М., 1902; Львов В. Н. Русская Лапландия и рус. лопари: Геогр. и этногр. очерк. М., 1903; Богословский М. М. Земское самоуправление на Рус. Севере в XVII в. М., 1909. 2 т.; Гебель Г. Ф. Наша Лапландия. СПб., 1909; Сиденснер А. К. Описание Мурманского побережья. СПб., 1909; Шмаков И. Н. Материалы для антропологии рус. лопарей: Дис. СПб., 1909; Голубцов Н. А. К истории разграничения России с Норвегией. Архангельск, 1910; он же. К истории г. Колы Архангельской губ. Архангельск, 1911; Мухин А. А. О Мурмане и Лопландии. Архангельск, 1910; Козмин К. В. Лапландия и лапландцы (из жизни Архангельского Севера). Архангельск, 1915; Алымов В. К. Лопари. М., 1930; Шаскольский И. П. О первоначальном названии Кольского п-ова//Изв. Всесоюз. геогр. об-ва. М., 1952. Т. 84. Вып. 2. С. 201-204; Дмитриев Н. А. Мурманская обл. в послевоенные годы. Мурманск, 1959; Румянцев Н. М. Разгром врага в Заполярье, 1941-1944. М., 1963; Народное хозяйство Мурманской обл. за 50 лет Советской власти. Мурманск, 1967; 30 лет народному подвигу/Сост.: А. И. Краснобаев. Мурманск, 1975; Киселев А. А., Климов Ю. Н. Мурман в дни революции и гражданской войны. Мурманск, 1977; Бойков В. Э. Кольский край: Цифры и факты. Мурманск, 1983; Дащинский С. Н., Ушаков И. Ф. Кола. Мурманск, 1983; Шумкин В. Я. Этногенез саамов (археол. аспект)//Происхождение саамов. М., 1991. С. 129-167; Белый Север в 1918-1920 гг.: Мемуары и док-ты. Архангельск, 1993. Вып. 1-2; Голдин В. И. Интервенция и антибольшевистское движение на Рус. Севере, 1918-1920. М., 1993; Подвигу в Заполярье - 50 лет: Тез. докл. конф. Мурманск, 1995; Ушаков И. Ф. Избр. произв. Мурманск, 1997. Т. 1: Кольская земля; он же. Кольский Север в досоветское время: Ист.-краевед. слов. Мурманск, 2001; Возгрин В. Е., Шаскольский И. П., Шрадер Т. А. Грамоты вел. кн. Василия III сборщикам дани в Лопской земле//ВИД. 1998. Т. 26. С. 126-135; 55 лет победы в Заполярье (1944-1999): Мат-лы обл. науч.-практ. краевед. конф. Мурманск, 2000; Адм.-террит. деление Мурманской обл. Мурманск, 2001; Митрофан (Баданин), иером.

http://pravenc.ru/text/Мурманской ...

Во Пскове была соборная поповская изба. Псковичи не мало тяготились зависимостью от новгородского владыки, но лишь с 1589 г. Псков получил особого епископа. С этого времени новгородская половина Гдовского уезда управлялась митрополитом новгородским, а псковская – епископами псковскими. В 1781 году, января 11 дня, именным указом императрицы Екатерины II, весь Гдовский уезд причислен к губернии и след. епархии с.-петербургской. Вот этот указ: «Уважая наместное положение, выгодность сообщения и другие обстоятельства, Мы признали полезным от Новгородского наместничества область Олонецкую и уезд Новоладожский, а от Псковского округа – Гдовский и Лугский уезды присоединить к С.-Петербургской губернии, составя сим оную в двух областях: С.-Петербургской и Олонецкой, из коих к первой принадлежать будут прежде учрежденные в сей губернии уезды да вновь причисляемые Гдовский, Лугский и Новоладожский, а вторая останется в своем настоящем положении». Указ этот был разослан святейшим синодом в том же году в подведомственные ему учреждения 15 . Во исполнение сего указа к с.-петербургской епархии были причислены от псковской епархии следующие церкви: 1) Гдовская соборная Дмитриевская; 2) гдовская Афанасьевская; 3) гдовская Пятницкая; 4) Ветвеницкая Петропавловская; 5) Петропавловская Куневского погоста; 6) Петропавловская погоста Рудницы; 7) Моцкая Георгиевская; 8) Озерская Покровская; 9) Ремядская Николаевская; 10) Кобыльегородищенская Архангельская; 11) Полновская Николаевская; 12) Гвозднинская Космодамиановская; 13) Мельницкая Архангельская; 14) Мыслогостицкая Николаевская; 15) Бельская Рождественская; 16) Кяровская Покровская; 17) Каменская Николаевская; 18) Павловская Воскресенская; 19) Доможирская Троицкая; 20) Ольгинская Николаевская; 21) Польская Николаевская; 22) Черновская Троицкая; 23) Сиженская Архангельская; 24) Руднинская Георгиевская; и 25) Вейнская Воскресенская. От новгородской же епархии отошли следующие церкви: 1) Быстреевская Николаевская; 2) Лосицкая Успенская; 3) Лядская Преображенская; 4) Прибужская Преображенская; 5) Щепецкая Михаилоархангельская; 6) Осьминская Георгиевская; 7) Доложская Архангельская; 8) Песейская Воскресенская; 9) Рельская Николаевская; 10) Ложголовская Георгиевская; 11) Пенинская Рождественская; 12) Старопольская Ильинская; 13) Дубягская Введенская; 14) Заянская Николаевская; 15) Ктинская Димитриевская; и 16) Бобровская Троицкая.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Архив Пн Объявлены победители конкурса «Православная инициатива — 2021» 2 августа 2021 г. 11:14 Сто проектов стали победителями Международного открытого грантового конкурса «Православная инициатива — 2021» . На рассмотрение экспертов поступила 671 заявка. По итогам конкурсного отбора грантовую поддержку получат 34 проекта по направлению «Образование и воспитание», 33 — по направлению «Культура», 18 — по направлению «Социальное служение», 15 — по направлению «Информационная деятельность». Для проектов, которые планируется реализовать в малых городах и селах, в рамках каждого проектного направления рассматривались не только локальные и инфраструктурные/системообразующие проекты, но также небольшие по масштабу начинания в специальной номинации. В числе победителей — 8 таких проектов. Больше всего заявок на конкурс 2021 года поступило от церковных организаций (273) и НКО (214). Сто пятьдесят одна заявка была подана государственными учреждениями, а коммерческие организации представили на суд жюри 33 проекта. Среди победителей — 40 начинаний, предложенных церковными организациями, 35 — госучреждениями, 20 — некоммерческими организациями и 5 — представителями коммерческого сектора. Из 72 регионов России наибольшую активность проявили: Москва (47 заявок); Нижегородская область (37); Ростовская область и Удмуртская Республика (по 31 заявке); Санкт-Петербург (30); Вологодская (22), Челябинская (21) области, Красноярский край (15); Республики Саха (Якутия) и Татарстан (по 14); Алтайский край, Белгородская, Кировская и Московская области, Хабаровский край (по 13); Архангельская, Свердловская, Тверская области, Краснодарский край (по 12); Омская, Оренбургская области (по 11); Мурманская и Саратовская области, Пермский край и Ставропольский край (по 10). Двадцать победителей представляют Москву, 8 — Нижегородскую область, 7 — Мурманскую область, по 6 — Республику Саха (Якутия) и Красноярский край, по 5 — Удмуртскую Республику и Архангельскую область, по 4 — Кировскую и Московскую области, по 3 — Республику Крым, Санкт-Петербург, Томскую и Ростовскую области, по 2 — Тверскую, Пензенскую, Челябинскую, Свердловскую области. Выиграли гранты по одной заявке из Республики Бурятия, Карачаево-Черкесская Республики, Республики Коми, Республики Марий Эл, Республики Татарстан, из Алтайского, Забайкальского, Краснодарского, Камчатского краев, Амурской, Воронежской, Курганской, Ленинградской, Омской, Псковской, Саратовской, Смоленской, Ульяновской областей.

http://patriarchia.ru/db/text/5833628.ht...

— Какие это были подарки и какие люди ? — Приносили разное: кто-то один, любовно запакованный пакет, кто-то огромные сумки по 40-50-т подарков сразу, заваливая всю комнату. Из удивительного: в этом году была самая разношерстная аудитория. Мамочки с детьми — многодетные, беременные, папы с детьми – ребенок на плечах, и папа с подарками в руках. Приходили бабулечки такого же возраста, как наши старики: услышали по радио и принесли, кто пакет, кто два. Пришли под руку, едва найдя силы, бабушка с дедушкой, и притащили огромную пачку памперсов. Приходили известные, обеспеченные люди, даже звезды, иногда просто подъезжала машина полная подарков с водителем: «Мне велели передать». Очень большой процент мужчин, которые приходили и просто протягивали пакет. Спрашиваешь: «Что там?» — «Ничего не знаю». – «Жена послала?». – «Ага!». Приходили целыми семьями. Дети из школ целыми классами собирали подарки. Многие сотрудники фирм, банков приняли участие. Даже знакомые вдруг встречались у нас, в пункте сбора подарков. Один раз пришла девушка и осталась помочь разложить подарки, и вдруг входит другая девушка из той же фирмы. Они удивленно встречаются глазами — не ожидали друг друга увидеть. Из смешных казусов. Мы запаковали и почти отправили куртку одной из девочек-волонтерш. А сегодня пришел очень грустный мужчина, который вчера принес много подарков, и рассказал, что там, вместе с подарками были балетки его жены. Лица на нем не было, а балетки наверно греют кого-то в Калуге теперь. И несли не только подарки, люди поняли, что нужны и просто необходимые вещи – памперсы, пеленки, средства гигиены, влажные салфетки. — В дни активного сбора комната для памперсов просто наполнялась целиком – такого никогда не было. И подарки все не просто собранные для галочки, а любовно упакованные, с бантиками, красивые. Кто-то даже приносил кроссворды, причем прикладывал ручку, чтобы бабушкам было удобно сразу начать отгадывать. — Многие подарки уже уехали? — Уже отвезли: в Брянскую область, Вязьму, Подмосковье, Тверскую область, Ржев, Вышний Волочок, Тульскую область, Калужскую область, Архангельскую область, Тамбов, Новгородскую область, Смоленск. В общем, многие наши подопечные в домах престарелых уже радуются и благодарят своих «внучек и внуков». Спасибо всем!

http://pravmir.ru/podarki-dlya-babushek-...

Это связано с ростом заболеваемости коронавирусом 16 сентября. ПРАВМИР. Показатели заболеваемости COVID-19 больше недели превышают 50 тысяч случаев в сутки, а сегодня приблизились к 60 тысячам 59 035 заболевших, сообщает Оперштаб. По этой причине регионы возвращают ограничительные меры, направленные на сдерживание распространения вируса. «Обязательное ношение масок в общественных местах ввели 11 регионов: Архангельская область, Белгородская область, Нижегородская область, Ульяновская область, Смоленская область, Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Тыва, Забайкальский край, Хабаровский край, Сахалин», — сообщили в ведомстве Ранее Роспотребнадзор рекомендовал вводить масочный режим в регионах, где уровень недельного показателя заболеваемости превысит 50 случаев на 100 тысяч населения. В регионах вводят ношение масок в общественных местах, в местах скопления людей, на транспорте и в закрытых помещениях (по месту работы или учебы). Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 19 марта, 2024 5 марта, 2024 1 марта, 2024 29 февраля, 2024 28 февраля, 2024 27 февраля, 2024 20 февраля, 2024 9 февраля, 2024 30 января, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе

http://pravmir.ru/obyazatelnoe-noshenie-...

«Постановлением ВЦИК РСФСР от 14 января 1929 г. был образован Северный край. В его состав входили Архангельская, Вологодская, Северо-Двинская губернии и Коми автономная область. Центром края стал Архангельск. Президиум ВЦИК РСФСР своим постановлением от 15 июля 1929 г. разделил Северный край на пять округов (Архангельский, Вологодский, Ненецкий, Няндомский, Северо-Двинский). Кроме того, в Северный край входила автономная Коми (Зырянская) область и острова Белого моря и Северного Ледовитого океана: Вайгач, Земля Франца-Иосифа, Колгуев, Матвеев, Новая Земля и Соловецкие острова. 5 декабря 1936 г. Северный край преобразовали в Северную область (из его состава выделили автономную область Коми, преобразованную в Коми АССР). 23 сентября 1937 г. постановлением ЦИК СССР Северная область была разделена на Архангельскую и Вологодскую. В 1930 г. Северный край был самым крупным регионом спецпоселений раскулаченных семей. Партийные и советские органы края проделали масштабную организационно-хозяйственную работу по приему, размещению раскулаченных семей и созданию для них разветвленной системы спецпоселений с соответствующей инфраструктурой. Для руководства этой многогранной работой в январе 1930 г. при крайкоме ВКП(б) была создана комиссия из трех человек под руководством секретаря крайкома партии С.А. Бергавинова. Комиссия крайкома 3 февраля 1930 г. разработала план временного расселения в крае «кулацких семей». Планом предусматривалось разместить в приспособленных помещениях Архангельска, Вологды, Котласа и Сольвычегодска 74 тысячи человек. В семи районах края намечалось построить 1360 бараков на 206 тысяч спецпереселенцев. План приема и расселения в крае спецпоселенцев пересматривался не менее десяти раз. Изменения в него вносили многие управления крайисполкома и хозяйственные руководители. Первоначальным планом намечалось вселить в край 75 тысяч раскулаченных семей, но после изучения обстановки в районах расселения эта цифра была скорректирована до 46 тысяч семей. Окончательный вариант плана приема и размещения спецпереселенцев был утвержден на заседании комиссии крайкома ВКП(б) 28 марта 1930 г. На строительство жилья и их обустройство планировалось использовать 79.370.437 рублей. Использовать труд спецпереселенцев намечалось на лесозаготовках и сплаве, в разработке недр и мелиорации, в строительстве, лесохимических и рыбно-зверобойных промыслах, в дорожном строительстве» (Лобченко Л.Н. Из истории спецпосёлков в Северном крае – Вестник архивиста, 2006, 4-5. – С. 137-156; (дата обращения: 12.01.2023).

http://ruskline.ru/analitika/2023/12/04/...

Также хочется отметить, что в журнале «Хоровое и регентское дело» неоднократно говорится, что хор Архангельского был организован в 1883 году, что противоречит общепринятому мнению о дате образования хора в 1880-м . Приведём цитату из журнала полностью: «Хор А. А. Архангельского (организовал в 1883 году), из 65 человек мужчин и женщин, поет в следующих 6 церквах... Как и многие петербургские хоры, он составлен главным образом из любителей, т. е. лиц, обеспеченных государственной или общественной службой, для которых пение является побочным занятием» . Подобная датировка встречается и в других местах. Для того чтобы понять, в чём причина такого расхождения, приведём слова самого Александра Андреевича: «Хор первоначально образовался в 1880 году. В хору [sic] было всего 16 человек, причём он выступал сперва в почтамтской церкви, затем в Пажеском корпусе и Технологическом институте. Концертная деятельность хора началась лишь 16 января 1883 года, когда он впервые появился на эстраде в зале кредитного общества». Мы видим, что обе даты имеют право на существование: в начале XX века юбилейные даты хора отсчитывались от 1883 года , но в современной истории музыки датой официального введения женских голосов в богослужебное пение считается всё же 1880 год. Женские голоса с 1880 года вводились с согласия церковных властей. Сначала они употреблялись одновременно с голосами мальчиков, а впоследствии полностью их вытеснили. Исключением были хоры, которые по соображению тембра и статуса сохраняли голоса мальчиков вплоть до самой революции 1917 года. Например, московский Синодальный хор, Придворная Певческая Капелла, московский хор Иванова, Чудовский хор и ряд других крупных частных хоров России; в них верхние голосовые партии исполнялись только певцами-мальчиками. Инициатива Архангельского сразу приобрела большую популярность. Это было связано с материальными и практическими трудностями при содержании мальчиков — неожиданный и быстрый перелом голоса (мутация) в подростковом возрасте делали их непригодными для пения, после мутации только часть могла вернуться в хор. В связи с этим процесс обучения мальчиков музыкальной грамоте и репертуару принимал бесконечную форму, что делало их содержание очень затратным. При использовании женских голосов таких проблем не существовало, стабильность и устойчивость состава значительно облегчали работу, поднимали качество звучания хора и давали возможность расширять репертуар .

http://bogoslov.ru/article/6174691

Закрыть itemscope itemtype="" > В Архангельске прошел пикет, направленный против пропаганды извращений 13.07.2015 333 На улице Чумбарова-Лучинского, перед зданием Центрального универмага собрались представители патриотических организаций города, чтобы сказать решительное «нет» попыткам «ползучей» легализации однополых «браков» и пропаганды нетрадиционных отношений среди молодежи, сообщил РНЛ наш автор Александр Тутов. Поводом к проведению акции послужило выступление члена Совета Федерации от Архангельской области Константина Добрынина , фактически призвавшего к закреплению в российском законодательстве т.н. принципа «не спрашивай – не говори», ранее принятого в США. Если российские законодатели поддержат подобный подход, это станет первым шагом к последующей легализации однополых «браков». Борьбу с пропагандой половой патологии сенатор назвал «дремучим гееборчеством». Выразить свой протест против позиции политика федерального уровня пришли представители Народного собора, Союза казаков, Народно-освободительного движения, ЛДПР. Как высказался один из участников акции, «поморам нужна треска, а не однополые браки». Российские же парламентарии, представляющие Архангельскую область, должны работать в ее интересах, а не заниматься саморекламой, тем более пытаясь протаскивать в массовое сознание, а затем и в законодательные нормы идеи, противоречащие традициям народов, населяющих Россию. Сегодня, отмечали опрошенные участники пикета, пропагандой нового Содома занимаются даже не сами «сексуальные меньшинства», а те деятели, кто отрабатывает иностранные гранты, направленные на продвижение сомнительной «толерантности». В Архангельске «голубое» лобби действует активно, до недавнего времени оно было представлено организацией «Ракурс». Последняя, после того, как была оштрафована за отказ регистрироваться в качестве иностранного агента, заявила о прекращении своей деятельности. Полиция реагировала на пикет, официально согласованный с мэрией города, максимально корректно. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " .

http://ruskline.ru/news_rl/2015/07/13/v_...

Но я не умею иначе, не умею заряжать «туфту... " ». Несмотря на неоднократные заявления о снятии добавочного срока, срок снят не был, и в начале Отечественной войны Владыка был отправлен из Олонии за 400 км в Архангельскую область в Онежские лагеря пешим этапом. Трудно даже представить, как истощенный, измученный узник смог выдержать такое непосильное путешествие. Впоследствии он вспоминал об этом: «Я вспоминаю бывшее со мной – 13 июля 1941 г. мне пришлось идти пешком около 400 километров из Олонии в Архангельскую область. Меня с детства приучили не пить сырой воды. А тут я рад был зачерпнуть горстью водички из лужи или из болота, и эта, хотя и грязная, но не ядовитая, вода... освежала меня и укрепляла. Соринки, травинки, водяную плесень я откидывал, а воду пил и без этой сырой и не совсем чистой воды едва ли бы дошел до цели». В результате тяжелого этапа и от голода Вл[адыка] Афанасий так ослабел, что в Онежских лагерях едва ходил с палочкой по бараку, думал, что не переживет, писал завещание. Но Господь помиловал. В Онежских лагерях Вл[адыка] Афанасий пробыл до 30.06.1942 г. (из них опять ½ мес[яца] сверх срока), после чего был направлен в бессрочную ссылку в Омскую область. Тут он в совхозе «Голышманово» пробыл 4 месяца ночным сторожем, после чего жил в г. Ишиме на квартире еще почти целый год. Господь давал ему передышку. «Хозяева мои старички очень хорошие. Старушка целый день хлопочет о еде... Вообще – благодарение Господу, – нынешнее обилие покрывает с избытком прошлогоднюю скудость». 7 ноября 1943 г. Владыка снова арестован. С ноября 1943 г. по июль 1944 г. он путешествует по тюрьмам (Ишимская, Омская, Московская Внутренняя, Лефортовская, Бутырская, Краснопресненская), после чего попадает в Сибирские лагеря. Здесь снова направлен на физические работы. Сначала три месяца на полевых работах – уборке урожая, потом два года ассенизатором до 30 августа 1946 г. Только Ишимская передышка, вероятно, позволила ему вытерпеть еще и эти нагрузки, хотя он был уже очень слаб.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Няндомская Основана в 1929 г. Именование – по г. Няндома (Архангельская область). Вологодское викариатство. 16(29)01.1929 16(29)07.1931 Няндомская, обн. Основана в 1930 г. Именование – по г. Няндома (Архангельская область). Архангельское викариатство. Упразднена в 1931 г. 14(27)03.1930 29.01(11.02)1931 Николай Смирнов Овручская Основана ок. 1924 г. (?) Именование – по г. Овруч (Житомирская область УССР). Житомирское викариатство. Возобновлена 09(22)07.1993 как самостоятельная (выделена из Житомирской епархии). Именовалась: Овручская; с 09(22)07.1993 – Овручская и Коростеньская. Викарная кафедра: Брусиловская. ( 09(22)07.1993 Одесская Основана 09.05.1837 (выделена из Екатеринославской епархии). Изначально именовалась Херсонской, но кафедра пребывала в Одессе. К новообразованной епархии были приписаны земли между рр. Буг и Днестр с уездами Одесскими, Тираспольским и Ананьевским, приписанные в 1812 г. к Кишиневской епархии. На вновь сформированную епархию был переведен опытный администратор – еп. Гавриил Розанов (б. Екатеринославский). Именовалась: Херсонская и Одесская; с 1853 г. – Херсонская и Таврическая; с 16.11.1859 – Херсонская и Одесская, паки; с 1946 г. – Одесская и Кировоградская; с 17(30)10.1947 – Херсонская и Одесская, в 3-й раз; с 27.08(09.09)1976 – Одесская и Херсонская; С 30.01(12.02)1991 – Одесская и Измаильская. Викарные кафедры: Одесская, Мелитопольская, Новомиргородская, Белгород-Днестровская, Кировоградская, Николаевская, Тираспольская, Ананьевская, Николаевская, Новомиргородская (?), Криворожская, Славянская. (Слисок иерархов составлен по месту реального нахождения их кафедры.) 09.05.1837 01.03.1848 Гавриил Розанов 01.03.1848 26.05.1857 11.06.1857 02.10.1874 02.10.1874 16.11.1875 16.11.1875 01.03.1877 25.04.1877 04.02.1882 Платон Городецкий 20.02.1882 14.11.1883 12.12.1883 27.12.1890 12.01.1891 09.06.1893 Сергий Ляпидевский 03.09.1893 26.03.1905 26.03.1905 03.02.1913 02.1913 22.12.1913 08.12.1913 09(22)02.1918 1920(?) 03(16)05.1921 01(14)06.1923 13(28)12.1923

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010