Закрыть itemscope itemtype="" > Один день на Соловках Приезжающие на остров обязательно приходят на Секирную гору 14.08.2016 404 Время на чтение 4 минуты На Соловки мы прилетели ближе к вечеру чартером из Архангельска. Наш самолетик слегка пошвыряло в белых облаках, но техника лучшего образца 1970-х выдержала испытание достойно. Из молочного тумана чуть блеснула полоска моря и почти сразу же вынырнула земля. " А вчера и всю прошедшую неделю светило солнце! " - сказали встречающие, будто оправдываясь за негостеприимство погоды... Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН) тоже открывали в августе, в 1923 году. И, наверное, так же тогда пригревало обманное солнце. Ехать сюда любопытствующим туристом - вроде бы стыдно, паломником - духовно не доросла, исследователем - и рада, да вряд ли уже получится. Но попасть сюда в дни поминовения Александра Исаевича Солженицына - все равно что покаяться и причаститься (да простят меня за сравнение люди воцерковленные). Переезд с аэропорта до базы МЧС занял минут 10 усиленной тряски по ухабам. " Зато у нас навсегда решена проблема экологии, на 1000 населения приходится 600 единиц техники " , - заметил сопровождающий. Оказалось, местные водители любят не только экологию, но и скорость: наши вещи мигом оказались на полу. Величественный Соловецкий кремль (мало уступающий древностью и красотами Московскому Кремлю) встретил нас безлюдностью. " Еще не утро, - сказал гид, - утром сюда придут жители и гости на службу " . Основные службы летом проходят в Преображенском соборе в дни великих и двунадесятых праздников. Зимой монахи перебираются в надвратный храм Благовещения; паломников в это время почти нет, и кажется, что остров вымирает. " Проблемы туристов здесь тоже нет? " - спросила я. " В летнее время население острова увеличивается чуть ли не в три и более раз " , - с гордостью заметил островной житель. Мы вышли из машины и огляделись. Вспомнились кадры из " Острова " Лунгина. " А кто сюда приезжает чаще? " - поинтересовались мы. " Конечно же, паломники, - последовал ответ. - Все-таки это святые места. Еще здесь много студентов " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Акилы, отделенная стеной от внутреннего помещения собора, в которой на хорах было сделано окно, чтобы княгиня могла присутствовать при богослужении. Изначально в глухой теперь стене имелся дверной проем в северо-западном углу интерьера и, следовательно, существовал переход из храма на хоры, куда поднимались по винтовой лестнице. Во всем этом уже не было той гармонической целостности, которая была достигнута Фиораванти. Но при традиционности конструктивно-планировочного решения Алевиз пошел значительно дальше своего соотечественника в насыщении здания собора элементами светской ренессансной архитектуры. То, что едва наметилось в Успенском соборе (выделение цокольного этажа, завершение пилонов антаблементом), превратилось здесь в принцип декорации фасадов. Классический пилястровый ордер четко членит фасады по горизонтали на два этажа, не только по-разному обработанные (нижний с помощью ложной аркады, верхний широких филенок), но и разделенные карнизом и имеющие свой ряд оконных проемов. Стена утрачивает былую монолитность. Завершающий здание антаблемент отрезает закомары от основного кубического объема и превращает их в декоративные кокошники, украшенные великолепными раковинами. Ордерная декорация введена и внутри здания: приставленные к поднятым на импосты столпам пилястры, как и обходящий рукава креста карниз, подчеркивают конструкцию и пространственные членения интерьера. Увлечение пышным убранством сказалось в обработке порталов резным растительным орнаментом. Портал главного, западного фасада, расположенный в глубине лоджии, выделен особенно обильной и сочной резьбой (фреска на стене лоджии, посвященная деяниям князя Владимира Святославича и крещению Руси, была написана в XVI в., затем неоднократно поновлялась). Заслуживает внимания " горнее место " в алтаре, исполненное в стиле всей архитектуры собора и напоминающее ренессансные ниши-табернакли в итальянских церквах, служащие для помещения в них статуй святых. В создании этого " горнего места " , отличающегося гармонией пропорций и благородной простотой декора, Алевиз проявил себя таким же увлеченным сторонником ренессансных форм, каким он показал себя во всех деталях отделки Архангельского собора.Многие формы декорации собора получили широкое распространение в русском зодчестве, и прежде всего карниз, филенки, раковины, круглые окна закомар, резные порталы.

http://sobory.ru/article/?object=03385

По итогам вчерашнего Круглого стола рязанские ресурсы выпустили материал, что касимовцы, мол, выступили за памятник. Но это ведь неправда! На наши аргументы никто ничего вразумительного не сказал, только, что страна у нас многонациональная. Так кто с этим спорит? Мы выступаем за то, чтобы памятники ставили достойным этого историческим деятелям, которые объединяют общество, а не разделяют, воспитывают у молодежи любовь к Родине, а не пойми какие чувства! Вот рядом с исторической мечетью находится мавзолей Касимовского царевича Шаха-Али, последнего мужа Сююмбике. Он вместе с Иваном Грозным брал Казань, верой и правдой служил России, участвовал в боевых действиях против наших общих врагов, и безусловно достоин нашей памяти. Но мавзолей совсем заброшен, его судьба не беспокоит татарскую общину Рязанской области. Зато беспокоит судьба Сююмбике, которая к Касимову имеет опосредованное отношение. Она родилась в землях Ногайской орды, жила в Казани, была женой двух казанских ханов. И только после того как казанские мурзы выдали ее с сыном Ивану Грозному была отдана в жёны Касимовскому царевичу Шаху-Али. По данным некоторых историков, Сююмбике пыталась отравить своего мужа Шаха-Али. Она сшила ему рубашку и испекла хлеб. Рубашку он надел на своего слугу, который сразу скончался, а хлеб дал собаке, и та сдохла. После чего Шах-Али изгнал свою жену из Касимова, и она умерла где-то на территории нынешней Нижегородской области, живя со своим слугой. По крайней мере, могила Сююмбике неизвестна. Так может для начала надо провести объективные научные исследования, а не доверять сомнительным историкам из Казани, которые создали миф о Сююмбике, которая «выпрыгнула из башни и разбилась, не желая попасть в плен к русским войскам», и «продают» этот миф доверчивым слушателям, воспитывая ненависть к русским и сепаратизм?! Кстати, сын Сююмбике царевич Александр Сафагиреевич похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля. Его отобрали у матери, он воспитывался с детьми Ивана Грозного, был крещен с именем Александр, участвовал в боевых действиях в русской армии в Ливонии. Погиб за наше общее Отечество! Но ему почему-то татарская община Рязанской области не хочет поставить памятник!

http://ruskline.ru/news_rl/2022/06/07/ho...

Евангелия . На следующий день, 20 мая, Елисавета Феодоровна посетила Нестеровский приют (для девочек) в доме Общества попечения о неимущих и нуждающихся в защите детях, где состоялось годичное собрание Общества, утвердившего отчет за 1914 год. Елисавета Феодоровна присутствовала в саду приюта на играх девочек. Руководители приюта привлекли к работе над садовыми культурами мальчиков. Работа начала давать прибыль приюту. Великая княгиня выразила глубокую благодарность всем труженикам приюта . 4 июня Великая княгиня побывала у выздоравливающих воинов при 197-м пехотном запасном батальоне в Хамовнических казармах, где работали сестры Марфо-Мариинской обители. В тот же день после панихиды по Великом князе Константине Константиновиче в Архангельском соборе Кремля Елисавета Феодоровна направилась в склад Государыни Императрицы Александры Федоровны, где осматривала респираторы для действующей армии, которые были остро необходимы на фронте . 5 июня Великая княгиня с супругой главноначальствующего Москвы княгиней Юсуповой посетила лазарет при Мариинской больнице. Более двух часов беседовала с ранеными, оделяя их образками, Евангелиями и карточками для писем . 15 июня Елисавета Феодоровна прибыла в Строгановское художественное училище, где женами и дочерьми воинов, призванных на войну, изготавливались противогазы по новейшей технологии. После осмотра производства и беседы с руководителями Великая княгиня проследовала в лазарет, где раздавала раненым образки и св. Евангелия. В тот же день посетила Ново-Екатерининскую больницу, где обошла всех находящихся на лечении воинов, дарила образки и Евангелия, подробно расспрашивала о здоровье . 23 июня Великая княгиня прибыла в Комитет по оказанию помощи семьям лиц, призванных на войну, где ознакомилась с качеством работы по подготовке белья для воинов. В этот же день вновь посетила Строгановское художественное училище, где в складе интендантства наблюдала за упаковкой готовых вещей, белья и других предметов, отправляемых на фронт . Как отмечалось выше, неизменное внимание Великая княгиня уделяла призрению воинских кладбищ. «Московские ведомости» сообщали, что в июне 1915 года Елисавета Феодоровна посетила находящееся под ее покровительством городское Братское кладбище в селе Всехсвятском. Великая княгиня обошла могилы воинов и возложила букеты живых цветов на могилы нижних чинов Никиты Еремина и Осипа Молякова, скончавшихся в лазарете Марфо-Мариинской обители от ран, полученных на войне. Затем посетила часовню при кладбище и помолилась там в ожидании погребения генерал-майора В.Н. Токарева. Затем присутствовала при погребении рядовых Матвея Маслова и Феофана Петренко. Осмотрев работы, которые ведутся по благоустройству кладбища, отбыла в Москву .

http://azbyka.ru/fiction/kogda-zhizn-ist...

С дек. 1924 по янв. 1925 г. был временно управляющим обновленческой Псковской епархией. 10 февр. 1925 г. назначен обновленческим епископом Великоустюжским и Усть-Вымским, 10 марта того же года - Уральским и Вольским. В окт. 1925 г. участвовал во 2-м обновленческом «Поместном соборе» в Москве. В нояб. того же года назначен обновленческим епископом Вольским, председателем Вольского епархиального управления. В мае 1927 г. возведен обновленцами в сан архиепископа. В 1928 г. назначен архиепископом Касимовским, викарием обновленческой Рязанской епархии. С 1929 г. обновленческий архиепископ Рязанский и Зарайский, председатель Рязанского епархиального управления. В сент. 1930 г. назначен членом Церковного управления обновленческой Московской митрополии, в сент. 1931 г. переведен в Церковное управление Уральской митрополии. 27 нояб. 1931 г. назначен управляющим обновленческой Калининской епархией, но уже 26 дек. того же года уволен на покой. Перешел в ведение Белорусского обновленческого синода и 2 сент. 1932 г. был назначен архиепископом Витебским и Городокским, председателем обновленческого Витебского епархиального управления. 4 марта 1933 г. арестован за «активную деятельность против революционного движения на ответственных должностях при царском строе» и за «распространение не подлежащих оглашению сведений». 9 июня того же года приговорен Особой тройкой Полномочного представительства ОГПУ по Белорусской ССР к 5 годам ИТЛ, 1 нояб. 1933 г. приговор был изменен на 3 года высылки в Северный край. В 1933-1936 гг. находился в ссылке в Архангельске, работал представителем Ленинградской артели по снабжению фотоматериалами. Отбыв срок ссылки, переехал в Москву. В обновленчестве считался пребывающим на покое. Работал на гражданских должностях в системе социального обеспечения. Был юрисконсультом неск. артелей инвалидов. В нояб. 1941 г. назначен зам. заведующего Куйбышевским районным отделом соцобеспечения Москвы, с 1 дек. 1942 г.- юрисконсультантом Мосгорсобеса, одновременно с марта 1943 г. прикомандирован к Таганскому райпищеторгу Москвы. Также был юрисконсультантом обновленческого Московского епархиального управления.

http://pravenc.ru/text/2563648.html

Исправил я и уже отдал в типографию вашу прекрасную беседу о времени антихриста. Думаю половину её поместить в шестой книжке 244 . A беседу о сокращении канонов хочется пустить вместе с письмом старообрядца, если решусь напечатать его по совещании с вами. Желательно посоветоваться и о переписке с Кононом – нужно ли и полезно ли ее печатать. Подписка идет плохо, значит мало и читателей журнала: вот это последнее и жалко. Раскупают отдельные книжки. Статья о преображенском соборе побудила многих купить четвертую. Отец наместник говорил мне вчера, что слышал от митрополита о его распоряжении, чтобы все приходы, где есть до пятидесяти раскольников, выписывали мой журнал. Я подумал: значит должны выписать его все приходы! Но, вероятно, окажется, что в редком приходе найдется и такое малое число раскольников. Сам я лично не слышал ничего от митрополита, да и не виделся с ним наедине. Он живет у нас давно: три дня ходил в Академию на лекции; у меня сидел минут сорок, – ни у кого не был так долго. Какое вынес впечатление, не знаю. Наш цензор 245 , не по своей воле, переходит в Москву, в настоятели Архангельского собора. Его место будет заменено лицом, знакомым митрополиту, как и новый викарий. Это бывший нижегородский священник Светлаков: 24-го числа его постригли в монахи, назвав Александром, а вчера произвели уже в архимандриты. Протоиерей Сергиевский, однако, остается цензором и будет нам служить. Для меня иметь цензора в Москве даже более удобно, так как статьи ему будут доставляться в корректурах прямо из типографии. К. П. все еще за границей. Вероятно, возвратится к тому времени, когда приедет Государь. Приезда Государя ожидает и патриарх Иерусалимский. Вчера сказывал мне один из московских купцов, что у них есть намерение пригласить его отслужить в Новом Иерусалиме. Мысль прекрасная. Душа патриарха Никона возвеселилась бы. Не знаю, осуществится ли это намерение». Еще до получения этого письма отец Павел писал мне 28-го сентября: «Давно я вам не писал, – соскучился. Думаю во вторник, 4-го октября, если Бог повелит, из Сызрани отправиться в Москву и по дороге заехать на суточки в Пензу, по просьбе отца Ксенофонта Крючкова.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

При выполнении заказа предъявлялись высокие требования к качеству. Так, в случае отступления от данной пробы, мастер обязался все снова перезолотить своим кочтом. «И ни одной штуки ни внизу, ни в верхних ярусах не ставить и не укреплять на местах без предварительной слички с пробою. Левкас сделать самый прочный и выдержанный, употребляя клей не хрупкой, но более вяжущий. И к самой позолоте не приступать без свидетельства церковнаго старосты и других знающих людей, им приглашенных. Золото употреблять на позолоту также с свидетельства и выбора церковнаго старосты и других прикомандированных… При означенной работе самому мне подрядчику постоянно находиться и за всем иметь надзор, а равно и за порядком работников при золочении в соборе». Работу следовало начать осенью того же года и завершить к 1 июня 1853 года. Дело было выполнено в срок, поскольку 31 мая 1853 года иконостас был освящен. Д.П. Истомин тоже немало потрудился в Угличском крае. В 1850-1860-х годах он выполнял позолотные работы во Всехсвятской и Николопетуховской церквах, храмах сел Заозерье, Оносово, Кабаново, Дивная Гора, Архангельское Мышкинского уезда. Все сказанное позволяет сделать важные выводы – иконостас Спасо-Преображенского собора перестает быть безымянным произведением. Устанавливаются мастера, причастные к его созданию, – резчик Михаил Семенович Стрелков и позолотчик Дмитрий Петрович Истомин. В свое время это были известные значительные подрядчики, порой выполнявшие совместные заказы. Также выясняется, что иконостас собора является более ранним, чем принято считать, – в его основе первоначальный иконостас начала XVIII века, подвергнутый ремонту и дополненный новыми деталями. С Волги или с дальних окраин можно увидеть стройную вертикаль, соседствующую с Преображенским и Царевским храмами, увенчавшую кремлевский ансамбль. Это 37-метровая колокольня Спасо-Преображенского собора. Её два восьмерика с часами неизменно возвышаются над зелеными массами деревьев. Можно полагать, что с самых отдалённых времен у Спасо-Преображенского собора была колокольня, но первые известия о ней связаны с драмой, разыгравшейся в Угличе на исходе XVI в. Тогда майским днём 1591 г. вдовый священник Федот Огурец возвестил набатным звоном угличанам об убийстве последнего из династии Рюриковичей малолетнего царевича Димитрия. После жестокой расправы с возможными убийцами многих горожан сослали, а вместе с ними и колокол, послуживший «виновником» событий. Он вернулся из сибирской ссылки спустя триста лет.

http://sobory.ru/article/?object=01005

Петр, отказывая ему предложение поляков вместо провианту выдавать деньги, пишет: «зело удивительно, как солдаты могут деньги есть в будущую кампанию?» Подтверждает, чтоб никто не чинил обид обывателям, ибо не будет пощады ни делателю, ни тому, кто спустит. Петр, намереваясь ехать в Померанию, писал Шереметеву и Апраксину, чтоб они приехали к нему в Петербург. Шереметеву приказал отправить в Петербург дивизию Вейдеву; а Апраксину — корабельных мастеров, кузнецов etc. Переведенных из Москвы мастеров оружейных ввел он в Оружейный дом. В то время повелел он (19 февр.) сделанное им из слоновой кости паникадило повесить в Троицком соборе. Тогда же пожаловал князю Як. Фед. Долгорукому две волости и две слободы (? доходы с оных собирать в казну и впредь). Марта 6 и 9 повелел Сенату отдать 20 молодых дворян в артиллерийскую науку к генерал-майору Гинтеру, чтобы генерал Гинтер в пушкари брал охочих людей. Рагузинский учредил в Архангельске с голландским купцом Гутфелем купеческие конторы, из коих Петр доставал на монетный двор медь etc. etc. У Рагузинского был еще брат, претерпевший убыток от турков, за что Савва награжден поташом etc. По причине дороговизны местной Петр умножает жалование офицерам и рядовым. См. Вейдово письмо в Голикове. Ч. IV-99, в примечании о солдатских нуждах. Петр послал Нестерова и Кудрявцева осматривать дубовые леса по реке Волге, Оке etc. и указами повелел оные хранить. Сею же весною он в окрестностях Петербурга засевал дубовые жёлуди. Он запретил под жестоким наказанием самим помещикам на их земле рубить дубовый лес без позволения лесного смотрителя Адмиралтейской коллегии. (См. о дубках, о кронштадтских дубах, о заветной роще и о наказании вредителям дубов Штелина и Голикова. Ч. IV-102.) В апреле прибыли в Петербург сенаторы и Шереметев с Апраксиным (несколько? сенаторов осталось в Москве для окончания дел). Петр занимался особенно доходами. Повелел брать пошлину без отволочек при складке товаров, а не с продажи оных, как было прежде (с рубля). Учредил обер-инспектора над Рижским магистратом (не в противность ли лифляндским правам?) московского купца Илью Исаева.

http://predanie.ru/book/221013-istoriya-...

Через несколько лет после начала строительства Исаакиевского собора закладывается дворец в Московском Кремле, который был спроектирован Василием Ивановичем Баженовым и должен был стать выражением политических амбиций Ekamepuhы II . Впрочем, как известно, уже в 1775 г. начатое строительство было прекращено. Однако, так или иначе, указанное значение образа данного дворца может быть сопоставлено с Михайловским замком, который, в свою очередь, отразил в себе религиозно-политические воззрения Nabлa I. Сказанное заставляет уделить некоторое внимание двум церемониям, связанным с началом строительства этого дворца и состоявшимся в Московском Кремле в 1772–1773 гг. Существенной особенностью обеих церемоний являлось отсутствие и императрицы, и наследника. 9 августа 1772 г. было торжественно начато рытье фундаментных рвов («земля освящена и рвы на основание копать стали») при участии нескольких епископов (во главе с будущим Киевским митрополитом Самуилом (Миславским), которые после совершения водоосвящения кропили святой водой место начала земляных работ. Затем В. И. Баженов, «испросив у первоначальствущего Архиерея благословение, окропив святою водою заступ призвав Создателя вселенной на помощь, перьвый по своему званию учинил торжественное начало рву; что самое в то ж время и определенные по всем прочим углам и сторонам его помощники и приготовленные к тому каменьщики сделали с троекратным восклицанием ура!» После этого «все зрители желали вдруг сделать собственными руками наиторжественнейшее начало зиждущемуся строению; чему и подали вожделеннейший для всех пример знатнейшие особы выниманием земли под фундамент». Особо следует подчеркнуть наличие нарочитой отсылки к античной религии в сопровождавших церемонию надписях-двустишиях: «Дианин красотой превзойдет храм Ефесский , /Примером в зданиях пребудет двор Кремлевский» (ср. также — «Приятней Невских струй Московски потекут, /Минервы Росския жилище будет тут») . Собственно же закладка данного дворца состоялась 1 июня 1773 г. Насколько можно судить по опубликованному изложению ее описания , секулярный ритуал (охарактеризованный в описании как «прочие обряды светские при порядочных знаменитым Императорским Домам основаниях наблюдаемые») был «встроен» в богослужебное «обрамление», детали которого не нашли отражения в указанной публикации: в ней говорится и о том, что эти «прочие обряды светские» были «во всей полноте соблюдены, вслед за духовной церемонией» (торжество началось литургией в кремлевском Архангельском соборе, затем состоялось водоосвящение), и о том, что за секулярным ритуалом последовала «церковная церемония», включавшая в себя слово, произнесенное архимандритом (в дальнейшем — епископом) Феофилактом (Горским).

http://bogoslov.ru/article/6191976

У вас будет ребенок: Совместный проект журнала «Фома» и рубрики «У вас будет ребенок» телепрограммы «Когда все дома» (канал «Россия 1»). Найти ребенка по видеопаспорту. Рубрика посвящена детям, которые остались без попечения родителей. В помощь потенциальным усыновителям   авторы рубрики - Тимур и Елена Кизяковы придумали делать специальные фильмы о детях, складывающиеся из их рассказов о себе, о своей жизни, пристрастиях и мечтах, из бесед с их учителями, воспитателями, врачами .  Поддерживая это полезное и доброе начинание, журнал «Фома» в каждом номере знакомит читателей с двумя (или тремя) конкретными детьми, которые ищут папу и маму.Видео про этих и других детей можно посмотреть по адресу http://videopassport.ru //Фома. - – июнь 2020. – С.50-51. – (раздел « Люди », рубрика « У вас будет ребенок »). В публикации этого номера представлены: Дима. (13 лет. Моидостижения. Обо мне. Я люблю);       Узнать больше о          Диме : на сайте  videopassport.ru в разделе «У вас будет ребенок» введите в строку поиска на этой рубрике: «Дима. Псковская область. Эфир 29.09.2019». Для будущих родителей Димы : 8 (8112) 29-99-98 — региональный оператор Псковской области по вопросам усыновления и приемной семьи. - С.50-51; Кирилл. (11 лет. Мои достижения; Обо мне; Я люблю). У знать больше о Кирилле : на сайте videopassport.ru в общем разделе по номеру видеопаспорта ys1s.  Для будущих родителей  Кирилла : 8 (8182) 65-35-80 — региональный оператор государственного банка сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, Архангельской области. - С.50-51. Творческие игры для детей В специальном проекте «Фомы» - пять развивающих игр театральной направленности  для детей 5-12 лет. В этом номере учимся играть в «Ощущения». «Ощущения »./Об игре рассказывает Ирэна Кузнецова //Фома. - - июнь2020. – С.51. – (раздел « Люди », рубрика « У вас будет ребенок. Творческие игры для детей »). КУЛЬТУРА (раздел). – С.52-89. Так и было. 1998-й. [Проект «Так и было» - взгляд «Фомы» на путь, пройденный  страной, Церковью, каждым из нас с того момента, как начал издаваться журнал. Оглянуться, чтобы отделить преходящее, которое когда-то казалось нам самым важным, от по-настоящему ценного, которое нередко мы считали второстепенным. Оглянуться назад, чтобы сориентироваться  там, где мы находимся сейчас, и не ошибиться в выборе дороги, по которой последуем дальше]. Инфографика. Подготовила Марина Борисова . На заставке к материалу ил.: Император Николай II и царская семья, 1914. В 1998 году, через 80 лет после расстрела, предположительно царские останки были захоронены в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга; Запуск первого модуля новой МКС «Заря», кадр из фильма «Звезда по имени МКС»; Митинг после объявления дефолта. Осень 1998 года//Фома. - — июнь 2020. - С.52-61. - (раздел « Культура »). Материал включает две части. Вот краткое содержание, представленной в них информации:

http://foma.ru/bibliografija-foma-6-206-...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010