Затруднительное положение нового настоятеля увеличивало особенно еще то обстоятельство, что на руках у него находилась начатая его предшественником постройка нового трапезного с церковью трехэтажного корпуса, требующая для совершения ее весьма много денежных средств. Где их найти? Ежегодные денежные поступления от благотворителей обители стали значительно уменьшаться за последние годы, что объяснялось обеднением общим всех классов народа, после бедственных для России 1905 – 1907 революционных годов; на предстоящие огромные расходы для обители далеко не было достаточно этих поступлений от боголюбивых и усердных ее жертвователей; пришлось обратиться к другому единственно оставшемуся вспомогательному источнику – к монастырскому капиталу, составившемуся также из вкладов благотворителей и положенному на обеспечение существования обители, и из него взять значительную часть, для покрытия необходимых чрезвычайных расходов в той надежде, что когда-либо пекущийся о всех Господь предстательством св. праведного Артемия пошлет его обители особенно усердных жертвователей, помощью которых снова пополнится монастырский капитал – этот важнейший источник существования обители. Взятые из капитала суммы помогли выйти обители из затруднительного положения: на эти средства была доведена до конца постройка нового трапезного с церковью корпуса и отделаны все внутренние в нем помещения, произведен ремонт снаружи и внутри многих других здании монастыря и приобретены разные предметы и вещи, необходимые в домашнем обиходе. Новый трапезный с церковью каменный трехэтажный корпус Художественно украшенное колонками и другими рельефами на большом расстоянии планомерно раскинутое здание нового трапезного с церковью корпуса дало обители несколько законченный вид и придало ей еще более прежнего благолепный вид. Устроенные при корпусе просторные келии дали возможность стесненной и скученной до того времени братии разместиться свободно по кельям, что особенно было приятно для тех из братии, которые дорого ценили уединение, дающее возможность удобнее внимать себе и заниматься духовными подвигами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Анне, прав., глас 4 Жизнь рождшую во чреве носила еси, Чистую Богоматеpь,/Богомудрая Анно./Темже к приятию Небесному, идеже веселящихся жилище,/в славе радующися, ныне преставилася еси,/чтущим тя любовию/прегрешений просящи очищение,//присноблаженная. Перевод: Жизнь зачавшую – чистую Богоматерь носила ты во чреве, Богомудрая Анна; потому в удел небесный, где во славе веселящихся жилище, ты ныне с радостью переселилась, почитающим тебя с любовью прося согрешений прощения, вечно блаженная. Величание на успение прав. Анны Величаем тя,/святая праведная Анно/прамати Христа Бога нашего,/и всечестное славим/успение твое. Артемию Веркольскому, отроку, прав., глас 3 Вышняго повелением,/тученосным облаком небо помрачившим,/и молниям блистающим,/грому же возшумевшу с прещением,/испустил еси душу твою в руце Господеви,/премудре Артемие,/и ныне предстоиши Престолу Владыки всех,/иже верою и любовию приходящим к тебе,/подая исцеление всем неотложно,/и моляся Христу Богу,//спастися душам нашим. Перевод: По воле Всевышнего, грозовым облаком небо помрачившего, в блистании молний и угрожающем шуме грома ты отпустил душу свою в руки Господа, премудрый Артемий, и сейчас предстоишь Престолу Владыки всех, с верою и любовью приходящим к тебе подавая исцеление без отлагательств и молясь Христу Богу о спасении наших душ. Величание Величаем тя,/страстотерпче Христов, Артемие,/и чтим святую память твою,/ты бо молиши за нас/Христа Бога нашего. Афанасию Наволоцкому, прав., глас 1 Божественною благодатию просветився,/и по смерти даруеши исцеления притекающим к тебе, премудре Афанасие,/темже и мы ныне чтим честных мощей твоих явление,/веселящее вкупе души и телеса./Тем вси вопием:/слава Давшему ти крепость,/слава Венчавшему тя,//слава Действующему тобою всем исцеления. Перевод: Божественной благодатью просветившись, и после смерти ты даруешь исцеления приходящим к тебе, премудрый Афанасий, потому и мы сегодня почитаем священных мощей твоих явление, радующее одновременно души и тела. Поэтому все взываем: «Слава Давшему тебе силу, слава Венчавшему тебя, слава Подающему через тебя всем исцеления».

http://azbyka.ru/molitvoslov/tropari-pra...

—615— языком, крайне либеральное направление его мыслей: однажды, стоя на клиросе во время празднования полиелея святому Артемию, Веркольскому Чудотворцу, Алексей Родионов, между прочим, шепнул на ухо стоявшему подле брату Андрею Федорову 3314 : „Сицевому малейшему мальцу служба сочинена есть, и сей-то древней грубости подражая, сии неразумно празднуют” 3315 . С ужасом передал эти слова Андрей Федоров своему настоятелю. Не мало подивился этому и сам Семён Денисов. Он начал убеждаться, что в Алексее Родионове не только нет склонности к Выгу, но даже он очень опасен для Выга и потому с этого времени не стал прилежати к нему и даже советовал Мануилу Петрову не слишком прикреплять его к общежительству и не записывать в сказки его жителей. Впрочем, едва ли это справедливо. Верно только то, что Алексей Родионов до смерти Семёна Денисова был его келейником и любимым учеником 3316 . Но Алексей Родионов не смотря на то, что против него началось враждебное настроение, всё-таки оставался ревностным приверженцем раскола и посвящал свои знания и силы к утверждению и укреплению его. В это время он писал свой „Зитуменос”, о котором мы говорили выше, и который он окончил в 1744 году 3317 . —616— В 1742 году, октября 18-го дня был издан указ, по которому было предписано произвести поголовную перепись всех раскольников, обложить их двойным окладом. Произвести эту перепись повелело было в самом скором времени, и при этом было определено послать указы в провинции к губернаторам и воеводам, чтобы они во взыскании недоимок „радетельное старание чинили” 3318 . Перепись эта касалась только тех раскольников, которые были уже прежде записаны. Но когда, кроме прежде записанных, пожелали записаться и другие, незаписанные при прежних переписях, – то св. Синод запротестовал и приказал их таких желающих не записывать впредь „до рассмотрения и указа” 3319 . Такой указ действительно вышел 31-го августа 1744 года от лица самой Императрицы Елизаветы Петровны. Им объявлялось всем раскольникам, чтобы они в назначенный им срок подали о себе сказки для записи себя в ревизию и вместе с тем в двойной оклад 3320 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

- У Пелагеи, поди, тоже такое бывало... Поворот, возникший в разговоре, - для меня откровение. Оказывается, Веркольская деревенская пекарня находилась именно здесь. Печь теперь другая, но помещение - тоже. И именно здесь двадцать лет кряду трудилась пекариха Пелагея, точнее прототип Абрамовской героини. Во, как жизнь переплетается со словесностью и какие узлы завязываются! Наверняка, Абрамов здесь бывал и, образно говоря, от печки и плясал, замешивая тесто «Пелагеи». Из дневника За месяц до моего приезда в Верколе и здесь, в Артемие-Веркольском монастыре, снимали фильм. Телеканал «Культура» затеял серию картин о писателях военного поколения. Ведущий всех фильмов - И. П. Золотусский. В последних числах июля мы виделись с Игорем Петровичем в Архангельске, было это накануне отъезда съёмочной группы на Пинежье. Весь вечер гуляя по Двинской набережной, мы обсуждали литературные дела, делились планами, вспоминали ушедших писателей, и мой собеседник признался, что из всей пишущей братии, с кем он был знаком, Фёдор Абрамов - самый сокровенный для него человек. Кончина Абрамова стала личным горем Золотусского. Не случайно первую книгу о нашем земляке - она вышла через два года после кончины Фёдора Александровича - написал именно он, Игорь Петрович. В монастырской пекарне звучали имена Абрамова, Пелагеи, Золотусского... Зашёл разговор о съёмках. Некоторые эпизоды приходили на глазах Виталия. Одна деталь вызвала у него сомнение. Правильно ли режиссёр фильма поняла, для чего Пелагея использовала печную лопату. Мозоль на плече у неё не от работы у печи. Мозоль от лопаты, на которую она надевала сумку с хлебами да ведро с хлебными отходами, кои ежедень таскала с пекарни домой: буханки - для себя, отходы - для порося... В ноябре я ездил по делам в Москву , наведался в Переделкино и передал этот разговор Золотусскому. Игорь Петрович сомнения снял: режиссёр - человек искушённый, подготовленный, а в процессе съёмок, вернее по ходу подготовки к очередному эпизоду каких только не возникает вариаций...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Но о сих и других святынях Архангельского края несравненно больше рукописей имеется в Академическом собрании, а именно – о Грузинской иконе Красногорского монастыря под 611 , 612, 615 лист. 279 и др. Об Артемие Веркольском – житие и служба ему 542) чудеса до 1696 г. всего 30 612). Столько же и даже больше здесь можно найти о св. Антоние Сийском (см. под 539, 540, 541, 601, где описываются житие, чудеса, содержатся службы молитвы и мн. друг.). О преподобном Никодиме Кожеозерском или Хозьюгском (см. 551, где описываются житие, чудеса и содержится служба, молитвы и др.). О преподобных Вассиане и Ионе Пертоминских (см. 545, 551) описываются обретение мощей их, содержится служба, молитва и др.). Об Иоанне и Логине Яренских чудотворцах (см. 26, 546, 547, где находится описание обретения мощей их, содержится служба) и других святых Архангельского края. Таким образом можно сказать, что в Соловецких библиотеках в прямых и непосредственных источниках находится неисчерпаемый исторический материал для Архангельского края. А сколько драгоценных указаний можно найти здесь в побочных и соприкосновенных исторических актах, исчислить которые нет возможности. Ибо, если и теперь Соловецкая обитель многосторонне соприкасается с церковною жизнью Архангельского края, то еще большие точки соприкосновения были тогда, когда Соловецкие отцы были почти единственными проводниками церковности в нашем краю, и когда обитель эта была под одним архипастырским началом, сначала Новгородских, потом Московских, и наконец, Холмогорских и Архангельских Владык. Несомненно будущие историки так или иначе воспользуются всем богатством исторических данных, находящихся в Соловецких библиотеках. Теперь же Архангельскому духовенству, и в особенности причтам, упоминаемым в вышеуказанных храмозданных грамотах, можно рекомендовать списать копии с означенных грамот, и хранить их при своих церквах, как дорогое сокровище, столь долго бережно сохраненное святою и порядливою Соловецкою обителью, управление коей несомненно не откажет в помощи разобрать и списать указанные грамоты, а равно и другие, которые нам почему-либо не пришлось усмотреть и описать, каковы например грамоты в длинных столбцах, хранящиеся в ризничной палате, где всегда бывает неудобно останавливаться долго.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

В Архангельске прошел круглый стол, посвященный теме влияния тоталитарных сект на здоровье человека 31 мая 2008 г. 11:23 Круглый стол на тему «Деятельность сект в Архангельской области. Влияние деструктивных тоталитарных культов на здоровье человека» прошел 27 мая в Архангельском областном центре медицинской профилактики. В заседании форума приняли участие представители 9-ти региональных и федеральных СМИ, сотрудник прокуратуры Архангельской области Татьяна Гармаш, пресс-секретарь Регионального управления ФСБ по Архангельской области Наталья Ожигина, настоятель подворья Артемиево-Веркольского монастыря в Архангельске иеромонах Феодосий (Нестеров) и др. Открывая встречу, пресс-секретарь нацпроекта «Здоровье» в Архангельской области Татьяна Дрягина отметила, что «деятельность деструктивных религиозных культов в регионе наносит прямой, порой непоправимый ущерб, прежде всего духовному и психическому здоровью граждан». По ее мнению, эта проблема давно перешла границы сугубо духовной сферы и приобрела медицинский аспект. Недавний скандал вокруг продажи псевдоцелительской литературы и лекций оккультиста А. Бухтоярова в архангельском Центре медико-психологической помощи детям и подросткам «Леда» — яркое тому подтверждение. С докладом «Психолого-психиатрический аспект влияния на личность деструктивных культов» выступила профессор кафедры уголовного права Международного института управления (МИУ), кандидат медицинских наук Елена Боярская. Ученый подробно остановилась на методах контроля сознания, применяемых в известных тоталитарных сектах «Свидетелей Иеговы», неопятидесятников, мормонов и неоиндусских культах «Ашрам Шамбала», Общество сознания Кришны, «Духовное возрождение северян» и др. Е. Боярская отметила, что отличительной чертой деструктивных коммерческих, политических и религиозных культов от общественных организаций является их авторитарность. Особую опасность представляют секты неоиндусского происхождения, где используются психофизические методы воздействия и медитация.

http://patriarchia.ru/db/text/414216.htm...

22 . Беседа о лжевымышленной новооткрывшейся системе равенства между людьми. СПб., 1882. – 10 с. Благословение обители св. Артемия Веркольского, усердием настоятеля иг. Феодосия с братиею. Из (13). Т. 2. М., 1839. С. 726–742: Беседа на Апостол в неделю по Богоявлении; греческое изд.: Τ. 2. ν Μ σχ, 1808. С. 792–801. 23 . Περ τς τν Αγ ων πρεσβε ας Σ ακκελ ωνος  Ι. Το μακαρ ου Νικηφ. το Θεοτ κη... С. 1–42; см.:  Μουροτη– Γενκου  Ζ.  Νικηφρος Θεοτκης... С. 213 236 . [О ходатайстве святых. Упоминается в статье:Дмитриевский А. А. По поводу издания в свет нескольких трактатов и писем архиепископа Никифора Феотоки. С. 236.] 24 . πιστολ πρς τν Νεφυτο Καυσοκαλυβτη: " Νεοφτ τ λλογιμωττ εροδιδασκλ Νικηφρος ε πρττειν. Π σαν μν ο ν ποραν πιδεκτικν...»// Σ ακκελ ωνος  Ι. Το μακαρ ου Νικηφ. το Θεοτ κη... С. 43. См.:  Μουροτη– Γενκου  Ζ.  Νικηφρος Θεοτκης... С. 198. [Письмо к иеродиакону Неофиту Кавсокаливиту, ответ на вопрос: «Справедливы ли слова Писания: во всю землю изыде вещание их... ( Пс. 18, 5 ) " ], Лейпциг, 30 октября 1773 г. Упоминается в статье: Дмитриевский А. А. По поводу издания в свет нескольких трактатов и писем архиепископа Никифора Феотоки. С. 237.] 25 . πιστολς πρς τν λευθριο Μιχαλ Λαρισαο Σ ακκελ ωνος  Ι. Το μακαρ ου Νικηφ. το Θεοτ κη... См.:  Μουροτη– Γενκου  Ζ.  Νικηφρος Θεοτκης... С. 201–202, 207. [Три письма к Елевферию Ларисскому: 1) Объяснение текста: «Всяк огнем осолится и всякая жертва солию осолится ( Мк. 9, 49 )», Вена, 16 апреля 1776 г.; 2) На слова: «Аще и внешний наш человек тлеет, обаче внутренний обновляется по вся дни» ( 2Кор. 4, 16 )», Братислава, 8 сентября 1774 г.; 3) Утешение в скорби о почившем брате, Москва, 14 сентября 1793 г. Упоминаются в статье: Дмитриевский А. А. По поводу издания в свет нескольких трактатов и писем архиепископа Никифора Феотоки. С. 237–239.] Русский перевод 3-го письма см. (19). 26 . Слово на отшествие из епархии, 15 июня 1792 г.  Дмитриевский А. А. По поводу издания в свет нескольких трактатов и писем архиепископа Никифора Феотоки. С. 241–243; то же в кн.: Соловьев М. Проповеди Никифора Феотоки. С. 77–80; перепечатано в статье:Зеленская Г. М. Архиепископ Никифор (Феотоки). С. 63–64; то же, в другой редакции, в статье: Дмитриевский А. А. К вопросу о проповеднических трудах Никифора Феотоки... С. 366–368.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

На духовную нравственность братии посвящено все неусыпное внимание настоятеля, и зорко он следит за исполнением иноческих обетов послушания, девства и нестяжательности. Наблюдает, чтобы каждый брат, по мере сил и возможности, непременно посещал каждодневно церковное богослужение, преимущественно утром и вечером; в свободное же от послушания время читал священные книги и упражнялся бы с другими, кто может, в церковном пении. Ибо пение псалмов, как говорит блаженный Августин , души украшает, ангелы на помощь призывает, демоны прогоняет; отженет тьмы, содевает святыню, человеку грешному укрепление ума есть, заглаживает грехи, подобно милостыням святым. Прибавляет веру, надежду, любовь; яко солнце просвещает, яко вода очищает, яко огонь опаляет, яко елей умащает и проч. (См. учебную псалтирь). А для очищения совести и укрепления себя на пути спасения и для возбуждения себя к внимательному прохождению духовной жизни, должен каждый брат избрать себе руководителя, которому постоянно обязан поверять свои мысли и желания, от Бога ли они и полезны ли? Спасение есть во мнозе совете, говорить премудрый. Брат от брата, помогаем, яко град тверд и высок, укрепляется же якоже основанное царство ( Притч.11:14,18:19 ). Обличая перед духовным своим путеводителем самые тонкие помышления, нарушающие чистоту совести, и раскрывая перед ним свою душу и сердце, просит совета и указания, как идти по тернистому пути спасения и избежать сетей вражьих, как неуклонно шествовать по спасительным стопам Христовым и терпеливо переносить скорби и напасти, ибо царствие Божие не утешениями достигается, а скорбями и скорбями многими. Многими скорби, говорит слово Божие, подобает нам внити в царствие Божие ( Деян.14:22 ) И вси же хотящии благочестно жити о Христе Иисусе, гоними будут ( 2Тим.3:12 ). Враг рода человеческого не только отводит идущих путем спасительным, останавливает, и как бы отвлекает их от этого пути, но и противопоставляет им разные гонения, и старается воспользоваться всяким случаем к тому, чтобы привести души в отчаяние и отлучить от Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 12 часов, когда трапезный дает через колокол повестку к обеденному столу, приходит туда служащей иеромонах и, надев на себя епитрахиль и поручи, окропляет св. водою предлежащее на столе и всякую пищу: собирается старшая братия в рясах, а младшая в черных подрясниках (в иных одеждах ходить воспрещается) и, безмолвно сидя по местам, ожидают настоятеля, по прибытии коего, встав, кланяются ему, настоятель ударяет в колокольчик и братия с откровенными главами поет: Отче наш , слава и ныне. Господи помилуй трижды, благослови! Настоятель, благословив пищу, ударяет вновь в колокольчик, чтец на кафедре, к лицу настоятеля обращенный, говорит заглавие чтения с испрошением благословения, и настоятель, благословив, паки ударяет в колокольчик, и чтец начинает самое чтение; тут водворяется мертвое молчание, и никто не осмеливается не только что-либо проговорить, ни даже взглянуть на лицо другого. При переменах пищи настоятель ударяет в колокольчик, чтец произносить молитву, трапезный в подряснике и фартуке, а за ним младшие представляют перемену. По окончании же обеда чтец, трижды поклонившись св. иконам, испрашивает благословение, трапезник собирает укруги в кошницу и читается: Благословен Бог милуяй и питаяй и проч., поется: Достойно есть, тропари храмовые и по окончательном возгласе расходятся чинно. Ужин бывает в 8 часов вечера в таковом же порядке и, встав по окончании трапезы, начинают вечернее правило: по возгласе от служащего чтутся трисвятое, тропари храмовые и дневные: Иже на всякое время, нескверная неблазная, и даждь нам, Владыко, молитвы на сон грядущий, в простые дни прилагается помянник, потом служащий с крестом в руках, при пении стихир: 1) Иже крестом ограждаеми; 2) Крест Твой Господи освятися; 3) Господи, оружие на диавола крест твой дал еси нам, обращается к братии для целования сего спасительного знамения; после этого, положив нисколько поклонов, расходятся все в молчании по своим кельям. С сей минуты, кроме крайности, прекращаются уже все беседы и свидания и каждый в своей кельи занимается правилом, данным от настоятеля, чтением духовных книг, богомыслием и поклонами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

отцов, жить и мыслить так, как они жили, имея перед глазами своими их светлый образ жизни и плоды, которых они удостоились от Бога за свое благочестие. Содевая таким образом спасение душ своей братии, настоятель и старцы постепенно стараются возводить их от внешнего к внутреннему, от плотского к духовному и от несовершенного к совершенному. Для всегдашнего же памятования своих иноческих обязанностей, составлено и вывешено в трапезе несколько правил, в которых общими чертами обрисована жизнь инока. Правила эти предлагаются любознательному вниманию читателя в подлиннике и начинаются так. Каждому известно, что внимание и молитва необходимы для душевного спасения; а вниманию и молитве неудобно навыкнуть, не водворив около себя глубочайшей тишины и не держась келейного безмолвия, и потому, смиренно прошу принять следующие правила и употребить всевозможное тщание к исполнению их: 1) Друг к другу в келию без великой нужны не ходить, разговоров неполезных всемерно уклоняться: «тлят обычаи благи беседы злы», говорить св. апостол, и горький опыт, часто нами видимый, его слова подтверждает. 2) В коридорах для бесед не останавливаться, поминая учение Спасителево: «о всяком праздном слове воздадят человецы ответ в день судный»; кольми паче остерегаться смехотворца, насмешек, укоризн, обличений, споров, противоречий, неуступчивости и проч. От сих рождается шум, смущение, жалобы и враждебность, разрушающая любовь, внедряющая ожесточение души, иногда продолжительное. 3) Мирских людей в келии, с целью знакомства, суетных надежд и светского любопытства, никогда не принимать; от этого происходить душевредная рассеянность, мысленная пустота, тоска самая томительная и проч. Искусивыйся весть. В особенности и всемерно убегать женского пола. 4) Громко в келиях не разговаривать, не читать и не петь, кроме необходимой спевки, не говоря уже о крике, который при безмолвии монашеском не позволителен. Читать можно умом, а не голосом; голос потребен только для уха человеческого, а Бог требует ума и сердца, писано: «насаждей ухо не слышит ли?» и еще: «сыне даждь ми сердце твое».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010