Что касается других башен Кремля, отметил Сергей Викторович, то тут работу надо начинать с исследования архивов – это то, чем занимаются музеи Московского Кремля. Конечно, было бы интересно обследовать все киоты, где могли сохраниться стенописные изображения икон. Насколько я знаю, например, на Боровицкой башне штукатурный слой не сохранился, там просто кирпичная кладка и побелка. Кстати, не обязательно были стенописные изображения, могли быть и иконы, тут многое зависит от архивных изысканий. Пока Кремль, заключил он, – один из самых малоисследованных объектов Москвы, здесь все время происходят какие-то новые находки. Слава Богу, сейчас он более открыт для исследовательских работ, чем, скажем, в 50-е годы XX века. Наши реставраторы постоянно работают и в Успенском, и в Благовещенском, и в Архангельском соборах, и на территории Кремля. Мы возрождаем сейчас то, что делали наши предки, и это, я полагаю, должно нести огромный духовно-нравственный заряд для всего нашего общества. – Обнаружение икон на кремлевских башнях – это событие огромной нравственной силы, восстановление справедливости по отношению к нашей истории, – считает и комендант Московского Кремля, заместитель директора Федеральной службы охраны Сергей Хлебников. – Не буду скрывать, я до сих пор чувствую глубокое волнение. Первые работы по зондажу велись очень осторожно, и лишь когда реставраторы после слоя штукатурки наткнулись на металлическую сетку, стало понятно, что можно действовать смелее. За время моей работы поступали разные предложения о восстановлении надвратных икон, но инициатива фонда Андрея Первозванного отличается, прежде всего, своей конкретностью, и этот проект, конечно же, будет выполнен в полном объеме. – Кроме высокого духовного смысла, это еще и очень красивый проект, – заметил заместитель руководителя Федеральной службы по надзору и соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия Виктор Петраков. – Мы со всей тщательностью относимся к реставрационным работам. В соответствии с государственными полномочиями наша служба будет всячески содействовать реализации проекта, никаких проволочек не будет. Мы сделаем все, чтобы работы были проведены в точно установленные сроки.

http://pravoslavie.ru/35203.html

12:00 – 18:00 – Круглый стол по актуальным вопросам церковного искусства (Малый зал) Модератор: Евгения Евгеньевна Жуковская (кандидат социологических наук, доцент факультета журналистики Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, доцент кафедры церковнопрактических и общегуманитарных дисциплин Сретенской духовной семинарии, главный редактор сетевого издания «Информационно- просветительский портал «Приходы», государственный советник Российской Федерации 3 класса, член Союза журналистов России). Тема: «Сохранение памятников церковной культуры (темы сохранения, консервации и каталогизации храмов. Создания единой информационной базы по всем архитектурным церковным памятникам. Будут обсуждаться вопросы, связанные с технологиями строительства, росписи, реставрации и эксплуатации храмов). 13:00 – 15:00 – Мастерская для детей и взрослых «Иконопись» (Большой зал) Ведущая: Хохлова Наталия Петровна (ведущий методист отдела экскурсионной и культурно-образовательной деятельности в ГБУК г. Москвы «Картинная галерея Ильи Глазунова», руководитель студии изобразительного искусства «Ласточка» для детей от 4,5-14 лет при КЦ им. И.М. Астахова.) Тема: «Изобразить неизобразимое (иконопись)». Возраст участников 10+ 16:00 – 20:00 – Мастер-классы известных художников (Большой зал) Ведущий: Максимов Евгений Николаевич (профессор, народный художник Российской Федерации, заведующий кафедрой живописи и композиции факультета живописи Московского государственного академического художественного института имени В. И. Сурикова при Российской академии художеств, вице-президент и член президиума Российской академии художеств). Программа: мастер покажет процесс создания фрески по сырой штукатурке. 18:00 – 20:00 – Просветительская лекция (Малый зал) Лектор: Татьяна Евгеньевна Самойлова (кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник отдела древнерусского искусства Третьяковской галереи). Тема: «Портреты русских правителей как феномен позднесредневековой культуры (на примере росписи Архангельского собора Московского Кремля)».

http://pravoslavie.ru/156565.html

К сожалению, детали аналитических исследований в «Известиях» не сообщаются, а жаль: интересно было бы ознакомиться с выводами, на которых делается заключение о роде работы монахов. Отметим также, что Елена Александровская, которую Никитин называет антропохимиком, является автором этой дисциплины. Она принимала участие в изучении тела бурятского ламы Даши-Доржо Итигелова и останков русских цариц, чьи саркофаги были перенесены из Вознесенского собора Московского кремля в Архангельский. В последнем случае Александровская доказывала, что Анастасия Захарьина-Юрьева и Елена Глинская (первая жена и мать Ивана Грозного, соответственно) были отравлены. Допущение третье: как Восстановление облика человека по его костным останкам - одна из сложнейших антропологических задач. Общие пропорции лица действительно описываются довольно строго по соотношению, например, ширины скул, высоты лба и так далее, но при неизбежной утрате мягких тканей определение таких черт, как форма носа, ушей, губ, век целиком зависит от реставратора. Безусловно, существуют общие антропологические правила и принципы, но все же реконструкция - это больше искусство, чем наука. Сергей Никитин, судмедэксперт по профессии и художник по призванию, начал заниматься реконструкцией лиц еще в середине 1980-х в Киево-Печерской лавре. Он воссоздал облик нескольких ее известных монахов - Нестора, Ильи Муромца, лекаря Агапита. Впоследствии Никитин стал одним из экспертов при исследовании останков Романовых, участвовал в изучении погребений экспедиции атамана Дежнева, давал заключение о причине смерти Сергея Есенина. В своих реконструкциях Никитин следует принципам, введенным еще археологом Михаилом Герасимовым в 1930-х-1960-х годах. Герасимову мы обязаны представлениями о том, как могли бы выглядеть Иван Грозный, Андрей Боголюбский, Ярослав Мудрый, Тимур, Улугбек. Это сослагательное наклонение - «могли бы» - необходимо всегда принимать во внимание. Так что будет ли реконструированный облик Андрея Рублева напоминать нам Анатолия Солоницына, исполнившего роль иконописца в фильме Андрея Тарковского, или кого-то еще, решать Сергею Никитину.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Важнейшей святыней монастыря являлись хранившиеся в Вознесенском соборе под спудом мощи святой основательницы обители - великой княгини Евдокии (преподобной Ефросинии). Особым почитанием пользовались также чудотворные иконы " Богоматерь Одигитрия " (ныне хранится в Государственной Третьяковской галерее) и " Богоматерь Казанская " (ныне - в Оружейной палате Московского Кремля). История Вознесенского монастыря неразрывно связана с историей Кремля и Москвы. Вместе с городом обитель пережила пожары, нашествия и разорения. В годы смуты после воцарения Лжедмитрия I в монастыре жила последняя жена Ивана Грозного Мария Нагая, в иночестве Марфа. Здесь же несколько дней перед свадьбой провела Марина Мнишек, будущая жена Лжедмитрия I, а далее и Лжедмитрия II. После воцарения династии Романовых, с 1613 по 1631 год в стенах обители проживала другая знаменитая инокиня с именем Марфа - мать первого царя династии Михаила Фёдоровича. Русские государи делали богатые вклады в обитель. Инокинями Вознесенского монастыря нередко становились представительницы знатных родов. Во время нашествия Наполеона в 1812 году монастырь был разграблен, но после восстановлен, как и другие соборы и церкви Кремля. В 1907 году в обители прошли торжества в честь 500-летия со дня преставления Княгини Евдокии, в которых участвовали митрополит Владимир (Богоявленский), многочисленное духовенство, а также великая княгиня Елизавета Фёдоровна. Организаторами торжеств были игумения Евгения (Виноградова), её портрет можно видеть в экспозиции, и протоиерей Вознесенского собора Александр (Пшеничников), один из первых историографов обители. Революционные события 1917 года изменили судьбу Вознесенского монастыря. В 1918 году, после переезда советского правительства в Кремль, он был закрыт. В 1929 году правительственной комиссией было принято решение о сносе Вознесенского монастыря, а также находившегося рядом с ним Чудова монастыря и Малого Николаевского дворца для строительства на их месте Военной школы имени ВЦИК. Несмотря на попытки спасти памятники, предпринятые специалистами музея и ведущими архитекторами, комплексы двух монастырей и дворца были уничтожены. Благодаря деятельности комиссии, созданной в музеях Московского Кремля, в состав которой вошли заведующий отделов памятников Кремля Н.Н. Померанцев, архитектор Оружейной палаты Д.П. Сухов, заместитель директора Оружейной палаты В.К. Клейн, представитель Исторического музея А.В. Орешников и другие специалисты, ценой героических усилий в кратчайшие сроки удалось спасти от уничтожения иконы и богослужебные предметы, выполнить фотофиксацию и обследование захоронений. Архитектор-реставратор П.Н. Максимов выполнил архитектурные обмеры зданий. Гробницы великих князей и княгинь были перевезены в подземную палату под южной пристройкой Архангельского собора.

http://sobory.ru/article/?object=21397

- В 1744-1883 гг. Архангельский собор был кафедральным собором Московских епархиальных архиереев, в 1895 г. перешел в ведение Московской дворцовой конторы. В 1893 г. наиболее ценные в историческом отношении предметы из ризницы собора были переданы в Синодальную ризницу (ныне в Оружейной палате). В Синодальную (Патриаршую) библиотеку (ныне в ОР ГИМ) поступили хранившиеся в ризнице рукописи: 4 пергаменных, 20 на бумаге (Апостолы, Евангелия, Минеи служебные, Октоихи и Псалтири), в т. ч. пергаменное Мстиславово Евангелие (XII в.), лицевая Псалтирь - вклад Д. И. Годунова в собор в 1594 г. по царе Иоанне IV и его брате князе Юрии Васильевиче. В 1918 г. Архангельский собор был закрыт. Реставрация и возобновление богослужений. В 1918 г. были произведены работы по восстановлению алтарной части собора, пострадавшей во время обстрела Кремля революционными войсками. В 20-х гг. ХХ в. разобрали деревянный тамбур, закрывавший лоджию западного входа в собор, а также кирпичный портик у северного портала. В 1929 г. в погреб, находящийся к югу от Архангельского собора, были перенесены саркофаги с останками великих княгинь и цариц из разобранного собора Вознесенского монастыря. В 1930-1934 гг. реставрирован Покровский придел (Д. П. Сухов, Н. Д. Виноградов) и проведены натурные исследования. В 1946 г. под руководством П. Д. Корина и И. А. Баранова были раскрыты из-под записей фрески в лоджии на западном фасаде. Архангельский собор был обмерен (А. И. Власюк). В 60-х гг. XX в. продолжались исследовательские и ремонтные работы (В. Н. Меркелова и др.), тогда же проведены археологические изыскания, во время которых обнаружены остатки белокаменных кладок, необоснованно отнесенные к XIII в., и кирпичного пола с покрытием из керамических поливных плиток. Реставрация росписей собора была произведена в 1953-1955 гг. (под руководством В. Н. Крыловой), реставрация иконостаса - в 1979-1980 гг. В 2000-2001 гг. проводились исследования помещений над хорами и для священнослужителей, погреба Казенного двора. В 1955 г. был открыт свободный доступ в музей Архангельского собора. 28 мая 1991 г. первое богослужение в Архангельском соборе совершил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

http://sedmitza.ru/text/616600.html

Главная сложность в реставрационных работах была связана с большим количеством поновлений разного времени. Из набора фрагментов, которые разнились по цвету, необходимо было создать единое целое, составляющее комплекс изображений в трех закомарах. При этом важно соблюсти баланс, не внедряясь в произведение до такой степени, чтобы фактически писать его заново. Основой для работы реставраторов послужили остатки авторской живописи. - Так как это Успенский, то есть центральный в Кремле, собор, живопись перенесла большое количество поновлений в XVII-XIX веках, а в прошлом столетии было много реставраций, - продолжает Анна Валуева. - Мы провели исследования, сделали пробные раскрытия до авторской живописи XVII века. Уровень ее сохранности невысокий, но мы получили объективные данные о сложной истории жизни этой стенописи. Это всегда усложняет работу, но и рассказывает о судьбе произведения. Древняя настенная живопись - как слоеный пирог. Самая большая ценность для науки и искусства - первый авторский слой, подлинное изображение. На некоторых объектах Новгорода, Полоцка, да и Московского Кремля, реставраторы вообще не тонируют росписи, чтобы авторскую живопись было видно. Однако если убрать все, что делали поновители и реставраторы на протяжении веков, останется лишь светлая поверхность древнего грунта с рисунком, прочерченным иглой-графьей. Контур этого рисунка можно разглядеть, если только стоять рядом с произведением. Поэтому неискушенных зрителей нетонированная древняя живопись, как правило, не интересует. Успенский собор - особый случай: его убранство должно восхищать не только профессионалов-искусствоведов, но и любого посетителя Кремля. Реставраторы МНРХУ давно связаны с Музеями Московского Кремля. Они уже занимались другими соборами Кремля - Благовещенским и Архангельским, церковью Ризоположения. Восстановления фресок на фасаде Успенского собора специалисты управления ждали так же, как и сотрудники музея. И очень обрадовались, когда помощь пришла от компании «Транснефть».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Фактически этот храм был первой кремлевской постройкой, которая открывалась взору посетителей, проходивших через Спасские ворота. А с Красной площади над кремлевской стеной хорошо были видны купола и колокольни церкви Михаила Малеина, слышен перезвон монастырских колоколов. Лишь после завершения строительства храма Великомученицы Екатерины в 1817 году его, по московским меркам, вычурные, но весьма гармоничные готические формы затмили собой небольшую церковь Михаила Малеина. Наиболее узнаваемой из всего комплекса построек Вознесенского монастыря Девятов называет церковь Великомученицы Екатерины. Ее внешний вид в неоготическом стиле, пожалуй, был самым необычным на территории Московского Кремля. " В конце XIX века церковь была полностью отремонтирована и отреставрирована, специально для нее заказан новый огромный, очень тонкой работы мраморный иконостас. К сожалению, он безвозвратно погиб при разрушении монастыря " , - отметил официальный представитель ФСО. Выселение монахинь Сергей Девятов констатирует, что " во время артобстрела и штурма Московского Кремля в ноябре 1917 года Вознесенский монастырь, как и Спасская башня, сильно пострадал " . В 1918 году по указанию ВЦИКа и СНК РСФСР из Кремля, в том числе и из женского монастыря, латышскими стрелками были выселены все монахини, прекращены церковные службы. Кельи стали использовать как общежитие для обслуживающего персонала Кремля. " В 1929 году из монастыря в южный придел Архангельского собора перевезли саркофаги русских великих княгинь и цариц. Тогда же из ризницы и иконостасов вывезли в Оружейную палату, другие музеи и Гохран все остававшиеся на тот момент в монастыре ценности, богослужебную утварь, иконы и уникальные книги. За несколько дней до уничтожения монастырских зданий кремлевские архитекторы и музейные работники успели провести их натурные обмеры " , - перечислил Девятов. По распоряжению советских властей Вознесенский монастырь частично взорвали, частично разобрали. Небольшое количество археологических артефактов было найдено случайно, но археологические раскопки на этой древней территории практически не начинали.

http://pravoslavie.ru/89803.html

С 1991 года в с. Зятьково зарегистрирована православная община. При открытии храма община была зарегистрирована как приход храма преподобною Сергия Радонежского. В храме достаточно хорошо уцелели росписи, последний раз поновленные в 1921 году. Религиозная картина Талдомской округи в прошлом была сложной и неоднозначной. Писатель М. М. Пришвин называл окрестности Талдома и Кимр «приютом беглецов от церкви, государства и общества». В «Очерках Тверского раскола и сектантства» 1895 года можно найти подтверждение этого мнения. В соседнем Корчевском уезде вокруг села Кимры гнездился так называемый беспоповский филипповский раскол. Филипповцы среди других толков старообрядцев-беспоповцев отличались наибольшим аскетизмом и фанатизмом. Самосожжение считалось у них не самоубийством, а мученичеством за веру, и таких случаев было известно достаточно много. В дореволюционном очерке о расколе говорилось следующее: «Кроме Кимр, как на более видные пункты в той местности нужно указать на приходы сел: Бела-городка, Иоанна Предтечи, Белого, Пухлимского, Зятьково… а из Калязинского уезда село Талдом». Из писцовых книг XVII столетия известно, что село Зятьково исстари было вотчиной древнего Вознесенского женского монастыря, располагавшегося в московском Кремле. До 1764 года у знаменитой обители было 16 тысяч крепостных крестьян по всей России. Монастырю принадлежали села, деревни, пашни и мельницы под Москвой, Волоколамском, Вереей, в Рузском уезде, во Владимирской, Нижегородской, Калужской, Брянской, Самарской губерниях. Вознесенский монастырь получал с вотчинных владений необходимые средства для содержания храмов и живущих в нем монахинь. Монастырское руководство назначало управляющими имениями так называемых «посельских монахинь». Почти в каждой монастырской вотчине жили также приказные и слуги, которым обитель выдавала жалованье. Вознесенский (Стародевичий) монастырь находился у Спасской башни внутри московского Кремля. Обитель была основана в 1407 году великой княгиней Евдокией – вдовой благоверного князя Дмитрия Донского. В то время в Москве было два женских монастыря – Алексеевский и Рождественский. Великая княгиня Евдокия решила последовать примеру основательниц этих двух монастырей, игуменьи Иулиании и Марии, и создать новую женскую обитель, которую еще до кончины избрала местом своего погребения. Впоследствии монастырь приобрел то же значение, что и Архангельский собор московского Кремля. Если Архангельский собор стал усыпальницей великих князей и царей, то в Вознесенском монастыре, основанном супругой Дмитрия Донского, погребались великие княгини и царицы. Рядом с Фроловскими воротами (Спасской башней) Кремля, где впоследствии был основан женский монастырь, великая княгиня Евдокия провожала на бой и встречала своего супруга князя Дмитрия Донского после победной Куликовской битвы. На этом месте прежде находился дворец Дмитрия Ивановича и терем княгини.

http://sobory.ru/article/?object=03835

Образом Успенского собора Московского Кремля навеяны строй могучего пятиглавия, а также общие пропорции здания, создающие впечатление спокойного, но вместе с тем громадного массива. Стены же, филёнки, горизонтальные тяги напоминают московский Архангельский собор. Вместе с тем в ростовском памятнике окон, согласно владимирской традиции в аркатурном поясе нет, они расположены над ним. Разная ширина вертикальных членений южного и северного фасадов отсылает нас к владимирскому Успенскому собору. Южное крыльцо на столбах с двойными арками и висячими гирьками относится к концу XVII века. Фресковые росписи паперти выполнены в 1697 году. Западный вход в Успенский собор оформлен перспективным порталом. В 1671 году он был расписан орнаментом, от которого сохранились лишь фрагменты. Портал содержит черты как владимиро-суздальского зодчества XII - XIII веков (арочная дуга без килевидного завершения), так и раннемосковского зодчества XIV - первой половины XV столетий ( " дыньки " на полуколонках обрамления). По периметру храма, между верхним и нижним рядами окон, тянется узорчатый аркатурно-колончатый пояс. Он восходит к аркатурно-колончатому фризу московского Успенского собора, который, в свою очередь, был создан на основе фриза Успенского собора во Владимире. Позакомарная кровля собора восстановлена во время реставрационных работ, проводившихся в Ростове с осени 1953 года, после мощнейшего смерча, который повредил соборный храм и другие ростовские церкви. Разрушения открывали небывалые возможности для натурного исследования памятников и, следовательно, для научной реставрации всего Ростовского кремля. Было решено воссоздать первоначальный облик кремля, а Успенский собор - в формах, близких первоначальным, но при этом не выбивающихся из общей стилистики кремлёвского ансамбля. В ходе реставрации позакомарные и многоскатные покрытия на Успенском соборе вернулись к формам XVI века, луковичные же главы соответствуют эпохе митрополита Ионы Сысоевича (1652-1690). Внутри храм поражает своей высотой.

http://sobory.ru/article/?object=00224

- В день празднования Влахернской иконы и иконы Божией Матери «Благодатное небо», находящейся в Архангельском соборе, благословляется прикладываться к ним. Празднование Влахернской иконы - 20 июля по новому стилю, а иконы «Благодатное небо» выпадает на 19 марта. «...И только перед гробом / Я тихую молитву сотворил, / Глаза мои прозрели; я увидел / И божий свет, и внука, и могилку» - так в пушкинском «Борисе Годунове» звучит рассказ о чуде, свершившемся у могилы сына Ивана Грозного, царевича Димитрия, убитого в 1591 году. По версии поэта, князь Шуйский тогда воспротивился переносу мощей царевича из Углича в Кремль. Но после гибели Лжедмитрия I, когда Шуйский сам стал царем, мнение он свое переменил. 15 июля 1606 года останки царевича были торжественно перенесены и поставлены в царской усыпальнице - Архангельском соборе Московского Кремля. У его мощей происходило множество исцелений, особенно больных глазами. Димитрий был причислен к лику святых. Он был прославлен как мученик - точнее, страстотерпец. Так что святой благоверный царевич Димитрий считается заступником от междоусобиц. Раку с его мощами открывают раз в год - на день памяти 28 мая (15 мая по старому стилю), и к мощам можно приложиться. В Архангельском соборе находятся мощи князя Михаила Черниговского. Он известен тем, что пытался уговорить европейские державы дать коллективный отпор татаро-монгольскому нашествию. К его словам не прислушались. Разгромлена была не только Русь. Пострадали Польша и Венгрия. Ковчег с его мощами ежегодно 3 октября выносят для поклонения верующим. Мощи большинства московских первосвятителей покоятся в Успенском соборе. Вход - по приглашениям Увидеть иконы в кремлевских соборах можно во время экскурсий. Но приложиться к ним и поклониться другим святыням кремлевских соборов могут только участники богослужений. Проводятся они не часто. Например, в 2008 году запланировано 19 служб в Успенском соборе, 6 - в Архангельском и по одной - в соборе Двенадцати апостолов, Благовещенском и в храме Ризоположения. Вход - только по пригласительным билетам. Как сообщил «Известиям» пресс-секретарь Московской патриархии священник Владимир Вигилянский, билеты эти ни на улицах, ни в кассах не продаются. Они распространяются через отцов благочинных Московской епархии по приходам. Жителям других епархий, представителям организаций отец Владимир рекомендует обращаться за билетами в канцелярию Московской патриархии.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010