Богатство не мешало и не мешает ему в деле спасения; половина ли имения сохранится у него или все, это для него было безразлично, лишь бы заглаждены были его неправды. И Господь одобряет сию жертву богатого мытаря. Днесь спасение дому сему бысть, говорит Господь, зане и сей сын Авраамль есть. Прииде бо Сын Человеческий взысками и спасти погибшаго. Так взыскан и спасен погибавший сын Авраама! Притча о господине, отправившемся в путь для приятия царства, и о розданных им минах ( Лк. 19:11–28 ) Так как Иисус Христос был близко Иерусалима, то и полагали, что Он объявит Себя Царем и давно ожидаемое Царствие Божие откроется. По этому случаю Он сказал притчу: “Один человек высокого рода отправился в дальнюю страну, чтобы получить себе царство и потом возвратиться. Призвав же десять рабов своих, дал им десять мин и сказал им: «Употребляйте их в оборот до моего возвращения». Между тем граждане его ненавидели его и послали вслед за ним посольство объявить: «Мы не хотим, чтобы он царствовал над нами». Несмотря на это, он получил царство. И когда возвратился, то велел позвать к себе тех рабов, которым давал деньги, чтобы узнать, кто что приобрел. Пришел первый и сказал: «Государь! Мина твоя принесла десять мин». И сказал ему: «Хорошо, добрый слуга, за то, что ты оказался верным в малом, будь начальником над десятью городами». Пришел второй и сказал: «Государь! Мина твоя приобрела пять мин». Сказал также и ему: «И ты будь над пятью городами». Пришел еще один и сказал: «Господин! Вот мина твоя, которую я сберегал, завернув в платок. Потому что я боялся тебя, зная, что ты человек жестокий: берешь, чего не клал, и жнешь, чего не сеял». На это говорит ему: «Твоими же словами я произведу над тобою суд, злой раб! Знал ты, что я человек жестокий, беру, чего не клал, и жну, чего не сеял, – почему же ты не отдал серебра моего в оборот, чтобы я, возвратившись, мог получить его с прибылью?» И предстоящим приказал: «Возьмите от него мину и дайте тому, у кого десять мин». Ему сказали: «Государь! У него уже десять мин». На это он отвечал: «Я вам сказываю, всякому у кого есть (потому что есть усердие и способность), дано будет, а у того, у которого нет (ни усердия, ни способности), отберут и то, что у него есть. А между тем врагов моих, именно которые не хотели, чтобы я царствовал над ними, приведите сюда и избейте перед мною! " ” У иудейского историка Иосифа Флавия есть сказание, что по смерти Ирода сын и наследник его Архелай отправлялся к императору Августу в Рим, чтобы от него получить утверждение в царском достоинстве, и что от граждан Иерусалима послано было к Августу пятьдесят человек просить, чтобы он не назначал над ними Архелая царем. Значит, Иисус Христос под видом притчи рассказал действительное событие, случившееся в Его младенчество.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Будучи сыном Ирода Великого, Ирод Антипа унаследовал лишь часть его царства, разделенного после его смерти между тремя сыновьями Ирода и его сестрой: сыновья стали именоваться четвертовластниками. После того как один из сыновей, Ирод Архелай, был отправлен в ссылку, в Иудее было введено прямое правление императора через префектов, тогда как в Галилее сохранялась власть другого сына, Ирода Антипы. Таким образом, в описываемое время Пилат был фактическим правителем Иудеи, а Ирод – Галилеи. Поступок Пилата в данном контексте вполне объясним. Некоторые ученые считают роль Ирода в осуждении Иисуса едва ли не решающей, полагая, что именно он был инициатором суда над Иисусом, действуя через первосвященников и старейшИн.Это отчасти подтверждается упомянутым предупреждением, которое Иисус, согласно Луке, получил от фарисеев на пути в Иерусалим. В то же время в повествовании синоптиков о заговоре против Иисуса роль Ирода никак не просматривается. Его личное участие в судебном процессе над Иисусом, судя по рассказу Луки, вообще не планировалось: Ирод, увидев Иисуса, очень обрадовался, ибо давно желал видеть Его, потому что много слышал о Нем, и надеялся увидеть от Него какое-нибудь чудо, и предлагал Ему многие вопросы, но Он ничего не отвечал ему. Первосвященники же и книжники стояли и усильно обвиняли Его. Но Ирод со своими воинами, уничижив Его и насмеявшись над Ним, одел Его в светлую одежду и отослал обратно к Пилату. И сделались в тот день Пилат и Ирод друзьями между собою, ибо прежде были во вражде друг с другом ( Лк.23:8–12 ). Ирод давно интересовался Иисусом и был рад возможности лично допросить Его. Он предлагает Ему совершить какое-нибудь чудо, но Иисус отказывается, как Он и раньше отказывался, когда у Него этого требовали ( Мф.12:38–39; 16:1–4 ; Мк.8:11–12 ). На все вопросы Он отвечает молчанием. На суде синедриона Иисус был немногословен, на обвинения не отвечал. На суде Пилата он, по свидетельству синоптиков, ответил лишь на один вопрОс.У Ирода, по свидетельству Луки, Он полностью умолкает. Чем это объясняется? Все нарастающим физическим или эмоциональным истощением? Сознанием бесполезности и ненужности любого слова, которое может быть в такой ситуации произнесено? Бессилием перед человеческой злобой? Или, наоборот, желанием, чтобы быстрее свершилась воля Отца?

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

В самом деле, ведь могло быть так, что они среди огромной толпы в день праздника тайно ходили в Иерусалим, чтобы затем быстро возвратиться обратно, поскольку боялись жить там в другое время; таким образом, они и жизнь вели благоговейную, не выказывая небрежения к великому празднику, и не подвергали Отрока излишним опасностям. Но так как и о продолжительности царствования Архелая все молчат, то вполне возможно, что слова Луки об их ежегодном паломничестве в Иерусалим относятся к тому времени, когда Архелай был им уже не опасен. Если же в каком-либо повествовании говорится, что царствование Архелая было достаточно продолжительным, то сомневаться в этом нет никакой причины. То, что я сказал выше, достаточно показывает, что родители Отрока так боялись жить в Иерусалиме, что только по страху Божию не пропускали торжественного празднества, во время которого весьма легко могли скрыться; подобное случается довольно часто, когда выбрав удобное время люди приближаются к таким местам, в которых жить страшатся. Глава XI 24 . Отсюда разрешается и такой вопрос: «Когда Ирод старший, пораженный известием волхвов, был озабочен тем, что родился царь Иудейский, каким образом могли они по окончании дней очищения Матери Его безопасно идти с Ним в храм, чтобы совершить над Ним по Закону Господню то, о чем повествует Лука?» Действительно, что удивительного в том, что в течение одного дня Он мог скрыться от царя, занятого многими другими делами? А если это кажется неправдоподобным, поскольку сильно озабоченный Ирод ожидал, что сообщат ему волхвы относительно Дитяти, то, очевидно, Ирод заметил обман так много дней спустя, что только по окончании дней очищения Матери Его и после совершения над Дитятею в храме Иерусалимском обряда первородных, и даже после отшествия их в Египет ему пришло на ум искать души Дитяти и избить столь многих детей; так что если и это возбуждает сомнение, то я не стану говорить, сколькими заботами могло быть занято царское внимание в течение многих дней, отвлекая его от этого намерения или препятствуя исполнению его.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

В тот же день Иосиф с Мариею и Младенцем Иисусом вышел из Египта. Он направился в землю Израилеву, чтобы поселиться в том же Вифлееме, из которого ушел в Египет; но когда узнал, что в Иудее царствует жестокий и кровожадный Архелай, сын Ирода, то призадумался и не знал, куда идти; тогда он вновь получил откровение во сне, и пошел в Галилею, в город Назарет, где и поселился. Пребывание Иисуса в Назарете нисколько не противоречит пророчеству Михея. Михей не говорил, что Христос будет жить в Вифлееме; он сказал, что из Вифлеема произойдет Вождь или Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле. 10. Жизнь Иисуса Христа в Назарете. Двенадцатилетний Иисус в Иерусалимском храме. Лк. 2:40–52 Про жизнь Иисуса Христа до двенадцатилетнего возраста Евангелист Лука говорит кратко: Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости; и благодать Божия была на Нем. Другие же Евангелисты не сообщают ничего из жизни Иисуса Христа до самого крещения Его Все евреи мужского пола обязаны были ежегодно являться в Иерусалим на праздник пасхи. Иосиф и Мария ходили в Иерусалим на этот праздник каждый год и, конечно, каждый раз брали с собою Иисуса. Пришли они в Иерусалим и в тот год, когда Отроку Иисусу исполнилось двенадцать лет. По окончании дней праздника, они с другими назаретянами собрались в обратный путь. Они были уверены, что Он идет с их родственниками, с соседями или своими сверстниками; но, пройдя дневной путь и остановившись для отдыха, стали искать Его между возвращавшимися с ними богомольцами, и не нашли. Возвратясь в Иерусалим, они три дня искали Его по городу; и когда на четвертый день пришли в храм помолиться, то увидели Отрока Иисуса, сидящего посреди учителей, удивлявшихся разуму и ответам Его. Увидев Его, Иосиф и Мария удивились; а Мария сказала Ему: «Что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя». Зачем было вам искать Меня (говорит им Отрок Иисус)? Зачем вы искали Меня в других местах Иерусалима, а не в храме? Или вы не знали, что Мне должно быть в том, ч т о принадлежит Отцу Моему?

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

В эту пору прибыли с востока в Иерусалим волхвы. Они принесли Спасителю дары: золото, ливан и смирну. Выбор даров, конечно, был не без внушения Божия, потому что они указывали на царскую власть, божескую честь и смертное естество Христа Богочеловека. Волхвы не возвратились к Ироду, а другою дорогою отправились в свою землю: так повелено было им от Бога в сонном видении. В сонном видении является потом ангел Господень Иосифу и говорит: «встань, возьми Младенца и Матерь Его, и беги в Египет, и оставайся там, пока я не скажу тебе; потому что Ирод станет искать Младенца, чтобы погубить Его». Он встал; ночью же взял Младенца и Матерь Его и отправился в Египет. Между тем Ирод напрасно ждал волхвов. Увидевши, что он обманут, страшно разгневался и послал избить в Вифлееме и во всех окрестностях его всех детей мужеского пода, начиная с новорожденных до двухлетнего возраста. Основываясь на показании волхвов, он рассчитывал, что в числе их непременно убиен будет и Христос. Но прошел месяц с небольшим, как сам он умер в тягчайших муках. По смерти Ирода ангел Господень опять в сонном видении является Иосифу в Египте и говорит: «встань, возьми Младенца и Матерь Его, и возвратись в израильскую землю; потому что властелин, покушавшийся на жизнь Младенца, умер». Иосиф повиновался, взял Богомладенца и Матерь Его, и пришел в Иудею. Он хотел было поселиться в Вифлееме, где взрос и воспитан быль Давид, и где родился обетованный Мессия, Сын Давидов, Богомладенец Иисус: но, услышавши, что, вместо Ирода, воцарился в Иудее подозрительный и жестокий сын его Архелай, побоялся туда идти. Тогда в сонном видении получил он извещение от Бога, по которому удалился в Галилею, где властвовал другой сын Иродов, Ирод Антипа, который быль нрава мягкого и отчасти беспечного; и опять поселился в Назарете, от которого впоследствии Иисусу Христу дали наименование Назарянина, или Назорея. (См. «Священную историю» прот. М. Богословского). II. Чему же научают нас изложенные здесь обстоятельства Рождества Христова?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Во время вавилонского плева, они завладели значительной частью иудейской земли и были изгнаны окончательно только Иоанном Гирканом 136 , который покорил их за 130 лет до P. X. и принудил подчиниться обрезанию. Такая кровавая история еще более усилила родовую вражду между ними. «Ты ненавидишь меня, – говорит Иаков Исаву в Книге Юбилеев, – ты возненавидел меня и моих сыновей навсегда, и в тебе не может быть братской любви ко мне. Слушай мое слово, которое я скажу тебе; когда я буду в состоянии переменить кожу и щетину свиньи на шерсть, и когда рога вырастут у нее на голове, подобно рогам овцы, тогда только я буду иметь братскую любовь к тебе; и когда волки примирятся с ягнятами, так что не будут пожирать или расхищать их, и когда они обратят свои сердца друг к другу, чтобы делать добро друг другу, тогда только я буду в мире с тобой в сердце моем; и когда лев сделается другом вола и пойдет с ним в ярме и плуге, тогда только я заключу мир с тобой; и когда ворон сделается белым, тогда только я узнаю, что люблю тебя и буду сохранять мир с тобой. Ты должен быть искоренен, и твои сыновья также должны быть искоренены, и никогда не будешь ты иметь мира» 137 . Так именно один иудей говорит об Едоме, по-видимому, в самое время царствования Ирода, и конечно было вполне естественно, что он в заключение выражения этих чувств предсказывает в следующей главе, что сыны Иакова еще раз покорят ненавистное племя и приведут его в рабство себе 138 . А между тем представитель этого ненавистного и презираемого племени в течение более чем поколения был царем над Израилем! Его смерть были снятием национального позора, который невыразимо уязвлял сердце избранного народа. Повсюду воскресла надежда, что скончавшийся узурпатор окажется последним из своего ненавистного племени на престоле Давидовом. Но и этой надежде не суждено было осуществиться. Преемником Ирода сделался Архелай, который в их глазах оказался еще даже хуже своего отца Ирода, так как он был не только человек идумейской крови, но его мать принадлежала к одинаково ненавидимому племени самарян! Поэтому среди народа от крайнего чувства огорчения и национального стыда явилось даже желание скорее подчиниться Риму, чем иметь во главе себя сына Едома или Самарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Возвратившись из Египта в Палестину, Иосиф, по-видимому, первоначально намерен был поместиться в Вифлееме, где родился Спаситель. Но узнав, что в Иудее вместо Ирода царствует Архелай, побоялся идти в Вифлеем. Получив во сне откровение, Иосиф, вероятно совсем не заходя в пределы иудейские, направился в Галилею по береговой дороге, проходившей мимо Кесарии на морском берегу. Прибыв в Галилею, святое семейство поселилось здесь в нижнем месте своего жительства, именно в Назарете. Отрок Иисус в храме Лyk. II, 40–52 . Живя в Назарете, Младенец возрастал, укреплялся духом и исполнялся премудрости: благодать Божия была на Нем. Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи. Когда Иисусу Христу исполнилось двенадцать лет, то они, отправившись по обычаю в Иерусалим на праздник, взяли и Его с собою. Богомольцам нужно было присутствовать в Иерусалиме только первые два дня праздника, в остальные же дни праздничной недели народ начинал возвращаться домой. Когда Иосиф и Мария, по окончании двух праздничных дней, возвратились домой, отрок Иисус остался в Иерусалиме. Иосиф и Мария не заметили этого и думали, что Он идет с другими в толпе. Пройдя дневной путь от Иерусалима, они начали искать Его между своими родственниками и знакомыми – и не находили. Тогда они возвратились в Иерусалим, ища Иисуса. Через три дня они нашли Его на одной террасе около храма. Он сидел там среди учителей израилевых, выходивших обыкновенно по субботам и праздничным дням учить народ, слушал их и предлагал им вопросы. Все, слушавшие беседу, дивились разуму и ответам Его. Иосиф и Мария, увидев Его, удивились, что Он находился в таком необычном для дитяти месте. Мария сказала Ему: «Чадо! что сделал Ты с нами? Вот отец Твой и Я с великою скорбью искалиТебя». На это Он ответил им: «Зачем вам было искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежите Отцу Моему». Этими словами Спаситель показал, что Ему должно быть в доме Отца Своего Небесного и заниматься деятельностью, которую Он Ему назначил. Но Иосиф и Мария не поняли сказанных Иисусом слов.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/uchebni...

Волхвы вышли от Царя, и отправились в Вифлеем. И вот, звезда, которую они видели прежде, опять шла перед ними; наконец, она стала неподвижно над одним местом в Вифлееме. Они необычайно обрадовались, справедливо заключая, что здесь новорожденный Царь, Которого они ищут. Вошли в дом; увидели Младенца с Матерью Его Марией; пали и поклонились Ему. Потом, открывши свои сокровища, поднесли Ему дары: золото, ливан (ладан) и смирну. Выбор даров, конечно, был не без, внушения Божия: потому что они указывали на царскую власть, Божескую честь и смертное естество Христа Богочеловека. Волхвы не возвратились к Ироду, а другой дорогой отправились в свою землю: так повелено было им от Бога в сонном видении. 8. Бегство Иосифа с Богомладенцем и Матерью Его в Египет (Мф. 2:13–23; Лк. 2:39) В сонном видении является потом Ангел Господень к Иосифу, и говорит: «встань, возьми Младенца и Матерь Его, и беги в Египет, и оставайся там, пока я не скажу тебе; потому что Ирод станет искать Младенца, чтобы погубить Его». Он встал, ночью же взял Младенца и Матерь Его, и отправился в Египет. Между тем, Ирод напрасно ждал волхвов. Увидевши, что он обманут, страшно разгневался, и послал избить в Вифлееме и во всех окрестностях его, всех детей мужеского пола, начиная с новорожденных, до двухлетнего возраста. Основываясь на показании волхвов, он рассчитывал, что в числе их, непременно убиен будет и Христос. Но прошел, с небольшим, месяц, как сам он умер, в тягчайших муках. По смерти Ирода, Ангел Господень опять в сонном видении является Иосифу в Египте, и говорит: «встань, возьми Младенца и Матерь Его, и возвратись в Израильскую землю; потому что властелин, покушавшийся на жизнь Младенца, умер». Иосиф повиновался, взял Богомладенца и Матерь Его, и пришел в Иудею. Он хотел-было поселиться в Вифлееме, где взрос и воспитан был Давид, и где теперь родился обетованный Мессия, Сын Давидов, Богомладенец Иисус: но, услышавши, что, вместо Ирода, воцарился в Иудее подозрительный и жестокий сын его, Архелай, побоялся туда идти. Тогда, в сонном видении, получил он от Бога извещение, по которому удалился в Галилею, где властвовал другой сын Иродов, Ирод Антипа, который был нрава мягкого и, отчасти, беспечного, и опять поселился в Назарете, от которого, впоследствии, Иисусу Христу дали наименование Назарянина или Назарея. 9. Мудрость, явленная двенадцатилетним Иисусом среди учителей в Иерусалиме (Лк. 2:40–52)

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Волхвы вышли от царя и отправились в Вифлеем. И вот звезда, которую они видели прежде, опять шла пред ними, наконец, она стала неподвижно над одним местом в Вифлееме. Они необычайно обрадовались, справедливо заключая, что здесь новорожденный Царь, Которого они ищут. Вошли в дом, увидели Младенца с Матерью Его, Мариею, и поклонились Ему. Потом, открывши свои сокровища, поднесли Ему дары: золото, ливан и смирну. Выбор даров, конечно, был не без внушения Божия, потому что дары указывали на царскую власть, Божескую честь и смертное естество Христа Богочеловека. Волхвы не возвратились к Ироду, а другой дорогой отправились в свою землю – так повелено было им от Бога в сонном видении ( Мф. 2:1–12 ). В сонном видении является потом Ангел Господень и Иосифу и говорит: «Встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и оставайся там, пока я не скажу тебе, потому что Ирод станет искать Младенца, чтобы погубить Его». Он встал, ночью же взял Младенца и Матерь Его и отправился в Египет ( Мф. 2–13–14 ). Между тем Ирод напрасно ждал волхвов. Увидев, что он обманут, страшно разгневался, и послал избить в Вифлееме и во всех окрестностях его всех детей мужеского пола, начиная с новорожденных до двухлетнего возраста. Основываясь на показании волхвов, он рассчитывал, что в числе их непременно убиен будет и Христос. Но прошел месяц с небольшим, как сам он умер в тягчайших муках. По смерти Ирода Ангел Господень опять в сонном видении является Иосифу в Египте и говорит: «Встань, возьми Младенца и Матерь Его и возвратись в израильскую землю, потому что властелин, покушавшийся на жизнь Младенца, умер». Иосиф повиновался, взял Богомладенца и Матерь Его и пришел в Иудею. Он хотел было поселиться в Вифлееме, где взрос и воспитан был Давид, и где родился обетованный Мессия, Сын Давидов, Богомладенец Иисус, но, услышав, что вместо Ирода воцарился в Иудее подозрительный и жестокий сын его Архелай, побоялся туда идти. Тогда в сонном видении получил он извещение от Бога, по которому удалился в Галилею, где властвовал другой сын Иродов, Ирод Антипа, который был нрава мягкого и отчасти беспечного, и опять поселился в Назарете, от которого впоследствии Иисусу Христу дали наименование Назарянина или Назорея ( Мф. 2:16–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Глава 3 Зач. 9-е. Иоанн Предтеча и Креститель Христов и его проповедь. Читается в навечерие Богоявления. Лк.3:1 . В пятое же нáдесяте лето владычества тивéриа кéсаря, обладáющу понтийскому пилáту Иудéею, и четвертовлáствующу Галилéею Ироду, Филиппу же брáту егó четвертовлáствующу итурéею и трахонитскою странóю, и лисáнию Авилиниею четвертовлáствующу, (В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее,) То обстоятельство, что еванг. Лука так точно обозначает время явления Предтечи, показывает, что это явление имеет важное значение в Евангельской истории. С другой стороны, св. евангелист хотел чрез это изобразить то состояние мира, при каком имело совершиться искупительное служение Иисуса Христа роду человеческому – что Иудея уже была в то время римской провинцией и т. и. Тиверий был сыном и преемником Римского императора Октавия Августа, в правление которого родился Иисус Христос. 15-й год правления Тиверия падает на время, когда Иоанну Предтече было 30 лет, – возраст, с которого, по закону, евреи могли вступать в общественную службу. Понтий, по прозванию, Пилат был пятым правителем (прокуратом, игемоном) Иудеи со времени присоединения ее к Римской империи. Получил он власть от Тиверия в 26 году по Р. Христове. Ирод (Аптипа), как равно и Филипп, были сыновья Ирода великого, царя Иудейского. После смерти Ирода, по его воле и по приказанию Римского императора Августа, из детей его Архелай получил в управление Иудею, Самарию и Идумею; Ирод Антипа – Галилею и Перею; Филипп – Ватанею, Трахонитиду, Авранитиду и др. Итурея – область на востоке, за Иорданом, древний Галаад; название ее произошло от Иетура, одного из сыновей Измаила ( Быт.25:15 ). Трахонитская страна (область) лежала рядом с Итуреею, к северо-востоку от нее. Четвертовластвующу (был четверовластником). Название четверовластник первоначально означало правителя четвертой части известной страны или области, но затем стало означать вообще правителя. Авилиния, – это была Сирская область, на северо-востоке Галилеи; так называлась она от главного города в ней Авилы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010