Революция победила и без " раскольников " . Еще какое-то время после революции среди советских ученых по инерции сохранялась народническая традиция: крупные историки А. Клибанов и К. Чистов изучали старообрядчество как движение " социального протеста " (впрочем, протест этот изучался только в своих дореволюционных проявлениях). При этом доказывалась " утопичность " социальных взглядов старообрядцев. Однако в общественном сознании и в научных исследованиях быстро стали доминировать представления, свойственные чиновникам Синода в начале XIX века. К старообрядцам вновь стали относиться как к " окаменевшим осколкам Древней Руси " . Это видно уже из направлений научных исследований советского времени — почти исключительно фольклорные, этнографические, археографические работы. Изучался старообрядческий быт, традиции, обряды. Многочисленные экспедиции чаще всего без всякой оплаты или за бесценок выпрашивали у " этих дикарей " иконы, книги, старинные вещи. Как сказал один из старообрядческих наставников, " просто противно — на нас смотрят не то как на мумию в мавзолее, не то как на манекен в витрине магазина " . Поставить вопрос о самоценности религиозного мировоззрения и религиозной жизни старообрядцев и об их влиянии на социальную жизнь и культуру в нашей идеологизированной стране редко кому приходило в голову. Уникальность староверия состоит в его основной идеологеме — необходимости сохранения во всей полноте православного обряда, как он сложился в русском православии к середине XVII века. Психологическая инерция явилась одной из причин сакрализации не только церковного обряда, но и многих норм быта — в одежде, питании, правилах общежития. В истории христианства невозможно найти сколько-нибудь значительные религиозные движения, в идеологии которых столь же важное, центральное место занимает обряд. Сам этот факт для многих историков и религиозных деятелей из числа критиков старообрядчества служил доказательством его дикости, магического отношения к религии; выводил старообрядчество из круга тех религиозных движений, которые сыграли какую-либо позитивную роль; оказывался поводом к тому, чтобы в идейном плане относиться к старообрядчеству несерьезно.

http://religare.ru/2_7175.html

С 1747 г. Библиотека стала получать обязательный академический экземпляр; с 1783 г. начала получать обязательный экземпляр всех выходящих в России изданий. В 40-х гг. 18 в. издается печатный каталог Библиотеки, в 70–е гг. 18 в. составлен 30–томный рукописный каталог иностранных фондов. Закончен систематический каталог русских книг. К концу 18 в. составлен многотомный систематический каталог русских и иностранных книг БАН. См. также: Бакмейстер И.Г. Опыт о Библиотеке и Кабинете редкостей и истории натуральной Санкт–петербургской императорской Академии наук, изданной на французском языке Поганом Бакмейстером, подбиблиотекарем Академии наук, а на российской язык переведенной Васильем Костыговым. [СПб.], 1779. К 1862 г. фонды библиотеки составляли уже 2 143 109 единиц, в основном иностранных, но уже наметился опережающий рост фондов Русского отделения. К 1917 г. книжный фонд Библиотеки Академии наук превысил 1,5 млн томов. Особенно быстро рос фонд I Отделения (за счет обязательного экземпляра). В 1917 г. в Славянском отделе насчитывалось около 112 тыс. томов. Успешно шло комплектование Рукописного отделения. Благодаря археографическим экспедициям В. И. Срезневского по Северу России в Рукописное отделение поступило 500 древнерусских рукописей, 205 актов, около 100 старопечатных книг и других предметов русской культуры. См., в частности: Исторический очерк и обзор фондов рукописного отдела Библиотеки Академии наук. Вып. 1. 18 век/Сост. М.Н. Мурзанова, Е.И. Боброва, В.А. Петров. М.; Л., 1956; Доп. к вып. 1: Карты, планы, чертежи, рисунки, гравюры собрания Петра I/Сост. М.Н. Мурзанова, В.Ф. Покровская, Е.И. Боброва. М.; Л., 1961; Исторический очерк и обзор фондов рукописного отдела Библиотеки Академии наук. Вып. 2. 19–20 вв./Сост. А.И. Копанев, В.А. Петров, М.Н. Мурзанова и др. М.; Л., 1958; Срезневский В.И. Описание архива Меншикова СПб., б.г.; он же. Описание рукописей и книг, собранных для имп. Академии наук в Олонецком крае. СПб., 1913; он же. Охранная опись рукописного отделения Библиотеки Академии наук. 1. Книги Священного Писания. СПб., 1905 (72 рукописи); он же. Сведения о рукописях, печатных изданиях и других предметах, поступивших в рукописное отделение Библиотеки Академии наук в Вып. 1–4. СПб., 1902–1907.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В начале 20–х гг. 20 в. в Библиотеку поступило много частных коллекций и библиотек, собрания рукописей и архивов из ликвидированных учреждений, церквей, монастырей, комиссий. В фонд БАН поступили рукописи, книги и коллекции А.И. Яцимирского , Ф.А. Витберга, Н.П. Лихачева, Н.М. Михайловского, Н. К. Никольского , Н.Е. Ончукова, Ф.О. Плигина, П.А. Сырку, И.И. Срезневского , Ф.М. Плюшкина, И.Я. Рудченко, В.И. Яковлева, Э.А. Вольтера, А.Н. Пыпина (см.: Заборова Р.Б., Петрова В.Ф. Каталог фонда А.Н. Пыпина. Л., 1962), Э.И. Калужняцкого, епископа Олонецкого Павла (Доброхотова), известного деятеля старообрядчества князя А. А. Ухтомского , А.С. Ширяева (составившего каталог старопечатных книг своей библиотеки), книги и рукописи по сектантству, пожертвованные В.Д. Бонч–Бруевичем; коллекция изданий 1905–1907 гг. С.Н. Тройницкого и др. В 1924 г. весь книжный фонд БАН составил 3,5 млн томов. В 1927 г. в БАН поступила (в связи с закрытием) часть фондов петербургской Римско-католической духовной академии, созданной в 1833 г. на базе Виленской духовной академии. С начала 30–х гг. БАН становится академическим хранилищем рукописной и старопечатной книги. Библиотеке была передана Лаборатория реставрации и консервации документов. В 40–50–х гг. в Библиотеку поступил ряд ценных коллекций и частных собраний, в т.ч. коллекция книг, принадлежавшая одному из видных деятелей петровской эпохи Феофилакту Лопатинскому; книги, изданные Иваном Федоровым, Петром Мстиславцем, и другие рукописные и старопечатные книги (в частности, в результате археографических экспедиций в Карелию и на Беломорское побережье, организованных библиотекой). 1270 За свою историю Библиотека Академии наук пережила три пожара. Первый из них случился из–за неисправности дымоходов 5 декабря 1747 г., когда Библиотека находилась в здании Кунсткамеры. Книги пострадали больше от воды и небрежного перемещения, чем от огня; в русской части Камерного каталога составитель А.И. Богданов в своем рабочем экземпляре наряду с другими пометками указал, какие именно книги сгорели: всего 44 названия (33 печатные и 11 рукописных) из учтенных в каталоге русских книг, а также более 200 иностранных изданий. Второй пожар начался 8 января 1901 г. из–за ветхости системы отопления в здании Кунсткамеры. Погибло более 1 500 томов ценных изданий. Последний пожар в ночь с 14 на 15 февраля 1988 г. оказался самым разрушительным для БАН. Таких потерь не знала ни одна библиотека мира: 400 тыс. книг и треть газетного фонда уничтожены огнем, 500 тыс. безнадежно пострадали, 6 млн залиты водой, 7,5 млн пострадали от сырости, 10 тыс. – от плесени. За первые десять лет после пожара было отреставрировано всего 900 книг. Тысячи книг до сих пор лежат в специальных боксах, защищающих их от влаги и света.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По такому малому количеству можем судить, что Словарь духовных писателей русских может быть еще дополнен значительно» 584 . В том же 1828 г. французский журнал «Bulletin du Nord» (1828 г., Vol. II), издававшийся в Москве, с своей стороны рецензируя Евгениевское сочинение, назвал его «livre précieux pour l’ histoire de la littérature russe» (Сперанский, – P. Вестн., 1885 г., июнь, стр. 681). Как видно, и периодическая печать, подобно частным корреспондентам преосв. Евгения, весьма одобрительно отнеслась к колоссальному произведению знаменитого иерарха. Но, как и там, мы не встречаем в ней обстоятельная критическая разбора Словаря. Очевидно, такой разбор был выше сил и средств тогдашних ученых-историков и литераторов. Вот почему Погодин откровенно сознавался, что он, «не имея потребных сведений о рукописной литературе, не может произнести решительного мнения» об Евгениевской работе. Лучше других мог сделать это П. М. Строев, еслибы он вздумал рецензировать Словарь духовных писателей. Но дело в том, что он добывал только материалы для дополнения и исправления последнего, – добывал чрез то самое знакомство с русскою духовною литературою (рукописною), которого не доставало M. П. Погодину и которое он приобретал благодаря своей археологической экскурсии в различные книгохранилища и архивы родной земли. 31 дек. 1820 г. Строев заявлял Академии Наук, что найденные им древне-литературные, биографические и археографические материалы (90 листов) «могут весьма во многом пополнить и исправить важный труд Его Высокопреосвященства, киевского м. Евгения, названный: «Словарь исторический о бывших в России писателях» (Барсуков, стр. 196–198). То были «Материалы для истории славяно-русской литературы, т. е. каталоги рукописей и старо-печатных книг». В 1834 г. Академия Наук, не имея в виду сама публиковать их, «оставила их у г. Строева с тем, чтобы он приготовил из них библиологический Словарь, или указатель всех сочинений и переводов, известных в литературе нашей до начала XVIII ст.; сей Словарь долженствовал служить ключем к хранилищам, рукописных пособий отечественной словесности» («Предисловие» к «Актам, собранным в библиотеках и архивах Российской империи археографическою экспедициею Имп.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Источники При изучении эпохи Смутного времени Московского государства у автора были под рукой следующие источники и пособия, из которых важнейшие означены двумя звездочками, менее важные – одной, а те, которые доставляют мало верных сведений, оставлены без знака: 1 . Акты Археографической Экспедиции. т. II. 2 . Акты исторические. т. II. 3 . Акты Западной России. т. IV. 4 . Арцыбышева, Повествование о России, т. III. 5 . Avisi et lettere giuste di cose memorabili succedite tanto in Africa nel regno di Bibuga che nella Guinea quanto in Moscovia raccolte da Barezzo Barezzi. MDCXII. 6 . An appendix being the amours of Demetrius and Dorenski, rivals in the affections of Marina. 1677. 7 . Annuae Societatis Jesu. 1604,1605,1606. 8 . Barezzo Barezzi, Relatione della segnalata et come miraculosa conquista del Paterno imperio conseguita dal Serenissimo giovine Demetrio gran duca di Moscovia in quest» anno 1605. (Приписывается Антонию Поссевину, знаменитому 9 . Bohomolca, ycie Jana Zamoyskiego. 10 . Bond, Russia at the close of the sixteenth century. MDCCCLVI. (Сочинения Флетчера: Of the Russe Commonwealth, и Горсея 11 . Brereton, Newes of the present miseries of Ruschia. 12 . Временник Императорского Московского Общества Истории и Древностей, книга XVI и XVII. (Иное сказание о самозванцах, и Книга, глаголемая Новый 13 . Valerii Archangelis legationis polonicae olim auditoris ad polonos pacis persuasio. 1608. 14 . Videkindi, Historia belli sueco-moscovitici decennalis 15 . Warachtige ende eygentljcke Beschryvinge van de wonderbare seer gedenckwerdighe geschiedenissen die in Moscovia zijn vorgevallen in den naest voorleden ende in den tegenwoordighen jare 1606 etc. door een geloofwerdich Coopman die doen ter tijdt aldaer teghenwoordich was. MDCVI. (Перевод; см. 16 . Wassenberg, Historia gestorum Vladislai IV 1643. 17 . Wiadomoci о krwawéj i okratnéj rzezi w miecie Moskwie i okropny a alony koniec Dymitra W. X. i Cara Moskiewskiego przez Hollendra na onczas w Moskwie bawincego etc. 1851. (Польский вариант к 98, с

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Послание великого князя Василия Васильевича Константинопольскому патриарху Митрофану, об отступлении от православия митрополита Исидора, с требованием согласия на поставление другого митрополита, по избранию и рукоположению русских епископов//Памятники древнерусского канонического права. Ч. 1: Памятники XI–XV в./[ред. А. С. Павлов]. Санкт-Петербург: Тип. М. А. Александрова, 1908. С. 525–536. Послание Российского духовенства Углицкого князю Дмитрию Юрьевичу 1447 года, декабря 29//Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссией (АИ). Т. I: 1334–1598. Санкт-Петербург: Тип. Экспедиции заготовления Государственных бумаг, 1841. С. 75–83. Послание царя Ивана Васильевича к Александрийскому патриарху Иоакиму с купцом Василием Позняковым и Хождение купца Познякова в Иерусалим и по иным святым местам 1558 года/предисл. И. Е. Забелина. Москва: Изд. Импер. О-ва Истории и Древностей Росс. при Москов. Ун-те, 1884. Русские повести XV–XVI вв. Москва; Ленинград: Гослитиздат, 1958. Русский хронограф. Ч. II. Хронограф западнорусской редакции. Петроград: Тип. М. А. Александрова, 1914. (ПСРЛ; т. 22). Симеоновская летопись. Санкт-Петербург: Тип. М. А. Александрова, 1913. (ПСРЛ; т. 18). Слово о Куликовской битве Софония Рязанца//Воинские повести Древней Руси/под ред. В. П. Адриановой-Перетц. Москва; Ленинград: Изд. Академии Наук СССР, 1949. С. 31–41. Собрание актов, относящихся к обозрению истории армянского народа. Ч. I. Москва: Тип. Лазаревых Института Восточных языков, 1833. Собрание актов, относящихся к обозрению истории армянского народа. Ч. II. Москва: Тип. Лазаревых Института Восточных языков, 1838. Софийская первая летопись по списку И. Н. Царского. Москва: Наука, 1994. (ПСРЛ; т. 39). Софийская первая летопись старшего извода. Москва: Языки русской культуры, 2000. (ПСРЛ; т. 6. Вып. 1). Софийские летописи. Санкт-Петербург: Тип. Эдуарда Праца, 1853. (ПСРЛ; т. 6). Судные списки Максима Грека и Исака Собаки: [тексты и исследования]/подгот. Н. Н. Покровский; под ред. [и с предисл.] С. О. Шмидта; Главное архивное управление при Совете Министров СССР; Ин-т истории и философии Сибирского отд-ния АН СССР; Археографическая комиссия АН СССР. Москва: [Тип. ГАУ при СМ СССР], 1971.

http://bogoslov.ru/article/6192778

Нельзя, однако ж сказать и того, чтобы не можно было правильно узнавать расколы. Археографическая Экспедиция, ученые общества, занимающиеся разысканием древностей, и частные любители-исследователи старины открыли множество неизвестных прежде письменных памятников и в этом роде. У самых отделенцев наших есть старинные рукописи, кои берегутся, как особенное сокровище, как душа их, но и с охотою иногда объявляются ими самими, как скоро любопытствуют об них сторонние в духе участия, а не суда или осуждения, как и мы хотели всегда поступать с ними. При соображении их со сведениями правительственными, истина открывается с ясностью. Между тем весьма нужно и поспешить сбережением таких сведений из книг их и рукописей. Всепоедающее время скоро истребить их может. А от позднейших Старообрядцев нимало нельзя ждать, чтобы они хранили старые свои памятники с верностью. В переписке книг они обыкновенно даже нарочито портят их по-своему, сверх того, что самою перепиской рукописи более или менее непременно повреждаются. Не для тщеславия, – а для того, чтобы и настоящее исследование представить сколько-нибудь достойным внимания читателей, не могу смолчать, что я имел в руках множество таких пособий для настоящего дела. Живши долгое время в местах, кои почитаются гнездом мнимого Старообрядства, я мог наконец видеть почти все книги такого рода. Они даваемы мне были наконец самими Старообрядцами, иногда для оправдания самих себя, иногда для любопытного чтения, иногда для списывания, а иногда для приобретения покупкой. Любовь преодолевает все. Что можно было достать, все пересматривал я и в памятниках древности, находящихся в Церкви православной. Во все время пребывания между Старообрядцами имел я почти непрерывные личные собеседования с ними. Не хвалюсь: судьба Божия привела меня быть там независимо от меня, должность надлежало исполнять. Сам собою кто что может сделать? Еда имать (господин) хвалу рабу, иже сотвори повеленная? не мню, сказал Господь наш. ( Лк.17:9 . Зач. 14). В сем-то самом расположении духа решился я приступить к описанию Расколов, как такому делу, которое мог я считать назначенным для себя самою должностью моею, по судьбе Божьей, на месте служения. Дай Господи, чтобы и сей слабый, но усердный труд принес какую-нибудь пользу св. Твоей Церкви и уклоняющимся от ней!

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

И. Дмитриев, Н. М. Карамзин , А. С. Пушкин . В 1785-1796 гг. академия издала «Толковый словарь русского языка» в 5 т. (45,2 тыс. слов), «Зрелище природы и художеств» (1784-1790), «Российский феатр, или Полное собрание всех российских феатральных сочинений» (1786-1797), «Грамматику русского языка» (1827) и ряд переводов из классиков. После присоединения Российской академии АН имела 3 отд-ния: 1) физико-математических наук, 2) рус. языка и словесности (бывш. Российская академия по изучению рус. языка и словесности) и 3) историко-политических наук и филологии (с 1846 стала именоваться Историко-филологическим отд-нием, а с 1916 - Отд-нием исторических наук и филологии); в 3-м отд-нии изучались также этнография и нек-рые вост. языки. Устав 1836 г. с незначительными изменениями действовал до 1927 г. Неоднократно (в 1857, 1864, 1889 и в нач. XX в.) создавались комиссии для разработки нового академического устава, подготавливались проекты, но ни один из них не был утвержден. Старое здание президиума РАН. Москва. Сер. XVIII - нач. XIX в. Старое здание президиума РАН. Москва. Сер. XVIII - нач. XIX в. В 1-й пол. XIX в. деятельность АН существенно расширилась по всем направлениям, были сделаны выдающиеся географические открытия. В 1803-1806 гг. рус. мореплаватели И. Ф. Крузенштерн и Ю. Ф. Лисянский совершили кругосветное путешествие. В 1820 г. Ф. Ф. Беллинсгаузен и М. П. Лазарев открыли Антарктиду. В течение 1-й пол. XIX в. рус. учеными и мореплавателями было совершено более 50 крупных морских экспедиций. Рус. ученые добились значительных успехов в физике, математике, биологии и др. науках. Академики М. В. Остроградский и В. Я. Буняковский сделали ряд крупных открытий в математической физике и в области интегральных исчислений, В. В. Петров, Э. Х. Ленц и Б. С. Якоби - в учении об электричестве, К. М. Бэр - в области эмбриологии. Археографическая экспедиция АН (1828-1834) провела огромную работу по собиранию, изучению и изданию важнейших исторических письменных памятников. Трудами К.

http://pravenc.ru/text/63760.html

   Например: Lehrbuch des Kirchenrechts aller Christlichen Konfessionen, von Ferdinand Walter, Bonn. 1842.    Лучшее издание всех этих Греческих церковных историков, в 3-х томах, принадлежит Генриху Валезию, Paris, 1659.    Одиннадцать книг церк. истории Руфина изданы Ренаном вместе с историей Кассиодора (Basileae, 1523); сочинения Сулпиция Севера — Иоанном Клериком (Lipsiae, 1709); история Григория Турского — Феодориком Руинарцием (Paris, 1699).    Все эти историки Византийские, под заглавием: Corpus Scriptorium Historiae Bysantinae.., изданы уже трижды: в Париже 1645—1702 г., в Венеции 1729 г. и в Бонне, нач. с 1829 г.    Сохранившиеся 18 первых книг этой истории (доведённой до 610 года) издал Fronto Ducaeus, Paris, 1630.    Изданы троекратно: в Риме. 1564 г., в Лионе 1615 г. и в Гельмштадте 1671 г.    Изд. в Гамбурге 1706 г.    Enchiridion de statu hodiernorum Graecorum... Cantabrigiae 1619, и потом ещё нисколько раз.    Chronicon Ecclesiae Graecae..., Franeckerae, 1679.    Status praesens ecclesiae Graecae..., Altorfii, 1714.    Акты, изд. Румянцевым, Археографическими Экспедицией и Комиссией, временной Комиссией при Киевском Генерал-Губернаторе. Акты городов: Вильны, Ковно... и проч. и проч.    Annales ecclesiastici, доведённые Баронием до 1198 года и продолженные Рейнальдом до 1565 года. Изданы несколько раз.    Historia ecclesiastica Novi Testamenti in XXIV tomis, изд., в первый раз, в Париже 1676—1686.    Histoire ecclésiastique..., доведённая до 1414 года, изданная, в первый раз, в XX волюмах, 1691—1722.    Centuriae Magdeburgenses... in XIII tomis, изд. несколько раз. Названы центуриями потому, что каждый том объемлет собой особое столетие (centuriam), а Магдебургскими — потому, что начаты в Магдебурге обществом учёных.    Institutionum Hist. Ecclesiasticaë... libri IV, Helmstadii, 1764.    Все они находятся в упомянутом Сборнике: Corpus Scriptorum Hist. Bysantinae.    Одни из этих летописей уже изданы, другие ещё нет. Лучшее издание начато и продолжается Археографической Комиссией под названием: Полное собрание Русских летописей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3599...

   Синаксарь в субботу сыропустную.    По словам блаженного Симеона Фессалоникийского. совершалась в среду и пятницу сыропустной седмицы Литургия преждеосвященных даров. Ответы на некоторые вопросы. В 5 веке о литаниях в неделю сыропустную упоминает Максим, епископ туринский. [triod-16] Слова эти произносятся в паремии среды сырной.    Синаксарь в сырную субботу.    Синаксарь в неделю сыропустную.    Исторические акты археографическ. экспедиц. об избрании Годунова, 1598 г., том 2, 7.    Беседа 4, de quadragesima.    Напр., в 1 Новгородской летописи, см. Полное собрание летописей русских. В греческом часослове говорится: τν πρτην βδομδα τς γας τεςςαραχοςτς μες χαθαρν χαλομεν.    Понедельник первой седмицы Четыредестницы, песн. перв. трипеснца на утрен.    О правилах пощения в первую седмицу Четыредесятницы см. выше.    О богослужении ежедневном в Четыредесятницу см. выше    Синаксарь в четверг 6 седмицы Четыредесятницы.    Феодорит. История, кн. 3, гл. 15.    Никифор, История, кн. 10, гл. 12.    Там же и синаксарь и чин богослужения в субботу первой недели св. Четыредесятницы.    См. Рождество Христово.    29 sermo catecheticus Theodori Studitae.    Последователи Манеса.    Стихир, на хвалитех в первую неделю Великого поста.    Theophan. chronograph, ad an. Isauri 7.    О монофизитах см. выше, Рожд. Хр.    Theophan. Chronograph, ad ann. Zenon. 16.    Монтанисты — последователи Монтана, лжеучителя, начавшего проповедовать в половине 3 столетия, что он есть обещанный Иисусом Христом Утешитель (Ин. 14:16, 26, 15:26, 16:7, 13). Так как главный город их был Пепуз во Фригии, то монтанистов называли также пепузианами, фригами, катафригами.    Theophan. Chronograph, ad ann. Leon. Isaur. 6.    Theophan. Chronograph, ad an. Isauri 9—10. Чет. Мин. 28 ноября. Житие св. Стефана Нового.    Евсевий. Церковная история, кн. 7, гл. 18.    См. празд. Нерук. Образа.    Чет. Мин. 12 мая. Житие св. Германа. Theophan. ad ann. Isauri. 13.    Bibliothec. orient, pag. 311.    Дамаск. Об иконах слов., 11, гл. 12. Чет. Мин. 12 мая. Житие св. Германа. Theophan. Chronograph, ad ann. 13.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3067...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010