Еретики говорили, что «людей, раскаявающихся в своих заблуждениях, следует принимать в церковное общение». Пр. Иосиф отвечал на это следующим образом 193 : «В предъидущем «слове» мы говорили, как следует принимать кающихся еретиков и отступников; но что касается до наказания ныне явившихся отступников, мы ничего не нашли во всех дошедших до нас книгах. Поэтому будем молиться Господу Богу, чтобы Он Сам упразднил их, как делали это Св. иноки наши Блаженный Александр, Патриарх Константинопольский, Св. Лев, Папа Римский и Блажен. Архелай Еп. Месоптамский». Покаяние еретиков было бы приятно, если бы они добровольно сознались в своих преступлениях ( Nc. XLIII, 26 ), но они несознались добровольно в своем заблуждении и начали каяться только тогда, когда их осудили на смерть; следовательно, покаяние их неприятно. Это видно из примеров Адама, Каина, Гиезия, которых покаяние не было принято, так как они приносили его по обличении их в преступлениях. И если вынужденное покаяние разбойников бывает неприятно, то тем более неприятно вынужденное покаяние нынешних еретиков, которые хуже всяких разбойников; никто из них не покаялся прежде осуждения. И странное, даже безумное дело! Если некоторые из православных согрешают в чем-либо по нужде или неразумию, их все ненавидят и никто не милует даже в час смертный; «егда же осудити их (еретиков), соделавших бесчисленное зло совершенно свободно, на смерть, то христиане православнии скорбят и тужат, и помощи руку подают и глаголют, яко подобает сих сподобити милости» 194 . Неужели Св. Отцы и цари, осуждавшие еретиков на смерть, были несправедливы»? «Господь Бог не хощет смерти грешника... ( Ueз. XXXIV, 11 ); Он принял покаяние Манассии и других кающихся грешников, но эти грешники после покаяния вели добродетельную жизнь; между тем как нынешние отступники после покаяния еще больше причинили зла и когда их осудили на смерть, они снова говорят: «каемся». Как искренне их покаяние – это всем известно. Их непременно должно заключать в темницы; если кто из них искренно вздумает раскаяться, может сделать это и в темнице: «в скорбех бо и бедах паче Бог слышит кающихся» 195 .

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

127 Существует два мнения о счете часов у Евреев во время Господа нашего Иисуса Христа. Самое распространенное, и притом по нашему мнению самое правильное, мнение есть то, которое указываете, что Евреи заимствовали разделение суток на две половины дня и ночи и разделение каждой половины на 12 часов от Египтян, причем часы (Егип. Нау) не были между собой равны, а изменялись сообразно относительной длине дня и ночи летом и зимой. День и первый его час начинались с восхода солнца; ночь и первый ее час начинались с заката солнца Так указывают Вилькинсон (in note to Rawlinson’s Herodot 2, 82) Фаррар (in Smith’s Bibl. Dict, sub v. Hour) и Роулинсон (Herodot ed. of 1875. – v 2, p. 332). Из лиц, держащихся впрочем условного мнения, что может быть Евреи считали часы с полуночи мы укажем Уэсткотта в Speaker’s Bible. Мы конечно держимся первого мнения и притом заметим, что так как события происходят немного ранее равноденствия, то мы можем принять, что восход солнца был в 6 часов утра, а 10-й час соответствовал 4 часам по полудни, ибо в равноденствие день равен ночи и часы дня и ночи соответствовали нашим часам. 129 Еврейское Машиах: (Мем, шин, йод, хет) совершенно отвечает греческому слову Христос (от χρω) которое, как и Мессия, означает Помазанный. 132 Эта часть Палестины вместе с Переей в это время управлялась тетрархом Иродом Антипою, сыном Ирода 1 и Малфаки (матери и Архелая). Фл. Ioc. Bell. Jud. 1, гл. 18. Император Август разделил по смерти Ирода 1 согласно его завещание его владения трем сынам его. Архелай с титулом этнарха получил Иудею, Самарию и Идумею; Филипп получил Трахонитиду, Итурею, Батанею и Ауранитис; Ироду Антипе даны в удел Галилея и Перея: Филипп и Ирод носили титул тетрархов. Жестокость Архелая была причиной изгнания его в 10-й год его царствования в Галлию, почему Иудеей и управлял римский прокуратор. 139 Мы выписываем Синодальный русский перевод во-первых, потому что он яснее, во-вторых, потому что этот превосходный перевод с Еврейского принял во внимание все новейшие труды по разработке Еврейского текста ветхого завета. По поводу слова нарекут мы заметим, что в славянском переводе, следующем буквально греческому Александрийскому тексту, это место переведено «нарицается», καλσται, согласно Таргумов, которые к этому слову добавляют «от вечности» (Speaker’s Bible).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

24. Евангелист называет Вифлеем «иудейским», чтобы отличить его от города в Галилее, носившего то же название (Ис Нав 19, 15). Именно на иудейский Вифлеем как на место рождения Мессии указывали таргумы того времени (см.: К. Гейки. Ук. соч., с. 92). Возражая гиперкритикам, еп. Кассиан остроумно замечает, что «если было предсказано, что Христос родится в Вифлееме это не значит, что Он не мог там родиться». 25.  Светоний. Август, 94. 26.  И. Флавий. Иуд. война, II, 33, 7. Глава тридцатая ЖИЗНЬ В НАЗАРЕТЕ 4 г. до н. э. — 12 г. н. э. Иисус одинок в этом мире. Б. Паскаль   Итак, родной город Марии стал «отечеством» и Ее Сына, Который, по словам евангелиста, «был там воспитан». Современники обычно называли Иисуса «Ха-Ноцри», Назарянином, а позднее это наименование перешло и на последователей Христа [ 1 ]. Надо признать, что Иосиф ошибся, думая найти в Галилее тихое убежище. Сепфорис, который Вар разрушил и сжег дотла, находился неподалеку от Назарета. После поражения повстанцы лишь выжидали, когда снова можно будет взяться за оружие. Времена Маккавея, заключавшего договоры с консулами и восхищавшегося римскими порядками, были забыты. И Рим теперь стал не тот, и в Иудее настроения резко переменились. В империи видели теперь главного врага, апокалиптического Зверя, воплощение сатаны. Кощунства и расправы, учиненные в Иерусалиме, только усилили жгучую ненависть к Риму. Архелай, царствовавший десять лет, не оправдал надежд Августа и был сослан в Галлию. С 6 года н. э. Иудея вошла в состав Сирийской провинции [Области Ирода Антипы и Филиппа сохранили полузависимый статус]. Отныне там стал править римский прокуратор, резиденция которого находилась у моря в Кесарии. Первый же прокуратор Копоний по распоряжению легата Квириния начал перепись, чтобы установить размер дани, налагаемой на иудеев. Это, естественно, вызвало бурю. На габаев, мытарей, собиравших имперский налог, смотрели как на предателей родины. В Галилее вновь появился Иуда Гавлонит со своими приверженцами, считавшими, что пришло время решительных действий. По их мнению, Израиль не должен вообще признавать никакой земной власти и только Бог может царствовать над ним.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Правда, за такое присоединение был теперь и голос в самом народе, однако подобные заявления не менее громко выражались еще прежде – лет за 9–10, причеми1удеи твердо высказывались за включение в область Сирии с субординацией тамошним наместникам (Antiqu. XVII, 11:2 fin.), видя в этом даже принципиальное преимущество (ср. Antiqu. XVI, 11:4), между тем все это не встретило тогда римской апробации, хотя шло на встречу империалистским планам 61 . Значит, и по низвержении Архелая желание иудейства ничуть не было принудительным для Рима, который в таком случае должен был бы принять эту меру гораздо раньше. Римское правительство сделало, что хотело и когда пожелало, ибо всегда руководилось своими личными интересами с подчинением им всех других. Оно ничуть не связывалось силою обстоятельств и откладывало свои решения, потому что не механически двигалось внешними событиями, но умело предусматривало и предуготовляло их в своих выгодах получше многих позднейших царств до нашего времени. Везде и всегда доминировали воля Рима и его державные запросы. Ирод в. всецело признавал это и не без искусства приспособлялся к сему, наружно удерживая за собою царственный престиж. И весь трагизм его правления состоял в том, что он должен был согласовать непримиримое и чувствовал реальную эфемерность своих усилий. При подобных компликациях мог ли он помешать римскому абсолютизму, а последний разве поцеремонился бы с его оппозицией на пути к достижению своих целей? Тут исторически вероятен лишь неизбежный компромисс с покорностью первого второму, так как иначе сильный сокрушил бы слабого, который ради самосохранения обязывался исполнить римские веления. Это подтверждается и ближайшею аналогией, что – не менее Ирода в. Независимый – царь Капподокийский Архелай вынужден был (при наместнике Сирии Вителлии) произвести опись имущества и требовать подати «на римский манер» у подвластного ему племени Клитов, хотя из-за этого они ушли в Таврские горы (Tacit. Annal. VI, 41). Если беспристрастно сообразить все изложенное, то едва ли научно будет спорить, что ценз при Августе во владениях Иродовых не исключался достоинством regis socii 62 , а исторически совершенно возможен и фактически вероятен 63 , как допускают и некоторые оппоненты Луки 64 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Он процветал в первом году 88-й олимпиады, когда, как говорят, родился и Платон. Говорят еще, что он предсказывал будущее. IX Архелай, родом афинянин, сын Аполлодора. Он, подобно Анаксагору, допускал смешение материи и те же начала, но учил, что и в уме присуще некоторое смешение. Начало движения есть разделение между собою тепла и холода, и тепло движется, а холодное покоится. Разогретая вода стекает в среднее место, в нем вскипевши, делается воздухом и землею, из которых первый поднимается кверху, а последняя остается внизу. Земля пребывает в покое и потому холодною; она лежит в средине, не будучи, так сказать, частью вселенной, вышедшею из воспламенения, из чего сперва при горении произошло естество звезд, из коих самая большая – солнце, вторая – луна, а из других одни – больше, иные – меньше. Он говорит, что небо распростерто вверху, и от того солнце проливает на землю свет, и воздух делает ясным, и землю сухою, ибо она сперва была водохранилищем, так как она (была) в окружности возвышенна, а посредине имела впадину. В доказательство впалости приводит то, что солнце восходит и заходит не в одно время для всех, как должно бы быть, если бы она была ровная. А о животных говорит, что когда согрелась земля сперва в нижней части, где жар и холод были смешаны, явились другие животные, многочисленные и различные, все имеющие одну и ту же пищу, питаемые грязью, но были не долговременны; впоследствии у них появилось размножение друг от друга, люди отделились от других (животных) и постановили властителей, законы, искусства, города и все прочее. Он говорит, что ум прирожден одинаково всем животным; и каждое из них пользуется (умом) сообразно стелами: одни – медленнее, другие – быстрее. X. Итак, естественная философия продолжалась от Фалеса до Архелая. Слушателем сего был Сократ. Есть и другие очень многие, которые представили разные мнения и о божественном, и о природе вселенной. И если бы мы захотели предложить все мнения, то надлежало бы написать множество книг. Но, упомянув о тех, о ком следовало по их знаменитости, кто были, так сказать, корифеи для всех последующих философов и дали начала для их построений, мы поспешили к изложению дальнейшего.

http://azbyka.ru/otechnik/Ippolit_Rimski...

Предлагая в настоящем предисловии краткие и общие сведения о св. Ипполите – дальнейшие подробности о нем и его сочинениях, а также историю и разбор мнений по вопросам, к ним относящимся, отлагаем для особого исследования о св. Ипполите 2 . Свящ. П. Преображенский Книга первая Содержание первой книги обличения всех ересей: Какие мнения естественных философов и кто они были, какие мнения нравственных (философов) и кто они, и какие мнения диалектических и кто диалектики. К естественным философам относятся Фалес, Пифагор, Эмпедокл, Гераклит, Анаксимандр, Анаксгимен, Анаксагор, Архелай, Парменид, Левкипп, Демокрит, Ксенофан, Экфант, Гиппон. К нравственным – Сократ, ученик Архелая естественника, и Платон, ученик Сократа: последний соединил три философские системы. К диалектикам – Аристотель, ученик Платона, составив- ший диалектику, и стоики Хризипп [Хрисипп] и Зенон. Эпикур построил учение, почти противоположное всем. Пиррон, академик, утверждал непостижимость всех вещей. Брахманы в Индии, Друиды у Кельтов и Гезиод [Гесиод]. Не должно пренебрегать ни одним вымыслом почитаемых у Эллинов (философов). И верные, и несостоятельные учения их должно уважать ввиду крайнего безумия еретиков, которые, потому что соблюдают молчание и скрывают свои неизреченные таинства, многим показались чтущими Бога. Я и прежде изложил учения сих (еретиков) вкратце 3 , не пускаясь в подробности, но сжато обличая их, ибо почитал недостойным выводить на свет тайны их, – для того, чтобы, когда я изложил их мнения намеками, они, побоявшись, чтобы я не высказал их тайн и не выставил их безбожниками, отстали от нелепого учения и нечестивого предприятия своего. Но так как вижу, что они пренебрегли нашею скромностью и не помышляют о долготерпении Бога, ими хулимого, чтобы устыдившись изменить свои мысли, или упорствуя в них они подвергнутся праведному суду, то я принужден идти далее и обнаружить их неизреченные таинства, которые с великим доверием передают и открывают посвящаемым не прежде, как в известное время, испытав кого-либо и сделав его хульником в отношении к истинному Богу, поработят его и заметят в нем горячее желание обещанного (разоблачения таинств). И потом, убедившись, что он связан узами греха, посвящают его и передают совершенство злых (учений) своих, обязав наперед клятвою не говорить и не сообщать, кому бы то ни было, если также не будет порабощен, – хотя при передаче такого учения вовсе не нужна была бы клятва. Ибо выдержавший это и принявший полноту их таинств достаточно будет связан самым делом и по собственному сознанию не [будет] говорить о том посторонним. Ибо если он выскажет какому-либо человеку такое нечестие, то не будет считаться в числе людей и не будет признан достойным видеть свет, так как даже неразумные животные не допускают такого беззакония, – о чем скажу в своем месте.

http://azbyka.ru/otechnik/Ippolit_Rimski...

Итак, до Него от построения Иерусалима седьмин седмь и седмин шестьдесят две. Для большего уверения в этом, представляем исчисление лет. Ибо должно знать, что Евреи, считая годы по течению луны, имеют в каждом году лишних одиннадцать дней, – а течение луны совершается в 28 дней и 6 часов. От такого счета у них год состоит из 354 дней. Итак, когда Архангел, беседуя с Даниилом-Иудеем, и сообщая ему число лет, без сомнения сказал ему число употребительное; то, сообразно этому, нужно прибавить те годы, которые составляются из лишних дней, остающихся от годов лунных; прибавив их, получим 83 сверх четырехсот, – столько же составляют семь и шестьдесят две седьмины. Разделил Архангел седьмины для предозначения некоторых перемен. Ибо от построения Иерусалима, бывшего при Неемии и Ездре, до Гиркана, последнего первосвященника из Асмонеев, убитого Иродом, исполнится число шестидесяти двух седьмин; от сего времени до явления Христа на Иордане, исполняются последние семь седьмин. И в это самое время, – по убиении Гиркана, – до времени явления Спасителя, первосвященники были поставляемы против закона. Закон повелевал, чтобы первосвященники отправляли свою должность до самой смерти своей, после которой надлежало избирать преемника; а Ирод, и потом Римляне, торгуя священством, произвели то, что перемены были весьма часты, и первосвященниками были иногда избираемы люди не священнического рода. Подтверждая это, Иосиф, писатель Еврейский, говорит: «Ирод, получив царство от Римлян, не поставлял больше первосвященников из рода Асмонеев (они же и Маккавеи), но возводил в сей сан людей незнатнаго происхождения, хотя рода Еврейскаго». И немного ниже: «Архелай, сын Ирода, подражал отцу в поставлении первосвященников Еврейских, а потом так же поступали и Римляне, по присвоении власти». В другом же месте: «Валерий Грат, полководец Римский, отрешив Анана от первосвященства, объявил первосвященником Измаила, сына Фабиева; отрешив и его, немного спустя, объявил первосвященником Елеазара, сына Ананова, и по прошествии года, отрешив и этого, отдал первосвященство Симону, сыну Кафимову, который не более года владел саном тем, а место его заступил Иосиф, названный и Каиафою 3 ». То же подтверждает и св. Лука: в пятоенадесять лето владычества Тиверия Кесаря... при архиерее Анне и Каиафе ( Лк.3:1–2 ). Но по закону не следовало быть двум первосвященникам в одно время. Предсказывая это, Архангел говорит:

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

Е.В. Герцман Беседа II. Задолго до евангелистов Шел четвертый год 195-й олимпиады или 757 год от основания Рима. Императору Августу исполнилось шестьдесят шесть лет. Судьба отпустила ему еще целых десять лет жизни. Следующему императору Тиберию в тот год минуло сорок шесть лет. Тогда же он был усыновлен Августом, облечен властью трибуна еще на десять лет и стал именоваться Тиберий Юлий Цезарь. В том же году своим дедом Августом был усыновлен Агриппа Постум – буйный младший сын сподвижника императора Марка Випсания Агриппы и его единственной дочери Юлии Старшей. Тогда же по приказу Августа Тиберий усыновляет своего племянника Германика – старшего сына талантливого полководца Друза Старшего и младшей дочери Марка Антония Антонии Младшей. С тех пор Германик стал именоваться Германик Юлий Цезарь. В Галилее уже восьмой год властвует Ирод Антипа, которому суждено оставаться там у власти еще тридцать пять долгих лет. В том же году Архелай, ставший царем Каппадокии благодаря Антонию, а затем перешедший на сторону Октавиана после битвы при Акции, подавляет восстание в Иерусалиме. Тогда же происходит восстание против Рима Иуды Галилеянина и фарисея Саддока. О первом из них впоследствии будет написано: «...явился Иуда Галилеянин и увлек за собою довольно народа; но он погиб, и все, которые слушались его, рассыпались» ( Деян.5:37 ). В том же году римский полководец Вар казнит две тысячи повстанцев. Но самому Вару остается жить всего пять лет, и он покончит жизнь самоубийством. У древних стен Ранним утром одного из весенних дней этого года по дороге в Иерусалим ехала небольшая повозка, запряженная двумя лошадьми. Солнце еще не поднялось из-за горизонта, но было уже светло. Лошадей погонял сидящий на повозке мужчина средних лет. Он безучастно смотрел на дорогу. Нетрудно было догадаться, что он ехал если не всю ночь, то, во всяком случае, уже много часов подряд. Однако, несмотря на это, он уверенно держал поводья в руках. Так их держат люди, привыкшие всю жизнь работать руками, – люди, которым по плечу любое дело. Такие люди с одинаковой легкостью и уверенностью могут обращаться и с топором, и с молотком, и с поводьями.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Император Август, по расположению к умершему Ироду, поручил одну половину Палестины Архелаю, дал титул народного князя и обещал дать корону, если тот будет достоин того, другую половину – другим сыновьям Ирода – Антипе и Филиппу. Архелай через девять лет был вызван в Рим по обвинению в жестокости, и сослан в Галилею в заточение, а его владения сделались римскою провинцией с присоединением их к Сирии. Антипа и Филипп считались владетелями остальной половины Палестины, но не имели никакой власти. Всеми делами заведовали римские прокураторы, а иудейские цари носили только одни титулы. Римский прокуратор Сирии и Палестины, Квириний, обложил, наконец, Иудею поголовной данью в пользу Рима. Иудея окончательно была покорена римлянами. Явился было протест со стороны ревнителей национальной свободы, выразившийся в возмущении иудеев под предводительством Иуды Галилеянина, но скоро был подавлен римскими войсками. Ко времени пришествия Христа Спасителя иудеи жили и вне Палестины. Во время постоянных нападений на Иудею и опустошений, её жители были отводимы в плен и поселяемы между победителями, так что не было страны, входившей в состав римского государства, в которой не было бы евреев. Здесь положение их было спокойнее, чем в Палестине. По своему предприимчивому характеру евреи занимались торговлею и ремеслами, приобретали богатства, а иногда независимость и даже привилегии. Особенно много евреев было в Александрии; были они даже в Риме, куда попали в первый раз при Помпее как пленники. 6.2. Религиозно-нравственное состояние языческого мира На рубеже старой и новой веры положение человечества в религиозно-нравственном отношении было весьма безотрадно. Знания истинного Бога не было ни у одного народа, кроме еврейского. Понятия о Едином истинном Боге и об отношении к Нему людей, сообщенные человечеству первобытной религией, в течение многих веков, прошедших от падения прародителей, затмились окончательно. Человечество успело создать свои религиозные системы, в которых сначала заметны были следы истинной веры, но чем дальше шло время, тем меньше оставалось в них истинных религиозных понятий.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Две тысячи иудеев были казнены сирийским наместником Публием Квинтилием Варом через распятие на кресте. Эти кресты мучеников можно было видеть на всем протяжении от Севера до Юга Иудеи. Можно ли после этого, как делают некоторые исследователи, утверждать, что римляне во времена Иисуса Христа не пользовались распятием на кресте как мучительным видом смертной казни. Римский император не останавливался перед казнью представителей царской фамилии, если считал это необходимым в интересах Римской империи. Приведенные факты убедительно доказывают, что в условиях появления «царей иудейских», отражавших возмущение населения Палестины бесчинствами римских оккупантов и произволом со стороны пособников династии Ирода Великого, спецслужбы Римской империи и иерусалимской власти, а также тетрархов, получили задание постоянно отслеживать тех, кто будет претендовать на звание «Царь Иудейский», называть себя таким титулом, обосновывать свое право на него. Такое направление деятельности спецслужб мотивировалось необходимостью обеспечить государственную безопасность Римской империи и иудейских властей во всех регионах этой страны. В случае выявления «источника угрозы», то есть лица, называющего себя «Царем Иудейским», конечно же, предписывалось принимать исчерпывающие меры для пресечения деятельности таких лиц, в том числе с применением возможности судебной и внесудебной репрессии. Поскольку присвоение титула «Царь Иудейский» входило в прерогативу римского «самовольное использование нарушение закона «о величии», действовавшего в Римской империи со времен Юлия Цезаря. Нет сомнения, что по всей негласной сети внешней и внутренней разведки спецслужб были направлены ориентировки с целью выявления лиц, заявляющих о своем праве называться «Царь Иудейский». Поступавшие от доносчиков и агентуры сигналы тщательно проверялись. Полученные данные анализировались, делались необходимые выводы и прогнозы, с тем, чтобы в нужном случае провести комплекс оперативных мероприятий в рамках тайного сыска. Приведенные фактические данные убедительно свидетельствуют о достоверности сведений, изложенных в Евангелии. Указанное направление деятельности спецслужб и привело к тому, что их сотрудники «вышли» на Иисуса из Назарета. Проследим, как это произошло. В последующие годы события в Палестине разворачивались таким образом. Архелай как истинный сын Ирода Великого в отведенном ему владении, включающем Иерусалим, несмотря на советы императора Августа «быть помягче с населением» проявил свою природную жестокость и необузданность. Это привело к тому, что на него посыпались жалобы в Рим:

http://pravmir.ru/sinedrion-i-kesar-prot...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010