеста в Ватикан. Данные вопросы еще только будут рассматриваться на заседаниях высшего органа управления Сербской Православной Церкви. Сообщения о будто бы уже принятых решениях были распространены позавчера некоторыми сербскими информационными агентствами. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе

http://pravmir.ru/serbskaya-cerkov-oprov...

44. Не столь однозначно складываются церковно-государственные отношения на Украине, где ситуация осложнена наличием церковных расколов. Собор с пониманием относится к озабоченности руководства Украины фактом разделения украинского православия. Но, к сожалению, до сих пор имеют место случаи вмешательства во внутренние церковные дела со стороны некоторых политических деятелей, выступающих за механическое объединение Украинской Православной Церкви с раскольническими группировками с целью отрыва ее от единства с Русской Православной Церковью. Собор призывает украинские власти уважать внутренние установления Церкви и не привносить светские, политические методы в сугубо церковное дело преодоления раскола. То же следует сказать о весьма деликатной сфере межправославных отношений. Собор также просит украинское государство признать за Церковью права юридического лица и способствовать исполнению решений судов о возвращении Украинской Православной Церкви захваченных у нее храмов и другого имущества. 45. Собор с удовлетворением отмечает положительные изменения в отношениях Церкви и государства в Эстонии и выражает надежду на то, что будет достигнуто справедливое урегулирование вопроса о правах собственности Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата на используемое ею церковное имущество. 46. Признано необходимым продолжать диалог с властями Китайской Народной Республики, направленный на нормализацию положения православных верующих в этой стране и предоставление законного статуса автономной Китайской Православной Церкви, дочери Русской Православной Церкви. 47. Архиерейский Собор считает важным развитие партнерства Церкви, государства и общества в социальной сфере. Это предполагает не только гарантированное церковное участие в деятельности государственных социальных учреждений, но и практику широкой поддержки, в том числе за счет бюджетного финансирования, тех благотворительных и социальных инициатив Церкви, которые доказали не меньшую эффективность и жизнеспособность, чем государственные социальные учреждения. Идея такой поддержки пользуется широким общественным признанием и соответствует практике большинства государств Европы и мира.

http://sedmitza.ru/lib/text/430033/

6. Освященный Собор принимает новую редакцию Положения о наградах Русской Православной Церкви. В связи с этим следует считать редакцию этого документа, принятую Архиерейским Собором 2008 года, утратившей силу. Также утрачивает силу Положение о богослужебно-иерархических наградах, принятое Архиерейским Собором 2011 года. Изменения в церковном управлении, умножение числа епархий и приходов 7. Освященный Собор одобряет образование митрополий и значительное увеличение числа епископов и епархий, а там, где последнее невозможно — создание территориальных викариатств. Увеличение численности епархий и приближение епископов к пастве позволяет активизировать исполнение решений Архиерейского Собора 2011 года об умножении числа приходов, а также о развитии катехизической, религиозно-образовательной, миссионерской, молодежной и социально-благотворительной деятельности на благочинническом и приходском уровнях. Члены Архиерейского Собора обращают внимание глав митрополий на важность поддержки недавно образованных епархий, входящих в состав митрополий. 8. Собор утверждает решения Священного Синода об образовании следующих митрополий: Архангельской, Башкортостанской, Белгородской, Волгоградской, Вятской, Донской, Екатеринбургской, Ивановской, Иркутской, Красноярской, Кузбасской, Курской, Мордовской, Нижегородской, Новгородской, Новосибирской, Омской, Оренбургской, Пензенской, Приамурской, Приморской, Рязанской, Самарской, Саратовской, Симбирской, Ставропольской, Тамбовской, Татарстанской, Тверской, Тульской, Челябинской, Чувашской, Ярославской. Собор также утверждает решения Священного Синода и Синода Украинской Православной Церкви об учреждении следующих епархий: Алатырской, Альметьевской, Амурской, Ардатовской, Арсеньевской, Балашовской, Балтской, Барышской, Бежецкой, Белевской, Бишкекской, Боровичской, Братской, Бузулукской, Валуйской, Владикавказской, Вознесенской, Волгодонской, Выксунской, Георгиевской, Городецкой, Губкинской, Душанбинской, Енисейской, Железногорской, Изюмской, Исилькульской, Искитимской, Каинской, Калачевской, Калачинской, Канашской, Каменской, Канской, Карасукской, Касимовской, Кинельской, Кинешемской, Кокшетауской, Котласской, Краснослободской, Кузнецкой, Кызыльской, Лысковской, Магнитогорской, Мариинской, Махачкалинской, Мелекесской, Мичуринской, Могилёв-Подольской, Нарвской, Нарьян-Марской, Находкинской, Нефтекамской, Нижнетагильской, Новокузнецкой, Орской, Отрадненской, Петропавловской, Покровской, Пятигорской, Ржевской, Ровеньковской, Рыбинской, Салаватской, Салехардской, Саянской, Сердобской, Скопинской, Тарской, Троицкой, Уваровской, Уржумской, Урюпинской, Усть-Каменогорской, Феодосийской, Ханты-Мансийской, Чистопольской, Шахтинской, Шуйской, Щигровской, Яранской.

http://patriarchia.ru/db/text/2777929.ht...

943 Русское Православное Кафол. Общество Взаимопомощи в Сев.-Американских Соединенных Штатах. К ХХ-летнему юбилею... С. 46, 48. 944 Определение Свят. Синода от 27 января (ст. ст.) 1907 г. за 457, по ВЫСОЧАЙШЕМУ повелению о замещении Симбирской Архиерейской кафедры (РГИА, ф. 796, оп. 209, год 1907, д. 2298, л. 428–428 об.). Также см.: АПВ, 1907, т. XI, 4, с. 61. 945 Первый Собор Северо-Американской Православной Церкви//АПВ, 1907, т. XI, 5, с. 80–81. «В поместной церкви преднамечался собор, очевидно, с весьма широкими планами, сообразно неотложным нуждам этой церкви и особенностям её быта. Восьмилетний епископский опыт привел архипастыря к убеждению, что для процветания вверенной ему церкви необходим этот собор, и собор, наконец, был созван. Оставалось только опытному руководителю своей паствы приступить вместе с съехавшимися представителями от духовенства и мирян к соборным деяниям,– и вдруг он формально лишается на это права. Паства, которою он управлял более восьми лет, уже не его паства; он не имеет права и не может взять на себя ответственности и руководить делами той церкви, для которой вчера еще он был предстоятелем, а теперь стал иноепархиальным архиереем. Так величайшей важности дело превратилось в пародию собора». (Мнения и отзывы//ЦВс, 1907, 14, ст. 452.) 946 «Приветствую вас, честные отцы и делегаты, с открытием наших первых соборных заседаний. Как ни мало, сравнительно, существует наша Миссия, – нечего говорить об очевидной важности и необходимости соборного обсуждения дел её. Думаю, что это многими из вас и раньше и из узнанного здесь в частных беседах сознано хорошо. Говорить об этом считаю излишним. Господь Спаситель сказал, что всякое дело познается по результатам и всякое древо по плодам. Быть может, говорю, наш Собор за малым временем, отведенным для него, не будет иметь хороших последствий – в чем я сомневаюсь. Высказываю горячее – противное этому – пожелание, тем более, что мы тут сейчас возносили молитву к Господу Богу, чтобы Господь помог нам в этом трудном деле. С своей стороны скажу только то, что требуется, дабы это дело принесло действительную пользу, чтобы мы руководствовались не столько тем, чтобы искать своих си, своих личных выгод, сколько пользы общего дела. В заключение, не могу не привести прекрасных слов из только что прочитанного Апостола. «Якоже всегда послушаете мене, не якоже в пришествии моем точию, но ныне много паче во отшествии моем, со страхом и трепетом свое спасение содевайте» (Филиппис. 2:12). Господь да поможет нам в этом великом, трудном и важном деле!» (Отзвуки Собора//АПВ, 1907, т. XI, 7, с. 121.)

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

И, наконец, судебный Собор – это Собор, который состоит только из епископов, то есть то, что мы сегодня назвали бы Архиерейским Собором. Вот ему… он тоже мыслился, как Поместный судебный Собор, ему присваивалась единственная функция – только такой Собор мог придать суду и осуществить суд над патриархом Московским по представлению органов высшего церковного правления. То есть, в случае каких-то канонических преступлений такой Собор епископов мог принять решение о церковном суде над патриархом. Таким образом мы видим целую систему будущих Соборов, реализации соборного принципа, которая складывалась с одной стороны, еще раз, из регулярных Соборов трехлетнего и девятилетнего цикла и из Соборов исключительного характера – избирательного и судебного. Анастасия Занегина , специалист по кельтскому искусству Все лекции цикла можно посмотреть здесь . Самым крупным очагом кельтской культуры в Средние века была именно Ирландия, которая занималась сохранением кельтских эпических сказаний. Кельтские саги – это прозаический эпос со стихотворными вставками, приходящимися на кульминационные моменты повествования. В основе саг мифологические сюжеты и исторические события. Изначально саги были прозаическими по форме, собственно, поэтому их и называют сагами, по аналогии с прозаическим эпосом скандинавских народов. Слово «сага» по некоторым данным вовсе не ирландского происхождения, оно появилось только в Новое время. Сами же ирландцы называли свои эпические повествования словом «скела», что означает «повесть» или «история». Саги бывают главные и предшествующие – это один из принципов деления саг. Их существует три. Еще один принцип – это отнесение саг к какому-либо сюжету. Например, похищение, сватовство, инициация и других сюжеты. В Новое время появился третий принцип классификации саг – это отнесение их к одному из четырех циклов. Первый цикл – мифологический, два героических цикла – ольстерский и цикл Финна, четвертый цикл носит название королевского. С V века началась христианизация саг, надо сказать довольно слабая. Архаическая основа в сагах значительно преобладает над различными нововведениями, так что можно сказать, что кельтские саги отражают состояние дохристианской Ирландии и времен зари христианства в этой стране – это примерно с III по VII века н.э.

http://academy.foma.ru/2017/01/12

В своей заботливости об установлении возможно действительного надзора над приходским духовенством Стоглавый собор не только учредил сейчас указанные нами должности постоянного надзора, но и предписывает всем архиереям посылать от себя по епархиям для временных ревизий и как бы своими экзархами, которые бы и дозирали духовенство и вместе поучали его, лучших священников из своих кафедрально-соборных причтов 106 . Возвращая духовной части епархиального архиерейского суда её прежнюю и каноническую духовность, Стоглавый собор отстраняет от этой части суда архиерейских бояр и предписывает: в духовных делах как духовенство, так и мирян, архиереям судить самим, соборно с архимандритами и с игуменами; в случае своей болезни поручать производство этого суда собору лиц священных с тем, чтобы дела, которые будут суждены без них, после, также соборно, докладывались им самим. На суде этом вовсе не присутствовать архиерейским боярам и вообще светским архиерейским чиновникам, за исключением писарей или чиновников канцелярских. Вместе с тем как отстранить архиерейских бояр от духовной части высшего епархиального суда, собор отстраняет десятинников от той же части суда низшего, предписывая им никого не судить в духовных делах 107 . Оставив архиерейским боярам и вообще светским служилым людям епархиальный суд недуховный, именно – суд высшим боярам, т. е. у каждого архиерея так называвшемуся боярину в теснейшем смысле этого слова, а суд низший – десятинникам, Стоглавый собор позаботился о том, чтобы в возможной мере сделать этот светский архиерейский суд судом правым. Для этой цели он обращается к тому же радикальному средству, с помощью которого царь несколько ранее собора вознамерился исправить суд своих городских наместников, а именно – к узаконоположению, чтобы суд этот творился в присутствии известных официальных свидетелей. Собор предписывает, чтобы на суде у архиерейских бояр и у десятинников присутствовали старосты поповские и десятские священники, – по два и по три человека, и городские старосты и целовальники и земств дьяки, которым прикажет царь. Эти свидетели должны писать для себя копии с судных дел и по утверждению их рукоприкладством судебных дьяков и после их собственного к ним рукоприкладства, равно как и после их рукоприкладства к подлинным делам, хранить их (копии) у себя до тех пор, пока бояре или десятинники не доложат дел архиереям. Если истец и ответчик скажут архиерею, что суд был им именно таков, как написано в деле: тогда архиерей, обговорив с искусными людьми, постановит приговор. Если же истец или ответчик скажет, что суд был не таков, тогда архиерей обращается к копии, хранящейся у свидетелей, и к допросу их самих, и постановляет приговор сообразно с этим новым дознанием 108 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Архиерейский Собор, по всестороннем рассмотрении означенного проекта, принял его сначала в главном, а потом и в частностях, произведши некоторые изменения. Находя, что таким способом (систематическим жалованьем из государственного казначейства) всего правильнее было бы регулировано материальное положение отечественного приходского духовенства и что такой проект вполне соответствует требованиям современного общественного состояния и устройства, Архиерейский Собор определил: означенный проект закона об устройстве священнического положения послать министру просвещения и церковных дел и наилучшим образом рекомендовать его как пригодный и достойный получить силу закона 2604 . Один из самых насущных и неотложных вопросов приходского духовенства в Сербии, который вот уже десятки лет безуспешно трактуется, это вопрос об улучшении материального положения священников. В данном случае министр просвещения и церковных дел с своей стороны принял означенный проект и направил его на рассмотрение и решение в государственный совет, который в свою очередь должен передать его в последнюю инстанцию – в народную скупщину для усвоения ему силы закона. Благоприятного результата, однако, доселе не получилось. – В заседании 19 ноября 1904 г. рассматривался поднятый преосвященным епископом тимочским вопрос; какое количество священников —163— должно быть при отпевании и погребении умершего священника? В законе нигде это не предусмотрено, равно не имеется определенного решения соборного, а между тем практика весьма разнообразна и иногда случалось, что при отпевании и погребении умершего священника служили всего два священника, что производит весьма плохое впечатление на окружающих и понижает авторитет священнический в народе. Архиерейский Собор решил этот вопросы так: все окрестные священники, не связанные неотложным делом или болезною, должны исполнить братолюбивую обязанность в отношении к почившему священнику соучаствовать в отпевании и погребении по уставу 2605 . – По предложению того же преосвященного тимочского в заседании 1 декабря 1904 г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010