Глава XXV Они пришли потом в Мемфис, и, узрев фараона, они остались в Египте три года 194 , и Господь Иисус сотворил там много чудес, о которых не написано ни в Евангелии Младенчества, ни в полном Евангелии 195 . Глава XXVI Через три года они покинули Египет и возвратились в Иудею. И когда они были уже близко от нее, Иосиф устрашился вступить в страну свою, ибо узнал, что Ирод умер и сын его Архелай 196 наследовал ему. Но ангел Господень явился ему и сказал: «О Иосиф, иди в город Назарет и там устрой жилище свое». Глава XXVII Когда они прибыли в Вифлеем 197 , там разразились тяжелые и трудно излечимые болезни, которые поражали глаза у детей, и многие умирали. И одна женщина, у которой сын был при смерти, привела его к Марии и нашла Ее омывающей Господа Иисуса. И сказала эта женщина: «О Мария, взгляни, сын мой жестоко страдает». Мария, услышав то, сказала ей: «Возьми немного этой воды, в которой и омыла Моего Сына, и полей ею твоего». Женщина поступила, как ей говорила Мария, и сын ее, после сильного возбуждения, уснул, и когда он проснулся, то оказался совершенно исцеленным. Женщина, исполненная радости, пошла к Марии, которая сказала ей: «Воздай благодарение Богу, за то, что Он исцелил сына твоего». Глава XXVIII И вот у женщины той была соседка, и сын ее был поражен той же болезнью, и глаза его почти закрылись, и он жалобно кричал день и ночь. И та, сын которой исцелился, сказала ей: «Отчего не отнесешь ты сына к Марии, как я отнесла Ей своего, когда он умирал, и он исцелился той водой, в которой омылся Иисус?» И эта вторая женщина также пошла взять этой воды, и, как только облила ею своего сына, болезнь его прекратилась. И она принесла своего сына совершенно выздоровевшего к Марии, которая предложила ей воздать благодарение Господу и не рассказывать никому о том, что произошло. Глава XXIX В том же городе были две женщины в браке с одним мужем, и у каждой было по сыну больному. Одна из них называлась Мария, а сын ее Кальжуф 198 . Женщина эта встала и отнесла своего сына к Марии, Матери Иисуса, и предложила ей красивую скатерть и сказала ей:

http://azbyka.ru/otechnik/6/kniga-apokri...

града и храма, и именно за отвержение Христа. Правда, евреи хорошо знают о случившемся со св. градом и храмом; они с плачем воспоминают день разрушения храма и ежегодно творят память этому печальному дню (он бывает 9-го Июля): снимают церковные завесы, строго постятся, молятся до полуночи и, сидя на полу в храме, читают со слезами книгу – плач Иеремии. Но никак не могут согласиться, что дело разрушения храма, последовало за отвержение Христа, а приписывают это собственным грехам и, как говорят они, за пролитие крови пророков вообще, и за Захария в особенности, но никак не за пролитие крови Иисуса Христа. Между тем израильтянам хорошо известно, что отцы их за избиение пророков были уже наказаны Вавилонским пленом и по раскаянии были помилованы Богом: соорудили, согласно предсказанию Даниила, град св. и храм, в котором приносили по прежнему жертвы. Храм блистал во время Спасителя, он составлял удивление Римлян; даже ученики Господа обращали внимание Спасителя на величественное здание храма ( Мф.24:1 ). Ни один камень не был еще тронут, когда Спаситель был на земле. Иерусалим был многолюдною столицею и величаво выглядывал, когда Господь входил в него. И кто мог тогда предвещать печальную судьбу его – разрушение и опустошение? Однако Господь говорил об этом и в каких грустных выражениях: о если бы ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но сие сокрыто ныне от глаз твоих. Ибо прийдут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами, и окружат тебя, и стеснят тебя отвсюду. И разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне, за то что ты не узнал времени посещения твоего ( Лк.19:42–45 ). Что ж, разве не сбылось это? Около того самого времени, когда Христос на 12 году своего возраста, в первый раз публично явился в храме, для совершения дела своего отца, царь Архелай был свержен с престола и изгнан; Капоний был назначен прокуратором, а царство Иудейское, последний остаток величия израильского, было до того унижено, что вошло в состав Сирской провинции 14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alek...

Дорога вдоль Средиземного моря  ведёт в город Кейсарию - столицу римской провинции Сирия. Там жили прокураторы Иудеи, в Иерусалиме они бывали лишь несколько раз в году во время трёх больших иудейских праздников. Кейсария была построена Иродом Великим и названа в честь римского кесаря. Сейчас  в этом собрании римских, византийских и средневековых развалин трудно увидеть то великолепие, которым когда - то поражал этот эллинистический город. Ирод Великий строил  много и красиво и был умелым политиком и хорошим администратором, хотя народ его не любил за жестокость и союз с римлянами. Одержимый властолюбием, он не щадил не только младенцев в Вифлееме и окрестностях, но и своих жён и детей. Когда в Риме услышали об убийстве Иродом своего сына, то император, зная, что иудеи не едят свинину, заметил, что безопаснее быть свиньёй Ирода, чем его сыном. Напрашивается историческая аналогия с одним правителем нашего недавнего прошлого, он тоже обладал безупречным архитектурным вкусом, был прекрасным администратором и восточным деспотом, наполнившим страну доносами и лагерями. На берегу моря стоял дворец Ирода, в котором находилась тюрьма, где два года провёл апостол Павел. Сейчас трудно сказать наверняка, где именно было это помещение, здания разрушились, береговая линия изменилась, хорошо сохранился лишь огромный амфитеатр тех времён.     Из Кейсарии мы оправились на гору Кармель, туда, где подвизался пророк Илия, дальше в Хайфу, крупный промышленный центр страны, а потом через Канну Галилейскую в Назарет, где жила Дева Мария с Иосифом обручником, и наш Господь до Своего выхода на проповедь Евангелия как пишет об этом евангелист Матфей:   Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется. (Мф. 2: 22-23).                  Назарет - самый христианский город Израиля. Христиан там 31% , а выходной день – воскресенье.

http://radonezh.ru/analytics/zemlya-gde-...

Евангелист Матфей пишет, что в Палестину Иосиф с Марией вернулись, когда в Иудее вместо Ирода царствовал его сын Архелай. Последний правил до 6 года по Р. Х. Таким образом, возвращение Святого семейства произошло не позже этой даты, а, вероятнее всего, гораздо раньше, поскольку свой путь обратно оно начало вскоре после смерти Ирода, т. е. ближе к началу, а не к концу царствования Архелая. Все свое детство и юность Иисус провел в Назарете, где Святое семейство поселилось после возвращения из Египта. Последний раз перед выходом Христа на проповедь уже в тридцатилетнем возрасте  мы видим Его во время паломничества в Иерусалим на Пасху, куда, как пишет евангелист Лука, Его родители — и, скорее всего, Он вместе с ними — ходили каждый год. На обратном пути Иосиф и Мария обнаружили, что Мальчика с ними нет. Они вернулись обратно и нашли Его в храме, беседовавшим с раввинами, которые дивились разуму и ответам Его  (Лк 2:47). В ответ на упрек Марии, что Он заставил их с Иосифом волноваться, Иисус впервые исповедовал Себя Сыном Божьим. Зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?  — спросил Он (Лк 2:49). Но, как пишет евангелист, родители не поняли сказанных Им слов  (Лк 2:50). После этого Иисус до Своего выхода на проповедь оставался в доме Иосифа и Марии, где находился в повиновении у них  и преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков  (Лк 2:51–52). Отрок Иисус в храме. Генрих Гофман, 1884 Описанные выше факты из детства Спасителя — всё, что достоверно известно. Все остальные сведения, которые можно найти в так называемых апокрифах  — текстах, возникших в христианской или сектантской среде и не вошедших в состав Нового Завета, — были отвергнуты Церковью как не соответствующие евангельской истине. Например, существует так называемое «Евангелие детства», приписываемое апостолу Фоме. Сюжет этого произведения довольно прост: в каждой главе рассказывается о каком-нибудь чуде, которое якобы совершил маленький Иисус. Среди «чудес» есть и умерщвление сверстников, смеявшихся над Ним, и другие диковинные и довольно странные небылицы, которые, помимо того что они абсолютно бессмысленны, никак не согласуются с образом Иисуса Христа из четырех канонических Евангелий. Последние порой незначительно расходятся в мелочах, но едины в главном. Остальные «благовествования» рисуют собственные, несовместимые друг с другом картины. В них, как правило, можно четко проследить идеологическую или богословскую схему, чуждую христианству и коррелирующую с тем или другим еретическим учением.

http://foma.ru/gde-pochitat-pravdu-o-det...

И снова слово Божие напоминает нам, как осмотрительно совершает с самого начала Свой путь Спаситель, и научает этому Свою Церковь. Можно было бы думать, что Младенец, родившийся в Вифлееме, туда же и возвратится. Но святой Иосиф Обручник со всяким опасением остерегается неосторожных шагов. «Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти». Мы видим, как одни враги сменяют других, чтобы сражаться со Христом и Его Церковью. Едва исчезает один, как на его месте появляется другой. Диаволу надо, чтобы вражда против Господа и Церкви Его в мире не ослабевала. Святой Иосиф Обручник не идет с Богомладенцем и Божией Матерью в Иудею, потому что Бог никогда не хочет подвергать Своих чад бессмысленной опасности. Но все делает только ради их испытания в верности и ради вечной их славы. Придет час, когда они, благодаря Бога, пойдут за Своим Господом на крест. Но теперь — время пребывания в Назарете. Мы слышим сегодня, что нашего Спасителя называют Иисусом из Назарета — то, что для иудеев было соблазном. Ибо «из Назарета может ли быть что доброе?» В Евангелии сказано, что так исполняется реченное пророками, что Он Назореем наречется. Святые отцы говорят, что в этом имени есть некая тайна. Согласно пророку Исаии, оно означает Отрасль, из которой произойдет спасение всем. Он называет Его Великим Назореем. Не то, что Христос будет в строгом смысле назореем, ибо Он будет пить вино и прикасаться к умершим. Но пророк называет Его так за Его исключительную, единственную святость, за всецелое посвящение Себя Богу в деле спасения рода человеческого. И это имя, к которому учителя духовности будут относиться с презрением. Быть назарянином — значит быть человеком, от которого нельзя ожидать ничего хорошего и который не заслуживает никакого уважения. Так велико помрачение и падение человеческое, в том числе среди тех, кто должен бы быть «светом языков». Но Господь берет на Себя с самого начала весь наш позор, чтобы дать нам Свою славу. Пусть никакие оскорбления не будут для нас непереносимы, если мы сподобляемся получить их ради Христа. Наш Господь называет Себя самым уничижительным именем. Он пришел, чтобы всех спасти, чтобы имя Назорей — «человек из Назарета» было созвучно имени Еммануил — «с нами Бог», Господь наш Иисус Христос.

http://pravoslavie.ru/3890.html

Иосиф поспешил исполнить повеление Ангела и удалился в Египет. Между тем в Вифлееме и окрестностях его началось избиение младенцев и умерщвлено их было до 14 тысяч. Это были первые мученики за Господа Иисуса Христа 7 . Вскоре Ирод был поражен от Бога лютою болезнью и смертью . Тогда Ангел Господень снова явился к Иосифу и повелел ему возвратиться в Иудею, Иосиф, по возвращении из Египта, хотел было поселиться в Вифлееме, но, услышав, что в этой стране царствует сын Ирода – Архелай (отличавшийся зверскою жестокостью), удалился в Галилею, в свой город Назарет. §. 9. Сретение Господа Иисуса Христа в храме Симеоном и Анною. (Лук. 2, 22–39) (1-й год, по P. X., месяц Февраль). Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего, и на месте семь Я дам мир ( Агг. 2, 9 ). И внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел Завета, Которого вы желаете: вот Он идет, говорит Господь Саваоф (Мал. З, 1). В восьмой день по рождении над Богомладенцем совершен был обряд обрезания, и наречено было Ему имя Иисус, предреченное Архангелом Гавриилом во время благовещения. В сороковой день по рождении надлежало совершить над Ним другой священный обряд – представить Его в храм 8 . В это время в Иерусалиме жил старец, по имени Симеон, по должности священник. Он был человек праведный и благочестивый, всем сердцем ожидал Спасителя, и Дух Святой был на нем. Ему было обещано Святым Духом, что он не умрет до тех пор, пока не увидит Христа Господня. По особенному внушению свыше, он пришел в храм Господень, принял Богомладенца Иисуса на свои руки, благословил Бога и сказал: „Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром, яко видесте очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей: свет во откровение языком и славу людей Твоих Израиля“ 9 . После сего святой старец обратился к Иосифу и Марии и, как священник, благословил их. При этом произнес следующее пророчество о Господе Спасителе: „се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий...

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/s...

Ирод видя, что волхвы не возвращаются в Иерусалим, понял, что они осмеяли его, а потому послал в Вифлеем и все окрестности его избить там всех младенцев от двух лет 40 и ниже по времени, соответствовавшему тем сведениям, которые выведал от волхвов 41 Тогда исполнилось пророчество Иеремии: «Глас в Риме слышан, плачь и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих, и не хочет утешиться, ибо их нет» 42 1-й год. Возвращение из Египта; поселяются в Назарете По смерти же Ирода 43 Ангел Господень снова во сне явился Иосифу в Египте и сказал: «Восстань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву; ибо умерли искавшие 44 души Младенца». Иосиф встал и с Младенцем и с Матерью Его пришел в землю Израилеву; но услышав, что Архелай царствует в Иудеи вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские и поселился в Назарете. Так исполнилось прообразовательное пророчество об Иисусе: «Он Назореем наречется». 45 Иисус прозван так потому, что воспитывался в Назарете. 46 12-й год. Иисус во храме среди учителей Божественная премудрость проявлялась в Нем по мере того, как развивался телом и был исполнен благодати Божией. Родители Его ходили ежегодно в Иерусалим на праздник Пасхи. Иисус был двенадцати лет, 47 когда они пошли туда, по обыкновению. По окончании дней праздника они возвращались, а отрок Иисус остался в Иерусалиме они же того не заметили, и полагая что Он идет с другими путниками, они прошли целый день. Но вечером стали искать его между родственниками и знакомыми, и не найдя возвратились в Иерусалим. Через три уже дня нашли Его в храме посреди учителей, рассуждающего с такой премудростью, что всех приводил в удивление. Иосиф и Мария сами изумились этому обстоятельству; так оно было противоположно тихой и безвестной жизни, какую Иисус вел до того. «Чадо, что Ты сделал с нами?» сказала Ему Мария. Вот отец Твой и я с великой скорбью искали Тебя». Иисус же отвечал: «Зачем было вам искать Меня, или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему»? Таким образом Он напомнил Иосифу и Марии, что истинный Отец Его – Бог и что для совершения божественного Своего послания, Ему следует быть превыше мирских забот; Иосиф и Мария знали о сверхестественном зачатии Того, кто считался их сыном, но о послании Его они еще не имели надлежащего понятия. 48 Мария сохраняла в сердце своем все получаемые ей наставления. Иисус возвратился с родителями в Назарет и был им послушен. По мере того, как Иисус преуспевал возрастом, премудрость и благодать все более и более в Нем обнаруживались и приводили всех в изумление.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Мане: Сказанное тобой невозможно, потому что, если какой-либо человек и перестанет грешить, то будет грешить другой или многие. Архелай: Если ты допускаешь возможность того, что один человек или многие могут не грешить, то ты должен согласиться, что в сущности все могут поступать подобным же образом, потому что все люди той же природы; но, чтобы не терять времени, указывая на все твои нелепости, довольствуюсь напомнить тебе, что ты считаешь плодами корня ада все действия человеческие, как блуд, прелюбодеяние... Ман: Да. Архелай: Если же человечество исчезнет из мира, тогда дерево не будет приносить плодов? Ман: Когда же будет сказанное тобою? Архелай: Но как человек был сотворен, то какое в нем начало дурных поступков? А прежде его сотворения кто совершал поступки, которые считаешь ты плодами вечного корня? Ман: Человек есть произведение злого начала; грешит ли он или не грешит, он все-таки произведение того же начала и его справедливые и несправедливые поступки изменить начала не могут. Архелай: Как же возможно, чтобы человек, будучи произведением злого начала, как ты говоришь, есть также предмет, на который это начало изливает злобу свою? Судьи прервали диспут, спросив Мана с которого времени действует злое начало: прежде ли сотворения человека или только после? Оно действовало всегда, отвечал Ман. Архелай же, отвечая противнику своему, изложил вероучение христианское о начале зла, довазав, что человек, будучи одарен свободным произволением, может избирать доброе, чего бы он делать не мог, если бы был произведением злого начала, которое тогда по необходимости сообщало бы ему свои злые качества. Красноречивое развитие этого вероучения епископом привело собрать в такой восторг, что еретик подвергся бы неприятностям, если бы Архелай то допустил. Судьи признали за епископом победу в философском диспуте. Тогда Архелай начал преследовать, противника на поприще Откровения. Он доказал, что, согласно учению Иисуса Христа, Сам Бог – отец человечества, что человек призывается к свету и что, если свет не разливается на всех, то тому есть препятствие.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Действительно, как может измениться начало, пребывая при своих существенных качествах? Каким образом остается оно неизменным при переходе от того, что ему свойственно к тому, что вне его? Судьи согласились с Архелаем и спросили Мана: «Допускаешь ли ты, или не допускаешь изменений в обоих началах?» Ман молчал. Тогда Архелай продолжал: «Если Ман считает оба начала подлежащими изменение, то кто воспрепятствует нам считать их достигающими одного и того же? Если же считает их неизменными, то между ними не будет никакого объективного различия, заставляющая нас считать одно за доброе, а другое за злое. Зачем же, рассматривая оба эти начала в них самих, не допустить, что называющееся добрым – зло, а называющееся злым – добро? А если то, которое считает он существенно злым, действовало предвечно, то над чем действовало оно прежде творения? Ман: Это действие было только торжеством зла над добром. Архелай: Как же существует добро, если оно было побеждено и если господствует зло? Если зло не слово только, а сущность, то пусть Ман укажет нам плоды этого зла, чтобы мы знали свойства этого дерева. Ман: Согласитесь сперва, что существуют корни зла, ненасажденного Богом, и тогда укажу вам на плоды его. Архелай: Я не могу допустить существование дерева зла и сказать о свойствах его, не зная плодов. Сперва укажи ты плоды его. Ман: Корень его дурен, дерево скверно, по не Бог насадил его. Плоды его – блуд, прелюбодеяния, человекоубийство, корыстолюбие и все дурное, исходящее от корня. Архелай: Но для уверенности, что плоды происходят от этого дурного корня, нужно знать вкус их; а ты говоришь, что корень не был создан, но что плоды, от него происходящие принадлежат его природе. Ман: Неправда, находящаяся в сердце человеческом свидетельствует о вкусе, начало которого есть этот дурной корень. Архелай: Дурные поступки человеческие следственно плоды дерева, о котором ты говоришь. Ман: Конечно. Архелай: Итак, сами люди суть дерево, потому что поступки их – плоды его. Мане: Неоспоримо. Архелай: Нет, ты этого не допускаешь, потому что, допускаешь, что если человек перестанет грешить, то дерево не будет приносить плодов.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

По его замыслу должно было получиться, что, хотя его самого оплакивать не будут, плач при его смерти все же обеспечен. К счастью, однако, когда в 4 году до н. э. тиран умер, пленников отпустили на волю. Новый Завет сообщает еще об одном указе Ирода, отражающем его склонность к кровопролитию: согласно Евангелию от Матфея (2:16), узнав о рождении «царя иудейского», Ирод повелел убить всех детей в Вифлееме и вокруг него. Тем не менее, при всех своих домашних трагедиях и частных преступлениях, правителем Ирод был талантливым. Он даже считался с религиозными чувствами иудеев. В частности, он попытался их умиротворить, развернув масштабный проект по строительству Храма. Храмовая территория была увеличена вдвое, а храмовый комплекс украшен многочисленными каменными украшениями ( Мк.13:1 ). После смерти Ирода Великого его царство было разделено между его сыновьями: Архелаем, Филиппом и Иродом Антипой. (Завещание утверждал император Август.) Архелай унаследовал южную часть Палестины, включавшую Самарию, Иудею и Идумею. Август не позволил ему называться царем, но разрешил лишь титул «этнарх», куда менее престижный, чем царский. Уже с самого начала своего правления Архелай стяжал себе дурную репутацию: после смерти его отца в Иерусалиме на Пасху вспыхнул бунт, который Архелай подавил с помощью войск. Погибло около 3 000 человек, среди которых были паломники, прибывшие в святой город на праздник. Неудивительна поэтому тревога Иосифа, который ранее, вместе с Марией и младенцем Иисусом, бежал от Ирода Великого в Египет: «Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы галилейские» (Мф. 2:22). Несколько лет спустя видные мужи Иудеи и Самарии отправили к римскому императору своих представителей с жалобой на тираническую жестокость Архелая. Своей цели они достигли. На девятый год своего правления (6 год н. э.) Архелай был смещен и отправлен в ссылку в галльский город Виенну. Его имущество было конфисковано и передано в императорскую казну.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/novyj-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010