Поощрялось развитие традиционных сельскохозяйственных отраслей (шелководство, виноделие). Е. покровительствовал образованию и культуре: в Закавказье было увеличено число школ и учебных заведений; в Тифлисе по инициативе Е. была создана комиссия под председательством ген.-майора Р. И. Ховена, занимавшаяся изучением уложения царя Вахтанга VI (джанишин Картли, 1703-1714; царь Картли, 1716-1724) и законов груз. права, а также их переводом на рус. язык (завершен в 1824); в разных областях края начался сбор древнегруз. хартий и документов, нек-рые впосл. были опубликованы в «Актах, собранных Кавказской Археографической Комиссией» (Т. 1. Ч. 1). С 1819 г. стала выходить 1-я газета на рус. языке; в том же году для обследования вост. побережья Каспийского м. и выбора места торговли со среднеазиат. гос-вами была направлена экспедиция капитана Н. Н. Муравьёва ( Муравьев. 1822). Е. пользовался популярностью в рус. армии и среди членов декабристских орг-ций (его выдвигали в состав Временного революционного правительства), покровительствовал декабристам и представителям либеральных кругов, напр. А. С. Грибоедову , к-рого фактически спас от судебного преследования по делу декабристов. Во время междуцарствия в 1825 г. Е. на неск. дней задержал принесение присяги Кавказского корпуса имп. Николаю I , к-рый относился к нему с подозрением - в письме начальнику Главного штаба ген. И. И. Дибичу император писал: «…ему менее всего верю». В начале русско-персид. войны (1826-1828) был обвинен в недостаточной подготовке вверенных ему частей Кавказского корпуса к военному столкновению с персид. войсками в Закавказье; для замены Е. на Кавказ был послан ген. И. Ф. Паскевич, первоначально подчинявшийся Е. Между ними возник конфликт, для разрешения к-рого из С.-Петербурга с особыми полномочиями прибыл Дибич, поддержавший Паскевича. В нач. марта 1827 г. Е. подал в отставку и 27 марта был отстранен от командования корпусом. 25 нояб. уволен в отставку «по домашним обстоятельствам» с мундиром и пенсионом полного жалованья. В нояб. 1831 г. назначен «состоять по армии без должности». С дек. член Гос. совета (в заседаниях участия не принимал). В 1839 г. по прошению уволен «в отпуск до излечения болезни», в февр. 1855 г., в ходе Крымской войны (1853-1856), избран начальником ополчения в 7 губерниях (С.-Петербургской, Московской, Смоленской, Калужской, Псковской, Новгородской и Рязанской), но принял командование только в Московской губернии и в мае из-за разногласий с властями в С.-Петербурге оставил эту должность.

http://pravenc.ru/text/190211.html

4). Так как государев родословец 1555 года есть произведение деятелей «избранной рады» и только случайно остановился на 43 главе с падением Адашевых, то он, а равно и Бархатная книга не составляют свода всех древних и знатных фамилий русского дворянства или правильнее думных и служивых людей Московского Государства. Пропуск хотя бы таких фамилий, как Селивановы, Ивашкины, Сунбуловы, Сакмышевы, Шетневы, Собакины, Нагие, Мелюковы, Беклемишевы, Кондыревы и мн. другие, когда уже внесены Хвостовы, Новосильцевы, Адашевы – является чем-то случайным. На это указывает и немедленное появление частных родословных книг, пополнявших официальною. 2 «О местничестве», стр. 396: «что в этой родословной книге есть ошибки, это общеизвестно. Мы сами их не раз отмечали». 3 «Опыты изучения русских древностей», ч. I. (М. 1872), стр. 531: «Состав Бархатной книги трудно понять: родословия так запутаны и перепутаны, что иной раз недостанет никакого терпения отыскать желаемое». 4 Дело Ивана Осиповича Полева с князем Василием Григорьевичем Щербатовым, Русский Исторический Сборник, т. II, стр. 93. 5 Дело боярина князя Василья Юрьевича Голицина с боярином князем Иваном Петровичем Шуйским, см. ibidem, стр. 27. 6 Счетное дело Василья Никитина сына Пушкина с Ондреем Осиповичем Плещеевым, Временник, кн. XIV, см. стр. 119. 7 Ibidem, стр. 152. В разрядной книге П. Ф. Лихачева под 7116 (1608) годом (стр. 520): «...в болшом полку боярин князь Иван Семенович Куракин да Григорей Григорьев сын Сулемша Пушкин...». 14 Рукопись собрания графа А. С. Уварова (in folio), поступила из библиотеки И. П. Сахарова. Родословная книга эта писана на 189 листах Александрийской бумаги, скорописью в 1677–78 гг; и состоит из 81 главы (рукописи подобной, отличной от других, редакции находятся еще в библиотеке Арх. Мин. Иностр. Дел в Москве, музее Общества Любителей Древней Письменности (наприм; CXLI) и т. д.). 20 Памятники Дипломатических Сношений, т. I, ст. 1487. Акты Археографической Экспедиции, т. I, стр. 336. 22 Это заметил еще В. Берх, который в предисловии к книжке своей: «систематические списки боярам, окольничим и думным дворянам» (Спб. 1833. 8) относительно Бархатной книги отмечает: «Составляя царствование царя Алексея Михайловича, занимался я весьма много родословием Морозовых, но не мог пользоваться Бархатною книгою, потому что не нашел даже в оной имен Ивана Васильевича и Бориса Ивановича Морозовых, которые были знаменитейшими государственными мужами при первых двух царях из дома Романовых. Издатели Бархатной книги говорят, что от Морозовых пошел род Салтыковых; но это бездоказательно. Далее говорят они, что род Морозовых пресекся: но когда, о том не упомянуто. Мы знаем, что Борис Иванович скончался в 1662 году; но были ли у него дети, не известно. По всей вероятности можно полагать, что не было, следовательно им и кончился род Морозовых; но в Бархатной книге сказано: Иван Волга бездетен. Да Юрьи. И Морозовых род пресекся» (стр. VII и VIII).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lihach...

Ф. Калайдовича , П. М. Строева , А. Х. Востокова в 1834 г. начато капитальное издание «Полного собрания русских летописей» (издание продолжается), изданы « Акты Археографической экспедиции » (1836-1838, 4 т.), « Акты исторические » (1841-1842, 5 т.), «Дополнения к Актам историческим» (1846-1875, 12 т.),« Акты Западной России » (1846-1853, 5 т.), «Акты юридические» (1838), «Акты, относящиеся до юридического быта Древней Руси» (1857-1884, 3 т.). С 1887 г. по наст. время АН осуществляет издание «Писем и бумаг Петра Великого». В 1-й пол. XIX в. АН существенно расширила связи с российскими и зарубежными научными учреждениями и ун-тами. В академики и члены-корреспонденты были избраны видные профессора российских ун-тов, а в почетные члены - многие зарубежные ученые (А. М. Ампер, Ж. Л. Гей-Люссак, А. Гумбольдт, Ч. Дарвин , Ж. Кювье, Ю. Либих, Т. Р. Мальтус , И. В. Гёте , Ж. Б. Ж. Фурье и др.). В 1835 г. в составе АН числилось 26 академиков, 101 почетный академик и 121 член-корреспондент. В 1839 г. при АН была основана Пулковская обсерватория по инициативе В. Я. Струве, к-рый стал ее первым директором. В 1841 г. на основе Кунсткамеры были созданы Ботанический, Зоологический, Азиатский, Антропологический, Минералогический, Нумизматический и Египетский академические музеи. Впосл. нек-рые из этих музеев стали отделами Эрмитажа. По имп. указу от 29 апр. 1899 г. при АН был учрежден Разряд изящной словесности, в к-рый входили действительные члены, члены-корреспонденты и почетные академики по Отд-нию рус. языка и словесности. Этим же указом учреждался Пушкинский фонд, к-рому ежегодно выделялось из казны 15 тыс. руб. на издание произведений рус. писателей, Словаря рус. языка и др. трудов. В 1900 г. в АН по Отд-нию словесности и рус. языка были избраны Л. Н. Толстой , В. Г. Короленко, А. П. Чехов , А. Ф. Кони, Вл. С. Соловьёв , В. В. Стасов, позже - И. А. Бунин и К. С. Станиславский. С февр. 1917 г. посты президента и вице-президента АН стали выборными, первый избранный президент - А. П. Карпинский. 21 нояб. 1917 г. общее собрание АН обратилось к ученым страны с посланием, в к-ром высказало свое негативное отношение к Октябрьской революции 1917 г. , однако АН не отказывалась от сотрудничества с новой властью. С установлением советской власти АН была подчинена Наркомпросу (с 1933 - Совнаркому, с 1944 - Совмину СССР). 18 июля 1927 г. был утвержден первый устав АН СССР. Он закрепил ведущую роль АН среди научных учреждений страны. Согласно уставу, руководящими органами АН СССР стали ежегодно созываемое Общее собрание академии, состоявшее из всех академиков, обладавших правом решающего голоса, и членов-корреспондентов, обладавших правом совещательного голоса, и постоянно действующий, избираемый Общим собранием Президиум АН СССР, возглавляемый президентом. Последовавшие 23 мая 1930 г. и 23 нояб. 1935 г. новые уставы поставили перед АН задачу «тесной связи науки с народным хозяйством». В 1934 г. Президиум и основные учреждения АН были переведены в Москву.

http://pravenc.ru/text/63760.html

г. было опубликовано на страницах вологодских губернских ведомостей (52–58, 8), – и опубликовано, если не ошибаемся, целиком. К сожалению, нам не удалось найти полного экземпляра этих ведомостей, а в экземпляре Императорской публичной библиотеки стр. 58–54 нет. Поэтому, мы будем руководиться при знакомстве с «Сведением» рукописью киево-софийской библиотеки 166. – Хотя, как мы сказали, оно появилось в печати только в 1865 г., но им еще в 1857 г. воспользовался П. И. Савваитов для своей статьи «Об учреждении вологодской епархии», сначала печатавшейся в «Вестнике исторического русского географического общества» за 1857 г. и потом без изменений перепечатанной в «Вологодских епархиальных ведомостях» за 1865 г., 5, стр. 164–169, и 6, стр. 196–201 (их мы и будем цитовать); в последних, кроме того, H. И Суворовым сделаны «Дополнения к статье об учреждении вологодской епархии» (ib., стр. 170–180, 201–210, и 7, стр. 235–241). Правда, г. Савваитов ссылается на рукопись нашего автора, бывшую у него в копии (см. примеч. 16), всего лишь один раз по вопросу о титуляции преосвященных, вологодских в конце XV ст. (ib), но, сравнивая ее с его статьею, можно установить большую зависимость последней от первой. Так, Савваитовым заимствованы у Евгения сведения о тех местностях, которые до учреждения самостоятельной вологодской или пермской епархии были подчинены в иерархическом отношении новгородским и ростовским владыкам (стр. 164, 165 и 167). Самые факты, констатирующие эту подчиненность, чуть ли не на половину теже самые, что и в «историческом сведении», – Савваитов или вновь, или точнее указал лишь те источники, откуда преосв. историк заимствовал эти факты. 195 Далее, – сообщения г. Савваитова о присоединении к вологодской епархии уездов белоезерского и пошехонского, об учреждении епархии великоустюжской и ее пределах (стр. 198–200), о присоединены к вологодской епархии уездов вольского и никольского (стр. 200–201) – весьма близки к сообщениям о том же м. Евгения, что, конечно, может быть объяснено пользованием одними и теми же источниками, именно, разными грамотами и указами, которые Евгений должен еще был розыскивать по вологодским архивам, а Савваитов имел уже готовыми в «Актах археографической экспедиции» (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

К этому введению в отечественную Археографию присоединено собрание видов и планов Москвы с XV по XVIII век, в коих для топографии искусства открывается объем и положение города в разные эпохи. При разнородности частей, входящих в состав описания древних памятников, они требуют разностороннего рассмотрения; посему сочинитель отдавал себя на поверку в предметах религии и искусства мужам просвещенным и опытнейшим. В особенности он обязан глубокою признательностью за благодушное внимание Его Высокопреосвященству, Почетному Члену Императорского Общества Истории и Древностей Росс., Московскому Митрополиту Филарету, который удостоил рассмотрения и замечания несколько статей из сего труда. По архитектурной части он пользовался благодарностию с совета П.С. Максютина, почтенного знатока Московской старины и заветных ее преданий. В рассмотрении памятников живописи он руководствовался наблюдениями Академика Солнцева, который, по поручению Общества Истории и Др. Росс снял вернейшие рисунки с важнейших и достопримечательных художественных древностей Москвы, кои гравированы, но большей части, в Париже лучшими художниками и будут приложены к тетрадям по мере их выхода в свет. Хотя великий труд Карамзина до XVII века навсегда останется необходимым для Русской Археологии и Истории; но после него много уже сделано любопытных и важных открытий в этой области, озаряемой критикой. Одно издание актов Археографической Экспедиции, под руководством Г. Министра народного просвещения, разливает новый свет на отечественную древность. Для дальнейших исследований и обозрения Московских древностей благопопечительное Начальство открыло Снегиреву свободный доступов в Архивы, казенной библиотеки, монастырские и церковный ризницы, где только можно предполагать существование доселе еще неизвестных и необнародованных материалов XVI, XVII и XVIII веков, найти поверку прежним, известным, сличить описание с самыми предметами. Сколько позволяли ему время, силы и способы, он пользовался Архивами: Московским иностранных дел, Придворным, Оружейной палаты, Разрядным и Государственным старых дел, где пересмотрел не одну тысячу бумажных книг и столбцов, и где не редко из чтения сотен пыльных и ветхих листов приходилось извлечь одну строку, важную и нужную для предмета исследований. Если продолжится отыскивание и разработка материалов: то, без сомнения, откроются еще новые пояснения нашей Древности. Работая в государственном Архиве, в одно время с известным и опытным Археографом и сочленом П.М. Строевым, сочинитель с признательностью пользовался его указаниями.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

753 Лучшее издание всех этих Греческих церковных историков, в 3-х томах, принадлежит Генриху Валезию, Paris, 1659. 754 Одиннадцать книг церк. истории Руфина изданы Ренаном вместе с историей Кассиодора (Basileae, 1523); сочинения Сулпиция Севера – Иоанном Клериком (Lipsiae, 1709); история Григория Турского – Феодориком Руинарцием (Paris, 1699). 755 Все эти историки Византийские, под заглавием: Corpus Scriptorium Historiae Bysantinae.., изданы уже трижды: в Париже 1645–1702 г., в Венеции 1729 г. и в Бонне, нач. с 1829 г. 756 Сохранившиеся 18 первых книг этой истории (доведённой до 610 года) издал Fronto Ducaeus, Paris, 1630. 762 Акты, изд. Румянцевым, Археографическими Экспедицией и Комиссией, временной Комиссией при Киевском Генерал-Губернаторе. Акты городов: Вильны, Ковно... и проч. и проч. 763 Annales ecclesiastici, доведённые Баронием до 1198 года и продолженные Рейнальдом до 1565 года. Изданы несколько раз. 764 Historia ecclesiastica Novi Testamenti in XXIV tomis, изд., в первый раз, в Париже 1676–1686. 765 Histoire ecclésiastique..., доведённая до 1414 года, изданная, в первый раз, в XX волюмах, 1691–1722. 766 Centuriae Magdeburgenses... in XIII tomis, изд. несколько раз. Названы центуриями потому, что каждый том объемлет собой особое столетие (centuriam), а Магдебургскими – потому, что начаты в Магдебурге обществом учёных. 769 Одни из этих летописей уже изданы, другие ещё нет. Лучшее издание начато и продолжается Археографической Комиссией под названием: Полное собрание Русских летописей. 770 Annales Polonici, изд. в tom. 1–2 script, rer. Siles. T. W. Sommersberg, а некоторые изданы отдельно в разные времена. 771 Памятники, изд. Временной Комиссией для разбора древних актов при Киевском военном Генерал-Губернаторе, в 2 томах. 775 Historica Russiae monumenta, ex antiquis gentium archivis et bibliothecis deprompta..., Petropoli, 1841. 776 Таковы: сказания Князя Курбского, изд. СПб. 1833; о России в царствование Алексея Михайловича, Кошихина, СПб. 1840; записки Русских людей Петрова времени... СПб. 1838.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Последователи Сундукова - М.-субботники стали праздновать субботы и др. иудейские праздники, придерживались ветхозаветных запретов, хотя признавали и Евангелие. Позднее Сундуков был осужден и сослан в Сибирь. М.-субботники разделились на «караимов» и «талмудистов», связав себя с тем или иным направлением в иудаизме. Субботники Дубовки до наст. времени хранят русско-евр. молитвенники виленского издания 1900 г., имеют талесы, пекут мацу, почитают Судный день. В 1996-1997 гг. они рассказывали исследователям о своих традициях: «Имена раньше носили только библейские. Много работали, сеяли хлеб, занимались ремеслами. Семьи все были очень дружные, никогда не спорили. Строго соблюдали субботу, печку в этот день не топили» (Дневник археографической экспедиции МГУ «Волга 1996-1997»). Предположительно до 30-х гг. XX в. в Дубовке имелось 2 молитвенных дома. Хоронили субботники на особом кладбище, поблизости располагалось кладбище старообрядцев. В Дубовке до сегодняшнего дня также живут М.-воскресники, не принявшие субботу. М.-субботники компактно проживали в 3 уездах Воронежской губ.: Павловском, Бобровском и Новохопёрском. По данным полиции за 1912 г., в губернии насчитывалось 6473 М. и духоборцев (более всего в Новохопёрском, Коротоякском, Богучарском, Бобровском, Острогожском и Воронежском уездах). В 1845 г. на новое место в 100 км от Астрахани были переселены 106 чел. из разных мест Астраханской губ., образовавшие с. Михайловка (ныне Лиманского р-на Астраханской обл.). В 1848 г. часть жителей села объявили себя М.-субботниками. В 1902 г. из-за нежелания платить налог на строительство православного храма 109 чел. отнесли иконы к священнику и просили «отписать их в молоканы». «Донской толк» окончательно оформился в сер. XIX в. При распространении «духовного христианства» среди военно-служилого сословия и на юге России отрицание молоканством присяги и воинской службы ставило казаков-М. перед необходимостью выхода из казачества. В 1850 г. правительство распорядилось выслать М. Войска Донского в Закавказский край, не брать их на службу и приписать к местным М.

http://pravenc.ru/text/2564076.html

1. Об уральской археографической экспедиции см.: Пихоя Р. Г. Уральская археографическая экспедиция и изучение духовной культуры Урала//Quaestio Rossica. 2015. 2. С. 21–38; Починская И. В. 40 лет Уральскому археографическому центру//Археографический ежегодник за 2013 год. М., 2019. С. 89–99. 2. Об А. Т. Шашкове (1953–2007) см.: Покровский Н. Н. Анатолий Тимофеевич Шашков — историк, источниковед, археограф//Шашков А. Т. Избранные труды. Екатеринбург, 2013. С. 6–10 3. Шуралинский сборник. Новоуральск, 2016. 4. Православие: программа спецкурса для специальности 020600 «Культурология»/сост. С. А. Галишев. СПИСОК НАУЧНЫХ РАБОТ ПРОТОИЕРЕЯ СЕРГИЯ ГАЛИШЕВА 1987 Галишев С. А., Манькова И. Л. Записи на книгах Уральских собраний//Археография и изучение духовной культуры: тез. докл. научн. конф. «III Уральские археографические чтения». Свердловск, 1987. С. 17–18. 1988 Галишев С. А. Система управления в Сибири и Зауралье в XVII в. (историографический обзор)//Историография общественной мысли дореволюционного Урала. Свердловск, 1988. С. 17–21. 1989 Описание рукописных книг: методические указания/Урал. гос. ун-т, сост. C. А. Галишев, И. Л. Манькова, Л. С. Соболева, А. Т. Шашков; отв. ред. Р. Г. Пихоя. Свердловск: Урал. гос. ун-т, 1989. 34 с. Галишев С. А. Проблемы историографии записей на славяно-русских книгах кириллической традиции//Тез. докл. научн. конф. студентов и молодых ученых «Уральские археографические чтения» 25–27 апреля 1989 г, Свердловск, 1989. С. 39–41. Галишев С. А. Технические приемы составления перечней книг в духовных грамотах служилых землевладельцев//Научно-технический прогресс: исторический опыт и современность. Взаимоотношения технического и социального прогресса в эпоху феодализма. (Информационные материалы). Свердловск, 1989. С. 55–58. Галишев С. А. Записи на книгах кириллической традиции XVI–XVII вв. как объект системного анализа//Письменность и книгопечатание: мат-лы научн. конф. к 1100-летию создания славянского алфавита, 200-летию книгопечатания в Сибири/Тюмен. гос. ун-т, Тюмен. обл. организация о-ва «Знание» РСФСР, Омско-Тюмен. епархия, Тюмен. отд-ние фонда культуры РСФСР, Обл. отд. Всеросс. о-ва охраны памятников истории и культуры; ред. колл.: Данилов В. А. (отв. ред.), Еманов А. Г., Половинкин Н. С. Тюмень, 1989. С. 26–27.

http://ruskline.ru/analitika/2021/12/08/...

См. грамоту 1515 г. в Актах Археографической Экспедиции, I, где нередко упоминается о братчинах и пирах. ПАМИД. не высечешь и топором. Злому, сердитому, лукавому. Так в песнях сваха называется страдницею. Или: На хилое. Польск.: Na pochye drzewo rady kozy skaka. Жму д.: Ant palynkuse kavkta ôszkasly, на похилую иву скачут козы. См. Аблесимова оперу «Мельник». ПСН. На правду немного слов надобно. Пчела рукоп. XVII b. Так в ПАМИД. Но вернее читать: «баба на Юрья», т.е. на Юрьев день, для перехода, или на Красную горку , т.е. на свадьбу, см. выше В253, пр. 41. На печати св. Филиппа II Митрополита вырезано: все минется. Ες δωρ γρφειν или καθ δατος γρφειν, in aqua scribere. V. Paroemiographi graeci. I. ПСН. Ha языке медок и пр. In melle (у Ире Gloss. Suiogoth: in medde) sunt linguae sitae vostrae corda in felle sunt sita. Plant. Truc. I, I. Сербск.: У устима мед, а у срцу jeд. Чешск.: V ustech med, а v srdci jed. Черногорок.: На jeзuky мед, а на cpцy jeд. Также: На мир и пр. «Прежде суда испытай себе». Иис. Сирах. 18, 20. Вм. убогий; в чешском nebozak, nebose, убогий, бедный. См. Slownik С. N. Juhgmann. Малоросс.: На тобе, небоже, що негоже! НП 4291. На смирного Бог нашлет, и пр. Тобольск.: На смиренного Бог наведет, а суровой сам наскочит. Na to bij, eby bolao. Или: обрыкается. Natura wilka cignie do lasu. Стих , юмор, böse und gute Laune, сходен с новогреческим ςτοιχεον, дух, домовой, который находит на человека: ρα τν ηρεν, час, стих, блажь на него нашла. L. Alatii de opin. Graecorum. ПАМИД. На опальный товар и проч. Прит. 1, 7. См. выше: «Часть поспешна в начале». Прит. 20, 21. Dimidium facti, qui coepit, habet. Begonnen ist halb gewonnen. НП 4291. свой куст. Или: He надобно и клад, коли у мужа с женой лад. ПНС. честь. Не споддаваться , не поддаваться, сдаваться. ПАМИД. не пуговицу нашить. Иначе: На чужой роток не накинешь платок. Тобол.: и собаке рад. Белорусск.: На чьем возу едешь, тому и песенку поешь. Великоросс.: Чей хлеб-соль ешь, того и песенку поешь. Польск.: Na czyim wozku siedzisz, tego piosenk piewaj.

http://azbyka.ru/fiction/russkie-narodny...

Автор объясняет причины смены духовников и их множественности в иных случаях. Общую причину он видит в малой оседлости и чрезвычайной подвижности древнерусского общества. Князья переходят из одного княжества в другое. Дружина пользуется правом отъезда. Крестьяне переходят от одного землевладельца к другому. Передвижения, вызываемые государевой службой, и разные чрезвычайные обстоятельства создавали в иных случаях невозможность обратиться к своему духовнику и заставляли обращаться к другому. Наконец, к числу причин рассматриваемого явления относится и скитальческий образ жизни самого духовенства до XVIII в. В частности заметим, что выборы церковного причта древне-русскими приходами также имели здесь значение. Священник избирался приходом на срок; по истечении срока договор прихода с ним не всегда возобновлялся, и таким образом связь его, как духовника, с духовными детьми разрывалась. Изобразив идеально-возвышенное положение духовника в представлениях древнерусского общества, автор живыми и яркими чертами характеризует его житейское положение —614— и те отношения его к духовной семье, какие можно наблюдать по памятникам, рисующим эти отношения на практике. В этой характеристике совершенно правильно, на наш взгляд, расположены свет и тени. Почет, которым окружался духовник, а с другой стороны факты, показывающие совершенно противоположное к нему «отношение, дают на страницах III главы впечатление резкого, но правдивого контраста. На этих страницах верно отражена сама жизнь с ее обычными повседневными светотенями. Главы II и в особенности III-я написаны на основании собранного автором запаса материалов, поражающего своим обилием и свидетельствующего о громадной его эрудиции. Проф. Смирнов пользовался печатными памятниками в Собрании государственных грамот и договоров, в Актах Археографической экспедиции, Актах Юридических, Актах, относящихся до юридического быта древней Руси, в Дополнениях к Актам историческим, в Актах Холмогорской и Устюжской епархии, в сборниках Федотова-Чеховского, кн.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010