М., 1964. С. 138-159; Сизов Е. С. Датировка росписи Архангельского собора Московского Кремля и историческая основа нек-рых ее сюжетов//Там же. С. 160-174; он же. Еще раз о трех неизвестных гробницах Архангельского собора//Мат-лы и исследования/ГММК. М., 1973. Вып. 1. С. 86-94; он же. К атрибуции княжеского цикла в росписях Архангельского собора/ГММК. М., 1976. Вып. 2. С. 62-97; Кучкин В. А. Захоронение Ивана Грозного и русский средневековый погребальный обряд//Сов. Арх. 1967. 1. С. 289-295; Федоров В. И. Новое о древней топографии и первых каменных постройках Московского Кремля//Мат-лы и исследования/ГММК. М., 1973. Вып. 1. С. 46-49; Подъяпольский С. С. Венецианские истоки архитектуры Московского Архангельского собора//ДРИ: Зарубежные связи. М., 1975. С. 252-279. [Библиогр.]; Свирин А. Н. Малоизученное произведение Алевиза Нового//Там же. С. 280-281; Меркелова В. Н. Северо-восточный придел Архангельского собора Московского Кремля//Реставрация и исследование памятников культуры. М., 1975. Вып. 1. С. 45-50. [Библиогр.]; Брюсова В. Г. О времени написания икон иконостаса Архангельского собора//Материалы и исследования/ГММК. М., 1976. Вып. 2. С. 181-191; Сорокатый В. М. Некоторые надгробные иконостасы Архангельского собора Московского Кремля//ДРИ: Проблемы и атрибуции. М., 1977. С. 405-420; Сперанский М. Н. Описание рукописей Архангельского собора/Подгот. И. В. Левочкин//АЕ за 1979 г. М., 1981. С. 324-330; Вятчанина Т. Н. Архангельский собор Московского Кремля как образец в русском зодчестве XVI века//Архитектурное наследство. М., 1986. Вып. 34. С. 215-223; Панова Т. Д. Средневековый погребальный обряд по материалам некрополя Архангельского собора Московского Кремля//Сов. Арх. 1987. 4. С. 110-122; Машнина В. С. Из истории создания декоративного оформления иконостаса Архангельского собора//Материалы и исследования/ГММК. М., 1989. Вып. 6: История и реставрация памятников Моск. Кремля. С. 84-89; Рыков Ю. Д. Малоизвестный рукописный синодик московского кремлевского Архангельского собора нач.

http://pravenc.ru/text/76446.html

Кирпичников 1888 – Кирпичников А. И. Успение Богородицы в легенде и искусстве//Труды VI Археологического съезда в Одессе (1884). Одесса, 1888. Т. 2. С. 191–249. Клейн 1911 (1) – Клейн В. К. Отчет о занятиях в Патриаршей ризнице по составлению научной описи//Отчет о состоянии МАИ в 1909–1910 акад. году. М., 1911. С. 35–64. Клейн 1911 (2) – Клейн В. К. Омофор из Патриаршей ризницы под названием «Омофор шестого Вселенского собора». М., 1911. Клейн 1925 – Клейн В. К. Иноземные ткани, бытовавшие в России до XVIII века, и их терминология//Сборник Оружейной палаты. М, 1925. С. 11–72. Клейн б/г – Клейн В. К. Описание церковных облачений и покровов из Патриаршей ризницы (Материмы научной описи) – ОРПГФ Музеев Московского Кремля. Ф. 35, д. 140. Ключевский 1871 – Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871. Кнатц 1927 – Кнатц Я. Э. К вопросу о технике древнерусского золотого шитья ризницы Соловецкого монастыря//Изобразительное искусство. Л, 1927. С. 84–112. Книга вкладная Соловецкого монастыря 1539–1776 (1) – Книга вкладная [Соловецкого монастыря] от великих государей, патриархов и архиереев, бояр, купцов и прочих людей, 1539–1776 гг. – Музеи Московского Кремля, инв. Рук. 1403. Книга вкладная Соловецкого монастыря 1539–1776 (2) – Книга вкладная [Соловецкого монастыря] от великих государей, патриархов и архиереев, бояр, купцов и прочих людей, 1539–1776 гг. – Архив Санкт-Петербургского Института истории РАН, ф. 115, кол. 2, д 152. Книга описная Соловецкого монастыря 1705 – Книга описная Соловецкого монастыря и монастырской вотчины 1705 г. – Музеи Московского Кремля, инв. Рук-1404. Книга отводная Соловецкого монастыря 17б0 – Книга отводная ризной палаты Соловецкого монастыря. 60-е гг. XVIII в. – Музеи Московского Кремля, инв. Рук–1411. Книга поступлений – Книга поступлений Музеев Московского Кремля – по настоящее время] – Отдел учета экспонатов Музеев Московского Кремля. Книга поступлений Архангельского собора 1774–1805 – Книга записей поступлений в Архангельский собор 1774–1805 гг. – ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 2, 1774–1805 гг.: д. 162.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

При выходе из военно-революционного комитета я на площади увидел псаломщика, бывшего на службе в моей епархии, в бытность мою в Америке. Я спросил его: “Ты, брат, как здесь?”. Он смутился и почувствовал, видимо, себя неловко» (Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. Т. 3. С. 68–69, 71). Эта встреча позднее нашла отражение и в воспоминаниях большевика В. И. Соловьёва (1890–1939). См.: Москва. Октябрь. Революция. Документы и воспоминания. М., 1987. С. 307–308.        Кремль расстреливали трое суток: днём и ночью. Причём одновременно с ослаблением сопротивления юнкеров обстрел только усиливался. Еще 1 ноября вечером юнкера стали готовиться к уходу из Кремля. На следующий день разведка большевиков сообщала, что к полудню «в Кремле войска почти нет, только стоят пулемёты». В 17.00 было подписано перемирие, один из пунктов которого гласил: «С момента подписания мирного договора обе стороны немедленно отдают приказ о прекращении всякой стрельбы и всяких военных действий с принятием решительных мер к неуклонному исполнению этого приказа на местах». В 19.00 юнкера, оставив Кремль, ушли в Александровское училище. В 21.00 приказ о перемирии поступил в войска. Тем не менее именно в это время начался самый ожесточённый артобстрел опустевшего священного Кремля. Приведём свидетельства прессы тех дней. «Особенно сильной была бомбардировка Кремля 1 и 2 ноября, а также после заключения мира, в ночь на 3 ноября. В этот период времени был повреждён Вознесенский женский монастырь. Пробит один из куполов монастырского храма. По-видимому, из шестидюймового орудия пробита нижняя часть средней главы Успенского собора» (Русское слово. 8.11.1917). «Почти всю ночь шла непрерывная канонада. Не только ружейная и пулемётная, но и артиллерийская стрельба не прекращалась почти до утра. Временами канонада достигала крайнего напряжения. Обыватели, осведомлённые о соглашении, с тревогой прислушивались. У всех возникал страшный вопрос: неужели опять расстроится соглашение и снова начнётся бой? Однако под утро канонада стала затихать...» (Вперёд. 4.11.1917). Последний артиллерийский выстрел был выпущен по Кремлю 3.11.1917 в 6 часов утра. А в 9.00 в разгромленный Кремль без единого выстрела вошли большевики. Осматривавший Московский Кремль 3 ноября митрополит Московский Тихон (будущий Патриарх) сообщил на заседании Собора на следующий день: «Из бесед с насельниками Кремля выяснилось, что 1 и 2 ноября были самыми тяжёлыми для Кремля днями и ночами. Но и 3-го числа ужасы продолжались. Преосвященный епископ Арсений [Жадановский] говорил, что выпущено было на Кремль за минувшие страдные дни до 300 выстрелов. Одна башня на стенах Кремля снесена» (Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. Т. 3. М., 1994. С. 88).

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

694 Ильин XI. А. Искусство Московской Руси эпохи Феофана Грека и Андрея Рублева. М.. 1976. С. 59. 698 Ильин XI. А. Иконостас Успенского собора во Владимире Андрея Рублева//ДРИ: Художественная культура Москвы и прилежащих к ней княжеств. XIV-XV вв. М., 1970. С. 29–56. 699 Бетин Л. В. Об архитектурной композиции древнерусских высоких иконостасов//Гам же. С. 41–56: Он же. Исторические основы древнерусского высокого иконостаса//Там же. С. 57–86. 701 См.: Воронин Н.//. Два памятника архитектуры XIV века в Московском Кремле//Из истории русского и западно-европейского искусства. М.. 1960. С. 31: Федоров В.//., Шеляпина И. С. Древняя история Благовещенского собора Московского Кремля//СА. 1972. N 4. С. 223–235; Алешковский М. X.. Алытиуллер Б. Л. Благовещенский собор, а не придел Василия Кесарийского //СА. 1973. Ху 2. С. 88–99: Федоров Благовещенский собор Московского Кремля в свете исследований 1960–1972 годов//СА. 1974. Ху 2. С. 112–129. 702 См.: Бетин Л. В. О происхождении иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля//Реставрация и исследования памятников культуры. М.. 1975. Вып. I. C.       37 14: Он же. Иконостас Благовещенского собора и московская иконопись начала XV в.//Реставрация и исследования памятников культуры. М.. 1982. Вып. 2. С. 31 44. См. также: Сорокатый В. М. Некоторыс надгробные иконостасы Архангельского собора Московского Кремля//ДРИ: Проблемы и атрибуции. М.. 1977. С. 417–420. 703 Щенникова Л. А. О происхождении древнего иконостаса Благ овещенского собора Московского Кремля//Советское искусствознанис " 81. М.. 1982. Вып. 2 (15). С. 81–129; Она же. К вопросу о происхождении древнего иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля//Куликовская битва в истории и культуре нашей Родины. (Материалы юбилейной научной конференции.) М.. 1983. С. 183–194. 704 О датировке и атрибуции Деисуса Благовещенского собора см.: Вздорнов Г. II. Феофан Грек. Творческое наследие. М.. 1983. С. 12–13. 79–84. Кат. 11.1 – II.9; Яковлева А. И. «Ерминия» Дионисия из Фурны и техника икон Феофана Грека//ДРИ. XIV-XV вв. М.. 1984. С. 7–25: Смирнова 3. С. Московская икона XIV-XVI1 веков. Д.. 1988. С. 10–12. 262–263: Щенникова Л. А. Станковая живопись//Качалова И. Я.. Маясова Н. А.. Щенникова Л. А. Благовещенский собор Московского Кремля: К 500-летию уникального памятника русской культуры. М.. 1990. С. 45. 48. 51–56.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

На Антиохийских Соборах против Павла Самосатского присутствовали «мы, епископы вместе с пресвитерами и диаконами», в связи с ними есть упоминания о «всей парикии» и о «церквах Божьих» (Евсевий. Ц. История VII, 28, 30, 2-3). С признанием Церкви со стороны государства, положение дел сразу изменилось. Светское правительство могло поддерживать и поддерживало церковные постановления; распоряжение церковной власти могло иметь практическое значение даже и вопреки желанию паствы. И теперь наблюдается такое явление: чем более участие мирян в церковном управлении отливалось в форму правительственного содействия, тем более отступал на задний план элемент общественный… На Вселенских Соборах особенно ярко выразилось участие византийского правительства. Византийские императоры, признавая себя главою мирской половины Вселенской Церкви, сочли своим долгом взять на себя все те права и обязанности, какие принадлежали мирскому элементу Собора. И вследствие этого, народного или общественного представительства на Вселенских Соборах мы не встречаем. Императорская власть исключила собою представительство народа. Если на Вселенских Соборах, кроме императора и чиновников, бывали еще другие миряне, то как отдельные, нужные почему-либо Собору лица, или как публика, а не — представительство мирского элемента Церкви. Но если с византийской точки зрения, правительство могло выступать в качестве представителей народа, то Церковь никогда не отождествляла начальства с паствой.   Во всяком случае, относительно первых веков и историки и канонисты согласны в том, что на Соборах присутствовали не одни епископы, но и (пресвитеры, диаконы) миряне. Разногласия между ними начинаются с канонической оценки участия мирян и клира. Впрочем, все согласны в том, что правом личного решающего голоса на Соборах пользовались только епископы. Но в понимании роли мирян и прочих клириков на Соборах расходятся. Гефеле ( Hefele . Conciliengeschichte. B. I. s. 16) и некоторые другие доказывают, что миряне и пресвитеры с диаконами представляли собою неорганический элемент Собора, они могли бы и не присутствовать, ибо их епископы суть делегаты епархий.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

поиск:   разделы   рассылка Владимир Якунин: справедливость восстановлена. На башни Московского Кремля возвращены надвратные иконы Источник:  Церковный вестник Освящение надвратной иконы на Никольской башне в День народного единства – событие знаковое. Теперь оба образа – Спасителя и Николы Можайского, ранее считавшиеся утраченными – водворились на своих исторических местах. Как шли поиски икон? Кто и как занимался их обретением, а затем реставрацией? Об этом рассказывает председатель попечительского совета Фонда Андрея Первозванного Владимир Якунин. – Владимир Иванович, с чем было связано решение Фонда Андрея Первозванного заняться поисками кремлевских икон? Казалось бы, попытки предпринимались уже не раз, но всё безуспешно. Вы нашли какие-то новые документы? – В 2005 году епископ Женевский и Западноевропейский Михаил (в ту пору еще епископ Бостонский) прислал нам в Фонд Андрея Первозванного фотографию 1917 года, на которой была запечатлена икона Николы Можайского, располагавшаяся на Никольской башне Московского Кремля. На этом снимке были видны следы от попадания в эту фреску пуль и осколков артиллерийских снарядов. Владыка рассказал, что в царское время практически на всех башнях Московского Кремля в киотах находились надвратные иконы и что, может быть, не все иконы уничтожены. Такое предание существовало в среде потомков эмигрантов первой волны. Владыка Михаил убеждал нас, что над Спасскими воротами находилась и, по его мнению, должна была сохраниться фреска Спасителя. В это верилось с трудом. Чтобы найти хоть какое-то подтверждение этой невероятной версии, мы создали в фонде рабочую группу проекта восстановления надвратных икон Кремля. Но никаких письменных свидетельств о сохранности фресок или, наоборот, о том, что они были уничтожены, обнаружить не удалось. Нам стало известно, что в 1999 году Святейшему Патриарху Алексию II были переданы воссозданные мозаичные образы Спасителя и Николая Чудотворца. Тогда же была выдвинута идея поместить эти мозаичные образы в " пустовавшие " белые киоты на Спасской и Никольской башнях. По сути, предложенные образы являли собой новодел, что вызвало нарекания со стороны музеев Московского Кремля и ЮНЕСКО.

http://religare.ru/2_80655.html

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_80655.html 16 ноября 2010 Владимир Якунин: справедливость восстановлена. На башни Московского Кремля возвращены надвратные иконы Источник:  http://www.e-vestnik.ru/rubric/8/1652 Церковный вестник Освящение надвратной иконы на Никольской башне в День народного единства – событие знаковое. Теперь оба образа – Спасителя и Николы Можайского, ранее считавшиеся утраченными – водворились на своих исторических местах. Как шли поиски икон? Кто и как занимался их обретением, а затем реставрацией? Об этом рассказывает председатель попечительского совета Фонда Андрея Первозванного Владимир Якунин. – Владимир Иванович, с чем было связано решение Фонда Андрея Первозванного заняться поисками кремлевских икон? Казалось бы, попытки предпринимались уже не раз, но всё безуспешно. Вы нашли какие-то новые документы? – В 2005 году епископ Женевский и Западноевропейский Михаил (в ту пору еще епископ Бостонский) прислал нам в Фонд Андрея Первозванного фотографию 1917 года, на которой была запечатлена икона Николы Можайского, располагавшаяся на Никольской башне Московского Кремля. На этом снимке были видны следы от попадания в эту фреску пуль и осколков артиллерийских снарядов. Владыка рассказал, что в царское время практически на всех башнях Московского Кремля в киотах находились надвратные иконы и что, может быть, не все иконы уничтожены. Такое предание существовало в среде потомков эмигрантов первой волны. Владыка Михаил убеждал нас, что над Спасскими воротами находилась и, по его мнению, должна была сохраниться фреска Спасителя. В это верилось с трудом. Чтобы найти хоть какое-то подтверждение этой невероятной версии, мы создали в фонде рабочую группу проекта восстановления надвратных икон Кремля. Но никаких письменных свидетельств о сохранности фресок или, наоборот, о том, что они были уничтожены, обнаружить не удалось. Нам стало известно, что в 1999 году Святейшему Патриарху Алексию II были переданы воссозданные мозаичные образы Спасителя и Николая Чудотворца. Тогда же была выдвинута идея поместить эти мозаичные образы в " пустовавшие " белые киоты на Спасской и Никольской башнях. По сути, предложенные образы являли собой новодел, что вызвало нарекания со стороны музеев Московского Кремля и ЮНЕСКО.

http://religare.ru/2_80655_1_21.html

Из истории проблемы Федеральное государственное учреждение культуры «Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник» сообщает: 20 марта 2006 года получены документы с резолюцией Президента Российской Федерации В.В. Путина о возможности принятия положительного решения по вопросу передачи памятников Рязанского кремля Рязанской епархии на письме Патриарха Алексия II, в котором искажены реальные факты. Сообщаем по существу вопроса. Рязанский кремль исторически - это, прежде всего: - древнейший археологический памятник, заселенный со II тыс. до н. э.; - территория города-крепости с более чем 900-летней историей; - уникальный природный ландшафт (кремлевский холм с окружающими его реками); - историко-культурный комплекс памятников XII - XIX веков; - богатейшие музейные коллекции (более 225 тыс. единиц хранения). В Рязанском кремле располагается федеральный музей-заповедник, включенный Указом Президента Российской Федерации от 6 декабря 1995 года за 1219 в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Нахождение епархии в Рязанском кремле - главный аргумент на передачу Кремля Рязанской епархии - представляет собой только один из этапов в истории этой территории. До XVI века центр Рязанской епархии находился за пределами Кремля - во Владычной слободе (1,5 км от Кремля), где располагались кафедральный Борисоглебский собор и резиденция архиерея. Территория Кремля стала осваиваться рязанскими архиереями после того, как Кремль перестал быть княжеской резиденцией в связи с присоединением в 1521 году Рязанского княжества к Москве. Одновременно с архиерейским подворьем в Кремле продолжали существовать светские административные учреждения и жилые кварталы знати и горожан. В XVII веке, в период расцвета на Руси каменного зодчества, в Рязанском кремле был возведен комплекс зданий культовой и гражданской архитектуры, который сохранился до наших дней и представляет собой уникальный ансамбль, имеющий непреходящее историко-культурное значение.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

площади. М., 1982, 19832; Земцов С. М., Глазычев В. Л. Аристотель Фьораванти. М., 1985; Успенский собор Московского Кремля: Мат-лы и исслед. М., 1985; Выголов В. П. Архитектура Моск. Руси сер. XV в. М., 1988; Моск. Кремль: Указ. лит-ры (1723-1987). М., 1989. [Ч. 1]: Моск. Кремль с древнейших времен до наших дней; 1998. [Ч. 2]: Моск. Кремль - уникальное собр. памятников истории и культуры; Большой Кремлевский дворец архит. К. А. Тона: (Альбом)/Авт.-сост.: Г. А. Маркова. М., 1994; Гончаренко В. С., Нарожная В. И. Оружейная палата: Путев. М., 1995, 19982, 20043; Баталов А. Л. Моск. каменное зодчество кон. XVI в. М., 1996; Благовещенский собор Моск. Кремля: Мат-лы и исслед. М., 1999; Гончаренко В. С. Московский Кремль: Стены и башни: Путев. М., 2001; Романенко А. И. Патриаршие палаты. М., 2001; Селезнева И. А. Золотая и Серебряная палаты. М., 2001; Соколова И. М. Церковь Ризположения: Путев. М., 2002; Сокровищница России: Страницы ист. биографии Музеев Моск. Кремля. М., 2002. (ГММК: Мат-лы и исслед.; 14); Вьюева Н. А., Романенко А. И. Моск. Кремль: Дворцы и сады: Путев. М., 2003; Журавлева И. А., Качалова И. Я. Благовещенский собор: Путев. М., 2003; Подъяпольский С. С. и др. Новые данные о Кремлевском дворце рубежа XV-XVI вв.//ДРИ. 2003. [Вып.:] Рус. искусство позднего средневековья: XVI в. С. 51-98; Власова Т. Б. Архангельский собор: Путев. М., 2005; Моск. Кремль: Хроника ист. событий (1147-1480)/Авт.-сост.: В. Н. Захаров. М., 2005; Костина И. Д. Колокола Московского Кремля. М., 2007; Баталов А. Л., Самойлова Т. Е. Архангельский собор. М., 2008; Горева О. В. Сокровища Алмазного фонда России. М., 2008; Воронов А. А. Мон-ри Моск. Кремля. М., 2009; Древние святыни и исторические памятники. М., 2009; Толстая Т. В. Успенский собор: Путев. М., 2009; Баталов А. Л., Беляев Л. А. Сакральное пространство средневек. Москвы. М., 2010; Баталов А. Л., Крашенинникова Т. И. Ансамбль Моск. Кремля, 1990-2010: Реставрация и изучение. М., 2010; они же. Благовещенский собор: Итоги реставрации 2006-2010 гг.

http://pravenc.ru/text/2564228.html

С 23 по 27 апреля 2010 года специалистами ФГУП МНРХУ были сделаны зондажи в киотах Спасской и Никольской башен, располагающихся со стороны Красной площади. Проведенные исследования подтвердили гипотезу о сохранности иконописных изображений под слоем штукатурки. 29 июня 2010 года начались реставрационные работы на Спасской башне , 5 июля — на Никольской . 24 августа состоялось заседание комиссии по реставрации надвратных икон Московского Кремля, на котором работы по реставрации надвратной иконы на Спасской башне были признаны завершенными. 28 августа 2010 года состоялась торжественная церемония открытия надвратной иконы на Спасской башне Кремля. Чин освящения отреставрированной иконы совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В церемонии принял участие Президент РФ Д.А. Медведев . 4 ноября 2010 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери и День народного единства, по окончании Божественной литургии в Казанском соборе на Красной площади Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин освящения отреставрированной надвратной иконы Николы Можайского на Никольской башне. В дальнейшем планируется продолжить исследовательскую работу на предмет возможности восстановления икон и на других башнях Кремля.   Икона Христа Спасителя на Спасской башне Московского Кремля Надвратный образ Христа Спасителя на Спасской башне Московского Кремля представляет собой иконографический тип «Спас Смоленский». Спаситель изображен стоящим. Правой рукой Он благословляет, в левой держит Евангелие, открытое на словах: «Придите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы» (Мф. 11, 28). К ногам Спасителя припадают коленопреклоненные святые: преподобный Сергий Радонежский и преподобный Варлаам Хутынский. Техника исполнения: темперная живопись. Размер иконы: 2,2 х 1,5 метра. Существующие сейчас красочные слои относятся реставраторами к первой половине — середине XVII века; икона поновлялась в 1738 и 1868 годах. Возникновение иконы Спасителя на Спасской башне датируется началом XVI века. Считается, что первый образ был написан в 1514 году в благодарность за взятие Смоленска. Как повествует предание, при нашествии хана Мехмет-Гирея в 1521 году пожилой старице Вознесенского монастыря, находившегося в Кремле, было видение, в котором молитвами преподобных Сергия Радонежского и Варлаама Хутынского Москва была избавлена от разорения иноверцами. С этим преданием связывается появление изображений преподобных Сергия и Варлаама у ног Спасителя на иконе.

http://patriarchia.ru/db/text/1259438.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010