I. Троицкая лавра Летняя ночь осенила лавру и сквозь прозрачный сумрак, еще в большем величии, возвышались древние соборы и башни. Две из них, как два белые исполина, стояли по краям южной ограды, над которою устроена длинная галерея от Архиерейских покоев: – я ходил по ней уединенно, и наслаждался картиною ночи. Все засыпало в лавре после долгого всенощного бдения: еще, быть может, иные старцы стояли на молитве в кельях, но тайною оставалась их молитва . Мало по малу утихала окрестность, так что и слабейший слышался шорох, и воздух наполнялся странными звуками, которые доступны слуху только в совершенной тишине ночи. Свежесть ее росистых испарений растворялась ароматным запахом сена, скошенного кругом ограды. С одной стороны высокий Архиерейский терем и готическая трапеза Св. Сергия, где пред его иконою теплилась одинокая лампада, закрывали от меня прочие здания лавры: но в тесном их промежутке, легко стремилась к небу величественная колокольня в златом венце своем, и две златые главы Троицкого собора, над мощами святых двух Игуменов, сияли в ясном небе, как их невечерняя слава. Молодой месяц, в колыбели облаков, выглядывал из-за остроконечной крыши древней Водяной башни и кротко озарял предо мною окрестность. Сад монастырский, у самой подошвы высокой стены, обсаженный аллеями лип и окруженный прудом Келарским и Московскою дорогою: за ними, на крутом берегу речки Кончуры и на летописных высотах Волкуши, пять церквей Троицкого посада, с их слободами, а еще далее обширные поля и рощи, рассеянные по оврагам, – такой пространный обзор развивался с высокой террасы. Кое-где между дерев еще мелькали огни в домах посадских, постепенно угасая; иногда нечаянно отзывался вдали человеческий голос и казался близким посреди всеобщего безмолвия, или внезапный лай чутких собак обличал невидимое присутствие мимоидущих запоздалых богомольцев. Иногда топот копыт и стук колес глухо будил гул на соседнем мосту, и встревоженный сторож сонною рукою начинал стучать в свою доску: или был слышен пронзительный крик ворона в башне и шум его крыл, бьющих об железную крышу. Изредка заливался вдали почтовый колокольчик по Московской дороге и звонко приближался к лавре, которая от времени до времени отвечала ему гармоническою октавою своего часового колокола, – и потом все опять замолкало.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Заявить миру о своем присутствии 07.02.2010 576 Время на чтение 6 минут 29 января 2010 года в Храме Христа Спасителя под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось первое заседание президиума Межсоборного присутствия. На нем были сформированы рабочие комиссии, определен их состав и тематика. Многие эксперты сразу же заговорили о новом органе церковного управления. Идея создания Межсоборного присутствия появилась еще в январе прошлого года, во время работы Поместного собора Русской Православной Церкви. За почти двадцатилетний межсоборный период в Церкви накопилось немало вопросов, требовавших обсуждения и компетентного решения. Но формат Поместного собора не был рассчитан на длительную вдумчивую работу с всесторонним рассмотрением насущных проблем. «Было очевидно, что мы не успеем не только вынести по ним какие-то взвешенные и соответствующие нуждам Церкви решения, а и просто их обсудить. Поэтому в какой-то момент дискуссии избранный Патриархом митрополит Кирилл предложил создать орган, постоянно действующий между соборами», - рассказал в интервью порталу «Православие и мир» иеромонах Савва (Тутунов), ставший впоследствии секретарем Комиссии по Межсоборному присутствию. Спустя три месяца на первом послесоборном заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было решено начать подготовку Межсоборного присутствия, как говорится в официальном документе, «во исполнение решений Поместного собора Русской Православной Церкви». Здесь имелся ввиду пункт 6 определения «О жизни и трудах Русской Православной Церкви» прошедшего Поместного собора, который предписывал Священному Синоду «озаботиться созданием должного механизма общецерковного обсуждения вопросов, поставленных на заседаниях Поместного собора». В результате была создана Комиссия по образованию Межсоборного пристутствия под председательством Святейшего Патриарха Кирилла, которая должна была разработать основные положения, а также определиться с его составом. Аналогом нового органа можно считать существовавшее в начале ХХ века Предсоборное присутствие, готовившее вопросы к первому после двухсотлетнего перерыва Поместному собору. Но полного сходства между двумя присутствиями все же нет. «Положение Церкви тогда было другим - регулярных соборов не было - и Предсоборное присутствие работало " вхолостую " . Предполагалось, что оно готовит предложения для грядущего Поместного собора. Его все ждали, но он состоялся много позднее, в 1917 - 1918 гг. В итоге предложения Предсоборного присутствия были, скорее, благими пожеланиями. Сегодня же отличие в том, что наша работа ведется из расчета, что в Русской Православной Церкви соборы проходят регулярно. Мы готовим общецерковный форум, на котором предварительно будут обсуждены важнейшие вопросы для дальнейшего их рассмотрения и принятия решений в иерархическом порядке на Архиерейском или Поместном Соборе», - говорит о. Савва.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Поместный собор или собор Поместной Церкви? Участие мирян в управлении Церковью остается одним из наиболее актуальных вопросов в современной жизни РПЦ. Что следует понимать под «соборностью» Церкви? Насколько соответствует современная практика проведения Поместных и Архиерейских соборов каноническому наследию древней Церкви? Над этими и другими вопросами рассуждает протоиерей Александр Задорнов. Статья Существование каждой Православной Поместной церкви напрямую связано с территориальным фактором. Область, на которую распространяется правительственная, судебная и вообще административная власть данной Поместной церкви, составляет её каноническую территорию . Принцип канонической территории предполагает взаимное уважение к правам каждой Церкви на ее деятельность в пределах данной территории, регулируемой каноническими нормами о невмешательстве епископата одной Церкви в дела другой. Эти нормы подразумевают единство учительной, сакраментальной и правительственной церковной власти, восхищение которой рассматривается правилами Церкви как посягательство на самый принцип церковного единства. Напоминание этой элементарной нормы церковного устройства необходимо для правильного понимания функционирования такого кратологического единства. «Носителем церковной власти, — говорит в своих лекциях по церковному праву проф. С. В. Троицкий, — является весь епископат (орган – соборы епископов)… В Православной Церкви есть несколько видов соборов, а именно: 1) соборы вселенские, 2) соборы поместные, постановления которых были усвоены вселенскими соборами, 3) соборы епископов нескольких автокефальных церквей, 4) соборы епископов одной автокефальной или автономной церкви» .

http://bogoslov.ru/article/1500086

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации «Благодать Святаго Духа нас собра…» (Телепрограмма, 09.10.04) (комментарий в русле истории) Первый Вселенский Собор. Новгородская икона XV в. В преддверии Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, который откроется в Москве 3 октября корреспондент «Седмицы.Ru» А.В.Третьяков встретился с магистром богословия, протоиереем Валентином Асмусом, который рассказал о месте и роли Соборов в истории Православной Церкви. – Отец Валентин, 2 октября откроется очередной Архиерейский собор Русской Православной Церкви. В связи с этим не могли бы Вы объяснить, что такое Собор в традиции Православной Церкви, каково его место в жизни Церкви, чем определяется значимость Соборов – Вселенских, Поместных, Архиерейских и в чем заключаются их различия? Протоиерей Валентин Асмус: – Ваш вопрос очень обширный. Подробный и обстоятельный ответ на него требует обширной лекции на тему «Соборы и соборность в Православии». Однако если постараться дать краткую справку относительно Соборов, то можно сказать следующее. Соборы в Христианской Церкви были изначально, со времен святых апостолов. Мы знаем, что в Иерусалиме еще в 50-м году от Р.Х. собрался Апостольский Собор, который и стал прообразом всех будущих Соборов. Также мы знаем, что в основном вероисповедном документе Православия – Символе веры – Церковь Христова называется Соборной. В греческом варианте Символа Веры в этом месте стоит слово «Кафолический», которое правильнее всего было бы перевести на русский язык, как «Всеобщий» («Вселенский»), но не в значении внешнего формального единства, а в смысле внутреннего единства, единства веры. И это единство проявляется именно в церковных Соборах. Однако следует отметить, что церковные Соборы в исторической перспективе не были похожи на современные их формы. Это связано с тем, что в древней Церкви Соборы были только Соборами епископов. Даже если случалось, что на Вселенских или Поместных Соборах председательствовали императоры или посланные императором чиновники, все же членами Собора были только епископы. Например, на VII Вселенском Соборе важную роль в принятии православного учения об иконопочитании сыграли монашествующие. Монашествующие должным образом повлияли на решения епископов, которые некоторое время колебались в отношении столь серьезного вопроса. Однако обращаю Ваше внимание: ни один монах не был членом Собора. Они только присутствовали на Соборе как приглашенные лица.

http://sedmitza.ru/text/400689.html

2-4 февраля 2011 г. в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя проходил Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. "/> Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2-4 февраля 2011 г. в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя проходил Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. Статья из 3-го т. " Православной энциклопедии " , с. 537-541 Архиерейский собор - канонический орган высшей власти и управления в поместной Церкви, в т. ч. в РПЦ, в соответствии с ее ныне действующим Уставом, принятым на А. С. 2000 г. (Разд. III). Каноническая основа структуры управления в автокефальной поместной Церкви определена 34-м Ап. прав.: «Епископам всякаго народа подобает знати перваго в них, и признавати его яко главу, и ничего превышающего их власть не творити без его разсуждения: творити же каждому только то, что касается до его епархии и до мест к ней принадлежащих. Но и первый ничего да не творит без разсуждения всех. Ибо тако будет единомыслие, и прославится Бог о Господе во Святом Духе, Отец и Сын и Святый Дух». Иоанн Зонара в своем толковании этого правила говорит: «...и первенствующему епископу правило не позволяет, по злоупотреблению честию, превращать оную в преобладание, действовать самовластно и без общего согласия своих сослужителей делать что-либо указанное выше, или подобное тому». Аналогичная норма содержится в Антиох. 9; I Всел. 5 («признано, чтобы в каждой области дважды в год были Соборы»); II Всел. 2 («дела каждыя области благоучреждати будет Собор тоя же области») и др. канонических правилах. Под «Собором» здесь подразумевается Собор епископов области, др. словами, поместной Церкви. Так, Всел. IV Собор определил, «согласно правилам святых отец, чтобы в каждой области епископы дважды в году собиралися во едино, где назначит епископ митрополии, и исправляли все, что откроется» (прав. 19). 8-е прав. Трул. Собора изменило периодичность в созыве Соборов, не коснувшись их состава: «Но как по причине набегов варваров, и по иным случайным препятствиям, предстоятели церквей не имеют возможности составляти Соборы дважды в году, то разсуждено: для могущих, как вероятно, возникати церковных дел, в каждой области, всемерно быти Собору вышереченных епископов единожды в лето...»

http://sedmitza.ru/text/1825505.html

В соответствии с правосл. учением носителем земной власти в Церкви является вселенский епископат, возглавляемый, согласно Ап. 34 и Антиох. 9, первоиерархами автокефальных Церквей, поддерживающими молитвенно-каноническое общение между собой. Власть епископата во Вселенской Церкви полным образом осуществляется через Вселенские Соборы; высшим органом власти в поместных Церквах являются Архиерейские Соборы либо Соборы с участием епископов, клириков и мирян, которые называются Поместными Соборами, но и в таких, широкого состава Соборах, ключевое значение имеет епископат. Епископальный строй церковной власти соответствует церковным канонам. Так, 19-е прав. Вселенского IV Собора гласит: «Посему определил святый собор, согласно с правилами святых отец, чтобы в каждой области епископы дважды в году собиралися во едино, где назначит епископ митрополии, и исправляли все, что откроется». 8-е прав. Трулльского Собора изменило периодичность в созыве Соборов, но нисколько не коснулось их состава: «Но как, по причине набегов варваров и по иным случайным препятствиям, предстоятели церквей не имеют возможности составляти соборы дважды в году, то разсуждено: для могущих, как вероятно, возникати церковных дел, в каждой области, всемерно быти собору вышереченных епископов единожды в лето...». В Карф. 18(27) речь идет о том, чтобы на Соборах Африканской Церкви, епископат к-рой был многочисленным, каждая митрополия была представлена не всеми епископами, но особыми представителями непременно в епископском сане: «Подтвердити подобает на сем святом соборе, чтобы по правилам Никейского собора ради церковных дел, которыя не редко отлагаются со вредом для народа, каждогодно был созываем собор, на который бы все, занимающие первыя в областях кафедры, присылали от своих соборов двух, или сколько изберут, епископов, в местоблюстители, дабы составившееся таким образом собрание могло иметь совершенное полномочие». Об исключительно епископском составе Соборов говорят также VII Всел. 6; Карф. 14, 76(87), 127(141-142). 40-е прав. Лаодикийского Собора гласит: «Епископам, на собор призываемым, не подобает небрещи, но ити и вразумляти или вразумлятися ко благоустроению церкви и прочаго. Аще же пренебрежет таковый, то сам себе обвинит: разве аще по болезни останется».

http://pravenc.ru/text/190037.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 МОСКОВСКИЙ СОБОР 1917-1918 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Поместный Собор Российской Православной Церкви 1917-1918 годов. Заседание Предсоборного Присутствия. 1906 г. Православная энциклопедия, том " Русская Православная Церковь " . Предсоборное Присутствие работало в Александро-Невской Лавре с 3 марта по 15 декабря 1906 года с перерывом с 13 июня по 1 ноября. Работа происходила в отделах и в общем собрании. Предполагалось, что все рассмотренные в отделах вопросы будут затем пропущены через общее собрание, но для этого не хватило времени. На общем собрании были полностью рассмотрены работы первого и второго отделов и лишь некоторые разработки отделов с третьего по седьмой. Результаты были обобщены в сводном докладе. Также были изданы протоколы заседаний. Одним из наиболее важных выводов Присутствия было единогласное мнение за восстановление Поместных Соборов , которые было предложено созывать Соборы не реже одного раза в десятилетие, тогда как Соборы митрополичьих округов предполагалось проводить согласно канонам - раз-два в год. Поместный Собор должен был быть наделён высшей властью: законодательной, руководственной, судебной, ревизионной. I отдел Присутствия разработал проект положения о составе Собора (за исключением порядка выборов соборян от клира и мирян). В межсоборные периоды предполагалось, что будет действовать Синод , избирающийся Собором, а не назначающийся государем , во главе с первоиерархом . По поводу первоиерарха возникла дискуссия: большинство высказалось за восстановление патриаршества , но были и видные сторонники модели в которой первоиерерх был бы первенствующим членом Синода , избранным на Соборе. Противники возрождения патриаршества приводили разные аргументы. Так, А. Д. Самарин утверждал что император Николай II не согласится с умалением власти государя; профессор Е. Е. Голубинский считал что патриаршество будет постоянно ограничивать соборное начало в Церкви. В итоге было решено что патриарх должен был председательствовать в Синоде, руководить его заседаниями, наблюдать за исполнением его решений и правильным течением дел во всех синодальных учреждениях. К патриарху переходило право сноситься с иными поместными Церквами и с государственными органами. Оговаривалось право патриарха непосредственно ходатайствовать о церковных нуждах перед императором и давать ему ежегодный отчет о внутреннем состоянии Церкви, что ранее было прерогативой обер-прокурора . Патриарх должен был следить за правильным замещением архиерейских кафедр, быть арбитром при решении епископских дел, созывать Соборы ( " с ведома Синода и с соизволения государя императора " ). Имея " преимущества чести " , патриарх в случае каких-либо правонарушений подлежал епископскому суду " по благоусмотрению государя императора " .

http://drevo-info.ru/articles/25207.html

Пароль: Запомнить меня на этом компьютере декабря 2012 Дискуссия между соборами 22-23 ноября в Зале церковных соборов храма Христа Спасителя состоялся второй пленум Межсоборного присутствия. Этот совещательный орган содействует высшей церковной власти Русской Православной Церкви в подготовке решений, касающихся наиболее важных вопросов ее внутренней жизни и внешней деятельности. В работе пленума принял участие и ответственный редактор журнала «Вода живая» протоиерей Александр Сорокин. Он поделился своими соображениями относительно принятых на нем решений. 22-23 ноября в Зале церковных соборов храма Христа Спасителя состоялся второй пленум Межсоборного присутствия. Этот совещательный орган содействует высшей церковной власти Русской Православной Церкви в подготовке решений, касающихся наиболее важных вопросов ее внутренней жизни и внешней деятельности. В работе пленума принял участие и ответственный редактор журнала «Вода живая» протоиерей Александр Сорокин . Он поделился своими соображениями относительно принятых на нем решений. Вопрос о процедуре избрания Патриарха На данный момент определены четыре варианта, из которых Архиерейский собор должен выбрать наилучший. Межсоборное присутствие решило не устраивать дискуссии, чтобы не оказывать давление на Архиерейский собор, только уточнило некоторые формулировки. О каких же вариантах идет речь? Первый вариант — Поместный собор выбирает Патриарха из трех кандидатур, предложенных Архиерейским собором, второй вариант — Архиерейский собор осуществляет выбор из кандидатов, предложенных Поместным собором, третий вариант — Архиерейский собор выбирает Патриарха самостоятельно, четвертый вариант (по нему Патриарх избирался в последний раз и в 1990 году) — похож на первый, с той только разницей, что Поместный собор имеет право выдвинуть еще одного своего кандидата. Предложения по внесению изменений и дополнений в Устав Русской Православной Церкви Они касаются более четкого распределения полномочий между Архиерейским собором и Поместным собором. В вероучительных вопросах должен быть примат Архиерейского. При этом Патриарх несколько раз употребил такой термин, как «рецепция», который, по его мнению, лучше всего подходит в данной ситуации: Архиерейский собор имеет полноту власти в вероучительных вопросах, но важно, чтобы его решения были восприняты полнотой Церкви в лице собора Поместного, а не только архиереями. Патриарх апеллировал к истории. Во-первых, все Соборы были по существу Архиерейскими, хоть и назывались Вселенскими или Поместными. Во-вторых, все они претендовали на эпохальные решения, но только некоторые из этих Соборов теперь признаются Церковью, а некоторые называются «разбойничьими». Такая двухступенчатая структура усвоения Церковью вероучения более четко определена с помощью внесенных в Устав изменений. В частности за Поместным собором остается право возвращаться к вероучительным вопросам, в отношении которых уже есть решение Архиерейского собора.

http://aquaviva.ru/journal/diskussiya-me...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Соборы и соборность в истории Православной Церкви (комментарий в цифрах и фактах) Предварительная программа, повестка дня и регламент Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (3-8 октября 2004 г.) 3 октября, воскресенье 9:30 Божественная Литургия в Храме Христа Спасителя. 15:00 Открытие Собора. Первое пленарное заседание Принятие Регламента, Повестки дня, Программы Архиерейского Собора. Выбор рабочих органов Собора. Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. 17.30 Второе пленарное заседание. Продолжение доклада Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. 4 октября, понедельник 8.00 Божественная Литургия в нижней Преображенской церкви Храма Христа Спасителя. 10.00-11.30 Третье пленарное заседание. 12.00 Работа 5 групп: 1. Богословие и Богословское образование; 2. Молодежное служение и религиозное образование; 3. Миссионерское служение и работа с военнослужащими; 4. Церковная благотворительность и издательство; 5. Богослужебная комиссия и монастырская жизнь. 15.30 Четвертое пленарное заседание. 17.30 Пятое пленарное заседание. 5 октября, вторник 8.00 Божественная Литургия в нижней Преображенской церкви Храма Христа Спасителя. 10.00 Шестое пленарное заседание. 12.00 Седьмое пленарное заседание. 15.00 Восьмое пленарное заседание. 17.00 Девятое пленарное заседание. 6 октября, среда 8.00 Божественная Литургия в нижней Преображенской церкви Храма Христа Спасителя. 10.00 Десятое пленарное заседание. 12.00 Одиннадцатое пленарное заседание. 15.00 Молебен Первосвятителям Московским в Патриаршем Успенском Соборе Московского Кремля. 7 октября четверг 9.30 Отъезд в Троице-Сергиеву Лавру. 15.00 Малая вечерня с акафистом преподобному Сергию Радонежскому в Троице-Сергиевой Лавре. 17.00 Всенощное Бдение в Троице-Сергиевой Лавре.

http://sedmitza.ru/text/400539.html

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Как быть с «екатеринбургскими останками»? Завтра, по слухам, этот вопрос будет обсуждаться на Архиерейском совещании 18.07.2023 4428 Время на чтение 6 минут Фото: РНЛ Завтра, 19 июля, состоится Архиерейское совещание Русской Православной Церкви (РПЦ). Как известно, высшим органом управления РПЦ является Поместный собор, однако де-факто он ещё с советских времён собирается только для избрания Святейшего Патриарха. Реально Церковью управляет Архиерейский собор, который согласно Уставу РПЦ, должен собираться не реже 1 раза в четыре года, но в последние годы собирался раз в два года. При Патриархе Кирилле Архиерейские соборы собирались в 2011-м, 2013-м, в феврале 2016-го. Последний Собор состоялся 29 ноября – 2 декабря 2017 года. С тех пор Архиерейские соборы не собирались – сначала помешал ковид, потом война. А вопросов накопилось очень много. Вот Священноначалие и решило собрать хотя бы Архиерейское совещание, тем паче по давней традиции на память преподобного Сергия в Москву съезжаются многие архиереи. Архиерейское совещание собирается в радостное для РПЦ время – несмотря на сопротивление, Церкви передана великая святыня – икона Пресвятой Троицы письма преподобного Андрея Рублёва, память которого мы праздновали накануне. Повестка дня Архиерейского совещания неизвестна. Можно предполагать, что будут обсуждать ситуацию на Украине, положение Украинской Православной Церкви, гонения на епископат, духовенство и верующих УПЦ, переход ряда епархий УПЦ в непосредственное подчинение Святейшего Патриарха и Священного Синода РПЦ. Вероятно, будут обсуждать ситуацию в мировом Православии, всё более усугубляющуюся после раскола, учинённого Константинопольским патриархом Варфоломеем. Видимо, отдельно будут обсуждать ситуацию в Африке, которая стала не только полигоном политической, но и церковной борьбы. Вероятно, обсудят какие-то другие вопросы. В последнее время в православных СМИ, соцсетях и блогах активно обсуждается вопрос о «екатеринбургских останках», поскольку появилась информация о том, что на Совещании архиереев будет обсуждать вопрос об останках. Появляется много текстов, каких-то обращений обеспокоенных мирян, анонимных разговоров про «генетический собор» и так далее. Весь этот шум вызвал обеспокоенность и смущение у людей, мало вовлечённых в тему. Поэтому хотелось бы в телеграфном формате внести некоторую ясность для тех, кто не очень сведущ в проблеме.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/07/18/ka...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010