Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Архангел Михаил - описание Архангел Михаил (память 6 сентября и 8 ноября по старому стилю) Архангел Михаил - один из высших ангелов, принимающий самое близкое участие в судьбах Церкви. Священное Писание нас учит, что, кроме физического, существует великий духовный мир, населенный разумными, добрыми существами, именуемыми ангелами. Слово " ангел " на греческом языке значит вестник. Священное Писание их именует так потому, что Бог нередко через них сообщает людям Свою волю. В чем же собственно состоит их жизнь в духовном мире, который они населяют, и в чем заключается их деятельность - мы почти ничего не знаем, да, в сущностии, и понять не в состоянии. Они пребывают в условиях, совершенно отличных от наших материальных: там время, пространство и все жизненные условия имеют совсем иное содержание. Приставка " архи " к некоторым ангелам указывает на их более возвышенное служение сравнительно с другими ангелами. Имя Михаил - на еврейском значит " Кто, как Бог " . Священное Писание, повествуя о явлении ангелов различным людям, собственным именем называет только некоторых из них, - по-видимому тех, которые несут особую миссию в утверждении Царства Божия на земле. Среди них - архангелы Михаил и Гавриил, упоминаемые в каноничес-ких книгах Писания, а также архангелы Рафаил, Уриил, Салафиил, Иегудиил и Варахиил, упоминаемые в неканонических книгах Писания. Архангел Гавриил обычно являлся некоторым праведникам в качестве вестника великих и радостных событий, касающихся народа Божия (Дан. 8, 16, 9, 21; Лук. 1, 19-26). В книге Товита архангел Рафаил говорит о себе: " Я - Рафаил, один из семи святых Ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред славу Святаго " (Тов. 12, 15). Отсюда возникло убеждение, что на Небе существует семь архангелов, одним из которых является архангел Михаил. Архангел Михаил в Писании именуется " князем " , " вождем воинства Господня " и изображается, как главный борец против диавола и всякого беззакония среди людей. Отсюда его церковное именование " архистратиг " , т. е. старший воин, вождь. Так, архангел Михаил явился Иисусу Навину в качестве помощника, при завоевании израильтянами Обетованной земли. Он явился пророку Даниилу в дни падения Вавилонского царства и начала созидания Мессианского царства. Даниилу было предсказано о помощи народу Божию со стороны архангела Михаила в период предстоящих преследований при Антихристе. В книге Откровения архангел Михаил выступает как главный вождь в войне против дракона-диавола и прочих взбунтовавшихся ангелов. " И произошла война на Небе: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось им места на Небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною " . Апостол Иуда кратко упоминает об архангеле Михаиле, как о противнике диавола. (Нав. 5, 13; Дан. 10; 12, 1; Иуд. 9; Откр. 12, 7-9; Лк. 10, 18).

http://pravicon.com/info-900

3.10. Архангелы    Наименование «архангелы» употребляется в Предании Церкви двояким образом. С одной стороны, архангелами называют один из ликов низшей иерархии, а с другой — архангелами называют высших ангелов, которые вообще не входят в Дионисиеву иерархию. Это духи, наиболее приближенные к Богу, которых называют Архистратигами небесных воинств.    Согласно Преданию, таких архангелов восемь. В канонических книгах Священного Писания упоминаются только два архангела. Архангел Михаил (евр. «кто как Бог») упоминается в Дан.10и Иуд.1:9. В церковном Предании архангел Михаил называется Архистратигом небесных воинств в собственном смысле слова. Архангел Гавриил (евр. «муж Божий» или «сила Божия»), упоминается в Дан.8и Лк.1:19. В церковном Предании архангел Гавриил почитается как вестник божественных тайн.    Три архангела упоминаются в книгах неканонических. Архангел Рафаил (евр. «помощь Божия» или «исцеление Божие») упомянут в Тов.3и почитается как исцелитель недугов.    Архангел Уриил (евр. «огонь или свет Божий») упоминается в 3Езд.4и почитается как проводник Божественной любви, пробуждающий в людях ответную любовь к Богу и просвещающий светом богопознания.    Архангел Иеремиил (евр. «высота Божия») упомянут в 3Езд.4:36.    Есть еще три архангела, которые не упоминаются в Священном Писании, но почитаются наравне с вышеперечисленными архангелами. Архангел Селафиил (евр. «молитва к Богу») почитается как научающий молитве. Архангел Иегудиил (евр. «хвала Божия», или «славящий Бога») чтится как помощник в трудах, особенно в молитвенных, и в аскетических подвигах. Архангел Варахиил (евр. «благословение Божие») почитается как особый служитель божественного благословения. 3.11. О молитвенном почитании ангелов    Вопрос о молитвенном почитании ангелов приобрел существенное значение в Новое время, в связи с тем что такое почитание было отвергнуто практически во всех протестантских деноминациях. Этот запрет основывается на словах ап. Павла: Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов (Кол.2:18).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Холодный храм был покрыт железной крышей, что помогло ему сохраниться лучше других помещений. Внутри он был украшен фресками, фрагменты которых сохранились и поныне. Чтобы понять, что изображено на фресках был проведен детальный осмотр этих фресок, существенную помощь в определении изображений оказали известные вологодские реставраторы: Ольга Александровна Соколова и Мира Евсеевна Даен. Вероятно, это следующие изображения: над алтарем (на востоке) - изображение Архангела Михаила и ангельских чинов - представителей мира небесной иерархии, посредников между Богом и человеком. Эта часть росписей сохранилась лучше всего. Архангелы изображены в следующем порядке: A) Архангел Михаил - предводитель воинства ангелов и людей во вселенской битве с Сатаной. Он изображен со щитом и огненным мечом. Б) Чуть выше, слева изображен Архангел Селафиил - в молитвенном положении, смотрящий вниз, со сложенными на груди руками. B) Над архангелом Михаилом - изображение архангела Гавриила. Он обычно изображается с райской ветвью, принесенной им Пресвятой Деве, или со светящимся фонарем в правой руке и зеркалом - в левой. В нашем случае мы видим его изображение с зеркалом. Г) В самом верху данной группы Архангел, держащий в левой руке свечу, а в правой руке сосуд на трех длинных цепочках, напоминающий кадило. Что это? Если это сосуд с целебным маслом, то перед нами целитель Архангел Рафаил, если таким образом живописец изобразил весы, то перед нами Архангел Иеремиил. В нашем случае этих Архангелов сложно идентифицировать, потому, что в группе архангелов, расположенных напротив в левой части фрески, симметрично расположена похожая фигура Архангела, держащего подобный сосуд (но этот предмет, скорее всего и будет являться весами) в правой руке и, соответственно, в левой - свечу. Д) Слева снизу, вероятнее всего, изображен Архангел Иегудиил (видно, что он держит венец - награду для всякого христианина, служащего Богу). Е) Мы смеем предположить, что слева от Иегудиила изображен Архангел Уриил. Дело в том, что у этого архангела в правой руке должен быть меч, а у того, кто показан на фреске, руки сложены так, будто бы в них действительно находится меч, острием направленный вниз. Ж) Последнюю фигуру можно определить только методом исключения, так как ее изображение стерто полностью. Вероятнее всего, это Архангел Варахиил.

http://sobory.ru/article/?object=12308

Кто такой архангел Михаил? Какую роль он играет в жизни Православной Церкви и христианской веры? Об этом Вы узнаете, прочитав нашу статью! Архангел Михаил — вождь небесного воинства Архангел Михаил Говорят, сатана ставит себе в большую заслугу, что заставил живописцев НЕ ИЗОБРАЖАТЬ себя поверженным под ногами Покровителя рода человеческого. Празднование 8 ноября по старому стилю, 21 ноября по новому стилю. Упоминается в канонических книгах: Дан. 10:13; 12:1. Иуд. ст. 9. Откр. 12:7-8. Архангел Михаил — один из высших ангелов, принимающий самое близкое участие в судьбах Церкви. Священное Писание нас учит, что, кроме физического, существует великий духовный мир, населенный разумными, добрыми существами, именуемыми ангелами. Слово «ангел» на греческом языке значит вестник. Священное Писание их именует так потому, что Бог нередко через них сообщает людям Свою волю. В чем же собственно состоит их жизнь в духовном мире, который они населяют, и в чем заключается их деятельность — мы почти ничего не знаем, да, в сущности, и понять не в состоянии. Они пребывают в условиях, совершенно отличных от наших материальных: там время, пространство и все жизненные условия имеют совсем иное содержание. Приставка «архи» к некоторым ангелам указывает на их более возвышенное служение сравнительно с другими ангелами. Имя Михаил — на еврейском значит «Кто, как Бог». Священное Писание, повествуя о явлении ангелов различным людям, собственным именем называет только некоторых из них, — по-видимому тех, которые несут особую миссию в утверждении Царства Божия на земле. Среди них — архангелы Михаил и Гавриил, упоминаемые в канонических книгах Писания, а также архангелы  Рафаил ,  Уриил ,  Салафиил ,  Иегудиил и  Варахиил , упоминаемые в неканонических книгах Писания.  Архангел Гавриил  обычно являлся некоторым праведникам в качестве вестника великих и радостных событий, касающихся народа Божия (Дан. 8, 16, 9, 21; Лук. 1, 19-26). В книге Товита  архангел Рафаил  говорит о себе: «Я —  Рафаил , один из семи святых Ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред славу Святаго» (Тов. 12, 15). Отсюда возникло убеждение, что на Небе существует семь архангелов, одним из которых является архангел Михаил.

http://pravmir.ru/arxistratig-arxangel-m...

Святая наша Церковь учит, что существуют семь архангелов. – Почему семь, а не больше или меньше, – это тайна творения Божия. Знаем мы только, что седмиричное число составляет один из самых главных законов происхождения и бытия тварей в мире духовном и физическом. Семь даров Духа Святаго, семь таинств, семь тонов, семь лучей, семь дней творения. Первый архангел – Михаил ратоборствует за славу Творца, за дело спасения рода человеческого, за Церковь . Он искоренитель сект и расколов, он хранитель Церкви Христовой, он вступит в борьбу с антихристом в последние времена и сокрушит его. Второй архангел – Гавриил «служитель чудесе», является служителем всемогущества Божия и посылается во всех тех случаях, когда Господь проявляет Свою всемогущую силу, когда Господь творит чудеса. Третье место принадлежит архангелу Рафаилу; имя это означает помощь, искупление. О нем говорится в книге Товита, имя архангела Рафаила должно быть любезно всем страждущим и больным, но при этом последние должны помнить, что Господь подает исцеление тем, кто сам милосерд. «Блаженни милостивии, яко тии помиловани будут». Четвертый архангелУриил, т. е. свет или огонь Божий. Как ангел света, он просвещает умы людей откровением истин, для них полезных, как ангел огня Божественного, он воспламеняет сердца любовию к Богу и потребляет нечистые привязанности, это ангел всех учеников, ищущих истинного познания. Пятый архангел есть верховный служитель молитвы, называется Салафиилом. Необходимо, чтобы молитвы наши были угодны Господу и были бы возносимы к престолу Вседержителя; эту миссию и исполняет архангел Салафиил. Шестой архангел – Эгудиил – поощряет наградами благ вечных труждающихся. Жизнь и труды часто в этой жизни тяжелы, возможно малодушие, ропот, изнеможение. От всего этого и избавляет нас архангел Эгудиил. Седьмой архангел – Варахиил – раздает благословения Божии и, конечно, тем, кто достоин их – людям, живущим и трудящимся во славу Божию (Взято из слова Иннокентия Херсонского ). При движении дурных помыслов и чувств отрезвляющим средством бывают для разных людей и в разное время различные способы. Одному достаточно вспомнить смерть, страшный суд – и дурные помыслы прекращаются; другому стоит только привести на память потерю близких людей, страдания и несчастья их – и дурное отходит; третий остановится мыслью на том, как весьма шатко положение человека на земле: каждую минуту его может постигнуть бедствие, несчастный случай – и этим он умиротворяет дурную страсть. Пятый вообразит себе вездеприсутствие Божие, близость Бога к человеку, Его любовь и милосердие – и этим приводит в порядок свой шатающийся по распутиям мира ум и успокаивает услаждающееся дурной сластию сердце. Но лучше всего знать цену высшему благу, знать, сколь сладко жить с Богом и для Бога, тогда не так легко будет нами овладевать все дурное.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

По Библии он считается ангелом-хранителем избранного народа. Каббалисты считают его учителем патриарха Иосифа; по учению магометан — от него Магомет получил свои откровения и им же унесен на Небо Архангел Гавриил  (с еврейского — муж Божий) Один из высших ангелов, в Ветхом и Новом Заветах является, как носитель радостных благовестий. Священнику Захарии он возвещает в храме, при возношении курения, о рождении Иоанна Крестителя, Приснодеве в Назарете — о рождении Спасителя мира. По Библии он считается ангелом хранителем избранного народа. Каббалисты считают его учителем патриарха Иосифа; по учению магометан — от него Магомет получил свои откровения и им же унесён на Небо. На иконах изображается со свечей и зеркалом из ясписа в знамение того, что пути Божии до времени не бывают ясны, но постигаются через время путём изучения слова Божия и послушания голосу совести. Церковь прославляет его 26 марта и 13 июля  (старый стиль). Упоминается в канонических книгах: Дан. 8:16 и 9:   21; Лк. 1:9 и 26. Благовещение Пресвятой Богородицы Святой Архангел Гавриил, как поясняется в «Руководстве к написанию икон», «изображается держащим в правой руке фонарь с зажженною внутри свечею, а в левой каменное зерцало». (Фартусов, стр. 226). Это зеркало из зеленого ясписа (яшмы) с черными и белыми пятнами на нем, освещаемое светом истины, отражает хорошие и дурные дела народов, возвещает людям тайны Божия домостроительства, спасения человечества. Имя Гавриил, полученное Архангелом от Бога, означает по-русски Крепость Божия или Сила Божия . Читайте также: Задать вопрос священнику Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, есть ли в христианстве такие Архангелы: Архангел Чамуил, Архангел Задкиил, Архангел Иофиил? Спасибо. Надежда.   Отвечает священник Михаил Самохин: Здравствуйте. Надежда! В Православии Архангелов с такими именами нет. В канонических книгах Священного Писания упоминаются Архангелы Михаил и Гавриил. В апокрифе «книга Еноха» упоминаются Архангелы Варахиил, Селафиил, Иегудиил, Рафаил, Уриил и Иеремиил. Имена Архангелов, которые приводите Вы относятся к каббалистической ангелологии, то есть в учении об Ангелах поздней иудейской традиции, существовавшей параллельно с христианством.

http://pravmir.ru/arxangel-gavriil/

Второе место занимает в ряду архангелов Гавриил – сила Божия. Святая Церковь изображает его иногда с райскою ветвию в руке, которая принесена им Пресвятой Деве Марии, как знамение небесной вести, а иногда с фонарем в правой руке, внутри которого горит свеща, а в левой – с зерцалом из яспида. Как имя, так и изображение его означают его дело – являться провозвестником Божественного откровения и служителем Всемогущества Божия в деле спасения рода человеческого. Так он открыл Захарии весть о чудесном зачатии св. Иоанна Предтечи от престарелых родителей. Пресвятой Деве Марии благовествовал о сверхъ-естественном и непостижном бессеменном зачатии Самого Сына Божия. Как вестник, открывающий роду человеческому судьбы Божии и совет превечный – он изображается с зерцалом. Но так как судьбы Божии бывают до времени сокрыты от людей и постигаются сердцами верующих постепенно, по мере преуспеяния их в благочестии, то сей архангел изображается со свещею, сокрытою в фонаре. Здесь и свет, во тьме светящий и огнь опаляющий, которым сей архангел поражает за скудость веры, как поразил некогда отца Предтечи. Третий архангел Рафаил – помощь и исцеление Божие: близок сей архангел ко всем страждущим как утешитель и врач небесный. В Священном Писании есть книга Товита, где описывается, как сей врач небесный, в образе человека, сопутствовал праведному Товии, сыну Товита, освободил от злого духа его невесту, возвратил зрение престарелому отцу Товии, а потом вознесся от них на небо, преподав облагодетельствованным им такое наставление: «благословляйте Бога, прославляйте Его, признавайте величие Его и исповедайте пред всеми, что Он сделал для вас... Доброе дело молитва с постом и милостынею и справедливостию. Милостыня от смерти избавляет и может очищать всякий грех» ( Тов. 12, 6. 8. 9 ). Посему милостивые скорее удостоиваются небесной помощи и заступления св. архангела Рафаила. Сообразно с служением своим сей архангел изображается с сосудом врачебным в левой руке, а в правой ведущим Товию. Четвертый архангел Уриил – свет или огнь Божий. Изображается с мечом, обращенным противу персей, а в левой руке с пламенем, ниспускающимся к низу. Как ангел света, он просвещает умы людей откровением истин, как носитель Божественного огня, воспламеняет сердца людей любовию к Богу и ближнему. Этот ангел – покровитель людей, посвятивших себя наукам и полезным искусствам. Но озаряет он небесным светом только тех людей, которые не стремятся проникнуть в недоведомыя, и людям ненужныя, тайны мироправления, тайны Божества, или тайны природы, разум превышающия. Так он упрекнул и вразумил мужа – Ездру, когда тот в жару страсти познания, хотел постигнуть тайны судеб Божиих (3 кн. Ездры, 4 гл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Ni...

1 . Архангел Михаил – первый из верховных Ангелов, поборник славы Божией. Он часто изображается в воинском облачении с другими верными Богу Ангелами. Или изображается один в одежде воина с мечом или копием; в руке, попирающий ногами дракона или древнего змия – диавола. Так он изображается в память о том, что некогда на небесах была великая брань между Ангелами – служителями Божиими и злыми духами– ангелами, отпавшими от Бога и ставшими служителями сатаны. Иногда он изображается с копием, верх которого украшает белая хоругвь с крестом. Это особенное отличие Архангела Михаила и его воинства, означающее нравственную чистоту и непоколебимую верность Небесному Царю. 2 . Архангел Гавриил – провозвестник судеб Божиих и служитель Его всемогущества. Изображается иногда с райской ветвью в руке или с фонарем, внутри которого горит свеча, в одной руке и с зерцалом в другой. Свеча, закрытая в фонаре, означает, что часто судьбы Божии бывают сокрыты до времени их исполнения, но и по исполнении их постигаются только теми, кто внимательно смотрит в зерцало своей совести и слова Божия. 3 . Рафаил изображается с алавастровым сосудом, наполненным целительным маслом. Имя Рафаил означает “милосердие”, “помощь всем страждущим”. УриилАрхангел света и огня Божия – изображается с опущенной вниз молнией. Он озаряет огнем пламенной любви, просвещает умы людей откровением полезных истин. О нем можно сказать, что он является особенным покровителем людей, посвятивших себя наукам. 4 . Селафиил – Архангел молитвы. Изображается или с четками в руках, или в молитвенной позе с приложенными в благоговении к груди руками. 5 . Иегудиил – “хвала Божия”. Изображается с золотым венцом в одной руке и с бичом из трех шнуров в другой. Венец – для поощрения людей, подвизающихся во славу Божию, а бич для защиты их именем Святой Троицы от врагов. 6 . Варахиил – Архангел Божиих благословений, во время земной жизни посылаемых тем, кто трудится для получения небесных, вечных благословений. Таковы Архангелы. А теперь об Ангелах.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Росписи часовни выполнены в технике масляной живописи по сухой штукатурке в стиле позднего русского академизма. В композициях пере­дана перспектива и световоздушная среда. На восточном лотке сомкнутого свода изображено «Отечество» (Бог Саваоф с младенцем Христом и голубем — символом Святого Духа). По сторонам на своде представлены архангелы. Архангел Михаил изо­бражен в воинских доспехах. В левой руке он держит зеленую паль­мовую ветвь, а в правой — меч. Архангел Гавриил — вестник Божьих тайн. В левой его руке — райская ветвь лилии (символ невинности и чистоты), в правой — зеркало из зеленой яшмы. Архангел Рафаил — утешитель скорбящих и целитель больных. Он изображен в динамичной позе, словно ловит рыбу. Архангел Уриил — просветитель неверующихи невежд. В правой руке он держит обнаженный меч, а в левой — стре­мящееся вниз пламя, освещающее неверующих. Архангел Салафиил — ангел молитвы, побуждающий людей к молитве, заступник пред Богом за людей. В его правой руке — кадило, левая рука прижата к груди. Глаза ангела молитвенно обращены вверх. Росписи выполнены в академиче­ском стиле на высоком профессиональном уровне. В следующем живописном регистре на восьми отдельных панно,занимающих пространство граней стены, равных простенку, изображены избранные святые. Среди них представлены апостолы Петр и Павел, пре­подобный Серафим Саровский и святой великомученик Пантелеймон. Ближе к западной стене изображены особо почитаемые на Севере осно­ватели Соловецкой обители Зосима и Савватий, а также местночтимые преподобные Дионисий и Анфилогий Глушицкие. На западной стене, у самого входа, написаны два Ангела — стражи часовни. Регистр панно отделен от свода широкой лентой живописного кар­низа, имитирующую пластику архитектурного декора. В часовне четыре окна, которые застеклены, изнутри вставлены металлические решетки. Пол в часовне деревянный и покрашен коричневой краской. Сохранились надписи на внутренней стороне деревянных двуствор­чатых дверей. По этим надписям видно, когда была выполнена роспись часовни и кто ее мастер. На одной половине двери надпись: «1903 года. Мастер живописи А.И. Журавлев», на другой: «При часовенном старосте П.А. Яйцове».

http://sobory.ru/article/?object=46210

Вполне возможно в этих работах принимал участие подмастерье Ковалинского Степан Дмитриевич Нефедов (позднее известен как Степан Эрьзя). Хочется отметить, что в данном храме фресковая живопись сохранилась в большей части чем в любом другом храме Арского района (единственный ближайший конкурент - храм в честь Казанской иконы Божией Матери в с. Старое Чурилино). До наших дней полностью дошли фрески парусов храма и фресковая живопись на стенах храма, в небольшой трапезной части храма фрески не сохранились. На парусах храма: над иконостасом на светло-голубом фоне в окружении десяти херувимов в облаках изображен сюжет с Новозаветной Троицей иконографического типа «Отечество» (Бог - Отец в светло-розовом облачении, восседающий на престоле с распростертыми руками, нимб треугольной формы; на коленях Бога - Отца Спас Эммануил, скрестивший пальцы на приподнятой правой руке, в левой - раскрытый свиток со словом «логос»; над Спасом Эммануилом изображен летящий голубь - символ Святого Духа); слева от иконостаса на светло - синем фоне с тремя херувимами - апостол Матфей с Ангелом (символ мессианского посланничества в мир Сына Божия и символ совершенной чистоты и безгрешности Спасителя), Архангел Рафаил, ведущий левой рукой праведного Товию, пророк Самуил, апостол и евангелист Лука с лежащим у его ног крылатым тельцом (символ жертвенности, искупительного служения Спасителя); справа от иконостаса на светло-голубом фоне с тремя херувимами: апостол и евангелист Иоанн Богослов с сидящим у его ног орлом (символ Спасителя как победившего смерть и вознесшегося к Богу-Отцу), Архангел Гавриил, Архангел Уриил, апостол Марк с лежащим крылатым львом у его ног (символ могущества и царственного достоинства Христа); на парусе против иконостаса на светло-голубом фоне с тремя херувимами: святой отрок Мисаил, Архангел Михаил, держащий в правой руке огненный меч, а в левой - щит, Архангел Иегудиил. На стенах храма, под парусами, размещены 5 сюжетов в отдельных рамках: на северной - Покров Пресвятой Богородицы, Успение Пресвятой Богородицы; на южной - Рождество Пресвятой Богородицы, Воздвижение Креста Господня; на западной - Тайная вечеря.

http://sobory.ru/article/?object=20981

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010