Бог, люди, тишина: Веркола в атмосферных фотографиях Алексея Сивкова Артемиево-Веркольский монастырь — хоть и не самый древний из северных монастырей (основан в середине XVII века), но знаменитый. История его знала и взлеты, и упадок. В советское время он был закрыт, ветшал и разрушался, и лишь с 1991 года возродился как православная обитель. Фотохудожник Алексей Сивков однажды побывал в Верколе и сделал фотосерию об этом необыкновенном месте, его атмосфере, о людях. Некоторых героев его снимков сегодня уже нет с нами… Здесь нет ежедневных экскурсий и тысяч паломников. Несколько десятков трудников и монахов. У каждого за спиной своя история. У каждого — своя дорога к Богу. Чаще, так уж получается, в обитель приводят «скорби». У кого-то за спиной три-четыре срока заключения, у другого — наркотики, потеря близких, отсутствие жилья, работы и невозможность обрести себя в светской жизни. Одни приходят в Верколу на сезон, кто-то живет здесь годами и принимает монашеский постриг, находя в ежедневной молитве и физическом труде истинную благодать. От Архангельска до Верколы — родины известнейшего писателя Федора Абрамова — более трехсот километров. Поезд приходит в Карпогоры поздно вечером. Добраться оттуда до деревни в это время можно лишь на машине, преодолев еще с полсотни километров по проселочной грунтовке. На берегу гостей встречает Андрей. Отец Петр ласково называет его Хароном. Ассоциация, в общем-то, рабочая. Вот только конечный пункт назначения в этом случае иной. Приезжают люди издалека душу отогреть, помолиться… Андрей на лодке переправляет паломников через Пинегу в монастырь. Отец Петр. «В миру, — рассказывает он, — музыкант, барабанщик. Во время третьего срока познакомился с батюшкой, который приезжал к нам на зону. Стал читать, думать…» В обители четырнадцать лет почти. Восьмой год как постригся в монахи. В монастыре звонарь на колокольне и банщик. Такие послушания. Пять утра. Идем с Володей в трапезную. К семи нужно накрыть на стол для братии. Конь Иртыш сонно пощипывает сентябрьскую траву. День обещает быть солнечным.

http://sever.foma.ru/bog-ljudi-tishina-v...

Житие его, написанное в 20-х годах XVII в., свидетельствует, что с 5 лет Артемий «начат лишатися детского обычая и возненавидел игры детские». Эта стереотипная в русских житиях черта в данном случае получает свое полное значение. Мальчик уже участвует в сельских работах, и это его «земное дело» дает автору жития повод к рассуждению о святости земледельческого труда, в сравнениях с ветхозаветными праведниками. Гроза, которая застала отрока в поле за работой, изображается с такой стихийной мощью, что за ней, как в житиях юродивых, чувствуется явление силы Божией. «Блаженный ужасеся и от того великого ужаса и грому испусти дух». Смерть от грозы, напрасная смерть, без покаяния, допускает различное религиозное толкование. Житие приводит слова Писания: «Аще гнев Божий или молния и гром поразят человека, и Аз Сам сужду рабу Моему». Веркольские жители похоронили Артемия в лесу, не на кладбище – очевидно, под влиянием этих религиозных сомнений. Но через 35 лет, в следующем поколении, суд Божий решает дело в пользу святости Артемия. Над его могилой видят свет, переносят тело в церковь , и здесь совершаются чудеса 341 . 7. Преподобномученики Афонские Прежде чем рассказывать о подвиге этих святых, следует сказать несколько слов о тех монастырях, в которых они подвизались. Святой монастырь Ватопед находится на холме над самым морем на северо-восточной стороне Афонского полуострова. Он был основан около 972–985 гг., вероятно, тремя богатыми и знатными людьми: Афанасием, Николаем и Антонием. Они прибыли сюда жить монашеской жизнью во времена св. Афанасия, основателя Великой Лавры. С XI в. и до настоящего времени Ватопед занимает второе по значению место среди святогорских монастырей (после Великой Лавры). В XII и XIII столетиях монахами Ватопеда были самые чтимые сербские святые – Савва и его отец Симеон. В XIV в. много пожертвований в монастырь сделал сербский государь Стефан Душан. В следующем столетии сербские правители продолжили благочестивую практику Стефана пожертвований монастырю.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ну а дальше все, что было дальше, это запустение, эта невозможность нормально работать и нормально жить на русской земле, эту картину описали русские писатели деревенщики, другое дело, что не все так понятно и прямо написали причину этого явления. Федор Абрамов много писал о русском севере, сам он был из села Веркола на реке Пинега, напротив села был монастырь Артемиево-Веркольский, но он его уже действующим и красиво выглядевшим монастырь никогда не видел, он в первые годы советской власти был разорен, там были убиты монахи красногвардейцами. И дальше он описывает, вопрошает (я имею в виду Федора Абрамова) своих земляков – что же происходит, почему они не могут нормально трудиться на земле. Ну, сам Федор Абрамов был человеком партийным, может быть поэтому как-то ему все-таки давали возможность задавать такие вопросы и писать публичные письма о запустении Верколы в центральную партийную прессу. Но тем не менее летом 1979 года один из жителей Верколы, такой был мужик, с которого написан главный герой Абрамовских романов – это Михаил Пряслин, говорит: «Эх, Федор Александрович, все мы хороши, профукали Верколу, проморгали, проболтали». Вот так собственно профукали не только Верколу, профукали русский север, и не только русский север, центральную Россию. И сегодня конечно тех картин, которые изображены на фотографиях Прокудина-Горского, мы сегодня не увидим и это составляет, может быть… не может быть, а совершенно точно, главную русскую проблему!   Протоиерей Георгий Климов , кандидат богословия Все лекции цикла можно посмотреть здесь . Особенности третьего Евангелия обычно определяются, которую ставит перед собой сам евангелист Лука при его написании. Если мы посмотрим на первые четыре стиха первой главы – так называемый пролог Евангелия от Луки, в нем Лука говорит, что многие начали писать и составлять известные повествования об известных среди нас событиях, и это заставило и его, как он пишет дальше, «по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, державнейший Феофил, то учение, в котором ты уже был наставлен, чтобы тебе иметь твердое основание этого учения».

http://academy.foma.ru/2017/01/07

Сын крестьянина, родился в Двинском круге, на р. Пинеге, в селении Верколе, в 1532 году и с пяти лет уже чуждался всего обыкновенного в мирской, грешной жизни – был тих, кроток, богобоязлив, к родителям послушен. Он работал с отцом в поле, как вдруг 23 июня 1545 года неожиданно нашла туча, разразился гром и Артемий пал мертвый, хотя и не коснулась его молния, как это дознано после. Тело его положили в пустом месте, в сосновом лесу, не погребенным и вдали от церкви: «понеже они тех убиенных громом или молниею гнушаются» (А.Ф. Бычков, «Опис. Сборн.», стр. 94). Спустя 28 лет, по необычному свету над лесом, обретено забытое всеми нетленное тело отрока. По разнесшеся о том молве, собрались крестьяне, перенесли тело и положили его в паперти церкви св. Николая. Бог прославил мощи праведника чудесами. В 1639 году мощи были свидетельствованы митрополитом Корнилием. Тогда же написана служба, а в 1645 году освящена во имя св. Артемия построенная Коврольским воеводою Афанасием Пашковым, на месте, где первоначально лежало тело праведного отрока, церковь , и устроен монастырь, в который перенесены мощи прав. Артемия, почивающие там под спудом в приделе его имени (Филарет, «Рус. Св.», июнь, стр. 110 и след. – А.Ф. Бычков «Опис. Сборн.», стр. 95). «Несколько любопытных черт из жизни сельского населения на дальнем Севере дает длинный ряд чудес, приложенных к сказанию об Артемие Веркольском, писанному жителем Верколы по благословению митрополита Новгородского Макария» (Ключевский, стр. 323). В «Иконописном Подлиннике»: «праведный отрок Артемий, иже со отцом сврим Козьмою земледельцем, изшед на поле, умре от грома велика, млад отрок 12 лет, в рубашке, в руке лоза, колени голы. А инде пишет: в рубашке и в портах» (Филимонов, стр. 175). Память празднуется 23 июня и 20 октября. Веркольский заштатный монастырь находится в 150 верстах от г. Пинеги (Ратшин, стр. 11). Читать далее Источник: Книга глаголемая «Описание о российских святых, где и в котором граде или области или монастыре и пустыни поживе и чудеса сотвори, всякого чина святых/Доп. биогр. сведениями [и снабдил предисл.] гр. М.В. Толстой. - Москва : В Унив. тип., 1887 (обл. 1888). - 288, III с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Прошло много лет, когда клирик местной церкви Агафоник обнаружил тело Артемия нетленным, несмотря на то, что все это время оно находилось в лесу, где хищные звери могли его растерзать. Мощи перенесли сначала на паперть церкви. От них стали происходить чудеса, и началось всенародное почитание святого, после чего мощи были поставлены внутри церкви. Со временем при этом храме возник монастырь. В начале прошлого века большевики закрыли монастырь, мощи праведника были спрятаны братией и находятся сейчас под где-то спудом. Взирая на жизнь праведного Артемия Веркольского, мы с удивлением думаем: что же особенного мог сделать этот отрок, которого Господь забрал в возрасте тринадцати лет? За короткую жизнь он стяжал такую благодать, что сподобился милости Божией, более того Господь совершал чудеса через его нетленные мощи. Само нетление и чудотворения, проистекающие от мощей, доказательство его святости. А ведь, повторюсь, ему было всего тринадцать лет! Мы считаем, что в этом возрасте с человека еще и требовать ничего нельзя. Но у праведного Артемия было такое произволение, такая любовь к Богу, что он за краткое время прошел путь, ведущий к святости. Святой отрок чем-то напоминает нашего уральского подвижника, праведного Симеона Верхотурского, который преставился в средних годах и, несмотря на то что вся его жизнь прошла среди мирян в деревне, сподобился великой благодати: Господь извел его святые мощи из земли нетленными и удостоверил его святость чудотворениями, хотя имя праведника уже давно было забыто местными жителями. Подобное произошло и здесь: веркольские жители пренебрегли праведной жизнью отрока, сочли его недостойным погребения, а Господь его прославил. В чем кроется загадка святости этих людей, живших, казалось бы, вполне обыкновенно? В том, что они всей душой были преданы Христу, невзирая на мнения человеческие. Они не старались быть такими же, как все, а вели себя так, как им подсказывала их христианская совесть, вне зависимости от их положения в обществе и даже от возраста, как в случае с праведным Артемием. Сугубой преданностью Христу они стяжали великую благодать, хотя у них не было никаких старцев-наставников или опытных духовников. Жили они так же, как все, однако среди всех были не такими, как все. Очень часто желание «быть как все» губит человека и лишает его добродетелей, которыми наградил его Господь.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Артемиево-Веркольский монастырь Кстати, аэропорт Архангельска теперь носит имя Федора Абрамова – хорошо, если мы лучше будем знать творчество Федора Александровича, одного из виднейших представителей такого значимого явления в литературе, как деревенская проза. Он родился неподалеку – в Верколе. Сейчас в Верколе восстановлен монастырь праведного Артемия, но первое громкое слово о восстановлении обители произнес в 1980-х годах Абрамов. Вообще здесь какое село, какую деревню ни возьми, всегда найдется о ком и о чем рассказать, и не только в стиле Степана Писахова, хотя и его мы тоже очень любим. Сейчас, по моим наблюдениям, люди больше проявляют интерес не столько к экономической составляющей, сколько к духовной. И это очень важно: мы, похоже, начали осознавать, что деньги деньгами, квартиры квартирами, но есть что-то и поважнее. А значит, акценты мы расставляем, по-моему, так, как надо. Благое сопротивление – Но никуда не уйдешь от действительно тяжелого положения русской деревни. Не буду повторять слова Абрамова и других «деревенщиков», но судьба русской деревни действительно вызывает тревогу – при всей нашей заинтересованности в вопросах духовных. Произнесу только два слова: «оптимизация» и «депопуляция». Как с этим быть? – Да, это беда русской деревни, а следовательно, и всех нас. Но и здесь я бы не стал впадать в уныние и отчаяние: сопротивление есть, и оно нарастает. Тут ведь как получается: если махнуть рукой и начать унывать, как и происходит во многих случаях, то процесс разрушения – не только села, но и человека – стремителен. Кто-то спивается наглухо. Кто-то стремится побольше «освоить» выделяемых на село средств. Кто-то распродает оставшееся добро на металлолом или разбазаривает лес. Все это не оригинально и является признаком уныния, распада, самоуничтожения народа. – Но ведь это так не похоже на ту старую добрую Русь, о которой мы читаем и которой по праву гордимся. В чем причина? – Приведу слова Александра Хмельницкого, наркома юстиции советской Украины, о понимании большевиками права, суверенитета народов. Он говорил это в 1919 году: «Необходимо истребить самый дух частной инициативы, необходимо истребить дух самопомощи и заменить его принципом помощи сверху, принципом государственной помощи». Сейчас мы пожинаем плоды истребления этого духа: вялая покорность, религиозная вера в «сильного дядю», бойня за место у госкорыта вместо спокойной уверенности в себе, готовности помочь друг другу и деловых отношений с государством. Мне кажется, это одна из причин.

http://pravoslavie.ru/120093.html

Благодатью небес осиянный, В вечном царстве блаженствует он». Печатается по: «К. И ». 1916. N35. С. 487–495; N 36. С. 505–506. А. Нарцизова. Воспоминание об освящении храма в селе Суре в 1891 году В нынешнем, 1916 году, в июне, исполняется 25 лет со дня освящения храма в далекой Суре, родине нашего дорогого приснопамятного Батюшки о. Иоанна Кронштадтского . Немного уже осталось в живых из нас, очевидцев и участников этого великого и достопримечательного для глухого и дикого севера, события. Но оно так живо и подробно запечатлелось в моей памяти, что само как-то просится под перо, чтобы поделиться этими воспоминаниями с почитателями нашего дивного молитвенника и основателя Сурского храма, дорогого Батюшки о. Иоанна. Еще в начале июня в тот год Батюшка прибыл в Суру для наблюдения за окончательными приготовлениями к освящению храма. 21 июня он с иконами и хоругвями выехал в Веркольский монастырь (в 60-ти верстах от Суры, куда накануне прибыл Архангельский епископ Александр 64 , на присланным за ним пароходике «Верколец». Все население монастыря, во главе с о. архимандритом, увидя приближающейся пароход с иконами и хоругвями, тоже с крестным ходом выступило навстречу. Оба крестные хода, один с высокой горы, на которой живописно расположен монастырь, другой с парохода, соединившись на берегу и помолившись, при колокольном звоне, стали подниматься в гору. В святых воротах крестный ход был встречен архиереем, и все проследовали в собор, где был совершен краткий молебен. 23 июня празднуется память праведного Артемия, мощи коего находятся в этом монастыре. Накануне ко всенощной раку со святыми мощами вынесли на средину храма. На литию и величание выходили архиерей, о. Иоанн и целый сонм духовенства, съехавшегося со всех сторон. Умилительное и не виданное никогда мною зрелище представилось мне, когда к величанию, в 10-м часу вечера, во главе с епископом и о. Иоанном, духовенство в белых облачениях окружило раку и двумя лентами протянулось в алтарь; церковь вся была залита огнями, а сверху в окна полярное солнышко ярко освещало всю эту дивную картину.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

— То есть насколько этими слезами вымываются из сердца грехи? — Да. Говоря, что есть слезы от слабости сердца, от большой мягкости характера, от болезни, Святитель указывает и на слезы от благодати. Именно дар благодатных слез о своих грехах следует верующему человеку просить у Бога.  «У нас на Севере удивительные святые, и мы с ними дружим»  — Владыка, если вернуться к вопросу духовного созревания, к разным ступеням этого процесса, то вот что поражает: один из шести монастырей Архангельской митрополии, находящийся в самом что ни есть «медвежьем углу», среди лесов и болот, назван в честь праведного отрока Артемия, Веркольского чудотворца. Отрока! Выходит, святой уже в ранние годы созрел для Царства Божия? — И не просто созрел. Он не только спасенный, но еще и другим помогает спасаться. Ведь спасенный и спасающий — это разные вещи. Вообще житие этого угодника Господня являет пример того, что «иной суд Божий, и иной человеческий». Благочестивый отрок, погибший от удара молнии в возрасте 12 лет, был осужден суеверными односельчанами, и его тело, как умершего от внезапной смерти, оставили без отпевания. Положили в лесу, прикрыв хворостом и берестой... Не могло человеческое сознание прийти к тому, что в 12 лет можно полностью созреть для Царствия Небесного, принести плод святости, кротости, смиренномудрия и чистоты. Люди подумали, что какой-то тайный грех у него был, или, быть может, у его родителей, коль мальчик умер внезапно. Тело его пролежало всеми забытое более трех десятилетий. В 1577 году мощи были обретены нетленными и прославились многими чудесами и исцелениями болезней. На месте их обретения основан монастырь. Сейчас в Веркольской обители хранится только маленькая частица мощей святого чудотворца. Ведь что произошло в 1918 году? Нетленные мощи святого являлись обличением той безбожной власти и всех ее проектов, которые она пыталась реализовать. Невыносимо было большевикам слышать от верующих: праведный отрок Артемий с нами, он нам помогает. Богоборцы решили сжечь «эту куклу». Однако произошла «утечка информации», и предупрежденные монахи укрыли святыню от поругания. Когда отряд ВЧК прибыл сюда, монахов построили на берегу Пинеги и стали допрашивать. Не добившись ответа, ничего не узнав, некоторых тут же на берегу реки расстреляли. А в конце кровавого XX века открылась новая страница истории монастыря. Уроженцем села Веркола был известный советский писатель Федор Абрамов, и его вдова Людмила Владимировна предприняла огромные усилия, чтобы обитель не превратили в туристический центр, как собирались сделать в начале 90-х годов, а чтобы в ней вновь началась монашеская жизнь. Радостно сегодня видеть, что монастырь возрождается. Братия старается, трудится.

http://patriarchia.ru/db/text/5008137.ht...

В Санкт-Петербурге состоялись X Линтуловские чтения 12 декабря 2016 г. 12:40 10 декабря 2016 года в Государственной полярной академии Санкт-Петербурга состоялись X Линтуловские чтения. Их организаторами выступили Константино-Еленинский женский монастырь, Санкт-Петербургская духовная академия , Российский государственный гидрометеорологический университет. Во встрече участвовали священники, преподаватели средней и высшей школ, деятели культуры. На подворье Константино-Еленинского монастыря г. Санкт-Петербурга в храме святого Андрея Критского перед началом мероприятия был отслужен молебен. Юбилейные чтения совпали с окончанием празднования 10-летия основания Константино-Еленинской обители, отметила ее настоятельница игумения Илариона (Феоктистова). В ее докладе «Монастырские уставы: история и современность» был дан краткий обзор учения Святых Отцов о монашестве и аскетической жизни, разъяснено чинопоследование пострига в малую схиму, приведены примеры из монастырских уставов разных эпох. Опыт жизни в монастыре важен не только для иноков — каждый христианин призван к подвижничеству в той или иной мере, отметила игумения. Святыми Отцами называются три благодати, данные человеку Богом: закон Моисея, Евангелие и монашество как возможность реализовать в земной жизни то, что находится за ее рамками, подчеркнула игумения. Она также уделила внимание уставам, которые настолько же спасительны, насколько опасны при неразумном исполнении. Подвизаясь в обители, важно следовать установленному в ней порядку в целом. Если принимать одно и отвергать другое, то путь ко спасению будет неверным. Успешное следование уставу возможно лишь тогда, когда насельник уделяет внимание внутренней работе — борьбе со страстями. Руководитель Школы православного экскурсовода Константино-Еленинского монастыря Нина Жервэ выступила с докладом «Соловецкий монастырь в жизни». Кроме того, прозвучали доклады о петербургских подворьях Валаамского монастыря , сакральной связи духовной культуры Афона и Валаама, праведном Артемии Веркольском. На секции «Религиозно-философские вопросы» было рассказано об исследователе богословско-философской мысли в Византии Линосе Бенакисе. Секция «Русская словесность» включила в себя доклады «Рукопись сочинения Симона Симоновича и Христофора Жефаровича о Святой земле из собрания архива Института истории РАН», «К вопросу о невидимом мире в романе Федора Достоевского " Преступление и наказание " ». Также доклады были зачитаны в рамках секций «Христианское искусство» и «Духовно-нравственные аспекты педагогики». В завершение чтений желающие совершили паломничество в Константино-Еленинский монастырь. Синодальный отдел по монастырям и монашеству /Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

К монастырю съехалось множество гостей, обозы с рыбой стояли на противоположном берегу реки. Игумен повелел звонить в колокола, созывая всех к заутрене. Купцы, пришедшие на службу, дали в монастырь «множество рыб от всякого рода их, малых и великих, свежих и просолных». Так новое чудо в очередной раз спасло монастырь. Многие чудеса в житиях русских святых связаны со спасением иноков от голода. И дело здесь не в том, что агиографы списывали их друг у друга, – просто такова была реальность: именно голод представлял собой наибольшую опасность для существования обителей. В художественной литературе и киноискусстве сложилось превратное представление о жизни русских монастырей: иноки будто бы питались семгой и стерлядью и не заботились ни о чем мирском. Однако реальная жизнь была более прозаична и требовала от людей повседневного постоянного напряжения, можно даже сказать, героизма. Только самые крупные монастыри, такие, как Кирилло–Белозерский, Троице–Сергиев, Иосифо–Волоцкий (и то на поздних этапах своей истории), не испытывали голода. Остальные обители, особенно расположенные на Крайнем Севере (в Архангельской области, в Карелии и других областях), все время ощущали эту опасность. Артемиево–Веркольский монастырь находится на реке Пинеге в Архангельской области; даже в XIX веке эта обитель испытывала постоянные трудности с пропитанием. «Расположенная в… глубоком уединении, среди безмолвных и глухих лесов в безплодной, безлюдной и холодной местности, обитель чужда не только какихлибо избытков, но даже лишена бывает по временам и необходимаго к своему существованию, особенно же чувствуется большой недостаток в рыбе и овощах», – грустно заметил автор описания Веркольской пустыни в 1880 году «Хотя при монастыре есть и поля и луга, но они по причине песчаного грунта не приносят большой пользы, тем более что здесь бывает всего почти только три месяца в году благоприятной погоды для посева и сенокоса, а затем наступает осеннее ненастье и зима с вьюгами. Да и в эти три летние месяца редко когда руки успевают снять хлеб и скосить траву; по большей части от ранних холодных утренних морозов гибнет еще на корню и хлеб, и трава, и овощь, и таким образом обитатели должны оставаться без хлеба, а скот без корма.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010