Сегодня в Архангельском соборе служения не было; оно перенесено на завтра. Мне нет труда совершить хиротонию, но светские тяготятся задержками. Впрочем, снова говорю: труда в этом не нахожу, и Вам себя сколько-либо стеснять не из чего». Того же числа писал мне из Гефсиманского скита преосвящ. митрополит: «Московских вдомостей в 193, 4 сент., в письме Бланка, сказано, что с. Бородина 969 священник Смирнов в земском собрании предложил об изъятии церковных земель от повинностей по земству и что г. Архипов это отвергнул. Дайте мысль священнику частным путем, что о сем случае, сделавшемся гласным, надобно донесть начальству, действительно ли это было, и как». Приказание святителя, без сомнения, было исполнено. 14-го ч. получил я от преосвящ. Леонида записку следующего содержания: «По архипастырскому изволению старшее духовенство должно приветствовать нового генерал-губернатора. По соглашению с князем прием будет в 12 ½ часов в доме генерал-губернаторском. Я пригласил старшее духовенство ко мне в полдень. Почитаю долгом вас о сем уведомить». Новым московским генерал-губернатором, назначенным на место удаленного Офросимова, был князь Владимир Андреевич Долгоруков 970 . 19-го числа писал мне из Вятки преосвященный Агафангел: «Радуюсь, что и ваше преосвященство оживились несколько поездкою в Лавру. Движение для нас, прикованных письменными делами к столу, совершенно необходимо. Я каждый день чувствую, как благодетельно было для меня путешествие в Москву. Стараюсь и здесь выезжать хотя на полчаса в день за город: а так как по- —294— 1865 года стоит в Вятке большею частью ненастная и холодная, то начинаю приучаться и к домашней гимнастике по руководству Шребера 971 . Еще раз благодаря ваше преосвященство за любовь истинно братскую, честь имею быть с совершенным почтением и истинною преданностью»... 24-го ч. писал я преосвящ. Леониду: «По приглашению обновителя храма и по резолюции Первосвятителя, я отправляюсь завтра после литургии в Бронницы, для освящения храма. Посему покорнейше прошу вас снабдить меня имеющимися при вашей ризнице принадлежностями для освящения храма, и с ними благоволите отпустить вашего иподиакона, как человека сведущего и опытного в настоящем деле».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

При нынешнем порядке назначение священника в тот или другой приход зависит исключительно от усмотрения епархиальной власти, а желание прихожан не принимается во внимание, если бы они даже имели в виду достойного кандидата. Желательно предоставить прихожанам право избирать себе священника из известных им лиц, которые будут одобрены местным духовенством или только благочинническим советом. Такие кандидаты могут быть из местных псаломщиков или диаконов с богословским образованием, или из народных учителей; конечно, кандидаты эти должны быть доброго поведения. Выбор прихожанами себе священника не противоречит каноническим правилам, и такой порядок прежде практиковался в русской Церкви. Если ново-рукоположенный священник будет вести себя в приходе неодобрительно, прихожане могут внушить ему, чтобы он вёл себя должным порядком, а иначе они будут просить епархиальную власть через благочиннический совет убрать от них такого священника. Это должно сдерживать священников от зазорного и недостойного их сана поведения. Если прихожане терпят священника зазорного поведения, то епархиальная власть, когда оной будет это известно, поступает на основании законоположений по своему усмотрению. Недоразумения между прихожанами и членами причта разбирает благочиннический совет с депутатами от прихожан. Желательно, чтобы священники более продолжительное время жили в одном приходе, например, около десяти лет, хотя могут быть и исключения. Возможно перемещение и в другой, более хороший, вакантный приход. Если прихожане последнего знают известного священника с хорошей стороны и он прослужил в своём приходе довольно времени, а желание перейти в лучший приход у него есть, то прихожане могут просить назначить к ним такового священника. В случае, если прихожане в течение полугода не могут выбрать себе священника, таковой назначается к ним епархиальной властью. Лучшие места в епархии епархиальная власть может предлагать более достойным священникам, с согласия прихожан, в виде награды, когда они долго прослужили в приходе сравнительно бедном. А также многосемейные должны рассчитывать на лучшие в материальном отношении приходы, если того достойны. На тех же основаниях прихожане выбирают в свой приход диаконов и псаломщиков. Последние могут быть выбираемы и из грамотных крестьян, отличающихся добрым поведением и обладающих хорошим голосом. 6) Относительно обеспечения духовенства жалованьем взамен пользования земельными участками, которые в Архангельской епархии приносят по большей части убыток причтом, а не доход

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

При такой постановке дела не было бы, думается, той поспешности в совершении таинства и той неудовлетворительности исповедью со стороны говеющих, какая сплошь и рядом замечается теперь. Напротив, тогда каждый бы исповедник имел полную возможность раскрыть пред Господом всю свою душу, выплакать перед Ним все свои грехи, не утаив ни малейшего из них, а от духовного отца всегда получал бы вразумление и наставление; сами же духовники тогда уже перестали бы смотреть на исповедь, как на непосильное бремя, и относились бы к сему великому таинству с должным вниманием и благоговением. 9. О положении православной Церкви в отношении к старообрядцам Исходя из принципа о веротерпимости, следовало бы прекратить и оставшиеся чисто канцелярские отношения духовенства по отношению к старообрядцам. Канцелярские дела о старообрядцах всего лучше бы, думается, было передать в руки самих старообрядцев и господ миссионеров. Прекращать же или ослаблять миссионерскую деятельность, по нашему мнению, нельзя, и состав миссионеров уменьшать было бы вредно; состав же клира для раскольнических приходов нужно подбирать особенно осмотрительно, материально обеспечить его и сделать его неуязвимым в упрёках относительно корысти. Проект преобразования консистории, составленный священником М. Поповым Преобразовать консисторию следовало бы в следующем. Начнём с малого: с писцов. Писцы Писцами консистории должны быть увольняемые из духовных училищ и семинарии – с тем, чтобы каждый из таковых был прикомандирован к одной из церквей гор. Архангельска для участия в чтении и пении за богослужениями, в религиозно-нравственных чтениях и внебогослужебных беседах, в делах приходского братства или попечительства. Через это писцы консистории приготовлялись бы быть псаломщиками, диаконами и даже иереями. А то – исключат из учебного заведения, и пойдут они по монастырям; познакомятся со многими пороками, испортятся нравственно и потом поступают в клир церковный. Столоначальники Столоначальниками консистории должны быть непременно кончившие курс семинарии, знающие жизнь и быт сельского духовенства, разделяющие его радости и печали.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Согрешил пред Богом, неистово возопив на нищих и прогнав некоторых из них пинками в задницу за неотступность и частое прошение милостыни в один день. Согрешил пред Богоматерью, пред святыми Ангелами, святыми угодниками и живущими во граде гражданами и – всеми людьми. Господи, помилуй и прости! От грехов моих и от ядения трески вечером (опять безумие) сегодня утром – тоска на сердце. Пресыщение и ярость, пресыщение и ярость! Вот в чем иждиваю жизнь мою окаянную. Ужасно напал на меня дух злобы в конце всенощной из-за пьяного непокорного дьячка; горьки были его стрелы, язвительны, насильственны, смертельны! Уныние, боязнь, страх, бессилие! Зловоние от выходящих ветров после трески и молока – весьма противное, но после них делается на сердце легче: они тяготят сердце. 7 апреля Воскресенье Фомино. Ранняя вместо отца Матфея в Соборе. Благодарю Господа за благодать умиления и доброгласие в служении и за неосужденное причащение Божественных Таин. Всталось поутру тяжело от трески с вечера и от грехов. Благодарю Господа, спасшего меня по молитве моей от лютого мучения за злобу мою на двух нищих, коих я вырвал за волосы. Один нищий с синяками под глазами, кривой. Согрешил пред Богом и пред женою, плюнув сзади ее со злобою и презорством за то, что она не хотела узнать и удалить причину зловония в передней. Служанку Евгению послал, и она узнала причину – кошачью мочу в печке в пепле. Последствие злобного плюновения сильно меня мучило, теснило; тоска на сердце была сильная. Недовольство всем. О, страсти! О, плотоугодие! Славлю милосердие Господа, помиловавшего меня ради веры и упования моего и ради молитвы покаяния. Сказал я: с бездною моих прегрешений повергаюсь я в бездну Твоего милосердия – и вот мне стало легче; еще помолился – и еще стало легче и отраднее. Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. Не до конца прогневается, ниже во век враждует [ Пс. 102, 8 – 9 ]. Послать сто рублей на содержание моих племянниц в Архангельский совет женского епархиального училища.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Шуйский заметил честолюбие и способности этого человека, понял, что им держится рязанская земля, и думал привязать его к себе. Это, на будущее время, ему не удалось. Ляпуновы не терпели Шуйского и были, напротив, привержены к прежнему царю, но теперь пока, скрепя сердце, должны были, только ради сохранения порядка в земле русской и безопасности имуществ и жизни лиц своего звания, стоять на его стороне. По примеру Ляпуновых и рязанцев приходили из обоза Болотникова другие дворяне и дети боярские и просили позволить им идти на врагов в Коломенское. Шуйский не велел и не хотел начинать наступательной войны с Болотниковым, пока не подойдет более ратных сил в Москву. Пришли, наконец, ожидаемые ополчения дворян и детей боярских: смоленской, ржевской и тверской земель, и стали на Девичьим-Поле. С часу на час ожидали двинскую рать. Болотников увидал, что тогда как он занимается укреплением своего обоза в селе Коломенском, в Москву беспрепятственно проходят на службу Шуйскому ратные силы. Надобно было начать приступ. 26 ноября Болотников перешел через Москву реку и направил свой главный напор на Гонную или Рогожскую слободу, и в то же время отправил по другой стороне Москвы реки часть ополчения, чтоб не допускать прохода ратных из Смоленской земли. Истома Пашков стал в Красном селе, чтобы перервать сообщение с Ярославлем и не допустить оттуда ратных людей к Москве 40 . Так распоряжались в воровском обозе, когда в Москве собирался поход на воров. В этот же день, в Архангельском соборе, патриарх Гермоген с освященным собором отслужил молебен пред гробом Димитрия. Ратные люди были собраны на Красную площадь. После молебна вынесли из Кремля с пением и колокольным звоном покров, которым были покрыты мощи царевича Димитрия. Духовенство окропляло ратных людей св. водою. Затрубили тревогу. Двинулись на бой. Покров, от которого ожидали чудотворной помощи, понесли вперед к Калужским воротам. Царь, на своем боевом коне, поехал вслед. У Серпуховских ворот стоял молодой Михайло Васильевич Скопин-Шуйский с князьями Андреем Голицыным и Татевым.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Россия может существовать только в качестве империи, либо федерации, либо, как в наши дни, сочетать оба эти принципа; федерация народов и регионов плюс имперская вертикаль власти. А сделать этническое русское государство все равно не получится: Россия - не Дания или Португалия. Ветви на русском древе А.Т.: - При этом патриотам всех толков надо объединяться для защиты русского населения. Ведь среди предков многих из нас были и красные, и белые. А.Б.: - Патриарх Кирилл на Всемирном Русском Соборе говорил об этом. А.Т.: - Что мне делать: Один из моих предков, который несколько месяцев командовал дивизией у Деникина, погиб от рук большевиков. Другой был командиром «Чертовой сотни» у Кочубея. Тогда удалось расколоть народ, в том числе казаков, на белых и красных, чтобы они уничтожали друг друга. Кто сегодня заинтересован в этом? Олигархи, которые хотят расколоть общество, чтобы люди не могли объединяться для защиты своих прав. И определенные западные структуры хотят того же. Возьмем неоязычество. Есть там и нормальная, патриотическая ветвь. Но, при этом, часть их лидеров появилась из-за границы. Есть и свои опасные «патриоты». Тот же Кургинян, который постоянно нападает на Стрелкова. Никто не говорит, что Стрелков не совершал ошибок - кто их не допускает. Но. «громя» Стрелкова, оскорбляют всех, кто сражается за Новороссию. И это вызывает претензии к автору. Такое чувство, что это делается для того, чтобы патриотические силы не объединились. А ведь на стороне Донецко й и Луганско й республик кто только не воюет. Но их всех - под одну гребенку. И эту карту Кургинян давно начал разыгрывать. А ведь когда-то он воспринимался как нормальный патриот... А сегодня он нападает на большую часть патриотов, которые не устраивают его или тех, кто его финансирует: ведь книжка, которую он так быстро изготовил, немалых денег стоит. Не могу не привести еще один пример: его приезд в Архангельскую область, где Кургинян нападал на поморское движение, которое всегда было пророссийским и не собиралось отделяться. Что это - попытка вызвать в поморах чувство, что их оскорбляют, обижают, создать прецедент - конфликт между различными группами русского народа, поссорить их между собой.

http://ruskline.ru/analitika/2014/12/17/...

6 . Значительную по численности категорию церковных хоров представляли частные церковные хоры, основанные на коммерческих принципах. О таких хорах в XX в. говорилось в предыдущей главе. Среди хоров этой категории были большие хоры, делившиеся по нужде на ряд небольших хоров для пения по найму в различных церквах. Иногда главным регентом был сам содержатель хора (как то было, например, в хоре А. А. Архангельского в Петербурге, о котором говорено было в предыдущей главе) 993 . В нужных случаях, например по поводу какого-нибудь особого торжества в том или ином храме (например, престольного праздника), эти отделения большого хора соединялись в хоры большого состава. Такая система значительно облегчала и упрощала репетиционную работу: вместо того чтобы репетировать с отдельными хорами для пополнения репертуара, вещи проходились разом со всем хором. Кроме упомянутых нами выше, в пункте 1, хоров Петербурга, нужно отметить еще следующие отлично организованные и по достоинству пользовавшиеся известностью церковные хоры в Москве: а) хор Ф. А. Иванова , основанный в 1886 г., численностью в 300 человек (100 мужчин и 200 мальчиков), с интернатом и школой для мальчиков. Кроме музыки мальчики обучались также какому-нибудь ремеслу. Хор делился на 25 отделений, которые пели в 25 московских приходских церквах. Предприниматель и дирижер хора Феодор Алексеевич Иванов был в Москве известным регентом и, между прочим, руководил студенческим хором Московского университета 994 . О музыкальных и стилистических качествах этого хора можно судить по тому, что в 1911 г., когда Синодальный хор находился в концертной поездке за границей, то его в Успенском соборе заменял хор Ф. А. Иванова 995 ; б) другим очень известным, но своеобразным по составу церковным хором был в Москве хор И.И. Юхова. Иван Иванович Юхов (1870–1942) получил профессиональное образование уже будучи взрослым, когда он уже стоял во главе организованного им в 1900 г. хора, составленного главным образом из членов его семьи. В 1908 г. И.И. Юхов сдал экстерном при московском Синодальном училище церковного пения экзамен на звание регента 996 . К моменту революции хор Юхова численностью в 30 человек (кроме членов семьи И.И. Юхова в хоре участвовали и некоторые любители) пел в Москве в церкви Успения на Могильцах.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

255 Это началось в начале пятидесятых годов, когда переставали уже ездить четверней и с форейтором; но в Москве были еще старушки и старички, которые, по старой памяти, доезжали свой век на четверне, а не на паре в низенькой карете. 256 Вероятно, речь идет о ранней преддекабристской организации, так называемом «Юношеском собратстве», во главе которого стоял шестнадцатилетний прапорщик Николай Муравьев; в числе членов «собратства» были Матвей и Сергей Муравьевы-Апостолы, Лев и Василий Перовские (см.: Нечкина, Движение декабристов, т. 1, с. 102–105). 257 П. И. Колошин (подробнее о нем см. примеч. к Главе семнадцатой), вступивший в декабристский Союз спасения в 1817 г., «был человек умный, усердно посещал лекции петербургских профессоров, был преподавателем географии в офицерской школе, составлял по поручению Гвардейского генерального штаба журнал военных действий союзных войск в кампанию 1814 г. «от Рейна до Парижа» с многочисленными картами» (Нечкина, Движение декабристов, т. 1, с. 168–169). Очевидно, эта последняя работа Колошина и дала повод для слухов о нем как о «чертившем карты» для Наполеона. 258 О6 этой «французской торговке» еще в 1805 г. С. П. Жихарев писал в своем дневнике: «Много денег оставлено в магазине мадам Обер-Шальме! Достаточно было на годовое продовольствие иному семейству. Недаром старики эту Обер-Шальме переименовали в Обер-Шельму» (см.: Жихарев, с. 12). В 1812 г. за француженкой было установлено секретное наблюдение, и в списке московского полицмейстера полковника Брокера против ее имени сделана помета: «Известна правительству по особым делам» (Адам Фомич Брокер (Его записки) – РА, 1868, 9, с. 1435). В сильное негодование привело московских жителей одно из «радений» Шальме Наполеону. Оно описано П. И. Бартеневым в примечаниях к воспоминаниям кн. A. А. Шаховского «Двенадцатый год»: «В Архангельском соборе, и именно в алтаре его, г-жа Обер-Шальме, бывшая долгое время поставщица французских мод для московского барства, снабжавшая наших щеголей и щеголих всякими заморскими товарами из огромного магазина своего (ныне дом-община в Глинищенском переулке, между Тверской и Большой Дмитровкой), в правление старика графа Гудовича игравшая большую роль в Москве и сделавшаяся по вступлении Наполеона в Москву приближенным к нему лицом, придумала устроить кухню для великого императора!» (A4, 1886, 11, с. 386). В примечании же к упоминавшейся выше записи Жихарева Бартенев отметил, что Шальме «последовала за остатками великой армии и погибла с нею» (Жихарев, с. 692).

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

В 1909 году был удостоен сана архимандрита . В 1910 году назначен председателем Комитета второго действующего в Финляндии братства преп. Сергия и Германа для объединения деятельности обоих братств. Большую часть времени проводил в путешествиях по Карелии , совершал богослужения и вел с народом беседы, посещал самые глухие деревни Карелии, открывал на средства братства, собранные своими трудами, несколько русских церковных школ, большинство которых имело собственные здания, руководил школьным делом, сам присутствовал на экзаменах, устраивал елки для детей; заботился об устроении и украшении храмов и часовен. В феврале 1913 году было учреждено Сердобольское викариатство , с поручением викарию попечения о православных карелах в трех смежных епархиях: Финляндской, Архангельской и Олонецкой. По представлению архиепископа Сергия на вновь открытую кафедру был назначен архимандрит Киприан. Хиротония его была совершена 10 марта 1913 года в Петербурге в Исаакиевском соборе множеством архипастырей, во главе с патриархом Антиохийским Григорием IV. С этого времени владыка Сергий, присутствуя в Св. Синоде, предоставил большую часть дел ведению своему викарию. Хотя преосвященный Киприан всегда отличался весьма слабым здоровьем, он никогда не берег и не рассчитывал своих сил. Иногда делал длинные переезды по ужасным дорогам на тряских карельских двухколесках. Часто предпринимал путешествие пешком. И незадолго до своей смерти вырабатывал план крестного хода в Повенецком уезде в общем на 318 верст. 21 апреля 1914 года преосвященный Киприан выехал в Санкт-Петербург . Здесь у него сделался сильный приступ, часто и раньше беспокоивший его, кишечной болезни, и на этот раз с такой ужасной болью, что больной сразу же начал приготовляться к смерти. 10 мая его свезли в Биржевую больницу. Освидетельствовавший его там лейб-хирург нашел положение его настолько опасным, что через два часа назначил операцию. Преосвященный пред операцией причастился Св. Таин и совершенно спокойно сделал, на случай смерти, некоторые распоряжения. Болезнь оказалась очень застарелой: в области слепой кишки обнаружились три больших нарыва. Надежд на выздоровление было очень мало. 20-го мая, утром, архиепископ Сергий совершил над болящим, по его желанию, св. таинство Елеосвящения . Больной лежал, держа в руке зажженную свечу и с глубоким вниманием и верой слушал молитвословия. И молитва веры возымела свое действие: болящему стало лучше. У близких появилась надежда на благоприятный исход. Но улучшение было только временное: больной медленно, но постепенно слабел.

http://drevo-info.ru/articles/5867.html

„Еретическое движение“, говорит напр. г. Архангельский, „своим общим характером, надо думать, вовсе не имело того острого вида, который придавала ему ревность Геннадия и Иосифа Волоцкого . Без всякого сомнения, в общей среде брожения раздавались мнения и самые крайние...; но они были, по-видимому, скорее исключениями, которые поспешили обобщить борцы с ересью. Вероятно на подобные крайние мнения Нил Сорский смотрел.... как на обстоятельство случайное и частное. По своему же общему основному характеру происходившее движение, вероятно, казалось Нилу Сорскому далеко не столь предосудительным, как думали о нем Иосиф Волоцкий и Геннадий“ 96 . Хотя мы имеем полное право предполагать, что ересь произвела на преп. Нила не такое впечатление, как на Геннадия и преп. Иосифа, однако объяснение отношения преп. Нила к еретикам, предложенное г. Архангельским, на наш взгляд представляется неверным. И это не потому только, что его объяснение не имеет за себя никакого прямого свидетельства, но и по следующим соображениям. На соборе 1490 года, на котором преп. Нил, надо думать, высказался против строгих мер в отношении к еретикам, судились именно такие еретики, о которых всего скорее можно сказать, что они высказывали „самые крайние мнения“. А такие еретики, судя по словам г. Архангельского, не могли не казаться также предосудительными преп. Нилу, как и преп. Иосифу, и, следовательно, по отношению к ним преп. Нил должен был бы высказаться за строгие меры. Далее князь инок Вассиан, который развивал взгляд на отношение к еретикам преп. Нила, в своей горячей полемике с преп. Иосифом, если бы и не прямо настаивал, то, по крайней мере, проговорился, что еретики не настолько предосудительны, чтобы применять к ним строгие меры, но этого мы не видим. Вассиан, наоборот, предупреждает, что он говорит против строгих мер в отношении к еретикам, „яко не еретическую злобу заступающе, но о Спасове заповеди, правильном учении поборающе“ 97 . – Нет, причина мягкого отношения к еретикам лежала не в характере самой ереси, а в характере направления, представителем которого был преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010