24 Попов Иван Аникитич; (30 мая 1871 – 1934). Окончил Архангельскую ДС (1891) и С.-Петербургскую ДА (1895). С 21 марта 1895 – преподаватель русского языка в 3-м и 4-м классах, дидактики в 4-м и 5-м классах Архангельского ЕЖУ. Учитель Архангельской псаломщической учительской школы. С 3 июля 1897 – преподаватель философии Архангельской ДС. 25 июля 1901 определен священником Госпитальной церкви Архангельска с оставлением в должности преподавателя ДС и ЕЖУ С 1898 – член Архангельского уездного отделения Архангельского Епархиального Училищного Совета. Служил в военном лазарете Архангельска. 3 августа 1920 арестован по групповому делу «Союза духовенства и мирян». С 7 сентября 1920 – в заключении в Бутырской тюрьме. Протоиерей. Вновь арестован в 1923 в Архангельске, приговорен к 3(?) годам тюремного заключения. С 1923 – в заключении в Орловской тюрьме, в 1925 отправлен в ссылку на 3 года. В 1929 переехал в Ленинградскую обл., служил в храмах Лужского района. 68 Попов Иван Васильевич; (17 января 1867 – 8 февраля 1938). Окончил Смоленскую ДС (1888) и Московскую ДА (1892), магистрант. С 16 августа 1892 – профессорский стипендиат, с 1 июня 1897 – и. д. доцента, с 20 октября 1897 – доцент, с 7 августа 1898 – экстраординарный профессор кафедры патрологии Московской ДА. 3 сентября 1897 утв. магистром богословия («Естественный нравственный закон». Сергиев Посад, 1897). Май 1917 – доктор церковной истории («Личность и учение бл. Августина. Т. 1.4. 1. Личность бл. Августина. Ч. 2. Гносеология и онтология бл. Августина. СПб. 1916.). С 15 мая 1917 (утв. 29 июня) – ординарный профессор 1-й кафедры патрологии Московской ДА. 1903 – 30 ноября 1906 – редактор журнала «Богословский вестник». С 30 марта 1906 – приват-доцент кафедры истории церкви историко-филологического факультета Московского университета, затем профессор, читал до 1919. 20 марта 1921 избран в Правление Психологического общества при Московском университете. В декабре 1924 арестован, отправлен на 3 года на Соловки, после чего почти без перерыва находился в ссылках. Расстрелян в Енисейске.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

По возвращении в Архангельск епископ Лука был вызван в Москву, где в течение трех недель особоуполномоченный ОГПУ подолгу беседовал с ним под предлогом того, что ему поручено изучить дело епископа, так как начальство в Москве считает несостоятельным предъявленное ему обвинение. В действительности же лукавый совратитель человеческих душ исподволь изучал святителя, одновременно беспрестанно ему льстил и превозносил до небес как хирурга и, изучая его реакцию на похвалу, обещал предоставить ему хирургическую кафедру в Москве, как бы невзначай подводя к тому, что для этого надо отказаться от священнослужения. Медовые речи искусителя сладким ручейком вливались в сердце святителя и отравляли его своим ядом: пристрас­тие к хирургии под влиянием льстивых речей все более укреплялось, занятие хирургией стало казаться делом самым нужным и существенным, все менее хотелось от него отрываться; духовный сон все более сковывал и оплетал паутиной душу, — и он в конце концов написал влас­тям заявление: «Я не у дел как архиерей и состою на покое. При нынешних условиях не считаю возможным продолжать служение, и потому, если мой священный сан этому не препятствует, я хотел бы получить возможность работать по хирургии. Однако сана епископа я никогда не сниму». Святитель Лука со своими сыновьями. Начало 1930-х      Копию этого заявления он отправил замес­тителю Местоблюстителя митрополиту Сергию (Страгородскому). Однако епископа Луку после этого заявления не только не освободили, предоставив место хирурга, как он надеялся, но вернули в Архангельск, увеличив срок ссылки еще на полгода, предполагая усилением репрессий добиться снятия сана. Не зная, что предпринять, епископ Лука в растерянности написал митрополиту Арсению (Стадницкому) в Ташкент, советуясь с ним, но тот поддержал его решение на время оставить служение и заодно посоветовал ему вообще не возвращаться в Ташкент, чтобы и самому не сталкиваться с чересчур религиозно настроенным архиереем. Епископ Лука написал схиархиепископу Антонию (Абашидзе), жившему в Киеве, поведав ему о своих сомнениях в правильности своего решения заняться исключительно хирургией, — но и владыка Антоний, убаюкивая его совесть, ответил, что не видит в этом поступке зазорного.

http://pravoslavie.ru/94195.html

Сотрудник АРО НКВД : Следствием установлено, что Вы по возвращению из ссылки в 1934 году в июле месяце были митрополитом Страгородским Сергием посланы в город Арзамас с целью организации к-р церковно-фашистской террористической организации в Арзамасском районе, кроме того, Вам и Черноуцану А.М. давались от митрополита Сергия через его сестру Архангельскую установки об организации к-р церковно-фашистской террористической организации и о к-р работе в Арзамасском районе, дайте правдивые показания? Архиепископ Гурий : Никакой никогда установки я от митрополита Сергия не получал, а также через Архангельскую. Записано верно с моих слов, мне прочитано . В показаниях других лиц говорилось, что «бывший архиерей Гурий Степанов проводил организацию тайного монашества, для этой цели им устраивались на его квартире моления, на которых, мне известно, присутствовали монашки Антония, Геннадия, Антонина и др., но фамилии их я не знаю» . Мужественно вела себя на допросе 19 сентября 1937 года и племянница владыки Кочеткова Елизавета Ивановна: Вопрос следователя : Вы арестованы как участница к-р фашистской террористической организации в Арзамасском районе, прежде всего скажите, признаете ли вы себя виновной? Ответ Кочетковой : Виновной себя в участии к-р фашистской террористической организации не признаю. Вопрос : Вы лжете, следствием установлено, что вы состояли в к-р фашистской террористической организации в Арзамасском районе, руководимой Черноуцаном, и вели к-р деятельность, дайте Ваши правдивые показания? Ответ : Отрицаю, ни в какой к-р организации я не состояла, с Черноуцаном связи я не имею, хотя Степанов Гурий имел с ним связь. Я имею связь с Степановым Гурием. Но что они беседовали с Черноуцаном, я не знаю. К-р агитацией я не занималась. Вопрос : Расскажите, какую связь Вы имеете с митрополитом Страгородским Сергием? Ответ : Я Страгородского Сергия знаю лично, в 1931 году я в Синод заходила к Сергию по вопросу получения назначения на работу Степанова Гурия во Владимир священником. Степанов Гурий с Страгородским Сергием связь имел в момент проживания его в Москве по 1932 год, он входил к Страгородскому С. в Синод. Записано верно, мне прочитано. Кочеткова .

http://pravoslavie.ru/61450.html

В 1970-е советские обыватели (часто люди вполне устроенные) заскучали в социалистическом стаде. Иные ушли в религию. Но свой уход они старались обустроить наиболее комфортным образом, чтобы чаяние вечной жизни тихо дополняло моральный кодекс советского человека (и его сложившийся быт). Вот они-то, шагая в общем строю, в сладких мечтах и " уходили в сторону " , туда, где на самом деле нет ничего, одна советская нирвана. Конечно, герои " Жары " – это не советские обыватели, а вот авторское повествование ведется вполне с позиций образованщины. В свое время архиепископ Питирим (Нечаев, впоследствии митрополит), руководитель Издательского отдела МП, сказал об арестованном КГБ свящ. Дмитрии Дудко: " Сам нарвался " . В сопровождающих фильм интервью Архангельский сообщает, что о диссидентах нужно говорить отдельно, а в фильме он показывает тех, " кто не хотел быть диссидентами " . Именно тех, кто " не нарывался " . Смутные авторские намеки дают понять, что " не хотевшие быть " диссидентами были профессионалами своего дела, служа и Церкви и России. Без всякой " борьбы за права " , без ненужной конфронтации, почитая богоданную власть. Вот герой " Жары " о. Глеб Каледа, " абсолютно необъяснимое " , по Архангельскому, исключение в истории своего поколения. Большую часть жизни проработал научным работником – геологом. В 1972-м митрополитом Ярославским Иоанном (Вендландом) тайно рукоположен в священники. Об этом стало известно в 1990-м, когда стало " можно " . Зачем же тайно посвящался в сан священник Московской, не катакомбной, патриархии? При том что в православии священник поставляется обязательно к пастве, а не к делу. Паствы же у него практически не имелось, кроме членов собственной семьи да еще, может быть, одной-двух душ. Архангельский объясняет: из любви к науке! Каледа так чтил науку, что не хотел, став священником, лишиться любимой профессии. Дилемма совершено несостоятельная. Ведь он стал не аскетом-монахом, а священником, призвание которого в проповеди. Не имеем ли мы здесь дело с суррогатным христианством? Тем более что рукополагавший о. Глеба митрополит с конца 1940-х много лет служил в Европе, США, неизбежно пройдя через сито специфических проверок со стороны КГБ.

http://religare.ru/2_90016.html

С прибытием в Архангельск святителю вновь пришлось пройти через допросы, связанные в данном случае с беспрецедентной кампанией властей против православного духовенства по обвинению его в сопротивлении изъятию церковных ценностей. Будучи прикован к больничной койке в результате обострившейся во время этапирования в Архангельск болезни, Владыка Серафим вынужден был давать письменные показания, которые, конечно же, не могли устроить следователей ГПУ. «Живя в стороне от церковного управления и его распоряжений, – писал святитель, – я только издали наблюдал за событиями и не участвовал в вопросе об изъятии ценностей из храмов для помощи голодающему населению. Все написанное в современной печати по обвинению епископов и духовенства в несочувствии к пожертвованию церковных ценностей на народные нужды преисполняло мое сердце жестокой обидой и болью, ибо многолетний служебный опыт мой, близкое знакомство с духовенством и народом свидетельствовали мне, что в православной России не может быть верующего христианина, а тем более епископа или священника, дорожащего мертвыми ценностями и церковными украшениями, металлом и камнем более, чем живыми братьями и сестрами, страдающими от голода, умирающими от истощения и болезней» 130 . Во время архангельской ссылки митрополит Серафим проживал на Никольевском подворье в доме 57–8 на Набережной. С него была взята подписка: без разрешения ГПУ из Архангельска не отлучаться, являться в комендантскую часть 2 раза в не делю. 16 ноября 1922 г. ему было разрешено «ввиду болезненного состояния» являться на регистрацию раз в неделю. Лишенный архипастырской кафедры и томившийся в суровой северной ссылке, святитель Серафим продолжал сохранять отзывчивость архипастыря: он не только молился о своих многочисленных духовных чадах, но и наставлял их в своих письмах даже тогда, когда его собственные испытания и скорби казались невыносимыми. Так, в одном из своих писем духовному сыну Алексею Беляеву митрополит Серафим писал: «Все мы люди, и нельзя, чтобы житейское море не пенилось своими срамотами, грязь не всплывала бы наружу и этим не очищалась глубина целой стихии... Отойди умом и сердцем помыслами от зла, которое властвует над безблагодатными, и заботься об одном – хранить в себе, по вере, божественную благодать, через которую вселяется в нас Христос и Его мир... Учись внутренней молитве, чтобы она была незамечаема по твоей внешности и никого не смущала» 131 . Это обращение к духовному сыну звучит как отеческое наставление, основанное на жизненом опыте самого Владыки Серафима. «Внутренняя молитва , не заметная по внешности» –вот та сокровенная тайна его духовной жизни, позволявшая ему сохранять спокойствие в самых трудных испытаниях и служившая источником его мудрости и мужества.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Концерт Андрея Макаревича в поддержку музея архангельских новомучеников собрал 1,7 млн. рублей 1 октября, 2013. Новостная служба Артист исполнил авторские песни разных лет. В завершение вечера митрополит Даниил поблагодарил Андрея Макаревича за концерт. После выступления музыканту показали помещение бывшей 38-й школы, где будет расположен музей памяти Новомучеников и исповедников. Сейчас там идет капитальный ремонт. Также рок-музыкант побывал в одном из старейших храмов Архангельска — во имя Мартина исповедника. 1 октября. ПРАВМИР. Музыкант Андрей Макаревич дал в Архангельске благотворительный концерт в поддержку создания музея Новомучеников и исповедников Земли Архангельской. От продажи билетов было выручено 1,7 миллионов рублей, все они, за вычетом арендной платы, будут направлены на организацию музея, сообщает сайт епархии . Музыкант выступил в столице Поморья по приглашению митрополита Архангельского и Холмогорского Даниила. Выступление А.Макаревича прошло в форме живого диалога со зрителями. Андрей Вадимович рассказал о том, как возникла идея провести концерт. «Некоторое время назад я встретился в Москве с владыкой Даниилом. Он поделился мыслью о создании музея памяти. Мы живем во власти стереотипов: все знают о Соловецком лагере. Однако на Архангельской земле было расстреляно гораздо больше людей, чем на Соловках. С человеческой памятью сейчас происходит странная вещь: она становится короче и короче. Как только мы забываем историю, она начинает повторяться. В нашей истории есть страницы, возвращения которых я бы не хотел. Такие музеи должны служить напоминанием о том, что было», — отметил он. Артист исполнил авторские песни разных лет. В завершение вечера митрополит Даниил поблагодарил Андрея Макаревича за концерт. После выступления музыканту показали помещение бывшей 38-й школы, где будет расположен музей памяти Новомучеников и исповедников. Сейчас там идет капитальный ремонт. Также рок-музыкант побывал в одном из старейших храмов Архангельска — во имя Мартина исповедника.

http://pravmir.ru/koncert-andreya-makare...

22 марта 1922 г. епископ Иларион был арестован на квартире, где проживал (ул. Сретенка, д. 9, кв. 1), и до отправки в ссылку в Архангельский край содержался во Внутренней тюрьме ГПУ на Лубянке. 9 апреля 1922 г. начальник 6 отделения Секретного отдела ГПУ А.Рутковский оформил постановление об избрании меры пресечения. В заключении по «делу гр-на ТРОИЦКОГО Илариона Алексеевича» говорилось:… «Членом так называемого Синода и Высшего Церковного Совета не состоит, но исполняет отдельные поручения Патриарха и митрополита. Присутствует в патриаршем подворье, где принимает всевозможных ходаков и приезжающих по делам церкви посетителей. Ведя с ними деловые переговоры. Кроме того, ТРОИЦКИЙ числится епископом Верейским, где по существу должен находиться. Пребывание его в Москве объяснялось громадной пользой, которую он приносит церкви и правителю ея – Патриарху. После издания Тихоном воззвания о недопущении изъятия церковных ценностей Троицкий получил командировку в уезды Московской губернии. Цель поездки Троицким объясняется, как пострижение в монашество некоторых лиц, но по агентурным сведениям командировка носила характер инструктирования и разъяснения способов сопротивления изъятию. В среде высшего духовенства ТРОИЦКИЙ намечался на пост Московского митрополита. Основываясь на изложенном нахожу: ТРОИЦКОГО И. А. причастным к преступной монархической группировке, проводимой патриархом и митрополитом и посему полагаю: Выслать ТРОИЦКОГО, Илариона Алексеевича в Архангельскую губ. сроком на 1 год» 29 . 22 июня 1922 г. на судебном заседании Коллегии ГПУ было постановлено: «Выслать в Архангельскую губ. сроком на 1 г. по 7 июня 1923г.» 30 . 28 июня 1922 г. Политический Красный Крест обратился в ГПУ: «Г-н Иларион Алексеевич Троицкий (епископ Иларион) Постановлением Президиума ГПУ от 22/VI с. г. приговорен к высылке на жительство в Архангельск сроком на 1 год. Сестра ТРОИЦКОГО обратилась в Московский Политический Красный Крест с просьбой исходатайствовать в ГПУ разрешение на освобождение Илариона ТРОИЦКОГО на 5 дней для личных дел и приготовления к отъезду. Московский Политический Красный Крест просит удовлетворить ходатайство сестры ТРОИЦКОГО и освободить его до отъезда в Архангельск на 5 дней» 31 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

г) Сданный Его Высокопреосвященством с надписью: «20 авг. 1913. В Совет Академии» – указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода от 17 августа за 12840: «По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: телеграмму Архангельского из Сергиева Посада: «разрешите женатому держать экзамен Московскую академию. Ректор академии согласен. Обязуюсь принять священный сан после экзаменов». Приказали: В виду неимения в делах Святейшего Синода никаких сведений о личности Архангельского, Святейший Синод определяет: настоящее ходатайство отклонить; о чем послать Вашему Преосвященству указ, для объявления просителю через Императорскую Московскую духовную академию». д) Сданный Его Высокопреосвященством с надписью: «20 авг. 1913 г. В Совет Академии» – указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода от 17 августа за 12850: «По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: 1) прошение поручика 2-го Кронштадтского артиллерийского полка Георгия Вязигина, имеющего жену, о допущении его к приемным испытаниям для поступления в число студентов Импе- —434— раторской Московской духовной академии, с освобождением его от испытания по греческому языку, и 2) отзыв Преосвященного ректора Императорской Московской духовной академии, от 10 августа сего года 413. Приказали: Принимая во внимание искреннее желание поручика Вязигина, окончившего курс Михайловского артиллерийского училища, получить высшее богословское образование, Святейший Синод определяет: предоставить Исп. об. Обер-Прокурора испросить Высочайшее Его Императорского Величества соизволение на допущение поручика Вязигина, в изъятие из правил, к поверочным испытаниям для поступления в Императорскую Московскую духовную академию, с освобождением его от экзамена по греческому языку, и с обязательством, за время прохождения академического курса, сдать таковой экзамен и принять священный сан по усмотрении академическим начальством подготовленности Вязигина к принятию сего сана; о чем уведомить Ваше Преосвященство указом».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

     Еще в течение двух — трех месяцев всякий раз, когда я вспоминал о пережитом при чтении одиннадцатого Евангелия, я снова дрожал, и градом лились слезы из глаз.      Довольно скоро после моего возвращения из Ленинграда в Архангельск меня вызвал в Москву особоуполномоченный Коллегии ГПУ, и по приезде моем в Москву он в течение трех недель ежедневно беседовал со мною очень долго. Ему было поручено пересмотреть мое дело, так как, по его словам, в Ташкенте меня судили " меднолобые дураки " . Было понятно, что ему было поручено основательно изучить меня. В его словах было много лести, он всячески превозносил меня. Он обещал мне хирургическую кафедру в Москве, и было вполне понятно, что от меня хотят отказа от священнослужения.      Как я раньше говорил, перед вторым арестом я был уволен на покой Патриаршим Местоблюстителем митрополитом Сергием. Незаметно для меня, медовые речи особоуполномоченного отравляли ядом сердце мое, и со мною случилось тягчайшее несчастье и великий грех, ибо я написал такое заявление: " Я не у дел как архиерей и состою на покое. При нынешних условиях не считаю возможным продолжать служение, и потому, если мой священный сан этому не препятствует, я хотел бы получить возможность работать по хирургии. Однако сана епископа я никогда не сниму " .      Не понимаю, совсем не понимаю, как мог я так скоро забыть так глубоко потрясшее меня в Ленинграде повеление Самого Господа Иисуса Христа " Паси агнцы Моя... Паси овцы Моя... "      Только в том могу находить объяснение, что оторваться от хирургии мне было крайне трудно.      После моего заявления, копию которого я оставил митрополиту Сергию, меня не только не освободили досрочно, как это бывает с ссыльными, вызванными к особоуполномоченному, но вернули в Архангельск и прибавили еще полгода к сроку моей ссылки.      Только в конце 1933 года я был освобожден и уехал в Москву. Господу Богу было, конечно, известно, что я затеваю новый тяжко греховный шаг, и Он предупредил меня крушением поезда, которое, к сожалению, только напугало меня, но не образумило. В Москве первым делом явился я в канцелярию Местоблюстителя, митрополита Сергия. Его секретарь спросил меня, не хочу ли я занять одну из свободных архиерейских кафедр. Оставленный Богом и лишенный разума, я углубил свой тяжкий грех непослушанием Христову повелению: Паси овцы Моя — страшным ответом: " Нет " .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/9...

Архангельский же Преосвященный еще до утверждения Святейшим Синодом устава Братства отказался признать его в установленной Святейшим Синодом редакции почему Архангельским Епархиальным Начальством для филиального отделения был выработан особый устав, которым Отделение Братства ставилось в более тесную зависимость от местных преосвященных и, кроме того, уничтожалось единство братской кассы. Однако Святейший Синод, не утвердив означенного проекта, предложить Архангельскому Епархиальному Начальству образовать особое Братство с друим найменованием. И Архангельский Преосвященный предпочел, иметь особое Братство, каковое и было открыто под именем Карельского Братства Архангела Михаила и существует по настоящее время. Отношение к Православному Карельскому Братству духовенства, администрации и общества Открытие Православного Карельского Братства горячо приветствовалось духовенством, особенно карельских приходов, и администрацией разных ведомств, и православно-русским обществом. Духовенство в большом числе вступило в состав Братства, и в силу родственной связи с его деятельностью задач Братства, и по своему положению, явилось в лице своих более видных представителей главным двигателем братскаго дела. Администрация разных ведомств, как, уже сказано выше, заявила свое сочувствие посильным содействием осуществлению его задач разными способами, не исключая и личного труда в широкой области братскаго дела. О степени сочувствия к новооткрытому Братству разных слоев православно-русского общества не только в Олонецкой и Финляндской епархиях, но далеко за пределами северной окраины, с достаточною убедительностью говорит число членов и сумма средств Братства, составившихся за короткий период его существования. По данным отчета Православного Карельского Братства охватывающего его деятельность за 1,5 года его существования (26 ноября 1907 г. 1-е июня 1909 г.) в его состав за это время, кроме попечителей и почетных членов 2 , вошло по записям Совета – пожизненных членов 114, действительных членов 376 и членов соревнователей 49, по записями Олонецкого Отделения – пожизненных членовъ 13, действительных 257 и членов соревнователей 34.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010