разделы рассылка распечатать Митрополит Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев) " Ключи ко всем тайнам " Интервью митрополита Минского и Слуцкого Филарета Источник: Патриархия.Ru Интервью митрополита Минского и Слуцкого Филарета, данное редакции сайта www.church.ru в преддверии Архиерейского и Поместного Соборов Русской Православной Церкви. Ваше Высокопреосвященство, с какими мыслями, с каким настроением Вы отправляетесь в Москву на Архиерейский и Поместный Соборы Русской Православной Церкви? В первую очередь, с молитвой, которая звучит в предсоборный период и будет возноситься во время богослужений во всех храмах Матери-Церкви вплоть до окончания Поместного Собора. В этой молитве я, как и каждый православный христианин, вместе со всем нашим клиром и паствой, со всеми монашествующими и со священноначалием просим о том, чтобы Господь подал каждому из нас дух премудрости, разума и благочестия, чтобы силой Божией мы были ограждены от искушений, соблазнов и разделений. И все это ради того, чтобы в любви и единомыслии совершить избрание Первосвятителя нашей Церкви. Мысли мои направлены на то, какой путь определит избранный Патриарх для Московского Патриархата в предстоящий период. С надеждой размышляю о том, что Своим выбором Господь укажет всем нам, какой должна быть Его Церковь в нынешнее время, на предстоящем этапе жизни. Вспоминая историю выборов Патриарха Московского и всея Руси в ХХ столетии, мы видим, что характеры и склад личности, жизненные пути и образы действий Святейших Патриархов Тихона и Сергия, Алексия I, Пимена и Алексия II были различны. Это совершенно понятно, потому что нет двух одинаковых людей, каждый неповторим. Но вместе с тем нельзя не заметить, что, став Патриархом, все они обретали некие общие черты. Ведь Патриарх это не должность, на которую избирается один из сонма архиереев. Предстоятель Церкви это кормчий церковного ковчега, на которого Господь возлагает тяжкий крест ответственности за всю Поместную Церковь. И здесь все личное, все личностное, что может осложнить следование этому высшему предназначению, должно уходить в сторону, должно быть подчинено несению креста Патриаршего служения. |
разделы рассылка распечатать Софья Пучкова Почему каноны в Церкви не стареют Источник: Нескучный сад На Архиерейском Соборе принимают документы по ювенальной юстиции, электронным удостоверениям личности и другим проблемам, о которых ничего не написано в канонах, создававшихся полторы тысячи лет назад, в Древнем Риме и Византии. Тем не менее, архиереи ими руководствуются. Так почему каноны не устаревают? Вселенские соборы чаще всего ассоциируются с догматами, которые были на них приняты, например, с Никео-Цареградским Символом веры (Первый и Второй Вселенский собор), или с защитой иконопочитания (Седьмой Вселенский собор). Но на Соборах принимали не только вероучительные истины, но и каноны – правила Церкви. Не все из них сегодня действуют, но ни один не отменен. История греха Слово " канон " в переводе с греческого – " прямая линия " или " правило " . В отличие от догматов, каноны касаются практической стороны жизни церкви: вопросов церковно-административного устройства, церковной дисциплины или христианской нравственности. Канон – это ориентир для правильной, нормальной христианской жизни человека и Церкви в целом. Например, " нравственные " каноны формулируют нижний предел христианского поведения и, как правило, выражают какой-либо запрет: " никакому клирику не позволяется содержати корчемницу (т.е. трактир или гостиницу) " (9-ое правило Шестого Вселенского (Трулльского) собора). В каком-то смысле каноны повествуют нам об истории греха в Церкви, ведь все они создавались, чтобы ограничить грех. Каноны утверждались в конкретный исторический период для решения актуальных в то время проблем. И, судя, по количеству канонов, проблем было немало: мы имеем 189 правил Вселенских и около 320 Поместных соборов. Многие из них повторяются из собора к собору, это говорит о том, что проблема, которую они призваны был решить, не была решена, и Церкви пришлось повторить и подтвердить свое решение. Так, против греха симонии (приобретение священного сана за деньги) боролись и на Четвертом Вселенском соборе, и на Шестом (Трулльском), и на Седьмом. А с ростовщичеством среди духовенства – на Лаодикийском, Карфагенском и на Первом, Шестом, Седьмом Вселенских соборах. |
А.С. Смыкалин Глава VI. Виды церковной власти и церковный протокол 1. Три вида церковной власти. Власть религиозного учения. Символ веры и другие изложения вероучения. Проповедь. Катехизация и школьное обучение религии. Миссионерство. Духовная цензура. 2. Власть священнодействия. Богослужение. Церковный календарь. Христианская смерть. Погребение усопших и их молитвенное поминовение. Поминальная трапеза, или поминки. Дни поминовения усопших. Кладбища. Канонизация. 3. Церковный протокол. Правила обращения и переписки. Официальная переписка. Церковные визиты. Церковные приемы. 1. Три вида церковной власти Подобно тому как подвиг Основателя Церкви Христа Спасителя стал исполнением трех высших служений (Пророческого, Первосвященнического, Царского), так и церковная власть, производная от воли Главы Церкви, духовная по своей природе, по содержанию разделилась на три вида: 1) власть религиозного учения; 2) власть священнодействия; 3) собственно правительственная власть (до Октября 1917 г.) или власть церковного управления (ее мы рассмотрим в paзд. VII). Именно они образуют каноническое право. Власть религиозного учения. Осуществляется в образе Христа-Пророка. Основополагающим в учении является Символ веры . Символ веры и другие изложения вероучения. Символ веры – краткое догматическое изложение основ христианства. Церковь Христова через свой епископат, а в исключительных случаях через Вселенские Соборы, выясняет недоуменные вопросы в свете непреложных и неизменных Истин Откровения, в духе Священного Писания и Священного Предания и формирует свое непререкаемое и непогрешимое решение по затруднительным вопросам вероучения. Данное решение не новый догмат и новое учение, оно только изложение Апостольского Предания применительно к новым вопросам, возникшим в церковной жизни. Так появлялись догматические вероопределения (оросы) на Вселенских Соборах. Исповедание догматов, безусловно, обязательно для всех членов Церкви. Для сохранения чистоты и неповрежденности православного учения Церковь с самого начала своего бытия прибегала к его кратким изложениям – символам. До нас дошло несколько древних символов. Среди них – Символ Григория Неокесарийского , так называемый Апостольский Символ, и Символ, приписываемый Афанасию Великому . Более полное изложение основ православного учения содержится в «Чине исповедания и обещания архиерейского» (так называемой епископской клятве). |
Закрыть itemscope itemtype="" > Актуальный спор Поместный Собор 2009 года вновь поставит перед Церковью вопросы двадцатилетней давности 18.12.2008 437 Время на чтение 4 минуты Имя митрополита Кирилла хорошо известно всем православным прихожанам - сейчас за патриаршего местоблюстителя молятся во всех храмах России за каждым богослужением. Искусствовед из Калуги Василий Пуцко известен разве что в своем регионе и в профессиональном сообществе. Однако спор между ними, произошедший 20 лет назад на Поместном Соборе, посвященном 1000-летию введения христианства на Руси, представляется актуальным и сегодня. Начнем с того, что Поместный Собор 1988 года был первым подобным форумом после знаменитого Собора 1917-1918 годов, на котором были возможны дискуссии о путях развития Церкви. Перестройка и гласность заставили его участников отказаться от согласованных заранее выступлений и поднять на соборных заседаниях действительно серьезные вопросы. Такого в истории Русской Церкви больше не было - двумя годами позже состоялся новый Собор, посвященный, однако, лишь выборам нового Патриарха вместо почившего Пимена. С тех пор Поместный Собор не собирался - в течение всего патриаршества Алексия II священноначалие опасалось столкновения мнений, которое обещало быть более острым, чем в 1988 году. Из-за желания соблюсти стабильность была даже нарушена норма устава РПЦ, предусматривавшая проведение Поместных Соборов не реже чем раз в пять лет. Вместо Поместных проводились Архиерейские Соборы - без делегатов от клириков, монашествующих и мирян. На одном из них - в 2000 году - норма о регулярном проведении Поместных Соборов была вообще изъята из устава. Однако в 1988 году вряд ли кто-то мог предположить такое развитие событий. Молодой 42-летний архиепископ Смоленский и Вяземский Кирилл, выйдя на трибуну, поставил перед делегатами вопрос о необходимости адаптации Церкви к потребностям ХХ века. Он говорил о том, что малоцерковные люди, приходя в храм, не получают ответов на возникающие у них вопросы; предупреждал, что они могут разочароваться и покинуть Церковь. После такого диагноза владыка Кирилл поставил вопрос о возможных изменениях в православном богослужении с тем, чтобы «каждый современный человек, с верой, надеждой и радостью переступающий порог храма, мог принимать в нем участие». Хорошо известно, что для современного русского человека православное богослужение понятно не более, чем латинская месса для средневекового крестьянина. Так что озабоченность архиепископа была вполне понятна. |
Закрыть itemscope itemtype="" > Время соработничества 15.10.2004 366 Время на чтение 6 минут Всю минувшую неделю в Москве в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя проходили заседания Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. А завершил свою работу этот высший орган иерархического управления РПЦ в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, где в день памяти преподобного Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца, было совершено торжественное богослужение и оглашено Послание Освященного Архиерейского Собора клиру, честному иночеству и всем верным чадам Русской Православной Церкви. Архиерейские Соборы, в которых участвуют епархиальные и викарные архиереи, возглавляющие синодальные учреждения и духовные школы, созываются, согласно Уставу РПЦ, не реже одного раза в четыре года. Как правило, на них рассматриваются сугубо церковные проблемы, обсуждаются богословские, канонические, богослужебные и пастырские вопросы, вырабатывается единый подход к решению тех или иных насущных для Церкви задач. Так было заведено испокон века. Но жизнь не стоит на месте, и Церковь не может не считаться с новыми реалиями. Зримым подтверждением тому стал только что завершивший свою работу Архиерейский Собор, который, по общей оценке и церковных, и светских кругов, существенно расширил присущие ему прежде рамки, наполнил работу качественно новым содержанием. Нацеленность на это ощущалась с самого начала. Уже на первом пленарном заседании святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II напомнил собравшимся о тех вызовах, которые стоят сегодня перед обществом и в преодолении которых Церковь призвана принять самое деятельное участие. " Короткий период начавшегося тысячелетия поставил перед нами вопросы внутри- и межцерковного характера, диктуемые негативными тенденциями развития современного мира, - отметил первосвятитель. - Нужно стремиться к тому, чтобы православие стало нормой жизни для наших сограждан. Каждый православный христианин должен проникнуться сознанием того, что от его активной жизненной позиции зависит судьба нашего Отечества, что он разделяет с остальными членами Церкви ответственность за ее будущее... Мы должны направить свои усилия не только на строительство храмов, но и на преображение внутренней жизни христиан " . |
Закрыть itemscope itemtype="" > Любовь против террора В московском Храме Христа Спасителя открылся Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 06.10.2004 333 Время на чтение 4 минуты - Управление Церковью даже отдаленно не может быть уподоблено мирскому администрированию, - заметил Патриарх Алексий II. - Суть власти в Церкви была емко выражена замечательным русским богословом ХХ века протопресвитером Николаем Афанасьевым как " власть любви " . Власть в Церкви есть служение, она соборна, так же, как соборна сама Церковь. Это замечание - хороший ответ на попытки некоторых наблюдателей сравнить открывшийся в Москве в минувшее воскресенье Архиерейский Собор то ли с партийным съездом, то ли еще с каким-либо светским мероприятием. Да, торжественно, представительно, но по сути - совсем иное. Впрочем, и по форме тоже. Начинаются заседания не с гимна, а с молитвы. И главный доклад прерывался не " бурными и продолжительными " , а общим пением " Вечная память " , когда речь зашла об архиереях, скончавшихся со времени предыдущего Собора 2000 года. Согласно Уставу Русской православной церкви ее Архиерейские Соборы созываются каждые четыре года, чтобы подвести итоги и наметить дальнейшие пути церковного служения. Это высшая церковная власть в период между Поместными Соборами, которые наделены еще и правом избирать Патриарха, толковать учение Церкви. Какие ожидания в самой Церкви и в обществе связаны с нынешним Собором? Каковы главные вопросы, на которые он ответит? Конечно, центральное его событие - прозвучавший в первый же день доклад Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Кроме того, с докладами выступят председатель Синодальной комиссии по канонизации святых митрополит Ювеналий и председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Кирилл. Будут обсуждены вопросы внутренней церковной жизни, " Положение о наградах Русской православной церкви " , организация церковного суда в Русской православной церкви, приняты итоговые документы Собора. Особый интерес вызывают взаимоотношения с Русской зарубежной церковью. Собор должен стать серьезным шагом к сближению двух Церквей. После того как в мае этого года в России побывала с первым официальным визитом делегация Русской зарубежной церкви во главе с митрополитом Лавром, были образованы совместные комиссии для выработки ряда принципиальных документов. Они напряженно работали все это время и уже подготовили несколько согласованных проектов. Теперь на Архиерейском Соборе их предстоит рассмотреть и одобрить, после чего станет возможным, например, евхаристическое общение, то есть совместные богослужения. Должен быть положен конец и имущественным спорам двух частей Русской Церкви. А в перспективе и организационное объединение - одна из комиссий работает над вопросом о статусе Русской зарубежной церкви как самоуправляющейся части Русской православной церкви. |
Закрыть itemscope itemtype="" > Митрополит Днепропетровский Ириней: Ни одна Церковь мира никогда не сможет признать раскольников 02.02.2016 407 Время на чтение 4 минуты Митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней (Середний). © Православная Жизнь Каждая Поместная Церковь имеет своих отпавших. Она может убеждать их через покаяние вернуться в лоно Церкви Вселенской, но признать раскольническую структуру - значит подвергнуться осуждению всей церковной полнотой. - Владыко Ириней, на днях состоялся Собор епископов Украинской Православной Церкви. Вы говорили в предыдущем комментарии, что всякий Собор - Поместный, Архиерейский - имеет вселенское значение, поскольку каждая Церковь, в том числе УПЦ - это часть Единой Соборной Апостольской Церкви. Но ведь и так называемая УПЦ КП проводит соборы. Как их расценивать с канонической точки зрения? - Здесь речь идет о расколе. А всякий раскол - это отпадение от Церкви и от Христа. И раскол в Украине - явление не новое. В каждой Поместной Церкви есть отпавшие, раскольники. В 1970-х годах, когда я служил в Соединенных Штатах Америки, там было 11 православных канонических юрисдикций, представителей канонических Православных Церквей мира - Греческой, Антиохийской, Русской, Иерусалимской, Сербской и др. Мы общались, служили друг у друга, собирались на конференции, обменивались опытом. То есть - жили в мире. Вместе с тем, там были представители и раскольнических формирований, тоже числом 11, с которыми мы не поддерживали отношений, но и вражды с ними не было. Оказывается, в каждой Церкви эта беда есть... Это лжецеркви, церкви-мифы, отпавшие от благодати любви и единства, заповеданного Христом, Который говорил: «Да будут едино, как Мы едино. Я в них и Ты во Мне; да будут совершенны воедино...» (Ин. 17:22-23). Поэтому ждать, что УПЦ КП будет признана христианским миром - совершенный миф. Почему? Потому, что каждая Поместная Церковь имеет своих отпавших, и она никогда не сможет и не пожелает признавать каких-то раскольников. В лучшем случае она с ними может вести богословский диалог, убеждать их вернуться в лоно Церкви Вселенской через покаяние и т. д. Но признать такую раскольническую структуру - значит подвергнуться осуждению всей церковной полнотой. |
Закрыть itemscope itemtype="" > Обращение к духовенству и пастве приходов Русской Зарубежной Церкви в России 11.07.2006 410 Время на чтение 3 минуты Дорогие о Господе отцы, братие и сестры! Прошедшие в мае с.г. Всезарубежный и Архиерейский Соборы совершенно определенно показали нам, что Русская Зарубежная Церковь взяла направление на каноническое и евхаристическое общение с Московским Патриархатом. Это не означает, что проблемы экуменизма и " сергианства " отброшены в сторону и забыты. Нет. Но мы должны признать, что Московский Патриархат уже ясно и четко определился в неприятии " теории ветвей " и " крещенской " экклезиологии, что и являются признаками экуменизма, как еретического вероучения. С такой же ясностью Московским Патриархатом принят отказ от участия в экуменических " богослужениях " . Основанием же для разделения могут быть только вероучительные разногласия. Что же касается отказа от " Декларации " 1927 г., то он совершается постепенно. Главные вехи такого отказа - это прославление сонма новомучеников вкупе с Царской Семьей, и принятие новой социальной концепции в 2000 г. Нужно, однако, и нам признаться, что мы ревностно следим за каждым словом похвалы в адрес митрополита Сергия, но совершенно не замечаем слов осуждения его церковной политики, особенно когда сами ошибки не связывают с именем " Сергий " . Я с удивлением узнал во время Соборов, что даже ярые противники единства с Московским Патриархатом за рубежом уже убрали из своих претензий проблему " сергианства " . Мне остается засвидетельствовать, что проблема " сергианства " уменьшилась благодаря сумме перемен в Московском Патриархате до такой величины, что уже не может претендовать на размер проблемы, оправдывающей разделение. Вот таким образом устраняются причины, которые могли бы вызвать смущение в восприятии курса Русской Зарубежной Церкви на каноническое общение с Московским Патриархатом. Осуществление этого курса на практике требует времени, и невозможно его определить какими-либо датами. Предстоит труд согласования и утверждения церковной властью обеих частей Русской Церкви основных положений, обусловливающих возможность евхаристического общения и канонического единства. После того, как эти согласования и утверждения будут произведены, останется подписать соответствующие Акты Священноначалием. Но на это уйдет время от нескольких месяцев до года. После этого для Российских приходов Русской Зарубежной Церкви наступит " переходный период " . Он с точностью тоже пока не определен официально. Скорее всего, речь может идти о пяти годах. |
Закрыть itemscope itemtype="" > Объединение РПЦ - эпохальное событие для Церкви и общества 14.12.2007 347 Время на чтение 4 минуты Патриарх Московский и всея Руси Алексий II назвал воссоединение Русской православной церкви в Отечестве и за границей основным церковным событием уходящего года. Сегодня, по словам Алексия II, у Московского патриархата в общей сложности порядка 700 приходов в дальнем зарубежье, в том числе около 300 приходов в управлении Русской православной церкви за границей. Напомню, что 17 мая 2007 года, в праздник Вознесения Господня, в Храме Христа Спасителя состоялось подписание Акта о каноническом общении Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви. На торжестве воссоединения Поместной Русской Православной Церкви присутствовал Президент Российской Федерации В.В. Путин , другие представители государственной власти. Это событие, вне всякого сомнения, можно считать эпохальным не только в жизни Церкви, но и в жизни всего общества. Это событие положило конец более чем 80-летнему разделению Церкви в Отечетве и за рубежом. Прокомментировать это историческое событие, оценить его значение не только для самой Церкви, но и для нашего общества я попросил священнослужителя - настоятеля Храма Троицы, протоиерея Георгия Вахромеева и, вполне светского человека, председателя Попечительского Совета Всероссийского Православного молодежного движения Александра Чуева. Николай Холявченко: Когда-то политические передряги разделили народ и церковь, но ведь современные прихожане Русской Зарубежной церкви - это потомки тех, кто жил в России, ходил в русские храмы, молился на том же языке. И вот состоялось долгожданное примирение и взаимное признание... Протоиерей Георгий Вахромеев: Я, конечно же, приветствую это событие и надеюсь, что оно повлияет на внутреннее очищение обеих сторон церкви. Это, конечно, относится большей частью к нашей церкви: политическая ситуация в нашей стране не позволяла церкви быть независимой от властей антихристианских. На Западе же больше возможности оставаться духовно свободными. Кстати, у них и Собор собирался регулярно, а у нас в последнее время поместные Соборы были отодвинуты Соборами архиерейскими. Но теперь у меня есть надежда, что это слияние поможет нам в каноническом отношении быть более традиционными православными. |
Закрыть itemscope itemtype="" > Порошенко полностью потерял адекватность Отклики украинских оппозиционных политиков на обыски СБУ у митрополита Вышгородского и Чернобыльского Павла 01.12.2018 1481 Время на чтение 3 минуты Как сообщалось , вчера сотрудники Службы безопасности Украины (СБУ) проводили обыски по месту проживания наместника Киево-Печерской Лавры митрополита Вышгородского и Чернобыльского Павла в рамках дела о разжигании межконфессиональной вражды. Предлагаем вниманию читателей РНЛ отклики украинских оппозиционных политиков на обыски у митрополита Павла, размещенные ими в социальной сети Facebook. Президент Порошенко усиливает наступление на Украинскую Православную Церковь. Сегодня в 8 утра СБУ и прокуратура при поддержке спецназа начали обыски в загородном подсобном хозяйстве Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры. Оказывается давление на наместника Лавры митрополита Павла. Следственные действия осуществляются в рамках совершенно пустого, явно сфабрикованного дела. И Владыка Павел не единственный, кто сейчас подвергается преследованиям. Последние недели мы наблюдаем беспрецедентное давление правоохранителей на представителей священноначалия и священства нашей Матери Церкви – с одной целью – совершить предательство и перейти из канонической Украинской Православной Церкви в создаваемую администрацией президента так называемую «церковь Порошенко» ЕПУПЦ. Ведутся «разговоры», заводятся дела. Я уверен, что все эти дела полностью развалятся еще на досудебной стадии, как и сотни, если не тысячи, других сфабрикованных властью дел против людей неудобных власти и людей, оппонирующих власти. Но такими персональными атаками власть не ограничивается. Параллельно, по требованию Министерства культуры, уже несколько дней как начата сомнительная с точки зрения закона опись имущества Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры. Описывают все, вплоть до мощей святых. Позавчера на своем заседании Правительство Украины приняло беспрецедентное по степени беззакония решение – отобрать у Украинской Православной Церкви и братии Почаевской Свято-Успенской Лавры комплекс храмовых сооружений – Троицкий и Успенский соборы, монастырские кельи, Архиерейский дом, колокольню и надвратный корпус. То есть, практически всю Лавру. Кабинет министров ссылается на такое же незаконное решение Министерства юстиции неделей ранее, 23 ноября, отменившее в одностороннем порядке перерегистрацию права пользования УПЦ комплексом сооружений Свято-Успенской Почаевской Лавры из-за якобы ошибок прежнего регистратора. |
| |