В первые годы правления М. П. осложнилась внешнеполитическая обстановка на Востоке. М. П. состоял в союзе с монг. ханом Хулагу, врагами к-рого были мамлюкский султан Бейбарс I (1260-1277) и хан Золотой Орды Берке (1257-1266). Однако, потерпев поражение от Берке в войне 1264-1265 гг. (на стороне последнего выступил и болг. царь Константин I Тих Асень (1257-1277)), М. П. вынужден был заключить союз с Золотой Ордой и Египтом. После смерти Берке М. П. смог привлечь на свою сторону золотоордынского правителя Ногая, контролировавшего территории на Балканах, в 1272 г. император заключил с ним союз и выдал за него свою незаконнорожденную дочь Евфросинию. М. П. использовал военную помощь Ногая в борьбе с царем Константином I. Тесные отношения Византии с Ордой и Египтом сохранялись на протяжении всего царствования М. П., о чем свидетельствует частый обмен посольствами. Имп. Михаил VIII Палеолог. Роспись юго-вост. столба Архангельского собора Московского Кремля. 1652–1666 гг. Имп. Михаил VIII Палеолог. Роспись юго-вост. столба Архангельского собора Московского Кремля. 1652–1666 гг. Главная опасность для империи исходила от Запада, где вынашивались планы по восстановлению Латинской Романии . Союзником новых крестоносцев могли стать Сербия и Болгария, стремившиеся к расширению своих балканских владений за счет Византии. В этих условиях перед М. П. встала задача недопущения нового столкновения с латинянами, а также возвращения старых визант. территорий, еще остававшихся в руках эпирского деспота и западноевроп. правителей. Пытаясь дипломатическими средствами не допустить вторжения кор. Сицилии Карла Анжуйского, стремившегося к захвату К-поля, М. П. заключил союзы с царем Болгарии, королем Венгрии, золотоордынским ханом, а также заручился поддержкой папы Римского Григория X (1271-1276), вступив с ним в переговоры об объединении Римско-католической и К-польской Православной Церквей, решение о к-ром было принято на Лионском I Соборе . 16 янв. 1275 г. Лионская уния была официально провозглашена в К-поле, однако попытки М.

http://pravenc.ru/text/2563714.html

Св. Иконы местные наибольшею частью украшены богатейшими, весьма искусно сделанными, сребропозлащенными ризами. По некоторым церквам и не в одной нижней статье иконостаса стоят такие Иконы, а есть они и на самых высотах до куполов, особливо по середине иконостасов. В Старочеркасском Воскресенском соборе резной иконостас, в три престола рядом, весь состоит из св. Икон, покрытых сребряными ризами; трои Царские врата и престол – литые из серебра. Подобный иконостас, в меньшем только виде, и в Николаевской церкви в Новочеркасске. В некоторых церквах, напр. в Архангельской, Новочеркасской, устроены иконостасы в самых алтарях со сребропозлащенными, богатейшими ризами на св. Иконах. Утварь везде соответствует величию и богатству церквей. Напрестольные Кресты, Евангелия, священные Сосуды, Дарохранительницы, все, – сребропозлащенное, не только в отлично искусном, но и огромном виде. В Старочеркасской Воскресенской церкви одни Сосуды и напрестольный Крест однозолотные, – в шесть фунтов. Всего серебра в этой церкви, бывшей прежде соборною, до 50 пудов. В Аксайской станице в Троицкой церкви один напрестольный Крест осыпан изумрудиками, другой – бриллиантами. Не в одной церкви из станичных доведется видеть запрестольные Кресты сребропозлащенные с чернетью, в два пуда весом. В церкви Мигулинской станицы, не менее того весом св. Евангелие известного огромного Елисаветинского издания, драгоценно украшенное. Утвари множество везде: редко где по два или по три только набора; везде почти более. Воздухи во многих местах есть унизанные жемчугом с дорогими каменьями. О напрестольных одеждах и ризах для Священнослужителей едва упоминать нужно: все отменно богато и во множестве. Во многих церквах есть серебряные большие подсвечники и лампады, даже серебряные паникадилы. О кадилах не говорим уже. Одни колокола только на Дону не по церквам, – не велики: вкус на заведение их в огромном размере уже прошел в то время, как церкви на Дону строились. В одном нашем городе Новочеркасске колокол при соборе, перевезенный из Старочеркасска, по величине и говору своему соответствует величию Дона.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Открытие выставки «Данте, пророк надежды». Москва Пресс-конференция в преддверии Страстной седмицы и праздника Пасхи. Москва Концерт фестиваля «Свет Христов», посвященный 225-летию А.С. Пушкина, Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Все » Новости В школах Архангельска пройдет учебно-методическая неделя " Пасхальная мозаика " 10.04.2009 16:54 Версия для печати Архангельск, 10 апреля. C 20 по 23 апреля в школах Архангельска состоятся 63 открытых занятия духовно-нравственного содержания, в том числе по Основам православной культуры, сообщает Пресс-служба Архангельской епархии . Мероприятия пройдут в рамках городской учебно-методической недели " Пасхальная мозаика " . Методическая неделя проводится в рамках сотрудничества организатора проекта - школы 9 - с Отделом образования и катехизации Архангельской и Холмогорской епархии. По информации руководителя проекта Тамары Зайцевой, заместителя директора по экспериментальной работе МОУ СОШ 9, опорной городской школы по духовно-нравственному воспитанию, план методической недели распространён через департамент образования во все образовательные учреждения города, чтобы педагоги и родители смогли посетить эти занятия. Неделя проводится по программе III городского детского Пасхального фестиваля Светлая весна с целью распространения положительного опыта духовно-нравственного воспитания школьников.  

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

29 июля. Резолюция на рапорте протоиерея кафедрального Архангельского собора о том, что во время благовеста в соборе пытался раздеться юродствующий: «По месту жительства [юродствующего] протоиерею, с содействием приходскаго священника, негласно дознать, по каким обстоятельствам и давно ли... признается юродствующим, находится ли он в состоянии здравомыслия, православный ли он и исполняет ли христианския обязанности, не говорил ли он чего о происшедшем с ним в соборе и не должно ли опасаться от него новых приключений» (Резолюции. Т. 4. С. 43–44. 9148). Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Простите меня, Отец Наместник, если я буду говорить бред. Бывший казначей Анастасий более заслуживает одобрения, нежели прочие члены Собора. Он нарушал порядок и грешил для своей выгоды; прочие без всякой, даже незаконной, пользы помогали ему нарушать порядок и грешить. Скажут: по снисхождению. Никакое снисхождение не велит приобщаться чужим грехам и помогать им. Если бы вы исполняли предписанное, то есть верно каждый месяц поверяли деньги и приходные и расходные записи, то или предохранили бы его от греха, или остановили бы на сотнях, а теперь, по милости вашего снисхождения, он опутан тысячами, и если не будет иметь чем платить, то доплатите вы, неверно поверявшие Сие написано в первые минуты по известии о недочете у бывшего казначея. Теперь я желал бы, чтобы говорено было тише. Но так уже и быть. Прочитайте написанное, по крайней мере, как исповедь, что я думал по получении известия» (Письма преподобному Антонию. С. 196–197. 236). 30 июля. Резолюция на мнении епископа об определении на священническое место диакона из учеников среднего отделения семинарии, поющего по нотам с ошибками: «Диакон, поющий ошибочно, не знает, следственно, причетническаго дела. Порядок требует прежде узнать причетническое дело, чтобы годну быть в священническое» (Резолюции. Т. 4. С. 44. 9149). 31 июля. Резолюция на рапорте благочинного о том, что пономарь во время крестного хода, нарушив благочиние, прошел с узлом в святые ворота Новодевичьего монастыря: «По тому, что было в моих глазах, показание пономаря не совсем справедливо. Одно можно предположить, что, попавши в положение затруднительное, по замешательству, он переходил к положению еще более нелепому Благочинным иметь бдительное наблюдение, чтобы священники, диаконы и причетники, идущие в крестном ходе, в облачении, ненарушимо соблюдали порядок и непрерывность хода, не позволяли себе развлекаться посторонними предметами или разговорами между собой, чтобы порядок тщательно соблюдаем был и при возвратном шествии крестнаго хода всемерно сохраняем был непрерываемый посторонними лицами, наконец, чтобы причетники, не находящиеся в крестном ходе, а несущие принадлежности священников, шли совсем отдельно от хода – или впереди, или позади онаго» (Резолюции. Т. 4. С. 44–45. 9150).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

14 в. Здесь есть главы Ев. Мф., начиная с 4:1 ст. без пропусков. Но здесь же значится, что «списан в Риме». См. Описание русск. и славян, рукописей Рум. муз. Ал. Востокова. С.п.б. 1842. стр. 181; рук. 117. 7. В «Четвероевангелии» 1383 г. и в «Четвероевангелии» 1144 г. с некоторыми синоптическими параллелями, принадлежащем справщику Тимофею, учит. греч. языка в Москве пред Лихудами, который в 1672 г. был на соборе Иерусалимском. См. Описание рукописей Синод. Библ. Отд. 1. Москва. 1855 г. стр. 208. 26 и 20. «Эти два списка 1383 и 1144-го представляют текст вполне по Евангелиям». См. предисл. κ Опис. р. Синод. библ. стр. 10. 8. В Острожском издании Библии Евангелие напечатано по тексту списков 1 и 2. В гл. 23 Ев. Мф. ст. 11-й находится на своем месте. См. Опис. рук. Синод. библ. Отд. 1. Москва. 1855. стр. 144. 9. В Евангелии, писанном для Новгородского князя Мстислава Владимировича в начале 12 в. «Это Евангелие, хранящееся в Московск. Архангельском Соборе, есть один из древнейших и важнейших списков Евангелия и вообще памятников церковнославянской письменности. Оно написано по повелению князя Мстислава для церкви, построенной им на могиле Рюрикам в 1103 г.». Здесь, «в главе 23, ст. 13 стоит после 14-го; но 14-й есть и читается как в наших теперешних изданиях. См. Исследование о Евангелии, писанном для Новгор. кн. Мстисл. Влад. в начале 12 в. – рукопись М. Д. Академии. Соч. К. И. Невоструева , листы: 1 и 5 на обор. Ср. л. 50 обор. Здесь же мы находим замечание такого рода: «так и все списки здесь (т. е. переставляют ст. 14-й на место 13-го и наоборот)... такая перестановка находится в весьма многих списках и переводах у Шольца, Маттея, тоже и у Отцов церкви: Феофилакта, Евф. Зигабена, Златоуста и др., и она значится в вариантах К. Тишендорфа». См. там же: л. 44 на обор. Такая перестановка находится, прибавим, и в «Евангелии Матфея», издан. Миклошичем (Evang. S. Matth. palaeoslovenice) Vindobonae. 1856. стр. 60. 10. В Evangeliarium Hierosolymitanum ex cod. 5 at. – Palest.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

После того как русское командование при помощи сложнейших маневров, постоянно уклоняясь от столкновений с наступающим противником, заманило неприятельские войска вглубь страны, а местное население не позволило врагу закрепиться и перезимовать на занятых территориях, русские войска дали главный бой Наполеону и не оставили ему шансов на победу. Хотя формально русские отступили и французы заняли Москву, Бородинская битва стала первым крупным поражением Бонапарта. Отныне его солдаты потеряли веру в его непобедимость. Они видели, как французский император ничего не может противопоставить жертвенности русских. Когда к вечеру изможденные французы ценой потери своих лучших сил все-таки взяли русские редуты, артиллерия открыла по ним такой огонь, что неприятель был вынужден отступить на исходные позиции под угрозой полного уничтожения своей армии. Оставляя Москву, Кутузов руководствовался единственным желанием - сохранить жизни своих солдат: «Резервы должны быть сберегаемы сколько можно долее, ибо тот генерал, который сохранит еще резервы, не побежден» - написал Светлейший князь в донесении Его Императорскому Величеству Александру I, объясняя тем самым отступление российских войск. С этого момента деморализованная французская армия начала уничтожать саму себя. В захваченных городах, и в первую очередь, в Москве, французские солдаты устроили неслыханные мародерства. По сей день у историков нет единого мнения о причинах того пожара, в котором Первопрестольная сгорела дотла. Многие исследователи считают, что пожар явился результатом грабежей со стороны захватнической армии. Наполеон сам распорядился переплавить все золото в убранстве храмов московского Кремля и сорвать драгоценные иконостасы. В Благовещенском соборе был устроен пылающий горн для переплавки утвари в слитки, в Архангельском соборе устроили винный склад, а в Успенском - конюшню. Мародерство и жестокость со стороны французов окончательно озлобили местное население. Партизанское движение сделалось повсеместным явлением. Крестьяне не только не снабжали французов продовольствием, но и убивали как изменника всякого, кто, соблазнившись высокой платой, продавал провиант захватчикам.

http://ruskline.ru/analitika/2012/09/05/...

Архиепископ Лука в Свято-Троицком соборе с клиром. Симферополь. 1953 г.      Этот искуснейший хирург был необычайно смиренным человеком. Он признавал себя лишь орудием в руках Бога. «Это вас Бог исцелил моими руками. Молитесь Ему», – так говорил он пациентам, пытавшимся его «отблагодарить». При этом он благословлял больных. Перед каждой операцией молился; прежде чем сделать на коже разрез, трижды осенял крестным знамением операционное поле. А если прибавить, что операции его почти всегда были успешными и что сам он говорил, что «исцеляет с помощью Господа Иисуса Христа», то хирургическая деятельность святителя Луки была самой настоящей проповедью, хотя и звучала не с церковного амвона. Глубоко христианской была и личная жизнь святителя Луки. Он отличался крайней нестяжательностью, не брал традиционных в медицине со времен Гиппократа «приношений» врачу от больных. Будучи архиепископом в Симферополе, всегда ходил в чиненых рясах с протертыми локтями. А на предложение племянницы сшить новую одежду отвечал так: «Латай, латай, Вера, бедных много», предпочитая потратить эти деньги на еду для нуждающихся. Многие из них ежедневно приходили к дому, где жил владыка, там их кормили обедом… Это милосердие архиепископа-хирурга было убедительней самых красноречивых, но не подкрепленных делами проповедей. Архиепископ Лука. Тамбов, 1944 г.      За свои православные убеждения святителю Луке пришлось заплатить одиннадцатью годами мытарств по тюрьмам и ссылкам. Енисейск, Красноярск, Архангельск – вот города, где не по своей воле побывал святитель-хирург. Ссылка в Архангельск была второй из его ссылок и длилась три года – с 1931 по 1933 г. Причиной ее послужило то, что в Ташкенте владыка был несправедливо обвинен в пособничестве самоубийству одного психически нездорового ученого. В Архангельске святитель Лука работал хирургом и занимался подготовкой к печати своего основного труда – «Очерки гнойной хирургии», увидевшего свет в 1934 г., сразу после ссылки. В Архангельске он пробыл до ноября 1933 г., хотя срок ссылки истек еще в мае этого года. По свидетельству одного из биографов святителя Луки, «вторую свою ссылку он считал легкой», но это несколько не соответствует тому, что писал о ней сам святитель в своих воспоминаниях: «В первый год жизни в Архангельске я испытывал большие затруднения в отношении квартиры и был почти бездомным».

http://pravoslavie.ru/103301.html

По свидетельству Бонч-Бруевича, среди духоборов немало было людей, близко узнавших их историю, нравы и быт и вышедших из секты. Они, подвергая критике духоборческие установления и освободившись от сектантской идеологии, стали вести жизнь крестьян- фермеров. 1020 6.9.2. Современное состояние. К концу 1980-х гг. наибольшее количество духоборов проживало на Кавказе, но начавшаяся антирусская истерия в закавказских республиках привела к массовому переселению духоборов в Россию. В 1989–1991 гг. часть их них переселилась в с. Архангельское Чернского района Тульской области. С 1990-х гг. в российских СМИ стали появляться статьи о духоборах, где преувеличенно говорится об их высокой нравственности, была даже небольшая заметка в Московском церковном вестнике, 1021 но развития эта тема не получила. В 1991 г. неким Ю. Крыжановским было зарегистрировано «Религиозное объединение духовных борцов Христа в СССР», а в свидетельстве о регистрации свою вероисповедную принадлежность они назвали: «Православная христианская этническая группа раскольников». После регистрации в июле того же года в пос. Целина Ростовской области (в Целинский район духоборы переселились в 1921–1923 гг.) был проведен первый съезда духоборов. Делегатов на съезд было немного и они обсуждали «современные методы повышения продуктивности земли и развитие малых предприятий по переработке сельхозпродукции, затем решали организационные вопросы. Никакие сугубо духоборческие, а тем более духовные проблемы не поднимались». 1022 На съезде был избран Совет духоборцев СССР из 15 чел., а по его завершении «Комитет по переселению духоборцев в Ростовскую область», но с выделенными ему средствами начались аферы в лице Ю. Крыжановского... Однако вскоре духоборы дистанцировались от него, и летом 1992 г. в с. Архангельское Тульской области созвали второй чрезвычайный съезд, который принял устав и решил перерегистрировать свое объединение под новым названием: «Объединение духоборцев России». Ю. Крыжановский попытался провести альтернативный съезд в Пятигорске, но эта затея провалилась. 1023

http://azbyka.ru/otechnik/Roman-Kon/vved...

2 февраля . Вечером по приглашению епископа Германа вылетели в Тулу с о. Василием Байчиком и другими сопровождающими лицами. В самолете мне стало очень плохо (а перед тем три дня была тяжесть в голове). Все кружилось перед глазами, тошнило, была слабость. Никакого врача в самолете не случилось. Правда, мне давали кислород. Еле долетел. 8 февраля . Приехал в Саратов. Еле добрался до постели. Вечером приходил доктор Игорь Леонидович. Велел лежать три недели, а потом еще не работать некоторое время. Определили у меня микроинсульт. 18 февраля . Лежу уже 10 дней. Улучшение слабое. За это время прослушал все 32 фортепианные сонаты Бетховена, 28 сонат Моцарта, 14 сонат Шуберта, все 9 симфоний Бетховена и многое другое. На улице снег. Сильных морозов нет. По воскресеньям и праздникам слушаю церковные пластинки. 10 марта . Были Игорь Леонидович и невропатолог Борис Константинович. Разрешили мне ходить по комнате, опираясь на мебель. Прописали неделю делать массаж ног. Я даже разволновался от радости, что у меня улучшение. Получил хорошее письмо от митрополита Алексия (Ридигера). Сегодня же ответил ему подробно. Слушал " Пиковую даму " , " Князя Игоря " , " Наталку Полтавку " и разные фортепианные произведения. 18 марта . Впервые за полтора месяца сидел на балконе. Конечно в пальто и скуфье, хотя на улице +6 градусов. 31 марта . Получил очень теплое письмо от митрополита Алексия из Таллина. Советует беречь себя. На улице +18 градусов. 7 апреля . Благовещение. Служил обедню в Троицком соборе. Включился в службу на " Свете тихий " . Сидел на " Оглашенных " и " Верую " . Не причащал. Почти не устал. 26 апреля . Была исповедь духовенства. Перед этим я вышел в мантии и провел беседу о поведении священников, наградил о. Филиппа Колесникова крестом с украшением. 30 апреля . Лазарева Суббота. В доме 29 (соседним на ул. Первомайской) обставляли мебелью мой кабинет, комнаты для машинисток, секретаря, бухгалтера и кассира. 8 мая . Полунощницу начали в 11 ч. 25 м. Вокруг собора много машин, но был порядок и верующих пропускали. Обедня в красном облачении и золотой митре. Благословил весь народ. Вручил ордена св. кн. Владимира III степени о. Всеволоду Васильцеву и о. Николаю Архангельскому. Вечером служил Вечерню и Утреню в Духосошественском соборе. Немного устал.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2221...

Время патриаршества Гермогена было весьма тревожным в политическом отношении, и это мешало просвещённому архипастырю посвящать много времени внутренним церковным делам, как того хотелось исполненному горячей ревности и опытному в администрации архипастырю. Внимание его постоянно, а в последние годы его жизни в особенности привлекли к себе дела политические, государственные. На место убитого Лжедмитрия I, явился второй Лжедмитрий, основавшийся с своими приверженцами – под Москвой, в Тушине и прозванный «цариком» или «тушинским вором». Под знамя этого самозванца собрались не только казаки, поляки, но даже и природные русские и притом из знатных боярских родов, получившие прозвище в народе «перелетчиков». На беду и честолюбивая полька Марина Мнишек и её отец пан воевода Сандомирский признали во втором самозванце спасшегося во время мятежа Лжедмитрия I и жили с ним в Тушине. В то же время любимец Лжедмитрия князь Григорий Шаховской, владевший государственною печатью, возмутил против Шуйского всю северскую Украину, Ляпунов – Рязань, Тулу – Пашков. Московский трон под нелюбимым царем Василием Ивановичем Шуйским, успевшим себя дискредитировать весьма сильно в царствование Бориса Годунова и первого Самозванца в глазах русского народа двусмысленным и неискренним показанием в деле убиения царевича Дмитрия в Угличе, зашатался, и Гермогену патриарху предстояла тяжелая задача укрепить его или, по крайней мере, поддержать. С этою целью он рядом своих грамот по городам российским объявил чрез духовенство, что царевич Димитрий убит в Угличе, о чем свидетельствует и мать его царица инокиня Марфа, по принуждению признавшая в Лжедмитрии своего убитого сына, что мощи его перенесенные 3 июня 1606 г., находятся в Москве в Архангельском соборе и источают неоскудно чудеса с верою к ним притекающим, что Лжедмитрий – не Димитрии царевич, но «враг Божий и наш обитель и веры крестьянския разоритель», что «скаредное его тело огню предаша, яко ни праху скверного его тела на земли оставитися», его тушинский «царик» – вор и злодей. «А сю б еси, сыну, писал патриарх Гермоген митрополиту Ростовскому Филарету Никитичу – грамоту велел чести на соборе не поодинова, чтобы ведомо было всем православным крестианам, а и в свои монастырские села, по всем святым царквам, с сее нашия грамоты списки посылал к священникам, и призывая их с поучением. Наказывал от Божественного Писания, чтобы отпадших крестьянския вере разбойников и губителей крестьянских, злодеев, воров не слушали никак ни в чем». Такие увещательные грамоты посылались и в другие епархии к владыкам и духовенству. И мы знаем, что они имели громадный успех и весьма содействовали отрезвлению народных масс.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Sumaro...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010