разделы   рассылка  распечатать Митрополит Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев) " Ключи ко всем тайнам " Интервью митрополита Минского и Слуцкого Филарета Источник:  Патриархия.Ru Интервью митрополита Минского и Слуцкого Филарета, данное редакции сайта www.church.ru в преддверии Архиерейского и Поместного Соборов Русской Православной Церкви. – Ваше Высокопреосвященство, с какими мыслями, с каким настроением Вы отправляетесь в Москву на Архиерейский и Поместный Соборы Русской Православной Церкви? – В первую очередь, с молитвой, которая звучит в предсоборный период и будет возноситься во время богослужений во всех храмах Матери-Церкви вплоть до окончания Поместного Собора. В этой молитве я, как и каждый православный христианин, вместе со всем нашим клиром и паствой, со всеми монашествующими и со священноначалием просим о том, чтобы Господь подал каждому из нас дух премудрости, разума и благочестия, чтобы силой Божией мы были ограждены от искушений, соблазнов и разделений. И все это ради того, чтобы в любви и единомыслии совершить избрание Первосвятителя нашей Церкви. Мысли мои направлены на то, какой путь определит избранный Патриарх для Московского Патриархата в предстоящий период. С надеждой размышляю о том, что Своим выбором Господь укажет всем нам, какой должна быть Его Церковь в нынешнее время, на предстоящем этапе жизни. Вспоминая историю выборов Патриарха Московского и всея Руси в ХХ столетии, мы видим, что характеры и склад личности, жизненные пути и образы действий Святейших Патриархов Тихона и Сергия, Алексия I, Пимена и Алексия II были различны. Это совершенно понятно, потому что нет двух одинаковых людей, каждый – неповторим. Но вместе с тем нельзя не заметить, что, став Патриархом, все они обретали некие общие черты. Ведь Патриарх – это не должность, на которую избирается один из сонма архиереев. Предстоятель Церкви – это кормчий церковного ковчега, на которого Господь возлагает тяжкий крест ответственности за всю Поместную Церковь. И здесь все личное, все личностное, что может осложнить следование этому высшему предназначению, должно уходить в сторону, должно быть подчинено несению креста Патриаршего служения.

http://religare.ru/2_61421.html

  разделы   рассылка  распечатать Софья Пучкова Почему каноны в Церкви не стареют Источник:  Нескучный сад На Архиерейском Соборе принимают документы по ювенальной юстиции, электронным удостоверениям личности и другим проблемам, о которых ничего не написано в канонах, создававшихся полторы тысячи лет назад, в Древнем Риме и Византии. Тем не менее, архиереи ими руководствуются. Так почему каноны не устаревают? Вселенские соборы чаще всего ассоциируются с догматами, которые были на них приняты, например, с Никео-Цареградским Символом веры (Первый и Второй Вселенский собор), или с защитой иконопочитания (Седьмой Вселенский собор). Но на Соборах принимали не только вероучительные истины, но и каноны – правила Церкви. Не все из них сегодня действуют, но ни один – не отменен. История греха Слово " канон " в переводе с греческого – " прямая линия " или " правило " . В отличие от догматов, каноны касаются практической стороны жизни церкви: вопросов церковно-административного устройства, церковной дисциплины или христианской нравственности. Канон – это ориентир для правильной, нормальной христианской жизни человека и Церкви в целом. Например, " нравственные " каноны формулируют нижний предел христианского поведения и, как правило, выражают какой-либо запрет: " никакому клирику не позволяется содержати корчемницу (т.е. трактир или гостиницу) " (9-ое правило Шестого Вселенского (Трулльского) собора). В каком-то смысле каноны повествуют нам об истории греха в Церкви, ведь все они создавались, чтобы ограничить грех. Каноны утверждались в конкретный исторический период для решения актуальных в то время проблем. И, судя, по количеству канонов, проблем было немало: мы имеем 189 правил Вселенских и около 320 Поместных соборов. Многие из них повторяются из собора к собору, это говорит о том, что проблема, которую они призваны был решить, не была решена, и Церкви пришлось повторить и подтвердить свое решение. Так, против греха симонии (приобретение священного сана за деньги) боролись и на Четвертом Вселенском соборе, и на Шестом (Трулльском), и на Седьмом. А с ростовщичеством среди духовенства – на Лаодикийском, Карфагенском и на Первом, Шестом, Седьмом Вселенских соборах.

http://religare.ru/2_99519.html

А.С. Смыкалин Глава VI. Виды церковной власти и церковный протокол 1. Три вида церковной власти. Власть религиозного учения. Символ веры и другие изложения вероучения. Проповедь. Катехизация и школьное обучение религии. Миссионерство. Духовная цензура. 2. Власть священнодействия. Богослужение. Церковный календарь. Христианская смерть. Погребение усопших и их молитвенное поминовение. Поминальная трапеза, или поминки. Дни поминовения усопших. Кладбища. Канонизация. 3. Церковный протокол. Правила обращения и переписки. Официальная переписка. Церковные визиты. Церковные приемы. 1. Три вида церковной власти Подобно тому как подвиг Основателя Церкви Христа Спасителя стал исполнением трех высших служений (Пророческого, Первосвященнического, Царского), так и церковная власть, производная от воли Главы Церкви, духовная по своей природе, по содержанию разделилась на три вида: 1) власть религиозного учения; 2) власть священнодействия; 3) собственно правительственная власть (до Октября 1917 г.) или власть церковного управления (ее мы рассмотрим в paзд. VII). Именно они образуют каноническое право. Власть религиозного учения. Осуществляется в образе Христа-Пророка. Основополагающим в учении является Символ веры . Символ веры и другие изложения вероучения. Символ веры – краткое догматическое изложение основ христианства. Церковь Христова через свой епископат, а в исключительных случаях через Вселенские Соборы, выясняет недоуменные вопросы в свете непреложных и неизменных Истин Откровения, в духе Священного Писания и Священного Предания и формирует свое непререкаемое и непогрешимое решение по затруднительным вопросам вероучения. Данное решение не новый догмат и новое учение, оно только изложение Апостольского Предания применительно к новым вопросам, возникшим в церковной жизни. Так появлялись догматические вероопределения (оросы) на Вселенских Соборах. Исповедание догматов, безусловно, обязательно для всех членов Церкви. Для сохранения чистоты и неповрежденности православного учения Церковь с самого начала своего бытия прибегала к его кратким изложениям – символам. До нас дошло несколько древних символов. Среди них – Символ Григория Неокесарийского , так называемый Апостольский Символ, и Символ, приписываемый Афанасию Великому . Более полное изложение основ православного учения содержится в «Чине исповедания и обещания архиерейского» (так называемой епископской клятве).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Закрыть itemscope itemtype="" > Актуальный спор Поместный Собор 2009 года вновь поставит перед Церковью вопросы двадцатилетней давности 18.12.2008 437 Время на чтение 4 минуты Имя митрополита Кирилла хорошо известно всем православным прихожанам - сейчас за патриаршего местоблюстителя молятся во всех храмах России за каждым богослужением. Искусствовед из Калуги Василий Пуцко известен разве что в своем регионе и в профессиональном сообществе. Однако спор между ними, произошедший 20 лет назад на Поместном Соборе, посвященном 1000-летию введения христианства на Руси, представляется актуальным и сегодня. Начнем с того, что Поместный Собор 1988 года был первым подобным форумом после знаменитого Собора 1917-1918 годов, на котором были возможны дискуссии о путях развития Церкви. Перестройка и гласность заставили его участников отказаться от согласованных заранее выступлений и поднять на соборных заседаниях действительно серьезные вопросы. Такого в истории Русской Церкви больше не было - двумя годами позже состоялся новый Собор, посвященный, однако, лишь выборам нового Патриарха вместо почившего Пимена. С тех пор Поместный Собор не собирался - в течение всего патриаршества Алексия II священноначалие опасалось столкновения мнений, которое обещало быть более острым, чем в 1988 году. Из-за желания соблюсти стабильность была даже нарушена норма устава РПЦ, предусматривавшая проведение Поместных Соборов не реже чем раз в пять лет. Вместо Поместных проводились Архиерейские Соборы - без делегатов от клириков, монашествующих и мирян. На одном из них - в 2000 году - норма о регулярном проведении Поместных Соборов была вообще изъята из устава. Однако в 1988 году вряд ли кто-то мог предположить такое развитие событий. Молодой 42-летний архиепископ Смоленский и Вяземский Кирилл, выйдя на трибуну, поставил перед делегатами вопрос о необходимости адаптации Церкви к потребностям ХХ века. Он говорил о том, что малоцерковные люди, приходя в храм, не получают ответов на возникающие у них вопросы; предупреждал, что они могут разочароваться и покинуть Церковь. После такого диагноза владыка Кирилл поставил вопрос о возможных изменениях в православном богослужении с тем, чтобы «каждый современный человек, с верой, надеждой и радостью переступающий порог храма, мог принимать в нем участие». Хорошо известно, что для современного русского человека православное богослужение понятно не более, чем латинская месса для средневекового крестьянина. Так что озабоченность архиепископа была вполне понятна.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/1...

Закрыть itemscope itemtype="" > Время соработничества 15.10.2004 366 Время на чтение 6 минут Всю минувшую неделю в Москве в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя проходили заседания Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. А завершил свою работу этот высший орган иерархического управления РПЦ в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, где в день памяти преподобного Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца, было совершено торжественное богослужение и оглашено Послание Освященного Архиерейского Собора клиру, честному иночеству и всем верным чадам Русской Православной Церкви. Архиерейские Соборы, в которых участвуют епархиальные и викарные архиереи, возглавляющие синодальные учреждения и духовные школы, созываются, согласно Уставу РПЦ, не реже одного раза в четыре года. Как правило, на них рассматриваются сугубо церковные проблемы, обсуждаются богословские, канонические, богослужебные и пастырские вопросы, вырабатывается единый подход к решению тех или иных насущных для Церкви задач. Так было заведено испокон века. Но жизнь не стоит на месте, и Церковь не может не считаться с новыми реалиями. Зримым подтверждением тому стал только что завершивший свою работу Архиерейский Собор, который, по общей оценке и церковных, и светских кругов, существенно расширил присущие ему прежде рамки, наполнил работу качественно новым содержанием. Нацеленность на это ощущалась с самого начала. Уже на первом пленарном заседании святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II напомнил собравшимся о тех вызовах, которые стоят сегодня перед обществом и в преодолении которых Церковь призвана принять самое деятельное участие. " Короткий период начавшегося тысячелетия поставил перед нами вопросы внутри- и межцерковного характера, диктуемые негативными тенденциями развития современного мира, - отметил первосвятитель. - Нужно стремиться к тому, чтобы православие стало нормой жизни для наших сограждан. Каждый православный христианин должен проникнуться сознанием того, что от его активной жизненной позиции зависит судьба нашего Отечества, что он разделяет с остальными членами Церкви ответственность за ее будущее... Мы должны направить свои усилия не только на строительство храмов, но и на преображение внутренней жизни христиан " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/1...

Закрыть itemscope itemtype="" > Любовь против террора В московском Храме Христа Спасителя открылся Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 06.10.2004 333 Время на чтение 4 минуты - Управление Церковью даже отдаленно не может быть уподоблено мирскому администрированию, - заметил Патриарх Алексий II. - Суть власти в Церкви была емко выражена замечательным русским богословом ХХ века протопресвитером Николаем Афанасьевым как " власть любви " . Власть в Церкви есть служение, она соборна, так же, как соборна сама Церковь. Это замечание - хороший ответ на попытки некоторых наблюдателей сравнить открывшийся в Москве в минувшее воскресенье Архиерейский Собор то ли с партийным съездом, то ли еще с каким-либо светским мероприятием. Да, торжественно, представительно, но по сути - совсем иное. Впрочем, и по форме тоже. Начинаются заседания не с гимна, а с молитвы. И главный доклад прерывался не " бурными и продолжительными " , а общим пением " Вечная память " , когда речь зашла об архиереях, скончавшихся со времени предыдущего Собора 2000 года. Согласно Уставу Русской православной церкви ее Архиерейские Соборы созываются каждые четыре года, чтобы подвести итоги и наметить дальнейшие пути церковного служения. Это высшая церковная власть в период между Поместными Соборами, которые наделены еще и правом избирать Патриарха, толковать учение Церкви. Какие ожидания в самой Церкви и в обществе связаны с нынешним Собором? Каковы главные вопросы, на которые он ответит? Конечно, центральное его событие - прозвучавший в первый же день доклад Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Кроме того, с докладами выступят председатель Синодальной комиссии по канонизации святых митрополит Ювеналий и председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Кирилл. Будут обсуждены вопросы внутренней церковной жизни, " Положение о наградах Русской православной церкви " , организация церковного суда в Русской православной церкви, приняты итоговые документы Собора. Особый интерес вызывают взаимоотношения с Русской зарубежной церковью. Собор должен стать серьезным шагом к сближению двух Церквей. После того как в мае этого года в России побывала с первым официальным визитом делегация Русской зарубежной церкви во главе с митрополитом Лавром, были образованы совместные комиссии для выработки ряда принципиальных документов. Они напряженно работали все это время и уже подготовили несколько согласованных проектов. Теперь на Архиерейском Соборе их предстоит рассмотреть и одобрить, после чего станет возможным, например, евхаристическое общение, то есть совместные богослужения. Должен быть положен конец и имущественным спорам двух частей Русской Церкви. А в перспективе и организационное объединение - одна из комиссий работает над вопросом о статусе Русской зарубежной церкви как самоуправляющейся части Русской православной церкви.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/1...

Закрыть itemscope itemtype="" > Митрополит Днепропетровский Ириней: Ни одна Церковь мира никогда не сможет признать раскольников 02.02.2016 407 Время на чтение 4 минуты Митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней (Середний). © Православная Жизнь Каждая Поместная Церковь имеет своих отпавших. Она может убеждать их через покаяние вернуться в лоно Церкви Вселенской, но признать раскольническую структуру - значит подвергнуться осуждению всей церковной полнотой. - Владыко Ириней, на днях состоялся Собор епископов Украинской Православной Церкви. Вы говорили в предыдущем комментарии, что всякий Собор - Поместный, Архиерейский - имеет вселенское значение, поскольку каждая Церковь, в том числе УПЦ - это часть Единой Соборной Апостольской Церкви. Но ведь и так называемая УПЦ КП проводит соборы. Как их расценивать с канонической точки зрения? - Здесь речь идет о расколе. А всякий раскол - это отпадение от Церкви и от Христа. И раскол в Украине - явление не новое. В каждой Поместной Церкви есть отпавшие, раскольники. В 1970-х годах, когда я служил в Соединенных Штатах Америки, там было 11 православных канонических юрисдикций, представителей канонических Православных Церквей мира - Греческой, Антиохийской, Русской, Иерусалимской, Сербской и др. Мы общались, служили друг у друга, собирались на конференции, обменивались опытом. То есть - жили в мире. Вместе с тем, там были представители и раскольнических формирований, тоже числом 11, с которыми мы не поддерживали отношений, но и вражды с ними не было. Оказывается, в каждой Церкви эта беда есть... Это лжецеркви, церкви-мифы, отпавшие от благодати любви и единства, заповеданного Христом, Который говорил: «Да будут едино, как Мы едино. Я в них и Ты во Мне; да будут совершенны воедино...» (Ин. 17:22-23). Поэтому ждать, что УПЦ КП будет признана христианским миром - совершенный миф. Почему? Потому, что каждая Поместная Церковь имеет своих отпавших, и она никогда не сможет и не пожелает признавать каких-то раскольников. В лучшем случае она с ними может вести богословский диалог, убеждать их вернуться в лоно Церкви Вселенской через покаяние и т. д. Но признать такую раскольническую структуру - значит подвергнуться осуждению всей церковной полнотой.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Обращение к духовенству и пастве приходов Русской Зарубежной Церкви в России 11.07.2006 410 Время на чтение 3 минуты Дорогие о Господе отцы, братие и сестры! Прошедшие в мае с.г. Всезарубежный и Архиерейский Соборы совершенно определенно показали нам, что Русская Зарубежная Церковь взяла направление на каноническое и евхаристическое общение с Московским Патриархатом. Это не означает, что проблемы экуменизма и " сергианства " отброшены в сторону и забыты. Нет. Но мы должны признать, что Московский Патриархат уже ясно и четко определился в неприятии " теории ветвей " и " крещенской " экклезиологии, что и являются признаками экуменизма, как еретического вероучения. С такой же ясностью Московским Патриархатом принят отказ от участия в экуменических " богослужениях " . Основанием же для разделения могут быть только вероучительные разногласия. Что же касается отказа от " Декларации " 1927 г., то он совершается постепенно. Главные вехи такого отказа - это прославление сонма новомучеников вкупе с Царской Семьей, и принятие новой социальной концепции в 2000 г. Нужно, однако, и нам признаться, что мы ревностно следим за каждым словом похвалы в адрес митрополита Сергия, но совершенно не замечаем слов осуждения его церковной политики, особенно когда сами ошибки не связывают с именем " Сергий " . Я с удивлением узнал во время Соборов, что даже ярые противники единства с Московским Патриархатом за рубежом уже убрали из своих претензий проблему " сергианства " . Мне остается засвидетельствовать, что проблема " сергианства " уменьшилась благодаря сумме перемен в Московском Патриархате до такой величины, что уже не может претендовать на размер проблемы, оправдывающей разделение. Вот таким образом устраняются причины, которые могли бы вызвать смущение в восприятии курса Русской Зарубежной Церкви на каноническое общение с Московским Патриархатом. Осуществление этого курса на практике требует времени, и невозможно его определить какими-либо датами. Предстоит труд согласования и утверждения церковной властью обеих частей Русской Церкви основных положений, обусловливающих возможность евхаристического общения и канонического единства. После того, как эти согласования и утверждения будут произведены, останется подписать соответствующие Акты Священноначалием. Но на это уйдет время от нескольких месяцев до года. После этого для Российских приходов Русской Зарубежной Церкви наступит " переходный период " . Он с точностью тоже пока не определен официально. Скорее всего, речь может идти о пяти годах.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Объединение РПЦ - эпохальное событие для Церкви и общества 14.12.2007 347 Время на чтение 4 минуты Патриарх Московский и всея Руси Алексий II назвал воссоединение Русской православной церкви в Отечестве и за границей основным церковным событием уходящего года. Сегодня, по словам Алексия II, у Московского патриархата в общей сложности порядка 700 приходов в дальнем зарубежье, в том числе около 300 приходов в управлении Русской православной церкви за границей. Напомню, что 17 мая 2007 года, в праздник Вознесения Господня, в Храме Христа Спасителя состоялось подписание Акта о каноническом общении Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви. На торжестве воссоединения Поместной Русской Православной Церкви присутствовал Президент Российской Федерации В.В. Путин , другие представители государственной власти. Это событие, вне всякого сомнения, можно считать эпохальным не только в жизни Церкви, но и в жизни всего общества. Это событие положило конец более чем 80-летнему разделению Церкви в Отечетве и за рубежом. Прокомментировать это историческое событие, оценить его значение не только для самой Церкви, но и для нашего общества я попросил священнослужителя - настоятеля Храма Троицы, протоиерея Георгия Вахромеева и, вполне светского человека, председателя Попечительского Совета Всероссийского Православного молодежного движения Александра Чуева. Николай Холявченко: Когда-то политические передряги разделили народ и церковь, но ведь современные прихожане Русской Зарубежной церкви - это потомки тех, кто жил в России, ходил в русские храмы, молился на том же языке. И вот состоялось долгожданное примирение и взаимное признание... Протоиерей Георгий Вахромеев: Я, конечно же, приветствую это событие и надеюсь, что оно повлияет на внутреннее очищение обеих сторон церкви. Это, конечно, относится большей частью к нашей церкви: политическая ситуация в нашей стране не позволяла церкви быть независимой от властей антихристианских. На Западе же больше возможности оставаться духовно свободными. Кстати, у них и Собор собирался регулярно, а у нас в последнее время поместные Соборы были отодвинуты Соборами архиерейскими. Но теперь у меня есть надежда, что это слияние поможет нам в каноническом отношении быть более традиционными православными.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/1...

Закрыть itemscope itemtype="" > Порошенко полностью потерял адекватность Отклики украинских оппозиционных политиков на обыски СБУ у митрополита Вышгородского и Чернобыльского Павла 01.12.2018 1481 Время на чтение 3 минуты Как сообщалось , вчера сотрудники Службы безопасности Украины (СБУ) проводили обыски по месту проживания наместника Киево-Печерской Лавры митрополита Вышгородского и Чернобыльского Павла в рамках дела о разжигании межконфессиональной вражды. Предлагаем вниманию читателей РНЛ отклики украинских оппозиционных политиков на обыски у митрополита Павла, размещенные ими в социальной сети Facebook. Президент Порошенко усиливает наступление на Украинскую Православную Церковь. Сегодня в 8 утра СБУ и прокуратура при поддержке спецназа начали обыски в загородном подсобном хозяйстве Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры. Оказывается давление на наместника Лавры митрополита Павла. Следственные действия осуществляются в рамках совершенно пустого, явно сфабрикованного дела. И Владыка Павел не единственный, кто сейчас подвергается преследованиям. Последние недели мы наблюдаем беспрецедентное давление правоохранителей на представителей священноначалия и священства нашей Матери Церкви – с одной целью – совершить предательство и перейти из канонической Украинской Православной Церкви в создаваемую администрацией президента так называемую «церковь Порошенко» ЕПУПЦ. Ведутся «разговоры», заводятся дела. Я уверен, что все эти дела полностью развалятся еще на досудебной стадии, как и сотни, если не тысячи, других сфабрикованных властью дел против людей неудобных власти и людей, оппонирующих власти. Но такими персональными атаками власть не ограничивается. Параллельно, по требованию Министерства культуры, уже несколько дней как начата сомнительная с точки зрения закона опись имущества Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры. Описывают все, вплоть до мощей святых. Позавчера на своем заседании Правительство Украины приняло беспрецедентное по степени беззакония решение – отобрать у Украинской Православной Церкви и братии Почаевской Свято-Успенской Лавры комплекс храмовых сооружений – Троицкий и Успенский соборы, монастырские кельи, Архиерейский дом, колокольню и надвратный корпус. То есть, практически всю Лавру. Кабинет министров ссылается на такое же незаконное решение Министерства юстиции неделей ранее, 23 ноября, отменившее в одностороннем порядке перерегистрацию права пользования УПЦ комплексом сооружений Свято-Успенской Почаевской Лавры из-за якобы ошибок прежнего регистратора.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/12/01/po...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010