—604— шее кандидатское сочинение преимущественно по описанию жизни и деятельности в Бозе почивших иерархов отечественной церкви». – 6) Положения о премии имени профессора И.Н. Корсунского § 3: «Премия присуждается Советом Академии ежегодно окончившему полный академический курс воспитаннику Академии, представившему отличное по своим достоинствам кандидатское сочинение по одному из следующих предметов, к области которых относится оставленные профессором И.Н. Корсунским научные труды: Священному Писанию Ветхого и Нового Завета, греческому языку и его словесности, русской церковной истории или русской библиографии». – 7) Правил о присуждении премий из процентов с капитала, пожертвованного Митрополитом Московским Макарием , утверждённых указом Святейшего Синода от 21 января 1885 года за 251, а) п. 7-й (в новой редакции, утверждённой указом Святейшего Синода от 12 июня 1898 г. за 2946): «Третья и четвёртая премии назначаются по окончании студентами академического курса в одно из заседаний сентябрьской трети тем из них, которыми поданы были все семестровые сочинения, назначенные им в течение трёх первых курсов, и из них более половины означено баллом 5, и нет ни одного, имеющего балл ниже 4»; б) п. 8-й: «В случае, если окажется более двух студентов одного курса, которых сочинения удовлетворяют изложенным в предыдущем § условиям, преимущество отдаётся тем, у кого сумма баллов на сочинениях больше; в случае же равенства преимущество отдаётся за сочинения позднейших курсов предпочтительно пред предшествующими». – 8) Из окончивших в минувшем 1912–1913 учебном году курс воспитанников Академии – а) лучшие семестровые сочинения за первые три курса представили: Андреев Фёдор (5, 5, 5-; 5-, 5+, 5; 5+, 5, 5+), Архангельский Алексей (5, 5-, 5; 4½, 5, 5+; 5, 5:5), иеромонах Иероним (Чернов) (5-, 5-, 4½, 5, 5-, 5; 5-; 5-, 5:5), Никольский Николай (5, 5-, 4+; 4+, 5, 5+; 5-, 5-, 5+), Кряжемский Александр, (4+, 5-, 5; 5, 5-, 5; 5, 4:5), Иванов Пётр, (5-, 5-, 5-; 4, 5-, 5; 5, 5, 412 ), Ремезов Александр, (5, 5-, 4½, 4½, 4+, 5-; 5, 4½, 5), а б) высшие отметки на проповедях имеют: Ремезов Александр (5, 5, 5, 5+), Архангельский Алексей (5, 5+, 5:5),

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В марте 1924 года епископа Луку арестовали и отправили под конвоем в Енисейскую область, в деревню Хая на реке Чуне. В июне он снова возвращается в Енисейск, но вскоре следует высылка в Туруханск, где Владыка служит, проповедует и оперирует. В январе 1925 года его высылают в Плахино - глухое место на Енисее за Полярным Кругом, в апреле переводят снова в Туруханск. По окончании ссылки Владыка возвращается в Ташкент, поселяется в домике на Учительской улице и служит в церкви Преподобного Сергия Радонежского. 6 мая 1930 году Владыку арестовывают по делу о смерти профессора медицинского факультета по кафедре физиологии Ивана Петровича Михайловского, застрелившегося в невменяемом состоянии. 15 мая 1931 года, после года тюремного заключения, был вынесен приговор (без суда): ссылка на три года в Архангельск. В 1931-1933 годах Владыка Лука живет в Архангельске, ведет амбулаторный прием больных. Вера Михайловна Вальнева, у которой он жил, лечила больных самодельными мазями из почвы - катаплазмами. Владыку заинтересовал новый метод лечения, и он применил его в условиях больницы, куда устроил на работу Веру Михайловну. И в последующие годы проводил многочисленные исследования в этой области. В ноябре 1933 года митрополит Сергий предложил Преосвященному Луке занять свободную епископскую кафедру. Однако предложение Владыка не принял. Пробыв недолго в Крыму, Владыка возвратился в Архангельск, где принимал больных, но не оперировал. Весной 1934 года Владыка Лука посещает Ташкент, затем переезжает в Андижан, оперирует, читает лекции. Здесь он заболевает лихорадкой папатачи, которая грозит потерей зрения, после неудачной операции он слепнет на один глаз. В этом же году, наконец, удается издать " Очерки гнойной хирургии " . Он совершает церковные службы и руководит отделением ташкентского Института неотложной помощи. 13 декабря 1937 года - новый арест. В тюрьме Владыку допрашивают конвейером (13 суток без сна), с требованием подписать протоколы. Он объявляет голодовку (18 суток), протоколов не подписывает. Следует новая высылка в Сибирь. С 1937 года по 1941-й Владыка жил в селе Большая Мурта Красноярской области.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/911/...

При столь благоприятно сложившихся условиях, при наличности и денежной силы, которую составляют разбогатевшие в Финляндии выходцы из Олонецкой и Архангельской Карелии, союзу беломорских карел за короткое время своего существования удалось достигнуть значительных результатов, которые, по свидетельству собрания членов общества по случаю его полугодовщины в конце января 1907 года в Таммерфорсе, состоят в следующем. Открыто в Беломорской Карелии до 5 нелегальных (передвижных) школ по проекту безрелигиозной программы Школьного Комитета Общества с введением в них специально изданного букваря на финском языке;. основано до 22-х финских читален и библиотек, которые щедро снабжают своими изданиями разные финско-лютеранские редакции и издательские союзы, констатирована заинтересованность задачами союза финского общества, путем организации разных национальных кружков и устройства ими благотворительных вечеров и собраний, поддерживающих союз и нравственно и материально, констатировано и пробуждение финско-национального чувства в Беломорской Карелии, где, по свидетельству одного из ораторов упомянутого собрания – «уже сотни карел понимают, что они – финны и принадлежат к Финляндии, что их страна часть Финляндии и они хотят присоединиться к свой матери и откуда шлют воззвания с жалобой на свою приниженность и забитость по вине Царя и его чиновников и с просьбой подать руку, помощи (Karjalaisten Pakitioita, 2, 1907 г.). установлена некоторая возможность к перенесению деятельности союза и в Олонецкую Карелию именно чрез финляндцев, осевших на Туломозерском заводе, от которых получено было союзом приветите. Тем же собранием были подняты и признаны подлежащими разрешению в ближайшее время вопросы об улучшении путей сообщения, ведущих из Финляндии в русскую Карелию, об открытии по соседству с Архангельской Карелией в городе Каяне карельского музея и библиотеки для собрания в них всех карельских древностей и книг известного направления, но особенно важными мероприятиями признаны Союзом – учреждение финских школ, распространение финляндской литературы, учреждение народных праздников, просвещение женщин.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

Съезд членов Православного Карельского Братства на Валааме 17–18 июня 1909 г. был созван, главным образом, для торжественной встречи и перенесения в карельские храмы св. икон, пожертвованных Братству неизвестными афонскими святогорцами. В видах идейного объединения на карельских торжествах на Валааме всех церковно-просветительных сил финляндской паствы архиепископом Сергием приурочены были к этому времени – собрание Братства св. Сергия и Германа и пастырское собрание представителей финляндского духовенства. Собралось на этот съезд не мало представителей духовенства и администрации Олонецкой и Архангельской епархий с епископами Никанором и Михеем. Приняли участие в торжестве встречи и перенесения Валаамских икон в Колать-Сельгу и Салму и многие из простецов – мирян, главным образом, православных карел Финляндской, Олонецкой и Архангельской епархий. Образовавшийся таким образом Валаамский съезд братчиков в своем общем собрании заслушав отчет о деятельности Православного Карельского Братства за 1,5года его существования, имел суждение по многим общего характера и частным вопросам, вызванным 1,5 годичною практикою братского дела. В частности, Валаамский съезд признал необходимым – 1) пересмотр братского устава c поручениемъ этого дела избранной общим собранием особой комиссии из представителей всех 3-х епархий; 2) сохранение должностей братских миссионеров и назначением на таковую должность для Финляндской епархии катехизатора иеродиакана Исаакия и предоставленим замещения должности братского миссионера в Олонецкой епархии Олонецкому Отделению Братства и 3) учреждение особой должности противолютеранского миссионера в Повенецком уезде, Олонецкой губернии; 4) возбуждение ходатайств пред Святейшим Синодом о разрешении всероссийского церковного сбора на благоустроение и постройку церквей и часовен в Карелии и пред Обер-Прокурором Святейшего Синода об исходатайствовании беспошлинного провоза братских изданий из Финляндии в Россию; 5) подтверждение пред Св. Синодом ходатайстве об улучшении материального положения духовенства карельских приходов и высказал пожелание; 6) сохранением в с. Паданах братской столовой для нищих и бедных учащихся местной церковно-приходской школы и 7) об издании Братством в ближайшее время на славянском и карельском языках 3000 экземпляров евангелия от Матфея и Шестопсалмия с исходатайствованием на это пособие от Св. Синода до 500 р. и на карельском языке катихизической беседы для обучения народа начаткам веры и службы Святителю Николаю; 8) о скорейшем введении преподования карельского языка в Олонецкой духовной семинарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

Православные верующие Архангельска всегда будут своими молитвами и посильными трудами стремиться сохранить духовное достояние нашего северного края и, несмотря на трудности, утверждать необходимость духовного возрождения, отметил архипастырь. По словам владыки Корнилия, к духовному возрождению призывают не только священнослужители, но и простые жители города Архангельска. «Мы знаем, какими многолюдными бывают крестные ходы в нашем городе. Ныне мы видим стремление людей создавать новые храмы, открывать православные школы и духовно-просветительские центры, с молитвой на устах совершать дела милосердия и благотворительности, развивать жизнь приходов. К нам регулярно поступают обращения с такими предложениями. Эти инициативы являются живым ростком нашего будущего, перспектива которого объясняется стремлением к созидательной жизни, к духовному и материальному благополучию жителей северного края. Наша встреча есть попытка внести свой вклад в важнейшее дело возрождения города. Ведь то доброе, что мы сделаем, будет свидетельствовать о нас перед Богом, перед нашими близкими и последующими поколениями», — сказал митрополит Корнилий. Главный архитектор Михаило-Архангельского кафедрального собора Дмитрий Яскорский доложил о строительных и проектных работах, которые продолжаются на объекте, а также коснулся перспектив эксплуатации главного храма области после завершения строительства. Отдельный блок вопросов был посвящен строительству новых храмов в разных районах города. Предваряя обсуждение, секретарь епархии протоиерей Валерий Суворов отметил, что в епархиальное управление поступают просьбы жителей областной столицы о возведении церквей на доступных для них территориях. По благословению митрополита Корнилия все просьбы рассматриваются и изыскиваются возможности для регистрации новых приходов и подготовки к строительству храмов. «Решение о строительстве храмов в наше время принимается не в связи с численностью населения, оно зависит от решения горожан иметь свой храм в шаговой доступности. Более того, со строительством храма люди связывают надежды посещения храма как духовно-просветительского, социального и культурного центра. Обычно при церквях действуют воскресные школы, клубы и кружки, православные социальные заведения, которые преображают духовную атмосферу всей окрестности, помогают в семейном воспитании, творческом развитии личности и патриотическом воспитании. При храмах всегда развиваются значимые инициативы», — сообщил отец Валерий.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

А. Архангельский , Кастальский, В. Л. Лирин , игум. Никифор (Кирзин)) версий песнопения ( Потёмкина. 2008. С. 24-29). Существуют также обработки напева Киево-Печерской лавры иером. Нафанаила (Бачкало) , А. С. Фатеева (см. в ст. Фатеевы ), «вятское» «Н. о.» А. П. Есаулова , симоновское, «церковного напева» прот. В. М. Металлова , знаменного распева П. Г. Чеснокова (Ор. 11, 4, 1905), Правдолюбова 1), закарпатского напева Трубачёва, болгарского распева (гласы 3, 8) архиеп. Ионафана (Елецких ; ныне митрополит). Кастальский использует демественный напев («Ныне отпущаеши» 1, «демеством», 1904), а также «мелодию по старой рукописи» («Ныне отпущаеши» 2, 1904). В совр. обиходе «Н. о.» может исполняться на 6-й глас. В изд. «Обиход церковного пения. Всенощное бдение». Неизменяемые песнопения. Осмогласие» (М., 2005. С. 91-93) помещены «Н. о.» киевского распева, а также киевского распева в обработке В. А. Бирюкова и киево-печерского напева . Сочинения XIX-XXI вв. на текст «Н. о.» представляют широкий диапазон различных форм и авторских стилей: от простых песнопений для церковного обихода до развернутых композиций концертного характера. К этому тексту обращались композиторы, работавшие в Придворной певческой капелле (прот. П. И. Турчанинов , А. Ф. Львов , Г. Я. Ломакин (2 сочинения)), композиторы петербургской школы 2-й пол. XIX - нач. XX в. (А. А. Копылов , М. А. Гольтисон (3 сочинения), прот. М. А. Лисицын (2 сочинения)), композиторы московской синодальной школы (А. Т. Гречанинов (соч. 34, 1904), Кастальский (3 сочинения), П. Г. Чесноков (3 сочинения), В. С. Калинников (1912), А. В. Никольский (Ор. 17. 2; Всенощное бдение. Ор. 26, 4), Н. C. Голованов (для муж. хора). С кон. XIX в. особую группу составляют композиции с соло, представляющим прямую речь Симеона Богоприимца. Их авторами являются Н. И. Соколов (тенор соло), А. А. Архангельский (тенор соло), Ф. Е. Степанов 3, баритон соло), Г. М. Давидовский (2 сочинения, тенор соло, альт и бас соло), Л. И. Ергичев (тенор соло), К. М.

http://pravenc.ru/text/2578003.html

Удалось восстановить жизнь достаточно известных людей после освобождения из заключения. Ведь обычно стандартные биографии в базах по репрессированным заканчиваются так: репрессирован, десять лет — и все. А многие из осужденных выдерживали этот срок, возвращались и жили дальше, проживали иногда долгую жизнь и участвовали в делах Церкви. И конечно же, мы связывались с епархиями и митрополиями других государств — Киргизии, Узбекистана, Таджикистана и Туркменистана, и там нам тоже помогали. Так совместными усилиями мы эту базу составили. Этот год добавил нового святого — И кто составил самый большой процент репрессированных? — Монахини, которые были осуждены в начале 1930-х годов и получили стандартный приговор — три года ссылки в Казахстан. Их около полутора тысяч. Большинство из них умирали, даже эту трехгодичную ссылку не выдерживая, потому что это был ад. А монахини в основном были пожилые. Их везли, как и всех остальных заключенных, в вагоне, предназначенном для скота, где только четыре стены и потолок. ­Ехали несколько суток, и десять процентов этапируемых умирали в пути. Кто выживал, тех выбрасывали либо в чистое поле, либо в какой-то маленький населенный пункт. Ни работы, ни зарплаты, никакого обеспечения. Живи как хочешь, на голой земле. Добрые люди кого-то приютили, а кто-то строил из коровьего помета укрытия и жил в них. Две трети умирали в первые же годы ссылки. Те, кто выживал, получали второй срок. Но как минимум треть из них возвратились из этих ссылок и продолжили жить церковной жизнью и в 1940-е, и в 1950-е годы. — Какие были сложности в уточнении биографических данных? — Нередко в биографиях осужденных встречается ошибка в приговоре. Написано, что три года ссылки в Казахстан. Начинаешь разбираться и выясняешь, что в итоге человек был сослан на Север, в Архангельск. В те годы нередко случалось, что приговор менялся с юга на север, как и наоборот. Человека приговаривают к ссылке в Казахстан, но казахстанская территория, предназначенная для заключенных, переполнена, и приговор переиначивали и отсылали в другое место, как правило, на Север — в Архангельск, в Мурманск.

http://patriarchia.ru/db/text/6093958.ht...

«Фактор Войно-Ясенецкого»: роль Святителя Луки в восстановлении церковной жизни в Красноярском крае в 1941–1943 гг.» – 10 мин 14. Начальник отделения сосудистой хирургии, заслуженный врач РФ, д.м.н., полковник м/с Малахов Юрий Станиславович; к.м.н., подполковник м/с Аверьянов Дмитрий Анатольевич; к.м.н. Иванов Алексей Викторович (Филиал 3 ГВКГ им. академика Н.Н. Бурденко) «Преимущества эндовенозной лазерной коагуляции при варикозной болезни» – 10 мин 15. Врач-нейрохирург Областной клинической больницы г. Архангельска Снигирев Андрей Леонидович; заведующий хирургическим отделением, к.м.н. Баринов Александр Николаевич (Архангельское региональное отде- ление Общества православных врачей России им. Святителя Луки (Войно-Ясенецкого), Областная клиническая больница г. Архангельска) «Позвоночно-спинномозговая травма в Архангельской области, клинико-статистический анализ» – 10 мин 16. Заведующий патологоанатомическим отделением ГВКГ им. академика Н.Н. Бурденко, д.м.н., полковник м/с запаса Бобин Александр Николаевич; заведующий патологоанатомическим отделением, подполковник м/с запаса Качер Виктор Владимирович; врач-патологоанатом, полковник м/с в отставке Черкашин Николай Иванович (Филиал 3 ГВКГ им. академика Н.Н. Бурденко) «Патологоанатомическая практика хирурга и ученого В.Ф. Войно-Ясенецкого. Мысли Святителя Луки о жизни после смерти» – 10 мин Видеообращение Митрополита Черкасского и Каневского Софрония (Украина) Демонстрация видеофильмов в фойе клуба 8.15 – 9.00 – Научно-документальный фильм «Профессор В.Ф. Войно- Ясенецкий: эвакогоспитали». Из цикла фильмов «На пути к Великой Победе» (реж. А.А. Муравьев, консультант А.Е. Яковлев. Тамбов – Москва. Русский исторический канал «365 дней ТВ». 2012. 26 мин) 12.00 – 12.30 – «Четвертая научно-практическая конференция «Духовное и врачебное наследие Святителя Луки (Войно-Ясенецкого)» (авторы: В.М. Мануйлов, В.В. Марчик, М.Я. Козовой, С.С. Шестопалов. Балашихинское телевидение, Филиал 3 ГВКГ им. академика Н.Н. Бурденко. 2013. 30 мин)

http://pravoslavie.ru/62018.html

     В марте 1924 года епископа Луку арестовали и отправили под конвоем в Енисейскую область, в деревню Хая на реке Чуне. В июне он снова возвращается в Енисейск, но вскоре следует высылка в Туруханск, где Владыка служит, проповедует и оперирует. В январе 1925 года его высылают в Плахино - глухое место на Енисее за Полярным Кругом, в апреле переводят снова в Туруханск.      По окончании ссылки Владыка возвращается в Ташкент, поселяется в домике на Учительской улице и служит в церкви Преподобного Сергия Радонежского.      6 мая 1930 году Владыку арестовывают по делу о смерти профессора медицинского факультета по кафедре физиологии Ивана Петровича Михайловского, застрелившегося в невменяемом состоянии. 15 мая 1931 года, после года тюремного заключения, был вынесен приговор (без суда): ссылка на три года в Архангельск.      В 1931-1933 годах Владыка Лука живет в Архангельске, ведет амбулаторный прием больных. Вера Михайловна Вальнева, у которой он жил, лечила больных самодельными мазями из почвы - катаплазмами. Владыку заинтересовал новый метод лечения, и он применил его в условиях больницы, куда устроил на работу Веру Михайловну. И в последующие годы проводил многочисленные исследования в этой области.      В ноябре 1933 года митрополит Сергий предложил Преосвященному Луке занять свободную епископскую кафедру. Однако предложение Владыка не принял.      Пробыв недолго в Крыму, Владыка возвратился в Архангельск, где принимал больных, но не оперировал.      Весной 1934 года Владыка Лука посещает Ташкент, затем переезжает в Андижан, оперирует, читает лекции. Здесь он заболевает лихорадкой папатачи, которая грозит потерей зрения, после неудачной операции он слепнет на один глаз. В этом же году, наконец, удается издать " Очерки гнойной хирургии " . Он совершает церковные службы и руководит отделением ташкентского Института неотложной помощи.      13 декабря 1937 года - новый арест. В тюрьме Владыку допрашивают конвейером (13 суток без сна), с требованием подписать протоколы. Он объявляет голодовку (18 суток), протоколов не подписывает. Следует новая высылка в Сибирь. С 1937 года по 1941-й Владыка жил в селе Большая Мурта Красноярской области.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/911/...

См.: Временные правила для Велебицкой двухклассной церковно-приходской школы с учительским при ней курсом и уроками сельско-хозяйственных ремесел.//Новгородские ЕВ, 1894. 24. С. 1234–1240; Георгиевский В. У гроба В. И. Шемякина.//Там же. С. 415–420; Луппов П. B. И. Шемякин.//Народное образование. 1916. Апрель. С. 412–414. О беседах В. И. Шемякина с епархиальными наблюдателями на выставке 1896 г. см.: Свящ. Н. Князев. Руководственные разъяснения по разным вопросам церковно-школьного благоустройства и в особенности по предмету ревизии церковных школ.//Тульские ЕВ. 1896. 20. C. 650–663. 88, 89, 90, 91, 93, 97, 105, 107, 108, 109 Шепилов Дмитрий Трофимович; (23 октября 1905 – 18 августа 1995) – советский партийный деятель. В 1952–1956 – главный редактор «Правды», в 1955–1956 и 1957 – секретарь ЦК КПСС, в 1956–1957 министр иностранных дел. 437 Шидловский Александр Федорович; (30 ноября 1863 – 1942). Окончил Николаевское кавалерийское училище. С 7 августа 1887 – корнет лейб-гвардии Уланского Его Величества полка, с 7 августа 1891 – поручик, с 30 августа 1892 – штабс-ротмисгр, 14 сентября 1898 прикомандирован к Пажескому корпусу на должность офицера-воспитателя, с 9 апреля 1900 – ротмистр. С 15 марта 1903 уволен от службы с чином полковника и мундиром. С 7 мая 1903 причислен к министерству юстиции с откомандированием для занятий в главном тюремном управлении (переименован в надворного советника со старшинством с 9 апреля 1900). С 12 июня 1904 – помощник, с 7 августа 1904 – и. д. Екатеринославского тюремного инспектора, утвержден 23 мая 1905; с 29 июля 1906 – Вятский вице-губернатор, с 26 февраля 1907 – Архангельский, с 27 августа 1911 – Олонецкий вице-губернатор. С 15 ноября – Олонецкий, с 17 января 1917 – Архангельский губернатор. Один из основателей Общества изучения Олонецкой губ. За библиографии «Петр Великий на Севере», «Шпицберген» и др., за географическую деятельность в Архангельской и Олонецкой губ. РГО присудило ему большую серебряную медаль им. П. П. Семенова (1914). Почетный мировой судья по Архангельской губернии, почетный член Архангельского Православного -Беломорского Карельского Братства, Архангельского общества изучения Русского Севера, Архангельской Археографической комиссии, действительный член Русского Географического общества, Историко-Родословного общества в Москве, Виленской и Вятской ученых археографических комиссий, Русского Библиологического общества. В 1919 – член совета комиссий КЕПС. Заведующий Северным отделом КЕПС (ок.1923). В 1926 – член комиссии по изучению Карело-Мурманского края РГО (образована в 1925, избран в бюро). В 1935 выслан из Ленинграда. Умер в Муроме.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010