В принятой Священным Синодом Концепции высшего духовного образования говорится, что XX век был временем жестокого подавления Православия, а духовное образование в России уничтожалось атеистическим режимом. Возрожденные в 1940-е годы духовные школы в тяжелейших условиях гонений восстановили традиции духовного образования, но не было свободы в развитии в годы тоталитарного атеистического режима, с крушением которого у Церкви появилась такая возможность. Архиерейские соборы Русской Православной Церкви 1989 и 1994 годов приняли решение о развитии и реформировании системы духовного образования. Открытие и реформирование духовных учебных заведений находилось под начальственным наблюдением Святейшего Патриарха и Священного Синода. Духовные семинарии и училища открывались по мере необходимости для удовлетворения нужд приходов в пастырях. В советское время было всего три семинарии, сейчас их тридцать семь. И хотя Учебный комитет контролировал процесс открытия духовных учебных заведений, однако отсутствие общецерковных регламентирующих документов в сфере духовного образования, конечно же, сказывалось на качестве подготовки священнослужителей, особенно в провинциальных школах. Прежде всего, ощущалась потребность в системном подходе к проблемам образования в нашей Церкви, потому Святейший Патриарх и учредил своим Указом Комиссию по разработке Концепции духовного образования. Необходимо отметить, что Концепция вырастала не из умозрительных схем, а из детального анализа положения в духовном образовании, в прове дении которого кроме членов Комиссии участвовали также преподаватели и студенты семинарий и академий. Подготовительные материалы по разработке Концепции насчитывают более десяти томов. Комиссия посетила ведущие школы и региональные семинарии. Были разосланы опросные листы и анкеты, касавшиеся существующих проблем в духовном образовании. Все материалы систематизировались рабочими группами и Комиссией, промежуточные итоги докладывались Святейшему Патриарху и Священному Синоду. Работа шла не только в кабинетах. И хотя по объему Концепция – небольшой документ, однако в него вложен труд многих людей. Не будет преувеличением сказать, что это плод совместной работы священноначалия, архипастырей, пастырей, преподавателей и студентов. Как сказал Святейший Патриарх Алексий, по результатам работ Комиссии мы получили " соборный документ " .

http://religare.ru/2_46195.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Заявить миру о своем присутствии 07.02.2010 576 Время на чтение 6 минут 29 января 2010 года в Храме Христа Спасителя под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось первое заседание президиума Межсоборного присутствия. На нем были сформированы рабочие комиссии, определен их состав и тематика. Многие эксперты сразу же заговорили о новом органе церковного управления. Идея создания Межсоборного присутствия появилась еще в январе прошлого года, во время работы Поместного собора Русской Православной Церкви. За почти двадцатилетний межсоборный период в Церкви накопилось немало вопросов, требовавших обсуждения и компетентного решения. Но формат Поместного собора не был рассчитан на длительную вдумчивую работу с всесторонним рассмотрением насущных проблем. «Было очевидно, что мы не успеем не только вынести по ним какие-то взвешенные и соответствующие нуждам Церкви решения, а и просто их обсудить. Поэтому в какой-то момент дискуссии избранный Патриархом митрополит Кирилл предложил создать орган, постоянно действующий между соборами», - рассказал в интервью порталу «Православие и мир» иеромонах Савва (Тутунов), ставший впоследствии секретарем Комиссии по Межсоборному присутствию. Спустя три месяца на первом послесоборном заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было решено начать подготовку Межсоборного присутствия, как говорится в официальном документе, «во исполнение решений Поместного собора Русской Православной Церкви». Здесь имелся ввиду пункт 6 определения «О жизни и трудах Русской Православной Церкви» прошедшего Поместного собора, который предписывал Священному Синоду «озаботиться созданием должного механизма общецерковного обсуждения вопросов, поставленных на заседаниях Поместного собора». В результате была создана Комиссия по образованию Межсоборного пристутствия под председательством Святейшего Патриарха Кирилла, которая должна была разработать основные положения, а также определиться с его составом. Аналогом нового органа можно считать существовавшее в начале ХХ века Предсоборное присутствие, готовившее вопросы к первому после двухсотлетнего перерыва Поместному собору. Но полного сходства между двумя присутствиями все же нет. «Положение Церкви тогда было другим - регулярных соборов не было - и Предсоборное присутствие работало " вхолостую " . Предполагалось, что оно готовит предложения для грядущего Поместного собора. Его все ждали, но он состоялся много позднее, в 1917 - 1918 гг. В итоге предложения Предсоборного присутствия были, скорее, благими пожеланиями. Сегодня же отличие в том, что наша работа ведется из расчета, что в Русской Православной Церкви соборы проходят регулярно. Мы готовим общецерковный форум, на котором предварительно будут обсуждены важнейшие вопросы для дальнейшего их рассмотрения и принятия решений в иерархическом порядке на Архиерейском или Поместном Соборе», - говорит о. Савва.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

— Какие специалисты более всего нужны сегодня Церкви? — Архиерейские Соборы 2011 и 2013 годов обозначили необходимость профессиональной подготовки в Церкви специалистов, занимающихся миссионерской работой, воцерковлением взрослых, православным воспитанием детей, работой с молодежью и социально незащищенными группами людей. — Как будет осуществляться процесс обучения специалистов в таких центрах? — Программа состоит из двух циклов. Первый цикл — «Православное богословие» — общий для всех направлений подготовки. Далее обучающиеся осваивают цикл по одному из направлений: катехизация, миссия, молодежная и социальная работа. Программа по подготовке специалиста по церковному служению по любому из четырех направлений рассчитана на два с половиной года по вечерней форме (в перспективе планируется вводить дистанционную, заочную форму, а где это целесообразно — очную). Обучающемуся нужно будет посещать занятия примерно четыре дня в неделю по три часа, а также выполнять самостоятельную работу и пройти практику. При желании образовательный центр может увеличить срок освоения программы и, соответственно, уменьшить недельную нагрузку на студентов. — В чем новизна предлагаемых образовательных программ? — Программы по подготовке церковных специалистов были стандартизированы уже несколько лет назад, их объем и содержание отражают современные задачи Церкви в соответствующих направлениях. При их разработке был взят за основу опыт уже существующих курсов по подготовке катехизаторов, миссионеров, молодежных и социальных работников. В большинстве действующих в разных епархиях программ для катехизаторов и миссионеров преобладали, как правило, богословские предметы. В случае же с подготовкой церковных молодежных и социальных работников нередко преподавались только профильные дисциплины: организация работы с молодежью и социальная деятельность. Сейчас все направления подготовки получили стандартный необходимый набор богословских дисциплин. Что же касается специализированного цикла, то в зависимости от направления программы заложено изучение тех или иных профильных предметов: психологии, педагогики, логики и аргументации, экскурсионно-паломнической работы, миссионерской и катехизической деятельности. Кроме того, расширено преподавание методик работы с молодежью и изучение направлений социальной деятельности.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3665338...

Разделы портала «Азбука веры» Алла Добросоцких Раздувание истерики вокруг ИНН — путь к расколу " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" > ( 4  голоса:  4.0 из  5) Это хорошо продуманная и оплаченная акция враждебных Церкви сил, которые, спекулируя на духовном невежестве части прихожан и незрелости части священников, хотят представить верующих людей в образе темных, диких, необразованных мракобесов, падающих в обморок от одного упоминания компьютера. Особо следует отметить листовку языческого движения РНЕ тиражом в 1 миллион экземпляров под заголовком “ИНН — печать антихриста”, где в качестве “выхода” предлагается вступить в эту организацию А.Баркашова. Доклад Аллы Добросоцких, редактора издательства “Даниловский благовестник” VII Пленум Синодальной Богословской комиссии Русской Православной Церкви Московская Духовная Академия 19–20 февраля 2001 г. После юбилейного Архиерейского Собора в августе 2000 г. высказавшего соборную точку зрения на ИНН, страсти вокруг этого вопроса стали разжигаться с новой силой, что на многих приходах породило панические, а то и раскольнические настроения. B 2000 году значительную роль в формировании общественного мнения сыграла публикация в газете “Русский вестник” (“ПРОТИВ ИНН. Спецвыпуск 2 по заказу православных христиан, апрель 2000 г.”) статьи иеросхимонаха Рафаила (Берестова), который назван афонским старцем. В обращении сделаны следующие выводы: “…Старец Паисий Афонский говорил, что те люди, которые примут такие документы, потеряют благодать Божию, и энергия бесовская вселится в них. Это предательство Бога!” (но в книге старца Паисия, который почил в 1994 году, шла речь о паспорте со штрих-кодом или жетонах, а не о цифровом ИНН!), “Один современный старец, великий старец, мне сказал о тех людях, кто принял или примет эти документы с тайным штрих-кодом и идентификационным номером, что они не только погибнут, но даже здесь, на Земле, Господь их уничтожит войной”. Такое категорическое утверждение, которое, скорее всего, надо воспринимать как частное богословское (или просто монашеское) мнение, было воспринято многими как “окончательный приговор”. Со ссылкой на обращение о. Рафаила появилось множество подражательных публикаций под названиями вроде “Принявший ИНН — не христианин” и даже “Принявший ИНН — не спасется!”. Такие категорические выводы, будоражащие сознание церковных масс, сами по себе требуют соборной оценки — ведь выносить за Бога “приговор” — “не спасешься!” — не дерзали делать даже архиерейские соборы и даже по отношению еретикам и оккультистам.

http://azbyka.ru/apokalipsis/alla-dobros...

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_62099.html 06 февраля 2009 Алексей Соколов Соборы. Итоги Источник:  http://www.foma.ru/articles/2056/Фома В Москве завершились Архиерейский и Поместный Соборы Русской Православной Церкви. Главное их событие – избрание нового Патриарха, но кроме того Соборы рассмотрели ряд других вопросов, касающихся будущего Церкви. В Поместном Соборе кроме составлявших Архиерейский Собор епископов приняли участие делегаты от духовенства, монашества и мирян, а также руководители ряда общецерковных организаций. Граждане России при этом составляли менее половины участников – на Собор приехали делегаты из 64 стран. Среди делегатов-мирян были люди разных возрастов и национальностей. Разнилось и их социальное положение: от студентов до бизнесменов. Впервые в Соборе участвовали женщины, составлявшие около десяти процентов от общего числа соборян. Архиерейский Собор проходил 25-го и 26-го января. Он разработал план повестки Поместного Собора и порядок выборов Патриарха. Также архиереи избрали трех кандидатов на Патриарший Престол. Ими стали набравшие больше всего голосов председатель Отдела внешних церковных связей Московской Патриархии митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, управляющий делами Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент, а также Патриарший Экзарх Беларуси митрополит Минский и Слуцкий Филарет. 27-28 января состоялся Поместный Собор. Предполагалось, что его работа может занять три дня, а выборы пройдут в два тура в том случае, если бы кандидатов было более двух. Однако владыка Филарет снял свою кандидатуру, призвав архиереев голосовать за владыку Кирилла. В результате выборы прошли в один тур. Митрополит Кирилл набрал 508 из 702 голосов и был избран шестнадцатым Патриархом Московским и всея Руси. – Принимая от вас изъявление воли Божией, прошу прощения за мои слабости, прошу помогать мне своим советом, прошу быть рядом со мной в несении Патриаршего служения. Но более всего прошу ваших молитв, – сказал владыка Кирилл после оглашения результатов голосования.

http://religare.ru/2_62099_1_21.html

поиск:   разделы   рассылка Алексей Соколов Соборы. Итоги Источник:  Фома В Москве завершились Архиерейский и Поместный Соборы Русской Православной Церкви. Главное их событие – избрание нового Патриарха, но кроме того Соборы рассмотрели ряд других вопросов, касающихся будущего Церкви. В Поместном Соборе кроме составлявших Архиерейский Собор епископов приняли участие делегаты от духовенства, монашества и мирян, а также руководители ряда общецерковных организаций. Граждане России при этом составляли менее половины участников – на Собор приехали делегаты из 64 стран. Среди делегатов-мирян были люди разных возрастов и национальностей. Разнилось и их социальное положение: от студентов до бизнесменов. Впервые в Соборе участвовали женщины, составлявшие около десяти процентов от общего числа соборян. Архиерейский Собор проходил 25-го и 26-го января. Он разработал план повестки Поместного Собора и порядок выборов Патриарха. Также архиереи избрали трех кандидатов на Патриарший Престол. Ими стали набравшие больше всего голосов председатель Отдела внешних церковных связей Московской Патриархии митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, управляющий делами Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент, а также Патриарший Экзарх Беларуси митрополит Минский и Слуцкий Филарет. 27-28 января состоялся Поместный Собор. Предполагалось, что его работа может занять три дня, а выборы пройдут в два тура в том случае, если бы кандидатов было более двух. Однако владыка Филарет снял свою кандидатуру, призвав архиереев голосовать за владыку Кирилла. В результате выборы прошли в один тур. Митрополит Кирилл набрал 508 из 702 голосов и был избран шестнадцатым Патриархом Московским и всея Руси. – Принимая от вас изъявление воли Божией, прошу прощения за мои слабости, прошу помогать мне своим советом, прошу быть рядом со мной в несении Патриаршего служения. Но более всего прошу ваших молитв, – сказал владыка Кирилл после оглашения результатов голосования. 1 февраля в Храме Христа Спасителя состоялась интронизация нового Предстоятеля.

http://religare.ru/2_62099.html

Президиум Межсоборного присутствия рассмотрел проекты документов о полномочиях Соборов, избрании Патриарха и ювенальной юстиции 27 декабря 2011 г. 17:10 Заместитель управляющего делами Московской Патриархии игумен Савва (Тутунов) рассказал об итогах четвертого заседания президиума Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, прошедшего накануне в Храме Христа Спасителя под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. «Основной темой работы президиума стало рассмотрение трех проектов документов, разработанных в комиссиях Межсоборного присутствия. Первый документ посвящен распределению компетенций между Поместным и Архиерейским Соборами, второй — процедуре выборов Патриарха, и третий — отношению Церкви к ювенальной юстиции», — сказал игумен Савва. «Два документа были рассмотрены после предварительного обсуждения в епархиях и в сети Интернет. Таким образом, их обсуждению на заседании предшествовала достаточно обширная церковная и общественная дискуссия», — добавил он. Игумен Савва рассказал, что по итогам дискуссии президиум Межсоборного присутствия принял решение отойти от изначального проекта документа «Поместный и Архиерейский Соборы в системе церковного управления». «В предыдущем варианте, представленном комиссией, Поместный Собор именовался " высшим органом представительства церковной полноты " , а Архиерейский Собор — " высшим органом власти и управления " . Президиум предложил наделить оба органа властными полномочиями, с подробным распределением компетенций. Например, члены президиума высказали пожелание, чтобы вопросы, касающиеся принятия решения о предоставлении автокефалии или автономии, относились к ведению Поместного Собора, а, скажем, канонизация святых — к ведению Архиерейского Собора», — пояснил он. При этом заместитель управляющего делами Московской Патриархии подчеркнул, что проект документа требует доработки, а дискуссия по этой теме еще не завершена. «Второй документ, который рассмотрел президиум Межсоборного присутствия — " Процедура и критерии избрания Патриарха Московского и всея Руси " — на данном этапе предлагает четыре варианта выбора Предстоятеля Русской Православной Церкви. Каждый вариант имеет своих сторонников, потому было решено передать проект на пленум в прежнем виде, дабы каждый член Присутствия мог высказаться в пользу того или иного варианта. Затем Поместный Собор или Архиерейский Собор (в зависимости от решения Священноначалия) должен будет вынести окончательное решение», — сказал он.

http://patriarchia.ru/db/text/1898119.ht...

Президиум Межсоборного присутствия рассмотрел проекты документов о полномочиях Соборов, избрании Патриарха и ювенальной юстиции 28 декабря, 2011. Новостная служба Основной темой работы президиума стало рассмотрение трех проектов документов, разработанных в комиссиях Межсоборного присутствия. Первый документ посвящен распределению компетенций между Поместным и Архиерейским Соборами, второй — процедуре выборов Патриарха, и третий — отношению Церкви к ювенальной юстиции 28 декабря. ПРАВМИР. Заместитель управляющего делами Московской Патриархии игумен Савва (Тутунов) рассказал об итогах четвертого заседания президиума Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, сообщает Патриархия.ru . «Основной темой работы президиума стало рассмотрение трех проектов документов, разработанных в комиссиях Межсоборного присутствия. Первый документ посвящен распределению компетенций между Поместным и Архиерейским Соборами, второй — процедуре выборов Патриарха, и третий — отношению Церкви к ювенальной юстиции», — сказал игумен Савва. Игумен Савва рассказал, что по итогам дискуссии президиум Межсоборного присутствия решил отойти от изначального проекта документа «Поместный и Архиерейский Соборы в системе церковного управления». «В предыдущем варианте, представленном комиссией, Поместный Собор именовался «высшим органом представительства церковной полноты», а Архиерейский Собор — «высшим органом власти и управления». Президиум предложил наделить оба органа властными полномочиями, с подробным распределением компетенций. Например, члены президиума высказали пожелание, чтобы вопросы, касающиеся принятия решения о предоставлении автокефалии или автономии, относились к ведению Поместного Собора, а, скажем, канонизация святых — к ведению Архиерейского Собора», — пояснил он. При этом отец Савва отметил, что проект документа требует доработки, а дискуссия по этой теме еще не завершена. «Второй документ, который рассмотрел президиум Межсоборного присутствия — «Процедура и критерии избрания Патриарха Московского и всея Руси» — на данном этапе предлагает четыре варианта выбора Предстоятеля Русской Православной Церкви. Каждый вариант имеет своих сторонников, потому было решено передать проект на пленум в прежнем виде, дабы каждый член Присутствия мог высказаться в пользу того или иного варианта. Затем Поместный Собор или Архиерейский Собор (в зависимости от решения Священноначалия) должен будет вынести окончательное решение», — сказал он.

http://pravmir.ru/prezidium-mezhsobornog...

Arhiva Comisia Adunrii Intersoborniceti în problemele administrrii bisericeti invit opinia public bisericeasc la o discuie în jurul temelor legatea de viaa parohiilor i slujirea preoeasc 18 martie 2015 11:16 На состоявшемся 17 марта 2015 года в Патриаршей и Синодальной резиденции в московском Даниловом монастыре под председательством управляющего делами Московской Патриархии митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия заседании комиссии Межсоборного присутствия по вопросам церковного управления и механизмов осуществления соборности в Церкви было принято решение начать подготовку документов по двум темам: «Прихожане и члены Приходского собрания. Приходская община; роль мирян в Церкви» и «Вопрос о совмещении священнического служения со светской работой; перечень рода деятельности и специальностей, недопустимых для клирика». Открывая первое после проведенной в октябре минувшего года Священным Синодом ротации членов Присутствия заседание, митрополит Варсонофий отметил необходимость также закрепить ответственных за остальными пятью темами: «Положение о церковнослужителях Русской Православной Церкви», «Избрание кандидатов к рукоположению в священный сан; вопросы призвания в клир; канонические препятствия», «Положение о благочиниях и благочинных», «Восстановление в священном сане лиц, лишенных сана по церковному суду», «Пастырская забота о малолюдных поселениях». Это сделано для того, чтобы на протяжении ближайших четырех лет комиссия интенсивно проводила необходимые исследования и не затягивала с выпуском итоговых документов. «Святейший Патриарх Кирилл призывает нас укреплять общинную жизнь, открывать новые приходы, способствовать увеличению в наших храмах воцерковленных прихожан. Архиерейские Соборы, Архиерейские Совещания выпускают соответствующие постановления о развитии таких направлений церковного служения, как социальная и молодежная работа, миссионерство, просвещение. Совершенно очевидно, что одним священнослужителям эти послушания не реализовать, нужны активные миряне. Перед всей Русской Церковью стоит задача подготовить профильных сотрудников-мирян для каждого прихода и благочиния. Важно, чтобы люди трудились у нас не только на добровольной основе, но профессионально, с получением достойных заработных плат», — сказал председатель комиссии.

http://patriarchia.ru/md/db/text/4015527...

  разделы   рассылка  распечатать Александр Зворский Поместный собор остается на месте Источник:  Коммерсант Вчера стало известно, что поместный собор Русской православной церкви подтвердил самоуправление Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП) с правами широкой автономии, которое она получила в 1990 году. При этом поместный собор даже не рассматривал поступившее за несколько дней до начала собора обращение патриарха Украинской православной церкви Киевского патриархата Филарета, в котором он просил предоставить УПЦ МП статус автокефалии. В Московском патриархате заявили, что и не собирались рассматривать " рекомендации отлученного от церкви священника " . Предстоятель УПЦ МП митрополит Киевский Владимир (Сабодан) вчера сообщил, что поместный собор Русской православной церкви (РПЦ) подтвердил самоуправление УПЦ МП с правами широкой автономии. Этот статус был предоставлен УПЦ МП архиерейским собором РПЦ в 1990 году, а затем закреплен в уставе РПЦ, который был принят юбилейным архиерейским собором в 2000 году и одобрен поместным собором на минувшей неделе. В частности, УПЦ МП формирует свой Священный синод, самостоятельно собирает соборы, принимает решения об открытии новых епархий, смене их границ, а также назначает епископов. Кроме того, по словам митрополита Владимира, при Священном синоде УПЦ МП действует целый ряд отделов, которые отвечают за различные направления церковной деятельности. Напомним, поместный собор, на котором был избран новый патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев), состоялся 27-28 января в Москве (см. Ъ от 28 января). Перед собором предстоятель УПЦ КП, патриарх Киевский и всея Руси-Украины Филарет (Денисенко) направил официальное обращение к делегатам поместного собора РПЦ с просьбой признать автокефалию УПЦ МП. В своем обращении Филарет, в частности, указал, что для автокефалии УПЦ МП существуют весомые основания, поскольку история Киевской митрополии насчитывает более тысячи лет, а украинская церковь имеет богатый богословский опыт. Предстоятель УПЦ КП также напомнил делегатам собора о том, что Русская православная церковь признала автокефальными православные церкви в Польше, Чехословакии и Америке, каждая из которых имеет намного меньшую паству, чем УПЦ МП.

http://religare.ru/2_62055.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010