Митрополит Варсонофий: национализм идет от гордыни октября 2014 Об открытии новых приходов и подготовке духовенства, о социальной работе верующих, о приходских коллизиях и готовящемся регламенте жизни монахов, о подвиге новомучеников и своем видении ситуации на Украине рассказал в интервью РИА Новости управляющий делами Московской патриархии митрополит Варсонофий. Священный синод Русской православной церкви постановил провести 29-30 января 2015 года пленум Межсоборного присутствия с участием мирян, а 2-4 февраля - Архиерейское совещание. О том, чем это совещание будет отличаться от Архиерейского собора, о проблемах и перспективах реализации соборных решений, открытии новых приходов и подготовке духовенства, о социальной работе верующих, о приходских коллизиях и готовящемся регламенте жизни монахов, о подвиге новомучеников и своем видении ситуации на Украине рассказал в интервью РИА Новости постоянный член синода, управляющий делами Московской патриархии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий. Беседовали Милена Фаустова и Ольга Липич. - Владыка, почему в начале февраля решено провести Архиерейское совещание, а не собор? Чем они отличаются? - Собор отличается от совещания прежде всего тем, что дает соборный, единый, общий ответ церкви на современные вызовы. Есть определенные сроки, в которые он должен проходить, эта норма закреплена в уставе Русской православной церкви - не реже одного раза в четыре года. Но за минувшие пять лет прошло три Архиерейских собора. То есть собор можно проводить чаще. Например, когда на Украине была сложная ситуация, возникшая в результате образовавшегося раскола (Филарет Денисенко, лишенный сана и преданный анафеме архиерей Московского патриархата, возглавил самопровозглашенный Киевский патриархат - ред.), мы созывали Архиерейский собор независимо от того, прошло два или четыре года или нет. Последние Архиерейские соборы, которые прошли в 2011 и 2013 годах, приняли очень много постановлений для улучшения церковной жизни. Сегодня эти решения воплощаются. Понятно, что в каждой епархии это происходит в своем темпе. Есть епархии, которые совсем недавно образовались и только-только приступают к реализации этих решений, но есть и епархии, которые уже на 100% выполнили эти решения. Поэтому, прежде чем созвать очередной Архиерейский собор, нам надо иметь некоторую картину того, как и где реализовались решения предыдущих соборов.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

Митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий: Решения Соборов для того и принимаются, чтобы «облегчить» пастырскую деятельность Митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий — о ходе реализации решений Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, состоявшегося 2-5 февраля 2013 года. 18 ноября, 2014 Митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий — о ходе реализации решений Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, состоявшегося 2-5 февраля 2013 года. Синодальный информационный отдел Московского Патриархата в рамках публикации серии архипастырских интервью, темой которых стали итоги реализации решений Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, состоявшегося 2-5 февраля 2013 года, представляет интервью митрополита Хабаровского и Приамурского Игнатия. — Как влияет регулярное проведение Архиерейских Соборов на жизнь Церкви вообще и Вашей епархии в частности? — Посредством Соборов Господь возвещает Свою волю Церкви. Соборы формулируют догматы — аксиомы и константы, которыми Церковь жила и будет жить всегда. Они устанавливают основные правила церковной жизни — каноны, а последние формируют церковный уклад: внутреннее устроение, дисциплину, строй нашего повседневного благочестия. Канонический корпус — величина переменная, это ответ на исторические, политические, социальные вызовы. Меняются условия — очередному Собору предстоит свод канонов пополнить. Двадцатый век был особенно богат такого рода вызовами. Мы вынесли две самые кровопролитные войны в истории человечества, две волны коллективизации. Огненным смерчем прошла по Отечеству гражданская война, малыми пожарами — множество локальных конфликтов. Трижды в течение минувшего века Россия меняла свой государственный строй, да еще самым коренным образом. И почти всегда самые жестокие удары приходилось выдерживать русскому Православию, Русской Православной Церкви. Семьдесят лет советского пленения Церковь не могла не только исполнять свою миссию, но и жить — подавленная и униженная, она вынуждена была всеми силами бороться за выживание. И, когда «достигший окончательной победы социализм» в одночасье развалился, когда народ Божий вновь обрел свободу исполнять Божью волю, вдруг со всей очевидностью обнаружилась главная трудность: советский режим существенно изменил наше общество. Стали другими русские люди.

http://pravmir.ru/mitropolit-habarovskiy...

Мысли вслух о прошедшем Юбилейном Архиерейском Соборе Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 27, 2000 20 августа, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 27, 2000 Благодарение Богу — Русская Православная Церковь, вступая в третье тысячелетие от Рождества Христова, смогла провести в Москве, в восстановленном за пять лет храме Христа Спасителя, Архиерейский Собор. Это событие, собравшее в стольный град практически весь епископат нашей Церкви и представителей всех Поместных Православных Церквей, участвовавших в празд­ничных богослужениях и мероприятиях по случаю Великого Юбилея христианства, вызвало живой интерес всего христианского мира и мировой общественности. СМИ, в меру своей компетентности и заинтересованности, писали и еще много будут писать об этом, оценивая различные аспекты прошедшего Собора, но окончательное слово о прошедшем событии, конечно же, со временем скажет история, сопоставив работу и результаты Собора с многочисленными иными Соборами, проходившими ранее — и не только в России. Настоящее воспоминание тоже не претендует на полноту освещения прошедшего события и является скорее внутренней потребностью автора — участника Собора — проанализировать его работу с точки зрения личной духовной пользы для всех его участников. Конечно же, мера участия в работе Собора была многогранна: от простого присутствия в зале и наблюдения за активностью коллег-архиереев до многолетней, весьма непростой, по обстоятельствам нашего сложного времени, подготовки конкретных материалов для последующего их обсуждения и принятия соборным решением. Несомненно, все должно познаваться в сравнении и оцениваться с точки зрения конкретной исторической обстановки. Как известно, соборы являются высшим органом церковной власти и авторитетность их решений напрямую зависит от свободы принятия членами собора тех или иных определений, решений и постановлений. Архиереи, являясь преемниками апостольского служения в Церкви, то есть обладая полнотой благодати Святого Духа, данной Церкви Христовой во Святую Пятидесятницу, традиционно предваряют свою работу чтением Символа веры, а постановления начинают словами: “Изволися Святому Духу и нам…”. Однако история знает и лжесоборы, когда архиереи были не свободны в своих решениях и зависели от светской власти, заинтересованной, чтобы жизнь Церкви проходила по сценарию, написанному безблагодатным светским чиновником, и целиком контролировалась государством. Примеры подобных лжесоборов можно найти как в древней, так и новой истории Церкви. Вопрос этот очень сложен и не потерял своей актуальности и сегодня.

http://pravmir.ru/myisli-vsluh-o-proshed...

На 2013 год пришлись юбилеи событий исключительно высокой значимости в истории Церкви и истории России. Исполнилось ровно 17 столетий со времени издания Миланского эдикта, прошло 25 лет после празднования тысячелетия Крещения Руси, 400 лет назад в Москве состоялся Земский собор, избравший на царство Михаила Романова и в связи с этим 100 лет назад, в последний мирный год в истории нашей страны, после которого начинался «не календарный, настоящий XX век», ставший огненным испытанием для России, праздновалось трехсотлетие династии Романовых. Среди этих дат не должен потеряться еще один юбилей — 70-летие Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, состоявшегося в 1943 г. Это событие не равнозначно изданию эдикта святым императором Константином о свободе христианского исповедания или Крещению Руси, но в истории Русской Церкви XX века Собор имел колоссальное значение.      До него в течение 18 лет восстановленный в 1917 г. Патриарший Престол оставался вакантным — Русскую Церковь возглавлял Патриарший Местоблюститель, а некоторое время, с конца 1925 г., после ареста священномученика Петра, до 1936 г., когда поступила ложная информация о его кончине, — Заместитель Местоблюстителя. Соборы не созывались, Временный Патриарший Синод в 1935 г. прекратил свое существование. Текущее церковное управление осуществлялось единолично Местоблюстителем, и лишь изредка созывались совещания, в которых участвовало по несколько епископов, имевших возможность приехать в Ульяновск (Симбирск), куда в начале Великой Отечественной войны была эвакуирована Патриархия в лице Местоблюстителя митрополита Сергия и нескольких его помощников. Как известно, Собору предшествовала состоявшаяся 4 сентября 1943 г. встреча митрополитов Сергия (Страгородского), Алексия (Симанского), будущего Патриарха, и Николая (Ярушевича), в ту пору занимавшего Киевскую кафедру, но находившегося в Москве, с И. В. Сталиным, В. М. Молотовым и только что назначенным на учрежденную тогда должность председателя Совета по делам Русской Православной Церкви Г.

http://pravoslavie.ru/63924.html

Новгородский Юрьев монастырь Обитель св. Великомученика и Победоносца Георгия или Юрьев монастырь – находится на левом берегу р. Волхова при истоке его из озера Ильменя. Основан в 1030 году Ярославом – Георгием Шевским Великим Князем, а главный собор его – в 1119 году Всеволодом, внуком Мономаха. Главные святыни Обители: 1) Храмовая, очень древняя икона Св. Великомученнка Георгия греческого письма (3 арш. 7 в. x 2 арш.), богато украшена серебропозолоченною ризой (весом 3 пуд. 27 ф.), усыпанной драгоценными камнями и удивительной величины жемчужинами; и 2) Св. Мощи Святителя Феоктиста Архиепископа Новгородского, сконч. 1308 года 23 Декабря. С 1786 года почивают в Юрьевом Монастыре, перенесенные сюда из упраздненного Благовещенского Монастыря в богатой серебропозолоченной раке, весом 8 пуд. 5 ф. 36 зол. Пришедший к началу прошлого столетия в крайнее запустение от пожаров и опустошений, монастырь богато возобновлен и украшен Архимандритом Фотием при содействии его духовной дочери графиня Анны Алексеевны Орловой-Чесменской (в 1822–1848 годах). Здания монастырские, особенно соборы – поражают своей массивностью и драгоценностью украшений: золотом, серебром, жемчугом и драгоценнейшими камнями. По богатству ризницы и церковной утвари, и вообще по благолепию – монастырь не уступает нашим Лаврам. Богослужение в нем отличается строгой церковностью и уставностью (с архиерейскими привилегиями настоятелей), пение столповое, редко где так исполняемое. В монастыре до 120 человек братии (с послушниками). Вид на монастырь из Новгорода и с озера – очарователен. Весьма красива колокольня монастыря, в три пролета с 32 колоколами, из коих наибольшие в 2100 пуд, 1140 пуд, 523 пуда, 267 пуд, 130 пуд и т. д. Звон их отличается редкой гармоничностью и силой. Существует несколько подробных описаний Обители, предлагаем благочестивым поклонникам наилучшее из них, по краткости, содержательности и интересности – известного писателя-путешественника А.Н. Муравьева. Церкви Юрьева Монастыря: 1. Георгиевский Собор, в честь Св. Великомученика Георгия Победоносца, с приделом в честь Святителя Феоклиста, Св. мощи коего в Соборе (праздники 23 Апреля, 26 Ноября, 23 Декабря и 23 Января).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Послание к пастве Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей Нью-Йорк, 18 декабря 2003 г. Послание к пастве Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей, состоявшегося в декабре месяце 2003 г. в городе Нью Йорке. Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Собравшийся ныне Архиерейский Собор, осеняемый как и предыдущие наши Соборы, присутствием святой чудотворной иконы Божией Матери Знамения Курской-Коренной, главной задачей своей работы имел вопрос о взаимоотношении Русской Православной Церкви Заграницей и Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Заседанию Собора предшествовало Всезарубежное Расширенное Пастырское Совещание. Присутствующие на Совещании архиереи могли услышать весь диапазон мнений практически всего Зарубежного клира. Определенно можно сказать, что ни у кого не вызывает сомнения необходимость вести диалог с представителями Московской Патриархии о преодолении существующих разделений. Значительная часть участников вновь поднимала вопрос об осуждении сергианства и экуменизма. Несомненно это нашло отклик в работе Собора и будет учитываться впредь. Перед нами стоит вопрос не слияния или соединения церквей, а установления нормальных церковных взаимоотношений между двумя частями некогда единой Русской Церкви, которые оказались разобщенными по историческим причинам. Как известно, в 20-х годах прошлого столетия, согласно Указа Патриарха Тихона, на временных началах, была образована Русская Зарубежная Церковь. Предполагалось, что коммунистическая власть падет через несколько лет, и русские эмигранты во главе со своими архипастырями смогут вернуться на свою родину. Увы, по нашим грехам, это не произошло! Безбожный режим более чем на 70 лет поработил русский народ и воздвиг лютое гонение на веру Христову. Параллельно с этим, за годы своего скитания на чужбине Зарубежная Церковь распространилась почти по всем странам мира. Создавались новые епархии, строились храмы с приходскими школами, создавались монастыри, возникали молодежные и патриотические организации, издавались газеты, журналы и книги. Перед пастырями Зарубежной Церкви встала задача не только сохранить православную веру и русскую культуру в своей пастве, но и привлекать инославных к Православной вере, прививая им наши церковные традиции. Так во многих странах стали возникать приходы, состоящие почти исключительно из местных жителей, обратившихся в Православие. С годами постепенно менялся исостав прихожан. В то время как уходило в иной мир старшее поколение, их дети и внуки стали забывать русский язык и теряли культурное наследие своих родителей. Смешанные браки стали повсеместным явлением. Эти факторы выдвинули новую задачу перед Зарубежной Церковью, которую не предвидели ее основатели, а именно, что Русской Церкви зарубежом придется миссионерствовать и нести миру свет Православия.

http://pravoslavie.ru/8488.html

Православное чтение ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ СБОРНИК ДУШЕПОЛЕЗНЫХ ТЕКСТОВ [Главная] [Сомневающемуся] [Новоначальному] [Тематики] [Вопросы] [Мамам и папам] [Россия] [Библиотечка] [Новости] [Крохотки] [Гостевая] ГЛАВНАЯ СОМНЕВАЮЩЕМУСЯ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ОБЩЕСТВО Современные искушения Жизнь после смерти Демографическая война Секты и лжеучения ИНН Все темы ВОПРОС - ОТВЕТ МАМАМ И ПАПАМ РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕЧКА КРОХОТКИ НОВОСТИ ГОСТЕВАЯ РАЗДУВАНИЕ ИСТЕРИКИ ВОКРУГ ИНН - ПУТЬ К РАСКОЛУ ДОКЛАД АЛЛЫ ДОБРОСОЦКИХ, РЕДАКТОРА ИЗДАТЕЛЬСТВА " ДАНИЛОВСКИЙ БЛАГОВЕСТНИК " VII Пленум Синодальной Богословской комиссии Русской Православной Церкви Московская Духовная Академия 19-20 февраля 2001 г. После юбилейного Архиерейского Собора в августе 2000 г. высказавшего соборную точку зрения на ИНН, страсти вокруг этого вопроса стали разжигаться с новой силой, что на многих приходах породило панические, а то и раскольнические настроения. В 2000 году значительную роль в формировании общественного мнения сыграла публикация в газете " Русский вестник " ( " ПРОТИВ ИНН. Спецвыпуск 2 по заказу православных христиан, апрель 2000 г. " ) статьи иеросхимонаха Рафаила (Берестова), который назван афонским старцем. В обращении сделаны следующие выводы: " ...Старец Паисий Афонский говорил, что те люди, которые примут такие документы, потеряют благодать Божию, и энергия бесовская вселится в них. Это предательство Бога! " (но в книге старца Паисия, который почил в 1994 году, шла речь о паспорте со штрих-кодом или жетонах, а не о цифровом ИНН!), " Один современный старец, великий старец, мне сказал о тех людях, кто принял или примет эти документы с тайным штрих-кодом и идентификационным номером, что они не только погибнут, но даже здесь, на Земле, Господь их уничтожит войной " . Такое категорическое утверждение, которое, скорее всего, надо воспринимать как частное богословское (или просто монашеское) мнение, было воспринято многими как " окончательный приговор " . Со ссылкой на обращение о. Рафаила появилось множество подражательных публикаций под названиями вроде " Принявший ИНН - не христианин " и даже " Принявший ИНН - не спасется! " . Такие категорические выводы, будоражащие сознание церковных масс, сами по себе требуют соборной оценки - ведь выносить за Бога " приговор " - " не спасешься! " - не дерзали делать даже архиерейские соборы и даже по отношению еретикам и оккультистам.

http://zavet.ru/inn-dobros.htm

Преемника себе на митрополитской кафедре Потей назначил сам еще при жизни своей, именно своего коадъютора Иосифа Велямина Рутского. Православные протестовали. Князь Богдан Огинский и старосты виленского Свято-Духовского братства от лица всего русского православного народа внесли (1613) этот протест в трибунальный суд и требовали, чтобы по смерти Потея им дан был митрополит православный, угрожая, что Рутского на митрополию они не допустят . Но протест остался без последствий. Король вскоре после смерти Потея, 8 августа 1613 г., пожаловал Рутскому свою грамоту на митрополию и на все митрополитские имения, а 16 августа они уже были переданы Рутскому дворянином короля Адамом Хрептовичем . Гораздо чувствительнее для нового митрополита было то, что папа долго не присылал ему своего утверждения. Рутский не знал, что ему делать, и обратился с просьбою к папскому нунцию в Польше. Нунций отвечал от 14 марта 1614 г., что он написал об этом в Рим, и советовал Рутскому не смущаться, обнадеживая, что утверждение скоро будет прислано. Спустя три месяца оно действительно было получено, и 18 июня Рутский в присутствии нунция произнес присягу на латинском языке, в которой клялся быть верным папе, чтить его нунция и легата, исполнять правила святых отцов, заботиться о вверяемой ему Церкви и о покорности ее папскому престолу . Сделавшись преемником Потея на митрополитской кафедре, Рутский, однако ж, не наследовал ему на кафедре Владимирской епископии. Незадолго до своей кончины Потей написал письмо к королю и просил его назначить на эту последнюю кафедру недавно принявшего монашество Иоакима Мороховского. И король, лично знавший Мороховского как своего бывшего секретаря, охотно дал ему на то свою грамоту; а Рутский, когда уже утвержден был папой в сане митрополита, рукоположил Мороховского 3 июля 1614 г. во епископа Владимирского, выслушав предварительно его архиерейскую присягу, в которой Мороховский, произнесши Символ веры без прибавления: «и от Сына», продолжал: «К сему приймую все святые Вселенские Соборы, а меновите св. Вселенский Собор Флорентийский... и паки церковный мир и соединение принятое исповедаю соблюдати...» и пр. Главное свое внимание обратил Рутский на внутреннее состояние униатской Церкви. Потей все время своего архипастырства провел в борьбе с православными и преимущественно заботился о том, чтобы распространить и утвердить между ними унию. Рутский, отнюдь не оставляя ни этой борьбы, ни этой заботы, прежде всего занялся тем, чтобы распространить образование в униатском духовенстве и народе, чтобы преобразовать и возвысить униатское монашество и высшую иерархию и до некоторой степени сблизить униатов с латинянами в самом богослужении.

http://sedmitza.ru/lib/text/436119/

преосвященного Алексия, епископа Вологодского, от 9 ноября 1905 года Журналы совещания по вопросам, предположенным к рассмотрению на Поместном Соборе Всероссийской Церкви Журнал 1 сентября 1905 года. О разделении России на церковные округа под управлением митрополитов Справка. Объём власти митрополитов так определяется в древних церковных канонах: 1) митрополит созывал провинциальных епископов на соборы для суждения общих церковных дел в своей области и сам председательствовал на этих соборах (Антиох. 16-е и 20-е; Халк. 19-е); 2) утверждал избираемых на вакантные епископские кафедры (I Всел. Соб. 4-е, 6-е; Антиох. 19-е); 3) принимал жалобы на подчинённых епископов и назначал соборный суд над ними (Халк. 9-е; Антиох. 14-е; Карф. 28-е); 4) обозревал епархии подчинённых епископов (Карф. 63-е); 5) вообще, контролировал и утверждал своим согласием все важнейшие распоряжения епископов своей области (Апост. 34-е; Антиох. 9-е). Но в тех же самых правилах указаны и границы митрополичьей власти, именно; 1) в делах, касающихся целой области, митрополит не мог решать ничего единолично, без согласия собора областных епископов (Апост. 34-е, 74-е; Антиох. 9-е, 14-е); 2) он сам был избираем, поставляем и судим собором своих епископов (III Всел. Соб. 1-е; Сард. 6-е); 3) мог действовать в епархии подчинённого ему епископа только как высший административный орган, но не как архиерей, именно – не мог здесь ни рукополагать, ни учить, ни совершать каких-либо архиерейских действий, разве только с согласия епископа (Кормч. гл. 58, Отв. Иоанна, еп. Кипр. 3-е). – Институт митрополии и власть митрополита, определяемая сейчас рассмотренными нами правилами, сохранились до настоящего времени в первоначальном виде своём только в шести автокефальных Церквах православного Востока. Власть патриархов над подчинёнными им митрополитами была, в сущности, та же самая, какую эти последние имели над епископами своего округа. Власть патриарха в своём диоцезе, как и власть митрополита в своей области, – не единоличная: по основному правилу церковного устройства, установленному на вселенских соборах, в важнейших церковных делах те и другие обязаны были действовать не единолично, а от лица всей местной иерархии, представляемой на собор.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Пятьдесят лет спустя»: Вселенский Патриарх и Папа Римский на Святой Земле Историческая встреча 5 января 1964 года стала началом «диалога любви» 26 мая, 2014 Историческая встреча 5 января 1964 года стала началом «диалога любви» При всей значимости паломничества в Иерусалим, далеко не все Папы и Патриархи посещали Святой Град. Исторически паломничество во многом связано с катехизацией и миссионерством, так что не многие архиереи в былые времена считали нужным в нем участвовать, покидая свою епархию. Ведь если будешь хорошо молиться, то будет у тебя в келье « и Афон, и Святая Земля «. Предстоятели Церквей приезжали в Иерусалим обычно по совершенно особым поводам. Иногда – на освящении важных храмов. Так, св. Кирилл — один из отцов церкви и Александрийский Папа– был в Иерусалиме в 438 (439) г. на освящении новой базилики в честь первомученика Стефана. Другие приезжали на архиерейские соборы, собиравшие епископов разных поместных Церквей. Так, Иерусалимский Собор 1443 года, на котором присутствовали все восточные православные Патриархи или их представители, был одним из важнейших этапов в деле отвержении Флорентийской унии. Это касается и предстоятелей Русской Церкви. Приезд на Святую Землю в 1924 году митр. Антония (Храповицкого) – первоиерарха Русской Зарубежной Церкви – был предпринят для «спасения» Русской Духовной Миссии в Иерусалиме и определения ее статуса в новых эмигрантских условиях. Первое посещение Святой Земли Московским Патриархом Алексием I состоялось в 1945 году, знаменуя новый этап в жизни Церкви в Советском Союзе, а также выход Московского Патриархата «на международную арену». Последний визит Патриарха Кирилла был связан с освящением большого собора в честь всех русских святых в Иерусалиме. Константинопольские Патриархи также не все бывали в Иерусалиме, хотя в XX веке упрощение способов передвижения сделали возможным посещение соседней поместной Церкви без того, чтобы надолго оставлять свою. Одним из наиболее значимых визитов было паломничество Вселенского Патриарха Афинагора в Иерусалим в 1964 г. По времени он было скоординировано с посещением Святой Земли Римским Папой Павлом VI.

http://pravmir.ru/pyatdesyat-let-spustya...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010