Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКИТА СЕРРЕЦ [Греч. Νικτας το Σερρν] (2-я пол. XI в.- после 1117), митр. Ираклийский, визант. церковный писатель. Встречающееся в источниках именование Νικτας το Σερρν в данном случае следует понимать как указание на то, что он был племянником митр. Серрского Стефана († не ранее 1071). Год рождения Н. С. неизвестен, предложенные Х. Г. Беком хронологические рамки жизни Н. С. (1030-1110; см.: Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 651) не имеют под собой достаточных оснований, т. к. исследователь не принял во внимание факт участия митрополита Ираклийского в К-польском Соборе 1117 г. После смерти дяди Н. С. начал преподавать грамматику в школе при к-польском Халкопратийском Пресвятой Богородицы монастыре . Затем был рукоположен во диакона и получил должность дидаскала , а также стал хартофилаксом храма Св. Софии. Как дидаскал и «толкователь евангельской истины» ( το Εαγγελου τς ληθεας ξηγητς) он упомянут в письме, отправленном ему в 1092 г. Феофилактом Болгарским , архиеп. Охридским ( Theoph. Bulg. Ep. 9//PG. 126. Col. 373). Насколько можно судить по др. письмам Феофилакта (1188/89 и 1097), у него с Н. С. был общий наставник по имени Адриан, а Н. С. в свою очередь обучал в патриаршей школе брата Феофилакта. В апр. 1117 г. Никита, по всей видимости, ставший к этому времени митрополитом Ираклийским, принял участие в Соборе против Евстратия , митр. Никейского. Соборные заседания проходили в К-поле в присутствии имп. Алексея I Комнина (1181-1118). На Соборе разбирали мнение Евстратия, согласно к-рому человеческая природа Христа поклоняется Его божественной природе, а также ряд др. его утверждений. После того как в ходе разбирательства Евстратий отказался от нек-рых богословских положений, проповедовавшихся им ранее, отцы Собора разделились на неск. групп в зависимости от т. зр. на вопрос о возможном наказании для митрополита Никейского. Патриарх К-польский Иоанн IX Агапит (1111-1134) предложил оставить Евстратию архиерейский сан и право управления епархией, временно запретив в священнослужении, пока тот не явит «плоды покаяния» и не будет прощен окончательно уже на новом Соборе. Большинство епископов (14 из 22) согласились с мнением патриарха, однако группа непримиримых, к числу к-рых принадлежал митрополит Ираклийский, высказалась за пожизненное запрещение Евстратия в служении, согласившись при этом оставить ему «все остальное» (подробнее см. в ст. Константинопольские Соборы ).

http://pravenc.ru/text/2565420.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание РПЦ, образована по решению Синода от 15 марта 2012 г. путем отделения от Самарской и Сызранской епархии (см. ст. Самарская и Тольяттинская епархия ). В тот же день О. и П. е. была включена в состав новоучрежденной Самарской митрополии . Правящий архиерей - еп. Никифор (Хотеев ; 15 марта 2012 клирик Самарской епархии игум. Никифор избран Синодом на Отрадненскую кафедру, 18 марта возведен в сан архимандрита, архиерейская хиротония состоялась 1 апр. 2012). О. и П. е. объединяет приходы в административных границах городских округов Отрадный и Похвистнево, а также Борского, Елховского, Исаклинского, Камышлинского, Кинель-Черкасского, Клявлинского, Кошкинского, Красноярского, Похвистневского, Сергиевского, Челно-Вершинского и Шенталинского районов Самарской области . Кафедральные города - Отрадный и Похвистнево, кафедральные соборы - в честь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» в Отрадном и в честь Табынской иконы Божией Матери в Похвистневе. О. и П. е. разделена на 11 благочиннических округов: Отрадненский, Похвистневский, Кошкинский, Шенталинский, Челно-Вершинский, Красноярский, Царёвщинский, Борский, Сергиевский, Клявлинский и Исаклинский. К июлю 2013 г. на территории епархии имелось 94 прихода, числился 61 штатный священнослужитель, в т. ч. 3 монашествующих. К кон. 2018 г. в епархии действовали 140 приходов, монастырь, в клире состояли 86 священников и 9 диаконов. При ЕУ функционируют отделы: религиозного образования и катехизации, по церковной благотворительности и социальному служению, миссионерский, по работе с молодежью, по работе с Вооруженными силами и правоохранительными органами, по взаимодействию с казачеством, по тюремному служению. В О. и П. е. действуют учебные филиалы некоммерческого фонда «Детский епархиальный образовательный центр» в г. Отрадном (2 филиала), в г. Похвистнево, а также в следующих районных центрах: с. Кошки, с. Сергиевск, с. Борское, с. Кинель-Черкассы, поселке при ст. Шентала, с. Челно-Вершины, с. Исаклы, с. Клявлино.

http://pravenc.ru/text/2581725.html

Мне вспоминаются его слова перед моим постригом, когда он мне сказал, зная, видимо, что человек слаб, и монах может стремиться достигать какие-то цели разными путями: " Никогда ничего не ищи, и никогда ни от чего не отказывайся " . И я через всю свою долгую жизнь пронес это его поучение и понимаю, как ценно ничего не домогаться, ничего не искать и всегда быть готовым к послушанию и служению Святой Христовой Церкви. Мне вспоминаются его слова, сказанные, когда однажды он совершал архиерейским чином службу в храме святых апостолов Петра и Павла в Москве. Я ему говорил, как трудно, как неутешительно, будучи молодым, здоровым, сильным человеком в воскресный день только три часа отслужить и не иметь возможности делать чего-то большего, потому что в то время за порогом храма священно- и церковнослужители не могли осуществлять свою миссию. А владыка Никодим мне сказал: " А ты так служи, чтобы твое богослужение захватывало людей, чтобы они с тобой молились, чтобы это было реальной проповедью " . Он не только говорил и поучал. Те, которые его помнят, знают, какие благолепные службы совершались при нем в Ленинградской епархии, как благочестивы и благоговейны были священники во время службы, какие замечательные хоры здесь были, несмотря на то, что Церковь находилась под постоянным атеистическим гнетом. Богослужение и личность архипастыря привлекали к себе людей. Соборы были переполнены, а духовные школы были под постоянным вниманием и заботой правящего архиерея, который — трудно даже поверить в это — знал не только каждого студента по имени, но знал и его жизнь, настроение и его близких. И каждый имел к нему доступ, с каждым он, порой, ходил здесь по садику, наставляя, вразумляя и научая, как нужно в тех условиях посвятить себя всецело служению Святой Христовой Церкви. Много можно было бы говорить о нем. За это время изданы многие воспоминания, и все они говорят о том, что это был подлинный человек Церкви. Он не превозносился, а всегда смиренно и усердно молился, и я помню уже после нескольких инфарктов, которые он перенес, однажды в беседе сказал мне: " Когда я умру, на памятнике моем надо оставить такие слова: " Иисусе, Боже сердца моего, прииди и соедини меня с Собою навеки " и еще: " Господи, аз яко человек согреших, ты же яко Бог щедр помилуй меня, видя немощь души моей " . Эти слова являются для нас призывом поминать его, и сейчас мы совершим нашу усердную сердечную молитву об упокоении его души. Аминь».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1617835...

Мюнхен (München). Церковь Михаила Архангела. Церковь. Действует.   Престолы: Михаила Архангела Год постройки:Между 1963 и 1965. Ссылки:   Адрес: München-Ludwigsfeld, Achatstr. 14, 80995 München Координаты: 48.216939, 11.48954 Проезд:Из центра города на U3 или S1 до вокзала Mosach далее автобусом 176 до остановки Opalstraße или автобусом 710 до остановки Kristallstraße Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В конце Второй мировой войны на территории поселка Людвигсфельд (ныне входящего в состав главного баварского города Мюнхена) были созданы отделения концлагеря Дахау, где в специальных цехах автозавода БМВ принудительно трудились так называемые остарбайтеры (восточные рабочие) вывезенные из стран Восточной Европы, в том числе из СССР. Летом 1945 г., после окончании войны, в поселке был создан лагерь для «перемещенных лиц» (Ди-Пи), а позже в выстроенных здесь домах барачного типа разместили тысячи беженцев более чем 20 национальностей, не желавших возвращаться в Советский Союз. Среди них оказались и люди, сознательно вставшие на путь борьбы с советским тоталитаризмом, солдаты сражавшихся на стороне немцев различных антикоммунистических формирований (власовского Комитета освобождения народов России, казачьего корпуса и др.), военнопленные, опасавшиеся возвращения домой, а также решившие остаться в Германию восточные рабочие. Для большинства этих изгнанников было характерно политическое неприятие советской реальности. С начала 1950-х гг. эмигрантов Людвигсфельда объединял Свято-Михайловский приход Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ), основанный в мае 1945 г. в лагере для перемещенных лиц из СССР в баварском городе Кемптене. Осенью 1945 г. лагерь в Кемптене был закрыт и его обителей, так же как и храм, перевели в другой баварский город Фюссен, где находился транзитный лагерь для беженцев. В конце 1940-х гг. этот лагерь перевели в мюнхенский пригород Шляйсхайм, где он функционировал до января 1953 г. Здесь же была построена деревянная церковь св. архангела Михаила, в которой хранился небольшой ковчежец с частицами мощей многих святых, привезенный беженцами с оккупированной в годы войны территории СССР. В январе 1953 г. деревянные церковь и колокольню перенесли в Людвигсфельд, который уже почти 10 лет называли «русским поселком» или «русской деревней». В этот период Мюнхен был признанным центром русской церковной эмиграции, до начала 1950-х гг. там находился Архиерейский Синод, Первоиерарх РПЦЗ и проходили Архиерейские Соборы. В дальнейшем, вплоть до настоящего времени, в нем пребывает резиденция правящего архиерея Германской епархии РПЦЗ.

http://sobory.ru/article/?object=21873

Обновленный образ Божией Матери Казанский Революционное лихолетье и безбожное время уничтожили многие красивейшие и величественные соборы и храмы Читы. Они в одночасье были разрушены обезумевшими безбожниками: канули в небытие Александро-Невский собор, «Старый» Казанский собор, Андреевская Крестовая церковь при Архиерейском доме, кладбищенский храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»; исчезли приходские храмы близ озера Кенон и на Большом Острове. Одним из храмов, чудом избежавших гибели, был Иоанно-Предтеченский храм близ железнодорожной станции Чита I. В конце 1920-х – начале 1930-х годов его настоятель протоиерей Алексий Соболев и клир храма были арестованы, протоиерей Алексий сослан на Соловки. Храм тоже ожидала участь мученика, страдальца за веру. В храме, по традиции того времени, организовали спортивный зал общества «Локомотив». Там, где некогда врачевали души, теперь закаливали и тренировали тело. В 90-е годы прошлого века, годы начала духовного возрождения России, Православной Церкви стали возвращать храмы и монастыри, некогда отобранные. В Чите первым таким возвращенным храмом как раз и стал Иоанно-Предтеченский. Храм предстал перед владыкой Палладием (Шиманом) – тогдашним епископом Читинским и Забайкальским, священниками и мирянами в печальном виде: к западной стене деревянного храма (заметим, что храм является памятником культуры конца XIX – начала ХХ века) была сделана кирпичная пристройка – современный спортивный зал. Вокруг царило запустение, внутри оставалось «наследие» спортзала – канаты, шведские стенки, крюки. Тем не менее владыко Палладий, понимавший, как переменчивы были настроения властей того времени и противоречивы их указы, принял решение об открытии храма. 27 сентября 1996 года был возрожден Иоанно-Предтеченский храм. Епископ Палладий совершил освящение храма архиерейским чином. Зимой 1996 года Читу постигла беда: сгорел Воскресенский храм города. Все, что уцелело при пожаре: церковная утварь, иконы, облачения священнослужителей, было перевезено в открытый Иоанно-Предтеченский храм на Чите I.

http://pravoslavie.ru/3723.html

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Аннотация «На рубеже двух эпох» («Россия между верой и безверием») — мемуары Вениамина (Федченкова). Владыка, однако, делает акцент не на своей жизни, а на важных исторических событиях участником и свидетелем которых он был: дореволюционная Россия, революция, начало и крах Белого движения, церковные соборы в Москве и Киеве, эмиграция, Церковь в Зарубежье и в Отечестве. Вениамин (Федченков) пишет в предисловии к «На рубеже двух эпох»: «Заранее оговариваюсь, что я не собираюсь описывать всю жизнь свою сполна, а остановлюсь преимущественно на общественной стороне пережитого. Не буду углубляться здесь в духовную сторону моей личной жизни — хотя собственно в ней лежал и лежит центр моей души. И на церковных событиях истории буду останавливаться по преимуществу и больше для того, чтобы уяснить связь их с общественными течениями. Таким образом, характер этих записей будет собственно политически-социальным, все остальное будет служить материалом для освещения этой общественной стороны на грани двух эпох. Разумеется, я не придаю своим записям какого-нибудь особого значения, но вот так думал один из архиереев Русской Церкви этого времени. Никакими другими справками я не намерен подтверждать свои воспоминания: буду писать так, как это представляется мне теперь, в данный момент. Надеюсь писать интересно. А теперь — с Богом в путь! Кажется, он будет не коротким, но запишу то, что почту интересным и для себя, и для читателей. И еще одно размышление. Может быть, кому-либо покажется не архиерейским делом заниматься политически-социальными записками- Но, как сказано, выполню свой долг перед Родиной. А всякое патриотическое дело нашей Православной Церковью считается нравственным: будет ли это служение на войне, или в партизанах, или творчество писателей на пользу родине, или же послания нашего первоиерарха, митрополита Московского Сергия, воодушевляющего народы на борьбу с современными врагами человечества — немцами, или сбор денег на танковые колонны, или речи в защиту нашей родины, или вот эти записки в поучение потомству, — все такое, связанное с именем родины, Церковь, верую, благословляет и благословит.

http://pravbiblioteka.ru/book/na-rubeje-...

Патриарх Кирилл: Собор это в первую очередь совместное духовное делание 29 ноября, 2017. Святейший Патриарх Кирилл Пусть Господь всем нам поможет пройти со славой и честью святые дни Собора 29 ноября 2017 года в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве начал работу Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. Начало заседаний предварила Божественная литургия в Храме Христа Спасителя. После поклонения мощам святителя Тихона Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к участникам богослужения со словом. Ваше Блаженство! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры! Всех вас сердечно приветствую в первый день работы нашего Собора. Пред мощами святителя Тихона, вернувшегося в храм сей, где произошло его избрание, вернувшегося своими мощами, пред этим чудом Божиим мы, несомненно, все укрепляемся в вере и духовно исправляем себя. Действительно, Церковь вне времени и вне пространства. Церковь  это присутствие Божественного Царства на земле. И это вхождение под своды сего храма святителя Тихона, закончившего жизнь так тяжело и прошедшего до смерти своей через такие страдания, а затем распятого историей, оклеветанного и как будто бы даже вычеркнутого из истории, — сего святителя мы торжественно встречаем в преддверии столетия его восхождения на Московский Патриарший престол. То, что происходит, это, конечно, явление Божиего присутствия в нашей жизни, явление силы и славы Божией. И дай Бог, чтобы все эти величественные знаки Божественной милости над нами, над нашей Церковью, укрепляли нас в повседневных наших трудах — и в предстоящих трудах Архиерейского Собора Церкви нашей. Соборы собираются для того, чтобы можно было совместно решить наиболее важные задачи, стоящие перед Церковью. Но Собор является также и опытом огромной силы, духовным опытом, когда архиереи вместе, молясь и трудясь, осознавая историческую ответственность за каждое свое слово и каждое деяние, вместе трудятся, укрепляя единство Святой Соборной и Апостольской Церкви.

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-sobor-...

поиск:   разделы   рассылка Михаил Тюренков Соборяне. XXI век Источник:  Газета " Культура " В Москве прошли заседания Архиерейского собора Русской православной церкви – высшего иерархического органа Московского патриархата. Если использовать светские аналоги, его полномочия объемлют все три властные ветви: исполнительную, законодательную и судебную. О ключевых решениях состоявшегося Собора, в особенности касающихся церковно-общественных и церковно-государственных отношений, " Культуре " рассказал заместитель управляющего делами Московской патриархии архимандрит Савва (ТУТУНОВ). – Архиерейские соборы сейчас созываются раз в два года, большинство же вопросов церковной жизни решаются на уровне Синода. Какие постановления невозможны без соборного обсуждения и утверждения? – В первую очередь, невозможно внесение изменений и поправок в Устав Русской православной церкви – основополагающий документ, регламентирующий церковную жизнь. Помимо этого Собор дает рекомендации, как должна жить Церковь в последующий период. Так, например, в 2011 году Архиерейский собор дал указание епархиям активнее открывать новые приходы, чтобы практически в каждом селе был свой храм. Но когда пришло время исполнять это решение, выяснилось, что архиереям будет очень сложно управлять таким большим количеством приходов. Поэтому в промежутке между соборами Синод принял решения об образовании новых епархий. Сейчас эти постановления были соборно утверждены. А кроме того, Собор вернулся к вопросу об открытии новых приходов и дал очень конкретные указания всем епархиям. – Постановления по всем вопросам уже были предрешены, или имели место жаркие обсуждения и дискуссии? – Наиболее сложными в плане дискуссий документами, принятыми Архиерейским собором, на мой взгляд, были два: " Позиция Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных " ( " Культура " писала о проекте этого документа в 20 за 2012 год в материале " Печать антихриста " или ложный страх? " ) и " Позиция Русской Православной Церкви по реформе семейного права и проблемам ювенальной юстиции " (этой проблеме " Культура " посвятила серию материалов в за 2012 год). Их принятию предшествовали достаточно жесткие межсоборные обсуждения, в том числе и в СМИ, поэтому и на самом Архиерейском соборе они рассматривались детально.

http://religare.ru/2_99611.html

Правительство Украины передало Почаевскую лавру в состав историко-архитектурного заповедника 28 ноября, 2018. Новостная служба В УПЦ ожидают любых развязок этой ситуации 28 ноября. ПРАВМИР. Правительство Украины передало Андреевскую церковь Константинополю, а Почаевскую лавру — заповеднику. Правительство Украины отменило указ 2003 года и вернуло сооружения Свято-Успенской Почаевской лавры в состав историко-архитектурного Кременец-Почаевского заповедника. Также кабинет министров передал в постоянное пользование Константинопольскому Патриархату Андреевскую церковь в Киеве, сообщает Интерфакс. По мнению представителя синодально-информационного отдела Украинской православной церкви (УПЦ) архиепископа Климента, решение о передаче Почаевской лавры заповеднику может стать самой негативной страницей в церковно-государственных отношениях. «Почаевская лавра на протяжении своей многовековой истории никогда не была музеем, в монастыре всегда жили монахи, и даже при советской власти гонителям не удалось выгнать и выселить монахов и забрать это здание. Поэтому какие-то новые попытки и угрозы для существования монастыря вызывают крайнее недоумение», — рассказал он ТАСС . Архиепископ надеется, что такого «беззакония» не случится, но ожидает любых развязок этой ситуации «в контексте всего, что сегодня происходит в стране, и в контексте того давления, которое оказывается на священнослужителей, на епископов, на наших верующих». По его данным, на всех юристов, адвокатов, регистраторов, которые сотрудничают с монастырем, осуществляется давление и препятствование их профессиональной деятельности. Архиепископ Климент заявил, что УПЦ предпринимает необходимые юридические действия для разрешения проблемы. По его словам, сложившаяся ситуация требует юридической оценки факта вмешательства государства в дела церкви. В 2003 году из состава заповедника исключили несколько зданий лавры: Успенский и Троицкий соборы, монастырские кельи, Архиерейский дом, колокольню и надвратный корпус. В ноябре 2018 года Министерство юстиции Украины отменило перерегистрацию сооружений. В УПЦ заявляют, что лавра находится в законном и правомерном пользовании братии монастыря.

http://pravmir.ru/pravitelstvo-ukrainyi-...

Разделы портала «Азбука веры» Собор церковный — официальное собрание  епископов и других представителей Церкви с целью выработки вероучительных и  богослужебных положений, мер борьбы с  ересями и дисциплинарных норм. Церковные Соборы бывают Вселенские ,  Поместные , Архиерейские . Цитаты о церковном соборе «Определения соборные (…) были плодом длинного процесса свободного и живого сознания присутствовавших на соборе и рассуждавших о делах веры и Церкви епископов, и не без своей доли участия в нем и всех других многочисленных и разнородных членов Церкви, морально и сочувственно соединявших свои мысли с их мыслями, свои ожидания с их искренним желанием и твердою решимостью открыть истину и явить ее во всем ее свете и блеске. Следя внимательно за ходом дела на соборе, каждый из присутствующих, по мере раскрытия истины, должен был все более и более поражаться ее неотразимою очевидностью, и под конец собора готов был в душе высказать то слово решения, которое имели произнести епископы. Слово это открыто и торжественно объявлялось одними епископами, но оно находило уже готовый отголосок в душе каждого из присутствовавших на соборе, проникнувшегося убеждением в его непреложной истине. Таким же убеждением проникались и лица не присутствовавшие на соборе, узнавши о ходе дела на нем чрез его очевидцев. Потому-то определении соборов хотя высказывались и подписывались одними епископами, но, как сопутствуемые общим доверием и согласием, по своему существу и характеру были выражением голоса всей поместной церкви, представляемой многими членами ее, присутствовавшими на соборе. Отсюда понятно то необыкновенно важное значение, какое имели соборные постановления в жизни Церкви. В самом истоке своем проникаясь общим живым сознанием, они скоро находили для себя твердую почву в том же сознании всех верующих, и пускали и их жизнь глубокие и прочные корни. Почва эта сама собою подготовлялась в той пастве, где происходил собор, на котором многие из ее членов присутствовали. Не трудно ее было также приготовить и возделать и в тех паствах, от лица которых присутствовали епископы. Принявши на соборе истину с полным и искренним убеждением, они легко могли распространить и утвердить ее во вверенных им паствах, действуя на сознание верующих с тою же силою и духом истины».

http://azbyka.ru/sobor-cerkovnyj

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010