231 ...в Веркольском монастыре.Артемиево-Веркольский мужской монастырь находится в Пинежском районе Архангельской области. Обитель основана в первой половине XVII в. на месте обретения в 1577 г. мощей прав, отрока Артемия Веркольского († 1545; память 23 июня/6 июля и 20 октября/2 ноября). В XIX в. начался расцвет обители. В 1861 г. настоятелем был назначен монах из Кожеозерской пустыни Феодосий, который ввел в монастыре строгий общежи­тельный устав по образцу Коневской обители. Были построены широкая каменная стена вокруг обители, колокольня, новые братские корпуса, трапезная, сооружен водопровод. В 1890 г. Веркольский монастырь указом Святейшего Синода обращен в первоклассный общежительный монастырь. В 1891–1897 гг. был возведен двухэтажный каменный Успенский собор. В 1920 г. монастырь был закрыт. Братия успела спрятать мощи праведного Артемия. До сих пор мощи не обретены, считается, что они находятся под спудом на территории монастыря. Возрождение монастыря началось в 1991 г. 232 ...отца архимандрита Виталия... – Настоятель Веркольского монастыря архим. Виталий (в миру – Вяземский Василий Иванович). В 1867 г. пострижен в мона­шество, в 1870 г. рукоположен в иеромонаха, в 1887 г. возведен в сан игумена, с 1888 г. определен настоятелем Веркольского монастыря, с 1891 г. – архи­мандрит. В 1900 г. по болезни уволен с должности настоятеля; проживал в скиту при Святом озере. Архим. Виталий был председателем комиссии, созданной для наблюдения за постройкой в Суре нового каменного Никольского храма. 233 ...погребено тело Параскевы, родной сестры святого праведного Артемия. – Прав. Параскева Пириминская, или Пиринемская (†XVI; память совершается вместе с Собором Новгородских святых в 3-ю Неделю по Пятидесятнице). 235 Он взял меня с собой, сказав, чтобы отец Геннадий ехал со мной. – В 1891 г. отца Иоанна в поездке на родину сопровождал иеромонах Задне-Никифоровской пустыни Олонецкой епархии Геннадий (Борисов). «В бытность свою в 1889 г. в г. Кронштадте для сбора подаяний в пользу Задне-Никифоровской пустыни иеромонах Геннадий обратил на себя внимание о. Иоанна своим нелицемерным смирением, кротостию своего характера, своей энергией в принятой им на себя миссии сборщика подаяний на устройство пустыни и истовым и благоговейным совершением богослужения. С этого времени иеромонах Геннадий делается лицом, близким к о. Иоанну, и вместе с ним несет усиленные труды на пользу Кронштадтского Андреевского попечительства» (Олонецкие ЕВ. 1899. 2, 15 января. Ч. неоф. С. 36–38).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

В 1917 году последним настоятелем Веркольского монастыря перед его закрытием стал епископ Павел (Павловский). В то время братство обители составляло 185 человек. Разорение монастыря В ноябре 1918 года в Веркольский монастырь прибыл отряд красноармейцев. Часть монахов ушла в другие обители, а тех, кто остался, расстреляли на берегу Пинеги. Богоборцы сжигали иконы и богослужебные книги. Некоторые иконы местные жители успели унести по домам, а через 70 лет вернули их во вновь открывшийся монастырь. Спустя месяц приехала особая комиссия по вскрытию мощей, но монахи их спрятали, и мощи не нашли. Среди местных жителей существует предание, будто люди видели, как отрок Артемий в белой рубашке уходил из монастыря. В разные годы в монастырских зданиях располагались уездный комитет партии, госпиталь для красноармейцев, поселковая коммуна, детский дом, интернат для детей с отклонением в развитии. В игуменском корпусе находилась общеобразовательная школа, в Артемиевском храме – спортивный зал, мастерские, одно время в нем даже выращивали кроликов. Возрождение обители В конце 80-х годов прошлого века обитель хотели превратить в туристический центр. Но Людмила Владимировна Крутикова-Абрамова, вдова известного советского писателя Федора Александровича Абрамова, уроженца села Веркола, предприняла огромные усилия, чтобы здесь вновь началась монашеская жизнь. В 1990 году обитель передали Русской Православной церкви, а 25 декабря 1991 года Священный Синод принял решение об отрытии Артемиево-Веркольского мужского монастыря. Монастырь восстанавливали всем миром, и жизнь в нем начала постепенно налаживаться. У монастыря оказалось много помощников, одни присылали деньги со всех уголков страны, другие приезжали и трудились здесь. В монастыре наладилась духовная жизнь. Со временем появилось свое хозяйство. Современное состояние [ править править код ] Сейчас в Веркольском монастыре постоянно проживает около 40 насельников. С 2000 года возглавляет обитель игумен Иосиф (Волков). С 2000 года насельники обители вели занятия в Веркольской воскресной школе. Первые ее ученики уже разъехались по большим городам, но и там дорогу в храм они не забывают.

http://azbyka.ru/palomnik/Артемиев-Верко...

    1995, 8 (26 августа) сентября— В Москве в связи с празднованием 600-летия Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы состоялся крестный ход из Кремля в Сретенский мужской монастырь, который возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.     1995, 26(13) октября — Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил восстановленные в центре Москвы Иверскую часовню и Воскресенские ворота. К этому дню со Святой горы Афон был доставлен в Москву список Иверской иконы Пресвятой Богородицы, написанный иером. Лукой с древнего чудотворного образа, находящегося в Иверском монастыре.     1996, 10 августа — В день празднования Смоленской иконы Пресвятой Богородицы в Сантахамина (Хельсинки, Финляндия) состоялась церемония возвращения списка Смоленской иконы Божией Матери на памятник 63 российским матросам и солдатам, погибшим 10—11 августа 1855 г. при бомбардировке крепости Свеаборг англо-французским флотом, когда крепостная артиллерия и корабли Балтийского флота предотвратили прорыв неприятельских кораблей в Финский залив. Действующие монастыри Русской Православной Церкви (на 1 март...     Алмаатинская епархия     1993    Мужской мон. в честь Святой Живоначальной Троицы в г. Усть-Каменогорске.    Серафимо-Феогностовская Аксайская мужская пустынь.     Архангельская епархия    Антониево-Сийский мужской мон. в честь Святой Живоначальной Троицы в д. Сия.    Женский мон. во имя св. ап. Иоанна Богослова в г. Архангельске.    Мужской мон. во имя св. прав. Артемия Веркольского в д. Верколе.    Соловецкий мужской мон. в честь Преображения Господня (ставропигиальный).     Астраханская епархия     1994    Мужской мон. во имя св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна в г. Астрахани.     Барнаульская епархия     1994    Димитриевский мужской мон. в г. Алейске.     1994    Женский мон. в честь иконы Пресвятой Богородицы «Знамение» в г. Барнауле.     1995    Женский мон. в честь Покрова Пресвятой Богородицы в г. Яровое.    Женский мон. во имя св. вел. кн. Александра Невского в г. Бийске.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Тропарь, глас 1 Пустынный житель и в телеси Ангел и чудотворец показался еси, отче Артемие: постом, бдением, молитвою небесныя дарования приим, исцеляеши недужныя и души верою притекающих к тебе. Слава Давшему тебе крепость, слава Венчавшему тя, слава Дающему тобою всем исцеления. Тропарь, глас 2 Иже Вышняго повелением, тученосные облаки сошедше на землю, и молниям блистающимся, грому же возшумевшу с прещением, испусти душу свою в руце Господови премудре Артемие; и ныне предстоя престолу Владыки всех, иже верою и любовию приходящим к раце твоей, подаждь исцеление всем неотложно, и молися Христу Богу спастися душам нашим. Кондак, глас 8 Возсия днесь пресветлая память твоя праведне Артемие, Богоданные благодати яко реки, изливая, от светлоцелебныя раки мощей твоих; от нея же почерпающе исцеления, от многоразличных недуг избавляемся, с верою приемлюще, и взывающе, радуися Артемие богомудре. Дополнительные сведения Сальников А. К. Артемиев Веркольский мужской монастырь// 55 С. 454–456. Монастырь находится близ села Веркола Пинежского района Архангельской обл., на левом берегу реки Пинеги. Монастырь был основан в 1645 г. по обету мезенским и кеврольским воеводой А. Ф. Пашковым после чудесного исцеления его сына Иеремии по молитвам родителей перед мощами святого праведного Артемия Веркольского. На месте обретения нетленных мощей святого Артемия Пашков выстроил на свои средства церковь во имя великомученика Артемия Антиохийского (соименного праведному отроку) с приделом во имя праведного Артемия Веркольского, освященную по благословению Патриарха Московского и всея Руси Иосифа и святителя Аффония, митрополита Новгородского, а также устроил ограду и кельи для братии. В 1648 г, настоятелем обители был поставлен иеромонах Рафаил. В том же году вышел указ царя Алексея Михайловича о строительстве монастыря, и «инии людие начаша приходити и тружатися, и вклады чюдотворцу в казну дающе, и единожители учинишася. И с того времени монастырь святаго праведнаго Артемия, Веркольского чюдотворца, именовася и молитвами его распространяшася» (Савельева. С. 373–374). ...В XVIII в. обитель и храмы несколько раз горели, но мощи святого Артемия не пострадали.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

За отчетный период значительно увеличилось количество новых приходов, умножился штат священнослужителей. И хотя темпы развития в северных регионах заметно уступают положению дел в центральных областях, заметны результаты и у нас. В настоящее время Архангельская епархия имеет 139 зарегистрированных приходов. Территория поделена на 6 благочиний: Архангельское (город) - 11 приходов, Северное - 49 приходов, Плесецкое -33, Красноборское -9, Котласское - 14, Вельское -19. Общее количество храмов насчитывает 77. Для сравнения: в 1997 г. у нас было всего 78 приходов и 43 храма. За это время почти вдвое умножилось количество приходов, но остается острая нужда в строительстве новых храмов. На сегодняшний день в епархии 125 священнослужителей. Для сравнения. В 1912 в епархии действовали 698 храмов (из них соборов - 15). Духовенство составляло: протоиереев - 21, иереев - 355, диаконов 53, иноков 142, псаломщиков - 340, инокинь - 147, послушниц - 161. В течение этого года было совершено 14 хиротоний. Сегодня в епархии действуют 4 монастыря: Свято-Троицкий Антониево-Сийский мужской монастырь, Артемиево-Веркольский мужской монастырь, Богоявленский Кожеезерский мужской монастырь, Иоанно-Богословский женский монастырь. В с. Сура Пинежского района, на родине св. прав. Иоанна Кронштадтского, женская община. Этот год был ознаменован многими важными событиями, как для епархии, так и для области в целом: выборы нового губернатора, освящение новых храмов, часовен, поклонных крестов. Мы пережили трагедию взрыва жилого дома в г. Архангельске, участвовали в различных юбилейных торжествах, провели 6 Образовательные Иоанновские чтения, и, наконец, подписали соглашение о сотрудничестве между администрацией области и епархией. В истекшем году мы совершали пастырские поездки по районам области, занимались социальным, миссионерским, образовательным деланием, проводили различные семинары, концерты. Участвовали в праздниках. В начале года, в праздник преп. Серафима Саровского, в храме при ПГУ была совершена Божественная литургия. В этот же день год назад состоялось освящение университетского храма в честь св. прав. Иоанна Кронштадтского, который в конце 19 в. Обучался в Архангельской семинарии, в здании которой сейчас размещается университет.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/1...

709. Веркольский – Кеврольский, мужской, заштатный (с 1764 г.), Архангельской губ., Пинежского у., близ Веркольского прихода, на правом гористом берегу р. Пинеги, в 180 вер. к юго-вост. выше гор. Пинеги. Основан в конце XVI ст. Мезенским и Кев- рольским воеводою Пашковым над мощами праведного отрока Артемия, по молитве которого был исцелен от тяжкой болезни единственный сын воеводы. После пожара 1639 г. монастырь возобновлен Кеврольским земским старостою Филип. Драчевым. В церкви св. Артемия чудотворца Веркольского, построенной в 1793 г., почивают мощи преп. отрока (12 лет) Артемия, убитого молниею в 1544 г., 23 июня, в каковой день и чтится его память. Это описание взято из статьи Заринского, в других же сочинениях история возникновения монастыря переиначена: он построен Пашковым в 1644 г. за изцеление сына, в 1659 г. сгорел, после чего возобновлен Драчевым. Полагаю, что возникновение монастыря следует отнести к концу XVI ст., так как мощи обретены в 1583 г. и в 1609 г. написаны житие и служба праведнику. Монастырю принадлежит скит Святоозерский-Николаевский. “Истор. Росс. Иер.», III, 520, (с грамот.); Ратшин, 11; “Опис. монаст.», 1817 г., 22; Фон-Пошман, “Опис. Арханг. губ.», I, 118; Пушкарев, “Опис. Росс. Имп., Арханг. губ.», I, 37; Проценко, “М-ри в России», 15; Молчанов, “Опис. Арханг. губ.», 203; Козлов, “Арханг. губ.», 341; Максимов, “Год на севере», II, 345; “Справочн. кн. Арханг. губ.», 1852 г., 151; “Арханг. губ. в.», 1845 г., 49 (Заринск., “Веркольский мон.»); 1849 г., 49 (Артемий Веркольский, св. отрок); 1853 г., 4 (происхожд. слова Веркола); 1861 г., 30 (Поромов, “Несколько слов о Веркольск. мон.»); Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.», 157, 311 (св. Артемий); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 834; Ключевский, “Жит. свят.», 323; “Временник Общ. ист.», 1852 г., XV, переписн. кн. 1658 г. домовой казны патр. Никона, 99 (Книга писмяная в честь св. правед. Артемия Веркольского); “Чтения в И. Общ. ист.», 1878 г., III, “Христиан. в предел. Арханг. губ.», 18 (основан в 1635 г.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», VII, прилож., XI, III (в 1727 г. в м-ре было только строитель и монах); Бычков, “Опис. рукописей И. П. Библ.», I, 94, 9 (житие св. Артемия), 379, 37–41 (житие преп. Артемия, чудеса и служба ему); “Церковн. ведом.», 1889 г., 36, 1074 (Веркольская пустынь; житие св. Артемия и история м-ря).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Феодосий, епископ Ноябрьский, викарий Салехардской епархии (Нестеров Федор Валерьевич) Дата рождения: 3 июля 1966 г. Дата хиротонии: 27 сентября 2023 г. Дата пострига: 7 апреля 2000 г. День ангела: 10 февраля Страна: Россия Биография: Родился 3 июля 1966 г. в Москве в семье инженеров. Крещен в 1968 г. в Лазаревском храме г. Пятигорска. В 1983 г. окончил среднюю школу 369 г. Москвы. В 1984-1986 гг. проходил службу в Вооруженных силах. После окончания срочной службы поступил в Московский высший технический университет им. Баумана, который окончил с отличием в 1996 г. по специальности «Машины и технология обработки металлов давлением». С августа 1996 г. по декабрь 1999 г. по благословению насельника Свято-Троицкой Сергиевой лавры архимандрита Наума (Байбородина) проходил церковные послушания в качестве трудника в восстанавливающемся Спасо-Суморином монастыре г. Тотьмы Вологодской обл. Учился в Вологодском духовном училище. В марте 2000 г. по благословению архимандрита Наума (Байбородина) поступил в Артемиево-Веркольский монастырь Архангельской епархии . 7 апреля 2000 г. пострижен в монашество с именем Феодосий в честь преподобного Феодосия Тотемского. 9 мая 2000 г. в Свято-Троицком храме г. Архангельска  епископом Тихоном (Степановым) рукоположен во иеродиакона. 27 сентября 2000 г. рукоположен во иеромонаха в Илиинском кафедральном соборе г. Архангельска. В 2008 г. окончил заочное отделение Московской духовной семинарии. В том же году по рекомендации владыки Тихона поступил на заочное отделение Московской духовной академии , которое окончил в 2015 г. В 2009 г. возведен в сан игумена. С 1 января 2001 г. по 4 апреля 2019 г. исполнял обязанности настоятеля строящегося Архангельского подворья Артемиево-Веркольского монастыря. При подворье по настоящее время действует организованный в 2001 г. социальный мужской приют, построены храм в честь благоверного князя Александра Невского, келейный корпус, хозяйственные постройки. В период несения послушаний в Архангельске занимался социальным служением, в частности, помощью людям в трудной жизненной ситуации, молодежной работой, духовным просвещением, катехизацией,  духовным окормлением военнослужащих и антисектантской деятельностью, посещал учебные заведения. 

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6053132...

   ...В Вышневолоцкий женский монастырь послать двести руб. — Монастырь в Вышнем Волочке во имя Казанской иконы Божией Матери, принадлежавший Тверской епархии и бывший первоначально (с 1872 г). общиной, имел в своем составе пять храмов, в одном из которых находилась главная монастырская святыня — древняя Андроникова икона Божией Матери, происходившая из Греции. В этот монастырь на имя игумений Досифеи отец Иоанн регулярно отправлял денежные переводы в 200— 250 руб. (ЦГИА СПб., ф. 2219, оп. 1, д. 22, лл. 79, 84 и др)..    ...в Верколъский — сто руб. — В Веркольский Артемиев мужской монастырь на р. Пинеге, находившийся недалеко от Суры, отец Иоанн заезжал в каждый свой приезд на родину. И в юношеские годы, возвращаясь домой на отпускное время из Архангельского духовного училища, отец Иоанн часто заезжал в монастырь на богомолье. В этот монастырь он посылал ежемесячно по 100 руб. (см. квитанции о получении монастырем денег: ЦГИА СПб., ф. 2219, оп. 1, д. 22, лл. 28, 29 и др).. В ответ на предыдущую перед упоминаемой отправленную сумму архимандрит Варсонофий писал: «Ваше Высокопреподобие. Сердечно любимый и дорогой батюшка! Новая жертва Ваша в 100 рублей в пользу Веркольского монастыря принята братиею с величайшею благодарностью. Молимся усердно о ниспослании Вам от Господа крепости сил и здравия для дальнейшего служения Церкви и отечеству. Не забывайте, дорогой батюшка, и нас во святых Ваших и благоприятных молитвах к Богу. Любящий Вас о Христе покорнейший послушник, настоятель Веркольского монастыря, архимандрит Варсонофий с братией. 1908 г. окт. 20 дня» (ЦГИА СПб., ф. 2219, оп. 1, д. 16а, л. 1).    ...в Холмы ... — Это название носили два города: первый — уездный город Псковской губ., вблизи которого находился Воронцовский женский монастырь; и второй — губернский город на западе России, центр Холмскои епархии, на территории которой находились Леснинский Свято-Богородицкий и Вировский во имя Спаса Всемилостивейшего монастыри. Но, судя по контексту («в Холмы — сто»), здесь речь идет об Успенском женском монастыре в Холмогорах (Архангельская губ)., в который отец Иоанн регулярно посылал деньги и который всегда посещал во время своих поездок в Суру (близ монастыря жила его сестра Анна Ильинична Фиделина).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В тот же день выездная экспертная группа посетила Троицкий Антониево-Сийский мужской монастырь, который станет базовой учебной площадкой курсов базовой подготовки в области богословия для монашествующих Архангельской епархии. В обители архимандрит Феофилакт побеседовал об открывающихся курсах с насельниками в монашеском чине, послушниками и кандидатами в послушники. В монастыре члены экспертной группы осмотрели учебный класс, оборудованный аппаратурой для проведения видеоконференции, проверили наличие основной литература курсов из утвержденного Священным Синодом списка. Также комиссии были предоставлены документы курсов Архангельской епархии. Вечером 2 февраля комиссия прибыла в отдаленную от Архангельска Сурскую Иоанновскую женскую обитель, основанную праведным Иоанном Кронштадтским. 3 февраля, в день памяти иконы Божией Матери «Отрада и Утешение», архимандрит Феофилакт совершил в монастыре Литургию, по окончании которой состоялась беседа с игуменией Тихоной и сестрами обители. Затем была проведена проверка материально-технического обеспечения и библиотечного фонда курсов. В тот же день выездная комиссия посетила Артемиево-Веркольский мужской монастырь и Иоанно-Богословскую женскую обитель в селе Ершовке. В обителях были проведены беседы с насельниками и насельницами; члены экспертной группы осмотрели учебные помещения, проверили материально-техническую базу для проведения занятий в онлайн-режиме, а также убедились в наличии основной литературы, обязательной для курсов. 4 февраля, по окончании инспекции всех учебных площадок, члены выездной комиссии встретились с митрополитом Архангельским и Холмогорским Корнилием . Во встрече приняли участие глава отдела по монастырям и монашеству Архангельской епархии игумен Варлаам (Дульский) и наместник Свято-Троицкого Антониево-Сийского монастыря игумен Феодосий (Нестеров). В ходе беседы обсуждались вопросы, связанные с организацией курсов для монашествующих Архангельской митрополии. Члены комиссии предложили увеличить число дополнительных учебных площадок, вовлечь в учебный процесс большее количество слушателей и преподавателей курсов. Владыка Корнилий поблагодарил членов комиссии за визит и заверил в готовности к конструктивному взаимодействию.

http://patriarchia.ru/db/text/6002885.ht...

Два года назад на сайте Православие.ru была опубликована беседа с ней – настоятельницей обители Митрофанией (Миколко). Особенно тронуло признание Матушки, что когда ее спросили, поедет ли она в Суру, в Архангельскую область, на Крайний Север, она ответила: «Не только поеду – я пешком пойду!» Мы иногда шутим: крест можно нести, а можно тащить. Матушка его несет. С покаянием, глубоким смирением и благодарностью Господу. В 50 километрах от этой обители находится мужской монастырьАртемиево-Веркольский, наместник которого архимандрит Иосиф (Волков) родом из Москвы. Он оставил столицу и отправился в обитель, затерянную среди лесов и болот Архангельской области, чтобы нести свой крест. Это всегда располагает сердце к такому человеку... Далее – тоже в 50 километрах – подворье этого монастыря в селе Карпогоры. Настоятель Петропавловского храма подворья иеромонах Артемий (Котов) тоже был из приезжих. В прошлом военный он избрал путь служения Богу. Недавно Господь забрал его к Себе, но плоды трудов отца Артемия как пастыря немалые. А настоятель подворья Артемиево-Веркольского монастыря в Архангельске игумен Феодосий (Нестеров) закончил в Москве МВТУ им. Баумана с красным дипломом и тоже приехал на Север. Не на годик или два. Более 16 лет он несет послушание настоятеля Подворья. Монашество – это не десятина, которую человек дает Богу. Монах всего себя приносит Господу! Добавлю к этому, что еще северные монастыри отличаются тем, что братия и сестры в них живут более дружно. Так, как дружно живут люди в северных деревнях.      Владыка, хотя в Архангельской митрополии женских обителей меньше, чем мужских (две женских и четыре мужских), всё же можете что-то сказать об особенностях женских монастырей? Если говорить о женских монастырях вообще, то следует обратиться к «Отечнику» святителя Игнатия (Брянчанинова), содержащему повествование о преподобном Исидоре Пелусиоте. Святой, живший в IV–V веках, сказал своему ученику авве Виссариону, что подающий милостыню монахиням получит большую награду, чем подающий милостыню слепым, хромым и прокаженным.

http://pravoslavie.ru/104861.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010