В песнопениях церковных архангел Гавриил именуется «служителем чудес», как благовестник великих чудес Божиих. Поэтому иконографически он изображается иногда с райской ветвью в правой руке, а иногда он в ней держит зажженный фонарь, тогда как в левой держит зеркало из ясписа. Фонарь означает, что судьбы Божии бывают сокрыты до времени, а зеркало – что они через Гавриила отражаются, как в зеркале. Из Слова Божия нам известны имена и дела еще пяти архангелов. Третий из них именуется Рафаил, что значит врачевание Божие. Он является целителем недугов и помощником в скорбях. Об архангеле Рафаиле повествуется в книге Товита. Там рассказывается как этот архангел, под видом человека, сопровождал праведного Товию, освободил от злого духа его невесту, возвратил зрение его престарелому отцу и, преподав Товии полезные наставления, исчез. Поэтому этот архангел изображается с врачебным сосудом в руке, как потом стали писать Пантелеимона Целителя. Его подобает призывать всем страждущим душевно и телесно, подкрепляя молитву делами милосердия и любви. Имя четвертого архангелаУриил, что значит свет или огонь Божий. Его изображают с мечем, поднятым кверху и держимым в правой руке у груди, и с пламенем в левой руке, обращенным вниз. Как ангел света, Уриил по преимуществу просвещает умы людей откровением истин вообще, а бого-откровенных в особенности. Как ангел огня Божественного, он воспламеняет сердца призывающих его любовью к Богу и истребляет из них все нечистое, земное и греховное. Поэтому он считается покровителем ревнующих о распространении истинной веры Христовой, т.е. миссионеров, а также людей, посвятивших себя чистой науке. Он есть истинный источник многих великих научных открытий. Тех открытий, о которых сами их сделавшие рассказывают, что они приходили к ним часто внезапно, как бы по наитию свыше. Писателям и поэтам хорошо молиться архангелу Уриилу о ниспослании вдохновения, если они хотят быть писателями и поэтами Божией милостью. Но не следует просить у архангела откровения тайн природы, превышающих наш разум и наши человеческие потребности, а равно предвозвещение будущих событий.

http://pravicon.com/info-901

Войдя из трапезной в храм, отметим еще одну особенность шатровых церквей – эти огромные снаружи сооружения имеют довольно скромное молельное помещение. Высота интерьера храма равняется примерно трети его высоты. Переход конструкции от четверика к восьмерику и к шатру скрывает расписной потолок, сохранившийся здесь, в Саунино, едва ли не лучше чем в любой другой деревянной церкви Каргополья. Церковь была открыта, и мы зашли внутрь. Внутри сохранились два резных опорных столба, от иконостаса уцелели лишь фрагменты, но зато полностью сохранился разрисованный потолок – «небо». Небо (небеса) – конструкция потолочного перекрытия в форме пологой усечённой пирамиды (реже –  плоская) в деревянной архитектуре храмов Русского Севера. Обычно расписано, при этом в центральном кольце как правило изображён Христос, составные доски-сектора представляют собой иконы ангелов или святых. Композиция с изображением архангелов и её разновидности (например, 7 архангелов и 4 евангелиста) происходят в основном из церквей Каргополья и бассейна реки Онеги, где были популярны в середине – второй половине XVIII века. Архангелы изображаются на радиальных гранях, часто с характерными атрибутами: Михаил – с мечом и пальмовой ветвью; Гавриил – с фонарём и книгой или лилией; Рафаил – с алавастром мира или со своим спутником Товией; Иегудиил – с царским венцом; Уриил – с огненным мечом; Селафиил – с кадилом или чётками; Варахиил – с виноградными гроздьями или цветами. Иногда фигуры сопровождаются пояснительными текстами: «Михаил – победитель есть супостатов», «Гавриил – провозвестник Божеских тайн», «Рафаил – есть недугов исцелитель», «Уриил – просветитель есть во темницех» и др. На восточной грани обычно изображается «Распятие». Небо данного иконографического типа в относительно хорошей сохранности и находится в церкви Иоанна Златоуста в селе Саунино. Вокруг запах разнотравья, поля, пастухи – подростки на лошадях гонят скот… Залезаем на колокольню, красота, вокруг простираются луга, построек, кроме церкви, не видно…

http://sobory.ru/article/?object=00296

Роман 20 ноября 2019, 23:54 Андрею Филатову! Андрей, книга св.Дионисия - !неоплатонической сочинение, написанное Петром Ивером! Имеет много параллелей с эннеадами Плотина, прочитайте интересную статью в книге Философия Давида Непобедимого ЕленаИлона 8 ноября 2018, 12:53 Примирение Бога с человеком или человека с Богом? Это человек отпал от Бога и он должен с Ним примиряться а не наоборот. Опечатка или я что-то неверно понимаю? Фаина 20 ноября 2016, 20:03 Архангелы Господни - Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил, Иеремиил и все небесные силы бесплотные, служащие Богу! Умоляю вас помочь нашей семье бороться со грехами, здравия душевного и телесного, заступничества и ходатайства за нас перед Господом. Аминь! Andrew Filatov 21 ноября 2014, 17:49 Денису. Чтобы понять православную точку зрения, обратитесь к первоисточнику - книге святого Дионисия Ареопагита " О небесной иерархии " . Николай Долганов 21 ноября 2014, 13:14 Денис, как минимум одно из приведённых вами имён в книге Еноха не встречается. Что же касается вашего вопроса, то он немного бессмысленный. Разумеется, мы можем молиться хоть всем ангелам и архангелам, хоть отдельным, зная их имена. Однако, если вы хотите использовать для определения имён не канонический текст Библии, а апокрифы, то, простите, это уже попахивает колдовством, а не молитвой. Это из разряда " я узнал из древней рукописи, что имена пяти ангелов - Вася, Петя, Шура, Дима, Аристарх. Родит ли ослица козлицу, если я буду им молиться? " . Ну вот как-то так. Вопрос практики богослужения ангелам, имена которых указаны в книге Еноха я оставляю более сведущим людям. Михаил, Гавриил - точно. Есть даже молитва, основанная на словах Архангела Гавриила. Возможно, что есть аналог и для Михаила - я не книжник, чтобы знать наверняка. Молитвы Рафаилу и Уриилу присутствуют в сетевых молитвословах православной направленности. Последние три имени вообще трудно найти. Денис Чернышев 17 июля 2014, 07:53 Добрый день! Подскажите, не однажды встречаю такую информацию: " Система 7 архангелов - старая традиция в Иудаизме, Христианстве и Исламе. Самое раннее обращение к этой системе была в книге Еноха, где были перечислены следующие имена: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Рагуил, Зерачиил и Рамиил. (И далее разъясняются особенности служения каждого Архангела) " . Используются ли эти имена в Православной богослужебной практике и благословляет ли наша Церковь обращаться именно к этим Архангелам поименно в молитве? Спасибо!

http://pravoslavie.ru/49927.html

Четвертого Архангела изображают с мечом, а в шуйце с пламенем, ниспускающимся долу, а имя его – Уриил, то есть свет или огонь Божий. Как Ангел света он просвещает умы людей откровением истин, для них полезных; как Ангел огня Божественного, он воспламеняет сердца любовью к Богу и истребляет в них нечистые привязанности земные. Итак, Уриил – ваш Архангел, люди, преданные наукам! Не забывайте, по его примеру, быть служителями не только света истины, но и огня Божественной любви. «Разум (убо) кичит, а любы созидает» ( 1Кор. 8:1 ). Пятый Архангел является верховным служителем молитвы и называется Селафиил. Чистая и пламенная молитва сама может служить вместо Херувима для души, охраняя ее от всех враждебных сил. Но каковы наши молитвы? Слабы, кратки, нечисты, холодны. И вот, Господь даровал нам целый лик Ангелов молитвенных с их вождем Селафиилом, чтобы они чистым дохновением уст своих согревали наши хладные сердца к молитве, чтобы вразумляли нас, о чем, когда и как молиться, чтобы возносили самые приношения наши к престолу благодати. Когда увидите, братие, на иконе Архангела, стоящего в молитвенном положении, с очами, потупленными долу, с руками, приложенными с благоговением к персям, то знайте, что это Селафиил. А видя в таком положении самого Архангела молитвы, старайтесь сами во время молитвы быть всегда в положении, приличном молящемуся. Приличном, говорю, ибо у многих и нет этого. Смотря на то, как иные из нас молятся, подумаешь, что они не просят, а повелевают и угрожают Тому, у Кого просят. Это ли молитва?.. У шестого Архангела в деснице златой венец, а в шуйце бич из трех красных вервий. Это потому, что обязанность этого Архангела с ликом Ангелов, ему вверенных, есть поощрять наградой благ вечных и защищать именем Святой Троицы и силой Креста Христова людей, труждающихся во славу Божию; поэтому он и называется Иегудиил, или хвала Божия. Всякий из нас, от мала до велика, обязан жить и трудиться для славы Божией. Но на нашей грешной земле, среди нас, грешных людей, всякое благое дело иначе не совершается, как с трудом, а многие – с великим и тяжким трудом. Что нужды? Господь и Владыка наш не забудет никакого дела нашего и никакого «труда любве» ( Евр. 6:10 ) во имя Его. Чем больше подвиг, тем выше и светлее награда. В деснице Архангела не напрасно венец: это награда для всякого христианина, трудящегося во славу Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Уже упомянут архангел Михаил, и, согласно толкованиям, он один из семи ангелов, которые держат трубы. Нет сомнения, что провидец Иоанн Богослов был знаком с апокрифом, популярным в его время — книгой Еноха (II в. до н. э.), которая не вошла в канон Священного Писания Ветхого Завета, однако ее некоторые элементы вошли в Предание. В книге Еноха мы находим имена семи главных архангелов: это Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Рагуил, Саракаил, Иеремиил. Михаил почитается как Архистратиг, то есть главнокомандующий ангельского воинства. Он встречается в другом месте Откровения по имени, когда речь заходит о войне с диаволом. Гавриил — вестник, именно он является Захарии сообщить о зачатии Иоанна Предтечи и Пресвятой Богородице Марии — о Боговоплощении. Рафаил встречается в Книге Товита, там он сопровождает мальчика Товию за лекарством для его отца Товита. Уриил упоминается в Третьей книге Ездры, где он разъясняет тайны Премудрости Божией священнику Ездре. Эти четыре архангела, согласно древней традиции, покровительствуют четырем концам мира. Иеремиил, пятый архангел, упоминается вместе с Уриилом. Еще два архангела — Рагуил и Саракаил — встречаются исключительно в книге Еноха. Рагуил ответственен за наказания мира, Саракаил поставлен Богом над теми, кто склоняет людей ко греху. В христианской традиции некоторые архангелы известны под другими именами. Празднуя Собор архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных, мы прославляем архангелов Гавриила, Уриила, Рафаила, Иегудиила, Варахиила, Селафиила и Иеремиила. И еще одна важная отсылка, связанная с бедствиями от семи труб. В основе изображения этих катастроф находятся десять казней египетских. Бедствие первой трубы соответствует седьмой казни, когда град побил урожай и плодородную египетскую землю. Последствия второй и третьей труб связаны с первой казнью: вода становится непригодной для жизни в ней и для использования человеком. Звук четвертой трубы соотносится с девятой казнью, когда три дня в солнечном Египте было полное затмение. Саранча из бедствия после пятой трубы соответствует саранче восьмой казни, но здесь есть отличие: египетская саранча поедала траву и уничтожала посевы, в то время как саранча Апокалипсиса жалит безбожников. Катастрофа после шестой трубы и события после седьмой трубы уже существенно отличаются от египетских казней, однако апостол Иоанн подчеркивает, что в обоих случаях результат одинаковый: как египетские казни не смогли заставить египтян уверовать в Бога, так и бедствия Апокалипсиса не трогают души безбожников. 4 всадника Апокалипсиса

http://foma.ru/7-cerkvej-pechatej-trub-i...

Первое, что я сделал, когда наконец полностью осознал свое поражение — навсегда оставил свои ритуалы. А потом начал ходить на богослужения, слушал проповеди, посещал воскресную школу. Моим учителем был тот самый священник. Но я всё ещё оставался высокомерным и эмоциональным, церковь для меня продолжала быть чуждой. Как и православие, которое я не воспринимал всерьез. Новые правила, казалось, противоречили моей свободе. Отец Борис с семьёй и митрополитом Сингапурским и Юго-Восточно-Азиатским Сергием. «Я встретил свою будущую жену задолго до своего крещения, — вспоминает отец Борис. — Мы вместе учились в университете, она на экономиста, я планировал стать архитектором. Зовут ее Никита. Кстати, ее крестили в православном храме в 9 лет, когда она была еще школьницей. Сына мы назвали Уриил. В честь архангела Уриила — просветителя душевных и телесных чувств, наставника заблудших. Имя Уриил в переводе с еврейского языка означает — свет или огонь Божий, просветитель» Однако со временем внутри меня начал происходить переворот. Я все больше узнавал об Иисусе Христе — и это знание трогало, растапливало мое сердце. А еще я понял, почему иконы — источник моего поражения. Иконы — это образы. Я тоже икона, каждый человек — образ Бога. Если мы причиняем боль кому-то, то мы причиняем боль Господу. Я почувствовал себя грешным, полностью разрушенным. Ко мне пришло покаяние и желание по-настоящему присоединиться к Церкви. Единственный, кто мог меня тогда спасти, — это Господь Бог. И вот через год после того, как я осознал свое поражение, меня крестили — с именем Борис. Я убирал храм после богослужений, продолжал учиться в воскресной школе, а еще записывал проповеди настоятеля и потом печатал их на машинке. После крещения моя былая эмоциональность ушла — взамен появилось осознание своей слабости. А на место уныния пришло полное упование на Бога. Вскоре я поехал в Калифорнию, чтобы научиться иконописи в одном из православных монастырей. Как я увидел чудо Когда обучение в Калифорнии было завершено, я вернулся домой и начал преподавать в воскресной школе. А в 2004 году мне доверили расписать иконостас для будущего храма в городе Джакарте.

http://foma.ru/kak-mag-hotel-ustroit-raz...

Может ли ангел воплощаться в человеческом теле, входить в него, рождаться в нем? Ориген в своем толковании на Евангелие от Иоанна приводит пространную выдержку из еврейского апокрифа под названием «Молитва Иосифа» , согласно которому души праотцев превосходят прочие человеческие души, будучи ангелами, сошедшими в человеческое естество. Иаков говорит, что он ангел Божий и «начальный дух» (πνεμα ρχικν) и что Авраам и Исаак были сотворены ранее всех тварей. Люди именуют его Иаковом, а Бог называет его Израилем, мужем, видящим Бога, ибо он есть первородный из всех живых созданий (τι γ πρωτγονος παντς ξου ξωουμνου π ϑεο) . Он повествует, далее, о своей борьбе и состязании с Уриилом. «Когда я шел из Месопотамии сирийской, – говорит он, – вышел Уриил, ангел Божий,     –  382  –   и сказал, что я сошел на землю и поселился среди людей (κατεσκνωσα ν νϑρποις)  и что я называюсь именем Иаков; он возревновал и стал со мною биться и боролся со мною, говоря, что имя его превосходит мое имя и имя всякого ангела. А я сказал ему имя его и сказал ему, какое место занимает он в числе сынов Божиих: не ты ли Уриил, восьмой по мне, а я Израиль, архангел силы Господней и тысяченачальник в силах Божиих? Не я ли Израиль, первый служитель пред лицом Божиим?..» Любопытно, что из этого писания, к которому Ориген рекомендует относиться с должным почтением (γραφ οκ εκαταφρνητος), он объясняет, почему Иаков был избран Богом еще до своего рождения . И вместе с тем он находит в нем объяснение пророчества о Иоанне Предтече («вот Я пошлю  ангела Моего пред лицом Моим…» Мал. 3, 1): Иоанн, по мнению Оригена, мог действительно быть ангелом. Представление о том, что праотцы и Израиль были созданы до начала мира, встречается неоднократно в талмудической литературе: самый мир был создан ради праотцев и ради Израиля . Отдельные праотцы представляются особенными небесными существами. Они помещаются в раю и принимают праведных на свое лоно ; подобно ангелам, им приписываются разнообразные специальные функции, а следовательно, они могут иметь и специальное значение для верующих, призывающих их имена. Вопрос о том, спасается ли человек их представительством, оправдывается ли он их заслугами, как известно, служил предметом оживленных споров: одни отрицали возможность такого оправдания (Тайны Ен. 13, 105; IV кн. Ездры, 7, 102–115); другие, наоборот, признавали его (Филон, 2 Макк. 15, 14, Сивилл. II 330–333) и даже полагали, что самое почитание и поминание имени

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=100...

I. О добрых ангелах Учение о добрых ангелах, изложенное в Четиих-Минеях, не обнимает всех вопросов, которые решает наша богословская наука. О некоторых из них говорится кратко, только в общих чертах, например, о сотворении ангелов говорится только, что Бог сотворил небесные бесплотные сил. 1 О богосозданной их природе и нравственном состоянии говорится, что вышние силы обитают на небеси, все они имеют одну волю и единомысленно славят Бога. 2 За всем тем в четиих-минеях можно находить обстоятельные сведения А) о иерархии добрых ангелов и Б) об участии их в спасении человека. Иерархия добрых ангелов Ангельских чинов, по исчислению святого Дионисия Ареопагита , ученика святого апостола Павла, девять Сии девять чинов разделяются на три иерархии: высшую, среднюю и низшую. В каждой иерархии три чина. В первой – высшей и ближайшей к святой Троице предстоят: серафимы, 3 херувимы, 4 и престолы. 5 В средней – господствия, 6 силы 7 и власти. 8 В низшей – начала, 9 архангелы 10 и ангелы. 11 Святые угодники Божии твёрдо содержали веру в сии девять чинов ангельских. Когда святому Иакову Персиянину отрезали девятый перс, тогда он молился: «Боже истинный, утвердивший девять чинов ангельских в благодати Твоей, утверди и меня в терпении; ибо душа моя уповала на Тебя». 12 Кроме 9-ти чинов ангельских в Четиих-Минеях упоминается о семи ангелах, предстоящих пред Богом в неприступной славе Его, и усвояется каждому из них особое назначение. 13 Имена сих ангелов суть: Михаил (см. Дан. 10 , Апок.12 ), Гавриил ( Дан.8 , Лк.1 ), Рафаил ( Тов.12 ), Уриил ( 3Ездр.4 ), Салафиил ( Быт.21 ), Егудиил ( Исх.23 ), Варахиил ( Быт.18 ). Михаил значит – победитель супостатов, Гавриил – вестник Божественных таин, Рафаил – врач недугов человеческих, Уриил – просветитель потемнённых, Салафиил – служитель божественных молений, непрестанно молящийся о роде человеческом и возбуждающий людей к молитве, – Егудиил служитель божественных хвалений и исповеданий, укрепляющий в подвигах и трудах подвизающихся ради славы Господней, Варахиил – податель благословений и благодеяний Божиих. Вера в сии семь ангелов имеет основание в Священном писании. Так, в книге Товита путеводитель младого Товии назвал себя ангелом, единым от седми предстоящих пред Богом. В Апокалипсисе пишется: «Благодать вам и мир от сущего, и иже бе, и грядущего, и от седми духов, иже пред престолом Его суть ( Апок.1:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

С точки зрения христианского учения, если еще и можно допустить некоторые космические иерархии в качестве посредников между Богом и человеком до Воплощения, то после Воплощения соединение человека с Богом происходит непосредственно во Христе, минуя все посредствующие инстанции. 3.1.10. Архангелы Наименование " архангелы " употребляется в Предании Церкви двояким образом. С одной стороны, архангелами называют один из ликов низшей иерархии, а с другой, архангелами называют особых, высших ангелов, которые вообще не входят в дионисиеву иерархию. Это особые духи, наиболее приближенные к Богу, которых называют Архистратигами небесных воинств. Согласно Преданию, таких архангелов восемь. В канонических книгах Свщ. Писания упоминаются только два архангела. Архангел Михаил (евр., " кто как Бог " ) упоминается в Дан. 10, 13, и Иуд. 9. В церковном Предании архангел Михаил называется Архистратигом небесных воинств в собственном смысле слова. Архангел Гавриил (евр., " муж Божий " или " сила Божия " ), упоминается в Дан. 8, 16 и Лк. 1, 19. В церковном Предании архангел Гавриил почитается, как вестник Божественных тайн. Четыре архангела упоминаются в книгах неканонических. Архангел Рафаил (евр., " помощь Божия " или " исцеление Бо-жие " ), упомянут в Тов. 3, 16 и почитается как исцелитель недугов. Архангел Уриил (евр., " огонь, или свет Божий " ) упоминается в 3 Езд. 4, 1, почитается как проводник Божественной любви, как пробуждающий в людях ответную любовь к Богу и просвещающий светом богопознания. Архангел Селафиил (евр., " молитва к Богу " ) упоминается в 3 Езд. 4, 1; 5, 20, почитается как научающий молитве. Архангел Иеремиил (евр., " высота Божия " ) упомянут в 3 Езд. 4, 36. Есть еще два архангела, которые не упоминаются в Свщ. Писании, но почитаются наравне с вышеперечисленными архангелами. Архангел Иегудиил (евр., " хвала Божия " или " славящий Бога " ) чтится как помощник в трудах, особенно в молитвенных, и в аскетических подвигах. Архангел Варахиил (евр., " благословение Божие " ) почитается как служитель Божественного благословения.

http://sedmitza.ru/lib/text/431691/

Наименование «архангелы» употребляется в Предании Церкви двояким образом. С одной стороны, архангелами называют один из ликов низшей иерархии, а с другой, архангелами называют особых, высших ангелов, которые вообще не входят в дионисиеву иерархию. Это особые духи, наиболее приближенные к Богу, которых называют Архистратигами небесных воинств. Согласно Преданию, таких архангелов восемь. В канонических книгах Священного Писания упоминаются только два архангела:архангел Михаил (евр. «кто как Бог»), упоминается в Дан.10:13 и Иуд.9 . В церковном Предании архангел Михаил называется Архистратигом небесных воинств в собственном смысле слова; – архангел Гавриил (евр. «муж Божий, или сила Божия»), упоминается в Дан.8:16 и Лк.1:19 . В церковном Предании архангел Гавриил почитается как вестник Божественных тайн. Четыре архангела упоминаются в книгах неканонических: – архангел Рафаил (евр. «помощь Божия, или исцеление Божие»), упомянут в Тов.3:16 и почитается как исцелитель недугов; – архангел Уриил (евр. «огонь или свет Божий»), упоминается в 3Езд.4:1 , почитается как проводник Божественной любви, как пробуждающий в людях ответную любовь к Богу и просвещающий светом богопознания; – архангел Селафиил (евр. «молитва к Богу»), упоминается в 3Езд.4:1, 5:20 , почитается как научающий молитве; – архангел Иеремиил (евр. «высота Божия»), упомянут в 3Езд.4:36 . Есть еще два архангела, которые не упоминаются в Священном Писании, но почитаются наравне с вышеперечисленными архангелами:архангел Иегудиил (евр. «хвала Божия, или славящий Бога») чтится как помощник в трудах, особенно в молитвенных, и в аскетических подвигах; – архангел Варахиил (евр. «благословение Божие») почитается как служитель Божественного благословения. Лаодикийский Собор (IV век) 35-м своим правилом осудил как ересь поклонение ангелам как творцам и правителям мира, но утвердил почитание ангелов, как служителей Пресвятой Троицы, т. е. близких к Богу и для нас благодетельных. Литература. Алеипий (Кастальский-Бороздин), архим., Исайя (Белов), архим. Догматическое богословие. С. 175–190; Давыденков О. , прот. Догматическое богословие. Ч. 3. С. 33–47; Давыденков О., прот. Катихизис. С. 94–97. Вопрос 26. Творение мира видимого. Содержание и продолжительность дней творения. Совершенство творения

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010