В сфере древнерусской письменности рано обратила на себя внимание исследователей обширная область светских повестей и сказаний. И здесь самыми первыми опытами изучения рядом с классическим трудом Пыпина были исследования Буслаева. Памятники древнерусской письменности Буслаев изучал в тесной связи с произведениями древнерусского искусства. Это была любимая сфера его ученых трудов, и здесь он был опять не только пролагателем первых путей, но до конца остался и первым авторитетом. Эта научная область, можно сказать, и возникла у нас только благодаря трудам Буслаева, долгое время только им и держалась. Пока рядом с трудами Буслаева могут быть поставлены здесь только труды его «ученика» Н. П. Кондакова , которому он охотно уступил дорогу, а под конец и отдал пальму первенства. Монументальные труды Буслаева в области древнерусского искусства для нас особенно важны – насколько они открывают перед нами новые стороны памятников старой русской письменности, новые взаимные влияния и связи того или другого письменного произведения ту или другую черту его литературной истории и отношений. Масса относящихся сюда заметок, сближений, целых исследований разбросана во всех трудах Буслаева, нередко относясь не только к памятникам литературы древней, но и к области позднейшей. Нельзя не отметить трудов Буслаева и в области старой западноевропейской литературы, в то время, да отчасти и теперь, еще очень мало у нас известной. Таковы его превосходные исследования о Сиде, о Роланде, о странствующих повестях и сказаниях; специальный курс, читавшийся Буслаевым в течение трех лет, к сожалению, оставшийся почему-то ненапечатанным, о Данте, где захватывалась почти вся современная и даже более ранняя культура средних веков, и мн. др. Уже и из этого беглого обозрения нельзя не видеть громадного значения Буслаева в нашей исторической науке за последние 50 лет, в ее различных областях. В одном месте «Воспоминаний» знаменитый ученый, говоря о новых направлениях в русской науке и жалуясь, что по его годам ему уже не под силу идти в уровень с ними, скромно замечает о себе, обращаясь к своим ученикам и слушателям, которым посвящены «Воспоминания»: «Задаваться этим новым для меня делом не хватало уже моих сил.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Arha...

Целый ряд капитальных трудов Буслаева относится к области изучения древнерусской письменности. Его научные изыскания здесь отчасти, как мы видели сейчас, входили в область изучения уже памятников устной народной поэзии, но отчасти имели и совершенно самостоятельный характер, и в этом случае примыкали к трудам первых наших исследователей этой области – к трудам Востокова, Калайдовича, Строева, м. Евгения и др., – идя гораздо дальше, гораздо шире ставя вопросы историко-литературных изучений. Одной из главных задач наших первых исследователей письменной славяно-русской старины было – привести в известность дошедший наличный материал, разбросанный в различных книгохранилищах. Отсюда целый ряд «описаний» и изданий памятников древнерусской письменности, целый ряд специальных «описаний» библиотек и т. д. К этому направлению наших первых историко-литературных изучений примыкают два капитальных труда Буслаева: Палеографические и филологические материалы для истории письмен славянских (М., 1855) и знаменитая Историческая христоматия церковно-славянского и древнерусского языков (М., 1861). По отношению к древнерусской письменности изучения Буслаева, в связи с его изучениями памятников народного творчества, устной народной поэзии, особенно часто сосредоточивались в той области литературы, которая дотоле оставалась совершенно неизвестной, – в области произведений «отреченных», апокрифических. Это был особый, чрезвычайно обширный отдел нашей старой письменности, чаще всего переводный, но быстро климатизировавшийся, – отдел, запрещенный церковью, строго преследовавшийся многочисленными «индексами», и несмотря на то, едва ли не наиболее распространенный в книжной среде, в течение целого ряда веков питавший своей оригинальной, своеобразной поэзией и мысль, и чувство древнерусского грамотника... Влияние этой области старой письменности, при всех запрещениях, могучим потоком проникало и в произведения наших собственных церковных писателей, и в произведения такие строго церковные, как Прологи, Четьи-Минеи, многочисленные древнерусские анонимные «поучения св. отец», и в древнерусское искусство, не говорим уже про область устного народного творчества. Последнее под непосредственным влиянием этого рода письменности в значительной доле своей совершенно преобразовывается, выделяя из себя особый обширный, совершенно новый, отдел поэзии – духовные стихи. С научным изучением этой легендарно-апокрифической письменности вся картина нашей древней литературы совершенно менялась. Исследования Буслаева здесь тесно соприкасались с начавшимися скоро особенно важными изучениями Тихонравова, но первые пути сюда были указаны Буслаевым.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Arha...

Коляда и колядки: О чем поют колядки на Рождество Коляда, колядка — рождественская обрядовая песня, древнеславянский аналог западных рождественских гимнов. Откуда взялись христианские колядки — рассказала нам фольклорист и собиратель народных песен, руководитель фольклорного ансамбля Елена КРАСНОПЕВЦЕВА. 10 января, 2011 Коляда, колядка — рождественская обрядовая песня, древнеславянский аналог западных рождественских гимнов. Откуда взялись христианские колядки — рассказала нам фольклорист и собиратель народных песен, руководитель фольклорного ансамбля Елена КРАСНОПЕВЦЕВА. Коляда и Рождество Колядка — рождественская обрядовая песня, древнеславянский аналог западных рождественских гимнов. Колядки пели наши предки на главный зимний праздник вместо привычных теперь американской «Джингл беллс» или советской «В лесу родилась елочка». Изначально все колядки были языческими. Откуда взялись христианские колядки — рассказала нам фольклорист и собиратель народных песен, руководитель фольклорного ансамбля Елена КРАСНОПЕВЦЕВА. Иногда колядовщики переодевались в необычные костюмы: вывернутые наизнанку шубы, страшные маски. В Карпатах до сих пор можно увидеть такие процессии Колядуют все! Колядки — это обрядовые песни, часть так называемого календарного цикла — наиболее древней и устойчивой части русского фольклора. (На каждый из праздников русского календаря в народе полагались свои «сезонные» песни, употребление которых ограничивалось небольшим периодом праздника.) Все колядки условно можно разделить на «христославные» (рождественские) и «посевные» (языческие). Первые посвящены Рождеству Христа, это те колядки, к которым мы привыкли. Вторые, как правило, более архаичны, связаны с языческим культом плодородия. Их главное содержание — пожелания урожая и благополучия в новом году. Языческие колядки отражали зависимость от природных сил и, по сути, были обращением к ним, богам, отвечающим за урожай, — ведь жизнь средневекового крестьянина напрямую зависела от урожая. Само слово «Коляда» — это имя; так, по мнению многих исследователей, в славянском языческом пантеоне звали одну из богинь плодородия, праздник которой отмечался в день зимнего солнцестояния. Имя божества, к которому обращались колядующие в разных регионах, могло различаться: Таусень, Авсень, Виноградень. Исходя из традиционных припевов русских колядок, обычно повторяющих одно из этих имен, каждую колядку можно классифицировать по географическому признаку: Коляда — Курская область, Виноградие — Архангельская область и Русский Север, Таусень — Рязань. Исполнять колядки за пределами «новогоднего» обряда запрещалось.

http://pravmir.ru/kolyada-i-kolyadki-o-c...

Христианские миссионеры должны были поэтому с одинаковым почтением-относиться как к Константинопольской, так и к Римской церкви. В таком именно положении и находились славянские просветители во время своей деятельности в Моравии: и константинопольский патриарх, и римский папа как высшие представители христианской церкви для них должны были быть одинаково священны… Само собою разумеется, это нисколько не мешало римской церковной администрации иметь иной взгляд на моравскую проповедь свв. братьев. Зарождавшееся соперничество двух первосвященников заставляло каждого из них ревниво оберегать сферы своего влияния. Моравия, как заметили, давно уже в административном отношении представляла область Римской церкви; уже с начала IX столетия моравские славяне находились в ведении двух немецких архиепископий – Зальцбургской и Регенсбургской. Неожиданная деятельность здесь новых греческих проповедников, присланных из Константинополя, константинопольским патриархом, самый характер этой деятельности, весьма отличный от того, какой практиковался Римской церковью, – введение богослужения на народном языке, перевод на народный язык Св.Писания, необычайный успех ее в народе – все это не могло на самых первых же порах не смутить римского первосвященника. Он не мог не увидеть в этом прямой опасности выпустить из своих рук обширную область; соперничество с Византией должно было заставить его принять все меры, чтобы новые проповедники не сделались орудием окончательного присоединения Моравии к Востоку… Что касается до местного латинского духовенства в Моравии, оно, разумеется, должно было иметь свои личные счеты с греческими пришельцами. Славянские просветители именно и были для него только «пришельцами», которые явились в чужую область, стали вводить в ней неведомую «ересь», нашли себе многих учеников и последователей и быстро увлекли за собою народные массы, подорвав влияние на них их прежних латинских священников. Тотчас по прибытии, свв. братья занялись устройством Моравской церкви. Еще в Константинополе, собираясь в свой далекий путь, готовясь к новой деятельности в Моравии, св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Arha...

Где увидеть Северное сияние в России, когда ехать и как подготовиться к путешествию Где можно увидеть Аврору? 15 ноября, 2012 Где можно увидеть Аврору? Расскажем, как посмотреть на северное сияние. Что такое северное сияние? Северное (полярное) сияние — естественное свечение неба. Причина этого уникального природного явления кроется в столкновении заряженных частиц с атомами в верхних слоях атмосферы. Всполохи в небе бывают: Это — незабываемое восхитительное зрелище. Неудивительно, что не так давно стал популярен особый вид туризма в поиске северного сияния. «Поймать» прекрасную небесную люминесценцию не так-то просто. Появление северного сияния зависит от магнитной активности Солнца и спрогнозировать это явление удается не всегда. На Руси северное сияние называлось «пазори» от слов «заря» и «тревожить». В России есть несколько мест, где охотники за Северным сиянием могут осуществить свою мечту. Пожалуй, самое популярное место наблюдения за Авророй (это ещё одно название северного сияния) — Мурманская область. Увидеть северное сияние там можно не только с высоты Хибинских гор, куда не так легко добраться, но и отъехав подальше от Мурманска туда, где небо свободно от промышленных выбросов и искусственного освещения. Где можно увидеть северное сияние в России? Чаще всего туристы отправляются: Архангельская область — еще одно место в России, куда можно отправиться в надежде понаблюдать за небесным световым шоу. Конечно, в самом Архангельске северное сияние не будет хорошо просматриваться. Лучше поехать на север области. Например, в Северодвинск, где есть все шансы увидеть уникальное явление природы. Карелия — еще один российский регион, куда отправляются за Авророй туристы. Туристы могут отправиться в национальный парк «Паанаярви» или на берег Белого моря в карельскую деревню Нильмогуба. Полуостров Таймыр в Красноярском крае по мнению многих охотников за Северным сиянием — самое лучшее место для наблюдения за природным чудом. Если отправиться в один из самых северных населенных пунктов России — село Хатанга в декабре-январе, то с большой вероятностью вы достигнете своей цели. Полярная ночь в это время года длится 18-20 часов и, если вам повезет, вы увидите самые яркие всполохи в ночном небе.

http://pravmir.ru/gde-uvidet-severnoe-si...

В Архангельской области запретят продажу слабоалкогольных напитков Архангельск, 8 июня 2012 г. В Архангельском регионе будут введены дополнительные ограничения на продажу алкогольной продукции. Соответствующий проект постановления правительства области, разработанный правовым департаментом администрации губернатора совместно с областным министерством промышленности и торговли, был рассмотрен 5 июня на заседании регионального правительства, сообщают «Архангельские новости». «В настоящее время Архангельская область относится к группе регионов, где проблемы алкоголизации населения и алкогольной зависимости, в том числе среди молодежи, стоят достаточно остро, - подчеркнул директор правового департамента Игорь Андреечев . - Сегодня на каждого северянина по официальной статистике приходится в среднем 12,5 литра потребляемого алкоголя, что значительно больше среднего показателя по России. В регионе отмечается высокий уровень алкогольных психозов, растёт число преступлений, совершённых подростками в состоянии алкогольного опьянения. Злоупотребление спиртными напитками является одной из основных причин социальной деградации, которая выражается в росте преступности, насилия, сиротства, в ухудшении здоровья, росте инвалидности и случаев суицида». Одной из причин высокого уровня алкоголизма является доступность спиртных напитков. По сообщению РБК , Архангельская область стала первым регионом, где был введен запрет на продажу слабоалкогольных напитков. Введенные ограничения касаются в первую очередь таких напитков, как джин-тоник, " Водка-лимон " . При этом запрет не распространяется на крепкие алкогольные напитки, вина и шампанское. В настоящее время в соответствии с федеральным законом запрещено продавать алкоголь с 23:00 до 8:00 часов. Региональное правительство расширило эти рамки, прибавив по два часа в ту и другую сторону (соответственно, запрет будет действовать с 21:00 до 10:00). Введенные областной властью ограничения продажи алкогольной продукции вступят в силу поэтапно. Большинство установленных ограничений начнут действовать с 1 июля 2012 года.

http://pravoslavie.ru/54112.html

Разделы портала «Азбука веры» ( 15  голосов:  4.5 из  5) Глава двенадцатая Лагерь В августе я был переведен в Бутырскую тюрьму. 31 августа 1949 года мне была вручена копия «Постановления Особого Совещания при Министре Государственной Безопасности», состоявшего всего из двух строк: «Левитина Анатолия Эммануиловича, 1915 года рождения, за антисоветскую деятельность заключить в лагерь сроком на 10 лет». 3 октября я отправился в этапном вагоне в Архангельскую область, в Каргопольские лагеря, где было назначено мое пребывание. Перед этим два месяца в Бутырках. О Бутырской тюрьме я уже писал. Сидел я в ней три раза в жизни. И странно: у меня к этой тюрьме «влечение, род недуга». Вспоминаю о ней всегда с лирическим чувством. Может быть, потому, что в августе 1949 года это был отдых. Лубянка — карцер. С 6 часов утра до 10 часов вечера надо сидеть на табуретке, нельзя прилечь, нельзя облокотиться. Нельзя громко разговаривать. Периодические обыски. Не то Бутырки. Огромные камеры по 60—80 человек, светлые, просторные. Делай что хочешь. Хочешь спи, хочешь разговаривай, хочешь — читай (книг много, и библиотека там была приличная). Прогулка была во дворе (много зелени), — теперь в двориках (закутках) на крыше. Встретился там с интересными людьми. Горелик Соломон Савельевич, старый петербургский адвокат, социал-демократ. Живая история русского социал-демократического движения. Деятель кооперативного движения. После революции стал большевиком. Был директором Экономического института имени Плеханова в Питере. Последнее время не у дел. Говорили с ним без конца. Однажды устроили диспут о религии. Он вел спор вежливо и любезно с чисто парламентской учтивостью. Быстро, легко и изящно положил меня на обе лопатки. Было неприятно; но диспут этот был мне очень полезен; впервые я встретился с сильным эрудированным противником и осознал все свои слабые места. После диспута мы по-джентльменски обменялись рукопожатиями, и я ему искренне сказал «спасибо». Другой друг, которого я приобрел в Бутырках, — Александр Исаакович Рейнгольд, 25-летний молодой человек, студент Горного института в Питере, сын известного зиновьевца, который шел по процессу Зиновьева—Каменева в августе 1936 года и был расстрелян в числе шестнадцати участников процесса, совместно со своими лидерами.

http://azbyka.ru/fiction/ruk-tvoix-zhar-...

В России восточной были также воинские действия. Глеб Владимирович, убийца Князей Рязанских, хотел еще довершить свое гнусное злодеяние. Провидение спасло одного из сих Князей, Ингваря, сына Игорева, который господствовал в Старой Рязани и мог рано или поздно отмстить смерть братьев: наняв Половцев, Глеб шел осадить его столицу; но Ингварь победил варваров. Ненавидимый всеми добрыми Россиянами и самому себе ненавистный (обыкновенная мука злодеев!), Глеб бежал в степи, подобно древнему братоубийце Святополку гонимый Небесным гневом, и там в безумии скончал гнусную жизнь свою [в 1219 г.]. – Ингварь наследовал всю область Рязанскую и с дружиною великого Князя вторично разбил Половцев. Вероятно, что Камские Болгары издревле торговали с Чудским народом, обитавшим в Вологодской и Архангельской губернии: с неудовольствием видя новое господство Россиян в сих мирных странах, они хотели также быть завоевателями и – более обманом, нежели силою – взяли Устюг, неизвестно когда и кем основанный. Он имел прежде собственных Князей; стоял, как сказывают, на высокой горе, верстах в четырех от нынешнего, и назывался, по имени ее, Гледеном, а название устюжан произошло от устья реки Юга, сливающего там воды свои с рекою Сухоною. Жители – вероятно, смесь Россиян с Чудью – зависели от великого Князя Георгия и в особенности от Ростовского. Чтобы утвердиться в сем городе, Болгары в то же время старались овладеть берегами Унжи; но были отражены и скоро увидели войско Россиян в собственной земле своей. Брат Георгиев, Святослав, с сыновьями Муромских Князей и с сильным ополчением приплыл туда Волгою, вышел на берег ниже устья Камы и, для безопасности судов оставив стражу, приближился к городу Ошелу, укрепленному высоким дубовым тыном с двумя оплотами, между коими находился вал. Впереди шли люди с огнем и топорами; за ними стрелки и копейщики. Одни подсекли тын, другие зажгли оплоты; но сильный ветер дул им прямо в лицо: задыхаясь от густого дыма, воины Святославовы, ободренные речью Князя, приступили с другой стороны и зажгли город по ветру.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

     Безропотность. Нет, не думайте, что я ее уже достигла. Скорее, я поняла, что она необходима… Перед сном я пробираюсь сквозь заросли высокой травы, под низко нависшими кронами вишен, под тяжелыми ветками абрикоса — к нашему садовому душу. С ведром горячей воды (поскольку сам душ сегодня не грели и воду в бак не заливали) и фонариком. Фонарик лежит в душе на скамеечке. Желтый круг его света — на черной клеенке, из которой сделаны стенки душа. За забором бессонно мычит соседская корова. Наш пес облаивает очередного ежа, пришедшего покормиться из его миски. Ежи на его лай не обращают никакого внимания. Я пробираюсь назад — уже с пустым ведром и мокрым полотенцем. Окно настежь, и по утрам холодно. Птицы уже отпели и даже птенцов вывели. Встающее солнце озаряет зреющие вишни… Мама больна. Теперь у нее проблема еще и с прооперированным глазом — кажется, серьезная. Послезавтра поедем к хирургу, который ее оперировал. Молюсь другому хирургу — святителю Луке Крымскому. Я не поеду за границу. Не поеду в любимую Архангельскую область. С некоторых пор я не могу позволить себе прежние свои путешествия. Маловероятно, что я увижу еще раз Святую Землю. Может быть, когда-то потом-потом… В собственной старости. Сгребаю граблями состриженную накануне сухую полынь и укладываю ее на тачку. Потом лезу в погреб за картошкой и банкой варенья, стараясь не думать о других присутствующих в моей жизни невеселых или трудных обстоятельствах. Мне не нужен ропот. Он отнимает невероятно много сил. Посмотрите на бабочку, колотящуюся о стекло. Ропот — это, по сути, то же самое. Ропот не дает принимать каждую свою минуту такой, как она есть. И получать от этой минуты то, что можно от нее получить. Ропот уже заранее сообщает человеку, что от своего «сейчас» он ничего не получит, и что он, человек, несчастен. При ропоте невозможен или, по крайней мере, заторможен тот нормальный духовный процесс, который — не самим человеком придуман, а предусмотрен для него Богом. Этому процессу внешние обстоятельства — в том числе и горькие, и тяжелые — не мешают, напротив — содействуют. Это процесс обретения Бога на самом деле — нужно только успокоиться и довериться Ему. А ропот есть недоверие Богу.

http://pravoslavie.ru/94958.html

– Как говорит Игорь Анатольевич, соработники. — Да, у нас это называется синергия. Именно так и живём. Вот чем мы отличаемся от армии. Ротация есть, но она не обязательная, не каждые пять лет. А так – мы воинство Христово со своей дисциплиной, присягой и строгими порядками. – Сахалин достаточно суровая земля, Архангельская область тоже не отличается благоприятным климатом. Вот эта тяга к территориям, которые определённым вызовом являются и для здоровья, и для духа, она с чем у вас связана? — Знаете, здесь чище воздух. Вот приезжаю в Москву и начинаю жалеть москвичей. Думаю, Господи, они же мученики. Им тут завидует местная молодёжь и мечтает, как поехать в Москву, вот бы жить там, работать, иметь квартиру. Я оттуда приезжаю, как выжатый лимон. Там нет свободного времени, безумный ритм, дороги, пробки. Всё это изматывает и высасывает силы. Одним из показателей является то, что москвичи меньше готовят продуктов своими руками. Всё покупное. А здесь мы свободны. Здесь медленная жизнь, меньше расстройств, стрессов, меньше интриг. И жизнь здесь более правильная. Вот мы каждый раз утром просим Бога: «избави меня Господи от дьявольского поспешения». То есть плохо, когда человек искусственно спешит. Да, человек не должен быть резиной, тянучкой… – Северян называют замороженными. — Замороженными, да. Но когда человек искусственно себя подгоняет – это неправильно, а тем более в наших климатических условиях. Здесь люди живут не по принципу «семь раз отмерь», а по принципу «семьдесят раз». И один раз отрезают. Вот это нравится мне в северянах. Едешь по нашим деревням – Суре, Верколе… Встречаешь разных людей, слушаешь говор своеобразный, но такой красивый… – Часто ездите? — Приходится ездить, посещать приходы, храмы. Причём везде есть отличия. Вроде бы какие? Вот там окраина и здесь окраина, хотя правильнее говорить: начало земли русской. Здесь она начинается. Так же как на Сахалине – там мы просыпаемся первыми, у нас солнце встаёт у первых. Так же и здесь, здесь русская земля начинается. На Севере дольше растёт дерево, да, но оно крепче и ценнее, чем на юге.

http://pravoslavie.ru/99771.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010