За 64 года до Рождества Христова страной иудейской овладели римляне. Оставив потомкам Маккавеев одну власть первосвященническую, управление страной они вверили своим наместникам. Первым из таких наместников был идумеянин – Антипатр. Преемником ему был сын его, Ирод, получивший от римского сената титул царя иудейского. Его продолжительное царствование ознаменовано было многочисленными злодеяниями. Он истребил владетельный род Маккавеев, изнурил свою страну пышностью, чрезмерными подарками римлянам и ввел в нее многие языческие обычаи. По смерти Ирода римский император Август разделил иудейское царство между тремя его сыновьями. Одному из них, Архелаю, он отдал с титулом этнарха (народоначальника) Иудею, Самарию и Идумею; другому, Ироду Антипе, дал Галилею и Перею; а третьему, Филиппу, – Гавланитиду, Трахонитиду, Итурею, Авранатиду и Батанею. По десятилетнем правлении Архелай за свою жестокость был сослан Августом в Галлию, а его области отданы в управление римскому наместнику, который должен был находиться в подчинении у сирийского проконсула. Пятым из сих наместников был Пилат (28–37 гг. по Р. Хр.). Римские наместники обыкновенно жили в приморском городе Кесарии, но в большие праздники они приходили в Иерусалим для наблюдения за порядком и тишиной. Они собирали через своих чиновников подати с народа, решали важнейшие дела и произносили смертные приговоры. Правление их ознаменовано было корыстолюбием, жестокостью и притеснением народа. Надзор за делами веры принадлежал в это время иерусалимскому синедриону. Он состоял из семидесяти двух членов, главою коих был первосвященник. Членами были: 1) архиереи или первосвященники, удаленные от должности римским правительством, и старшие из каждой чреды священники, всех числом 24; 2) старейшины народные или начальники колен и главы фамилий и 3) книжники (фарисеи), наиболее сведущие в правах и Писании. При Маккавеях синедрион составлял высшее правительственное место не только духовное, но и гражданское. Ирод В. и следовавшие за ним правители лишили его гражданской власти и оставили ему только церковную. Он мог каждого требовать к ответу по делам веры, подвергать виновных наказаниям и мог даже произносить смертные приговоры, но только должен был представлять их на утверждение римскому наместнику. Кроме синедриона, в каждом городе были еще низшие судебные места, которые решали дела меньшей важности; они состояли из семи членов, главой коих всегда был начальник городской синагоги.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

Е.В. Герцман Беседа II. Задолго до евангелистов Шел четвертый год 195-й олимпиады или 757 год от основания Рима. Императору Августу исполнилось шестьдесят шесть лет. Судьба отпустила ему еще целых десять лет жизни. Следующему императору Тиберию в тот год минуло сорок шесть лет. Тогда же он был усыновлен Августом, облечен властью трибуна еще на десять лет и стал именоваться Тиберий Юлий Цезарь. В том же году своим дедом Августом был усыновлен Агриппа Постум – буйный младший сын сподвижника императора Марка Випсания Агриппы и его единственной дочери Юлии Старшей. Тогда же по приказу Августа Тиберий усыновляет своего племянника Германика – старшего сына талантливого полководца Друза Старшего и младшей дочери Марка Антония Антонии Младшей. С тех пор Германик стал именоваться Германик Юлий Цезарь. В Галилее уже восьмой год властвует Ирод Антипа, которому суждено оставаться там у власти еще тридцать пять долгих лет. В том же году Архелай, ставший царем Каппадокии благодаря Антонию, а затем перешедший на сторону Октавиана после битвы при Акции, подавляет восстание в Иерусалиме. Тогда же происходит восстание против Рима Иуды Галилеянина и фарисея Саддока. О первом из них впоследствии будет написано: «...явился Иуда Галилеянин и увлек за собою довольно народа; но он погиб, и все, которые слушались его, рассыпались» ( Деян.5:37 ). В том же году римский полководец Вар казнит две тысячи повстанцев. Но самому Вару остается жить всего пять лет, и он покончит жизнь самоубийством. У древних стен Ранним утром одного из весенних дней этого года по дороге в Иерусалим ехала небольшая повозка, запряженная двумя лошадьми. Солнце еще не поднялось из-за горизонта, но было уже светло. Лошадей погонял сидящий на повозке мужчина средних лет. Он безучастно смотрел на дорогу. Нетрудно было догадаться, что он ехал если не всю ночь, то, во всяком случае, уже много часов подряд. Однако, несмотря на это, он уверенно держал поводья в руках. Так их держат люди, привыкшие всю жизнь работать руками, – люди, которым по плечу любое дело. Такие люди с одинаковой легкостью и уверенностью могут обращаться и с топором, и с молотком, и с поводьями.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

составление и перевод А.А. Бурова Святая Аурея, дева Римская, мученица (III, память 30 января, 20 мая, 24 августа) Св. Хрисия (Аурея) пострадала во время царствования римского императора Клавдия II либо во времена Требониана Галла. Будучи из царских или иных благородных кровей, св. Аурея из-за исповедания христианства была вынуждена жить за городскими стенами, в своём поместье в Остии. Там она общалась с местными христианами, в частности, с тамошним епископом св. Кириаком, впоследствии вместе с ней пострадавшим. С её именем связывают чудеса, в частности, избавление от оков св. Кенсорина (Censorinus), которого она утешала в тюрьме. После этого чуда обратились ко Господу 17 воинов, среди коих Филикл или Феликс (Felix), Максим (Maximus), Тривун или Таврин (Taurinus), Геркулин или Геркулан (Herculanus), Венерий или Невин (Nevinus), Стиракин или Хисторакин (Historacinus), Мина (Menna), Коммод или Коммодий (Commodius), Ерм (Hermis), Мавр (Maurus), Евсевий (Eusebius), Рустик (Rusticus), Монагрей или Монаксий (Monaxius), Амандин или Армандин (Armandinus), Олимпий (Olympius), Кипр или Эйпр (Eipros) и Феодор (Theodorus). Они были обезглавлены около Арки Каракаллы, Остия. Другое предание сообщает о воскрешении ею сына сапожника. Также пострадали свв. мученики Ипполит Римский , Савин Римский, Максим Остийский, пресвитер и Архелай Остийский, диакон. «Basilica di Sant’Aurea», Livioandronico2013 «Basilica di Sant’Aurea – interno» Livioandronico2013 Согласно преданию, святая Аурея была похоронена в своих владениях. Поверх её могилы была выстроена церковь , в которой была также погребена св. Моника. Базилика св. Ауреи, Остия, была перестроена в XV веке. Неподалёку в 1981 году была обретена надпись CHRYSE HIC DORM[IT] («Хрисия почивает здесь»). В 1950 году была обнаружена мраморная колонна, отнесённая к V веку, с надписью S.AVR. Святая Аурея почитается покровительницей Остии. Читать далее Источник: Избранные жития святых, в Европейских и иных землях просиявших : А-Э/Сост. и перевод А.А. Бурова. – Москва : 2005–2015. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

I Второй Римский Император Октавиан Август 1. ИИСУС ХРИСТОС Сын Божий рождается в Вифлееме иудейском, от какового года начинается спасение христиан, и каковой год считается первым годом христианского спасения. Всех лет от Авраама до Рождества Христова считается 2015. Кай кесарь вступил в союз с Парфянами. Получает известность Ксист пифагорейский философ. 2. Август усыновляет Тиверия и Агриппу. Иуда Галилей убеждает иудеев к возмущению, чтобы они не соглашались платить налогов римлянам. 3. Ирод, узнавши о рождении Христа, по указанию волхвов, приказал умертвить всех младенцев в Вифлееме. .................... .................... Азиний Поллион, оратор и бывший консул, который одержал победу над далматами, на 70 году своей жизни умирает в вилле Тускуланской. Ирод поносно и достойно умирает от водяной болезни и кишащих во всем теле червей В Риме был такой великий голод, что пять мер продавалось за 27,5 динариев. В Риме пользуется знаменитостью Филистион литограф, родом из Магнезии. Кесарь Тиверий, далматов и сарматов покоряет римской власти. Пользуются знаменитостью Афенодор Тарсийский, стоический философ и М. Веррий Флакк грамматик. Афиняне, замышлявшие возмущение против римлян, подавляются, по умерщвление зачинщиков возмущения. Иисус Христос препирается среди учителей, возбуждая их удивление, так как они не могли противостоять премудрости Его. Мессала Корвин оратор за два года до смерти настолько потерял память и рассудок, что едва связывал немногие слова и наконец, когда у него образовался на спине нарыв, уморил себя голодом, на 72 году жизни. .................... Август с сыном своим Тиверием, произведши в Риме перепись, нашел жителей 9,370,000. Славится философ Александрийский Сотион, наставник Сенеки. Архелай на девятом году своего царствования ссылается в ссылку в Виенну, город Галлии. Было затмение солнца, и Август на 76 году своей жизни умирает в Ателле в Кампании и погребается в Риме на поле Марсовом. 1 Переводим хронику Евсевия по изложению Иеронима начиная только с Рождества Христова, имея в виду интерес богословский и церковно-исторический, которого не представляет предшествующая часть хроники. На этом же основании считаем возможным опустить в переводе и хронологическое указание лет от Авраама, по олимпиадам и по годам царствования царей иудейских (до разрушения Иерусалима) и ограничиваемся христианскою хронологию. Звездочками обозначаем показания сомнительной подлинности, находящиеся ее во всех списках хроники по изложению бл. Иеронима. Прим. Редакции. Читать далее Источник: Творения блаженного Иеронима Стридонского. - Киев : Тип. Г.Т. Корчак-Новицкого, 1879-./Ч. 5. - 1879. - 481 c. (Библиотека творений св. отцев и учителей церкви западных, издаваемая при Киевской духовной академии. Кн. 8)/Изложение хроники Евсевия Памфила. 345-394 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Kesari...

Общий указатель 875 А Аарон 145 Аввакум, пророк 77; 121 Августин Гиппонский 9; 13; 16; 59; 60; 62; 63; 68; 74; 84; 86; 93; 96 (сноска 495); 101; 109–110; 115; 133 (сноска 700); 137; 140; 142; 162 Авдий, пророк 24; 76; 78; 112–121; 129–130 Авель 136 Авит 46 (сноска 233); 87 Авраам 102; 139; 151 Аврелий Виктор 102 Аврелий Карфагенский 111; авторитет 24; 35; 53; 91; 92; 118; 120–121; 126; 163 Аггей, пророк 77; 121 агиография, агиографический 9; 34; 64; 105; 162 агнец 100; 138; 149; 152–153 ад 22; 139 Адам 136; 141; 157; 159 Азелла 27; 30; 112 Акакий Кесарийский 72–73; 104 Аквилея 19; 21; 45; 47; 50; 52 Аквитания 98 Акила 122 Аларих 57 Александрия 31; 47; 95; 148 Алипий 62 аллегория, аллегоризм 79; 81; 127; 131; 163 аллилуйя 81; 99 алтарь 63 Альбин 36 Амвросий Медиоланский 9; 63; 71 (сноска 380); 87; 93; 104; 132; 133 (сноска 700); 137; 142 Аммиан Марцеллин 14; 102 Амос, пророк 57; 78–79; 121 Амфилохий Иконийский 25; Анастасий I, папа Римский 13; 48–49; 50–53; 97; 110 анахорет 23 ангелы 79; 139; 144; 159 Антиохия 22–25; 30; 70; 76; 89; 106–107; 126 антихрист 86; 148 Антоний Египетский 21; 106 антропоморфиты, антропоморфитство 38 Апокалипсис 155–157 апокриф 121 Аполлинарий Лаодикийский, аполлинаристы 25–26; 72; 79; 82–84; 104; 125; 134–135 апостолы 20; 84; 100; 105; 118–121; 126; 133; 143–147; 150; 157; 163 Арий, арианс, арианство 24 (сноска 105); 51; 89–90; 103; 132; 134; 151 Аркадий, император 41; 47; 100 Арнобий Старший 104 Арсений, преподобный 31 Архелай 32; 41 аскет, аскетизм, аскетика (см. также «монашество», «подвижничество») 9; 21–24; 28; 34; 36; 55; 64; 92–93; 95; 106–109; 112; 161–162; 164 Атарвий 37 Афанасий Александрийский 21; 90; 106 Афины 22 Африка 57–60; 116; 148 Б Беда Достопочтенный 63; 75; 85; 114 безбрачие 99 безгрешность 60; 101; 137; 140; 141; 163 бессмертие 158; 159 бесы (см. также «демоны») 160 библеистика 9; 12; 64; 118; 131; 162 Библия 9; 11; 31; 64; 71–72; 76; 86; 109; 118–119; 125; 131; 161–162 благодать 59–60; 102; 140; 142; 144; 157; 163 блаженство 123; 159; 160

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Пред временем пришествия Христова, Иудея подпали власти римлян. Сперва они доверили управление ею первосвященнику, из рода князей Маккавеев – Иоанну Гиркану; но он не умел удержать власти в своих руках, и она перешла к некоему Антипе, или Антипатру, родом идумеянину. Из слуги или домашнего секретаря первосвященника Иоанна этот хитрый и ловкий человек сделался гражданским правителем Иудей, оставив Иоанну один титул первосвященника-князя. Один из сыновей Антипатра – Ирод, человек в высшей степени хитрый и для достижения своих целей не отступавший ни перед какими средствами, через подкупы влиятельных лиц в Риме и лукавую лесть пред римскими полководцами (Антонием и Августом ) добился того, что римский сенат (за 37 л. до Р. Хр.), провозгласил его царем иудейским. Крайне жестокий и подозрительный, он запятнал себя рядом страшных преступлений. По смерти Ирода (в 1-м году по Р. Хр.), римский император Август разделил царство его на три не равных части между трека его сыновьями: Архелай, с титулом этнарха (зн. народоправитель), получил в управление Иудею и Самарию; Ирод Антипа, с титулом тетрарха (зн. четверовластник или правитель 4-ой части царства), получил в управление Галилею и Перею; Филипп, с тем же титулом, некоторые области на границе Палестины, к северу, и сопредельные с нею. Этнарх Архелай за свои жестокости, через 6 лет правления, был низложен римлянами. Область его была присоединена к Сирии и отдана в управление римских прокураторов (губернаторов), под главным начальством проконсулов живших в Антиохии Сирийской. За год до вступления Господа в общественное служение роду человеческому, стал управлять Иудеей и Самарией римский прокуратор Понтий Пилат. Ирод Антипа и Филипп оставались на местах до конца земной жизни Спасителя. Великий синедрион. После правителей, назначаемых властью римлян, имел важное значение для евреев великий синедрион. Это было собственно иудейское верховное судилище. Во главе синедриона был великий архиерей, или первосвященник в собственном смысле. За ним следовали старшие священники (называемые также первосвященниками, но не в собственном смысле, а для обозначения старейшинства пред другими), старейшины народа – князья, и книжники (ученые). В синедрионе было 72 члена. Во время римского владычества власть синедриона во многом была ограничена и поставлена в зависимость от римских правителей. Так, например, синедрион не мог привести в исполнение смертного приговора без утверждения его римским прокуратором. Синагоги.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/s...

Император Август, по расположению к умершему Ироду, поручил одну половину Палестины Архелаю, дал титул народного князя и обещал дать корону, если тот будет достоин того, другую половину – другим сыновьям Ирода – Антипе и Филиппу. Архелай через девять лет был вызван в Рим по обвинению в жестокости, и сослан в Галилею в заточение, а его владения сделались римскою провинцией с присоединением их к Сирии. Антипа и Филипп считались владетелями остальной половины Палестины, но не имели никакой власти. Всеми делами заведовали римские прокураторы, а иудейские цари носили только одни титулы. Римский прокуратор Сирии и Палестины, Квириний, обложил, наконец, Иудею поголовной данью в пользу Рима. Иудея окончательно была покорена римлянами. Явился было протест со стороны ревнителей национальной свободы, выразившийся в возмущении иудеев под предводительством Иуды Галилеянина, но скоро был подавлен римскими войсками. Ко времени пришествия Христа Спасителя иудеи жили и вне Палестины. Во время постоянных нападений на Иудею и опустошений, её жители были отводимы в плен и поселяемы между победителями, так что не было страны, входившей в состав римского государства, в которой не было бы евреев. Здесь положение их было спокойнее, чем в Палестине. По своему предприимчивому характеру евреи занимались торговлею и ремеслами, приобретали богатства, а иногда независимость и даже привилегии. Особенно много евреев было в Александрии; были они даже в Риме, куда попали в первый раз при Помпее как пленники. 6.2. Религиозно-нравственное состояние языческого мира На рубеже старой и новой веры положение человечества в религиозно-нравственном отношении было весьма безотрадно. Знания истинного Бога не было ни у одного народа, кроме еврейского. Понятия о Едином истинном Боге и об отношении к Нему людей, сообщенные человечеству первобытной религией, в течение многих веков, прошедших от падения прародителей, затмились окончательно. Человечество успело создать свои религиозные системы, в которых сначала заметны были следы истинной веры, но чем дальше шло время, тем меньше оставалось в них истинных религиозных понятий.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Предлагая в настоящем предисловии краткие и общие сведения о св. Ипполите – дальнейшие подробности о нем и его сочинениях, а также историю и разбор мнений по вопросам, к ним относящимся, отлагаем для особого исследования о св. Ипполите 2 . Свящ. П. Преображенский Книга первая Содержание первой книги обличения всех ересей: Какие мнения естественных философов и кто они были, какие мнения нравственных (философов) и кто они, и какие мнения диалектических и кто диалектики. К естественным философам относятся Фалес, Пифагор, Эмпедокл, Гераклит, Анаксимандр, Анаксгимен, Анаксагор, Архелай, Парменид, Левкипп, Демокрит, Ксенофан, Экфант, Гиппон. К нравственным – Сократ, ученик Архелая естественника, и Платон, ученик Сократа: последний соединил три философские системы. К диалектикам – Аристотель, ученик Платона, составив- ший диалектику, и стоики Хризипп [Хрисипп] и Зенон. Эпикур построил учение, почти противоположное всем. Пиррон, академик, утверждал непостижимость всех вещей. Брахманы в Индии, Друиды у Кельтов и Гезиод [Гесиод]. Не должно пренебрегать ни одним вымыслом почитаемых у Эллинов (философов). И верные, и несостоятельные учения их должно уважать ввиду крайнего безумия еретиков, которые, потому что соблюдают молчание и скрывают свои неизреченные таинства, многим показались чтущими Бога. Я и прежде изложил учения сих (еретиков) вкратце 3 , не пускаясь в подробности, но сжато обличая их, ибо почитал недостойным выводить на свет тайны их, – для того, чтобы, когда я изложил их мнения намеками, они, побоявшись, чтобы я не высказал их тайн и не выставил их безбожниками, отстали от нелепого учения и нечестивого предприятия своего. Но так как вижу, что они пренебрегли нашею скромностью и не помышляют о долготерпении Бога, ими хулимого, чтобы устыдившись изменить свои мысли, или упорствуя в них они подвергнутся праведному суду, то я принужден идти далее и обнаружить их неизреченные таинства, которые с великим доверием передают и открывают посвящаемым не прежде, как в известное время, испытав кого-либо и сделав его хульником в отношении к истинному Богу, поработят его и заметят в нем горячее желание обещанного (разоблачения таинств). И потом, убедившись, что он связан узами греха, посвящают его и передают совершенство злых (учений) своих, обязав наперед клятвою не говорить и не сообщать, кому бы то ни было, если также не будет порабощен, – хотя при передаче такого учения вовсе не нужна была бы клятва. Ибо выдержавший это и принявший полноту их таинств достаточно будет связан самым делом и по собственному сознанию не [будет] говорить о том посторонним. Ибо если он выскажет какому-либо человеку такое нечестие, то не будет считаться в числе людей и не будет признан достойным видеть свет, так как даже неразумные животные не допускают такого беззакония, – о чем скажу в своем месте.

http://azbyka.ru/otechnik/Ippolit_Rimski...

Следуя за путеводной звездою, волхвы, которых святой Иоанн Златоуст именует «начатком верующих из язычников», достигли Вифлеема. Здесь они вступили под своды вертепа и поклонились новорожденному Спасителю, принеся Ему дары от сокровищ Востока. Затем, получив от Бога откровение не возвращаться в Иерусалим, другим путем отошли в свою страну. Тогда разгневанный Ирод, обнаружив, что волхвы ускользнули из его сетей, отправил в Вифлеем войско с приказом предать смерти всех младенцев мужского пола до двух лет от Роду. Ибо страшился Ирод будущего Царя Иудейского, видя в нем соперника своему царствованию. Евангелие повествует о том, что Иосиф, получив во сне откровение от Бога, бежал с Матерью Божией и Младенцем в Египет, где Святое семейство обреталось до смерти Ирода. После того изгнанники вернулись в Палестину и, узнав, что в Иудее царствует сын Ирода Архелай, убоялись оставаться в его власти. По внушению свыше они отправились на север, в пределы Галилейские, и поселились в городе Назарете. Таковы обстоятельства Рождества Христа Спасителя. Праздник Рождества Христова христиане стали отмечать с глубокой древности. Уже b III веке святой Ипполит Римский предложил, чтобы в этот день за богослужением читалась Глава 1 Евангелия от Матфея. Самый же обычай празднования Рождества восходит к древнейшим временам христианства. Нам неизвестен день, когда явился на свет Богомладенец Иисус. Празднование Рождества Христова совершается 25 декабря. Это окончание зимнего солнцестояния, когда прибывающий день как бы знаменует обновление всей вселенной. Некогда язычники-солнцепоклонники именно в этот день прославляли свое ложное божество-солнце. Христиане, в свою очередь, положили праздновать Рождество Христово тогда же, дабы явить свое исповедание Христа Спасителя как истинного Солнца правды, просвещающего мир, приводящего человечество ко спасению и к познанию Божественной истины. «Рождество Твое. Христе Боже наш, возсия мирови свет разума», — поем мы в тропаре этого праздника. Что же касается установившейся практики празднования Рождества Христова по старому и по новому стилю, то она обусловлена сосуществованием двух различных календарей: старого, юлианского и нового, григорианского.

http://pravmir.ru/lyudskaya-posredstvenn...

В продолжение 10-летнего царствования Архелай приобрел себе множество врагов, и отличался своей крайней жестокостью по отношению к Иудеям и к Самарянам. По свидетельству Иосифа Флавия, он, вскоре по своем вступлении на престол, предал смерти в Иерусалимском храме 3000 Иудеев. В 6 г. по Рождестве Христовом его братья и подданные принесли на него жалобу Императору за его бесчеловечие и жестокость. Вызванный Императором в Рим, Архелай был лишен царства и изгнан в Вьенн, в Галлию. И вот, теперь-то по пророческому слову, произнесенному некогда умиравшим Патриархом Иаковом на смертном одре, окончательно отошел скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, и все царство Давида и Соломона сделалось Римской областью ( Быт. 49:10 ). 2. Копоний (6–10 по Р. X.) По низложении Архелая в 6 году по Рождестве Христовом, Кириний, правитель Сирии, имевший свою резиденцию в Антиохии, получил указ от Императора Августа – присоединить Иудею и Самарию к Римской империи и поставить их под ведение и управление Римского правителя, который должен был жительствовать в Приморской Кесарии, равно как занять ту и другую страну Римскими войсками. Копоний, вследствие императорского указа первый Римский правитель Иудеи, поместил небольшой римский гарнизон в башне Антония на горе Сион, и приезжал из Антиохии в Иерусалим на большие праздники, оставляя на время своего отсутствия кормило правления Первосвященнику и другим церковным властям. Вместе с римскими правителями в Иудее неизбежно явились и римские порядки – откупы, пошлины и т. п., а это считалось Иудеями самым последним и постыдным знаком подчинения их чужеземной власти. Энергия со стороны правительства конечно деятельно подавляла все сопротивления и возмущения против него в самом Иерусалиме; но на севере неоднократно предпринимались отчаянные попытки к освобождению страны, которые, впрочем, также оставались постоянно безуспешными, так как ничто не могло противостоять страшным Римским легионам. " 3. Понтий Пилат (26–37 по Р. X.) Во все время царствования Августа в Риме Римские правители Иудеи быстро сменялись один другим, именно: в 10 году по Р.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/posobi...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010