Точную дату начала правления Ирода назвать трудно, так как власть над Иудеей он получал постепенно. Обычно началом его единоличного правления считают 37 год до н. э. Дата его смерти нам известна точно: это 4 год до н. э. Но тогда получается, что Ирод умер еще до Рождества Христова? Только если принять за дату этого Рождества 1-й год н. э. (1-й год от Р.Х., как писали раньше). Действительно, «наша эра» берет свой отсчет от Рождества Христова, но его предполагаемая дата вычислена была в раннем Средневековье неточно – ведь ни в Библии, ни в каких-то других древних авторитетных источниках точных указаний на нее нет, и подсчеты были весьма приблизительными. А теперь уже все привыкли именно к такому летоисчислению, и даже если кого-то смущает, что рождение Христа произошло за несколько лет до начала новой эры, никто не собирается менять систему летоисчисления. Царство Ирода не пережило своего правителя. Перед смертью он с согласия Рима разделил его между своими сыновьями: Иродом Архелаем, Иродом Антипой и Иродом Филиппом. Именно поэтому их называли тетрархами, то есть «четверовластниками». Строго говоря, частей в государстве теперь было четыре, но Архелай получил в управление сразу две, таково было пожелание римского императора Октавиана Августа. Со временем Август обещал даже сделать Архелая царем. Впрочем, настроения правителей переменчивы – довольно скоро Август отправил Архелая в ссылку, а подвластную ему территорию (включая Иерусалим) включил в состав римской провинции Сирия, теперь ею правили римские наместники. Антипа, которому досталась Галилея и Заиорданье, и Филипп, область которого лежала к востоку от Галилейского озера, правили своими землями намного дольше, хотя и вступали порой в конфликты друг с другом и с римскими назначенцами. Евангелист Лука даже отмечает, что Ирод Антипа и римский наместник Пилат, прежде враждовавшие друг с другом, помирились во время «суда» над Иисусом. Ирод Антипа Именно этот царь упоминается в Евангелиях (кроме истории Рождества) под именем Ирод. Речь идет об Ироде Антипе, одном из сыновей царя Ирода Великого, который правил Галилеей с 4 по 39 год н. э. С Римом он ладил и даже назвал свою резиденцию на Галилейском озере Тивериадой в честь римского императора Тиберия (нынешняя Тверия в Израиле).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Нет ничего сильнее чистой и несомненной веры во Отца и Сына и Святого Духа. И нет ничего более пагубного, чем неверие и сомнение, от которого впадают в ересь и в отступление, как это случилось с появившимися недавно новгородскими еретиками и отступниками, о которых мы много говорили до сих пор. Теперь же мы скажем еще об одном их лукавом и злодейском утверждении: если, говорят они, еретики или отступники, обличенные и осужденные в своих ересях и отступлениях, начнут каяться, то следует их принимать на покаяние. В предыдущем слове мы, основываясь на священных правилах и других святых книгах, говорили о том, как следует принимать на покаяние еретиков и отступников. Но о появившихся теперь еретиках и отступниках (я имею в виду новгородских), о покаянии их, не написано ни в одной из дошедших до нас книг. Мы не нашли ни одного лекарства, чтобы исцелить эту болезнь. Можно лишь молиться со слезами и сокрушением сердца Господу Богу Вседержителю, чтобы Он упразднил и искоренил этот еретический душепагубный недуг. Так поступали преподобные и богоносные отцы наши, священноначальники и святители. И блаженный Александр, патриарх Константинопольский, и святой Лев, папа Римский, и блаженный Архелай, епископ Месопотамский, о которых мы писали в предыдущем слове, и многие другие божественные святители поступали так. Эти божественные святители, чудотворцы, прославленные дивными знамениями, были подобны божественным пророкам и святым апостолам. А теперь люди ослабели, и недостойны просвещения Святого Духа, и не могут творить таких дел, какие творили древние святители и преподобные и богоносные отцы наши. Но мы не должны отчаиваться: Человеколюбец Бог дал нам книги для того, чтобы мы, наставляемые ими, не были соблазнены скверными еретиками. Так, святитель Златоуст говорит: во-первых, мы плаваем с помощью парусов, то есть Святым Духом, а во-вторых, с помощью весел, то есть святых книг. Святые же книги учат, как поступать, если возникнет какое-нибудь недоумение относительно согрешения душевного или телесного или появится где-нибудь новая ересь, а в священных правилах и прочих святых книгах не обнаружится указаний, как исцелять такие грехи и укрощать ереси. Так получилось с новоявленной ересью новгородских еретиков: ни в священных правилах, ни в прочих святых книгах не написано, как принимать их покаяние, поскольку они прежде не каялись, а теперь лицемерным, не истинным (В рукописи Соловецкой библиотеки вместо слов: “не истинным” написано: “и ложным”.) покаянием погубили множество душ, и губят и доныне. В таком случае следует православным царям и князьям, судьям мирским, священноначальному пастырю, святителям и священникам и всем православным христианам стараться и стремиться к тому, чтобы Господь просветил, вразумил и научил, как распознавать и обличать скрывающихся еретиков, и как принимать на покаяние тех, кто был обличен и поневоле покаялся.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

   Теперь же мы скажем еще об одном их лукавом и злодейском утверждении: если, говорят они, еретики или отступники, обличенные и осужденные в своих ересях и отступлениях, начнут каяться, то следует их принимать на покаяние.    В предыдущем слове мы, основываясь на священных правилах и других святых книгах, говорили о том, как следует принимать на покаяние еретиков и отступников. Но о появившихся теперь еретиках и отступниках (я имею в виду новгородских), о покаянии их, не написано ни в одной из дошедших до нас книг. Мы не нашли ни одного лекарства, чтобы исцелить эту болезнь. Можно лишь молиться со слезами и сокрушением сердца Господу Богу Вседержителю, чтобы Он упразднил и искоренил этот еретический душепагубный недуг.    Так поступали преподобные и богоносные отцы наши, священноначальники и святители. И блаженный Александр, патриарх Константинопольский, и святой Лев, папа Римский, и блаженный Архелай, епископ Месопотамский, о которых мы писали в предыдущем слове, и многие другие божественные святители поступали так. Эти божественные святители, чудотворцы, прославленные дивными знамениями, были подобны божественным пророкам и святым апостолам. А теперь люди ослабели, и недостойны просвещения Святого Духа, и не могут творить таких дел, какие творили древние святители и преподобные и богоносные отцы наши. Но мы не должны отчаиваться: Человеколюбец Бог дал нам книги для того, чтобы мы, наставляемые ими, не были соблазнены скверными еретиками.    Так, святитель Златоуст говорит: во-первых, мы плаваем с помощью парусов, то есть Святым Духом, а во-вторых, с помощью весел, то есть святых книг. Святые же книги учат, как поступать, если возникнет какое-нибудь недоумение относительно согрешения душевного или телесного или появится где-нибудь новая ересь, а в священных правилах и прочих святых книгах не обнаружится указаний, как исцелять такие грехи и укрощать ереси. Так получилось с новоявленной ересью новгородских еретиков: ни в священных правилах, ни в прочих святых книгах не написано, как принимать их покаяние, поскольку они прежде не каялись, а теперь лицемерным, не истинным покаянием погубили множество душ, и губят и доныне. В таком случае следует православным царям и князьям, судьям мирским, священноначальному пастырю, святителям и священникам и всем православным христианам стараться и стремиться к тому, чтобы Господь просветил, вразумил и научил, как распознавать и обличать скрывающихся еретиков, и как принимать на покаяние тех, кто был обличен и поневоле покаялся.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В своей книге «Пока что» У. X. Оден предполагает, что могло происходить в сознании Ирода, когда он задумывал резню:   Сегодня был один из тех прекрасных зимних дней, холодных, сверкающих и абсолютно тихих, когда лай пастушьей собаки разносится на мили и величественные дикие горы подступают вплотную к городским стенам, и мысль необычайно свежа, в этот вечер, когда я стою высоко на башне у этого окна, во всей чарующей панораме равнины и гор ничто не указывает на то, что империя смертельно напугана опасностью более ужасной, чем вторжение татар на бегущих верблюдах или заговор преторианской гвардии… О Боже, почему этот несчастный младенец не мог родиться где–нибудь в другом месте?   Таким образом, Иисус Христос пришел в мир, в котором бушевали раздор и террор, и провел свое детство спрятанный в Египте, как в укрытии. Матфей отмечает, что местные политики даже определили то место, где рос Иисус. Когда умер Ирод великий, ангел возвестил Иосифу, что тот спокойно может вернуться в Израиль, только не в ту местность, где правил сын Ирода Архелай. Вместо этого Иосиф со своей семьей отправился на север страны в Назарет, где они жили под властью другого сына Ирода, Антипы, про которого Иисус говорил «эта лисица» и который обезглавил Иоанна Крестителя. Спустя несколько лет в непосредственное подчинение римлян переходит южная провинция с центром в Иерусалиме, самым жестоким и скандально известным правителем которой был Понтий Пилат. Обладающий большими связями, Пилат женился на внучке Августа Цезаря. По словам Луки, Ирод Антипа и римский правитель Пилат видели друг в друге врага, пока судьба не свела их, чтобы определить участь Иисуса. В этот день они объединились, в надежде на успех там, где потерпел неудачу Ирод Великий: избавившись от странного самозванца и сохранив царство. От начала и до конца конфликт между Римом и Иисусом протекает исключительно односторонне. Казнь Иисуса, бесспорно, кладет конец всем страхам, по крайне мере, так казалось в то время. Тирания снова одерживает победу. Никому не приходило в голову, что его упрямые последователи могут пережить Римскую империю.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Глава эта, по причине чрезвычайной сжатости очень темна въ буквальномъ переводе; мы нашли необходимымъ вставить некоторыя слова (прим. — Ред.). 115 Т. е., что Духъ Святый отъ Отца исходитъ и въ Сыне почиваетъ. 116 Все произведение Фотия имеет традиционную единицу деления: «рукописный лист», «список» (codex). Таких «листов» в печатных изданиях, по традиции, идущей от одной из рукописей–прототипов, дается 279. Однако многие «листы» включают в себя описание нескольких книг. 117 Посольство к ассириянам (т. е. к арабам) — по мнению новейших исследователей, придуманный Фотием предлог для написания данной книги. 118 Текст в рукописи испорчен. 119 Синесий (370 — ок. 413 г.) — византийский писатель. См. «Памятники византийской литературы IV–IX веков». М., 1968, стр.104 и сл. 120 Синесий в письме 105 (PG, t.66), обращенном к брату Евтропию, спорит с христианскими догматами. 121 Феофил — епископ Александрии. 122 Либаний (IV в. н.э.) — языческий ритор и софист. 123 Лукиан (I–II вв. н.э.) — известный греческий писатель–сатирик. 124 Перевод Ю.Ф. Шульца. 125 Конон (I в. до н.э. — I в. н.э.) — римский филолог и мифограф. Аполлодор (II в. до н.э.) — афинский грамматик. 126 Архелай Филопатор — царь Каппадокии в I в. до н.э. — I в. н.э. 127 Псамата — дочь Кротопа, мифического царя Аргоса. 128 A " ilinon — возглас в рефренах наиболее патетических частей греческой трагедии. Арний — от " arnion (барашек, ягненок). 129 Энона — дочь Кебрена (иначе Ойнея), бога реки в Троаде; была женой Париса, когда он пребывал на горе Иде. 130 Палладий — в языческом античном ритуале небольшая деревянная статуя божества (чаще Афины), обладающая магической силой (см.: Иоанн Малала. Хронография, кн.5, «О времени Троянских» — «Памятники византийской литературы IV–IX веков». М., 1968, стр.183 и след. 131 Эти имена встречаются только в данном месте. Более распространен подобный мотив в сказаниях об Энее. Поделиться ссылкой на выделенное Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=685...

Андрагафий, философ – VI.3 Аниан, еп. антиохийский – II.40 Аникита, еп. римский – V.22 Аниф, еп. македонский – IV.12 Антемий, консул – IV.20 Антиной, любимец имп. Адриана – III.23 Антинох, еп. птолемаидский – VI.11 Антинох, консул – VII.31 Антипатр, еп. римский – III.25 Антоний Великий – I.21; IV.23, 25 Антоний, еп. г. Гермы – VII.31 Анувион, еп. – I.35 Анфемий, префект – VII.1 Анфуса – VI.3 Апит – III.23 Аполлинарий, еп. иерапольский – II.46, III.7, 16 Аполлинарий младший – III.6 Аполлинарий – VI. 13 Аполлон, миф. – III.23 Аравиан, еп. антрский – III.25 Арат, астроном – III.16 Арбатион, еп. – I.35 Арбитион, консул – II.34 Арбогаст, римск. военачальник – V.25 Ардавурий, римск. военачальник – VII. 18, 20, 23, 28 Ареовинд, римск. военачальник – VII. 18, 40 Арзакий, еп. константинопольский – VI. 19, 20, 22 арианство – I.6, 23; II.2 Арий, пресвитер, ересиарх – I.1, 5–9, 14, 23–27, 33, 36–39; II.1, 2, 6, 10–12, 21, 35, 37, 44; III.7; IV.1, 12, 33; V.6, 22; VII.6 Аристенет, консул – VI. 18 Аристеник, еп. – III.25 Аристотель – II.35; III.23; VII.6, 22 Аркадий, император – IV.31; V. 10,12, 25; VI.1, 2, 6, 20, 23; VII.1, 5, 24 Арриан, писатель, биограф Александра Македонского – III.23 Арриний, еп. иерусалимский – II.45 Арсений – I.27, 29, 30 32, 35; II. 17 Арсений, еп. македонский – IV.12 Арсений, египет. монах – IV.23 Артемий, еп. – I.27 Архелай, библ. – III.8 Архелай, еп. касхарский – I.22 Архелай, консул – I.29 Асклепиад, еп. – VII.25 Асклепий, еп. газский – II.15, 23 Асклепиодот, консул – VII. 22 Аспар, консул – VII.23, 40 Астерий, софист – I.36; II.40 Асхолий, еп. фессалоникийский – V.6, 8 Атанарих, вождь готов – IV.33; V.10 Аттик, еп. константинопольский – VI.20, 22; VII.2–4, 13, 14, 17, 18, 21, 25, 26, 28, 37, 41 Аттила, вождь гуннов – VII. 10 Аттис, жрец – III.23 Афанасий Великий , еп. александрийский – I.8, 13, 15, 19, 23, 27– 35; II.1–3, 8, 9, 11, 15, 17, 18, 20, 22–26, 28, 36, 37, 45; III.3, 4, 6–8, 14, 24; IV.1, 13, 20, 21, 23; VI.9, 13, 18; VII.27 Афанасий, еп. анкирский – III.25

http://azbyka.ru/otechnik/Sokrat_Sholast...

881 πτροπος. У Иосифа он называется также нередко παρχος или γεμν, по предпочтительному употреблению Нового Завета и мн. другими тождественными наименованиями (цитаты см. Schür. Ι, 380, 23 и 24 пр.). 882 περ λ.II, 8, 1; τς δ ρχελου χρας εζ παρχαν περιγραφεσης πτροπς τις (τς) ππικς παρ Ρωμαοις τξεως Κωπνιος πμπεται. срв. ρχ.XVIII, 1, 1. 883 Strabo, XVII, 3, 25, p. 840: ες ς μν πμπει τος πιμελησομνους πατικος νδρας, ες ς δ στρατηγικος, ες ς δ κα ππικος. 884 Петроний, ρχ.XVIIΙ, 8, 2–9; περ λ.II, 10, 1–5; Кассий Лонгин ρχ.XX, 1,1; Цестий Галл, περ λ.II, 14, 3; 16, 1; 18, 9 и д. 885 Так Вителлий (ρχ.XVΙΙΙ, 4, 2) низлагает Пилата (срв. Тацит Annal. VI, 32: cunctis quae apud orientem parabantur L. Vitellium praefecit. Подобным образом Уммидий Квадрат отсылает в Рим Кумана (ρχ.XX, 6, 2; περ λ.II, 12, 6) срв. Tacit. Annal. 12, 54: Claudius… jus statuendi etiam de procuratoribus dederat. 891 ρχ.ΧΙΧ, 6, 3; XX, 5, 4; περ λ.II, 12, 2. Космополитическое течение, характеризующее языческую набожность того времени, делало даже возможным, что знатнейшие Римляне (и даже Кесари) приносили в Иерусалимском храме жертвы и посылали ему дары, περ λ.V, 13, 6; Philo, Legat. ad Caj. § 23 и 40, 37, ρχ.XVI.2, 1; XVIII, 5, 3. Охранение ризницы и сокровищниц храма составляло особенную обязанность прокураторов ρχ.XX, 1, 3; 9, 7; XVIII, 4,3; XX, 1, 1–2; XV, 11, 4. 892 ρχ.XVIII, 5. 3. Наоборот, распространенный тогда по всей империи культ Кесаря не простирался на Иудею. Ограничивались двукратным ежедневным принесением жертвы «за Кесаря и Римский народ», по Филону, κ τν δων προσδων Августа, по Иосифу, по-видимому, и за счет самого народа (Philo, Legat. ad Caj. § 23 и 40; περ λ.ΙΙ, 10, 4; 17, 2–4; κατ πιν.ΙΙ, 6, кон. 894 περ λ.ΙΙ, 14, 4. ( Лк. 19:1–2 ), Plin. Hist. nat. XII, 63–65. Strabo, 748. ρχ.ΧII, 4, 3. Что касается сбора податей, то в последнее время римские императоры избегали отдачи на откуп и пользовались для того особыми собственными чиновниками, помощниками прокуратора.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

Гиркания - обширная область к юго-востоку от Каспийского моря на территории нынешнего Ирана. 596 Иоанн Гиркан правил со 134 по 104 г. до н.э. 597 Это событие имело место в 103 г. до н.э. 598 Согласно Иосифу Флавию (Иуд. древн. XIII,12,1): брат. 599 Александра Саломея (76-67). 600 Аристобул II правил с 67 по 63 г. до н.э. 601 Эти события имели место в 63 г. до н.э. 602 Время правления Гиркана II - 63-40 гг. до н.э., т.е. 23 года. 603 Ирод I Великий (37-4). 604 Точнее, Руфа. 605 Т.е. 25 декабря. 606 Т.е. в 4 г. до н.э. Однако в настоящее время большинство исследователей относят время рождение Иисуса Христа к 7-6 г. до н.э. Но см. прим. 607. 607 Хронологические выкладки Сульпиция Севера будут правильными, если вести отсчет от 41 г. до н.э., когда Ирод официально был провозглашен царем. 608 Ирод Архелай, сын Ирода I (4 г. до н.э. - 6 г.н.э.) правил Иудеей. 609 Ирод Антипа, сын Ирода I (4 г. до н.э. - 39 г.н.э.) правил Галилеей. Об остальных тетрархах и завещании Ирода Великого см. подробнее у Иосифа Флавия (Иуд. древн. XVII,8,1). 610 См. прим. 521. 611 См. прим. 606. 612 Речь идет о первом посещении Рима Павлом в 61 г. 613 Т.е. Нерону. 614  Подробнее см.: Тацит. Анн. 15,37. 615 Имеется в виду в Риме. 616 Павел, как римский гражданин, воспользовался правом апелляции непосредственно к императору, т.е. к Нерону. 617 Это тот самый Симон Волхв, который впервые появляется в Деяниях Апостолов (8:9-24). Этого эпизода в Деяниях нет, он относится к преданию, появившемуся позже. 618 Тац. Анн. 15,40. 619 Тац. Анн. 15,44. 620 Согласно Иосифу Флавию (Иуд. вой. II,14,2-9) его звали Гессий Флор. 621 Апок. 13:3. 622 Апок. 13:3. 623 Здесь Сульпиций Север пользуется реалиями более поздней, диоклетиановской эпохи, когда наследник императора получал титул Цезаря. В I в.н.э. такая практика еще не сложилась. 624 Согласно Тациту (Ист. III,85) и Светонию (Вител. 17) Вителлий был убит. 625 Согласно Иосифу Флавию (Иуд. вой. VI,9,3) и Евсевию (Церк. ист. III,7) - 1 млн. 626 Согласно Иосифу Флавию (там же) - 97 тыс., Евсевию (там же) - 90 тыс. 627

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=757...

Общий указатель 875 А Аарон 145 Аввакум, пророк 77; 121 Августин Гиппонский 9; 13; 16; 59; 60; 62; 63; 68; 74; 84; 86; 93; 96 (сноска 495); 101; 109–110; 115; 133 (сноска 700); 137; 140; 142; 162 Авдий, пророк 24; 76; 78; 112–121; 129–130 Авель 136 Авит 46 (сноска 233); 87 Авраам 102; 139; 151 Аврелий Виктор 102 Аврелий Карфагенский 111; авторитет 24; 35; 53; 91; 92; 118; 120–121; 126; 163 Аггей, пророк 77; 121 агиография, агиографический 9; 34; 64; 105; 162 агнец 100; 138; 149; 152–153 ад 22; 139 Адам 136; 141; 157; 159 Азелла 27; 30; 112 Акакий Кесарийский 72–73; 104 Аквилея 19; 21; 45; 47; 50; 52 Аквитания 98 Акила 122 Аларих 57 Александрия 31; 47; 95; 148 Алипий 62 аллегория, аллегоризм 79; 81; 127; 131; 163 аллилуйя 81; 99 алтарь 63 Альбин 36 Амвросий Медиоланский 9; 63; 71 (сноска 380); 87; 93; 104; 132; 133 (сноска 700); 137; 142 Аммиан Марцеллин 14; 102 Амос, пророк 57; 78–79; 121 Амфилохий Иконийский 25; Анастасий I, папа Римский 13; 48–49; 50–53; 97; 110 анахорет 23 ангелы 79; 139; 144; 159 Антиохия 22–25; 30; 70; 76; 89; 106–107; 126 антихрист 86; 148 Антоний Египетский 21; 106 антропоморфиты, антропоморфитство 38 Апокалипсис 155–157 апокриф 121 Аполлинарий Лаодикийский, аполлинаристы 25–26; 72; 79; 82–84; 104; 125; 134–135 апостолы 20; 84; 100; 105; 118–121; 126; 133; 143–147; 150; 157; 163 Арий, арианс, арианство 24 (сноска 105); 51; 89–90; 103; 132; 134; 151 Аркадий, император 41; 47; 100 Арнобий Старший 104 Арсений, преподобный 31 Архелай 32; 41 аскет, аскетизм, аскетика (см. также «монашество», «подвижничество») 9; 21–24; 28; 34; 36; 55; 64; 92–93; 95; 106–109; 112; 161–162; 164 Атарвий 37 Афанасий Александрийский 21; 90; 106 Афины 22 Африка 57–60; 116; 148 Б Беда Достопочтенный 63; 75; 85; 114 безбрачие 99 безгрешность 60; 101; 137; 140; 141; 163 бессмертие 158; 159 бесы (см. также «демоны») 160 библеистика 9; 12; 64; 118; 131; 162 Библия 9; 11; 31; 64; 71–72; 76; 86; 109; 118–119; 125; 131; 161–162 благодать 59–60; 102; 140; 142; 144; 157; 163 блаженство 123; 159; 160

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

21 . Далее, возможно кто-либо спросит: «Когда Матфей говорит, что Иосиф боялся возвращаться в Иудею из-за того, что там царствовал Архелай, сын Ирода, то почему он позже не испугался идти в Галилею, где, по свидетельству Луки, был четвертовластником другой его сын – Ирод?» Но времена тогда уже были другие: когда Иосиф решился вернуться в Галилею, ни Архелай уже не был реальным властителем, ни Ирод, но Понтий Пилат, бывший не царем иудеев, но наместником Рима; при кесаре Тиверие сыновья старшего Ирода имели не царскую власть, но четвертовластие. Глава IX 22 . Может возникнуть и такой вопрос: «Каким образом Матфей говорит, что с отроком Иисусом родители Его пошли в Галилею потому, что не хотели идти в Иудею из-за боязни Архелая, хотя кажется, что они пошли в Галилею скорее потому, что в Галилее был их город Назарет, о чем не умолчал Лука». Но следует иметь в виду, что когда Ангел во сне сказал Иосифу в Египте: «Встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву» ( Мф. 2:20 ), Иосифом первоначально это было понято так, что ему будто бы ведено отправиться в Иудею – ведь она первоначально могла быть понята им как земля Израилева; но затем, когда он узнал, что там царствует сын Ирода Архелай, он не захотел подвергаться лишней опасности, хотя под землею Израилевою тогда можно было подразумевать и Галилею, потому что и ее населял народ израильский. Впрочем, этот вопрос может быть разрешен и другим способом, а именно: что родителям Христа могло показаться, что с таким Отроком, о Котором они получили такие ангельские указания, необходимо было жить только в Иерусалиме, где был храм Господа, и потому, возвращаясь из Египта, они и хотели бы идти туда и жить там, если бы только не страшились присутствия Архелая. Глава X 23 . Может быть кто-нибудь скажет и следующее: «Как же так, ведь по рассказу Луки родители Его во все годы детства Христа ходили в Иерусалим. Зачем же тогда говорить о страхе перед Архелаем?» Разрешить этот вопрос для меня не представляет труда, хотя ни один из евангелистов и не сказал определенно, как долго царствовал Архелай.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010