Также бывает, что подвиг того или иного святого скрыт Богом, хотя мощи обретены нетленными и посмертные чудеса подтверждают святость. Например, отрок Артемий Веркольский. Двенадцатилетний мальчик из благочестивой семьи был убит молнией, и односельчане не отпели и не похоронили его, думая, что Бог покарал Артемия за какой-то тяжкий грех. Тело оставили на земле, набросав сверху веток. Но его непохороненные мощи остались нетленными и благоуханными, и явили множество чудес. Чем отрок угодил Богу? Тайна. Или вот Иулиания, княжна Ольшанская. Нашли нетленные мощи шестнадцатилетней девицы. О жизни ее почти ничего не известно. Чем она отличалась перед Богом среди множества других, умерших в том же возрасте? Бог ведает. Мы – нет. И современники Артемия и Иулиании не знали, и мы не знаем, в чем именно состоял их подвиг. И неудивительно. Мир, однажды уже осудивший Праведника, часто не видит и не понимает святости. Как и свидетельствует об этом текст паремии, читаемой в честь святого: Достигнув совершенства в короткое время, он исполнил долгие лета; ибо душа его была угодна Господу, потому и ускорил он из среды нечестия. А люди видели это и не поняли, даже и не подумали о том, что благодать и милость со святыми Его и промышление об избранных Его (Прем. 4:13–15). Понимание этих вещей дает много важных мыслей. К примеру, нельзя думать, что сегодня уже нет святости. Святой может жить рядом, но мы, по своей испорченности, святости не различаем и меряем все по своим личным трафаретам. К тому же, в нашем сознании зачастую обитают некоторые шаблоны святости, которые могут помешать нам воспринимать святость живую, современную. Нам кажется, что если святой, то непременно монах, или епископ, или мученик, или юродивый. А ведь вовсе не обязательно. Святость в современном мире находит новые формы, имея все ту же, главную основу: любовь к Богу и ближнему. Например, такой случай вспоминается. Митрополит Вениамин (Федченков) рассказывает в одной из своих замечательных книг, что знал некоторого швейцара в Париже, прочитывающего за рабочий день три тысячи Иисусовых молитв. Он стоял перед входом в ресторан, кланялся посетителям, снимал шубы – а сам молился. Три тысячи молитв каждый день на протяжении многих лет! И об этом никто не знал, кроме духовника. Не святой ли человек? А могло ли нам когда-нибудь прийти в голову такое словосочетание – святой швейцар? Мы не привыкли к такому, а такое есть. Потому что «дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев». И святость всегда будет непривычна, непонятна, удивительна, ибо она не от мира сего.

http://pravoslavie.ru/94670.html

Этого, однако, мы не видим. Господь не только праведен, но вместе долготерпелив и Многомилостив. Он удерживает свою грозную руку, готовую поразить нечестивых, ожидает их покаяния, давая им время на покаяние. Явления молнии и грома, страшные своею силой и, однако же, удерживаемые от проявления их во всей силе, суть вместе явления милосердия Божия. И вот поэтому-то они и называются грозой. Господь только грозит чрез них своим гневом, дает острастку грешникам, но большею частью не приводит в исполнение своих угроз в этой жизни, отлагая казнь виновных до жизни загробной. – Но как надобно смотреть на случаи убийственного действия грозы, когда молния насмерть поражает человека? Чтобы вернее ответить на сие, вспомним слова Христовы, относящиеся к подобным случаям. Некогда «рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал (в иерусалимском храме) с жертвами их. Иисус сказал на сие: думаете ли вы, что сии Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но если не покаетесь, все так же погибнете. Или думаете ли, что те осьмнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но если не покаетесь, все так же погибнете» ( Лк.13:1–5 ). Так поучает нас Господь Иисус смотреть на несчастия, случающиеся с ближними нашими, следственно и на смертные случаи от грозы. Сожалея о несчастных жертвах этого бедствия, мы должны видеть в нем поучительный урок для себя. Посему, когда дойдет до тебя слух, что тот или другой пал от грозы, не подумай, что ближний твой, убитый молнией, грешнее тебя. По несчастной кончине нельзя судить о нравственном его достоинстве. Он, может быть, гораздо выше тебя в нравственном отношении; ибо есть примеры, что и святые люди подвергались подобному несчастию, например праведный отрок Артемий Веркольский пал мертвым в поле во время страшной грозы. Люди сочли его состоящим под судом Божиим, и потому лишили его христианского погребения и положили в лесу вдали от церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Чудотворец Артемий Он не был мучеником или схимником, стяжавшим святость многолетней молитвой. Не был священником или богословом. Он просто не успел. Обычный мальчик с чистой и светлой душой, какая бывает только у детей, Артемий окончил земной путь в возрасте 12 лет. 1 ноября, 2013 Он не был мучеником или схимником, стяжавшим святость многолетней молитвой. Не был священником или богословом. Он просто не успел. Обычный мальчик с чистой и светлой душой, какая бывает только у детей, Артемий окончил земной путь в возрасте 12 лет. 2 ноября в Православной Церкви совершается память праведного святого Артемия Веркольского. Он не был мучеником или схимником, стяжавшим святость многолетней молитвой. Не был священником или богословом. Он просто не успел. Обычный мальчик с чистой и светлой душой, какая бывает только у детей, Артемий окончил земной путь в возрасте 12 лет. Не для того ли Господь забрал его к себе так рано, чтобы мы помнили важнейший Его завет: «Будьте как дети» (Матф. 18:3). ОТРОК АРТЕМИЙ Артемий родился в 1532 году в селе Веркола — на окраине Архангельской области. Его родители — Косьма по прозвищу Малый и Апполинария, были простыми крестьянами. Мальчик рос богобоязненным, был чужд простых детских игр. Тихий и кроткий, он не общался со сверстниками и беспрекословно слушал своих родителей. Всегда помогал отцу в полевых работах, сколько мог по своему здоровью и возрасту. 6 июля 1544 года, когда двенадцатилетний Артемий с отцом боронили землю, вдруг поднялась буря, началась невиданная доселе гроза, и в отрока попал разряд молнии. Артемий упал замертво… О происшествии много судачили, в итоге решили, что это — наказание Божие за какие-то тайные его грехи. В то время убитых молнией не принято было хоронить на кладбище. Тело так и осталось не отпетым — его положили прямо на землю в глухом лесу, сверху прикрыв хворостом и берестой, и поставили небольшой сруб. 32 года пролежал отрок не погребённым — пока Агафоник, дьячок Никольской церкви, в 1577 году не собрался в лес по грибы-ягоды. Углубившись в чащу, он заметил необычный свет и, когда приблизился, обнаружил нетленные мощи блаженного Артемия.

http://pravmir.ru/chudotvorec-artemij/

Но теперь уже мне нужно было чинить протекающую крышу, ставить нормальные рамы и ещё много-много чего, а образ отрока Артемия так и оставался мечтой. Конечно, периодически мы о нём вспоминали, говорили между собой и даже собирались объявить сбор пожертвований, но всякий раз будто что мешало. Как-то зашли в наш храм двое, мужчина и женщина, обоим уже за тридцать пять, а детей всё нет и нет. — Знакомые советуют повенчаться, может Бог нас услышит и благословит ребёночком? Я назначил им день венчания, они готовились к исповеди, причащались, а когда пришли венчаться, оказалось, что в тот день как раз вспоминали отрока Артемия Веркольского. Конечно, я пожелал им мальчика, потом они ушли. Не знаю, как другие, но я не помню тех, кого крестил или венчал, особенно если это люди приезжие. И ещё, меня всегда умиляет, когда мама или бабушка подводят ко мне ребёнка лет шести и произносят с нотками разочарования: — Ну как же вы нас не помните, батюшка, вы же нашу Лерочку ещё младенчиком крестили. Конечно, Лерочка для бабушки единственная и неповторимая, а мне каждую субботу приносят по нескольку таких малышей. Где же всех упомнить? Вот точно так же в одну из суббот появляются немолодые уже родители с младенчиком на руках, и смотрят на меня влюбленно, обожающими глазами. И я понимаю, что раз они так смотрят, значит, раньше мы с ними уже определённо пересекались. Как бы только вспомнить, где? Лица помню, но обстоятельства – никак. — Батюшка, вот он, наш Артёмка! Спасибо вам, теперь мы пришли крестить нашего малыша. Начинаю соображать: «Так, если я ещё не крестил этого мальчика, значит каким-то образом причастен к его появлению на свет. Каким? Только если я венчал его родителей. Скорее всего». — И сколько времени прошло после венчания? — Ровно год. Сегодня день памяти святого отрока Артемия Веркольского. Я тут же их вспомнил и обрадовался.   Фото: Ирина Рожкова, photosight.ru После крещения отец подошёл ко мне и объявил: — Батюшка, нам с женой очень хочется поблагодарить Бога. Он дал нам Артёмку, а мы берёмся подарить храму икону святого отрока Артемия.

http://pravmir.ru/svyatye-mladency/

20. Четверг. Вмч. Артемия. Прав. Артемия Веркольского (службу зри 23 июня) . Служба вмч. Артемия шестеричная, совершается вместе со службой Октоиха. На вечерне кафизма 18-я. На «Господи, воззвах» стихиры великомученика, глас 4-й – 6 (каждая стихира – дважды). «Слава» – великомученика, глас 2-й: «Разумнаго светильника...», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Яко плодовита маслина...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 4-й. «Слава» – великомученика, глас 6-й: «За Христа законно...», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Око сердца моего...». По Трисвятом – тропарь великомученика, глас 4-й . «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Слово Отчее...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь великомученика, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Слово Отчее...». Кафизмы 13-я, 14-я и 15-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 5 (ирмосы единожды), 2-й на 3 и великомученика на 6. Примечание. Если в четверг случится память шестеричного или славословного святого, то 1-й канон Октоиха поется на 5 (ирмосы единожды, тропари с Богородичном на 4), 2-й канон Октоиха (с Богородичном) на 3 и святого на 6. В понедельник же, вторник, среду и пятницу из 1-го канона Октоиха опускаются два тропаря, имеющие надпись «мученичен»; таким образом, 1-й канон Октоиха поется с ирмосом на 4 (ирмосы единожды, тропари с Богородичном на 3), 2-й канон Октоиха на 4 и святого на 6 (см. Типикон, гл. 11). Библейские песни «Господеви поем...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи. По 3-й песни – седален великомученика, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос великомученика, глас 2-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларии Октоиха. «Слава» – светилен великомученика, «И ныне» – Богородичен Минеи. «Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы.

http://patriarchia.ru/bu/2023-11-02/

Лариса 12 августа 2015, 22:03 Конечно, надо хоронить в землю, а не кремировать. Только необходимо, чтобы и государство, и местные власти ответственно относились к смерти граждан государства. Не Серега 12 августа 2015, 15:18 Людмила.: Хорошо, Всеобщее воскресение...допускаю. ... Подумайте, смерть тела это полная его утрата. Мы же не Святые, что бы наши мощи почитали. А вот тут-то и есть интерес: святой человек при жизни не всегда таковым признается, а и после смерти не сразу известен как святой. Почитайте про Артемия Веркольского. Одна подробность: в те времена люди боялись умереть в пути, в поле, утонуть в реке -- предпочитали смерть встретить дома в постели. Смерть в поле считалась смертью грешника -- их не хоронили на кладбищах (как и самоубийц -- ужас людей перед такой смертью был столь велик). Потому и Артемия погребли столь необычно. Вот и представьте: ЧЕГО ЖЕ МОЖНО ЛИШИТЬСЯ, если вот так всех сжигать, авансом подозревая в несвятости? " Мы же не святые " , применительно к себе лично звучит: " Я же не святая " и имеет смысл скромности. Расширительно: " Мы же не святые " -- ошибка. Вы и не подозреваете, что где-то совсем рядом с Вами, святой, причем не один. Когда Вы с пролетарским размахом, кроете сразу всех этим " МЫ ЖЕ " -- среди этих самых всех, тихо стоит и слушает Вас сам Спаситель. Илья 12 августа 2015, 13:54 " Как вы похороните своего родного и любимого человека по православному, если у вас не будет столько денег? " - по закону, в Москве, например, сейчас можно отказаться от компенсации на захоронение пенсионера. И получить за это землю (далеко, если нет своего участка поближе), гроб, рытье могилы, автобус до кладбища и венок. " Услуги " оцениваются, по-моему, в 16 тысяч. Да что говорить: даже бомжей и неопознанных покойников в конце концов хоронят в землю! Но многим, к сожалению, важнее денег сэконимить, чтобы " было что на стол поставить " . И ради гордости и " чтоб не было стыдно перед родственниками " они отправляют тело родного и любимого человека в печку.

http://pravoslavie.ru/81241.html

С его открытием 10 ноября 1930 года окончилась шестилетняя эпопея похорон. Строительство второго мавзолея      Второй деревянный мавзолей, построенный в 1925 году      Идеал нетления тела в равной степени характерен и для святого, местночтимого и канонизированного, и для «заложного» покойника. Согласно русскому суеверию, которое обличал еще св. Серапион Владимирский, «заложный» — это нечистый покойник, самоубийца, опойца, утопленник, доживающий «за гробом свой, т. е. положенный... при рождении срок жизни, прекратившийся раньше времени по какому-нибудь несчастному случаю» В истории русского Православия есть люди, которые из заложных покойников становились святыми. Таков двенадцатилетний пинежанин Артемий Веркольский (память 23 июня ст. ст.), погодок Ивана Грозного. Он был убит молнией в поле, где пахал вместе с отцом . Его бросили в лесу, а через несколько лет заметили, что тело остается нетленным. Артемий сподобился и погребения, и почитания. Напротив деревни Верколы на низком берегу Пинеги была воздвигнута посвященная ему обитель. Кирилл Вольский, тоже северно-русский подвижник (о них см. ), не стерпев боярского гнева, принародно утопился в реке. Этот самоубийца (самоубийц по православным канонам нельзя отпевать и хоронить в освященной земле) был также причислен к лику святых. Эти метаморфозы никакими рациональными концепциями, никакими народными размышлениями либо предрассудками объяснить нельзя. Существует фольклорная, эмоционально-аффективная сфера, сопутствующая обряду и произрастающая из него. И заложные покойники, и нетленные святые, и набальзамированное тело Ленина вызваны к жизни и вызывают в народном сознании одни и те же чувственные сигналы: плохо различимый образ иного мира, который может быть и священным, и нечистым, благим и опасным... проецируется в эмпирическую действительность, проще говоря, в земную жизнь. Мертвецы — и там и здесь — «как живые». Взаимопроникновение и сосуществование традиций языческих, православных и «атеистических» — вещь вполне естественная.

http://pravoslavie.ru/65509.html

«Я для того сие сделал — сказал он, — чтобы не видеть отечество свое плененным врагами, и лучше здесь мне одному, чем всему моему отечеству, погибнуть от ваших рук». И тотчас после сего признания перс тот был рассечен воинами на части. Блуждая по пустыне, греки и римляне, против своей воли, столкнулись с персидским войском и, во время происшедшего здесь сражения, многие юлиановы воины пали. Возмездие Божественное постигло тут и самого Юлиана, ибо он был пронзен в бок невидимою рукою свыше и невидимым оружием, которое прошло вниз живота его. Он тяжко застонал и, схватив рукою горсть крови, бросил ее в воздух, и воскликнул: — Ты победил, Христос! насыться, Галилеянин! И тут извергнул он, умирая в муках, свою злодейскую и скверную душу и погиб с шумом, по пророчеству святого Артемия [ 30 ]. Войско же римское, по смерти Юлиана, поставило царем Иовиана, который был христианином, и который, заключив с персами мир, возвратился назад. Итак Юлиан мучится в аду с Иудою [ 31 ], Артемий же веселится на небе со святыми [ 32 ], предстоя Богу Единому в Троице, Отцу и Сыну и Святому Духу, Емуже слава во веки. Аминь.   Кондак, глас 2: Благочестиваго и венценоснаго мученика, на враги победы вземшаго одоление сошедшеся достойно песньми восхвалим Артемия, превеликаго в мученицех, чудес же дателя пребогатаго: молится бо Господу о всех нас. Святой праведный Артемий, Веркольский чудотворец, родился в 1532 году в селе Верколе, в Двинском краю, по реке Пинеге, версты на две вверх по течению от Кевролы [ 2 ]. Родители его, — отец Косма, по прозвищу Малый, и мать Аполлинария — были крестьяне того села. Они воспитали сына своего в страхе Божием и благочестии христианском. С пяти лет уже он начал чуждаться свойственных детям привычек, не любил детских игр, был тих, кроток, богобоязлив, послушен к родителям, прилежно помогал своему отцу в его крестьянских работах, сколько мог по своему возрасту. Однажды, будучи 12 лет, он работал с отцом своим в поле, боронил землю. Неожиданно надвинулась грозная туча, стало темно как ночью, поднялась буря с ливнем, над головой испуганного Артемия разразился страшный удар грома — и блаженный отрок пал мертвый [ 3 ]. Так милосердный и премудрый Господь Бог благоволил восприять в Свои небесные обители душу праведного раба Своего. Односельчане Артемия не поняли, по своему неразумию, сего посещения Божия и сочли, по суеверию, неожиданную кончину блаженного отрока праведным судом Божиим, наказующим Артемия за какие-либо тайные грехи его. Тело блаженного Артемия, как умершего от внезапной смерти, осталось не отпетым и не погребенным; его положили на пустом месте в сосновом лесу, поверх земли, прикрыли хворостом и берестою и огородили деревянной изгородью. Так пролежало оно 32 года, всеми забытое.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Своим гениальным учением и революционными действиями, которые он оставил в наследство всему мировому революционному движению, он достаточно увековечил себя» [Отчет комиссии ЦИК, 47]. Примечательно, что именно этот фрагмент опускался в публикациях речи 1970–х гг. Между тем он подтверждает достоверность сведений, сообщенных Н. Валентиновым. Енукидзе проговорился и к тому же оказался плохим пророком. Тело Ленина было перенесено во второй, тоже щусевский и тоже деревянный, Мавзолей, где его осеняло знамя парижских коммунаров, переданное французскими коммунистами Московскому комитету РКП(б). Открытые конкурсы с их шумихой и глупостью, видимо, Сталину скоро надоели. Весной 1929 г. он создал новую комиссию под председательством Ворошилова. Выбор ее опять пал на Щусева, который, доработав свои прежние проекты, и стал автором гранитного Мавзолея. С его открытием 10 ноября 1930 г. окончилась шестилетняя эпопея похорон. Идеал нетления тела в равной степени характерен и для святого, местночтимого и канонизированного, и для «заложного» покойника. Согласно русскому суеверию, которое обличал еще св. Серапион Владимирский, «заложный» — это нечистый покойник, самоубийца, опойца, утопленник, доживающий «за гробом свой, т. е. положенный… при рождении срок жизни, прекратившийся раньше времени по какому–нибудь несчастному случаю» [Зеленин, 5]. В истории русского Православия есть люди, которые из заложных покойников становились святыми. Таков двенадцатилетний пинежанин Артемий Веркольский (память 23 июня ст. ст.), погодок Ивана Грозного. Он был убит молнией в поле, где пахал вместе с отцом  . Его бросили в лесу, а через несколько лет заметили, что тело остается нетленным. Артемий сподобился и погребения, и почитания. Напротив деревни Верколы на низком берегу Пинеги была воздвигнута посвященная ему обитель. Кирилл Вольский, тоже севернорусский подвижник [о них см. Дмитриев], не стерпев боярского гнева, принародно утопился в реке. Этот самоубийца (самоубийц по православным канонам нельзя отпевать и хоронить в освященной Земле) был также причислен к лику святых.

http://predanie.ru/book/216764-o-russkoy...

Не спорю, встречаются люди, одержимые ложной ревностью. Но часто под предлогом отвержения подобной ревности мы отвергаем истинную ревность и наполняемся безразличием, равнодушием и нерадением, проводя в них изо дня в день время своей жизни. И только когда какая-нибудь беда коснется нас или нашей семьи, мы начинаем истово молиться и приносить покаяние, ради того чтобы отвратить ее от себя. А под бедой мы понимаем не свою безнравственность, не развращение наших родственников, а материальные трудности и неблагополучие. Мы не обращаем внимания на нравственное состояние человека. Для нас не беда, если кто-то из наших близких согрешил тяжким грехом, не беда и наш собственный грех , но для нас являются скорбью болезнь, увольнение с работы, кража, лишившая нас части нашего имущества, – вот это беда! А грех – разве это беда? Где ныне найти безгрешных людей, говорим мы, кто сейчас исполняет Евангелие? Однако праведный Артемий Веркольский так не рассуждал, хотя и его окружали самые обыкновенные люди, простые крестьяне. Уже по тому, как они бессердечно обошлись с его телом, можно сделать вывод, как мало они были проникнуты христианским духом. Даже если бы Бог действительно наказал этого отрока за его страшные грехи, неужели было по-христиански оставить тело в лесу, забросав листвой? В этом проявились грубость и невежество этих людей, отсутствие у них христианской любви и снисхождения. Окруженный такими людьми, отрок Артемий, тем не менее, так угодил Богу, что был восхищен в райские обители и стал заступником своих невежественных односельчан и молитвенником за них. Тринадцатилетний отрок стал защитником многих и многих людей самых разных возрастов, оказавшихся беспомощными перед лицом невзгод и скорбей. Их житейский опыт и сноровка ничем им не помогали, и тогда они прибегали в молитве к малому отроку, который во время своей земной жизни ничего не знал, кроме молитвы, и ничего не желал, кроме единения своей души с Богом. В сегодняшнем Евангельском чтении, посвященном памяти праведного Артемия Веркольского, говорится как раз о том, что дети являются для нас образцом. Не в том смысле, что нам нужно становиться детьми по уму апостол Павел ясно заповедует: Не будьте дети умом: на злое будьте дети, а на доброе будьте разумными 29 , – мы должны быть подобны детям по своему душевному состоянию и, если так можно выразиться, по своему умонастроению.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010