Арх.: ГААО. Ф. 57. Оп. 3. 162; Ф. 4097. Оп. 1. 49; Ф. 32. Оп. 1. 677. Л. 195-195об.; Ф. 1936. Оп. 9. 135; Копийная книга мон-ря, XVII в. (БАН. Арханг. 1192). Ист.: АИ. 1841. Т. 3. С. 64-66, 178-179, 370-371, 375-376; Титов Л. Л. Летопись Двинская. М., 1889; Грамоты Великого Новгорода и Пскова. М.; Л., 1949; Двинской летописец//ПСРЛ. Л., 1977. Т. 33; Архангельская платяная книга XVII века: [Михайло-Архангельского мон-ря]/Сост. А. В. Волынская. Архангельск, 1989; Летопись города Архангельска, 1584-1989. Архангельск, 1990. С. 6, 10, 91, 130; Янин В. Л. Новгородские акты XII-XV вв. М., 1991. С. 283-284, 298-299. Лит.: Крестинин В. Краткая история о городе Архангельском. СПб., 1792. С. 1, 2, 6, 99-100, 153; Молчанов К. Описание Архангельской губернии, ее городов и достопримечательных мест. СПб., 1813. С. 71-72; Пушкарев И. Описание Российской империи в историческом, географическом и статистическом отношениях. СПб., 1845. Т. 1. Кн. 2: Архангельская губ. С. 24, 26; Челищев П. И. Путешествие по северу России в 1791 году: Дневник. СПб., 1886. С. 82-83; Сибирцев И. М. Ист. сведения из церковно-религ. быта г. Архангельска в XVII и первой пол. XVIII в. Архангельск, 1894; он же. К истории Михаило-Архангельского мон-ря в Архангельске: Опись мон-ря 1683 г. Архангельск, 1895; Новая святыня Михайло-Архангельского мон-ря в Архангельске//Архангельские ЕВ. 1895. 9. С. 225-227; Шашков А. А. Возобновление Михаило-Архангельского мон-ря в г. Архангельске. Архангельск, 1895; Никанор (Каменский), еп. Синодик двинского Михаило-Архангельского мон-ря. СПб., 1896; То же//Архангельские ЕВ. 1897. 3. С. 78-89; 6. С. 177-189; Акты Архангельского Михайловского мон-ря// Шахматов А. А. Исследование о двинских грамотах, XV в. СПб., 1903. Ч. 2. С. 59-87; Зверинский. Т. 2. С. 63-64; Денисов. Православные мон-ри. С. 1-4; Кириллов А. , свящ. Мон-рь св. Архистратига Михаила в Архангельске: (Церк.-ист. очерк). Архангельск, 1914; Колокола в переливку//Волна. 1926. 21 авг.; [О брошенных музейных ценностях Михайловского мон-ря]//Там же. 26 мая; Амосов А. А. Актовые книги Михайло-Архангельского монастыря//Мат-лы по истории Европейского Севера СССР: Сев. археогр. сб. Вологда, 1973. Вып. 3. С. 227-234; Андреев В. Ф. О дате основания Михайловского Архангельского мон-ря//Культура Русского Севера. Л., 1988. C. 67-70; Гемп К. П. Порядные записи крестьян Михайло-Архангельского мон-ря//Полярная звезда. 1997. 1. С. 61-68; Карамзин Н. М. История государства Российского. М., 1998. Т. 2. Примеч. 47; Попова Л. Д. Михаило-Архангельский мон-рь в Архангельске//Тр. XI съезда РГО. СПб., 2000. Т. 7. С. 231-239.

http://pravenc.ru/text/76444.html

Детчуев, Б. Последний год: гт.]//Север. 1990. 9. С. 123–127. Из воспоминаний Кононова/записано Н. Шиловым//Соловецкий вестник. 1993. 12. С. 6. Критский, Ю.М. Соловецкий монастырь в 1917–1920 гг.//Соловецкий вестник. 1993. 12. С. 6. Кузнецова, Н.М., Матонин, В.Н. Судьбы Соловецкого монашества после закрытия монастыря (1920–1939)//Михайловские чтения : Религиозно-культурное пространство региона: вчера, сегодня, завтра : сб. статей науч.-практ. конф. Архангельск, 2011. С. 68–73. Матонин, В.Н. Соловки, 1920–1923: падение в будущее//Поморские чтения по семиотике культуры. Архангельск, 2009. Вып. 4: Геокультурное пространство Европейского Севера: генезис, структура, семантика. С. 405–415. Мелъник, Т. «Соловецкие острова» о пожаре 1923 года//Соловецкое море. Архангельск; M., 2003. 2. С. 147–148,149–153: ил. Прил.: Соловецкий пожар 1923 года/Зорин//Соловецкие острова. 1926. 7. С. 39–51. Морозов, С.В. Соловки в 1920–1939 гг.//Морозов, С.В. Постижение Соловков : очерки и материалы. M.: Т-во сев. мореходства, 2002. С. 64–66: рис. Осипенко, М.В. Хранители веры: братия Соловецкого монастыря после Октябрьского переворота 1917 г.//Север. 2013. 3/4. С. 31–59. Общие материалы Дыхание времени... «Совет Народных Комиссаров постановляет...»/пул. С. Кривенко//Соловецкий вестник. 1994. 8. С. 6–7. (Из архивов Услона). О Соловках: [из протокола 6 заседания бюро Архангельского гибкому РКП (б) от 1 апр. 1923 г. о планах передачи Соловов в ГПУ]//Дайков, Ю.В. Красный террор на Севере. Архангельск, 1993. Выпи. 1. С. 23–24. Соловецкие протоколы 1923 года//Соловецкий вестник. 1995. 3. С. 5. Об организации Соловецкого лагеря принудительных работ: постановление СНК СССР от 2 наиб. 1923 г.//Поморский мемориал: книга памяти жертв политических репрессий. Архангельск, 1999. T. 1. С. 757. На Соловках: [о деятельности СЛОН]//Волна (Архангельск). 1924. 26 июня. Положение о Соловецких лагерях особого назначения объединенного государственного политического управления, с приложением Постановления СНК СССР от 2 окт. 1924 г.//Поморский мемориал: книга памяти жертв политических репрессий. Архангельск, 1999. T. 1. С. 758–778.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Лит.: Коляда Г. И. Памво Берында - архитипограф//Книга: Исслед. и мат-лы. М., 1964. Сб. 9. С. 125-140; Сорокатый В. М. Нек-рые надгробные иконостасы Архангельского собора Моск. Кремля//ДРИ. М., 1977. [Т. 10]: Проблемы и атрибуции; он же. О датировке росписи собора Чуда арх. Михаила в Хонех Моск. Чудова мон-ря//ГММК. Мат-лы и исслед. М., 1999. Вып. 12: Искусство средневек. Руси. С. 181-198; Толстая Т. В. Успенский собор Моск. Кремля. М., 1979. Ил. 25, 27-30, 35-44; Саликова Э. П. Настенные росписи ц. Ризоположения//ГММК: Мат-лы и исслед. М., 1980. Вып. 3: Искусство Москвы периода формирования Русского централизованного гос-ва. С. 138-153; она же. Запрестольный крест XVII в. с живописными клеймами из собр. ГММК//Там же. М., 1991. Вып. 8: Рус. худож. культура XVIII в. С. 32-47; Греч. док-ты и рукописи, иконы и памятники прикладного искусства моск. собраний: [Кат. выст.] М., 1995. 53; Пятницкий Ю. А. Московский Кремль и греко-рус. связи XVI-XVII вв.//ГММК: Мат-лы и исслед. М., 1998. Вып. 11: Рус. худож. культура XV-XVI вв. С. 23-38. Ил. 5 на с. 31; Журавлева И. А. Ковчег для мощей прп. Михаила Малеина - небесного покровителя первого царя династии Романовых Михаила Федоровича//Там же. 2003. Вып. 16: Худож. памятники Моск. Кремля. С. 110-120; она же. Рака с мощами прп. Михаила Малеина//Царский храм: Святыни Благовещенского собора в Кремле: [Кат. выст.] М., 2003. Кат. 115. С. 320-322; «И по плодам узнается древо»: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. Бондаренко: Альбом-кат. М., 2003; Царский храм: Святыни Благовещенского собора в Моск. Кремле: Кат. М., 2003. Кат. 35. С. 143-144 (описание: О. А. Цицинова); Басова М. В. Русское искусство из собр. ГМИР. М., 2006; Клевцова Р. И. Почитание прп. Михаила Малеина при Моск. царском дворе времени Михаила Федоровича//Правосл. святыни Моск. Кремля в истории и культуре России: К 200-летию Музеев Московского Кремля. М., 2006. С. 76-87 [Библиогр.]; Наследие Соловецкого монастыря в музеях Архангельской обл./Сост.: Т. М. Кольцова. М., 2006; Цицинова О. А. О некоторых иконах из надгробных иконостасов Архангельского собора Моск. Кремля//Правосл. святыни Моск. Кремля в истории и культуре России: К 200-летию Музеев Моск. Кремля. М., 2006. С. 136-149; Меняйло В. А. Иконописцы царя Михаила Романова: [Кат. выст. в Музеях Моск. Кремля 29 июня - 21 окт. 2007 г.] М., 2007; она же. Чудов монастырь Моск. Кремля//Наше наследие. 2016. 116. С. 26-43; Мохова Г. А. Икона «Прп. Михаил Малеин» нач. XVII в. из собр. Кировского обл. худож. музея им. В. М. и А. М. Васнецовых//14-е науч. чт. памяти И. П. Болотцевой: Сб ст. Ярославль, 2010. С. 54-61; Абраменко Н. М. Образы св. князей Владимира, Бориса и Глеба в рус. искусстве XVII в.//European Researcher. 2012. Vol. (29). N 9-2. P. 1455-1463; Православные иконы XVI - нач. XX в. в Музее истории Православия на земле Кузнецкой: Кат. выст. М., 2014; Ермишина К. История чудесного обретения на Алтае царской иконы [Электр. ресурс].

http://pravenc.ru/text/2563750.html

Из книги Ю.Г.Иванова " Памятные места Подмосковья " . 2005 Вехи истории Коломенского кремля: 1140-1160 — основание Коломны, постройка рязанскими князьями деревянного кремля площадью 3-5 гектаров. 1177 — первое летописное упоминание Коломны в Лаврентьевской летописи. 1 января 1238 — сражение под Коломной соединённых русских дружин и туменов Бату-хана, штурм и разорение города. 1293 — разорение Коломны ханом Туданом (Дюденева рать). 1301-1306 — переход Коломны и её округи от Рязани под власть московских князей. Закладка крупного деревянного кремля площадью 20-22 гектара. 1330, 1370-е, 1380-1390-е, 1410-е — реконструкции деревянного кремля с целью восстановления крепости после нашествий и укрепление рубежей Московского государства. 1525, 25 мая — начало строительства каменно-кирпичного кремля по указу Василия III. 1531, 15 августа — окончание строительства каменно-кирпичного кремля. 1577-1578 — первое дошедшее до нас описание кремля в Писцовой книге г. Коломны и Коломенского уезда, составленной Д. П. Житовым и Ф. Камыниным. 1595 — ремонт кремля мастерами М. Протопоповым и С. Аннанским. 1623 — ремонт кремля бригадой И. Неверова после событий Смутного времени. 1629, 6 июля — опись городовых укреплений Коломны осадного головы И. Н. Бабина. 1678, март — росписной список Коломенского кремля, составленный под руководством воеводы С. С. Потёмкина, фиксирует значительные разрушения стен и башен. 1797 — император Павел I дозволяет разобрать стены и башни кремлей Коломны, Серпухова и Можайска. 1798-1804 — разобраны Борисоглебская башня и Косые ворота, стены между ними, а также между Вознесенской и Симеоновской башнями. 1820-е — разборка Ивановских ворот. после 1825 — реставрация Пятницких ворот. 1848 — указ Сената по повелению императора Николая I с предписанием исправить стену и содержать её в надлежащем состоянии. конец 1850-х — обрушение городскими жителями Свибловой башни. 1873 — по инициативе городского головы Г. Н. Левина фирмой «Русская фотография» (владелец Н. М. Аласин) впервые отсняты виды Коломенской крепости.

http://sobory.ru/article/?object=17597

Время проведения: 1 и 2 февраля, 11.00. Место проведения: Патриаршие палаты Московского Кремля (Мироваренная палата), (вход через Троицкие ворота). Проезд: м. «Библиотека им. Ленина», «Арбатская», «Боровицкая». 1 февраля вход по приглашениям на открытие и пленарные заседания Рождественских чтений, 2 февраля – по специальным приглашениям, которые можно получить у руководителя секции или на открытии Чтений или на заседании секции 1 февраля 1 февраля 1. Левыкин Алексей Константинович, научный руководитель Музеев Московского Кремля, к. ист. н. Приветственное слово. 2. Джорджевич Зоран, д. ист. н.; Антанасиевич Ирина, д. филол. н. (Ниш, Югославия). «Раннехристианские и византийские памятники Ниша и его округи (древний Нисс) – города, в котором родился император Константин Великий». 3. Абеланцева Ольга Алексеевна, Институт истории РАН, к. ист. н. (Санкт-Петербург); Беляев Сергей Алексеевич, Институт всеобщей истории РАН, к. ист. н. «Автокефалия Русской Церкви по материалам посланий русских митрополитов Киприана, Фотия и Ионы по изображениям на саккосах Митрополита Фотия». 4. Беляев Сергей Алексеевич, Институт всеобщей истории РАН, к. ист. н. «Украшения Большого саккоса Митрополита Фотия и их истоки». Экскурсия по Государственной Оружейной палате. 5. Стрелигова Ирина Анатольевна, Музеи Московского Кремля. «Византийские иконы-камеи в коллекции Музеев Московского Кремля». 6. Михайлова Алла Юрьевна, Музеи Московского Кремля. «Напрестольный крест из Богоявленского собора города Богородска». 7. Исаева Елена Викторовна, Музеи Московского Кремля. «Годуновская Псалтирь 1591 года. К истории создания и бытования памятника». 2 февраля 1. Качалова Ирина Яковлевна, Музеи Московского Кремля. «История пребывания Ризы Господней в Успенском соборе Московского Кремля в XVII-XX веке». 2. Саенкова Елена Михайловна. «Восточнохристианские святыни в чинопоследовании литургии Успенского собора: Малый вход». 3. Щенникова Людмила Александровна, ст. н. с. Музеев Московского Кремля, кандидат искусствоведения. «Почитание чудотворной иконы Богоматери “Успение” и “Умиление Владимирская” в Псково-Печерском монастыре и городе Пскове. К истории прославления святынь Московского Кремля в литературной и изобразительной традиции локальных духовных центров».

http://pravoslavie.ru/425.html

Первые строения Новохолмогорского городка В 1584 году по указу Ивана Грозного началось строительство крепости и большой пристани на другом, более удобном месте. Правда, это место… опять оказалось под боком у монастыря, точно так же давным-давно основанного тут новгородцами, — Михайло-Архангельской обители. Так родился Архангельск. Удобное расположение нового русского порта иноземные купцы поняли моментально. В конце XVI и XVII веках товары из Западной Европы шли, шли и шли в Архангельск, а оттуда расходились по всей России. Более века город играл роль северных морских ворот Московского царства. 2 Имена Архангельска Изначально город назывался «Новохолмогоры». Имя «Архангельский город», а затем «Архангельск», он официально получил позднее — по Михайло-Архангельскому монастырю, неподалеку от которого располагалась пристань. Ведь по большому счету, огромный город — порождение скромной иноческой обители… Но если всей России от нового города достались удобства и прибыли большой торговли, то бедному монастырю — сплошные убытки и беспокойство. Настоятели его жаловались царю на творившийся произвол: порт собирал вокруг своей веселой и богатой торговой жизни множество «лихих людей». Тут случались грабежи, драки, посягательство на монастырское имущество со стороны работников и стрельцов; приказчики выгоняли монахов из келий и селились в них со своими женами; в монастыре даже устраивались питейные заведения, что уж совсем ни в какие ворота не лезло. Не было бы счастья, да несчастье помогло: после большого пожара обитель отстроилась на новом месте, удаленном от городской суеты. Иноки наконец-то вздохнули спокойно… 3 Не только меха Часто говорят, что Россия немногое могла предложить Европе за ее товары — оружие, доспехи, вина, бумагу, ткани. Главным образом, сибирскую пушнину. Это не соответствует действительности. На самом деле англичане, голландцы, немцы и купцы из иных европейских держав вывозили из России через Архангельск великое множество разнообразных товаров. Среди них строевой лес, хлеб, ворвань, мед, воск, сало, смола, пенька, кожа, лён.

http://sever.foma.ru/arhangelsk-kak-pror...

С. 592; Строев. Списки иерархов. Стб. 832; Ключевский. Древнерусские жития. С. 341; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 265; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 102-103; Токмаков И. Ф. Краткий исторический очерк Ущельской пуст. (Мезенского у. Архангельской губ.). Архангельск, 1899; Никодим (Кононов), иером. Верное и краткое исчисление, сколь можно было собрать, преподобных отец Соловецких. СПб., 1900. С. 73-81, 99, 144-145, 151-165; он же. Прп. Иов, чудотворец Ущельский, и судьбы основанной им обители. СПб., 1900; он же. Архангельский патерик. СПб., 1901. С. 51-57, 185-186; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. Ч. 3. Прил. 3. С. 562; Голубинский. Канонизация святых. С. 329; Верюжский В. М. Афанасий, архиеп. Холмогорский: Его жизнь и труды в связи с историей Холмогор. епархии за 20 лет существования: Церк.-ист. очерк. СПб., 1908. С. 389; Мильчик М. И. По берегам Пинеги и Мезени. Л., 1971. С. 150; Максимов С. В. Год на Севере. Архангельск, 1984. С. 32, 486-487; Соколова Л. В. Житие Иова Ущельского (Холмогорского)//СККДР. 1992. Вып. 3. Ч. 1. С. 361; Пащенко Е. В. Жен. мон-ри Архангельской губ. (XVII-XX вв.). Архангельск, 1999. С. 108-129; Новиков А. В. Лешуконье: XV-XIX вв.: История края. Архангельск, 20032. С. 169-195; Савельева Н. В. Пинежская книжно-рукописная традиция XVI - нач. XX в. Т. 1: Очерки истории формирования пинежской книжно-рукописной традиции. Описание рукописных источников. СПб., 2003. С. 421-422; Галёв Н. А. Время и судьбы: Очерки истории Лешуконья. Архангельск, 2004. С. 23, 46-54; Рыжова Е. А. Житие Иова Ущельского в рукописно-книжной традиции Рус. Севера//Книжное наследие Соловецкого мон-ря XV-XVII вв.: Тез. докл. междунар. конф. 10 сент. 2005. Пос. Соловецкий, 2005. С. 86-89; Андрущенко Е. Н., Андрущенко Н. А. Прмч. Иов Ущельский и судьба основанной им ресурс]. Е. Н. Андрущенко, Н. А. Андрущенко, Е. А. Рыжова Прмч. Иов Ущельский. Хромолитография. 1911 г. В иконописном подлиннике XVIII в. по списку Г. Д. Филимонова под 6 окт. помещено описание образа И.: «Подобием надсед, брада аки Александра Свирскаго, ризы преподобническия, в схиме» ( Филимонов.

http://pravenc.ru/text/578160.html

Ист.: Никодим (Кононов), архим. Древнейшие архангельские святые и ист. сведения о церк. их почитании. СПб., 1901. С. 43-57 [Сказание и тропарь с каноном по ркп. БАН. Арханг. 509]; Сибирцев И. М. Ист. сведения из церковно-религ. быта г. Архангельска в XVII и 1-й пол. XVIII в. Архангельск, 1894. С. 24 [кондак по ркп. БАН. Арханг. 509]; Крушельницкая Е. В. [Сказание о Евфимии Архангелогородском]//Рукописные памятники: Публ. и исслед. СПб., 1997. Вып. 4. С. 95-144 [Сказание первоначального вида 1-й ред. по ркп. РНБ. Погод. 810 с разночтениями по списку стилистического варианта 1-й ред. БАН. Арханг. 509]. Лит.: ИРИ. Ч. 3. С. 303; Строев. Списки иерархов. Стб. 820, 822-823; Макарий (Миролюбов), еп. Ист. сведения об Антониевом Сийском мон-ре//ЧОИДР. 1878. Кн. 3. С. 69-70; Сибирцев И. М. К истории Михаило-Архангельской церкви в г. Архангельске. Архангельск, 1896; Кириллов А. Мон-рь св. архистратига Михаила в г. Архангельске//Краткое ист. описание мон-рей Архангельской епархии. Архангельск, 1902. С. 262-268; Верюжский В. М., свящ. Афанасий, архиеп. Холмогорский: Его жизнь и труды в связи с историей Холмогорской епархии за первые 20 лет ее существования и вообще Рус. Церкви в кон. XVII в. СПб., 1908. С. 384-386; Голубинский. Канонизация святых. С. 354, 579-580; Барашков Ю. А. Архангельск: Архит. биография. Архангельск, 1984; Кочетков И. А., Крушельницкая Е. В. Малоизвестные памятники лит-ры Архангельска XVII в.//ТОДРЛ. 1997. Т. 50. С. 508-518; Рыжова Е. А. Антониево-Сийский монастырь. Житие Антония Сийского: Книжные центры Рус. Севера. Сыктывкар, 2000. С. 127; Юхименко Е. М. Выговская старообрядческая пустынь: Духовная жизнь и лит-ра. М., 2002. Т. 1. С. 139. Примеч. 140; Т. 2. Табл. 57-59. С. 362-363; Буланин Д. М., Крушельницкая Е. В. Сказание о явлении и чудесах Евфимия Архангелогородского//СККДР. Вып. 3. Ч. 4. СПб., 2004. Доп. С. 630-633 [Библиогр.]. Е. А. Рыжова Иконография Первая икона Е. была написана после освидетельствования его мощей. Очевидно, уже тогда существовала традиция изображения преподобного с двуперстием.

http://pravenc.ru/text/187655.html

…Кронштадский проиерей Иоанн Ильич Сергиев пожертвовал на нужды собора 1000 руб. и полное облачение для священников… В числе жертвователей были главные командиры порта контр-адмиралы: Л. Ваксель, Пушкин, И. Я. Барш, М. П. Фондезин. С 1789 г. по 1796 г. старанием и усердием И. Я. Барша поступило от адмиралтейства: 17 дорогих священнических и диаконских облачений… напрестольный серебряный крест под золотом и чернетью весом 2 фунта 57 золотников, два напрестольных Евангелия, серебряная дарохранительница… все весом до 1 пуда. М. П. Фондезиным пожертвован серебряный напрестольный крест под золотом и чернетью весом 100 золотников. Приставленные к колоннам придельных храмов драгоценные иконы в величественных киотах сооружены разными частями портового войска. Все художественные работы по сооружению этих икон произведены портовыми мастерами» (2). Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии: «В 1863 г. положение собора и его прихода вдруг изменилось. По высочайшему повелению 5 марта 1862 г. главный порт в Соломбале и корабельная военная верфь упразднены… По высочайшему повелению… положено на содержание причта 2233 руб. 33 коп. …Причт собора, вследствие высочайшей монаршей милости, оказался обеспеченным, но сам храм остался на попечении малочисленных и небогатых… прихожан… При существовании главного порта собор имел более 15 тысяч прихожан, а теперь только 2337 душ обоего пола» (2). Людмила Попова: «Собор был закрыт в 1920 году, сначала разграблен, в потом и вовсе разрушен» (4). По материалам: А. А. Шалькевич. В Архангельском городе было построено. Страницы истории архитектуры города конца XVI — начала XX века. -  Архангельск. 1994. С.152−154. Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Под редакцией В. К. Ананьина. -  Архангельск. 2015. С.36−40. С. Ф. Огородников. История Архангельского порта. - СПб. 1875. С.193−195. Л. Д. Попова. История храмов Архангельска. - Архангельск. 2005. С.66−67. А. Русинов. Великий обман. - Архангельск. 2017. С.151−152. http://regnum.ru/news/2701552.html

http://sobory.ru/article/?object=34186

При этом на наших полных соборах низшее духовенство присутствовало, по-видимому, всегда 1051 . На соборах же неполных оно бывало не всегда 1052 . Так, избрание архиерея и суд над ним происходили, по-видимому, в отсутствии низшего духовенства. Например, на избрании в 1683 году в астраханского митрополита иеромонаха Савватия упоминается присутствующими лишь архиереи 1053 . На соборах от 22 декабря 1664 года и от 10 февраля 1665 года обсуждавших поступок ростовского митрополита Ионы – местоблюстителя патриаршего престола, принявшего благословление от Никона, а равно на соборе 1665 года, разбиравшем обвинения против газского митрополита Паисия Лигарида, низшего духовенства также, по-видимому, не было 1054 . Чёрное духовенство, присутствовавшее на наших церковных соборах, было частью московское, частью приезжее 1055 . Приезжее чёрное духовенство частью являлось на соборы по приглашению своих архиереев 1056 , частью оно прилучалось в Москве по каким-либо делам, например, для государственных надобностей 1057 , частью же оно специально приглашалось властью, созывавшей соборы 1058 . Белое духовенство, присутствовавшее на соборах, по-видимому почти исключительно было из состава московского клира 1059 . Но низшее духовенство на наших церковных соборах, по-видимому, не имело значения, какое принадлежало архиереям. Это открывается уже из того, что у нас не было соборов без архиереев, но были соборы без низшего духовенства. Участие архиереев на соборах считалось делом необходимым. Участие архиереев на соборах считалось делом необходимым. И это участие было не только их правом, но вместе с темь и обязанностью 1060 . И архиерей, почему-либо не имевший возможности прибыть на собор, обязан был прислать собору свою повольную грамоту 1061 . Главнейшими деятелями на соборах были именно архиереи 1062 . Обращаясь к собору, разные лица, присутствующие на нём, обращаются главным образом именно к архиереям 1063 , и говоря о других соборах, они разумеют под ними иногда именно собрание архиереев 1064 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobor-...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010