Новости Фонд храма Христа Спасителя примет ряд дополнительных мер безопасности против вандалов 18.09.2012 11:13 Москва, 18 сентября. Фонд храма Христа Спасителя предпримет ряд дополнительных мер безопасности с целью предотвращения возможных актов вандализма в главном соборе столицы, но режим работы храма и доступ в него посетителей останутся прежними, личный досмотр вводить не планируется, сообщил РИА Новости первый заместитель исполнительного директора фонда Сергей Семененко. Ранее стало известно о ряде случаев вандализма и осквернения святынь в России. В воскресенье, 16 сентября, мужчина облил чернилами икону в храме Христа Спасителя. Незадолго до этого вандалы спилили поклонные кресты в Архангельской и Челябинской областях, а также в одном из сел республики Алтай. В марте мужчина изрубил топором 38 икон в соборе Прокопия Праведного в Вологодской области. «В этой обстановке мы, конечно, будем принимать ряд мер, о которых не хотелось, может быть, говорить публично, все-таки это меры безопасности, и было бы неправильно раскрывать всю тактику охранной службы в данной ситуации. Но, безусловно, надо сказать возможным злоумышленникам, что будут приняты адекватные меры и по пресечению такой деятельности, и по их правовой оценке», - сказал Семененко. По его словам, сегодня безопасность храма Христа Спасителя и его посетителей обеспечивается силами частного охранного предприятия «Колокол», которое имеет соответствующий договор с фондом. Территорию и сам комплекс храма общей площадью 56 тысяч квадратных метров охраняют 24 поста охраны. Непосредственно в верхнем храме действуют два поста охраны - на входе и внутри храма. В дневное время, когда храм открыт, за порядком в нем следят четыре человека. «Основная проблема состоит в том, что храм Христа Спасителя открыт для посещения граждан - для прихожан, посетителей - даже во внеслужебное время (не тогда, когда совершаются богослужения), потому что это храм-памятник, помимо всего прочего, победы в войне 1812 года. Вход открыт каждый день с десяти до шести вечера, и, естественно, никакие выходки ни злонамеренных, ни больных людей не заставят нас этот режим менять», - заявил представитель фонда.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

В субботу в Свято-Ильинском соборе в Архангельске верующие простились с епископом Архангельским и Холмогорским Тихоном, скоропостижно скончавшимся в ночь на 20 октября от сердечного приступа. В субботу в Свято-Ильинском соборе в Архангельске верующие простились с епископом Архангельским и Холмогорским Тихоном, скоропостижно скончавшимся в ночь на 20 октября от сердечного приступа. После отпевания состоялось погребение епископа Тихона на Вологодском кладбище Архангельска у алтаря храма Всех Святых. Епископ Тихон (в миру — Николай Степанов) родился в Костроме, в семье священника. Окончил Ленинградскую духовную семинарию и академию. В 1990-1991 годах проходил стажировку в Свято-Владимирской православной семинарии в Нью-Йорке (США). С 1995 года — епископ Архангельский и Холмогорский. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе

http://pravmir.ru/arxangelsk-prostilsya-...

898 Служба Великого канона переносится на вторник в том случае, если празднику Благовещения случится в среду или четверток 5-й седмицы Великого поста. 899 В Типиконе, изданном в Москве 1848 г., напечатано (в послед. 25 марта, аще случится в понедельник Светлыя Недели) после «Свете тихий», прокимна и Евангелия, та же ектения. Такое указание означает на вседневной вечерне после прокимна ектению: «Исполним молитву нашу Господеви». Но это указание есть типографская ошибка. Следует напечатать не «ектения», а «ектении». В Типиконе при указании: «ектении» разумеется сперва ектения: «Рцем вси» и после «Сподоби, Господи» ектения: «Исполним молитву нашу Господеви» Таков Устав и для вечерни в пасхальную седмицу (Тип., послед. дня Пасхи – вечер). 900 После полиелея поется величание: «Архангельский глас вопием Ти, Чистая. Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою» (Ирмол.). 901 В Типиконе, в последовании 25-го марта находится такое указание: «И час первый с кафизмою». Это указание относится к Благовещению, случившемуся в те дни седмицы, в которые на великопостных часах положено чтение кафизмы, именно – ко вторнику, среде и четвергу, но не к понедельнику п пятку, когда чтение кафизмы на 1-м часе не положено (Тип., гл. 17). 902 При архиерейском служении, например, в Успенском соборе в Москве, начало вечерни говорит сам архиерей, и псалом; вечерних молитв не говорит, токмо в начале часов: «Господи, ниспосли», да в начале вечерни: «Боже, Боже наш»; да входная: «Вечер и заутра»; а после паремии ектения малая, а возгласа не говорит. Таже: «Господи, спаси благочестивыя», по чину и прочая литургии» (Чин свящ. и обряд, в Больш. Успенск. соборе, см. 15). 904 Типикон указывает в дни Петрова поста на утрени петь, вместо: «Бог Господь», «Аллилуиа». Так, в последованиях на дни, не имеющие праздничного знака (1-го, 3-го июня и др., сказано: «Аллилуиа» или тропарь (См. подобные указания 4-го и 3-го августа), т. е., и то и другое можно петь. В Петровом посту, при пении «Аллилуиа», полагают великие поклоны (Тип., послед. 14-го ноября).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Державные патриархи. Часть 2 Смиренные патриархи Патриарх Иоасаф I Преемником патриарха Филарета стал Псковский архиепископ Иоасаф, который «в нравах же и житии добродетелен был, а ко царю не дерзновенен». Избрание столь кроткого для патриаршества человека обычно объясняют желанием Филарета возвысить сына. Есть и другое разумное объяснение: патриарх Филарет не желал рушить достигнутую симфонию и сделал все, чтобы обеспечить ее в дальнейшем, во избежание ссор и столкновений между окрепшим царем и архипастырем. Оттого он и указал на мудрого, смиренного, правдивого мужа. Патриаршество Иоасафа было тихим. Предпочитая быть молитвенником, а не политиком, он сам сторонился государственных дел, возлагая их на царскую волю, и первым из русских патриархов считал их не свойственными патриаршему служению. Когда Михаил Федорович спросил его совета по поводу отношений с крымским ханом, который притеснял русских посланников, несмотря на щедрые ему пожалования, патриарх ответил, что считает необходимым выкупить плененных послов, впредь хану в пожалованиях отказать, по пограничным окраинам разместить ратников. А какое самому хану учинить воздаяние – дело твое, государь, а не нас, твоих богомольцев. Косвенным приобщением патриарха к делам государственным были похороны останков царя Василия Шуйского, которые дипломатическими усилиями были возвращены из Польши в 1635 году. Патриарх встретил их на Арбате у храма Николы Явленного и совершил погребение в Архангельском соборе. Патриарх Иоасаф скончался в ноябре 1640 года, не оставив преемника. Более года царь не назначал архипастыря – то ли в раздумьях о кандидатуре, то ли ожидая, когда в Москву съедутся архиереи для избрания патриарха. Есть и третья версия: царь не спешил, потому что готовился новый свод законов – будущее Соборное уложение 1649 года, по которому учреждался самостоятельный Монастырский приказ – первый светский государственный орган, ведавший административными и судебными функциями в церковных владениях и ставший началом вмешательства государства в церковное управление. Знавшие о том архиереи могли настаивать на очень сильном патриархе.

http://pravoslavie.ru/29531.html

Следующий этап, 1889–1899, был отмечен резким скачком в исполнительском мастерстве хора и несколькими особенно яркими событиями. Во многом это обусловливалось приходом в училище и хор нового директора – Смоленского. По его инициативе появились музыкально-теоретические курсы для взрослых певчих, открытые в ноябре 1889 года и продолжавшиеся до 1899-го; при Смоленском хор перешел к пению не по партитурам, а по партиям, и в его репетиционную работу стали включаться полифонические произведения старых западноевропейских мастеров – Палестрины, Лассо, Лотти, Депре, Баха, Генделя, Моцарта, Бетховена. Из хора были удалены потерявшие голос певчие, для малолетних певцов введены занятия по постановке голоса с артистом Большого театра Тютюнником. Вся практическая работа с хором сосредоточилась в руках Орлова, которому Смоленский создал прекрасные условия для творчества. Новые художественные задачи требовали значительного напряжения сил и от хора, и прежде всего от дирижера. Огромный труд, мастерство, беспримерная преданность делу создали за несколько лет новый хоровой организм. Орлов, безусловно, являл собой иной тип руководителя хора: он дирижировал по-новому, выработав свою манеру для передачи художественного содержания произведения; чутко и предельно требовательно относился к строю и ансамблю; создавал незабываемые для слушателей интерпретации сочинений старых и новых авторов. Репертуар обновлялся более всего за счет современных композиторов. Сколько за это время было разучено и исполнено сочинений, причем иногда только для единственного концерта! Сколько спето с листа! Как много дано духовных концертов! В них прозвучали сочинения Бортнянского и Дегтярева, Веделя и Есаулова, Турчанинова и Львова, Ломакина и Львовского, Архангельского и Полуэктова, Азеева и Копылова, Виноградова и Смоленского, Чайковского и Танеева, Римского-Корсакова и Балакирева, Аренского и Рахманинова; исполнялись хоры славянских композиторов – Талапковича, Музыческу, Станковича, а также светские произведения. Постепенно, начиная с 1896 года, около Синодального хора собиралась группа молодых московских авторов – будущих представителей Нового направления. Сочинения Кастальского, Чеснокова, Гречанинова хор в это время начал исполнять не только в концертах, но и в Успенском соборе. Синодальный хор был открыт для экспериментов, для общения со слушателями и композиторами, для учебы заинтересованных лиц из Москвы и провинции. На репетициях присутствовали в качестве гостей высокопоставленные лица, специалисты хорового дела, композиторы, учащаяся молодежь.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Удивительно, как сумел проникнуться ею этот выросший в еврейской мелкомещанской среде юноша, набравшийся многосторонней образованности в Швейцарии и Гейдельберге!» Вторая цитата из статьи 1921 года «Слово и культура» самого Мандельштама: «Да, старый мир – „не от мира сего», но он жив более чем когда-либо. Культура стала церковью. Произошло отделение церкви-культуры от государства. Светская жизнь нас больше не касается, у нас не еда, а трапеза, не комната, а келья, не одежда, а одеяние. Наконец мы обрели внутреннюю свободу, настоящее внутреннее веселье. Воду в глиняных кувшинах пьем как вино, и солнцу больше нравится в монастырской столовой, чем в ресторане. Яблоки, хлеб, картофель – отныне утоляют не только физический, но и духовный голод. Христианин, а теперь всякий культурный человек – христианин , не знает только физического голода, только духовной пищи. Для него и слово „плоть» и простой хлеб – веселье и тайна». К этому можно лишь добавить, что Сергей Маковский во многом повторяет слова Максимилиана Волошина о книге «Молитва о России» Ильи Эренбурга, вышедшей в конце 1918 года, после расстрела Московского Кремля. А Мандельштам отвечает на вопросы, поставленные тем же Максимилианом Волошиным. Более того, у Мандельштама тоже есть стихотворение, тематически близкое к «Молитве о России» Эренбурга. Оно датируется 1916 годом, но, вероятнее всего, это были лишь наброски стихотворения, создававшегося одновременно со стихотворением об Успенском соборе «В разноголосице девического хора...», а в сборник «Tristia» 1922 года вошел уже окончательный вариант: ...А в запечатанных соборах, Где и прохладно, и темно, Как в нежных глиняных амфорах, Играет русское вино. Успенский, дивно округленный, Весь удивленье райских дуг, И Благовещенский, зеленый, И, мнится, заворкует вдруг. Архангельский и Воскресенья Просвечивают, как ладонь, – Повсюду скрытое горенье, В кувшинах спрятанный огонь... Конечно, такие стихи могли быть написаны только после расстрела и закрытия Московского Кремля, когда Мандельштам не только декларировал в статьях, но и выражал в стихах свое мироощущение христианина: «Я христианства пью холодный, горный воздух,//Крутое „Верую» и псалмопевцев роздых».

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

Наиболее благоприятным условием для утверждения истинной веры в сознании народа и для охранения её от разных искажений служит, без сомнения, близость народа к святым храмам и их служителям, к школам и училищам и к другим религиозно-просветительным учреждениям и к их деятелям. И наоборот, условием для ослабления веры и для внесения в её область разных нежелательных наслоений является в большинстве случаев отдалённость народа от названных учреждений и лиц, понимаемая не в смысле только пространства, но и в смысле духовного разобщения между народом и пастырями и – тем более – архипастырями. Несмотря на усиленное открытие новых приходов в последние 10–15 лет, в нашей епархии в настоящее время можно указать очень много селений, удалённых от приходских храмов и причтов на 40, 60, 80, 100 и более вёрст, при крайне неудобных путях сообщения, что особенно часто наблюдается в приходах Кемского, Александровского, Мезенского и Печорского уездов. Что же было в старину, если, например, в состав нынешнего Ижемского прихода Печорского уезда до 1830 года входили все 15 приходов, расположенные по р. Ижме на пространстве в 300 вёрст и по р. Печоре от устья Ижмы до границы с Вологодскою губ. на пространстве свыше 300 вёрст? В состав Кольского прихода почти до конца прошлого столетия входили все селения Мурманского берега и все погосты внутри Лапландии; в состав Варзугского прихода – все селения Терского берега, за исключением двух – Умбского и Понойского, стоящих на окраинах Терского берега; в состав Кемского соборного прихода – все селения от гор. Кеми по берегу Белого моря до села Керети и отсюда до границы с Финляндией и т. п. Не в лучших условиях многие пункты Архангельской епархии находились, а некоторые и в настоящее время находятся, и в школьно-просветительном отношении. Так, до учреждения церковных школ на всю необъятную Кольско-Лопарскую волость, занимающую половину Кольского полуострова, было только одно училище в гор. Коле, по всему Терскому берегу – одно в Кузомени, на всём пространстве (до 600 вёрст) прежнего Ижемского прихода – не более трёх училищ и т. п.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Путивляне знали Димитрия и любили его, когда он проживал у них в городе. Все с жаром кричали: «Пойдем на Шуйского за своего государя!» Написали граматы и разослали с ними дворян и детей боярских по своему уезду. Побежали из Путивля гонцы в соседние города с тем же известием, с такими же увещаниями, какими склонял путивлян Шаховской. Северщине волею-неволею приходилось ополчиться за Димитрия. С одной и с другой стороны на этот край находила беда. Покорятся ли Шуйскому – Димитрий придет с польским войском и будет наказывать русских, которые отступились от него, и первая подвергнется каре Северская земля! Не покорятся Шуйскому, но не станут ополчаться – придет рать из Москвы, и постигнет их беззащитных кара от Шуйского! Поэтому, вооружение Северщины за Димитрия пошло быстро. Путивльский уезд был уже в несколько дней весь на военной ноге. Моравск, Новгород-Северский, Стародуб, Ливны, Кромы, Белгород, Оскол, Елец – стали за Димитрия. По главным средоточием сделался Елец, потому что тут убитый царь назначил сбор войска, намереваясь идти на татар. И туда уже успели собраться ратные люди... В одних городах воевод побили, других бросили в тюрьмы, а в иных сами они отложились от Шуйского. Предводителем восстания избран был Истома Пашков, сын боярский. Он писал граматы во все города, приглашал всех стоять за Димитрия и угрожал его местью всем тем, которые будут держаться стороны изменника Шуйского. Казаки дали знать на Дон, и оттуда спешили на защиту царя, которому донцы так храбро и славно служили. Царь сначала хотел подействовать увещанием и послал крутицкого митрополита Пафнутия с духовенством. Но Пафнутий скоро увидел, что ничего не сделает, и удалился. Тогда вслед за ними двинулось войско под начальством Ивана Михайловича Воротынского. Вместе с тем для увещания послана была в Елец грамата от инокини Марфы. Мать Димитрия уверяла, что сын ее Димитрий убит в Угличе, теперь лежат его мощи в Архангельском соборе, а тот, который царствовал и был убит всенародно, не был ее сын. Грамату повез брат ея Михайло Нагой.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Удивительно, как сумел проникнуться ею этот выросший в еврейской мелкомещанской среде юноша, набравшийся многосторонней образованности в Швейцарии и Гейдельберге!» Вторая цитата из статьи 1921 года «Слово и культура» самого Мандельштама: «Да, старый мир – „не от мира сего», но он жив более чем когда-либо. Культура стала церковью. Произошло отделение церкви-культуры от государства. Светская жизнь нас больше не касается, у нас не еда, а трапеза, не комната, а келья, не одежда, а одеяние. Наконец мы обрели внутреннюю свободу, настоящее внутреннее веселье. Воду в глиняных кувшинах пьем как вино, и солнцу больше нравится в монастырской столовой, чем в ресторане. Яблоки, хлеб, картофель – отныне утоляют не только физический, но и духовный голод. Христианин, а теперь всякий культурный человек – христианин, не знает только физического голода, только духовной пищи. Для него и слово „плоть» и простой хлеб – веселье и тайна». К этому можно лишь добавить, что Сергей Маковский во многом повторяет слова Максимилиана Волошина о книге «Молитва о России» Ильи Эренбурга, вышедшей в конце 1918 года, после расстрела Московского Кремля. А Мандельштам отвечает на вопросы, поставленные тем же Максимилианом Волошиным. Более того, у Мандельштама тоже есть стихотворение, тематически близкое к «Молитве о России» Эренбурга. Оно датируется 1916 годом, но, вероятнее всего, это были лишь наброски стихотворения, создававшегося одновременно со стихотворением об Успенском соборе «В разноголосице девического хора…», а в сборник «Tristia» 1922 года вошел уже окончательный вариант: …А в запечатанных соборах, Где и прохладно, и темно, Как в нежных глиняных амфорах, Играет русское вино. Успенский, дивно округленный, Весь удивленье райских дуг, И Благовещенский, зеленый, И, мнится, заворкует вдруг. Архангельский и Воскресенья Просвечивают, как ладонь, – Повсюду скрытое горенье, В кувшинах спрятанный огонь… Конечно, такие стихи могли быть написаны только после расстрела и закрытия Московского Кремля, когда Мандельштам не только декларировал в статьях, но и выражал в стихах свое мироощущение христианина: «Я христианства пью холодный, горный воздух,//Крутое „Верую» и псалмопевцев роздых».

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

Место рус. археологии в журнале постепенно менялось. Сначала по этой тематике печатались немногочисленные материалы: письма И. М. Снегирёва гр. А. С. Уварову «О значении отечественной иконописи» (Там же. С. 181-211), «Описание древностей, найденных в Звенигородском уезде» А. Д. Черткова (Там же. С. 234-251) и др. В 1849 г. вместо Бартоломея секретарем РАО по рус. переписке был избран Савельев, после чего рус. археологии в ЗРАО стало уделяться все больше внимания. Публиковались статьи А. Б. Лакиера «О знаках отличия за службу в России до времен Петра Великого» (1850. Т. 2. Вып. 5/6), Д. Банзарова «О восточных названиях некоторых старинных русских вооружений» (Там же). В 3-м т. особый раздел был посвящен древнейшим рус. надписям, были опубликованы «Описание неизданных русских монет» С. В. Долгорукова (1851. Т. 3. Отд. 1. С. 33-50), «Русские древности: братины, перстни и кольца, блюдца, пуговицы» И. П. Сахарова (Там же. С. 51-89), «Исследования о древней русской монетной системе в XI, XII и XIII вв.» П. С. Казанского (Там же. С. 90-156), «Рядная запись с печатью XIII в.» И. И. Срезневского (Там же. С. 221-249), «Замечания о той же грамоте» К. А. Неволина (Там же. С. 250-267). Ценным для рус. истории стало описание Кёне найденных в России европейских монет X-XII вв. В 5-м т. был напечатан труд И. Е. Забелина «О металлическом производстве в России до XVI в.», удостоенный первой из Уваровских премий, а также его «Три неизвестные гробницы в Московском Архангельском соборе», «Збручский истукан Краковского музея» Срезневского, «Дипломатическая тайнопись эпохи царя Алексея Михайловича» Попова, «История подделки монет в России до времен Петра Великого» Лакиера, «Первая печать Петра Великого» Кёне. В 6-м т. вышли классический труд Забелина «О финифтяном производстве в России», «Дополнение к исследованиям о древней русской монетной системе» Казанского и др. С 7-го т. в ЗРАО наметилась тенденция отказаться от составления томов по принципу альманахов и публиковать либо отдельные работы, либо тематические подборки. Оба выпуска 7-го т. занял до сих пор сохраняющий значение труд Лакиера «Русская геральдика». В 12-м т. появилась классическая работа по восточноевроп. нумизматике - «Монета и вес в России до кон. XVIII ст.» Д. И. Прозоровского (1865. Т. 12. Вып. 2. С. 327-743). Последние тома ЗРАО носили характер сборников и были составлены из тематически однородных статей. Чисто древнерусским по составу был 11-й т., в к-ром выделялись работы Савваитова: «Летописный указатель к описанию новгородского Софийского собора» (1865. Т. 11. С. 226-243), «Описание старинных царских утварей, одежд, оружия, ратных доспехов и конского прибора, извлеченное из рукописей Архива Московской Оружейной Палаты» (Там же. С. 270-608), «Русский денежный счет в XVI-XVII ст.» (Там же. С. 609-615).

http://pravenc.ru/text/182593.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010