поиск:   разделы   рассылка Устав РПЦ о патриархе 1. Предстоятель Русской православной церкви (РПЦ) носит титул: " Святейший патриарх Московский и всея Руси " . 2. Патриарх Московский и всея Руси имеет первенство чести среди епископата РПЦ и подотчетен Поместному и Архиерейскому Соборам. 3. Имя патриарха Московского и всея Руси возносится за богослужениями во всех храмах РПЦ по следующей формуле: " О Великом Господине и Отце нашем (имя), Святейшем Патриархе Московском и всея Руси " . 4. Патриарх Московский и всея Руси имеет попечение о внутреннем и внешнем благосостоянии церкви и управляет ею совместно со Священным Синодом, являясь его председателем. 5. Отношения между патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом, в соответствии с общеправославной традицией, определяются 34-м правилом святых апостолов и 9-м правилом Антиохийского Собора. 6. Патриарх Московский и всея Руси вместе со Священным Синодом созывает Архиерейские Соборы, в исключительных случаях – Поместные Соборы, и председательствует на них. Патриарх Московский и всея Руси созывает также заседания Священного Синода. 7. Осуществляя свою каноническую власть, патриарх Московский и всея Руси: а) несет ответственность за исполнение постановлений Соборов и Священного Синода; б) представляет Соборам отчеты о состоянии церкви за межсоборный период; в) поддерживает единство иерархии церкви; г) осуществляет начальственное наблюдение за всеми Синодальными учреждениями; д) обращается с пастырскими посланиями ко всей полноте РПЦ; е) подписывает общецерковные документы после соответствующего одобрения Священным Синодом; ж) осуществляет исполнительно-распорядительные полномочия по управлению Московской Патриархией; з) сносится с предстоятелями Православных Церквей во исполнение постановлений Соборов или Священного Синода, а равно и от своего имени; и) представляет РПЦ в отношениях с высшими органами государственной власти и управления; к) имеет долг ходатайства и " печалования " перед органами государственной власти как на канонической территории, так и за ее пределами;

http://religare.ru/2_61722.html

поиск:   разделы   рассылка Дмитрий Ребров Архиерейский Собор: что изменилось в Уставе Русской Церкви Источник:  Нескучный сад Со 2 по 5 февраля проходил Очередной Архиерейский собор Русской Православной Церкви. Он принял новую редакцию церковного Устава. Что будет, если сравнить его положения с прежним Уставом, проектом Устава, опубликованным летом, а также с постановлениями о церковном управлении Собора 1917-1918 года? Устав – это своеобразная конституция, определяющая уклад церковной жизни. Если смотреть на него через призму православной историософии, то, как соборный документ, он является плодом коллективного церковного творчества, воплощением соборного церковного разума. Традиция созывать соборы для принятия ключевых решений в Русской Православной Церкви возродилась сравнительно недавно – в начале XX века, после двухсотлетнего синодального периода. Исторический Поместный собор 1917-1918 года восстановил патриаршество и утвердил документы, ставшие первым современным церковным уставом Российской Церкви. Хотя эти определения, принятые в на фоне революционных потрясений и гражданской войны, по стечению обстоятельств так и не вступили в силу, именно они стали камертоном для церковного права и любимым предметом исследования церковных историков не одного поколения. В новой редакции Устава, которая была принята на Соборе 2013 года, ключевым изменениям подверглись статьи, связанные с полномочиями Поместного собора и процедурой избрания Патриарха, т.е. важнейшие положения, определяющие устройство высшей церковной власти. Что будет, если их сравнить c текстами начала века или даже предыдущей редакции принятой чуть более десяти лет назад? Кто будет заниматься богословием? В предыдущей редакции Устав была принят на Архиерейском соборе 2000 года и незначительно исправлен в 2008-ом и 2011-ом годах. Согласно Уставу, Поместный собор, включающий в свой состав кроме епископов: мирян и представителей священства, – венчал собою всю систему церковного управления. Высшая власть в области вероучения и канонического устроения принадлежала именно ему (гл. II, ст.1). Этой главы и должны были коснуться радикальные изменения.

http://religare.ru/2_99619.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Столетие восстановления русского Патриаршества стало торжеством Вселенского Православия Кирилл Фролов об Архиерейском Соборе и малороссийском вопросе 08.12.2017 1235 Время на чтение 5 минут С 29 ноября по 4 декабря в Москве состоялись торжества в честь столетия восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви. Сначала состоялся Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, собравший около 400 иерархов, больше, чем Вселенские Соборы. Затем, к 4 декабря, к празднованию столетия интронизации Патриарха Тихона, прославленного в лике святых, в Москву прибыли Предстоятели и высокопоставленные представители подавляющего большинства Поместных Церквей. Торжества - Торжественное заседание Архиерейского Собора с участием Предстоятелей и их представителей, где все они подчеркнули ведущую роль Московского Патриаршества во Вселенском Православии, богослужение 4 декабря в храме Христа Спасителя, встреча иерархов Поместных Церквей с Президентом России Владимиром Путины м, который ранее выступил на Архиерейском Соборе Русской Церкви, - придали торжествам Всеправославный Вселенский характер, показали, что и Патриарх Кирилл, и Президент Путин мыслят в парадигме глобального православного миссионерского и цивилизационного проекта, где Российское государство является «Катехоном» - государством, осознающим свою религиозную православную миссию удерживать мир от зла. «Катехоническая» миссия России была особенно подчеркнута на встрече Президента Путина с Антиохийским Патриархом Иоанном. Показательно, что Архиерейский Собор и Всеправославные торжества были предварены паломничеством Президента и Патриарха в Ново-Иерусалимский монастырь, основанный и построенный идеологом воссоединения Великой, Малой и Белой России и лидерства воссоединенной Руси в мировом глобальном православном миссионерски-цивилизационном православном проекте Патриархом Никоном, создававшим в этом грандиозном монастыре центр подготовки православной миссионерской и цивилизационной элиты и кадров для всего мира.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/12/08/st...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Канонизация (от лат. canonizatio; от греч κανν (канон)) – официальное признание Церковью праведника, одного из своих членов, святым; официальное причисление его к лику святых. Из сказанного не следует, что только те, кто канонизирован, стяжали святость, т.к. существует большое количество святых, почивших в безвестности. В широком смысле канонизацию можно понимать как прославление свидетельства реальности Боговоплощения и обожения человека. Канонизация – это закрепление актом высшей церковной власти реального опыта молитвенной связи между членами Церкви (и не только ныне живущими) и подвижником благочестия, – опыта услышанных молитв, конкретной помощи и духовной связи, которую сотни, а иной раз сотни тысяч людей ощущают между собой и угодником Божиим. Когда для Церкви эта связь становится несомненной, тогда и происходит канонизация новоявленного святого – подлинного раба Божия и нашего помощника, о чем многие уже знают по собственной жизни. Где найти список святых? В каждой поместной Православной Церкви свой список, он именуется месяцесловом . Каковы критерии канонизации святых Православный христианин причисляется Церковью к лику святых после смерти. Наиболее распространены следующие условия канонизации: Отдельный критерий – мученическая кончина за веру. Кто принимает решение о канонизации святых? Инициируется процесс канонизации священнослужителями и мирянами.  Далее епархиальный архиерей передаёт дело епархиальной комиссии по канонизации святых.. Материалы для канонизации в Русской Православной Церкви рассматривает, изучает и проверяет Синодальная комиссия по канонизации святых . Решение о канонизации выносит Святейший Патриарх, Архиерейский или Поместный Соборы.. Патриарх может благословить почитание местночтимого (почитаемого в одной епархии или регионе) святого, Архиерейский или Поместный Собор — общецерковное почитание. Зависит ли посмертная участь святого от канонизации? Нет, не зависит. Канонизация лишь свидетельствует ещё живущим на земле о святости, причастности к Богу ушедших, об их подвиге, о возможности молитвенного обращения к ним. Как отмечается причисление к лику святых?

http://azbyka.ru/kanonizaciya

Скачать epub pdf Нижепомещаемая статья вызвана желанием объяснить, как мы, чада Русской Церкви, подчиненные Архиерейскому Синоду заграницей, понимаем наше церковное положение и вытекающий отсюда наш церковный долг. Статья является ответом на статьи парижского «Церковного Вестника» за 1949 год, авторы которых, редактор о. А. Шмеман и другие, выступают против Зарубежной Русской Церкви, с намерением подорвать доверие к ее каноническим основам. Они утверждают, что существует «нерушимый и вечный принцип церковной жизни – это принцип территориального или поместного управления Церковью », что мы, эмиграция, бесправно «завели» и «заводим себе» церкви, что «Зарубежная Церковь – с церковной точки зрения противоречивое словосочетание». «Происходит», пишут они, «парадоксальное явление: собор епископов, оффициально называющий себя «заграничным», т. е. не имеющий своей территории, разделил весь мир на епархии и округа и наименовал своих епископов епископами Бразилии, Канады, Австралии и т. д., иными словами, основал поместные церкви». «Вселенские соборы», пишет г. Мейендорф , «разделили вселенную между пятью патриархатами, предоставив первому патриарху в каждой половине христианского мира попечение о церквях, находящихся среди иноплеменников. Ныне же Константинопольский престол один управляет этими церквями и дарует им автокефалию, когда они достигают полной зрелости». «О православном русском народе, в отечествии и в рассеянии сущем»: так молятся, кажется, не только в части Русской Церкви, подчиненной Архиерейскому Синоду заграницей, но и в группировках, к нему не принадлежащих. Состояние рассеяния не окончилось, оно продолжается. От 1917 года начался выход в рассеяние. За рубежом русской страны – именно русской страны, а не Русской Церкви, ибо Церковь не имеет очерченных границ ни вширь ни ввысь – оказались: паства, среднее духовенство, монашество, епископы. Следовало ли пастве разбежаться, рассеяться, раствориться в других поместных православных церквях? Но что в ее беженстве осталось более важного, как не то, чтобы сохранить свое единство – церковное, национальное, бытовое? Убегают, чтобы ценою потери своего материального и других жертв сохранить другое свое, нематериальное, идейное, но не с тем, чтобы потерять свое единство с русским народом. Первое, что сделали оказавшиеся в рассеянии, – они сбежались к своим архипастырям, как предстоятелям родной Церкви, собрались как овцы к своим пастырям.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Чебоксары. Кафедральный собор Введения во храм Пресвятой Богородицы. Введенский собор Карта и ближайшие объекты Кафедральный собор Чувашской епархии. До революции – главный храм уездного города Чебоксар. Построен в 1657 году, на месте прежнего деревянного. Один из самых древних сохранившихся памятников церковного зодчества в Среднем Поволжье (более древние – 16 века, - уцелели лишь в Казани и Свияжске). Имеет характерный для посадских храмов 17 века большой параллелепипед основного объёма, украшенный наличниками из фигурного кирпича и ложными закомарами над кровлей – по 6 над боковыми стенами и по 5 над западной и восточной. Восьмигранная шатровая колокольня – также характерный образец зодчества той эпохи (опять-таки – один из очень немногих шатровых памятников, сохранившихся в Среднем Поволжье). А вот 5 очень маленьких куполов, являющих разительный контраст с размерами самого храма, как и четырёхскатная кровля, закрывшая низ барабанов – памятники более поздних, не очень удачных перестроек и «обновлений». Величественный храм венчает собой главный городской холм и потому хорошо виден издалека. Особенно живописный вид на него открывается со стороны Волги. С древнейших времён Введенский собор является вместилищем многих местночтимых святынь, среди которых в дореволюционной литературе обычно выделялись: Владимирская икона Божией Матери, «которой благословил город св. Гурий» (в 16 веке) и Смоленская икона Божией Матери с частицами мощей свв. Гурия, Варсонофия и Германа. Последний образ был пожертвован казанским митрополитом Тихоном (1699 – 1724 гг.), которому, в свою очередь, подарил его имеретинский царь Арчил Вахтангович. В июне 2006 г. собор почти три дня был местом пребывания десницы Иоанна Крестителя, временно привезённой в Россию из Черногории. Десятки тысяч паломников из нескольких ближайших епархий побывали в те дни в Чебоксарах. (специально для Соборы.ру) Введенский кафедральный собор - четырехпрестольный. Главный алтарь освящен архиерейским чином в 1944 году в честь Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы.  Правый придел освящен архиерейским чином также в 1944 году в честь преподобного Сергия Радонежского. Левый придел имеет два алтаря: 1) освященный в 1986 году архиепископом Чебоксарским и Чувашским Варнавой в честь святаго праведного Алексия человека Божия; 2) освященный архиепископом Чебоксарским и Чувашским Варнавой в 1989 году в честь священномученика Харалампия. Колокольня расположена на территории храма с правой стороны (11 колоколов).

http://sobory.ru/article/?object=04979

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Хроника работы Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2000 г. 13 августа после совершения Божественной литургии в Успенском соборе Московского Кремля Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II открыл работу Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, который продлился до 16 августа. Выступая на открытии Собора, Его Святейшество, в частности, сказал: “Изволением и благодатию Всесвятого Духа мы собрались в первопрестольном граде Москве, чтобы соборными деяниями и молитвами достойно увенчать торжества нашей Церкви, посвященные празднованию великого юбилея – 2000-летия Пришествия в мир Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа… Двадцать веков прошло с тех пор, как прозвучали великие и радостные для всего человечества глаголы Ангела: “Ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь” (Лк. 2, 11). Все эти столетия Единая Святая Соборная и Апостольская Церковь неустанно возвещает людям благую и спасительную весть о пришествии Царствия Божия. Верная апостольскому и святоотеческому преданию, она обращается к миру через свои Соборы, которые созываются для обсуждения и решения актуальных вопросов церковной жизни. Соборность – это душа Церкви, показатель полноты ее жизненных сил. Нынешний Юбилейный Собор имеет для Русской Православной Церкви особое значение, ибо он призван наметить пути, по которым она будет следовать в XXI веке. Это обстоятельство налагает на нас высокую ответственность за судьбы Церкви в наступающем третьем тысячелетии от Рождества Христова… Настоящим Архиерейским Собором Русская Православная Церковь завершает трагический ХХ век, в котором ей пришлось пережить одно из самых страшных и жестоких гонений в истории христианства. Милостию Божиею врата адовы не одолели нашу Церковь, украсившуюся, словно порфирой и виссоном, кровью многих тысяч страдальцев за Христа… Молитвами всех святых, в земле нашей просиявших, да дарует нам Всемилостивый Господь “дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия” (Ис. 11. 2), дабы нынешний Юбилейный Архиерейский Собор вошел в историю соборных деяний Русской Православной Церкви примером подлинного единомыслия и любви во Христе Иисусе, Господе нашем”.

http://sedmitza.ru/lib/text/429436/

II. Епархиальные соборы и церкви  в Санкт-Петербурге I. Исаакиевский  кафедральный  собор. Исторические сведения о построении Исаакиевского  собора 1. Начало построения Исаакиевского собора. Начало построения Исаакиевского собора почти современно основанию Санкт-Петербурга. Заложив в 1703 году новую столицу и поручив ее молитвенному охранению Св. Апостола Петра, император Петр возымел желание устроить церковь и во имя преподобного Исаакия Далматского, в день памяти которого, 30 мая 1673 года, он родился;· но множество работ, начатых царем в одно время, не дозволили ему приступить к исполнению своего намерения ранее 1710 года. В этом только году возникла в Санкт-Петербурге церковь во имя преподобного Исаакия Далматского. На Адмиралтейском лугу, огороженном для травы, против самых Адмиралтейских ворот, в пустом чертежном амбаре, государь в 1710 году решился устроить временно церковь во имя преп. Исаакия. Для этого над простой шатровой крышей с одной стороны устроена была одноярусная колокольня со шпицем, а с другой – маленький купол с крестом над алтарем. В том же 1710 году началась в ней и служба. В церковь эту государь нередко заходил помолиться, так как она стояла подле адмиралтейства, где он работал. Голиков говорит даже, что в ней Петр 1 19 февраля 1712 г. публично венчался с государыней Екатериной Алексеевной. По времени, выбрав другое, удобнейшее место, 6 августа 1717 года государь заложил новую Исаакиевскую церковь, уже лучшую, каменную. Это на берегу Невы на пространстве между нынешним зданием Сената и Адмиралтейством, на том самом месте, где теперь находится памятник Петру I. План и рисунки этой церкви составлял архитектор Матернови, а работами заведовал каменных дел мастер Яков Нарпонов. Церковь имела форму креста, длин. 28 саж., ширин. от южных дверей до северных 15 саж., а в других местах 9 1 / 2 саж.; большой купол ее упирался на четыре больших столба и покрыт был простым железом. Колокольня вышиной 12 саж. 2 арш., имела шпиц в 6 саж.  вышины, с крестом вышин. в 7 фут. 8 дюймов. На колокольне поставлены были часы, выписанные, Петром из Амстердама. Когда церковь снаружи была готова, в 1727 г., уже по смерти ее основателя, в нее перенесли из ветхой первоначальной Исаакиевсвой церкви св. престол и всю церковную утварь, и немалое время служили в этой новой неосвященной еще церкви, пока приготовлялись для нее новый иконостас и новые св. образа. Заведывание ею предоставлено было Адмиралтейств-Коллегии. По уважению к памяти основателя церкви и по удобству ее положения, в ней нередко были совершаемы торжественные архиерейские служения и церковные церемонии.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

V. Достопамятные события Обозрение истории сего древнего в Москве и первенствующего монастыря, его священных памятников, преимуществ и Настоятелей заключим указанием достопамятных в нем событий, которыми ознаменовано пяти вековое его существование. Его Настоятели нередко являются на политическом поприще деятелями, на Иераршеском Престоле Архипастырями. Некоторые из них были Духовниками Великих Князей, а Митяй не только Духовником, но даже Печатником Димитрия Донского; Сергий Азаков и Игнатий замечательны как своим двукратным путешествием в Царьград, так равно и описанием его 63 . Трифон в 1452 г. благословив брачный союз В. К. Uoahha III с дочерью Тверского Книжною Мариею, утвердил согласие между Московским и Тверским Великими Князьями 64 . (50) Из Юридических актов Археографической Экспедиции видно, что в Новоспасский монастырь посылаемы были под начал иноземцы, принимавшие православную веру и крещение 65 . (51) В 1505 году Казанский Царевич Куйдакул крещён и венчан с сестрою Вел. Князя Новоспасского Архимандрита Афанасия 66 . Когда Царь Иоанн IV, после кончины Всероссийского Митрополита Антония, в 1581 г. грамотою утвердил новый обряд постановления Святителей, тогда же назначено Новоспасскому Архимандриту с Чудовским быть благовестителями при посвящении, уготовлять для сего место в соборе и писать орла над ним. Некоторые из Спасских Настоятелей сидели у духовных грамот Великих Князей, т.е. были свидетелями, как например, Савва у Владимира храброго, Трифон у В. К. Софии Витовтовны и у Василия Темного; они же утверждали рукоприкладством своим и проклятые (клятвенные) грамоты Князей Воротынских и Мстиславских, данные ими Царю Иоанну Васильевичу в усердной и верной службе. Архимандрит Новоспасский Антоний в 1566 г. подписал с прочими приговорную грамоту о походе войною на Польшу 67 . Настоятели сего монастыря присутствовали на Московских соборах и подписывали акты оных; Иов, впоследствии первый Московский Патриарх, заручил в 1580 году приговорную грамоту всего Духовенства в том, «чтобы не отбирать имеющихся у них при Архиерейских домах и монастырях вотчин и никому оных не выкупать; а впредь с 15 Января никому в монастыри своих вотчин не отдавать». Как на соборы призывались Настоятели знатнейших монастырей, то и на соборе 1572 г. Новоспасский Архимандрит имел второе место, а в рукоприкладстве подписался первым; потом на собор 1581 г. имел третье место. По Уложению Царя Алексия М. за бесчестье судом и сыском ему платилось 70 рубл. а Келарю Новосп. 50 р.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

  разделы   рассылка  распечатать Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион: " Свет Живоносного Гроба Господня должен сиять в наших глазах, в наших делах, в нашей жизни " Источник:  Сайт Архиерейского собора 2008 Первоиерарх Русской Православной Церкви заграницей митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион в интервью соборному сайту www.sobor2008.ru рассказал об ожиданиях, которые возлагают на грядущий Архиерейский Собор иерархи, духовенство и паства Зарубежной Церкви, дал оценку году, минувшему после подписания Акта о каноническом общении, а также высказался по ряду вопросов внутрицерковной жизни. – Ваше Высокопреосвященство, участие архиереев Зарубежной Церкви после подписания Акта о каноническом общении в работе Архиерейского Собора с одной стороны естественно, но, с другой стороны, совершенно ново – какие ожидания Вы возлагаете на грядущий Собор? – Мы, конечно, не имеем представления о том, как проходят Архиерейские Соборы в Москве. У нас бывало около тридцати архипастырей в епископате Русской Зарубежной Церкви, так что мы работали в более семейной атмосфере. В Москве – около 200 Преосвященных [епископов]. Я думаю, что мои собратья-архипастыри с большим вниманием и интересом будут слушать выступления участников Архиерейского Собора, несущих свое служение в России и в странах ближнего зарубежья, ведь мы хотим ознакомиться с их опытом, с их радостями и проблемами. На совещании Преосвященных членов Архиерейского Синода с делегацией Московского Патриархата, участвовавшей в торжествах настолования моего недостоинства на первоиерарший престол Русской Зарубежной Церкви, архиепископ Корсунский Иннокентий сказал, что голос заграничных архипастырей очень важен, при этом он подчеркнул, что наши архипастыри смогут влить свежую струю в атмосферу предстоящего Церковного Собора. Какие у нас ожидания? Мы надеемся, что грядущий Собор торжественно провозгласит свое " Вонмем " перед всем миром, подтверждая приверженность всей Поместной Русской Православной Церкви чистоте Православной Веры и святоотеческого предания. Мы молимся, чтобы этот Собор воодушевил людей, в Отечестве и в рассеянии сущих, чтобы он дал здоровую и трезвую оценку многим современным проблемам в жизни общества.

http://religare.ru/2_55273.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010