Все, что имели, — отдавали. Те, кто был талантлив, например, прекрасные полководцы, отдавали, конечно, больше, чем те, кто имел средние способности, но ведь Бог с каждого взыщет по способностям! И все те, кто здесь лежит, кто сподобился упокоиться в Архангельском соборе Кремля, все они верой и правдой служили Церкви Православной и своему Отечеству. Это те замечательные люди, которые сохранили для нас великую и прекрасную страну. Это те люди, которые в течение послереволюционных лет беспамятства были как бы вычеркнуты из истории, но ничто великое не может уйти из памяти народной, ни тем более не может быть вычеркнуто из Божественного промысла. И сегодня мы торжественно вспоминаем святые имена правителей земли нашей — царей и цариц, великих князей и княгинь — тех, кто нес на своих плечах бремя огромной ответственности за историческое существование нашей страны, нашей Церкви, нашего народа. Многие из них, конечно, у Господа. Кто-то прославлен, кто-то не прославлен, но сегодня, молясь о них, мы и к ним обращаемся с просьбой молиться о державе Российской, о стране нашей, чтобы неприступными были наши священные рубежи, чтобы всегда хватало у нас мудрости, силы и чести защищать их в случае необходимости. Чтобы любовь к Отечеству никогда не иссякала, особенно в умах и сердцах молодого, грядущего за нами поколения. Думаю, так и будет, все сохранится, и в первую очередь, может быть, по молитвам тех, кто лежит в этом соборе, а также по молитвам сонма святых, в земле Русской просиявших, и по молитвам Церкви нашей, которая идет по своему историческому пути и, невзирая на опасности и трудности пути и лукавство века сего, несет слово истины о Боге, о Его Божественном промысле, о спасении, которое было принесено Сыном Его и Господом нашим Иисусом Христом. И верим: покуда будет сохраняться вера, с ней будет сохраняться и любовь к Отечеству, и способность защищать свой народ и свою страну. Мы ни с кем не хотим воевать. Россия никогда ни на кого не нападала. Это удивительно, что великая и могучая страна никогда ни на кого не нападала — она только защищала свои рубежи.

http://patriarchia.ru/db/text/5922848.ht...

Публикуем обзор некоторых миссионерских и катехизаторских инициатив, действующих в Красноярской епархии Публикуем обзор некоторых миссионерских и катехизаторских инициатив, действующих в Красноярской епархии Богослужения с разъяснением В катехизаторском храме Красноярска начали совершаться «службы с разъяснением» 8 июня 2010 г http://www.kerpc.ru/news/by_nid/1861/view Не воцерковившиеся еще красноярцы обрели возможность непосредственно за богослужением понимать смысл и строй совершаемого священнодействия. В красноярском Михаило-Архангельском храме, по благословению Правящего Архиерея обретшем статус катехизаторского, будут практиковаться специальные «богослужения с разъяснением». За Божественной литургией в воскресенье и за Всенощным бдением накануне священник, не нарушая хода службы, обращается с амвона к молящимся, объясняя смысл священнодействий и молитв. Духовенство храма надеется, что «службы с разъяснением» окажут помощь и тем из воцерковленных прихожан, кто не имеет возможности самостоятельно или специально изучать основы литургики или церковнославянского языка. Богослужения с сурдопереводом совершаются в нескольких храмах епархии В Свято-Троицком соборе проводят богослужения с сурдопереводом 6 марта 2007 г. http://www.kerpc.ru/news/by_nid/435/view Как сообщает пресс-служба Канского благочиния, 19/04 марта 2007 года в Свято-Троицком соборе города Канска находилась телевизионная съемочная группа 1 канала (Москва). Прошли съемки сюжета о сурдопереводе богослужений для глухонемых. Остальные прихожане вели себя смиренно по отношению к активной жестикуляции переводчика, не высказывая недовольства тем, что, может быть, она мешает им сосредоточиться на молитве. Напротив, горожане пропускали вперед людей с физическими недостатками, чтобы они смогли следить за руками переводчика, стоящего у клироса. Первая служба с сурдопереводом в Свято-Троицком соборе была совершена на Рождество Христово в 2006 г. по благословлению Архиепископа Красноярского и Енисейского Антония. Переводил богослужения 20-летний студент Томской духовной семинарии, бывший учащийся воскресной школы при Свято-Троицком соборе Евгений Морозов. Он переводил все песнопения, слова священника, успевая попутно разъяснить прихожанам на языке жестов, что в данный момент совершает диакон, что сейчас будет совершать священник. В настоящее время богослужения переводит на языке сурдоперевода Высочина Ида Рудольфовна.

http://pravmir.ru/missionerskaya-i-katex...

Примерно тогда же огромные старые Н., со множеством памятников, иногда восходящих к эпохе раннего средневековья (и даже поздней античности), стали восприниматься как музеи городской истории и искусства, а также как важнейшие мемории и дополнения к городским архивам. Утрата Н. внутри городских стен, яркого отличительного признака раннехрист. города, была также связана с утратой Церковью монополии на формирование духовного мира средневек. общества в эпоху Ренессанса и Реформации и с последовавшей за ней явной секуляризацией всей городской жизни, свойственной эпохе Просвещения, а также с созданием гражданских сообществ в Европе. Княжеские захоронения в Архангельском соборе Московского Кремля Княжеские захоронения в Архангельском соборе Московского Кремля В наиболее ранних центрах Др. Руси устроение кладбищ внутри городов произошло, вероятно, после постройки первых городских соборов в кон. X - 1-й пол. XI в., но о конфликтах, связанных с возможным «осквернением» огороженной для живых территории, ничего не известно. Можно быть уверенным, что Русь переняла христ. традицию размещения кладбищ в городской среде при соборах и храмах в ее вполне развитом виде. Пришедшее на Русь слав. население начало осваивать течение Москвы-реки на рубеже I и II тыс. по Р. Х. Они хоронили своих усопших вблизи поселений, т. е. за их чертой, что определенно указывает на существование представлений о нежелательности пребывания живых и мертвых в одном пространстве. Древнерус. летописец явственно указал на знакомство с языческой традицией сожжения останков и помещения их в специальных архитектурных сооружениях («столпах») вне города («на столбех на путех»). Но вряд ли следует полагать, что наложение 2 пространств было полностью исключено. Курганы сельской округи Подмосковья, насколько можно судить, отделяла от жилых дворов только полоса пашни. Хотя погребенные в подмосковных курганах XI-XII вв. вполне могли быть уже христианами (или по крайней мере считаться таковыми), все же обряд их погребения мало отличается от языческого, а кладбища не являются церковными.

http://pravenc.ru/text/2564854.html

В Богоявленском Елоховском соборе состоялось отпевание певицы Жанны Фриске 18 июня, 2015. Новостная служба На похоронах будут только её близкие. 18 июня. ПРАВМИР. В Богоявленском Елоховском соборе прошло отпевание известной певицы Жанны (в крещении — Анны) Фриске. В этом же соборе певица крестилась, — сообщает «Русская служба новостей». Чин отпевания совершил настоятель храма протоиерей Александр Агейкин. «Анна прожила по человеческим меркам короткую жизнь, но она дарила людям любовь и надежду», — сказал протоиерей Александр. На церемонию прибыл её супруг Дмитрий Шепелев. Сегодня артистку похоронят на Николо-Архангельском кладбище Москвы. На похоронах будут только её близкие. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 4 февраля, 2024 1 февраля, 2024 1 апреля, 2024 20 марта, 2024 19 марта, 2024 17 марта, 2024 15 марта, 2024 8 марта, 2024 19 февраля, 2024 4 февраля, 2024 1 февраля, 2024 1 апреля, 2024 20 марта, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе 12

http://pravmir.ru/v-bogoyavlenskom-eloho...

«Иное видение», так же как и «Повесть о видении некоему мужу духовну» протопопа Терентия относится к первому этапу Смуты. Оно дошло до нас в двух списках (РНБ, и ГИМ, собр. Щукина, 1171. Оба списка 1-й четв. XVII в.), причем в списке РНБ, текст следует за «Повестью о видении некоему мужу духовну» протопопа Терентия и потому имеет название «Иное видение». Впервые текст был опубликован С. Ф. Платоновым (РИБ. Т. 13. Стлб. 184–186). Это очень небольшое по размеру сочинение выделяется из других видений Смуты прежде всего своим кратким, «протокольным» (см.: История русской литературы. М.; Л., 1948. Т. 2. Ч. С. 38; раздел написан С. К. Шамбинаго), характером и своим простонародным языком. Основной задачей автора как будто бы являлось стремление утвердить читателя в достоверности случившегося видения: для этого им точно указано время произошедшего – 27 февраля 1607 г., названы поименно все участники события – «сторожи из Овощново ряду», подробно описаны все обстоятельства бывшего видения. По своему характеру «Иное видение» более, чем другие видения Смутного времени, сравнимо с жанрами деловой письменности. А. А. Назаревский прямо сопоставляет его «с многочисленными посыльными грамотами той эпохи» (См.: Назаревский А. А. Очерки из области русской исторической повести начала XVII столетия. Киев, 1958. С. 145). В то же время смысл этого видения не совсем ясен. По предположению С. К. Шамбинаго, в нем отражается «скептическое отношение к современной власти: голоса, слышавшиеся в Архангельском соборе, – это голоса похороненных там русских великих князей, царей; это они смеялись над современной царской властью» (История русской литературы... С. 38). Можно предположить, что уже в этом видении звучит мотив плача, мотив трагического восприятия современных событий, и именно такое восприятие, такое понимание происходящего в России простым языком доносит автор до своего читателя. Потому в Архангельском соборе слышится «плач велик» и на протяжении всего действия читается заупокойная служба.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Внушайте и прочим православным людям, чтобы приготовляемых для царского величия почестей не делали для себя предметом одного праздного любопытства, но чтобы взирали па оные с умилением и благоговейным помышлением, как преходит земное величие, и как от великого царя до малейшего из подданных для всех одна непреходящая надежда есть царствие Божие”. Несмотря на распространившиеся слухи о имеющем быть возмущении в Москве, когда привезено будет тело покойного императора из Таганрога, оно встречено было, как и следовало, очень спокойно; процессия тянулась от серпуховской заставы до самого кремля. Пышную и печальную церемонию смотрел я из дома какого-то купца, уступленного им на сей день графу Владимиру Григорьевичу Орлову, который просил меня сопровождать внуку его Е. П. Д., бывшую в последствии княгинею Долгоруковою. Тело покойного императора поставлено было в Архангельском соборе, под богато-устроенным балдахином на возвышенном полу; и в сем случае владыка наш имел неприятное столкновение с главноначальствующим кремлевскою экспедициею, князем Николаем Борисовичем Юсуповым, которому устройство сей церемонии было препоручено. Предположено было поднять пол до того, чтобы он покрывал и гробницы с св. мощами, которые тогда были бы попираемы ногами. Владыка не согласился на это и успел не допустить сего. На другой день по привезении тела императора, т.е. 4-е Февраля, архиепископом совершена была в Архангельском соборе заупокойная литургия и сказано им весьма красноречивое слово на текст: Подобен ему не бысть пред ним царь, иже обратися ко Господу всем сердцем своим и всею душею своею, и всею силою своею. Обаче не отвратися Господь от ярости гнева своего великаго. ( 4Цар.23:25–26 ). Не помню, сколько дней оставалось тело императора в Москве, но помню, что к нему не только целые дни, но и целые ночи стекалось множество народа всякого звания. Все желали проститься со своим царем, которого так искренно любили, свидетельством чего служили проливаемые слезы. С такою же церемониею провождено было тело государя из Москвы и до Санкт-Петербурга.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

А году и о месяце и числе, в котором Его Величество вел. государь царь Алексей Михайлович родился, того хотя и ищут, но поныне найти такого известия не могут; чего ради я принужден в запас в других местах, где такому известию подлежит быть, справляться и когда такое известие откуда получу, пришлю впредь. Что же принадлежит до журнала, сочиненного Гизеном и оной рассматривают и ежели по рассмотрении что годного ко известию о царе Алексее Михайловиче найдется, то оной по силе вышеупомянутого указа при оказии отправлю». – К этому донесению приложены: 1) «копия с надписи, какова над гробом государя царя Алексея Михайловича на камени, списана в Архангельском соборе»: «лета 7184-го генваря в 29 де на память святого священномученика Игнатия Богоносца с субботы на воскресение в четвертом часу ночи в первой четверти преставися благоверный и христолюбивый вел. государь царь и вел. князь Алексей Михайлович всея великой и малой и белой России самодержец, и погребен на сем месте генваря в 30 де». И 2) «Выписано из Синодика, имеющегося в Архангельском соборе»: «184-го генваря против 30-го числа и против мясопустной недели в 4-м часу ночи преставися благоверный государь царь и вел. князь Алексей Михайлович, всея великой и малой и белой России самодержец, царствовал 30 лет 6 месяцев 20 дней; а всех лет жития его 46 лет 10 месяцев 21 день». При донесении от 22 мая 1735 г., Семен Иванов послал в Коллегию выписку «о житии и действах» царя Алексея «из книги, имеющейся в Архиве, истории о начатии 4-х монархий и прочая», присоединив пояснение, что «о дне рождения и о преставлении» царя Алексея «во оном житии и действии не упоминается». А при донесении от 29-го мая, Семенов послал выписку из журнала барона Гизена. «Хотя во оной книг», писал он в донесении, «а именно в 1700-м году имеется между начала бывшей с Швецией войны описание о житии и о прочих поведениях бывших во время государствования… (царя Алексея), однакож только на двух тетрадях, а оная книга истории не малая, а того описания немного.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Пензенская духовная семинария проведет всероссийский хоровой фестиваль для регентских отделений духовных школ Русской Православной Церкви 04.07.2023 13:58:08 ПЕНЗА Пензенская духовная семинария выиграла грант Президентского фонда культурных инициатив на проведение III Всероссийского хорового фестиваля для регентских отделений духовных учебных заведений Русской Православной Церкви, посвященного творчеству А.А. Архангельского. Реализация проекта запланирована на 2024 год — год памяти знаменитого церковного композитора и регента, уроженца Пензенской области А.А. Архангельского. Фестиваль призван объединить значительную долю учащихся регентских отделений духовных учебных заведений Русской Православной Церкви. Участие в фестивале примут восемь хоров: Санкт-Петербургской духовной академии, Московской духовной академии, Воронежской, Екатеринбургской, Казанской, Самарской, Смоленской, Тамбовской духовных семинарий, а также шесть вокальных ансамблей: Калужского духовного училища, Ивановской, Кузбасской, Оренбургской, Тобольской, Ярославской духовных семинарий. Всего более 300 обучающихся из 14 духовных учебных заведений. В процессе подготовки фестиваля в академиях и семинариях пройдут лекции-концерты о жизни и творчестве А.А. Архангельского, зрителями которых станут студенты духовных учебных заведений, а также студенчество местных вузов — всего более 1400 человек. Записи концертов будут размещены в социальных сетях в свободном доступе для голосования на приз зрительских симпатий. В рамках фестиваля в Спасском кафедральном соборе г. Пензы состоится Божественная литургия, которую возглавит митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим. Богослужебные песнопения исполнят участники фестиваля. В программу гала-концерта войдут лучшие концертные номера, отобранные в рамках конкурсного прослушивания. Работу жюри возглавят митрополит Серафим и проректор по культуре, декан факультета церковного искусства СПбДА, председатель рабочей группы по регентскому образованию Учебного комитета Русской Православной Церкви Е.М. Гундяева. Пензенская духовная семинария / Патриархия.ru Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/2023/07/04/penzenskay...

В соборе нижегородского кремля освятили точную копию знамени ополчения Минина и Пожарского 21 сентября, 2012. Новостная служба Копия изготовлена по той же технологии, что и оригинал, хранящийся сейчас в Оружейной палате в столице России 21 сентября. ПРАВМИР.  В Михаило-Архангельском соборе нижегородского кремля состоялось освящение точной копии знамени ополчения Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, освободившего в 1612 году Москву от польско-литовских захватчиков. Копия изготовлена по той же технологии, что и оригинал, хранящийся сейчас в Оружейной палате в столице России, сообщает сайт Нижегородской митрополии . Освящение совершил руководитель отдела Нижегородской епархии по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями иерей Михаил Сторонкин. После совершения освящения знамя было передано исполнительному директору нижегородского регионального отделения Всероссийского добровольного общества «Спортивная Россия» Вадиму Полубарьеву. Знамя будет присутствовать на крупных соревнованиях, в том числе молодежных. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 10 апреля, 2024 10 апреля, 2024 10 апреля, 2024 10 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/v-sobore-nizhegorodsko...

Василий Шуйский в ужасе попятился. «Куда же ты, государь? – проговорил призрак. – Нам есть о чем потолковать. Не уходи!» Обливаясь холодным потом, Василий Шуйский продолжал пятиться, выставив перед собой свой длинный царский посох, как копье. «Глупец, тебе никуда не скрыться от меня, как от угрызений совести! – усмехаясь, молвил Борис Годунов. Он надвигался на Шуйского, прямой и огромный, в своем длинном черном кафтане и высокой меховой шапке. – Не грози мне своим посохом, государь. Ты не сможешь меня убить, ведь я и так давно мертв!» Трясясь от страха, Василий Шуйский торопливо осенил себя крестным знамением, стараясь вспомнить молитву для отпугивания призраков. Однако никакие молитвы не шли ему на ум, его голова просто отказывалась соображать. «Сгинь! Пропади, нечистая сила! – закричал Василий Шуйский, трясущейся рукой нащупывая у себя на груди нательный крестик. – Чур, меня! Господи, сохрани и помилуй!..» «Успокойся, государь, – продолжил Борис Годунов без явной враждебности в голосе. – Оставь Бога в покое! Нам с тобой нужно переведаться, ибо с претензиями к тебе пришел я с того света». Наткнувшись спиной на каменную стену, Василий Шуйский замер, чувствуя себя зверем, угодившим в западню. «Чего тебе от меня надобно? – пролепетал он, глядя в лицо призраку, остановившемуся в трех шагах от него. – Ты помер своей смертью, Борис. Ни я, ни мои братья не злоумышляли на тебя. Твой прах был со всеми почестями погребен в кремлевском Архангельском соборе…» «Там мои бренные кости не пролежали и трех месяцев, – резким голосом перебил Шуйского призрак Годунова. – Усыпальница в Архангельском соборе была вскрыта и осквернена злодейской толпой, мой прах был выброшен наружу. Волею злодеев и при попустительстве думных бояр останки мои были зарыты в ограде убогого Варсонофьева монастыря. Там же были закопаны тела моей жены и сына, принявших мученическую смерть…» «На то была воля Гришки Отрепьева и присягнувших ему бояр, – поспешно вставил Василий Шуйский, трепеща под прямым холодным взглядом Годунова. – Я к этому злодейству был непричастен, Бог свидетель! Меня самого Отрепьев-собака едва не казнил за отказ присягнуть ему на верность».

http://azbyka.ru/fiction/1612-minin-i-po...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010