А. Религия и чиновники Вологодской губ. в первые годы советской власти//Ист. краеведение и архивы. Вологда, 2001. Вып. 7. С. 430-438; Олонецкая епархия: Страницы истории. Петрозаводск, 2001. С. 191-192, 217; Критский Ю. М., Синяговский С. А. Мон-ри и пустыни Кенозерья в XIV - нач. XX в.//Святые и святыни северорус. земель. Каргополь, 2002. С. 118-125; Мелехова Г. Н. Духовенство и его роль в жизни населения Каргополья (XIX - 1-я треть ХХ в.)//Правосл. вера и традиции благочестия у русских в XVIII-XX вв.: Этногр. исслед. и мат-лы. М., 2002. С. 179-208; она же. Современное возрождение правосл. топографии Каргополья//Ист.-культурное наследие Рус. Севера: Проблемы изучения, сохранения и использования. Каргополь, 2006. С. 250-262; Святые Каргопольской земли: Живопись, графика: Из собр. музеев Архангельской обл.: Кат. выст./Сост.: Т. М. Кольцова, М. Л. Рягузова. Архангельск, 2002; Кенозерский национальный парк: Кр. путев. Архангельск, 2004. С. 152-155; Культурный ландшафт как объект наследия. М.; СПб., 2004. С. 250-253, 430; Критский Ю. М. Кенозерье: История и культура: Очерки, мат-лы, исслед. Архангельск, 2005. С. 29-31; Шаповалова Л. Г. Каргопольские храмы с бочечным завершением//Ист.-культурное наследие Рус. Севера. Каргополь, 2006. С. 204-213; Старицын А. Н. Каргопольские чудеса и повседневность XVII в.//Рябининские чт.-2007. Петрозаводск, 2007. С. 446-449; Мелютина М. Н. Иконы с образом прп. Кирилла Челмогорского как источник для изучения истории и культуры Кирилло-Челмогорской пуст.//Православие в Карелии: Мат-лы 3-й регион. науч. конф., посвящ. 780-летию крещения карелов. Петрозаводск, 2008. С. 228-239; Пигин А. В. Заметки к статьям К. А. Докучаева-Баскова об истории Челмогорского мон-ря//Там же. С. 33-39; Варшавская Н. Ю. «Археологическая модель» Кирилло-Челмогорского мон-ря//Культурное и природное наследие Европейского Севера. Архангельск, 2009. С. 123-157; Кожевникова Ю. Н. Мон-ри и монашество Олонецкой епархии во 2-й пол. XVIII - нач. XX в. Петрозаводск, 2009; Мелехова Г.

http://pravenc.ru/text/1840463.html

Архангельск. Михайло-Архангельский монастырь. Архангельский на Быку монастырь /// Объект утрачен Монастырь.  Утрачен.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:не позже 1641. Год утраты:приблизительно 1935 Адрес: Россия, г. Архангельск, набережная Северной Двины, ул.Урицкого. Координаты: 64.527261, 40.555224 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Архангельские монастыри России. Из них известны: Архангельский мужской 3-классный в г. Архангельске, на берегах Двины, основанный в XII в. новгородским архиеп. Иоанном (1110-1130) с целью распространять христианство среди чуди. Сперва монастырь находился на мысе Пур-Наволоке, против нынешнего городского собора, и был в 1419 г. разорен норвежцами (мурманами). В 1552 г. получил несудимую грамоту. В 1553 г. монастырь имел две деревянные церкви: соборную, Михаила Архангела и теплую, Ильи пророка. С возникновением торговых отношений между русскими и англичанами около одиноко стоявшего монастыря выстроился английский купеческий двор, при нем заведена пристань, где выгружались с прибывших судов иноземные товары, отправляемые в Холмогоры — центр тогдашней беломорской торговли. В 1584 г. по царскому указу воеводы Нащокин и Волхов «круг архангельского монастыря город деревянный одним годом поставили»: церковь монастыря и кельи были оставлены внутри городской стены, а все службы отнесены за город, названный воеводами Новые Холмогоры, впоследствии по монастырю переименованный в Архангельск. В 1608 г. монастырю дана тарханная грамота, в 1637 г. монастырь сгорел дотла, а в 1638 г. перенесен на свое нынешнее место, где были воздвигнуты две деревянные церкви, разобранные в 1710 г. В 1681 г. монастырь поступил «в удовольствование» (на содержание) арх. Холмогорского и Важеского. В 1685 г. начата постройка ныне существующей каменной соборной церкви, оконченная лишь к 1700 г., стоившая 1763 р. 37½ к. В 1771 г. сюда переведена холмогорская семинария. При учреждении новых штатов 1764 г. за монастырем числилось 527 двор. крестьян.

http://sobory.ru/article/?object=37144

Архангельск. Собор Спаса Преображения в Соломбале (старый). Соломбальский Спасо-Преображенский морской собор /// Объект утрачен Собор.  Утрачен.   Престолы: Спаса Преображения , Николая Чудотворца , Петра и Павла Архитектурный стиль: Барокко Год постройки:Между 1760 и 1776. Год утраты:приблизительно 1930 (разрушен) Адрес: Россия, Архангельск, Никольский проспект, д. 28. Координаты: 64.572898, 40.512506 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Собор был заложен 2 (13) сентября 1760 г., построен в 1775-1776 гг., рядом с Никольской церковью (в 1776 церковь была перенесена на окраину Большого Соломбальского острова). При храме Преображения находились приделы во имя Святых Апостолов Петра и Павла и Св.Николая Чудотворца. Рядом с собором была воздвигнута трехъярусная колокольня со шпицем. Храм находился в ведении Архангельского епархиального управления и носил название Адмиралтейского, после 1827 г., когда собор подчинили Главному священнику Армии и Флота, он стал называться Морским. С упразднением Соломбальской верфи (1862 г.) храм вновь перешел в ведение епархии. По данным 1838 г., в соборный клир входили семь служителей-протоиереев, священники, диакон, причетники. За благосостоянием храма следили соборный староста и ктитор, избиравшийся из купцов и должностных лиц портовой администрации. В 1862 г. к храму было приписано свыше 15 тысяч прихожан, позднее их численность уменьшилась: в 1880 г. - 3168, в 1890 г. - 4570 прихожан. К обширной паперти собора вели всходы с тремя лестницами, их спуски вели на запад, север и юг. На двух столбах были установлены светильники торшерного типа. Вокруг храма в 1836 г. была выстроена ограда на каменном цоколе. Шалькевич А.А. В Архангельском городе было построено: Страницы истории архитектуры города конца 16-нач.20 в.: в 3-х Т. Архангельск, 1994. Т.1. С.152-155

http://sobory.ru/article/?object=34186

Канонизацией И. и Н. следует считать включение их имен в Собор всех святых, в земле Российской просиявших; его состав был определен во время подготовки к изданию богослужебных Миней в 70-х гг. XX в. (Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 375). Имена преподобных вошли в Собор Сийских святых, празднование которому было установлено 15 июля 2008 г. по благословению Архангельского и Холмогорского еп. Тихона (Степанова) . В подклете Благовещенской ц. Антониева Сийского монастыря освящен храм во имя Сийских преподобных, в мон-ре составлена молитва Сийским святым. Ист.: Описание о российских святых. С. 160; С Зимнего берега Мезенского у.//Архангельские ЕВ. 1895. Ч. неофиц. 3. С. 95-98; Белова Л. Б. Список повести «О пришествии преподобнаго Исайи Ручьевского» из б-ки Антониево-Сийского мон-ря//ТОДРЛ. 2007. Т. 58. С. 384-389. Лит.: Филимонов. Иконописный подлинник. С. 56; Макарий (Миролюбов), еп. Христианство в пределах Архангельской епархии. М., 1878; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 227; Кириллов А. В., прот. Подвижники благочестия, почивающие в усыпальнице Антониево-Сийского мон-ря//Архангельские ЕВ. 1899. Ч. неофиц. 15. С. 397-403; 17. С. 465-474; Никодим (Кононов), иером. Архангельский патерик. СПб., 1901. С. 166; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 63, 559-560; Голубинский. Канонизация святых. С. 326, 431; Леонтьев А. И. Зимняя сторона. Архангельск, 1999. С. 104-165, 425-464; Рыжова Е. А. Антониево-Сийский мон-рь. Житие Антония Сийского: (Книжные центры Рус. Севера). Сыктывкар, 2000. С. 23, 127, 180; Сказания о св. подвижниках Архангельской земли/Подгот.: мон. Евфимия (Пащенко). Архангельск, 2002. С. 177-182; Неделя 3-я по Пятидесятнице - день Сийских святых//Духовный сеятель. Архангельск, 2006. 6/7. С. 2; Сийские святые и подвижники благочестия/Св.-Троицкий Антониево-Сийский мон-рь. [Архангельск], 2009. С. 14-15, 40-41, 46-48. Е. А. Рыжова Иконография Изображения И. и Н. практически неизвестны, несмотря на то что святые наряду с преподобными Соловецкими, Пертоминскими, Яренгскими были почитаемы архангельскими поморами. В повести «О пришествии преподобнаго Исайи Ручьевского» есть 2 чуда, где косвенно указывается на облик И. или Н. («...старец, невеликий ростом, сутуловатый, с седою бородою»).

http://pravenc.ru/text/674852.html

Е. Алдошина, А. Е. Алдошина. М., 2012. С. 85-87, 95-96, 100). Рисунок Н. в рост со свитком в руке исполнен прот. Вячеславом Савиных и Н. Д. Шелягиной для Миней МП (Изображения Божией Матери и святых Правосл. Церкви. М., 2001. С. 276). После возрождения Кожеозерского Богоявленского мон-ря по инициативе настоятеля иером. Михея (Разинькова) в 1999 г. издана кн. «Пустынники Русского Севера» (Серг. П., 2015), в к-рой содержатся краткие сведения о мон-ре, а также Житие, канон и молитва Н. В книге 18 иллюстраций, выполненных худож. Т. Шамота (Северодвинск). Среди них - сцены Жития Н.: «Прп. Никодим на берегу реки, окруженный стадом оленей», «Явление прп. Никодиму свт. Алексия, митр. Московского, и прп. Дионисия Радонежского», «Моление прп. Никодима во время половодья», «Молитва прп. Никодима в земляной яме», «Спасение заблудившегося в лесу отрока», «Преставление прп. Никодима» и др. Лит.: Митрофан (Правоторов), игум. Описание Кожеозерской пуст. (в Архангельской губ.) от ее основания до наст. времени. СПб., 18822; Таушев Н. История Кожеозерского муж. мон-ря с описанием жизни и чудес св. прп. отца нашего Никодима, Хозьюгского пустынника, Кожеозерскаго чудотворца. Архангельск, 18842; Никодим (Кононов), иером. Судьбы Кожеозерской Богоявленской пуст. Архангельской епархии. СПб., 18962; Краткое ист. описание мон-рей Архангельской епархии. Архангельск, 1902; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 278-279, 372-373, 398-399, 452-453. 133, 185, 198, 226; Т. 2. С. 181; Северные письма: Собр. АМИИ: Кат. Архангельск, 1999. С. 97, 110, 115. Кат. 179, 222, 234; Святые каргопольской земли (живопись, графика): Из собр. музеев Архангельской обл.: Кат./Сост.: Т. М. Кольцова, М. Л. Рягузова. Архангельск, 2002; Кольцова Т. М. Иконы Сев. Поонежья. М., 2005. С. 89-93. Т. М. Кольцова Рубрики: Ключевые слова: ИОСИФ (Санин Иван; 1439 - 1515), Волоцкий, прп. (пам. 9 сент., 18 окт.- обретение мощей, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, в 1-ю Неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых, в неделю перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ИРИНАРХ († 1628), прп.

http://pravenc.ru/text/2565556.html

Есть и другие причины, о которых говорит сам отец Михей: “Многие монахи приходят, ожидая, что они здесь найдут духовное руководство или налаженную молитвенную жизнь, какие-то комфортные условия не то что для телесной, но и для духовной жизни. А здесь ничего этого нет. Нет ни старцев, ни традиций, есть один лишь я, а со мной тоже бывает тяжело. Я же, когда ехал сюда, и подумать не мог, что мне придется исполнять обязанности настоятеля, им должен был стать другой человек, который так сюда и не добрался. Я был регент и хотел быть регентом. Думал, буду здесь молиться. А вышло — то дрова, то сено, то рыба, то одно, то другое… Так что сейчас это не тот монастырь, который тебя создаст, но тот монастырь, который нужно тебе самому создать своей личной жизнью здесь по заповедям Христовым. А люди, которые сюда едут, как правило, не на это рассчитывают. Я думаю, в этом основная причина. А бытовая жизнь здесь не намного тяжелее обычной деревенской”… Трижды приезжал сюда в отпуск схимник Троице-Сергиевой лавры отец Дамаскин, старец на девятом десятке лет, и сам пешком проходил по всем этим тропам и этим болотам. Говорил, что здесь — идеальное место для монаха… Что ж, может быть и найдутся такие монахи, которые готовы будут стать фундаментом для возрождения этой славной обители, или же все так и окончится одним отцом Михеем — Бог весть… Как добраться до монастыря? Для летних маршрутов существует два варианта пути. 1. Из Москвы (Ярославский вокзал) поезд МоскваАрхангельск до станции Обозерская; поезд Архангельск — Онега или Вологда — Мурманск до станции Глазаниха или Вонгуда; автобус Глазаниха — Шомокша (отправление в 8.00 утра); мотовоз по узкоколейной железной дороге до остановки “По требованию”; лесом (около 40 км) по направлению вездеходной дороги (с ночевкой в лесной избушке). 2. Поезд МоскваАрхангельск до ст. Обозерская; поезд Архангельск — Онега до ст. Порог; теплоход “Заря” до Усть-Кожи (отправление не каждый день, уточнить нужно в порту г. Онеги); 15 км пешком до д. Петровская; лесом около 60 км (2 ночевки в лесу без избы).

http://pravmir.ru/kozheozerskiy-bogoyavl...

Мат-лы и исслед. М., 1999. вып. 12: Искусство средневек. Руси. С. 52-79; Мартынова М. В. Оклад иконы «Богоматерь Млекопитательница» из собр. музеев Моск. Кремля//Древнерусское искусство XIV-XV вв. М., 1984. С. 101-112; Бобровницкая И. А. Два памятника рус. ювелирного искусства XV в.//ГММК. Мат-лы и исслед. М., 1987. Вып. 5. С. 35-41; Качалова И. Я. Ремонтно-реставрационные работы в Благовещенском соборе Моск. Кремля в 1860-х гг. (По мат-лам Моск. дворцовой конторы)//ГММК. Мат-лы и исслед. Вып. 6: История и реставрация памятников Моск. Кремля. М., 1989. С. 105-118; Качалова И. Я. , Маясова Н. А. , Щенникова Л. А. Благовещенский собор Моск. Кремля. М., 1990; Журавлева И. А. Ковчеги-мощевики кон. XVI - 1-й трети XVII в. из Благовещенского собора Моск. Кремля//Древнерусская скульптура: Пробл. и атрибуции. М., 1991. С. 106-125; она же. Вновь о ковчегах-мощевиках кон. XVI - 1-й трети XVII в. из Благовещенского собора Моск. Кремля//Там же. М., 1993. Вып. 2. Ч. 1. С. 118-137; она же. Об одной группе серебряных ковчегов-мощевиков кон. XVI - 1-й трети XVII в.//ДРИ. СПб., 1997. [Вып.:] Исслед. и атрибуции. С. 391-412; Сорокатый В. М. Уроки реставрации стенописи Благовещенского собора в Моск. Кремле//Практика реставрации памятников монументальной живописи: Сб. науч. тр. М., 1991. С. 15-20; Чернецов А. В. Золоченые двери XVI в. М., 1992; Маркина Н. Ю. «Четырехчастная» икона в контексте богослужебного чина//Восточнохристианский храм: Литургия и искусство. СПб., 1994. С. 270-287; Гращенков А. В. Фасадное убранство Благовещенского собора XIV в.//Реставрация и архитектурная археология: Мат-лы и исслед. Вып. 2. М., 1995. С. 84-94; Качалова И. Я. Стенопись Галерей Благовещенского собора//ДРИ. [Вып.]: Балканы. Русь. СПб., 1995. С. 379-410; Декоративно-прикладное искусство Вел. Новгорода: Худож. металл XI-XV вв. М., 1996; Антонов А. В. Вотчинные архивы моск. мон-рей и соборов XIV - нач. XVII в.//Русский дипломатарий. М., 1997. Вып. 2. С. 223; Бусева-Давыдова И. Л. Храмы Моск. Кремля: святыни и древности.

http://pravenc.ru/text/149295.html

Председатель Комиссии Секретарь Комиссии 671 ГА РФ. Ф. Р-410. Оп. 1. Д. 79. Л. 11. Копия. III. 19.2. Письмо приходского собрания храма Воскресения Христова в Сокольниках Священному Собору о сохранении святынь в Кремле 25 марта 1918 г. Общее приходское собрание Воскресенской приходской общины 672 25 марта 1918 г. Присутствовало свыше 3 тысяч человек. Обсуждался вопрос о положении Кремля с его Святынями, на поклонение которым православный верующий прийти не может ввиду занятия его латышскими войсками, народными комиссарами и разными политическими организациями. Единогласно постановлено: просить Собор, Святейшего Патриарха и Совет приходских общин, чтобы они ни в каком случае не выносили Святынь Кремля, а наоборот – требовали бы от имени православной Москвы и верующей России, для которых Кремль является душою и сердцем, полнейшего освобождения Кремля на все время. Убрать из Кремля Святыни – преступление. Ведь Святыня Кремля родила, воспитала, собрала и укрепила нашу дорогую нам родину – нашу Россию, и вынести Святыню из Кремля, по нашему, – взять из сердца и тем лишить его жизни. Народные комиссары могут найти себе другое место, которое не будет болезненно затрагивать самое нежное и дорогое большинства русских людей – это его веру и соединенную с нею Святыню. За председателя секретарь Диакон Михаил Митропольский Марта 25 дня 1918 г. Действительность означенного в протоколе свидетельствуем: Свящ[енник] И. Кедров Анна Петр[овна] Лебедева 8-я Сокольничья ул., дом 14, кв. N° 3 Семен Андрианович Корчагин 2-я Сокольницкая, д. 22/1 Сокольники, Ивановская ул., д. 18: Даниил Аграфенов Степанов Евлампия Даниловна Прокина Сергеи Сергеевич Зеленин Резолюция: 28 марта (11) апреля 1918. В комиссию А.Д. Самарина. П[атриарх] Тихон. Помета: 29.3. Передано Н.Д. Кузнецову ГА РФ. Ф. Р-3431. Оп. 1.Д. 551. Л. 80. Подлинник. III. 19.3. Письмо председателя совета Всероссийского православного братства ревнителей святынь Московского Кремля протопресвитера Николая Любимова комиссару имуществ Республики П.П. Малиновскому об организации охраны Успенского собора

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

XVIII в.). Цикл, посвященный явленной в Казани иконе, начинается с откосов юго-вост. окна, продолжается (слева направо) на юж. стене и откосах юго-зап. окна, переходит на западную, затем на сев. стену и откосы сев.-зап. и сев.-вост. окон. В него включены сцены: 3 явления иконы Божией Матери девице Матроне, посещение матерью и девицей воевод и архиепископа; обретение образа Божией Матери в земле; перенесение образа в ц. свт. Николая Чудотворца (Николы Тульского) и Благовещенский собор Казанского кремля; служение Божественной литургии в Благовещенском соборе; написание списка явленного образа и принесение его в Москву царю Иоанну Грозному и его сыновьям; перенесение явленной иконы в Девичий мон-рь. На зап. стене Казанской ц. изображены крестные ходы на фоне Казанского кремля, видного с разных точек: к месту обретения явленной иконы крестный ход шел из кремля, а затем в ц. свт. Николая Чудотворца (Николы Тульского), далее - в Благовещенский собор кремля. Редкие сюжеты росписи связаны с историей Казанской иконы в Смутное время: явление прп. Сергия Радонежского архиеп. свт. Арсению Елассонскому (на зап. откосе сев.-вост. окна) перед взятием 22 окт. 1612 г. рус. войсками Китай-города, изображаемое иногда в клеймах житийных икон прп. Сергия Радонежского, и занимающая центральное место на сев. стене храма уникальная сцена празднования победы у стен Московского Кремля в 1-е воскресенье после освобождения Кремля от интервентов - главная площадь Москвы изображена со множеством воинов, священнослужителей, народа. О сходе войск у Лобного места повествуют рус. хронографы и др. источники ( Чугреева. «Державная Заступница». С. 26-27). В центре композиции, под Казанской иконой, поддерживаемой ангелами, на фоне - храм Покрова Пресв. Богородицы на Рву с центральным шатром и главками над приделами. Справа - розовые (кирпичные) стены Кремля с полуразрушенными зубцами и Фроловские (Спасские) ворота, за стенами видны храмы Кремля. Слева - белокаменные стены Китай-города с мощными башнями, за к-рыми множество китайгородских церквей.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

Олсуфьев 1924 (1) – Олсуфьев O. A. Кто вкладчики воздуха 1479 и покрова 1541 в музее б. Троице-Сергиевой лавры. Сергиев, 1924. Олсуфьев 1924 (2) – Олсуфьев Ю. А. К вопросу о шитом деисусном чине 1543) в музее б. Троице-Сергиевой лавры. Сергиев, 1924. Описание Жолтикова монастыря 1852 – Описание Тверского Жолтикова монастыря. Тверь, 1952. Описание России неизвестного англичанина 1884 – Описание России неизвестного англичанина, служившего зиму 1557–1558 гг. при царском дворе//Известия англичан о России XVI века. ЧОИДР. 1884. Кн. 4. Код 3. С. 1–105. Описи Успенского собора 1876 – Описи Московского Успенского собора от начала XVII века по 1701 год включительно//РИБ. СПб., 1876. Т. 3. С. 295–874. Опись Архангельского собора 1730 – Опись Архангельского собора Московского Кремля 1730 года. – РГАДА, ф. 188, оп. 1, д. 129. Опись Архангельского собора 1771–1773 – Опись церковного имущества Архангельского собора, составленная в 1771,1772 и 1773 годах. – ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 2, д. 161. Опись Архангельского собора до 1774 – Опись церковного имущества Архангельского собора – ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 2, до 1774 г. (?), д. 163. Опись Архангельского собора 1857 – Главная опись церковных и ризничных вещей Московского кафедрального Архангельского собора 1857 г. – ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 2, д. 174. Опись Благовещенского собора 1924 – Опись икон, предметов декоративно-прикладного искусства и книг соборов и церквей Московского Кремля – ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 20,1924 г., ф. 39, л. 1–34. Опись Вознесенского монастыря 1720 – Опись монастырского имущества 1720 г. – РГАДА, ф. 1185, Вознесенский монастырь, оп. 1, 1720 г., д. 133. Опись Вознесенского монастыря 1859 – Главная опись церковного и ризничного имущества Московского первоклассного Вознесенского девичьего монастыря в Московском Кремле 1859. – РГИА, ф. 834, оп. 3, 1859 г., д. 2765. Опись Вознесенского монастыря 1910 – Главная опись ризничных вещей Московского Вознесенского девичьего монастыря. – ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 6,1910 r, оп. 1, д. 3.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010