156. Сын Иакова из рода Давидова. В Евангелии Иосиф упоминается в последний раз в рассказе о пасхальном паломничестве его, Марии и 12-летнего Иисуса в Иерусалим (Лк. 2:41–52). О смерти его повествуется только в апокрифах – он скончался 111 лет. В апокрифической традиции Иосиф представлен вдовцом преклонного возраста, имеющим детей от первого брака, которых называют братьями Господними. Существует ряд апокрифов, посвященных Иакову, брату Господню; в одном из них Иаков назван сыном Иосифа. 157. Лк. 23:42. 158. См. Лк. 23:39: «Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: „Если ты Христос, спаси себя и нас”». 159. Марфа – сестра Марии и Лазаря, которого воскресил Христос. См. Ин. 11. 160. Каиафа – первосвященник иудейский, вместе со своим тестем Анной обвинивший Иисуса Христа. 161. См. Откр. 15:3. 162. Тиберий Клавдий Нерон, из рода Юлиев Клавдиев, римский император (14–37 гг. н. э.), при правлении которого проходила жизнь и проповедь Иисуса Христа. 163. От греч. «себастос» – священный, державный. Один из титулов римских императоров. 164. Ин. 11:11–46. 165. Мф. 8:28–34; Мк. 5:11–12. Далее упоминается о других евангельских чудесах – исцелениях расслабленного, кровоточивой жены и т. д. См. Мф. 9:20–22; 12:10–13. 166. В евангельском тексте ничего не говорится о названии города. 167. Архелай – сын Ирода, царь Иудеи. 168. Слова, произнесенные небесным воинством пастухам, извещая их о рождении Христа. См. Лк. 2:14–15. Эта фраза входит также и в пасхальные песнопения. 169. Название города связать с конкретным географическим местом не удается. Возможно, это отзвук часто переиначиваемого названия Месопотамии: из «Септаим», «Септаил». 170. По – видимому, римский правитель Сирии в 759–764 гг. Кирний (Кирений, Квириний). 171. Праздник Сошествия Святого Духа на апостолов, Троица. 172. Воскресенье за 56 дней до Пасхи, в которое Церковным уставом запрещается есть мясо. 173. Ср. Пс. 136:1–4. 174. День памяти св. апостолов Петра и Павла, отмечается 29 июня (12 июля). 175. См. Исх. 7:19–22. Первая из десяти казней, которые Бог наслал на египетскую землю, чтобы фараон отпустил евреев из плена. По повелению Божьему ударом жезла Моисей и его брат Аарон превратили реки в кровь.

http://predanie.ru/book/220871-apokrify-...

составление и перевод А.А. Бурова Святая Аурея, дева Римская, мученица (III, память 30 января, 20 мая, 24 августа) Св. Хрисия (Аурея) пострадала во время царствования римского императора Клавдия II либо во времена Требониана Галла. Будучи из царских или иных благородных кровей, св. Аурея из-за исповедания христианства была вынуждена жить за городскими стенами, в своём поместье в Остии. Там она общалась с местными христианами, в частности, с тамошним епископом св. Кириаком, впоследствии вместе с ней пострадавшим. С её именем связывают чудеса, в частности, избавление от оков св. Кенсорина (Censorinus), которого она утешала в тюрьме. После этого чуда обратились ко Господу 17 воинов, среди коих Филикл или Феликс (Felix), Максим (Maximus), Тривун или Таврин (Taurinus), Геркулин или Геркулан (Herculanus), Венерий или Невин (Nevinus), Стиракин или Хисторакин (Historacinus), Мина (Menna), Коммод или Коммодий (Commodius), Ерм (Hermis), Мавр (Maurus), Евсевий (Eusebius), Рустик (Rusticus), Монагрей или Монаксий (Monaxius), Амандин или Армандин (Armandinus), Олимпий (Olympius), Кипр или Эйпр (Eipros) и Феодор (Theodorus). Они были обезглавлены около Арки Каракаллы, Остия. Другое предание сообщает о воскрешении ею сына сапожника. Также пострадали свв. мученики Ипполит Римский , Савин Римский, Максим Остийский, пресвитер и Архелай Остийский, диакон. «Basilica di Sant’Aurea», Livioandronico2013 «Basilica di Sant’Aurea – interno» Livioandronico2013 Согласно преданию, святая Аурея была похоронена в своих владениях. Поверх её могилы была выстроена церковь , в которой была также погребена св. Моника. Базилика св. Ауреи, Остия, была перестроена в XV веке. Неподалёку в 1981 году была обретена надпись CHRYSE HIC DORM[IT] («Хрисия почивает здесь»). В 1950 году была обнаружена мраморная колонна, отнесённая к V веку, с надписью S.AVR. Святая Аурея почитается покровительницей Остии. Читать далее Источник: Избранные жития святых, в Европейских и иных землях просиявших : А-Э/Сост. и перевод А.А. Бурова. – Москва : 2005–2015. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

I Второй Римский Император Октавиан Август 1. ИИСУС ХРИСТОС Сын Божий рождается в Вифлееме иудейском, от какового года начинается спасение христиан, и каковой год считается первым годом христианского спасения. Всех лет от Авраама до Рождества Христова считается 2015. Кай кесарь вступил в союз с Парфянами. Получает известность Ксист пифагорейский философ. 2. Август усыновляет Тиверия и Агриппу. Иуда Галилей убеждает иудеев к возмущению, чтобы они не соглашались платить налогов римлянам. 3. Ирод, узнавши о рождении Христа, по указанию волхвов, приказал умертвить всех младенцев в Вифлееме. .................... .................... Азиний Поллион, оратор и бывший консул, который одержал победу над далматами, на 70 году своей жизни умирает в вилле Тускуланской. Ирод поносно и достойно умирает от водяной болезни и кишащих во всем теле червей В Риме был такой великий голод, что пять мер продавалось за 27,5 динариев. В Риме пользуется знаменитостью Филистион литограф, родом из Магнезии. Кесарь Тиверий, далматов и сарматов покоряет римской власти. Пользуются знаменитостью Афенодор Тарсийский, стоический философ и М. Веррий Флакк грамматик. Афиняне, замышлявшие возмущение против римлян, подавляются, по умерщвление зачинщиков возмущения. Иисус Христос препирается среди учителей, возбуждая их удивление, так как они не могли противостоять премудрости Его. Мессала Корвин оратор за два года до смерти настолько потерял память и рассудок, что едва связывал немногие слова и наконец, когда у него образовался на спине нарыв, уморил себя голодом, на 72 году жизни. .................... Август с сыном своим Тиверием, произведши в Риме перепись, нашел жителей 9,370,000. Славится философ Александрийский Сотион, наставник Сенеки. Архелай на девятом году своего царствования ссылается в ссылку в Виенну, город Галлии. Было затмение солнца, и Август на 76 году своей жизни умирает в Ателле в Кампании и погребается в Риме на поле Марсовом. 1 Переводим хронику Евсевия по изложению Иеронима начиная только с Рождества Христова, имея в виду интерес богословский и церковно-исторический, которого не представляет предшествующая часть хроники. На этом же основании считаем возможным опустить в переводе и хронологическое указание лет от Авраама, по олимпиадам и по годам царствования царей иудейских (до разрушения Иерусалима) и ограничиваемся христианскою хронологию. Звездочками обозначаем показания сомнительной подлинности, находящиеся ее во всех списках хроники по изложению бл. Иеронима. Прим. Редакции. Читать далее Источник: Творения блаженного Иеронима Стридонского. - Киев : Тип. Г.Т. Корчак-Новицкого, 1879-./Ч. 5. - 1879. - 481 c. (Библиотека творений св. отцев и учителей церкви западных, издаваемая при Киевской духовной академии. Кн. 8)/Изложение хроники Евсевия Памфила. 345-394 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Kesari...

Ответ. Есть толкование Феофилакта Болгарского, полностью на четыре Евангелия. Толкование архимандрита Михаила - тоже, в общем, хорошее, но больше с уклоном историческим. Толкование Феофилакта Болгарского для нас более авторитетно. Есть толкование Иоанна Златоуста на Евангелия от Матфея и Иоанна. Сейчас появилось и новое издание толкования Евфимия Зигабена. Евфимий Зигабен - прекрасный толкователь, мне кажется, лучший, чем Феофилакт Болгарский. К сожалению, на русский язык переведены только его толкования на Евангелия от Матфея и от Иоанна. А вообще он истолковал весь Новый Завет, кроме Апокалипсиса, и Псалтирь тоже. Это был замечательный экзегет XII века. Есть книга Гладкова. Он истолковал евангелие, расположив события и поучения Спасителя в хронологическом порядке. Правда, хронологию он определял сам, тут, может быть, с чем-то можно и не согласиться, но в принципе толкование его - святоотеческое, более популярное и имеющее некоторый апологетический оттенок, потому что он писал в XIX веке и обращался к читателю той эпохи, когда было распространено неверие. Есть толкование в сборнике " Толковая Библия " под редакцией Лопухина, но к нему надо, так сказать, подходить строже, потому что к составлению этой книги Лопухин привлекал и современных ему протестантских богословов, которые пользовались достижениями экзегетики своего времени, а потому там встречаются иногда очень противоречивые толкования, которые явно расходятся со святоотеческими. Но там тоже можно найти что-то интересное, если читать с умом. Сначала нужно, конечно, прочитать авторитетные, безупречные толкования, а потом уже обращаться к другим. Еще у Лопухина есть так называемая " Библейская история " . Это не толкование, а обширное историческое повествование, составленное прежде всего, конечно, на основе Евангелия, с привлечением исторического материала. Правда, язык у Лопухина не очень красивый; хотя его и хвалят, но он уж чересчур велеречивый. Однако исторических фактов в книге очень много; у кого хватит терпения прочитать, тот может узнать немало. Лопухин высказывает интересную мысль о том, что притчи Спасителя основаны не просто на житейском опыте, а и на исторических событиях того времени. Так, он говорит, например, что притча о царе, о человеке, который пошел в дальние края получить свое царство, имеет следующее историческое основание. Когда один из претендентов на власть в Иудее, кажется Архелай, отправился в Рим, для того чтобы римский император дал ему власть, то в это же самое время иудеи, которые боялись его тирании, послали в Рим свою делегацию, чтобы сказать, что его им не нужно, они хотят быть непосредственно под властью Рима, а не управляться четвертовластником. Поэтому, по мнению Лопухина, иудеям вся эта притча была очень понятна, так как имела вполне конкретную для них ассоциацию. Интересное толкование, только чисто историческое.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Следуя за путеводной звездою, волхвы, которых святой Иоанн Златоуст именует “начатком верующих из язычников”, достигли Вифлеема. Здесь они вступили под своды вертепа и поклонились новорожденному Спасителю, принеся Ему дары от сокровищ Востока. Затем, получив от Бога откровение не возвращаться в Иерусалим, другим путем отошли в свою страну. Тогда разгневанный Ирод, обнаружив, что волхвы ускользнули из его сетей, отправил в Вифлеем войско с приказом предать смерти всех младенцев мужского пола до двух лет от роду. Ибо страшился Ирод будущего Царя Иудейского, видя в нем соперника своему царствованию. Евангелие повествует о том, что Иосиф, получив во сне откровение от Бога, бежал с Матерью Божией и Младенцем в Египет, где Святое семейство обреталось до смерти Ирода. После того изгнанники вернулись в Палестину и, узнав, что в Иудее царствует сын Ирода Архелай, убоялись оставаться в его власти. По внушению свыше они отправились на север, в пределы Галилейские, и поселились в городе Назарете. Таковы обстоятельства Рождества Христа Спасителя. Праздник Рождества Христова христиане стали отмечать с глубокой древности. Уже в III веке святой Ипполит Римский предложил, чтобы в этот день за богослужением читалась Глава 1 Евангелия от Матфея. Самый же обычай празднования Рождества восходит к древнейшим временам христианства. Нам неизвестен день, когда явился на свет Богомладенец Иисус.  Празднование Рождества Христова совершается 25 декабря. Это окончание зимнего солнцестояния, когда прибывающий день как бы знаменует обновление всей вселенной. Некогда язычники-солнцепоклонники именно в этот день прославляли свое ложное божество-солнце. Христиане, в свою очередь, положили праздновать Рождество Христово тогда же, дабы явить свое исповедание Христа Спасителя как истинного Солнца правды, просвещающего мир, приводящего человечество ко спасению и к познанию Божественной истины. “Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума”, — поем мы в тропаре этого праздника. Что же касается установившейся практики празднования Рождества Христова по старому и по новому стилю, то она обусловлена сосуществованием двух различных календарей: старого, юлианского и нового, григорианского.

http://mospat.ru/archive/86417-o-rozhdes...

Распри между Маккавеями привели Палестину к вмешательству римлян в её междоусобные распри. Менее чем через 100 лет после Иуды Маккавея, римский полководец Помпей завоевал всю Сирию, Иудею и овладел Иерусалимом. К великому ужасу Иудеев, Помпей вошел в самое Святое Святых, но не коснулся сокровищ, похищенных позднее Крассом. Захватив город в 64 г. до Р. X., Помпей посадил в нем римского наместника, именем Скавра (Flav. Ios. Апт. XIV, 4). Через 20 лет после этого, (в 40 г.) Иерусалимом овладели Парфяне, но были изгнаны оттуда, с помощью римлян, Идумейцем Иродом (31 г.), который провозгласил себя, с согласия римлян, царем Иудейским. Ирод Великий, под владычество которого подпал Иерусалим, украсил его многими новыми прекрасными зданиями и в особенности расширил и великолепно украсил храм Иерусалимский, которому суждено было освятиться посещением и проповедью Сына Божия (Flav. Ios. Апт. XV, II). Ирод же восстановил крепкие стены города и снабдил их 60 башнями: все эти постройки сделали град Давидов одним из великолепнейших городов в мире. В конце царствования Ирода, в 5508 году от сотворения мира, родился в Вифлиеме давно жданный со времен Авраамовых Мессия. После смерти Ирода император Август приказал обнародовать его завещание, сделав в нем некоторые изменения, в силу чего царство Иудейское было поделено между тремя сыновьями Ирода, Архелаем, Филиппом и Антипой. К несчастью, все сыновья тирана, наследовали отцу не в уме, а в безумной жестокости. Так Антипа повелел казнить Св. Иоанна Крестителя; он же потом издевался и надругался над Христом, как над безумцем и обманщиком. Архелай, наследовавший отцу во властвовании над Иудеей, Самарией и Идумеей, был обвинен своими подданными перед Цезарем Августом в жестокости и сослан им в Виенну, в Галлии (во Франции). Этнархия Архелая была присоединена после этого к римской провинции Сирии (Flav. Ios. Апт. XVIII,7). Таким образом, благодаря междоусобиям наследников Ирода Великого и борьбы различных партий евреев между собой, несчастная Иудея, после недолгой самостоятельности, сделалась снова римской областью, которой управляли римские наместники. Иерусалим сделался их столицей и они производили суд и расправу в Антониевой крепости подле самого храма. Понтий Пилат, шестой из наместников, управлял Палестиной от 27 до 36 года по нашему летосчислению. Он известен только тем, что из малодушия предал крестной смерти Божественного Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Следуя за путеводной звездою, волхвы, которых святой Иоанн Златоуст именует «начатком верующих из язычников», достигли Вифлеема. Здесь они вступили под своды вертепа и поклонились новорожденному Спасителю, принеся Ему дары от сокровищ Востока. Затем, получив от Бога откровение не возвращаться в Иерусалим, другим путем отошли в свою страну. Тогда разгневанный Ирод, обнаружив, что волхвы ускользнули из его сетей, отправил в Вифлеем войско с приказом предать смерти всех младенцев мужского пола до двух лет от Роду. Ибо страшился Ирод будущего Царя Иудейского, видя в нем соперника своему царствованию. Евангелие повествует о том, что Иосиф, получив во сне откровение от Бога, бежал с Матерью Божией и Младенцем в Египет, где Святое семейство обреталось до смерти Ирода. После того изгнанники вернулись в Палестину и, узнав, что в Иудее царствует сын Ирода Архелай, убоялись оставаться в его власти. По внушению свыше они отправились на север, в пределы Галилейские, и поселились в городе Назарете. Таковы обстоятельства Рождества Христа Спасителя. Праздник Рождества Христова христиане стали отмечать с глубокой древности. Уже b III веке святой Ипполит Римский предложил, чтобы в этот день за богослужением читалась Глава 1 Евангелия от Матфея. Самый же обычай празднования Рождества восходит к древнейшим временам христианства. Нам неизвестен день, когда явился на свет Богомладенец Иисус. Празднование Рождества Христова совершается 25 декабря. Это окончание зимнего солнцестояния, когда прибывающий день как бы знаменует обновление всей вселенной. Некогда язычники-солнцепоклонники именно в этот день прославляли свое ложное божество-солнце. Христиане, в свою очередь, положили праздновать Рождество Христово тогда же, дабы явить свое исповедание Христа Спасителя как истинного Солнца правды, просвещающего мир, приводящего человечество ко спасению и к познанию Божественной истины. «Рождество Твое. Христе Боже наш, возсия мирови свет разума», — поем мы в тропаре этого праздника. Что же касается установившейся практики празднования Рождества Христова по старому и по новому стилю, то она обусловлена сосуществованием двух различных календарей: старого, юлианского и нового, григорианского.

http://pravmir.ru/lyudskaya-posredstvenn...

Еще до посещения отроком Иисусом Иерусалима в праздник Пасхи и беседы Его с учителями в храме, Архелай, возбудивший к себе общую нелюбовь своими жестокостями и дурным поведением, был сослан римским императором в Галлию, нынешнюю Францию, где и провел остаток своей жизни, лишенный власти. После заточения Архелая владения его были немедленно присоединены к Сирии и подчинены римскому проконсулу. Таким образом Иудея, Самария и Идумея сделались частью римской провинции – Сирии. Сирийские проконсулы, впрочем, не сами управляли Иудеей: ею правили прокураторы, находившиеся под начальством проконсулов, но назначаемые на должности непосредственно императором. Первым прокуратором в Иудеи был Кононий; за ним следовали Марк Амбивий и Анний Руф, потом Валерий Грат и наконец, в 26 году по Рождеству Христову, прокуратором назначен был Понтий Пилат. Ирод Антипа быль по прежнему тетрархом, или четверовластником в Галилее и Перее; Филипп, брать его, четверовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний – четверовластником в Авилинее. Римский император Август помер в 14 году по Рождеству Христову (в 767 году от основания Рима), а на место его вступил на престол кесарь Тиверий, человек жестокий и не любивший евреев. Он назначал в Иудею жестоких правителей, из коих особенными жестокостями отличались Валерий Грат и Понтий Пилат. Эти прокураторы много раз сменяли первосвященников и выбирали на первосвященническую должность таких людей, которые могли бы потворствовать их жестокостям. В 6 году по Рождеству Христову проконсул Квириний поставил на должность первосвященника некоего Анну, человека хитрого, корыстолюбивого и жестокого, которого современники его по справедливости сравнивали с шипящей ехидной. При прокураторе Валерии Грате Анна быль низложен, но по прежнему пользовался властью, преимущественно благодаря тому, что последующие за ним первосвященники были из его ближайших родственников. Наконец, первосвященником был назначен в 26 году по Рождеству Христову зять Анны, Каиафа, человек весьма дурной и жестокий, по бесхарактерности вполне, подчинявшийся своему тестю. Назначение на должность Пилата и первосвященника Каиафы по времени совпадало с началом общественного служения Иоанна Крестителя и Самого Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/uchebni...

Факты, которые благодаря археологии имеются сегодня в нашем распоряжении, подтверждают подлинность этих событий. Так, мы узнали, что Агриппа I был сыном Аристовула, который, в свою очередь, являлся сыном Ирода Великого и Мариамны. Аристовул женился на своей двоюродной сестре Беренике, дочери Саломеи, сестры Ирода. Таким образом, Агриппа I имел близкие родственные связи с династией Иродов. Он получил образование в Риме, где стал воспитателем внука императора Тиберия и был связан тесной дружбой с Калигулой. Однако, после того как он высказался против Тиберия, тот заключил его в тюрьму. Калигула, став императором, освободил Агриппу, передав ему при этом тетрархию Ирода Филиппа II. Позже к Агриппе отошла область Авилинея (к северу от горы Ермон) и области, которыми управляли Антипа и Архелай. Так, Ирод Агриппа I стал правителем всех территорий, в которых царствовал его дед Ирод Великий, а римский император даровал ему титул царя. 581 Как ревностный блюститель Моисеева закона, он преследовал христиан, потому-то и казнил Иакова, «брата Иоаннова», как мы уже говорили, и заключил в тюрьму апостола Петра, чтобы затем убить и его, но апостолу чудесным образом удалось спастись. Агриппа приказал казнить стороживших апостола воинов ( Деян. 12, 19 ). Описание смерти Агриппы, как об этом рассказывает евангелист Лука ( Деян. 12, 21–23 ), совпадает с описанием этого события у иудейского историка Иосифа Флавия. 582 Небольшие расхождения, наблюдаемые при сопоставлении двух текстов, подтверждают то, что апостол Лука «не имел перед собой текста Иосифа и повествует независимо от него». 583 Об Ироде Агриппе II, сыне предыдущего Агриппы I и правнуке Ирода Великого, евангелист Лука упоминает в связи с тем, что тот участвовал в суде над апостолом Павлом. Наместник Иудеи Фест советовался с Агриппой II о том, как ему поступить с Павлом ( Деян. 25, 13–26, 32 ). Агриппа II «являлся хранителем храма и его сокровищ, кроме того, он имел право назначать на должность первосвященника». 584 Нерон упрочил царство Агриппы II, считавшегося другом римского народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblija...

За 64 года до Рождества Христова страной иудейской овладели римляне. Оставив потомкам Маккавеев одну власть первосвященническую, управление страной они вверили своим наместникам. Первым из таких наместников был идумеянин – Антипатр. Преемником ему был сын его, Ирод, получивший от римского сената титул царя иудейского. Его продолжительное царствование ознаменовано было многочисленными злодеяниями. Он истребил владетельный род Маккавеев, изнурил свою страну пышностью, чрезмерными подарками римлянам и ввел в нее многие языческие обычаи. По смерти Ирода римский император Август разделил иудейское царство между тремя его сыновьями. Одному из них, Архелаю, он отдал с титулом этнарха (народоначальника) Иудею, Самарию и Идумею; другому, Ироду Антипе, дал Галилею и Перею; а третьему, Филиппу, – Гавланитиду, Трахонитиду, Итурею, Авранатиду и Батанею. По десятилетнем правлении Архелай за свою жестокость был сослан Августом в Галлию, а его области отданы в управление римскому наместнику, который должен был находиться в подчинении у сирийского проконсула. Пятым из сих наместников был Пилат (28–37 гг. по Р. Хр.). Римские наместники обыкновенно жили в приморском городе Кесарии, но в большие праздники они приходили в Иерусалим для наблюдения за порядком и тишиной. Они собирали через своих чиновников подати с народа, решали важнейшие дела и произносили смертные приговоры. Правление их ознаменовано было корыстолюбием, жестокостью и притеснением народа. Надзор за делами веры принадлежал в это время иерусалимскому синедриону. Он состоял из семидесяти двух членов, главою коих был первосвященник. Членами были: 1) архиереи или первосвященники, удаленные от должности римским правительством, и старшие из каждой чреды священники, всех числом 24; 2) старейшины народные или начальники колен и главы фамилий и 3) книжники (фарисеи), наиболее сведущие в правах и Писании. При Маккавеях синедрион составлял высшее правительственное место не только духовное, но и гражданское. Ирод В. и следовавшие за ним правители лишили его гражданской власти и оставили ему только церковную. Он мог каждого требовать к ответу по делам веры, подвергать виновных наказаниям и мог даже произносить смертные приговоры, но только должен был представлять их на утверждение римскому наместнику. Кроме синедриона, в каждом городе были еще низшие судебные места, которые решали дела меньшей важности; они состояли из семи членов, главой коих всегда был начальник городской синагоги.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010