1. Архангел Михаил – первый из верховных Ангелов, поборник славы Божией. Он часто изображается в воинском облачении с другими верными Богу Ангелами. Или изображается один в одежде воина с мечом или копием в руке, попирающий ногами дракона или древнего змия – диавола. Так он изображается в память о том, что некогда на небесах было великое противостояние между Ангелами – служителями Божиими и злыми духами – ангелами, отпавшими от Бога и ставшими служителями сатаны. Иногда он изображается с копием, верх которого украшает белая хоругвь с крестом. Это особенное отличие Архангела Михаила и его воинства, означающее нравственную чистоту и непоколебимую верность Небесному Царю. 2. Архангел Гавриил – провозвестник судеб Божиих и служитель Его всемогущества. Изображается иногда с райской ветвью или с фонарём, внутри которого горит свеча, в одной руке и с зеркалом в другой. Свеча, закрытая в фонаре, означает, что часто судьбы Божии бывают сокрыты до времени их исполнения, но и по исполнении их постигаются только теми, кто внимательно смотрит в зеркало своей совести и слова Божия. 3. Рафаил изображается с алавастровым сосудом, наполненным целительным маслом. Имя Рафаил означает «милосердие, помощь всем страждущим». 4. УриилАрхангел света и огня Божия – изображается с опущенной вниз молнией. Он озаряет огнём пламенной любви, просвещает умы людей откровением полезных истин. О нём можно сказать, что он является особенным покровителем людей, посвятивших себя наукам. 5. Селафиил – Архангел молитвы. Изображается или с чётками в руках, или в молитвенной позе с приложенными в благоговении к груди руками. 6. Иегудиил – «хвала Божия». Изображается с золотым венцом в одной руке и с бичом из трёх шнуров в другой. Венец – для поощрения людей, подвизающихся во славу Божию, а бич для защиты их именем Святой Троицы от врагов. 7. Варахиил – Архангел Божиих благословений, во время земной жизни посылаемых тем, кто трудится для получения небесных, вечных благословений. Таковы Архангелы. А теперь об Ангелах.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Второе место в этом ряду занимает Архангел Гавриил (в переводе на русский — «Сила Божия». В Священном Писании он возвестил явление Силы Божией, например, о рождении от неплодных супругов Захария и Елизаветы Предтечи Господнего Иоанна. Впоследствии он же сообщил человечеству о проявлении Всемогущества Божия в воплощении Творца Вселенной Иисуса через Пречистую Деву Марию (Лк.1:11–20; 26–38). Его часто изображают с небесной ветвью в руках, которую он принес Богоматери, сообщая Волю Божию о Ее славном переходе из скорбей земного жития к Небесной Славе — Успении. Третий воевода Небесных Сил — Рафаил, что означает «Исцеление Божие, или Помощь». В Библии описано чудесное явление этого Архангела Товии, сопутствовавшего ему и совершившего ряд потрясающих чудес. Архангел освободил невесту его от злого духа, исцелил слепоту престарелого отца и совершил ряд удивительных дел милосердия. Когда он возносился от семьи Товии к Небесным Обителям, то заповедал им, а значит и нам, говоря, что молитва с постом, милостынею и правдой избавляет от смерти и очищает всякий грех («…искупи грехи твои правдою и беззакония твои милосердием к бедным; вот чем может продлиться мир твой» (Дан.4:24)). Поэтому каждый, желающий заступничества этого Небесного Воеводы, может получить его через молитву, пост и дела милосердия. Четвертый — Архангел Уриил, то есть «Огонь Божий». Он просвещает умы людей откровением полезных для нас истин, воспламеняет сердца любовью к Богу, избавляет от грязных, земных привязанностей, укрепляет в познании Вселенной, помогает служителям науки. Пятый — Архангел Селафиил, согревает наши холодные молитвы, усилив их, помогает нашим сердцам воскресать горячей любовью к Богу. Шестой — Архангел Иегудиил, то есть «Хвала Божия». Он изображается с венцом и бичом в руках, что говорит о его защите людей, стремящихся в чистоте служить Богу и ближним. Этот Ангел поощряет всякий добрый труд, напоминая нам, что все доброе, прекрасное и спасительное добывается усилиями, а подчас через скорби и болезни. Сам Иисус говорит: «…многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14:22), и труд наш имеет столь великую награду на целую вечность, что никакие скорби и беды не могут сравниться с той беспримерной ожидаемой Христовой Славой. Однако Иисус предупреждал, что в этой краткой жизни только «…претерпевший же до конца спасется» (подчеркнуто мной — А В.) (Мк. 13:13).

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arh...

И. Калинский Невестка Жена сына по отношению к его матери, к жене брата, а также жена одного брата по отношению к жене другого. Нежить В понятиях русских крестьян одно из воплощений нечистой силы, то, что не живет материальной жизнью, не рождается и не умирает естественным образом, не имеет определенной формы, подобно людям и животным, но и не является духом, а имеет неопределенный, зыбкий и изменяющийся образ. Нежить враждебна людям, но от нее можно обороняться с помощью креста и молитвы. Ненила льняница Народное название дня мчч. Терентия и Неониллы и мц. Параскевы (28 окт./10 нояб). В этот день девушки просили святых о даровании женихов; не пряли и не золили белья, т. е. не стирали с золой или щелоком, а то Параскева на том свете будет гоняться за грешницей. Мяли льны и вытрепанный лен выносили на улицу, приносили в храм. Женщины устраивали льняные смотрины, особенно девушки старались похвастаться перед парнями своим искусством. Необходимость У коренного русского человека обязательность исполнения нравственного долга перед Богом, Царем и Родиной, духовная невозможность совершить противоположное. Необходимость такого порядка не подлежала обсуждению и считалась само собой разумеющимся моральным принципом. О. П. «Неопалимая купина» Чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Одна из любимых икон русского народа. Празднуется 4/17 сент. Середину иконы занимает звезда восьмиконечная, в центре которой образ Богоматери с Христом Спасителем. Четыре зеленые луча обозначают купину, т. е. куст, другие четыре луча – красное пламя горящей купины. На некоторых иконах «Неопалимой Купины» к концам внешних лучей добавляются буквы А. Д. А. М. Эта деталь основана на греческом сказании, по которому Архангелы составили имя первого человека по звездам, взятым с четырех концов света: Архангел Михаил – с Востока букву «А» от звезды «Анатоли», Архангел Гавриил – букву «Д» от Западной звезды «Дисис», Архангел Рафаил – букву «А» от Северной звезды «Арктос» и Архангел Уриил – от Южной звезды «Месембрии» букву «М».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть Старший вестник и воин К Собору Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных 20.11.2020 983 Время на чтение 9 минут Сегодня, 21 (8) ноября, празднуется Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, архангелов: Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила Архангел Михаил - один из высших ангелов, принимающий самое близкое участие в судьбах Церкви. Священное Писание нас учит, что, кроме физического, существует великий духовный мир, населенный разумными, добрыми существами, именуемыми ангелами. Слово " ангел " на греческом языке значит вестник. Священное Писание их именует так потому, что Бог нередко через них сообщает людям Свою волю. В чем же собственно состоит их жизнь в духовном мире, который они населяют, и в чем заключается их деятельность - мы почти ничего не знаем, да, в сущности, и понять не в состоянии. Они пребывают в условиях, совершенно отличных от наших материальных: там время, пространство и все жизненные условия имеют совсем иное содержание. Приставка " архи " к некоторым ангелам указывает на их более возвышенное служение сравнительно с другими ангелами. Имя Михаил - на еврейском значит " Кто, как Бог " . Священное Писание, повествуя о явлении ангелов различным людям, собственным именем называет только некоторых из них, - по-видимому, тех, которые несут особую миссию в утверждении Царства Божия на земле. Среди них - архангелы Михаил и Гавриил, упоминаемые в канонических книгах Писания, а также архангелы Рафаил, Уриил, Салафиил, Иегудиил и Варахиил, упоминаемые в неканонических книгах Писания. Архангел Гавриил обычно являлся некоторым праведникам в качестве вестника великих и радостных событий, касающихся народа Божия (Дан. 8, 16, 9, 21; Лук. 1, 19-26). В книге Товита архангел Рафаил говорит о себе: " Я - Рафаил, один из семи святых Ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред славу Святаго " (Тов. 12, 15). Отсюда возникло убеждение, что на Небе существует семь архангелов, одним из которых является архангел Михаил.

http://ruskline.ru/analitika/2006/11/21/...

По мере облицовки наружных частей исполнялись назначенные по высочайше утвержденному проекту рельефные изображения в полуциркульных арках порталов и углов и над карнизом пьедестала храма. Эти изображения расположены в два ряда, или яруса (верхний на высоте 13 саженей, a нижний – 4 1 / 2 сажени), и сделаны горельефно, то есть, со значительными, выступом, представляя почти полные фигуры, прислоненные к стене. Так как Храм Христа Спасителя, согласно воле царя-завещателя, должен быть памятником религиозно-благодарственным, свидетельствующим о божественном заступлении за Россию в отечественную войну 1812 года, и вместе с тем – памятником историческим, воспроизводящим неизгладимыми чертами славные деяния предков: то на всех четырех стенах Храма помещены священно-исторические изображения, напоминающие события отечественной войны 1812 года, и фигуры святых заступников и молитвенников за Русскую землю и некоторых отечественных деятелей, потрудившихся для утверждения и распространения православной веры, а также князей русских, положивших свою жизнь за свободу и целость Русской земли 8 . Рассмотрим по порядку все эти барельефные изображения. Западная сторона (находящаяся между Москвою-рекою и улицею Остоженкою). В верхнем ряду, в средней большой арке: поясное изображение Спасителя, благословляющего десницею и шуйцею. По сторонам, в четырех малых арках: Св. Александр Невский, Святитель Николай, Св. Блаженный Николай Новгородской (27 июля – день рождения императрицы Марии Александровны) и Святая Праведная Елисавета (тезоименитство супруги Александра I Елисаветы Алексеевны). В нижнем ряду, при арке больших средних врат: два Ангела с простертыми крылами, держащие хартию с надписью: Господь Сил с нами ( Псал.45:12 ). При арках малых врат: справа – два Ангела с церковными хоругвями, наклоненными крестообразно (в память Московского ополчения в 1812 году, имевшего вместо знамен церковные хоругви); слева – два Ангела с наклоненными знаменами, на которых изображен крест. При оконных арках порталов: справа – Архангел Иегудиил с венцом в руке и Архангел Варахиил с цветами в руке; слева – Архангел Гавриил с лилией в руке и Архангел Уриил с пламенем в руке.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Святой Архангел Михаил явил свою силу, когда он чудесно спас отрока, брошенного грабителям в море с камнем на шее у берегов Афона (Афонский Патерик). С древних времен прославлен своими чудесами Архангел Михаил на Руси. В Волоколамском Патерике приводится рассказ преподобного Пафнутия Боровского со слов татарских баскаков о чудесном спасении Новгорода Великого: «А яко же Великий Новград никогда же не бысть взят от агарян... внегда по Божию попущению грех ради наших безбожный агарянский царь Батый Росискую землю поплени и пожже и поиде к Новому граду и покры его Бог и Пречистая Богородица явлением Михаила Архистратига, иже возбрани ему итти на него. Он же поиде на Литовския грады и прииде к Киеву и виде у каменныя церкви над дверьми написан великий Михаил Архангел и глагола князем своим указуя перстом: «сей мы возбрани поити на Великии Новгород»». Предстательства за города русские Пресвятой Царицы Небесной всегда осуществлялись Ее явлениями с Воинством Небесным, под предводительством Архистратига. Благодарная Русь воспела Пречистую Богородицу и Архангела Михаила в церковных песнопениях. Архистратигу посвящено множество монастырей, соборных, дворцовых и посадских храмов. В древнем Киеве сразу по принятии христианства был воздвигнут Архангельский собор и устроен монастырь. Архангельские соборы стоят в Смоленске, Нижнем Новгороде, Старице, монастырь в Великом Устюге (нач. XIII в.), собор в Свияжске. Не было на Руси города, где не существовало бы храма или придела, посвященного Архистратигу Михаилу. Один из главнейших храмов города Москвы – храм-усыпальница в Кремле – посвящен ему. Многочисленны и прекрасны иконы Чиноначальника Вышних Сил и его Собора. Одна из них – икона «Благословенное воинство» написана для Успенского собора Московского Кремля, где святые воины – князья русские – изображены под предводительством Архистратига Михаила. Из Священного Писания и Священного Предания известны также Архангелы: Гавриил - крепость (сила) Божия, провозвестник и служитель Божественного всемогущества (Дан. 8, 16; Лк. 1, 26); Рафаил - врачевание Божие, целитель человеческих недугов (Тов. 3, 16; Тов. 12, 15); Уриил - огонь или свет Божий, просветитель (3 Езд. 5, 20); Селафиил - молитвенник Божий, побуждающий к молитве (3 Езд. 5, 16); Иегудиил - славящий Бога, укрепляющий труждающихся для славы Господней и ходатайствующий о воздаянии им за подвиги; Варахиил - раздаятель благословения Божия на добрые дела, испрашивающий людям милости Божий; Иеремиил - возвышение к Богу (3 Езд. 4, 36).

http://pravicon.com/info-1562

Посему, когда нужно было некогда открыть Даниилу пророку будущие события, то он слышал глас: «Гавриил! Объясни ему это видение» ( Дан. 8:16 ). Имея в виду такое служение Гавриила, Святая Церковь изображает его иногда с райской в руке ветвью, которая принесена им была Богоматери, а иногда в правой руке с фонарем, внутри коего горит свеча, а в левой – с зерцалом. Изображает с зерцалом, поскольку Гавриил есть вестник судеб Божиих о спасении рода человеческого; изображает со свечей в фонаре, поскольку судьбы Божии бывают закрытыми до времени исполнения их и, по самом исполнении, постигаются только теми, кои неуклонно смотрят в зерцало слова Божия и своей совести. Таким образом если кому, то носящим имя Гавриила прилична та вера Божия ( Мк. 11:21–23 ), для коей, по слову Спасителя Самого, нет ничего невозможного; и если от кого, то от них должно быть как можно далее то наказание, которое за скудость веры принужден был некогда наложить сей Архангел на отца Предтечи ( Лк. 1:20 ). IV. Четвертого Архангела изображают с мечом, обращенным против персей, а в шуйце с пламенем, ниспускающимся долу; имя его Уриил, т. е. свет или огонь Божий; как Ангел света, он просвещает умы людей откровением истин, для них полезных; как Ангел огня Божественного, он воспламеняет сердца любовию к Богу и потребляет в них нечистые привязанности земные. Итак, это ваш Архангел, люди, посвятившие себя наукам! Как отрадно должно быть для вас знать, что нощные бдения и труды ваши над собранием познаний освещаются не одним стихийным мерцанием от лампады, а и светом от пламенника Архангела. И вот, конечно, источник многих истинно полезных и великих открытий в области наук – тех открытий, о коих сами сделавшие их замечают, что они приходили на ум внезапно, как бы по откровению свыше. Удивительно ли приходить внезапным озарениям свыше, когда есть особый Архангел света и познаний? Чего, однако же, можно ожидать от сего премирного Наставника? Откровения тайн природы, превышающих наш разум и наши нужды? Предвозвещения будущих событий или чего-либо подобного? Нет, это дело не Архангела.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Отцы Церкви говорят об Ангелах как о соработниках людей. В истории и во многовековом опыте Святой Церкви явления их занимают очень важное место. Людям Ангелы являлись в реальной жизни в образе людей, в снах и видениях воспринимались силой очищенного от страстей сознания в «созерцании истинном». Количество Ангелов неисчислимо, все они разделены на чины. Каждый чин несёт особенное служение и имеет своё название. Несмотря на то, что слово «Ангелы» (что значит «Вестники») обозначает лишь один из чинов, оно присуще всем девяти Ангельским чинам, которые делятся на три иерархии, вмещающие в себя три чина. Ближе всего предстоят Святой Троице Престолы, Херувимы и Серафимы, являющие огненную мудрость и ведение небесных тайн. За ними — Власти, Господства и Силы: их предназначение — осуществление великих событий и чудес. Затем Начальства, Архангелы и Ангелы — они призваны Божественному служению. Всем Ангелам Бог дал имена. Наиболее известен людям чин Архангелов. В переводе с греческого «Архангел» значит «ангелоначальник». Архангелы, согласно учению Православной Церкви: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил, Иеремиил. Наиболее известны и почитаемы Архангел Михаил («Архистратиг») и архангел Гавриил («муж Божий, крепость Божия»). Разные пути жизни возможны для человека на земле: есть путь иноческий, путь брачного состояния, другие виды служения. Что выбрать, на что решиться, на чём остановиться? Вот тут-то и являются на помощь человеку Архангелы — Бог им открывает волю Свою о каждом. Они знают, что ожидает человека на том или ином пути: какие невзгоды, соблазны, искушения. Поэтому от одного пути они нас отклоняют, а на другой направляют, учат искать верный путь. Кто колеблется в выборе пути, тот должен просить Архангелов о помощи. У каждого христианина есть Ангел — Хранитель, с которым он соединяется во время Таинства Святого Крещения, — это наш самый верный друг, который любит нас так, как никто на земле нас любить не может. Ангел — Хранитель руководит человеком, охраняет его, направляет, чтобы он не отклонился от пути к спасению души; уставшего укрепляет, падающего поднимает. Он всегда рядом, за исключением тех моментов, когда мы сами недостойными поступками прогоняем его из нашей жизни. Ангелы повсюду нас окружают, видят все наши дела.

http://pravoslavie.ru/37136.html

Изображения ангелов были там следующие: Святой Михаил изображен был попирающим ногами Люцифера 2130 и держащим в левой руке зеленую финиковую ветвь, а в правой – копье, на верху коей – белая хоругвь с вытканным на ней красным крестом 2131 ; Святой Гавриил изображен был держащим в правой руке фонарь с зажженною внутри свечою, а в левой – каменное зерцало из зеленого ясписа, по местам с красными крапинами 2132 . Святой Рафаил изображен держащим в левой руке немного поднятый сосуд с врачебными средствами, правою же – ведущим отрока Товию, несущего пойманную в реке Тигре рыбу 2133 . Святой Уриил изображен держащим против груди, в правой руке, обнаженный меч, а в левой, опущенной вниз, – пламень огненный 2134 . Святой Селафиил изображен с лицом и очами, склоненными вниз, и с руками, прижатыми к груди, как то бывает у человека, умиленно молящегося. Святой Иегудиил изображен держащим в правой руке золотой венец, а в левой бич из трех черных веревок с тремя концами 2135 . Святой Варахиил изображен несущим на груди своей на одежде белые розы 2136 . Тропарь, глас 4: Небесных воинств Архистратиже, молим тя присно мы недостойнии, да твоими молитвами оградиши нас кровом крил невещественныя твоея славы, сохраняя нас припадающих прилежно, и вопиющих: от бед избави нас, яко чиноначальник вышних сил. Кондак, глас 8: Пресветлыя и честныя, и вседетельныя, пренеизчетныя и страшныя Троицы, ты еси Архистратиже славный служителю, и молитвенниче: ныне непрестанно моли, избавитися нам от всяих бед и мук, да зовем ти: радуйся, покрове рабом твоим. 2122 день празднования в честь архангела Гавриила назван днем «собора» потому, что христиане в этот день собираются вместе славить священными песнями святого архангела Гавриила. 2123 Дионисий Ареопагит – знатный афинянин, член афинского ареопага, обращенный в христианство проповедью св. апостола Павла. Из сочинений Дионисия Ареопагия особенно замечательны: « Περι της ουρανιας ιεραρχιας» «О небесной иерархии») и « Περι της εκκλησιατικης ιεραρχιας...» («О церковной иерархии»).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Послушайте, что отвечал Уриил одному благочестивому, но слишком любознательному мужу, когда он, в жару страсти к познаниям, желал уведать от него тайну мироправления Божественного. Архангел не отрекся отвечать на вопросы, но потребовал, чтобы Ездра (так назывался сей муж) сделал для него прежде одно из трех: взвесил пламень огня, или указал начало ветра, или возвратил прошедший день. Когда Ездра отрекся невозможностью сделать это, то Архангел сказал: «аще был вопросил тя, глаголя: коль много жилищ есть в сердцы морстем, или коль много источников в начале бездны, или коль много жил есть над твердию небесною, или кии суть пределы райские; негли отвечал бы ми еси: в бездну не сиидох, ни во ад еще, ниже на небеса когда взыдох. Ныне же о сем не вопросих тя, точию о огни и о ветре и о дни, в оньже еси пребывал, и без сих вещей быти не можеши: и ты о сих ничтоже ми отвещал еси. Ты сих, яже твоя суть и с тобою возрастоша, познати не можеши, и как сосуд твой возможет вместити пути Вышняго?» (3 Езд. 4:7—11). Заметьте урок сей люди, преданные наукам, и не забывайте, по примеру вашего Архангела, быть служителями не одного света истины, а и огня Божественной любви. «Разум... кичит» , одна... «любы созидает» (1 Кор. 8:1). Пятый Архангел есть верховный служитель молитвы, и называется Салафиилом. Чистая и пламенная молитва сама может служить вместо Херувима для души, охраняя ее от всех враждебных сил. Но каковы наши молитвы?.. Слабы, кратки, нечисты, холодны. И вот, Господь, зная сколь необходима для каждого из нас молитва, даровал нам целый лик Ангелов молитвенных с их вождем Салафиилом, — да дохновением чистых уст своих согревают наши хладные сердца и подвизают их на молитву, да вразумляют нас о чем, когда и как помолимся, да возносят самые приношения наши к престолу благодати. Когда увидите, братие, на иконе Архангела, стоящего в молитвенном положении, с очами, потупленными долу, с руками, приложенными с благоговением к персям, то знайте, что это Салафиил. А видя в таком положении самого Архангела молитвы, старайтесь сами во время молитвы быть всегда в положении, приличном молящемуся.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3220...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010