ААЭ Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедицею АН. Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею. Дополнения к Актам историческим, собранным и изданным Археографическою комиссиею. Новгородская Софийская библиотека. Полное собрание русских летописей. Чтения в Обществе истории и древностей Российских при Московском университете. 2 В житии Иоасафа царевича читаем: “Так как путь, ведущий к добродетели, жесток не как есть и остр, и паче иже николиже и еще отнюду неприложшимся к Богу, но страстным мучительством и еще боримом; сего ради и многих требуем, иже к нему понужающих нас, овех убо притчами, овех жития описанием, иже преже сих шествовавших, иже паче неболезненно привлачит к нему и неотчаятися устрояет шествия прискорбнаго; понеже и ходящаго путем неудоб ходимым и жестоким утешая, и убо ничто, и повелевая меньшее сотворити, показая же многи тем уже прошедших, тако и конца добре постигших”. – Рукопись Соловецк. 210. 3 В слове Зиновия Зосиме и Савватию (Православный Собеседник. 1859. Кн. 2. С. 354, Кн. 3. С. 113); в слове Димитрию Прилуцкому (Сборник НСБ. Л. 78); в житии Кирилла Белозерского (Сборник НСБ. 1424. Л. 114 об., 115). 4 В слове Зиновия Зосиме и Савватию (Православный Собеседник. Кн. 2. С. 355 и след., 506); в слове Александру Невскому (Сборник НСБ. 1491. Л. 166 об); Димитрию Прилуцкому (Сборник НСБ. 1320. Л. 75). 5 В слове Александру Невскому (Сборник НСБ. 1491. Л. 167, 168); Михаилу Клопскому (Сборник НСБ. 1491. Л. 234, 235). 6 В слове Александру Невскому (Сборник НСБ. 1491. Л. 168–180); Михаилу Клопскому (Сборник НСБ. 1491. Л. 220 и след., Л. 236). 13 Сборник НСБ XVI в. 1444. Л. 65–73; здесь оно надписывается так: “поучение и послание Изосима святого к Настасии дщери своей”, а на стороне против этого послания сделана приписка: “прочитать черноризцам сие слово на пользу и на спасении души”. Послание издано в: Духовный Вестник. 1862. Июль. 14 АИ. Т. I. 19 и 22. Так же надписал свои послания и митрополит Киприан (Там же. 11. С. 19, 20).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

К таким лекциям сам протоиерей Н. К. Чуков начал готовиться еще летом 1919 г., когда вопрос об открытии института еще только ставился: «При служении в Университетской церкви говорю в каждое воскресенье поучения. В то же время подготавливаю материал к возможным лекциям как по истории религий, так и по богословско-философским вопросам вообще... Книг приобрел порядочно, нужных как материал для занятий» ( Александрова-Чукова Л. К. «Единение цвета науки и Церкви…», или до Петроградского процесса 1922 г. и после «Академического дела 1929–1931 гг.» (По материалам дневников митрополита Григория (Чукова)//Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2019. 4(28). С. 381). Александрова-Чукова Л. К.Петроградский Богословский институт. С. 266. Возможно, Федор Панфилович Нестеров (1877—1966 гг.), русский и советский художник-живописец, член Союза художников РСФСР. Речь идет об Археографической комиссии, которая была создана в Санкт-Петербурге в 1834 г. при Министерстве народного просвещения первоначально для издания материалов, собранных Археографической экспедицией; в 1837 г. утверждена как постоянное учреждение с возложением на нее обязанностей по систематическому изданию письменных источников по отечественной истории. Виталий Иванович Ромишевский (1876–1951 гг.), сотрудник Археографической комиссии, в годы Великой Отечественной войны ученый секретарь Географического общества. В августе 1941 г. поселился в здании Общества в Ленинграде и во время блокады города, по его собственному определению, стал его «несменяемым дежурным». Игнатий Лукьянович Тузов (1851–1916 гг.), книгоиздатель и книготорговец. Издавал главным образом богословскую и духовную литературу, творения отцов православной Церкви и переводы иностранных изданий. Чуков Н. К., прот. Дневник. Тетрадь 16. Фрагмент. Рукопись (Архив митрополита Григория). Владимир (Сорокин), прот., Бовкало А. А., Галкин А. К. Указ. соч. С. 124–136. Там же. Чуков Н. К., прот. Дневник. Тетрадь 16. Фрагменты ( Александрова-Чукова Л. К. Петроградский Богословский институт. С. 266).

http://sedmitza.ru/lib/text/9929588/

В переднем углу избы, под образами. Или: старцам. «Ядый хлебы моя, возвеличи на мя запинание». Пс. 40, 10. Употребл.: Не всяко лыко в строку, т.е. не всякие мелочи, пустяки вводить в дело. Костром.: Не всяко слово ставь в строку! Всяко слово в строку. С т р о к а значит: дело и обстоятельство, заслуживающее внимания. «А которая строка не люба… ино та строка волно выписать вон из грамот». См. Псковская судная грамота вечевая 1467 г. Одесса, 1847, в 4. ч. Non propter Iesum, sed propter esum. L’apparenee est fausse. «Не сотвори тако всякому языку», т.е. яко же Иакову. Пс. 147, 9. Ломоносов в Риторике своей (Еразмов разговор) переводит латинскую пословицу Non omnibus dermio: Не всякому по Якову.  «Не всякому словеси емли веру». Иис. Сирах. 19, 16. Чермнорусск.: Не всякому духу верь! Glaube nicht alles, was du hörst. T. e. наруже, наяву. О постригах и сажании на коня см. Русские 2, 69–70. Вм. старят. в Рязанской губ. угодником , а в Тобольской угодьем называют горшок средней величины. Иначе: пора да временье. Поплешные пошлины, с плеши, с гуменца попова. См. Акты археографической экспедиции IIII. Т.е. когда будет старым, состарится. Так в народной песне: Петра I письма. Древние Русские стихотворения. «Не делают чернца одне рясы». Кантемира сатира 4. L’habit ne fait pas le moine. Или: Заставь дурака молиться и пр. См. пс. К637 и ПС. Н142. Акты Археографической Экспедиции, I, 140 и 143. Слова вел. князя Изяславав летописи. Карамзин 2, пр. 345. ПАМИД. Не возьмет Бог милого. ПСН. да по уши в воду. ПАМИД. Не померяв броду, не мечися в воду! Также: Не спросясь броду. ПАМИД. не узнать дела; также: не научишься. См. слова св. Кирилла Туровского. «Бог путь кажет». Игорева песнь. См. Несторову летопись, заимствовавшую слова сии из псалма 56, 6: «Ископаша пред лицем яму и впадоша в ню». Ср.: Чужую кровлю кроешь, а своя каплет. Калуж.: Не купи себе села и деревни, а купи прикащика, кому селом управлять. О правах законной жены. НП 4291. весть. Также: Пропади (что наша) честь, коли нечего есть!

http://azbyka.ru/fiction/russkie-narodny...

К стр. 208. – 33). «О Государстве русском». Сочинение Флетчера. Изд. 3-е, СПБ. 1906. Он в 1588 г. был послом при русском ц. Феодоре Ивановиче от английской королевы Елизаветы. Сочинение Джильса Флетчера удивляет читателя особым искусством в немногом сказать многое. Значение этого труда для нашей историографии подробно разобрано и определено в обстоятельном исследовании профессора C. М. Середонина, напечатанном в 1891 г., под заглавием: «Сочинение Флетчера Of the Russe Commonwelth как исторический источник». К стр. 209:213, 219 и др. – 34). Н. Дубровский. «Патриаршие выходы». М. 1869 г. В энциклопедическом словаре Брокгауза этот труд помещен в качестве библиографического материала по предмету «о патриаршестве в России» (т. 45, стр. 29 – 33). В библиотеке Казанской дух. академии книга эта значится за 64 5 / 24 . К стр. 221. – 35). Проф. С. Смирнов . «Материалы для истории древнерусской покаянной дисциплины». М. 1912 г. Название книги определяет ее содержание, подобно тому, как и труд И. Снегирёва «Крестные ходы в Москве». М. 1861 г. (к стр. 248 – 249). Кроме указанных пособий, в настоящем труде есть ссылки на отдельные статьи, помещенные в журналах разных названий, как, например, на «Отечественные записки» (стр. 25), «Журн. Мин. нар. пр.» (стр. 34), «Древн. и Новая Россия» (стр. 27) и др. Некоторые из этих журналов кончили свое существование, а дух, направление и значение еще существующих доселе журналов всякому интересующемуся богословской и ц. – исторической литературой, полагаем, известен, a потому мы воздерживаемся от характеристики тех журналов, на которые у нас имеются ссылки. В заключение скажем несколько слов о драгоценных исторических документах, кои изданы Археографическою комиссиею. К числу последних относятся: 1) Акты исторические (самый ранний акт 1334 г. и самый поздний 1699 г.). Всего вышло 5 томов (к стр. 205). К стр. 130и 188. – 2). Дополнения к актам историческим. Акты начинаются с X века и кончаются XVII в. Всех имеется 12 томов. К стр. 158:159. – 3). Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею Императорской академии наук (1294 – 1645 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

М., Русинов В. Н., Черторицкая Т. В. Археографическая экспедиция Горьковского гос. ун-та им. Н. И. Лобачевского//ТОДРЛ. 1983. Т. 37. С. 362-364; Бухерт В. Г. Численность и соц. состав старообрядцев Нижегородского края по итогам переписей 1-й пол. XVIII в.//Публицистика и ист. сочинения периода феодализма. Новосиб., 1989. С. 126-131; Галицкая Е. В., Пудалов Б. М. Археографические экспедиции в Уренский и Тонкинский р-ны Горьковской обл.//ТОДРЛ. 1990. Т. 43. С. 401-403; Нижегородский край и этнические немцы: История и современность. Н. Новг., 1995; Сенюткина О. Н. Из истории нижегородской мусульманской общины//Ислам: Вопросы истории, культуры и философии. Н. Новг., 1995. Вып. 1. С. 25-35; она же. Из истории нижегородской иудейской общины//Исповеди в зеркале: Межконфес. отношения в центре Евразии (на примере Волго-Уральского региона XVIII-XXI вв.). Н. Новг., 2012. С. 434-445; она же. Конфессиональное многообразие Нижегородского Поволжья под влиянием гос. управленческой политики//Там же. С. 40-62; Агеева Е. А. Находки археографических экспедиций, пополнившие фонды б-ки МГУ (1990-1994 гг.)//Рукописи. Редкие издания. Архивы: Из фондов б-ки Моск. ун-та. М., 1997. С. 305-314; Бучилина Е. А. Особенности беспоповских общин Нижегородского края//Старообрядчество: история, культура, современность: Тезисы III науч.-практ. конф. М., 1997. С. 188-192; она же. Духовные стихи в современном репертуаре старообрядцев-федосеевцев Нижегородской обл.//Старообрядчество: история, культура, современность: Тезисы IV науч.-практ. конф. М., 1998. С. 217-219; она же. Беспоповские старообрядческие общины в Нижегородской обл.: (К вопросу о совр. состоянии)//Мир старообрядчества. М., 1999. Вып. 5: История и современность. С. 262-278; Белякова М. М., Новикова Л. Н. Археографическая экспедиция к старообрядцам-федосеевцам в Тонкинский р-н Нижегородской обл.//Вестн. РГНФ. 1998. 1. С. 183-192; они же. Нижегородские старообрядцы-беспоповцы: Духовная культура и конфессиональные особенности//Там же. 1999. 4. С.

http://pravenc.ru/text/2565206.html

656 Богословский подразумевает бракоразводный процесс почетного лейб-медика Безродного, тянувшийся несколько лет. Первый иск Безродного был отклонен Петроградской консисторией за недостаточностью улик. Повторное ходатайство было возбуждено Безродным в сентябре 1916 г., уже в бытность Раева обер-прокурором Синода, и решено в сжатые сроки в пользу истца по прямому указанию Раева. Жена лейб-медика Безродного подала жалобу на обер-прокурора, обвиняя последнего в превышении власти и неправосудии. Перипетии этого дела горячо обсуждались в газетах в начале февраля 1917 г., в связи с упорными слухами о близкой отставке Раева. 658 См.: Кауфман А. А. Отзыв о сочинении Нордмана «Статистика в Русской истории. Опыт статистической обработки писцовых новгородских оброчных книг около 1498 г». СПб., 1912. 659 См.: Помяловский М. И. Очерки из истории Новгорода в первый век московского владычества//ЖМНП. 1904. Июль. С. 95–135. 660 «Историческое обозрение» – непериодический сборник. Издавался при Петербургском университете в 1890–1916 гг. Всего за эти годы вышел 21 том. Редактор сборника – Н. И. Кареев. 661 См.: Ильинский А. Г. Городское население Новгородской области в XVI в.//Историческое обозрение. 1897. Т. 9. С. 119–123. 663 См.: Фирсов Н. Н. Петр I Великий, московский царь и император всероссийский. Личная характеристика. М., 1916. 668 Имеется в виду издание Археографической комиссии: Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографической экспедицией императорской Академии наук. В 4 т. СПб., 1836–1838. 669 14 февраля 1917 г. Государственная дума возобновила свои заседания, прерванные 5 января. На заседании, с пространным объяснением проводимой продовольственной политики выступил министр земледелия А. А. Риттих, назначенный на этот пост 12 января 1917г. Он объяснял отсутствие хлеба тем, что установленные твердые (ниже рыночных) цены на хлеб были приняты с большим опозданием: только в конце сентября 1916 г., а не в августе, к началу сбора и обмолота хлеба. Риттих видел выход в разверстке, т. е. переводе доставки крестьянского хлеба из области торговой сделки в область исполнения гражданского и патриотического долга, обязательного для каждого держателя хлеба. Доклад Риттиха был «холодно встречен» (по отчету в «Русских ведомостях») депутатами Государственной думы, отложившими обсуждение его доклада «до одного из следующих заседаний» и перешедших «с большим воодушевлением» к обсуждению общей правительственной политики.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

609 Русская историческая библиотека, изд. Археографическою комиссиею. Т. 1–39. СПб. (Пг., Л.), 1872–1927. Т. 6. 52. Стб. 437–464. 610 См. список архиерейского обещания, опубликованный под 1456 годом в Актах Археографи­ческой экспедиции: Акты, собранные... Археографическою экспедициею имп. Академии наук. Т. 1–4. СПб., 1836. Т. 1. 375. С. 467–473; о проблемах датировки архиерейских обещаний см.: Живов. Из церковной истории. С. 136–138. 611 Ср.: Успенский Б. А. Царь и патриарх: Харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление). М., 1998. С. 211 сл. 613 Ср.: L " idea di Roma a Mosca: Secoli XV–XVI. Fonti per la storia del pensiero sociale Russo/Direzione della ricerca P. Catalabo, V. T Pasuto. R., 1993. P. LV. (Da Roma alla Terza Roma: Documenti e studi. Documenti; 1); ср. также: Успенский. Царь и патриарх. C. 242. 614 РГБ. Ф. 113. 571. Л. 159 об.; ср.: Русская историческая библиотека. T. 6. Стб. 451–452. Прим. 3. 615 Русский феодальный архив XIV – первой трети XVI века. Вып. 1–5. М., 1986–1992. Вып. 3. Приложения. 19. С. 631; 38. С. 690. 621 См.: Успенский. Царь и патриарх. С. 55; Дмитриевский А. Ставленник: Руководство для священно–церковнослужителей и избранных в епископа, при их хиротониях, посвящениях и награж­дениях знаками духовных отличий, с подробным объяснением всех обрядов и молитвословий. К., 1904. С. 225–230; Соколов И. И. О византинизме в церковно–историческом отношении: Избра­ние патриархов в Византии с середины IX до начала XV века (843–1453 гг.). Вселенские судьи в Византии. СПб., 2003. С. 55–221. 628 Ср.: Bushkovitch P. Religion and Society in Russia: The Sixteenth and Seventeenth Centuries. N–Y.; Oxford, 1992. P. 72. 633 Позднейшая судьба этой композиции архиерейского обещания любопытна. Сложившаяся к концу XVII века структура просуществовала до 1856–1857 годов, когда свт. Филарет Дроздов вновь исправляет чин избрания и поставления архиерея. Он вновь вставляет в него второе александрийское исповедание (в новом переводе и с некоторыми сокращениями), а третье александрийское исповедание соединяет с канонической частью, то есть придает архиерейско­му обещанию ту же структуру, которая была у него при патр. Иоакиме. Вполне правдоподобно, что архиерейские обещания Иоакимовского времени были свт. Филарету известны и на них он и ориентировался. В новой редакции 1901 года исправители опять возвращаются к структуре дофиларетовской редакции (см.: Неселовский. Чины. Приложения. С. XXII–XXXII).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

188  После нашествия Монголов дань со всех потому, что до нашествия Монголов десятина со всех, – I тома 1 половина стр. 424 . В Западной России десятина и в XV веке, – Востоков Описание рукописей Румянцевского музея стр. 178 col. 1 (десятую часть годовых доходов с вотчин – церкви). 189  От рассматриваемого нами времени сохранилось довольно немалое количество жалованных тарханных грамот, даванных епископами приходским церквам, которыми епископы или совсем освобождают причты церквей от дани или облегчают её им. Но грамоты не дают нам нужных нам сведений. (Размеры дани епископам в XVI в., – Акты Экспедиции т. III, стр. 150, col. 2; – в начале XVII в. – ibid. стр. 258. Некоторым приходам епископы облегчали дань, равно как и некоторые соборы не платили даней. Великие князья также освобождали церкви и монастыри от дани митрополиту и епископам). 191  Акты Экспедиции т. IV, стр. 367 col. 1 (ср. стр. 514 col. 1. Об окладе духовенства данью при патриархе Никоне , см. Соловьёва Истории России т. XIII, стр. 150. О данях с духовенства и мирян см. у Холмогоровых в Исторических материалах о церквах и сёлах XVI-XVIII века, выпуски I-XI, см. например, выпуск XI, стр. 96. О митрополите Фотии говорили, что он своими данями всю землю (Русско-Литовскую) пусту сотвори, – Никоновская летопись V, 51; следовательно, собирал со всех. В Истории разделения митрополии при Фотии нет ли указаний на сбор митрополитом даней со всего духовенства (через три года на четвёртый)? Из рассказа об отношениях митрополита Фотия к Литве (путешествие в Литву с целью примирения с Витовтом, кончившееся ограблением) видно, что митрополиты собирали дань и в епархиях епископских. В поездку в Литву в 1411г. Фотий „собирал дани обычная” у священников не в своей митрополии епархии, – Густинская летопись, Собрание летописей. II, 353; – собирал дани до Смоленска, следовательно, в чужих епархиях, – Никоновская летопись V, 53; Собрание летописей II, 53; III, 105; VIII, 87. 193  См. Акты Исторические т. I, стр. 191; cfr ibid. т. V, и Акты Экспедиции т. IV, и [Ср. выше стр. 54–55 примечание 2 ]. (Об обложении данью „по приходно” в начале XVII в. см. в Летописи занятий Археографической Комиссии, выпуск 3, отд. 3, стр. 10).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Он был совершенно не похож на своих коллег, особенно на Д.С.Лихачева. Дмитрий Сергеевич был джентльменом с хорошими манерами, всегда корректным и выдержанным. Малышев был мужиком, ворвавшимся в академические стены, с невиданной для филологического мира энергией, прямотой, самозабвенным и бескорыстным служением. И Дмитрий Сергеевич, при абсолютной противоположности характера, после кончины Малышева благословил организацию ежегодных научных Малышевских чтений. Он неоднократно выступал на них. В своих докладах он неизменно отмечал выдающийся вклад Владимира Ивановича в науку и культурное наследие России. Малышев воспитал многих ученых. Его ученики продолжили его дело. Собрания древних рукописей появились в Новосибирске,   Сыктывкаре, Петрозаводске, Екатеринбурге и других городах. В 2008 году возобновились прерванные на целых 20 лет археографические экспедиции на Русский Север. Недавно я побывал в древлехранилище, носящем имя В.И.Малышева. Мне показали находки последней экспедиции на Северную Двину. Конечно, трудно рассчитывать на то, что северный источник не иссякнет в ближайшее время. Многие годы по селам Русского Севера разъезжают на джипах добры молодцы, скупая не только иконы, старинные книги, расписные прялки и предметы национальной одежды. В пустующих избах выламывают даже стены с росписями и коньки с крыш. Удивительно что при этом участникам экспедиции удалось кое-что найти: и рукописи, и документы. Как ни странно, но до сих пор живы носительницы фольклора. Фольклористы записали множество песен: и старинных, и недавнего революционно-колхозного прошлого. Удивительный дух царит в древлехранилище. Над дверью в кабинет В.И.Малышева висит его портрет. В шкафах и на стеллажах старинные книги в кожаных переплетах. Некоторые с бронзовыми застежками, с искусным тиснением. На витринах раскрыты, так называемые, лицевые рукописные книги. Мы видим прекрасные миниатюры на золотом фоне. Они, как житийные клейма на иконах повествуют о жизни изображенного святого. Узорочье заглавных литер и разнообразный орнамент, исполнены христианской символики.

http://radonezh.ru/analytics/zhitie-vlad...

617 „А бртьщина судить (ъ), как судьи“; Мурзакевич, Псковская Судная Грамота, стр. 15, 2 изд. 1868 г.– Там же помещено правило о примирении без уплаты судебных пошлин: „А кто с ким побьется во Пскове, или на пригороде, или на волости „на пиру“, или где инде, а только приставом не позовутся, а промеж себе прощенье возмут, ино ту князю продажи нет“ (стр. II). В позднейших уставных грамотах дела о побоях, учинённых на братчинных сходках и пирах, тут же полюбовно оконченных, тоже освобождались от подсудности наместникам и признавались относящимися до компетенции братчинных судов, Если ссора, начавшись в братчине, даже и вне её, окончилась миром, то и тогда княжеские чиновники не могли взыскивать судебных пошлин, и только пристав получал „хоженное“, если был призван. См. напр. уставную Двинскую грамоту Великого князя Василия Дмитриевича от 1398 г. 13, Акты Археогр. Экспедиции, т. 1, тоже 150). 618 Весьма примечательно, что эти правительственные запрещения ходить без зова в братчину нашли себе отголосок и нашей древней духовно-назидательной литературе. Так в книге „Пчела“ 1623 года, на листе 217, встречается такой совет: „а незван в пир не ходи, аще сваришися в нем, и начнеши на чашника жаловатися, глаголюще лихою ми еси рукою дал пити“. См. Горский и Невоструев. Описан. слав. рукоп. Моск. Синод. Библ. 314, стр. 562. Нахождение при пире „чашника“ весьма любопытно для подробного выяснения организации этого мирского учреждении. В медовых братствах западной России также постоянно встречаются при братских пиршествах „ключники“, то есть те же „чашники“. 619 Сведения о правительственных распоряжениях в отношении братчин почерпнуты из уставных грамот, помещённых в Актах Археографической Экспедиции, изд. Имп. Акад. Наук 1836 г., причём обращено было особенное внимание на следующие акты: т. I. 11 (1391 г.) „а в которое село приедет игумен в братчину и сынци дают по зобне овса конем игуменовым“, 50 (1433 г.), 72 (1462 г); 102 (1476 г.); 103 (прежде 1477 г., запись Новгородская о церковном суде, в которой встречается тоже выражение „братщина судит как судьи“; 114 (1485 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010