Видно издатели хотят приняться за книги. Желательно, чтобы соперничество Телескопа с Телеграфом было полезно для просвещение и показало разные стороны в господствующих мнениях. Но из журнальных прений до сих пор мало видно толку – одно только ясно, кто с кем в ладу, кто в разладе. В I номере «Телеграфа» досталось календарю и газетам – и по делом. Теперь два романа печатаются, Загоскиным: Русские в 1812 году и Лажечниковым: «Последний Новик»: они имеют свои достоинства. Не будет ли и археографическая экспедиция предметом для романа? Вальтер-Скотт писал же Антикварий. Кроме Свиньина Шемякин суд (не шутя) написал один губернатор. Какие у меня нашлись проповеди М. Ф. 83 честь имею препроводить к вам: они относятся к истории современной, любопытны для наблюдателя. Я рад всякому случаю, где бы мне можно было показать вам па деле, свое усердие и когда мне удастся, беседовать ст. вами. Н. П. Еще таки вопрос – простите докучливость. Русское «сбить с пантелику» не есть ли греческое, как и куралеса кирие ел., так как кляуза (causa), халтура (captura) латин.? Трудно с достоверностию определить время, когда именно перешли в язык наш многие греческие, латин. и германские слова и присловия; не ко всякому из них можно приискать доказательство. Польские пословицы перешли к нам более через малороссиян, которых пословицы никто не надумался собрать и выдать в свет. Скоро ли вы, достопочтеннейший друг, издадите свои сокровища ученые? Скоро ли выйдет на свет обновленная Кормчая? Скоро ли появятся труды Востокова? особливо грамматика его 84 ? Он имеет время нести переписку с знаменитым Погодиным и поправлять его перевод Слав, грамматики Добровского, а я безвестный и смиренный не удостоиваюсь и ответа на мое всеуниженное к его знаменитости писание. Не знаю, за кого он меня и себя считает? Я ошибся, свитая его благомыслящим и радушным человеком. Если он судит обо мне по клеветливым отзывам недоброжелателей: ошибается и грешит. Но Бог с ними! После итого я не хочу иметь с ним дела, потому, что сего ни оправдать, ни извинить нельзя. От неприятных воспоминаний перейду к приятнейшим, прося вас засвидетельствовать мое искреннее почтение и поклон Ея Превосходительству Г-же Баронессе. XXIV. 1831, февр. 8 Всеусерднейше благодарю вас за писание ваше, за статью о Копенг. Обществе, для общества. Исторического, доселе, безглавого и безгласного и за благосклонный вызов доставить мне обещанные Богемпословицы, кои у вас входят в связь с Богемскою хроникою и пр. Это будет драгоценный вклад с вашей стороны и дополнение к незабвенным для меня вашим одолжением, как залогом дружбы, утешительной в этой юдоли испытаний. Признаюсь, я не нахожу сходства между приведенною вамп пословицею Felix, quern faciunt. Pericula cautum и Сарматскою zle tey kokoszy и пр. Думаю, что друзья мои не захотят верно видеть меня тем кокошем. Жив друг не убыток.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Новый этап археографического изучения афонских архивов связан с экспедицией французских ученых во главе с Г. Мийе, сфотографировавших в 1919 г. большую часть актов Афона, на основании чего началась подготовка серии «Архивы Афона» («Archives de I’Athos»). После смерти Г. Мийе работу возглавил французский византинист П. Лемерль. Тома серии выпускаются в Париже, но все издание носит международный характер. В 1937 г. вышел первый том Ж. Руйара и П. Коллома, содержащий документы Лавры св. Афанасия со времени ее основания до конца XII в. 397 Затем П. Лемерль издал акты Кутлумушского монастыря. 398 Почти через 20 лет после выхода этого тома Ж. Бомпэром были опубликованы в III томе серии грамоты Ксиропотамского монастыря. 399 Следующий том, подготовленный Н. Икономидисом, был посвящен актам монастыря Дионисия. 400 Новые исследования и открытия вызвали необходимость переиздания первой части актов Лавры (акты 897–1204 гг.), что и было осуществлено в 1970 г. П. Лемерлем, А. Гийу и Н. Звороносом (при участии Д. Папахрисанфу). 401 VI том «Архивов» составили документы Эсфигмена, выпущенные Ж. Лефором. 402 Последние до настоящего времени тома серии, подготовленные Д. Папахрисанфу, Н. Икономидисом и др., содержат акты протата и Кастамонитского монастыря, три тома актов Лавры, греческие и сербские грамоты Русского монастыря св. Пантелеймона, документы Ксенофонта, Ивирона (в четырех томах), переиздание актов Кутлумушского монастыря, акты Пантократора, Дохиара, первый том Хиландарских и два тома Ватопедских документов. 403 Эти публикации, с одной стороны, дали медиевистам богатый материал для изучения ряда сложных социальных, правовых, историко-церковных и политических проблем, с другой – утверждали новые современные принципы публикации документов. 404 «Архивы Афона» представляют собой издание дипломатическое и критическое: акты, сохранившиеся в оригинале, публикуются дипломатически; документы, дошедшие в копиях, известные по поздним картуляриям, издаются критически. Текст каждого документа снабжен комментариями, касающимися проблем хронологии, общего содержания и отдельных реалий акта, палеографического и кодико-логического анализов рукописей, указывающими основную литературу. Полнота и подробность сведений комментариев в отдельных выпусках различна. 405 Во введении каждого тома исследуется история соответствующего монастыря, состояние его архивов, история их научного освоения; завершается том общим индексом (только первый том серии содержал дробный тематический индекс). К изданию текста всякий раз прилагается альбом фотографий актов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Приведем пример: в настоящем случае невозможно отождествить монаха Дамаскина Иверского с иеромонахом Дамаскином Пантократорским, потому (помимо других причин), что первый (согласно ясным палеографическим указаниям) родился в 1688 г., а Херувимская песнь второго встречается уже с 1680 г. (под именем иеромонаха Дамаскина, Фессалоникийца) в рукописи νανιδου 6 (л. 57 об.–58), рукопись, написанная Косьмой Иверским, македонцем. Из этого следует, что иеромонах Дамаскин Пантократорский был намного старше своего одноименного соработника на музыкальной ниве. Однако последнее свидетельство македонца Косьмы Иверского (согласно которому иеромонах Дамаскин именуется Фессалоникийцем), если не является случаем смешения двух Дамаскинов (что было бы невозможно для Косьмы, насельника той же Иверской обители), наводит на мысль, что оба этих святогорца, помимо общего имени, имели еще и общую родину; этот вывод, несмотря на свою вероятность, не может быть подтвержден вполне в настоящее время по причине скудости источников. Вероятность этого предположения увеличивается в связи с указанием, что из Фессалийской области происходил также живший на Святой Горе 1041 и младший собрат обоих упомянутых иноков 1042 , их тезка монах Дамаскин Аграфорендиниот, чьи иноческие подвиги, исходя из его прозвища, проходили в Рентинском монастыре фессалийских Аграф 1043 . В заключение необходимо сказать о нашей уверенности в том, что сей «двойственный союз» (а мы коснулись только одной части этого единения), «союз» духовный и музыкальный между фессалийскими обителями и Святой Горой, является предметом, весьма достойным внимания и плодотворным для будущих изысканий. Μ. П. Рахманова (Россия, Москва). Афонская экспедиция Афонская экспедиция Смоленского, осуществленная под эгидой Общества любителей древней письменности (ОЛДП) в 1906 г., была несомненно первой русской научно-археографической экспедицией в области церковного пения. До тех пор музыкальные экспедиции предпринимались лишь с целью записи народных песен в отдаленных местностях России.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Как-то мой знакомый говорит: " Приходи обязательно, к нам приедут ученые из Ленинг рада, я тебя хочу познакомить " . Вечером меня представили двум ученым из Института русской литературы им. Пушкина в Ленинграде. Они мною очень заинтересовались. Молодой человек, учится на филфаке, рассуждает более-менее прилично, не атеист. Подали ужин, и они, сев за стол, перекрестились. Я говорю: " Как, ученые с таким именем, степенями, и что же - верующие? " - " Конечно, - говорят, - верующие " . - " Но ведь наука говорит, что Бога нет! " - " Какая наука? Химия изучает химические вещества, физика - явления... " - " А научный атеизм, а философия? " - " А это, - говорят, - и не науки вовсе. Философия - это мировоззрение, а атеизм - идеология. Так что наука верить в Бога не мешает " . Эти ученые предложили мне заняться археографическими экспедициями по Латвии. Я собирал среди старожильческого населения рукописи, книги, всякие различные записи, дневники, старинные письма. Что соберу - отошлю в Ленинград. Написал несколько статей в местной газете " Красное знамя " , неоднократно ездил на конференции, мне предложили работу и даже тему для диссертации о взаимосвязи русской и латышской культур с древнейших времен... Учитель не с той улицы - Но вы предпочли науке тяжелую профессию учителя? - Это оказалось очень интересным, хоть и непростым делом - детей учить. По окончании института я три года проработал по распределению в Бикерниекской русской средней школе в селе Кривошеево, а потом уехал учительствовать в Ригу. Столица меня очень привлекала. Я ходил по музеям, театрам, а главное - по храмам. Рига - город большой, церквей много, поэтому я, хоть и с опаской, но посещал их, несмотря на то, что это было строжайше запрещено. Мыслимое ли дело, чтобы учитель - советский учитель! - ходил в храм! В школе мне предложили вступить в партию и пообещали место завуча. Показали весьма выгодную сетку часов на учебный год, попросили написать биографию и заявление в партбюро. Говорят: " Вам надо расти, станете завучем, потом директором... " Дали почитать устав, а там сказано, что член партии должен иметь атеистическое мировоззрение и бороться с религией. Тут я всерьез задумался: " Как же я буду совмещать веру в Бога и членство в партии? " , и поехал со своими сомнениями к отцу. Он меня выслушал и говорит: " Ты человек верующий. Станешь директором, а потом поймают тебя в церкви, выгонят с позором, напишут в газете, что ты вообще антисоветский элемент. Что дальше будешь делать? " Так я до партбюро и не дошел. Но подумал: " Наверное, не на той улице я живу, пора перебираться на свою " , ведь меня давно не покидало ощущение, что в школе я временно, не на всю жизнь.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/1...

24 Синицына Н. В. Т ретий Рим. Истоки и эволюция русской средневековой концепции. XVXVI вв. М., 1977. С. 174–182. 25 Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею имп. Академии Наук. СПб., 1836. Т. 1. С. 141–145. 172. 26 Преп. Максим Грек . Сочинения. М., 2008. Т. 1. С. 119, 123; Серебрян- ский Н. И. О черки по истории монастырской жизни в Псковской земле//Чтения в Обществе истории и древностей российских. 1908. Кн. IV Отд. III. С. 508. 27 Послания Иосифа Волоцкого /Подг. текста А А. Зимина, Я. С. Лурье. М.; Л„ 1959. С. 366–369. 28 Там же. 29 Там же. С. 322–326. Полемика по поводу Собора 1503 года, факта участия в нем Нила Сорского и т. д. обострилась в 1977 году, когда участники семинара проф. Э. Кинана поставили под сомнение их достоверность и аутентичность (The Council of 1503: Source Studies and Questions of Ecclesiastical Landowning in sixteenthCentury Muscovy. Ed. by E. L. Keenan and D. G. Ostrowski. Cambridge. Mass. 1977); Плигузов А. И. П олемика в Русской Церкви первой трети XVI столетия. М., 2002. С. 330–386. Предварительные возражения см.: Синицына Н. В. С порные вопросы истории нестяжательства, или О логике исторического доказательства//Спорные вопросы отечественной истории XIXVIII вв.: Тезисы докл. и сообщ. I Чтений, посвященных памяти А. А. Зимина. М., 1990. С. 250–254; Скрынников Р. Г. Н естяжатели и иосифляне на Соборе 1503 г. – В кн.: Средневековое православие: От прихода до патриархата. Волгоград, 1997; Синицына Н. В. Т ипы монастырей в России и русский аскетический идеал (XVXVI вв.). – В кн.: Монашество и монастыри в России. XIXX века. Исторические очерки. М., 2002. С. 139–140. 30 Фролов А. А. К онфискации вотчин Новгородского владыки и монастырей в последней четверти XV в.//Древняя Русь: Вопросы медиевистики. 2004. 4(18). С. 54–62. 31 Каштанов С. М. С оциально-политическая история России конца XV – первой половины XVI в. М., 1967. С. 239–274. 32 Боровкова-Майкова М. С. Н ила Сорского Предание и Устав. СПб., 1912; Синицына Н. В. Т ипы монастырей в России и русский аскетический идеал (XVXVI вв.). – В кн.: Монашество и монастыри в России. XIXX века. Исторические очерки. М., 2002. С. 128–137; Романенко Е. В. Н ил Сорский и традиции русского монашества.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/ma...

Предисловие Предлагаем несколько новых, доселе бывших неизвестными большинству занимающихся Историей Русской, Сказаний о Соборах в Москве на еретиков царствования Грозного. Говорим новых, потому что известие, сообщаемое Карамзиным (в VIII т., гл. V, стр. 135, прим. 594 сжатого издан.) об ереси Матвея Башкина и участии в ней Рязанского и Муромского епископа, Касьяна, ограничивается только несколькими строчками, особливо о последнем. Правда, историограф приводит о Касьяне выписку из одного краткого Летописца, принадлежащая Графу Ф. А. Толстому, но она довольно коротка и указывает собой на свое происхождение, т. е., на извлечение (составителем Летописца) из нашего Сказания почти теми же самыми словами, с опущением, однако же, и важного, каково, на пример, известие о сочинении Иосифа Волоцкого против Новгородских еретиков, названное всеми, бывшими на Соборе, «светилом Православия»: «светило то нарекоша быть Православию». Следовательно, вот откуда должно объяснять название творения Иосифова» Просветитель». В других сочинениях тоже не находим ни малейшего следа, указывающего на существование представляемого теперь «Сказания вкратце о соборе на Матвея на Башкина, на еретика, и о Епископе Касьяне Рязанском». Следующее за тем дело о знаменитом» Канцлере, говоря нынешним выражением , или, по тогдашнему, Печатнике , Дьяке Иване Михайловиче Висковатом, известно нам только на половину. Археографическая Комиссия напечатала в 1-ом томе Актов Археографической Экспедиции (X 258, стр. 241 –240) лишь неполное, отрывочное, Сказание, и то по двум, довольно неисправным, спискам (Соловецкого монастыря и г. П. М. Строева). Выражение Дополнительный ответ к Исповеди,» поставленное Комиссией в заголовке; показывает, что и Комиссия смотрела на эти акты, как на отрывок, выведши такое заключение из первых строк Покаяния, хотя тоже не указывает на предшествующее Дополнению, на самую Исповедь. Этой последней нет и у нас, потому что в «Вопросе Дьяка Ивана Михайлова о сотворении неба и земли» и пр., представляемом нами теперь, тоже, во многих местах, говорится об этой Исповеди и о многом другом, выраженном им письменно («да писал еси»).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В нижнем кабинете вы видите картон Рафаэля, изображающий торжество Вакха и Ариадны. За стеклом внизу вставлен листок с тополя, который осеняет в Неаполе могилу Виргилия, и другой с Тассова дерева. Любитель Поэзии в своем портфеле привез это воспоминание о двух знаменитых поэтах. Верхний ярус весь убран бронзою с особенным вкусом. Тут много новых драгоценностей. Кабинет украшен портретами Государя, Петра Великого, Екатерины II. В красивых шкафах помещены редкие инкунабулы Греческих классиков: Флорентинские, Венецианские, Амстердамские, и издания Гейне, Бёкка, Тирша. Библиотека, за три года состоявшая из двенадцати тысяч книг, избранных с ученою отчетливостью по каждому предмету, получила большое приращение - до двух тысяч книг. Здесь все современные сочинения по Философии, Законоведению, Физике, Химии, Астрономии, Минералогии, Ботанике, Зоологии, Истории , Географии, Статистике. К великолепным редкостям библиотечным принадлежат Италиянская фавна Князя Канино; перед вами литературные произведения Английские, Итальянские, Французские, Немецкие; собрания чертежей архитектурных Джемса Пэна, машин технологических Лассери и агрономических орудий Леблана. Особенно обогащена библиотека роскошными путешествиями по Неаполю и Сицилии, Истрии и Далмации, Клапрота по Азии, Крузе, и огромными сочинениями по части искусств, каковы: Пиранезиев Музей Наполеона, Лейтцельта снимки с картин, Баярди каталог древних памятников, Пикарта древние геммы, Дегодеца древние здания Рима, Барбо памятники древнего Рима, Ланглеса памятники древние и новые Индостана. Отделение отечественных произведений украсилось Остромировым Евангелием; Актами, собранными в библиотеках и архивах Российской Империи Археографическою экспедициею; Актами Историческими, Юридическими, продолжающимся изданием полного собрания Русских летописей. Драгоценны новые приобретения атласов и карт: Пинкертона, Делаво , Арроусмита, Кари, Пукевиля. - Очень любопытна карта осады Смоленска Владиславом IV , в 1634 году. Глядишь на эту карту, и не веришь глазам своим, когда читаешь надпись: Smolenscium a Vladislavo IV liberatum .

http://ruskline.ru/analitika/2020/09/24/...

Крестьянство севера России… С. 132. Сенигов О. П. Памятники земской старины… С. 265. Пугач И. В. Устюжна Железопольская в XVI–XVII вв.//Устюжна. Краеведческий альманах. Вып. 6. С. 71–73. Сенигов О. П. Памятники земской старины… С. 262. Указные грамоты… 35. С. 17; 63. С. 29. Грамота приведена в пересказе в указной царской грамоте устюженскому воеводе К. Б. Навалкину от 2 января 1623 г. Список с грамоты 1623 г. см.: РГАДА, ф. 1171, оп. 1, 20. Список же был представлен в Устюжской чети дьяку Михаилу Смывалову соборным диаконом Алексеем, а оригинал оставался в соборе (Акты Археографической экспедиции (далее – ААЭ). Т. 3. СПб., 1836. 130. С. 186–187; упоминается: Каштанов С. М., Назаров В. Д., Флоря Б. Н. Хронологический перечень иммунитетных грамот XVI в. Дополнение//Археографический ежегодник за 1966 г. М., 1968. 1–159). Социально-правовое положение северного крестьянства… С. 139; Крестьянство севера России… С. 148, 150–151; Пугач И. В. Устюжна Железопольская: город и власть… С. 348, 371, 377. Пугач И. В. К вопросу о государственной политике в области городского землевладения (по материалам Устюжны Железопольской XVI–XVII вв.)//Землевладение и землепользование в России (социально-правовые аспекты). Материалы XXVIII сессии Симпозиума по аграрной истории Восточной Европы). Калуга, 2003. С. 59–60. Кистерев С. Н. Указ. соч. 24. С. 60. РГАДА, ф. 1171, оп. 1, 20. Опубликовано: ААЭ. Т. 3. 130. С. 186–187. Указные грамоты городовым воеводам и приказным людям 1613–1626 гг./Отв. ред. И. В. Пугач. М., 2012. 157–159. С. 234–237. Сказание было опубликовано по списку из ф. 1218 (Купцы Серебряниковы) в ГА ВО: Васильев Ю. С., Тихомиров С. А. Сказание о нашествии поляков на Устюжну Железопольскую//Устюжна. Краеведческий альманах. Вып. 1–2. С. 431–454. Синонимичность «монастыря – церкви» отмечена и в опубликованном И. В. Токмаковым списке Сказания ( Токмаков И. Ф. Указ. соч. С. 117). Токмаков И. Ф. Указ. соч. С. 113, примеч. 90. Материалы по истории Успенского Тихвинского монастыря. Вып. 1. Акты и материалы писцового дела. Ч. 1. 1650–1644 гг./Сост. О. А. Абеленцева. М.; СПб., 2015. 41. С. 202.

http://sedmitza.ru/lib/text/9667301/

Основные этапы изучения. Собирание памятников древнерусской письменности начинается еще в XVIII в. Много внимания их изучению уделяют В. Татищев, Г. Миллер, А. Шлецер. Замечательный труд В. Н. Татищева «Российская история с древнейших времен» не потерял своего источниковедческого значения и в наши дни. Его создатель пользовался целым рядом таких материалов, которые затем были безвозвратно утрачены. Во второй половине XVIII в. начинается публикация некоторых памятников древней письменности. Отдельные произведения нашей старинной литературы включает в свою «Древнюю российскую вифлиофику» Н. И. Новиков (первое издание вышло в 1773 – 1774 гг. в 10 частях, второе – в 1778 – 1791 гг. в 20 частях). Ему же принадлежит «Опыт исторического словаря о российских писателях» (1772), в котором были собраны сведения о жизни и творчестве более трехсот писателей XI – XVIII вв. Важным событием в истории изучения древнерусской литературы явилась публикация в 1800 г. «Слова о полку Игореве», пробудившая в русском обществе живой интерес к прошлому. «Колумбом древней России», по определению А. С. Пушкина, явился Н. М. Карамзин . Его «История государства Российского» создавалась на основе изучения рукописных источников, а в комментариях помещались драгоценные выписки из этих источников, часть которых затем погибла (например, Троицкая летопись). Большую роль в собирании, публикации и изучении памятников древнерусской письменности сыграл в первую треть прошлого столетия кружок графа Н. Румянцева. Члены румянцевского кружка опубликовали ряд ценных научных материалов. В 1818 г. К. Калайдович издал «Древнероссийские стихотворения Кирши Данилова», в 1821 г. – «Памятники российской словесности XII века», а в 1824 г. вышло в свет исследование «Иоанн экзарх болгарский». Научное издание русских летописей начал осуществлять П. Строев, опубликовавший в 1820 г. «Софийский временник». Он же в течение ряда лет, с 1829 по 1835 г., возглавлял археографические экспедиции в северные районы России. Колоссальный труд по созданию библиографических справочников взял на себя Евгений Болховитинов .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Акад. Наук», т. 1., Спб. 1886 г., стр. За приготовление своего «Библиологического словаря духовных писателей Строев принялся 6 сентября 1835 г. Доведя словарь до буквы с, он почему-то покинул свою работу, оставив все прочее в числе собранных им черновых материалов, в алфавитном порядке имея и фамилий авторов и переводчиков; материалы эти в последнее время привел в порядок и издал вместе с обработанною частию «Словаря» в «Сборнике отд. русского языка и словесности И. Ак. Наук» (т. 29, 1882 г. стр. 9–310) известный A. Ф. Бычков. Сам Строев извлек из них и опубликовал в 1 ч. только что народишегося тогда «Журнала Министерства Народного Просвещения» (1834 г., стр. 152–188) одну лишь небольшую часть под заглавием – «Хронологическое указание материалов отечественной истории, литературы, правоведения, до начала XVIII ст. [Извлечено из портфелей археографической экспедиции, содержащих в себе материалы к истории литературы славяно-российской]». Но это «указание», следует заметить плохое дополнение к Евгениевскому Словарю. Не говоря уже о том, что в нем нет ни одной биографии и что речь о писателях прерывается на св. Димитрие ростовском , (1709 г.), – в нем есть много повторений, и то в самом сокращеннейшем виде, сказанного уже м. Евгением (см. напр., §§ 4, 12, 21, 33, 40, 50, 61, 85, 86, 90… 160, 223, 251, 254, 256 и мн. др.). Если же и помещен тут перечень некоторых новых, сравнительно с Словарем, писателей и рукописных сочинений, то, с другой стороны, о последних вовсе не говорится, где они находятся, а от того Строевское «Хронологическое указание» теряет всякое практическое значение. Содержание рукописей тоже никогда не передается. Взгляды, изредка и голословно высказываемые Строевым по поводу того или другого литературного труда, как взгляды сторонника скептической школы, мало или вовсе бесполезны для библиографов 585 . Ко всему этому надо прибавит и то еще, что «Указание» свое Строев поместил на страницах мало распространенного издания (особенно тогда, ко его новости) и таким образом, у некоторых отнял возможность справляться с ним и сравнивать его с Словарем м.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010