Глава Архангельской митрополии совершил Литургию в Новодвинском интернате для детей с нарушениями в развитии 3 мая 2018 г. 10:31 2 мая 2018 года, в день преполовения Пятидесятницы, празднование памяти блаженной Матроны Московской, митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил совершил Литургию в Новодвинском детском доме-интернате для детей с серьезными нарушениями в интеллектуальном развитии. Домовый храм учреждения в этот день отмечает престольный праздник — память святой блаженной Матроны. За богослужением молились подопечные интерната, директор заведения Наталья Несен, ее заместитель Анатолий Борисов, а также министр труда, занятости и социального развития Архангельской области Елена Молчанова. «Мне приятно видеть в этом храме и ребят, и тех, кто за ними ухаживает, — сказал митрополит Даниил в проповеди. — Страдающий человек и помогающий ему получают от Бога одинаковую награду. Блаженная Матрона, которую мы сегодня молитвенно вспоминали, была слепорожденной, не могла ходить, но усиленно молилась Богу, Он дал ей такие дары, что здоровые люди приходили к ней, говорили о своих несчастьях, и она утешала и помогала. Прозрение, исцеление и многие другие дары имела святая Матрона». Глава Архангельской митрополии отметил, что претерпевая земные страдания, люди стяжают небесные венцы: «Пребывающие здесь дети близки Богу. Их страдания временны, и Господь уготовал им великую награду. Несчастны не они, а те, которые родились красивыми, здоровыми, умными, но не стали жить по заповедям Божиим. А страдающие в этой жизни дети получат безграничные блага, счастье и радость». «Блаженная матушка Матрона тоже страдала, она не видела, не имела своего дома, близких родственников, — продолжил проповедь митрополит Даниил. — Но она всегда улыбалась, всегда была радостной, потому что с ней был Господь. Она видела духовным зрением больше, чем люди видят телесными глазами». Глава митрополии призвал верующих благодарить Бога за все, что происходит в жизни. «От человека требуется только одно — жить так, как повелел Господь. Весь тварный мир живет по законам Божиим, и лишь человек может восстать против своего Творца. Потому что Бог дал человеку дар свободы, но Господь промышляет и о нашем спасении. Одному Он дает здравие, а другому не дает, зная, что с этим здоровьем, красотой и умом человек, прожив жизнь, окажется после исхода не в райских обителях, а в совершенно другом месте. Когда человек не ропщет, принимая все, что случается с ним в жизни, а благодарит Бога, это приносит не просто прощение грехов, но и небесные венцы — радость, любовь, милосердие, сострадание к людям. Будем же помнить о том, что каждому из нас предстоит дать ответ перед Господом за прожитую жизнь!» — завершил проповедь митрополит Даниил.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

митрополит Феофилакт (Русанов) (1765–31.07.1821) митрополит Феофилакт (Русанов) Митрополит Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии. Именитый проповедник, переводчик, духовный писатель. Биография Родился в семье причетника Пабережского прихода Онежского округа Архангельской губернии. Первоначальное образование получил в Олонецкой духовной семинарии. В 1788 году поступил в Санкт-Петербургскую Александро-Невскую главную семинарию. В 1792 году окончил курс обучения и оставлен при семинарии учителем поэзии и риторики. В том же году пострижен в монашество. Был человеком высокообразованным, знатоком западноевропейской, в особенности французской, литературы, как светской, так и духовной. Её влияние очевидно в речах Феофилакта — проповедника-публициста рационалистически-полемического направления, как называл его биограф, профессор Санкт-Петербургской духовной академии И. А. Чистович. Его проповеди были адресованы скорее образованному петербургскому обществу, нежели простым верующим. По словам современников митрополит Феофилакт был, «живым, светским, образованным, блестящим проповедником». Он очаровал всё петербургское общество своими проповедями и знанием французского языка. В то же время это был честолюбивый человек. Он не чувствовал особого расположения к монашеству, к аскетическому образу жизни, но принял монашество из соображений карьеры. В то время все высшие места в церковной иерархии и в духовно-учебном мире занимали монашествующие. И в монашеском одеянии Феофилакт чувствовал себя довольно свободно. Он изящно одевался и даже применял некоторые приемы светского общества. Он имел большие связи и особенно был любим в дамском обществе. Любил блеск и пышность как дома, в одежде и обстановке, так и в храме, в богослужении и облачении. В 1793 году рукоположён во иеродиакона и исполнял обязанности катехизатора. В 1794 году рукоположён во иеромонаха, назначен законоучителем в греческий корпус (с 1796 года переименован в корпус чужестранных единоверцев). В 1795 году возведён в сан архимандрита и назначен настоятелем Зеленецкого Троицкого монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Rusa...

Митрополит, очень осторожный вообще, написал на журнале о репетициях: «Ввести их в виде опыта» 814 . Опыт, как кажется, будет неудачным, и именно благодаря разногласию профессоров, чем и пользуются студенты. С 18-го по 23-е октября я гостил в Москве; квартира моя была у ректора Московской семинарии архимандрита Парфения (Левицкого) 815 , моего приятеля еще по Академии Киевской (он выпускник 1884 года), а затем, в бытность его до каникул ректором Вифанской семинарии, мы еще более сдружились. 19-го, в воскресенье, я служил в семинарской церкви. Вся обстановка церкви мне очень понравилась; поют очень хорошо; можно наслаждаться общим пением. Выходит нечто грандиозное, величественное, трогательное. Если бы везде так пела масса семинаристов, то была бы впоследствии великая польза для народа. 20-го с митрополитом служил панихиду по Императору Александре III 816 в Архангельском соборе; 21-го, в день восшествия на престол Императора ныне царствующего 817 , вместе с митрополитом служил в Успенском соборе. 22-го имел служить в Казанском соборе тоже с митрополитом; но митрополит не мог служить по болезни, происходящей от бессонницы, – посему и я не служил. Молебен служил в семинарской церкви. За это время я был у митрополита раза четыре и раз обедал с ним одним только. Он был со мною чрезвычайно любезен, откровенен... т.е. таким, каким редко приходится бывать подобным ему высоким лицам. Я думаю, эта любезность и внимание из-за Новгорода, откуда меня насильно увели... Митрополит весьма определенно говорил о скором назначении меня ректором Академии; но что препятствием служило и теперь может замедлить – неимение инспектора вместо меня. Это, положим, правда отчасти; хотя можно найти исполняющего должность инспектора на время. Потом как будто оправдывался тем, что нет теперь архиерейского места для ректора. А между тем недавно сколько их было?! Вообще, митрополита теперь ловко объезжают и мнения его не спрашивают. Митрополит – уже дряхлый; в разговоре часто дремлет. При прощании подарил мне очень изящные четки.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

ПОСТАНОВИЛИ: 1. Сообщение принять к сведению. 2. Благодарить Предстоятеля Русской Православной Церкви за труды и принесенную архипастырям, пастырям, монашествующим и мирянам радость молитвенного общения. 3. Выразить признательность митрополиту Крутицкому и Коломенскому Ювеналию, управляющему делами Московской Патриархии митрополиту Саранскому и Мордовскому Варсонофию, митрополиту Красноярскому и Ачинскому Пантелеимону, митрополиту Владивостокскому и Приморскому Вениамину, митрополиту Нижегородскому и Арзамасскому Георгию, епископу Енисейскому и Норильскому Никодиму, епископу Находкинскому и Преображенскому Николаю, а также главе Республики Мордовия В.Д. Волкову, губернатору Красноярского края Л.В. Кузнецову, губернатор Приморского края В.В. Миклушевскому, губернатору Нижегородской области В.П. Шанцеву за внимание и теплый прием, оказанные Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу и сопровождавшим его лицам.   ЖУРНАЛ 88 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о замещении вакантной кафедры Бежецкой епархии. Справка: Священный Синод в своем заседании от 27-28 декабря 2011 года (журнал 174) образовал в Тверской области Бежецкую епархию, избрав епископом Бежецким и Весьегонским клирика Тверской епархии игумена Филарета (Гусева). В заседании от 15-16 марта 2012 года (журнал 18) Священный Синод определил архимандриту Филарету (Гусеву) быть епископом Канским и Богучанским. ПОСТАНОВИЛИ: Епископом Бежецким и Весьегонским избрать игумена Филарета (Гаврина), клирика Тверской епархии. Место наречения и хиротонии игумена Филарета (Гаврина) во епископа, по возведении его в сан архимандрита, оставить на благоусмотрение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. — О чем и послать соответствующий указ.   ЖУРНАЛ 89 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о замещении вакантной кафедры Котласской епархии. Справка: Священный Синод в своем заседании от 27-28 декабря 2011 года (журнал 150) образовал в Архангельской области Котласскую епархию и поручил ее временное управление Преосвященному Архангельскому и Холмогорскому Даниилу.

http://patriarchia.ru/db/text/2507811.ht...

Социальное происхождение и положение певцов . Центральные хоры комплектовались из наиболее талантливых в муз. отношении людей, к-рых находили в различных районах и в разных слоях населения. Довольно часто патриарший хор восполняли детьми и родственниками певчих этих же хоров. В подьяки патриаршего хора с 1687/88 г. был принят сын подьякона Никиты Григорьева, Андрей, а с 1691/92 г.- его 2-й сын, Петр (РГАДА. Ф. 396. Оп. 2. 127. Л. 20; 143. Л. 15 об. и др.). По социальному происхождению все певцы, отцы к-рых также служили певчими дьяками и подьяками, могут рассматриваться как выходцы из служилых слоев населения. Примером пополнения центральных хоров представителями др. категорий служилых людей является зачисление в них певчих из местных профессиональных хоров. Архиерейские певчие дьяки и подьяки обычно сопровождали своего владыку в поездках в столицу, участвовали в торжественных богослужениях и обрядах вместе с государевыми певчими и П. п., поэтому лучшие из них становились известными патриарху, их вызывали для службы в патриаршем хоре. Так, летом 1655 г. был «прислан от Макария митрополита Новгородского» подьяк И. К. Шушерин, буд. крестовый дьяк царевен «больших», автор известного Жития патриарха Никона (РГАДА. Ф. 235. Оп. 2. 38. Л. 162). В марте 1680 г. в 6-ю станицу подьяков был зачислен подьяк Архангельского архиепископа Елисей Степанов; в февр. 1687 г. в ту же станицу - подьяк хора Нижегородского митрополита Петр Фёдоров; в марте 1689 г. в 1-ю станицу - подьяк Казанского митрополита Гаврила Родионов, а во 2-ю станицу - подьяк Холмогорского епископа Семен Матвеев; в 1695 г. «из дому» Тверского архиепископа в патриарший хор был взят подьяк Андрей Прохоров, «из дому» Крутицкого митрополита - Андрей Алексеев и т. д. (Там же. 99. Л. 19; 122. Л. 15; 129. Л. 13, 14; 156. Л. 276, 280). В авг. 1644 г. по указу патриарха подьяк Казанского митрополита Кондрат Иванов, «который взят был к Москве в подьяки и на Москве прослушиван, в подьяки не пригодился и отпущен назад в Казань» (Там же. 18. Л. 435 об.). Нередко попадали в государев и патриарший хоры и представители посадского населения. В 90-х гг. XVII в. в московском Китай-городе «у малого кружальца, что за харчевнями в переулке» располагался двор посадского человека Дмитрия Исаева, дети к-рого служили в подьяках ( Зерцалов. 1893. С. 25). Встречается большое количество указаний, что принимаемые в штат певцы по происхождению новгородцы, ростовцы, казанцы, суздальцы, псковичи, вологжане и т. д. (РГАДА. Ф. 235. Оп. 2. 34. Л. 223; 137. Л. 282; 152. Л. 13 об. и др.; Ф. 236. Оп. 1. 43. Л. 96 и др.; РИБ. Т. 23. Стб. 112, 190, 201, 253, 344, 446, 699). Нек-рые из них несомненно являлись посадскими людьми.

http://pravenc.ru/text/2579762.html

Но спустя два дня, когда бояре воеводы явились к митрополиту и сказали, что они хотят строить крепость на месте близ Софийского собора, митрополит смело отвечал, что «на том месте города (крепости) он ставить не даст, потому что та земля — его, софийская, и Архангельского и Никольского монастырей, и десятинной церкви под его митрополичьею паствою и он тех земель под город не поступается». Бояре коснулись самого чувствительного места для западнорусского духовенства — церковных имений, из-за которых оно вело непрестанную борьбу в течение столетий и перенесло столько скорбей, трудов и лишений. Бояре заметили митрополиту, что если он начнет бить челом государю, то государь пожалует ему взамен той земли иную. Митрополит отвечал, что «все земли у них поделены и по их правам отдать ему той земли под город нельзя». Когда же воеводы сказали, что, хотя он и не хочет отдать той земли под город, они по государеву указу начнут ставить там город, митрополит рассердился и произнес: «Если начнете на том месте ставить город, я начну с вами биться». Московским воеводам эти слова могли показаться страшным преступлением, но в Литве и во всей Малороссии они вовсе не имели такого смысла: там обыкновенно подобным образом отстаивались имения даже против королевских указов не только светскими, но и духовными владельцами. Такие сопротивления королевским грамотам и посланцам не раз оказывали сами киево-печерские иноки, а еще прежде и православные владыки, что мы видели в своем месте. Удивленные воеводы стали укорять митрополита, что он не имеет страха Божия, что прежде он был одной мысли с гетманом Хмельницким, а теперь под государевою рукою быть не хочет и желает добра королю, и митрополит еще более рассердился и будто бы произнес: «Гетман Хмельницкий посылал бить челом государю и поддался со всем запорожским войском под государеву руку, а он-де, митрополит, со всем Собором бить челом государю не посылал, и живет он с духовными людьми о себе, ни под чьею властию... Прежде был под королевскою властью, а вперед под чьею властью велит Бог ему быть, под тою и будет».

http://sedmitza.ru/lib/text/436170/

Иоанникий (Горский), архиепископ бывший архиепископ Холмский и Варшавский с 16.11.1875 01.03.1877 бывший архиепископ Донской и Новочеркасский с 25.04.1877 по 04.02.1882 митрополит Киевский и Галицкий бывший архиепископ Волынский и Житомирский (повторно) с 20.02.1882 14.11.1883 бывший епископ Уфимский и Мензелинский с 12.12.1883 архиепископ с 20.03.1886 27.12.1890 бывший архиепископ Кишинёвский и Хотинский с 12.01.1891 по 09.08.1893 митрополит Московский и Коломенский; 11.02.1898 Викарии Херсонской епархии Одесские епископы С 4 апреля 1853 года Имена Сведения Поликарп (Радкевич), епископ рукоположен с 05.07.1853 по 12.07.1858; (с 24.03.1857 по 30.09.1857 – начальник Русской миссии в Иерусалиме) епископ Орловский и Севский Антоний (Смолин), епископ рукоположен с 21.09.1858 по 16.11.1859 переименован епископ Новомиргородский, викарий Херсонской епархии Новомиргородские (Миргородские) епископы С 16 ноября 1859 года Имена Сведения Антоний (Смолин), епископ бывший епископ Одесский, викарий Херсонской епархии с 16.11.1859 по 09.11.1862 епископ Пензенский и Саранский рукоположен с 13.03.1863 по 12.11.1871 епископ Туркестанский и Ташкентский Нафанаил (Соборов), епископ рукоположен с 15.08.1872 по 23.05.1879 епископ Архангельский и Холмогорский Израиль (Никулицкий), епископ рукоположен с 08.07.1879 по 08.01.1883 епископ Острожский, викарий Волынской епархии; 23.04.1894 Далмат (Долгополов), епископ рукоположен с 10.04.1883 23.12.1883 Николай (Заркевич), епископ рукоположен с 10.06.1884 07.06.1885 бывший епископ Михайловский, викарий Рязанской епархии с 10.08.1885 по 16.12.1889 епископ Тобольский и Сибирский; 26.09.1903 Николай (Адоратский), епископ рукоположен с 11.03.1890 по 08.06.1891 епископ Алеутский и Аляскинский; 1896 Мемнон (Вишневский), епископ бывший епископ Елизавет градский, викарий Херсонской епархии с 07.09.1891 по 03.05.1903 епископ Елизаветградский, викарий Херсонской епархии; 06.11.1903 Елизаветградские епископы С 26 января 1880 года Имена Сведения Неофит (Неводчиков), епископ

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Новости 18 октября, 2011 Начинают дежурство 36 священников телефонной справочной службы " Милосердие " У многих нецерковных людей есть некий барьер в общении со священником, и они откладывают свой первый разговор или исповедь на годы, — рассказывает отец Андрей. — Общение со священнослужителями по телефону — шаг навстречу таким людям. По телефону легче быть откровенным. 18 октября, 2011 Единых правил для церквей и мечетей Египта пока не существует Христианско-мусульманский комитет с участием духовенства и интеллигенции в воскресенье обсудил проект единых условий для строительства молитвенных домов. 18 октября, 2011 Грузинский митрополит занимается с детьми анимацией «Я познакомилась с Митрополитом Исаией на анимационном фестивале в городе Суздале. И оказалось, что, он мой коллега по первому своему образованию. Митрополит приехал на фестиваль за… мультфильмами. По приезде на родину он показывал анимационные фильмы, чтобы порадовать детей из бедных грузинских деревень» 17 октября, 2011 Выставка против абортов открывается в Архангельске У меня в практике был случай, когда женщина после пяти абортов родила на удивление здорового ребенка. Был только один легко устранимый недостаток: кожа на пальчиках малыша срослась. Но мать отказалась от ребенка в роддоме, сказав, что он некрасивый! Это свидетельствует о том, что женщина после многочисленных абортов теряет способность любить, воспитывать детей 17 октября, 2011 Фильм " Жара " выходит на телеканале " Культура " В числе героев фильма - знаменитый русский филолог и историк культуры Сергей Аверинцев, профессор-геолог Глеб Каледа, ставший тайным священником, протоиерей Александр Мень, митрополит Антоний Сурожский, пианистка Мария Юдина, экуменист Сандр Рига. Речь пойдет и об их окружении, о тех людях, которые через них приходили к вере, сообщает сайт телеканала. 17 октября, 2011 Студенты факультета социальных наук ПСТГУ совершили образовательное паломничество на Святую Землю «Цель этой поездки не только паломническая, но и образовательная, - отмечает декан факультета социальных наук ПСТГУ, профессор Игорь Павлович Рязанцев. – Наши студенты познакомились с археологическими и библейскими находками последних лет, побывали на лекциях известных ученых по вопросам Нового и Ветхого Завета».

http://pravmir.ru/category/news/page/527...

— Наша модель по сравнению со светской действует по прямо противоположному принципу. Если рассматривать Архангельскую область, то в светской вертикали главный населенный пункт, на котором все замыкается — это столица Поморья. В районах власти в разы меньше. А здесь мы создаем самостоятельные епархии. Митрополит, в отличие от чиновника, не отдает приказы. Это координатор, а не командир, который в первую очередь помогает и советует. Тем самым мы придаем новый статус, большую самостоятельность нашим окраинам. Один светский чиновник мне как-то сказал: «Вы пошли на то, на что мы не можем пойти. Если мы дадим слишком много власти районам, у нас начнут слабеть областные города. А вы можете это сделать». Патриарх Кирилл дал большую степень самостоятельности и митрополиям. Он сказал нам следующее: «Ищите себе сами епископов». Им, конечно, легче в Москве найти достойных кандидатов на эту должность, но они не вмешиваются. Потому что это может создать некий дисбаланс. Кто-то будет говорить, что таким образом Патриарх усиливает свое влияние на территории. А когда ты сам выбираешь себе епископа, ты за него отвечаешь. Я уже не смогу прийти к Патриарху и сказать: «Ваше Святейшество, что-то у нас не получается с епископом диалога. Не выстраиваются отношения». Поскольку Святейший мне на это ответит: «Владыка, ты же сам его предлагал». Также во всех митрополиях будет создана новая структура — архиерейский совет. Его возглавит митрополит, и туда войдут все епископы. Это будет коллегиальный орган, задача которого — обсуждать важные для региона вопросы. Упор при этом делается не на право, а на любовь. — В митрополию сейчас входит три епархии: Архангельская , Котласская и Нарьян-Марская . В состав последней вошли земли Мезени и Лешуконского района, острова Новая Земля и Земля Франца Иосифа. С географической точки зрения, почему решили именно так провести границы? — Это было сделано для того, чтобы еще больше нас объединить. Нарьян-Марскому епископу проще добраться до этих земель, а они получат новый импульс для духовного и, возможно, социального развития. Неофициально мы нашу митрополию называем «Арктической». Государство сейчас взяло курс на развитие Арктики. А защита границ, развитие промышленности без духовной составляющей все равно будут неполными. Поэтому на нас лежит огромная ответственность.

http://patriarchia.ru/db/text/2060021.ht...

81. Письмо Митрополита Филарета об устройстве по Высочайшему повелению отопления в Московских Успенском и Архангельском соборах 60 2 Марта 1850 г. В Апреле 1849 г. Обер-Прокурор Св. Синода вошел со всеподданнейшим докладом следующего содержания: «Вашему Величеству угодно было предварительно одобрить мысль – сделать Московские Успенский и Архангельский соборы теплыми. Вследствие сего долгом почитаю ныне всеподданнейше представить, что как Высочайше учрежденная комиссия о построении в Москве храма во имя Христа Спасителя состоит из таких лиц, которых участие в сем деле необходимо, имеет опытнейшего по сей части архитектора Тона и располагает всеми потребными для такового предмета способами, то не благоволите ли Высочайше возложить на вышеупомянутую комиссию приведение упомянутого предположения в исполнение, с отнесением и нужных на сие издержек на счет сумм, в ее ведении находящихся, и с тем, чтобы распоряжения оной, касательно означенного предмета, происходили по сношению ее с Митрополитом Московским». На докладе этом Государь написал: «согласен, но прежде хочу видеть план и проект». Высочайшее повеление это было сообщено Преосвященному Филарету, который, после официального уведомления о получении указа, писал графу Протасову еще следующее: Сиятельнейший Граф, Милостивый Государь! Дело об устроении отопления Успенского и Архангельского соборов начинается. Полагаю полезным, чтобы Ваше Сиятельство рано имели сведение о ходе оного. Для усмотрения сего, препровождаю при сем список с отношения моего к г. Московскому Военному Генерал-Губернатору от 23 дня прошедшего Февраля 111 61 . Из оного Ваше Сиятельство изволите усмотреть, что мною обращено внимание на отношение предприемлемого дела к церковному удобству и к народному мнению. Что и сие последнее соображение не должно быть оставлено без внимания, сие некоторым образом получает уже подтверждение, как показывает прилагаемая при сем выписка 62 из письма от 22 Февраля, присланного по городской почте на имя одного из членов консистории. Нельзя определить, между многими ли распространены мысли, изложенные в письме; но нет сомнения, что сохранить святыню Успенского собора неприкосновенною, и древность сколь можно неизменною, есть общее желание, особенно в среднем и низшем классе народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010