Наиболее благоприятным условием для утверждения истинной веры в сознании народа и для охранения её от разных искажений служит, без сомнения, близость народа к святым храмам и их служителям, к школам и училищам и к другим религиозно-просветительным учреждениям и к их деятелям. И наоборот, условием для ослабления веры и для внесения в её область разных нежелательных наслоений является в большинстве случаев отдалённость народа от названных учреждений и лиц, понимаемая не в смысле только пространства, но и в смысле духовного разобщения между народом и пастырями и – тем более – архипастырями. Несмотря на усиленное открытие новых приходов в последние 10–15 лет, в нашей епархии в настоящее время можно указать очень много селений, удалённых от приходских храмов и причтов на 40, 60, 80, 100 и более вёрст, при крайне неудобных путях сообщения, что особенно часто наблюдается в приходах Кемского, Александровского, Мезенского и Печорского уездов. Что же было в старину, если, например, в состав нынешнего Ижемского прихода Печорского уезда до 1830 года входили все 15 приходов, расположенные по р. Ижме на пространстве в 300 вёрст и по р. Печоре от устья Ижмы до границы с Вологодскою губ. на пространстве свыше 300 вёрст? В состав Кольского прихода почти до конца прошлого столетия входили все селения Мурманского берега и все погосты внутри Лапландии; в состав Варзугского прихода – все селения Терского берега, за исключением двух – Умбского и Понойского, стоящих на окраинах Терского берега; в состав Кемского соборного прихода – все селения от гор. Кеми по берегу Белого моря до села Керети и отсюда до границы с Финляндией и т. п. Не в лучших условиях многие пункты Архангельской епархии находились, а некоторые и в настоящее время находятся, и в школьно-просветительном отношении. Так, до учреждения церковных школ на всю необъятную Кольско-Лопарскую волость, занимающую половину Кольского полуострова, было только одно училище в гор. Коле, по всему Терскому берегу – одно в Кузомени, на всём пространстве (до 600 вёрст) прежнего Ижемского прихода – не более трёх училищ и т. п.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Погибли три человека, участвовавшие в экспедиции Русского географического общества 19 апреля. ПРАВМИР. Легкий вертолет Robinson R-66 потерпел крушение в районе острова Белый Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО) в Арктике. В результате крушения вертолета погибли три человека, сообщила пресс-служба Уральского следственного управления на транспорте СК РФ. Погибшие принимали участие в экспедиции Русского географического общества «По следам двух капитанов» по поиску шхуны «Святая Анна». Связь с машиной пропала накануне. 18 апреля три вертолета летели из Коми на остров Белый. Robinson R-66 совершали перелет из поселка Амдерма Ненецкого автономного округа. При подлете к острову Белый ухудшились погодные метеоусловия. Один из вертолетов отправился на разведку, остальные два взяли курс на поселок Сабетта. Обратно вертолет уже не вернулся. У него сработал аварийный маяк, который передавал координаты GPS. На указанное место с ближайшей метеостанции на двух снегоходах выехала поисковая партия из трех человек. Прибыв на место, они обнаружили, что весь экипаж погиб. На борту находились три человека: командир воздушного судна, второй пилот и штурман. Все трое погибли от полученных травм на месте. Воздушное судно разрушено. По данному факту СК РФ возбудил уголовное дело по ч. 3 ст. 263 УК РФ («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц»). Следствием рассматривается ряд версий случившегося, в том числе техническая неисправность, ошибка пилотирования и погодные условия. 18 апреля из Москвы отправилась экспедиция «По следам двух капитанов», которая должна была продолжить попытки найти следы пропавшей в 1914 году легендарной экспедиции капитана Георгия Брусилова. Об этом сообщает «Интерфакс». Предполагалось, что базовый лагерь экспедиции будет располагаться на самой северной пограничной заставе России «Нагурская» (остров Земля Александры архипелага Земля Франца-Иосифа, Архангельская область). Экспедиция Брусилова в 1912 году впервые в истории попыталась пройти Северным морским путем под российским флагом. Путешествие закончилось неудачей: шхуна «Святая Анна», на которой плыли исследователи, уже через неделю пребывания в Арктике была затерта льдами.

http://pravmir.ru/na-yamale-razbilsya-ve...

— Да, в Вологде постоянно горят дома. — И это не только Вологодская проблема. — Однако есть примеры качественной реконструкции старых деревянных домов, вот проект Casa C, в Швейцарии, например. Существует много подобных проектов. — И это можно делать в России, я знаю случаи подобного подхода и в России. но это единицы. В основном люди с деньгами не хотят этим заниматься — это слишком сложно, технические, бюрократические сложности. Лучше построить заново. Даже в Вологде есть случаи, когда сносят деревянные дома, строят кирпичные, а потом обшивают — якобы деревянные. — Уильям, можно ли купить ваши книги в России, много ли книг издано? Помогает ли, на ваш взгляд, издание книг на эту тему привлекать внимание людей к этой проблеме? Как люди реагируют на это здесь, в России, и в Америке? — В Музее Архитектуры им. Щусева можно купить мою вологодскую серию. (Также книги Уильяма Брумфилда можно купить в крупнейших интернет-магазинах — например, на ozon.ru, — прим. ред.) Там 6 томов, в твердом переплёте. Есть еще серия «Я открываю Россию», они дешевле, там 14 томов. И еще вот недавно в Америке вышла моя новая книга, которую можно купить на Амазоне. Помогают ли они? Это сложно сказать, но вот в Смоленске они вызвали очень большой резонанс в местной прессе. Там была презентация прошлой осенью. Я очень люблю Смоленск. Тогда уже начали восстанавливать город, еще без меня, без моих книг. Это взаимный процесс. Но вы тоже играете роль этом, в освещении русской деревянной архитектуры. — Вам не кажется, что к зарубежным авторам в России относятся с большим вниманием, больше прислушиваются? — Не уверен, но в своих книгах я ссылаюсь на русских авторов, ведь все-таки это научная работа. А потом через фотографию, как через мост, можно обращаться к читателю. Интересные фотографии, интересная среда, интересная тема, все связано. — Если сравнивать Аляску и русский север, быт народа на севере. Какая ситуация у вас? — На Аляске практически все исчезло, среда там музеефицирована. Люди уезжают в большие города. Но это нефтяной регион. В Канаде тоже нет подобной среды. Русские столетиями живут на севере, это вошло в народные черты. Карелия, Белое море, Мурманск, Архангельская область — это уникум, такое есть только в России. Даже в Норвегии нет такой культуры. Но у них другие традиции, в тоже время, другая специфика, другая религия, другая география.

http://pravoslavie.ru/95772.html

1913. Ч. неофиц. 22. С. 912-913). По всей вероятности, под влиянием Иргизских монастырей беглопоповцы появились в Чембарском у., где проживали в с. Агапове (ныне не существует) с окрестными деревнями Топориха (ныне село Белинского р-на) и Белозёрка (ныне село Башмаковского р-на). К сер. XIX в. там проживали свыше 1000 старообрядцев-беглопоповцев (500 мужчин и 516 женщин). С 1850 г. постоянным попом в Агапове стал Максим Горбунов, а затем - Степан Корчажников, возведенные в сан белокриницким еп. Антонием (Шутовым) . В приходе с. Тарханы Чембарского у., в деревнях Дерябихе, Аполихе (Ст. Опалиха; ныне Апалиха) и Алексеевке, в сер. XIX в. насчитывалось 632 старообрядца (307 мужчин и 325 женщин) (Там же. С. 55). В 60-х гг. XIX в. моленная беглопоповцев действовала в с. Головинская Варежка Нижнеломовского у. В Наровчатском у. центром беглопоповцев стало с. Абашево Наровчатского у., в 1885 г. численность старообрядцев там составляла 837 чел. (Там же. С. 56, 58). К нач. XX в. беглопоповцы были представлены в Пензенской губ. 3 согласиями: перемазанцами, дьяконовцами и лужковцами. Перемазанцы проживали в Пензе, Мокшанском у. (села Азясь, Белогорка, Богородское, Елизаветино, Знаменское, Царёвщино, дер. Варваровка и др.), Наровчатском у. (села Абашево, Паны, Рыскино, Никольское (Ушивые Буды, ныне дер. Буды) и дер. Самоволька (Шигаево; ныне Самовольевка) (3 последних пункта ныне в Республике Мордовии)). К 1914 г. численность перемазанцев составляла 2460 чел. Дьяконовцы проживали в Мокшанском у. (села Казачья Пелетьма, Нагорная Пелетьма и Пособная (Посопная) Пелетьма, деревни Дуловка, Кугушевка (ныне не существует) и Ломовка), Нижнеломовском у. (села Каменка, Кочетовка,Кувака, Ростовка, деревни Кургановка, М. Верхи (ныне в составе дер. Б. Верхи) и др.), Чембарском у. (с. Аргамаково, дер. Петровка). К 1914 г. их насчитывалось 3221 чел. Местами проживания лужковцев были Городищенский у. (села Архангельское-Куракино, В. Шкафт, Иванырс, Н. Шкафт, Павловское-Куракино (ныне Павло-Куракино), Б.

http://pravenc.ru/text/2579942.html

ч. в Горьковской обл., было осуждено свыше 20 чел.). 29 дек. 1950 г. Совет по делам РПЦ при СМ СССР потребовал от уполномоченного по Горьковской обл. А. М. Богданова изучить очаги активизации в подаче заявлений на открытие церквей и места нелегальных служб, а также проследить их взаимосвязь (Там же. Д. 601. Л. 133). В директиве отмечался рост числа нелегального духовенства и нелегальных мест служб как в Горьковской обл., так и в соседних Рязанской и Ивановской областях. В 1952 г. уполномоченный Богданов получил указание усилить борьбу с нелегальными молитвенными собраниями и незарегистрированными общинами правосл. толка. За связи с катакомбниками, в частности за совершение богослужений для нелегальных общин в Выксе, в 1952 г. был почислен за штат настоятель храма в г. Кулебаки прот. Николай Архангельский, к-рый отмечал, что окормлял нелегальные общины с ведома архиеп. Корнилия (Попова). В нач. 1953 г. был арестован глава незарегистрированной общины в с. Великий Враг Кстовского р-на Коноплёв. В нач. 50-х гг. в с. Мотызлей Вознесенского р-на действовала община «истинно православных христиан», которая соблюдала конспирацию, начинала службу на рассвете, все члены общины носили вышитые кресты. Связанная с ней община действовала в пос. Шаприха того же района. В этот же период уполномоченный изучал деятельность общины в селе (ныне рабочий поселок) Воротынец. Также в 1953 г. выявлена община в с. Семьяны Воротынского р-на. В 1957 г. в условиях смягчения религ. политики властей в регионе было зафиксировано максимальное количество незарегистрированных религ. орг-ций. Как писал в отчете от 1 окт. 1957 г. уполномоченный Богданов, в 30 районах области насчитывалось 242 нелегальные правосл. общины. Уполномоченный Совета по делам РПЦ при СМ СССР по Арзамасской обл. И. Г. Кораблёв сообщил в докладе от 8 янв. 1957 г., что в 32 районах области насчитывается 224 незарегистрированные правосл. общины, деятельность 25 катакомбных общин была пресечена в Арзамасской обл. в 1956 г. Т. о., в 1957 г.

http://pravenc.ru/text/2565206.html

     Получив разрешение от Преосвященного Амфилохия, в комнату вбежал Чудинов, взволнованный до крайности и, рыдая, бросился на колени к моим ногам. Получив благословение от меня и епископа Амфилохия, он просил нас обоих молиться об упокоении души его десятилетней дочери, скоропостижно скончавшейся в Туруханске. После рождественской всенощной и Литургии, которую я служил совместно с Красноярским епископом Амфилохием, мне подали пароконный фаэтон из ГПУ, и с Чудиновым я отправился на вокзал. На полдороге вдруг нас остановил молодой милиционер, вскочил на подножку и стал обнимать и целовать меня. Это был тот самый милиционер, который вез меня из Туруханска в станок Плахино, за 230 верст к северу от Полярного круга.      На вокзале меня уже ждала большая толпа народа, пришедшая проводить меня.      В Ташкент я возвращался через город Черкассы Киевской области, где жили мои родители и старший брат Владимир. Из Красноярска я довольно благополучно доехал до Черкасс.      Я ехал вместе с Чудиновым, и в Омске мне надо было дать телеграмму в Черкассы. Остановка была короткая, а телеграф помещался на верхнем этаже, и я не успел сбежать вниз, как поезд тронулся дальше. Чудинов, по моей телеграмме, оставил мои вещи на следующей станции, где я и получил их, но со своим добрым спутником, ехавшим в Архангельскую область, я больше не встречался.      Трогательна была встреча моих престарелых родителей с сыном — профессором хирургии, ставшим епископом. С любовью целовали они руку своего сына, со слезами слушали панихиду, которую я служил над могилой умершей сестры моей Ольги.      Из Черкасс я наконец вернулся в Ташкент. Это было в конце января 1926 года. В Ташкенте я остановился в квартире, в которой жила София Сергеевна Белецкая с моими детьми, которых она питала и воспитывала, и обучала в школах во время моей ссылки.      Первыми пришедшими ко мне с поздравлениями были четыре главных члена баптистской общины. Они держались явно смущенно, а для меня была непонятна цель их визита. Позже я узнал, что они получили телеграмму от ленинградского баптистского пресвитера Шилова, в которой он поручал им приветствовать меня как нового брата баптистов. Пришлось, конечно, разочаровать их в этом через некоего Наливайко, прежде усердного прихожанина кафедрального собора, перешедшего потом в баптистскую общину.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/9...

Будет предприятие или нет - еще вопрос. Однако цели маленькой Норвегии в большой Русской Арктике предельно ясны. Получить доступ к биоресурсам. Да так, чтобы надолго и без контроля. Для этого и пауза в десять лет. Выжидали пока отрасль в России окончательно загнется. Проблем с рынком сбыта нет. К русскому тюленю присматривается Китай. Растет объем добычи на Байкале. Но Байкал - не норвежские фьорды. Белое море ближе... Но как это сделать? Нагло и открыто...как век назад (об этом чуть ниже, - прим ред.) ...? Сейчас не выйдет. Вся надежда на резидентов. Вот вам и ректор крупнейшего на Севере страны ВУЗа, некогда председатель местной ячейки масонского клуба с штаб-квартирой в Тромсе, а вот вам празднование Дня независимости Норвегии. Каждый год...! В Архангельске. Празднуют ли где подданные Норвегии день России - вопрос риторический. Но вернемся к нашему Беломору. Скажи, председатель... Сначала о хорошем и не очень... Директора колхоза Сергея Самойлова люди знают, как человека хозяйственного и ответственного... Тюлень - ресурс возобновляемый, если наладить промысел в районе Соловков и использовать поголовье рационально, населению Приморья только польза. Без работы русский мужик быстро спивается. Впрочем, поморские женки в селах от мужиков не отстают. Пьют и дети. И все от безысходности. Колхоз «Беломор» помогает чем может... Частным фермерам, тем что еще остались, закупает корма. Если надо транспортом - до того же Архангельска добраться. Вот только скоро помогать будет не на что... Квота на вылов трески и пикши сокращается год от года. Зарплата рыбака тоже. Тот небольшой объем, что удается выловить, перерабатывается в море, не доходя до берега. Получается, что возобновление добычи тюленя для населения Беломорья - это вопрос элементарного выживания. Речь тут уже не о культуре и традиционном укладе... Но у любой медали как известно две стороны...Председатель Беломора - яркий представитель изрядно поредевшего за последние пять лет движения за поморскую самостийность. Находка для норвежских конкистадоров. Пик «поморизации», а вернее «норманизации» экономики, культуры и политики той части Русского Севера, которую мы называем Архангельская область, приходится на начало 2000-х. Когда в 2002 г. жителям Архангельской области предлагалось выбрать русские они или поморы, разве что худрук молодежного театра Виктор Панов всюду говорил свое твердое «Нет» ... Да покойный профессор Дмитрий Несанелинес убеждал местную элиту, что будущее России зависит, в первую очередь, от самочувствия русского народа... И рвать его на части - никак нельзя. Полевой исследователь - этнограф, он прекрасно понимал, чем отличается народ, от искусственно созданной, под видом народности, субкультуры.

http://ruskline.ru/analitika/2018/07/06/...

Ты пишешь далее: «На церковном кладбище находится могила митрополита Нестора (Анисимова), известного всем харбинцам». Да, именно тут, на патриаршей даче, поздно ночью, добравшись до Переделкино, чудо! нас встречал на пороге дома старец митрополит Нестор, только что освободившийся из мест исполнения наказаний (ГУЛАГА) и оба старца – наш владыка Никандр (Викторов) и владыка Нестор (Анисимов) обнялись и не скрывали своих слёз, а мы все, глядя на них рыдали. владыка Нестор был близок нашей семье. Он рукополагал в сан диакона о. Симеона, чин хиротонии во епископа владыки Никандра совершал владыка Нестор тоже. В 1948 он был необоснованно обвинён, осуждён и увезен, пробыл в заключении более 8и лет, после чего оправдан, освобождён, реабилитирован за неимением состава преступления. Святейший Патриарх Алексий I пригласил его на свою дачу для отдыха после «тюряги» и всего пережитого. А я, Галя, прочитав твои «Заметки», мысленно перенеслась в то историческое для нас время, и нахлынули воспоминания. Как сейчас перед глазами эта дача – терем, бывшее имение бояр Колчиных. Вспоминаю, как было особенно снежно в ту пору года в Москве. Помню сугробы на дачном дворе были такие огромные, такие высокие, что нижняя часть окон была заметена снегом. И мне было так грустно, когда я глянула из своей комнаты в окно, так захотелось вслух пропеть эмигрантскую песню: «Занесло тебя снегом, Россия, Запушило седою пургой, И печальные ветры степные Панихиду поют над тобой!» И я, стоя у окна, отрешенно всматривалась вдаль, хотела что-то увидеть из своего будущего. Но мыслить я не могла, душа разрывалась на части, сердце сильно билось, слёзы застилали глаза от одной лишь мысли: «Куда приехали, зачем, к кому, почему?» … И все эти вопросы без ответов не давали мне покоя и наводили на меня страх и ужас за Лерочку, – что с ним будет? Почему-то в Харбине было ощущение радости, что едем «домой», а главное, не важно куда, лишь бы из Харбина вон, а когда вступили на родную землю то эта неизвестность и оторванность от чего-то привычного за много лет жизни в Китае пугала. Неизвестность лишала возможности многое увидеть и воспринять в Москве, как стоящего особого внимания, несмотря на то, что наши многочисленные родственники опекали, развлекали нас. Как-то ничто тогда не радовало, не веселило, всё было не мило. Пока владыка Нестор и о. Симеон не получили назначение на службу в Архангельскую епархию, в состав которой входили: Мурманская обл., Кольский полуостров, Коми Автономная СССР и Архангельская область, – огромная территория, равная Франции, и может быть больше. И вот, прожив в Архангельске более 5 лет, изучили нашу великую родину вдоль и поперёк, с севера на юг, с запада на восток. И вот сейчас, оглядываясь назад, я ни о чём не сожалею. Мы прожили свою жизнь, как в сказке. Сам Господь определил наш путь, и нашу судьбу, и нашу жизнь, за что только нужно благодарить Бога. За это время объехали всю нашу страну. Многое увидели, узнали и восхищались так же, как и ты теперь.

http://azbyka.ru/fiction/lyudi-i-sudby-v...

Губернский период В связи с проведением Екатериной II в 1775 году губернской реформы вся страна была разделена на наместничества. 2-3 наместничества объединялись под руководством генерал-губернатора (наместника). Вологодское наместничество, состоящее из областей Вологодской, Великоустюжской и Архангельской было учреждено 25 января 1780 года. В 1784 году Архангельская область была выделена в самостоятельное наместничество. В 1796 году Павел I ликвидировал наместничества, и все губернаторы стали подчиняться непосредственно императору и Сенату. В соответствии с Указом Сената Российской Империи «Об учреждении Вологодской губернии» от 31 декабря 1796 года и 27 ноября 1803 года Вологодская и Великоустюжская области были преобразованы в Вологодскую губернию. Большая часть городов современной Вологодской области была образована в период екатерининской административной реформы: Вытегра в 1773 г., Кириллов в 1776 г., Череповец в 1777 г., Грязовец, Кадников и Никольск в 1780 г. В ходе екатерининских реформ многие монастыри были упразднены, а храмы превращены в приходские. Это случилось и со всемирно известным теперь Ферапонтовым монастырем. Монастырская жизнь возобновилась в нем лишь в конце XIX в. трудами игуменьи Леушинского монастыря Таисии. Устройство Ново-Мариинской водной системы в кон. XVIII (1810 г.), позволившее сократить водный путь с Волги к Петербургу, привело к оживлению жизни и даже к образованию новых городов на стыке Новгородской и Вологодской губерний. Однако остальные территории Вологодской губернии продолжали тихое размеренное существование. Характерно, что некоторые уездные города (средняя численность населения в которых в XIX в., как правило, не превышала 2-4 тыс. чел.) не смогли реализовать сочиненные в конце XVIII в генеральные планы, т.к. просто не доросли до «прожектированных» размеров. Индустриальная революция второй половины XIX в. не коснулась Севера. Здесь до 1917 г. не возникло крупных промышленных центров. Даже в крупных городах Вологде и Великом Устюге численность населения в конце XIX в. была около 20-30 тыс. человек, и работало около двух десятков небольших заводиков. Былые местные производства (солеварение и железоделание) в XIX в. утратили свое значение и население городов повсеместно перешло на мелкую торговлю и обслуживание транспортных систем. В пореформенный период, и особенно начинал с 70-х годов XIX века, в Вологодской области выросли ремесла, в том числе кружевоплетение и ткачество, а также маслоделие — сотни небольших маслодельных заводов.

http://patriarchia.ru/db/text/258103.htm...

Избранное. Мои любимые храмы в Каталоге. По мнению автора t-mutant 1 Саратовская область. Балаково. Церковь Троицы Живоначальной 2 Рязанская область. Пёт. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы 3 Прочие страны. Амракиц. Церковь Николая Чудотворца 4 Самарская область. Чапаевск. Церковь Сергия Радонежского 5 Псковская область. Гвоздно (Наумовщина). Церковь Космы и Дамиана 6 г. Санкт-Петербург. Центральный район. Церковь Петра, митрополита Московского на бывшем Творожковском подворье 7 Иркутская область. Слюдянка. Церковь Николая Чудотворца 8 Волгоградская область. Дубовый Овраг. Церковь Никиты мученика 9 Тульская область. Ивановка. Церковь Сергия Радонежского на Куликовом поле 10 Республика Татарстан. Нижние Вязовые. Часовня в честь 300-летия дома Романовых 11 Украина, Харьковская область. Владимировка. Церковь Спаса Преображения в Натальевке 12 г. Москва. Якиманка. Марфо-Мариинская обитель милосердия. Собор Покрова Пресвятой Богородицы 13 Ярославская область. Ярославль. Церковь Иоанна Постника 14 Московская область. Ногинск. Церковь Захарии и Евдокии 15 Архангельская область. Исакогорка. Церковь Сергия Радонежского 16 Ленинградская область. Оять. Введено-Оятский женский монастырь. Церковь Богоявления Господня 17 Казахстан. Каскасу (Гавриловка). Церковь Всех Святых 18 Прочие страны. Байрамали. Церковь Алексия, митрополита Московского в бывшем Мургабском государевом имении 19 Липецкая область. Вешаловка. Церковь иконы Божией Матери " Знамение " 20 Липецкая область. Баловнево. Церковь Владимирской иконы Божией Матери 21 Московская область. Быково, село. Церковь Владимирской иконы Божией Матери 22 Рязанская область. Красная горка, усадьба. Серафимо-Саровский скит 23 Рязанская область. Гусь-Железный. Церковь Троицы Живоначальной 24 Республика Крым. Алушта. Церковь Всех Крымских святых и Феодора Стратилата 25 Липецкая область. Колодезское (Невежколодезное). Церковь Казанской иконы Божией Матери 26 Тульская область. Поповка (Рыхотка). Церковь Николая Чудотворца 27 Ленинградская область. Андрианово. Церковь Троицы Живоначальной

http://sobory.ru/best/?auth=14252

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010