Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Архангел Михаил. Автор: Дмитрий Марков. 18 в. icons.pstgu.ru Икона Михаила Архангела 9 мин., 08.11.2023 Иконы Михаила Архангела отличаются разнообразием деталей и сюжетов. Ведь очень сложно вместить в одно изображение все наши знания и представления о том, кто возглавляет небесное воинство. Икона «Собор Архистратига Михаила» На наиболее распространенном варианте иконы «Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных» архангел предстает в окружении всех ангельских чинов. В центре композиции находится медальон с изображением Христа. Обычно его поддерживают высшие ангелы — серафимы и херувимы. Но на некоторых иконах его держат архангелы Михаил и Гавриил. Самая известная икона такого рода называется «Собор архангелов». Она относится ко второй половине XII века и происходит из Михаило-Архангельского монастыря в Великом Устюге. Собор Архангела Михаила. 15 в. Новгородский государственный объединенный музей-заповедник. icons. pstgu.ru Раз в году Церковь отмечает праздник, посвященный всем представителям ангельской иерархии. Когда сатана не пожелал слушаться Создателя, а захотел занять Его место, и был низвержен с Небес, именно Архангел Михаил собрал всех ангелов, сохранивших верность Богу, и призвал, видя падение сатаны, не следовать его примеру, а славить Господа и служить Ему. Поэтому именно он считается начальником над всеми ангельскими чинами. Принято считать, что небесное воинство имеет трехступенчатую иерархию. Ближе всего к людям в ней находятся восемь архангелов: Архистратиг Михаил, а также Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил, Иеремиил — и вместе с ними начала и ангелы. В середине небесной иерархии находятся господства, силы и власти. Высшие и наиболее приближенные к Богу — престолы, серафимы и херувимы. Каждый ангел несет свое послушание. А вместе все девять чинов воплощают и поддерживают мироустройство, задуманное Господом. Читайте также: 8 чудес Архангела Михаила

http://foma.ru/ikona-mihaila-arhangela.h...

Скачать epub pdf Собор святого архангела Гавриила 2122 Память 26 марта На другой день после Благовещения Пречистой Девы Богородицы Церковь издавна постановила иерусалимским уставом и уставом великой обители святого Саввы праздновать собор святого архангела Гавриила особым днем и песнопением, почитая сего радостного благовестника. И поистине, особого чествования достоин тот, кто послужил таинству нашего спасения, принес Пренепорочной Деве весть о воплощении Бога-Слова в пречистой утробе Ее. Если заслуженный посол и земного царя, принесший в какой-нибудь город царское милостивое слово, принят бывает всеми гражданами того города с особенною честью, то тем более должно почитать особым празднованием пречестнейшего посла Небесного Царя, величайшего Князя ангельского, пришедшего ко всему роду человеческому с премногомилостивейшим словом, возвещающим вечное наше спасение. И как велик сей посланник, который сам прежде открыл достоинство свое святому Захарии: «Я Гавриил, предстоящий перед Богом» ( Лк.1:19 ), т.е. стоящий ближе других ангелов к престолу Божию. Как в земном царстве приближеннейший к царю сановник, более осведомленный о тайнах царских, несравненно выше других сановников, более удаленных от царя, – подобно сему и в Царстве Небесном святые ангелы, ближе предстоящие пред Богом, яснее созерцающие тайны Божии, сияют большею честью и славою, чем другие ангелы низших чинов. Священное Писание повествует, что пред неприступною славою Божиею всегда предстоят семь ангелов высочайшего чина, начальствующих князей ангельских. В книге Товита пишется, что спутник юного Товии возвестил о себе, что он один из семи святых ангелов, предстоящих пред Богом. И святой Иоанн Богослов в книге Откровения своего воспоминает о сих семи начальствующих ангелах, говоря: «Благодать вам и мир от Того, Который есть и был и идет, и от семи духов, находящихся пред престолом Его» ( Откр.1:4 ). В числе сих семи считается и Гавриил, вторым по числу, а после Михаила первым. Все они по именам исчисляются так: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Посему, когда нужно было некогда открыть Даниилу пророку будущие события, то он слышал глас: «Гаврииле, скажи видение оному» (Дан. 8:16). Имея в виду таковое служение Гавриила, Святая Церковь изображает его иногда с райской ветвью в руке, которая принесена им была Богоматери, а иногда с фонарем в правой руке, внутри коего горит свеча, а в левой — зерцало из ясписа. Изображается с зерцалом -поелику Гавриил есть вестник судеб Божиих о спасении рода человеческого; изображается со свечою в фонаре, поелику судьбы Божий бывают сокрыты до времени исполнения их и, по самом исполнении, постигаются только теми, кои неуклонно смотрят в зерцало слова Божия и своей совести. Таким образом, если кому, то носящим имя Гавриила прилична та вера Божия, для коей, по слову Самого Спасителя, нет ничего невозможного (Мк. 9:23); и если от кого, то от них должно быть как можно далее наказание, которое за скудость веры принужден был некогда наложить сей Архангел на отца Предтечи (Лк. 1:20). Четвертого Архангела изображают с мечом, обращенным против персей, а в шуйце с пламенем, ниспускающимся долу; а имя его Уриил, то есть свет или огнь Божий. Как Ангел света, он просвещает умы людей откровением истин, для них полезных; как Ангел огня Божественного, он воспламеняет сердца любовью к Богу и потребляет в них нечистые привязанности земные. Итак, это ваш Архангел, люди, посвятившие себя наукам! Как отрадно должно быть для вас знать, что ночные бдения и труды ваши над собранием познаний освещаются не одним стихийным мерцанием от лампады, а и светом от пламенника Архангела. И вот, конечно, источник многих истинно полезных и великих открытий в области наук! Тех открытий, о коих сами сделавшие их замечают, что они приходили на ум внезапно, как бы по откровению свыше. Удивительно ли приходить внезапным озарениям свыше, когда есть особый Архангел света и познаний? Чего, однако же, можно ожидать от сего премирного наставника? Откровения тайн природы, превышающих наш разум и наши нужды? Предвозвещения будущих событий или чего-либо подобного? Нет, это дело не Архангела.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3220...

Кроме видимого мира есть еще мир невидимый. Сей невидимый мир сотворен Богом прежде видимого. Невидимый мир составляют так называемые ангелы, т. е. существа духовные или бестелесные, подобно Самому Богу, и одаренные умом, волей и могуществом. Все ангелы разделяются на девять чинов или степеней, а сии чины разделяются на три лика или иерархии. К первому лику принадлежат Серафимы, Херувимы и Престолы; ко второму: Господства, Силы и Власти; к третьему: Начала, Архангелы и Ангелы. Имя серафим значит пламенный, огненный: серафимы, как самые ближайшие к Богу, отличаются пламенной любовью к Нему и возбуждают в других такую любовь. Херувим значит разумение; херувимы называются многоочитыми, потому что обладают, великой мудростью, дают и другим такую мудрость. Престолы, – на них почивает Бог благодатно и непостижимо. Господства, – господствующие над другими ангелами. Силы, – чрез которых Господь творит чудеса. Власти, – имеющие большую власть над диаволом и охраняющие людей от его искушений. Начала, – начальствующие над ангелами и управляющие царствами и обществами человеческими. Архангелы – благовестники и провозвестники высших таин Божиих и утверждающие веру между людьми. Ангелы – вестники меньших таин Божиих, ближайшие к людям, их хранители. Ангелы суть ближайшие слуги Божии, они проповедуют величие Божие и возвещают волю Его людям. Они и хранители человеков, целых государств и селений их и каждого человека в частности. Они заботятся о хранении нас от бед и об укреплении нас в добродетели, внушают нам борьбу с злыми духами, помогают в этой борьбе, радуются, когда мы исполняем волю Божию и горько скорбят, когда мы прогневляем Бога своими грехами. Св. архистратиг Михаил почитается главным вождем небесных сил, что и значит с греческого самое слово архистратиг (т. е. военачальник). Когда сатана восстал против Господа и увлек за собой множество других духов, тогда он явился защитником славы Божией. Собрал прочих ангелов и удержал их в повиновении Богу. Сонм святых ангелов многочислен, но из писания и предания известны только следующие: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Салафиил, Иегудиил, Варахиил и Иеремиил.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Но остались еще и вне алтаря в средине церкви под куполом некоторые мозаические древние картины. На восточной к алтарю дуге выше иконостаса виден на золотом поле в дуге образ Спасителя; в юго-западном треугольнике между дугами под куполом цел также весь образ Евангелиста Марка, на северо-восточном треугольнике под куполом же половина образа Евангелиста Иоанна; прочие подписаны красками. Над дугой стоящая Божия Матерь; по дугам изображены были 40 мучеников, из коих уцелели только Лисимах, Худион, Иоанн, Нуколай, Акакий, Александр, Валерий, Вивиан, Крисп, Гий, Астий, Евноий, Аггий, Севериан, Леонтий; прочие подмалеваны красками. Но все дуги и столпы под куполом ясно сохраняют еще следы мозаики. По возобновлении купола в самом своде оного малярским искусством изображен Спаситель, благославляющий обеими руками и в облаке от него исходящий Дух Святый; ниже Его Архангел Михаил, держащий в одной руке меч, а в другой воинское знамя, против него архангел Гавриил, держащий ветвь лилейную; за Михаилом Рафаил с алавастром в руках, за Варахаил с цветами, Уриил со свечой зажженной, Селафиил с четками, Иегудиил с венцом. Между всеми сими архангелами огненные языки. Ниже архангелов Собор всех девяти чинов ангельских, окружающий и поддерживающий Престол Вседержителя. Ниже их между 12 окнами купола в простенках изображены во весь рост 12 апостолов, поставленные на 12 Ветхозаветных и Апокалиптических камнях (Исход. гл. 28 и Апокалипсиса гл. 21). Над каждым из апостолов златые звезды, в середине коих огненные языки, а над ними красными буквами надпись Апокалипсис. гл. 12. на главе ея венец от двенадесяти звезд. Такими же историческими, аллегорическими и эмблематическими картинами расписан весь Собор и все древние галереи оного. По надписям видно, что пять Вселенских Соборов написаны в 1718 г. при митрополите Иоасафе Кроковском, шестой и седьмой Собор кончены в 1724 г. при архиепископе Варлааме Ванатовиче, а хоры расписаны при митрополите Арсении Могилянском. Но пристройки новые оставлены белыми, а по ним развешаны только портреты многих киевских и других архиереев и князей.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance 21 ноября 2023: Собор Архистратига Михаила 18 мин., 20.11.2022 Содержание 21 ноября православные христиане празднуют Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Мы расскажем об истории и традициях праздника; о том, что кто такие архангелы и почему Михаил среди них — архистратиг. Что такое Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных — христианский праздник, который в Русской Православной Церкви отмечают 21 ноября по новому стилю (8 ноября — по старому). Совершается праздник в ноябре — девятом месяце от марта (раньше с марта начинался год). Дело в том, что, согласно христианскому богословию, существует девять ангельских чинов. А восьмой день месяца (по старому стилю) — указывание на будущий Собор всех сил небесных, который состоится в день Страшного Суда. Святые отцы называли Страшный Суд «днем восьмым». Когда празднуется Собор Архистратига Михаила Празднование Собора архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных совершается 21 ноября по новому стилю (8 ноября — по старому). Это непереходящий праздник. Что можно есть на Собор Архистратига Михаила Поста в этот день нет, то есть православные христиане могут есть любую пищу. Ангельские чины Чины ангельские бывают трех иерархий. Высшая — это Серафимы, Херувимы и Престолы. Ближе всех Пресвятой Троице предстоят шестокрылатые Серафимы (в переводе «Пламенеющие, Огненные»). Средняя — Господства, Силы и Власти. Низшую — Начала, Архангелы и ангелы. Все чины небесных сил называют ангелами. Ангел значит «вестник». Это отражает их предназначение — доносить до людей Божию волю, быть защитниками и учителями людей. Архангел Михаил стоит над всеми девятью чинами и поэтому называется архистратигом. Мы знаем также имена других архангелов: Гавриил («сила Божия»), Рафаил («врачевание Божие»), Уриил («свет Божий»), Селафиил («молитвенник Божий»), Иегудиил («славящий Бога»), Варахиил («благословение Божие»), Иеремиил («возвышение к Богу»). Архангел Михаил

http://foma.ru/21-noyabrya-2013-sobor-ar...

Иерархия Ангелов проявляется в том, что низшие принимают ведение, силу и власть от высших, а самые высшие – от Бога. Святитель Григорий Богослов говорит: «(Ангелы) или от первой Причины озаряются чистейшим, святейшим озарением, или, по мере естества и чина, иным способом (от высших к низшим) приемлют озарение». На самом верху небесной иерархии стоят высшие Архангелы. Имена некоторых из них мы знаем из Библии, другие же известны из предания Церкви. Эти Архангелы исчисляются так: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил; Варахиил, Иеремиил. Каждый из них имеет перед Богом свое особое служение. Следует также сказать, что Ангельская иерархия имеет место, только пока существует материальный мир, в грядущей же вечности иерархии уже не будет. Тогда уже «не один от другого будет принимать откровение славы Божией к прославлению и веселию души своей, – говорит святой Исаак Сирский, – но каждому по мере доблестей его, непосредственно, что следует ему, дано будет Владыкою по достоинству… ибо там нет ни учащего, ни поучаемого, ни имеющего нужду, чтобы другой восполнил недостаток его. Там один Даятель, непосредственно дарствующий способным приять… там прекратятся чины учащих и учащихся, и быстрота желания всякого будет стремиться к Единому». Еще следует сказать, что Ангелы передают Благодать, ведение и силу не только друг другу, но и людям, которые способны это принять и вместить. По слову преподобного Исаака, именно «через горние чины приемлют святые свет созерцания». И потому в каком-то смысле можно говорить, что человек тоже принадлежит к Ангельскому чину. Не просто так мы поем на литургии: «Иже Херувимы тайно образующе». Также не напрасно святые отцы учат, что христиане призваны соединиться с Ангелами и занять места, освободившиеся на небе после падения демонов. В слове «На собор Небесных чинов» преподобный Феодор говорит, что есть девять чинов Ангельских, а десятый чин – человек. Об этих десяти чинах, или драхмах, говорит и Христос в Евангелии: «Какая женщина, имея десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжет свечи и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдет, а найдя, созовет подруг и соседок и скажет: порадуйтесь со мною: я нашла потерянную драхму». Также и слова Христа об одной заблудившейся овце и девяноста девяти незаблудившихся святые отцы относили к человеку и к Ангелам.

http://azbyka.ru/propovedi/v-nachale-byl...

За усердные труды во славу Святой Церкви и в связи с 70-летием протоиерей Николай Коньков был награжден орденом преподобного Серафима Саровского II степени. Празднование Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных установлено в начале IV века на Поместном Лаодикийском Соборе. Совершается праздник в ноябре - девятом месяце от марта (с которого в древности начинался год) - в соответствии с числом девяти чинов ангельских. Чины ангельские разделяются на три иерархии - высшую, среднюю и низшую. Каждую иерархию составляют три чина. В высшую иерархию входят серафимы, херувимы и престолы. Среднюю иерархию составляют господства, силы и власти. В низшую - начала, архангелы и ангелы. Все чины небесных сил носят общее название ангелов - по сути своего служения. Над всеми девятью чинами поставлен Господом святой архистратиг Михаил (имя его в переводе с еврейского - " кто как Бог " ) - верный служитель Божий, ибо он низринул с Неба возгордившегося денницу с другими падшими духами. Из Священного Писания и Священного Предания известны также архангелы Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил и Иеремиил. ИА " Вода живая " , 21.11.17 Play Video Play Current Time 0:00 Duration Time 4:07 Loaded: 0% Progress: 0% Stream TypeLIVE Remaining Time -4:07 Playback Rate 1 Chapters Descriptions Subtitles Captions Audio Track Fullscreen This is a modal window. Caption Settings Dialog Beginning of dialog window. Escape will cancel and close the window. Text Color Transparency Background Color Transparency Window Color Transparency Font Size Text Edge Style Font Family Defaults Done Поделиться Упоминания в новостях 20 апреля 2024 6 февраля 2024 28 января 2024 18 января 2024 16 января 2024 28 апреля 2024 27 апреля 2024 27 апреля 2024 21 апреля 2024 2 ноября 2019 1 октября 2019 19 января 2019 8 января 2019 7 апреля 2024 24 марта 2024 17 марта 2024 10 марта 2024 28 апреля 2024 27 апреля 2024 27 апреля 2024 26 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Они движут звезды и воздействуют на силы природы. У ног Вседержителя часто помещаются так называемые Престолы в виде огненных крылатых колес. Изображение Христа в Славе на купольной композиции обычно фланкируется по сторонам изображениями четырех архангелов. Здесь также можно усмотреть космогоническую символику. Иоанн Богослов в Апокалипсисе говорит об ангелах Воды, Света, Огня и Воздуха, что напоминает нам о четырех исходных элементах мироздания греческой натурфилософии. Фигуры архангелов образуют в куполе форму креста и одновременно указывают на четыре стороны света, подобно розе ветров. Архангелы Михаил, Гавриил, Рафаил и Уриил (в переводе с древнееврейского: Кто как Бог , Сила Божья, Врачевание Божье, Огонь Божий), представляющие все чины ангельских сил, могут также изображаться в простенках барабана. Они олицетворяют силы невидимые. Ниже в следующем ярусе барабана купола располагаются изображения представителей видимых носителей божественной власти – пророков. О пророках сказано у Иеремии: «Смотри, Я поставил тебя в сей день над народами и царствами, чтобы искоренять и разорять, губить и разрушать, созидать и насаждать» ( Иер. 1:10 ). В больших храмах, как правило, располагалось восемь фигур по числу простенков между окнами: шесть великих пророков – Давид, Соломон, Исайя, Иеремия, Иезекиль, Даниил, а также Аввакум и Малахия. Таков, например, состав пророческого ряда в барабане собора св. Софии в Новгороде. Иногда в каждом простенке помещали по две фигуры. Согласно другой схеме в простенках барабана изображали апостолов (восемь фигур и четыре фигуры евангелистов изображались на парусах), либо фигуры апостолов составляли нижний ярус изображений в барабане. Следующий регистр образует изображения на парусах центрального барабана, имеющие свое символическое значение. Подобно тому как небо покрывает землю, также и купол опирается на паруса и столбы. Христианское вероучение находит свою опору в евангелиях. «Невозможно, чтобы евангелий было числом больше или меньше, – рассуждал еще во II веке епископ Лионский Ириней, – чем сколько их есть.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/osnovy-i...

По преданию, на 600 году жизни Адама, очищенного уже слезами покаяния, по повелению Господню к первозданному явился архангел Уриил, хранитель кающихся. Он дал ему откровение о таинстве воплощения Бога Слова, но лишь в той мере, в которой это было открыто ему самому (8. стр.81). Архангел утешил Адама, которому предстояло почти пять тысяч лет находиться в адской темнице, что к нему придет Освободитель, Который победит того, кому неразумно отдал свою корону сам первозданный. Вскоре после этого у Еноса родился сын Каинан, чье имя означает «кузнец» – или из-за того, что он ввел металлургию среди ягвистов (которые, возможно, сначала боялись ее, как дьявольскую выдумку каинитов), или потому, что он отличался особенным аскетизмом и своими подвигами выковывал собственную душу. Сыном достойного отца был Малелеил, «восхваляющий Бога», в жизни которого покаяние принесло свой плод: вечную радость, которую не может отнять смерть. В определенный Богом срок Адам вкусил смерть, так и не пережив тысячи лет. По свидетельству св. Иринея Лионского , скончался он в пятницу, в тот же день, в который он и согрешил. И в тот же день и час Христос искупил его на другом Дереве. Перед смертью Адам, предузнав время кончины, «призвал свою помощницу Еву, сыновей и дочерей, а также, созвав своих внуков и правнуков, он наставлял их, чтобы они жили добродетельно, исполняя волю Господню и всячески стараясь угождать Ему», и затем, преподав благословение и мир всем, он покинул тот мир, владыкой которого он был сотворен. Его оплакивало все человечество, и погребли его тело недалеко от Хеврона, на том месте, где после Потопа вырос Мамврийский дуб. Ной, входя в ковчег, взял с собой мощи Адама и его жены (как об этом пишет св. Иаков Едесский, учитель св. Ефрема). И после Потопа разделил их между тремя сыновьями. Череп достался Симу, который, повинуясь откровению, погреб его около места будущего Иерусалима и насыпал над ним большой холм, названный им «Лобным местом», или, по-еврейски, Голгофой. Спустя тысячелетия на этом холме был распят Бог. Скала во время землетрясения треснула, и Кровь Христова омыла череп первочеловека, чья душа была снова введена в рай.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010