Праведный Артемий Веркольский (+ 1545) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 20 окт. в день тезоименитствасо св. великомучеником Артемием +362), 23 июня в день преставления и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых Св. праведный Артемий был сыном крестьян села Веркола Архангельской области — Космы и Аполлинарии. Они воспитали его в благочестии и страхе Божием. С пяти лет он перестал играть, стал помогать по своим силам родителям работать и полюбил молитву. 25 июня 1545 г. он, уже тринадцатилетним отроком, поехал с отцом в поле. Вдруг налетела страшная буря и гроза с громом, и ударом молнии Артемий был убит. Но крестьяне отказались его хоронить, как умершего внезапной смертью, и положили в лесу, накрыв хворостом и окружив изгородью. В 1577 г. над этим местом увидели таинственный свет. Тогда взяли тело святого отрока и положили его на церковной паперти, прикрыв берестой. В это время была повальная лихорадка, и один мальчик умирал. Отец его привесил к его кресту кусочек этой бересты, и мальчик исцелился. А когда крестьяне стали петь молебны и творить память по св. отроке Артемии, то прекратилась и лихорадка. Было множество и других чудес. Тогда митрополит Новгородский Киприан приказал освидетельствовать мощи новоявленного угодника Божия, положить их в созданном на месте их обретения монастыре и составить ему службу • Прав. Артемий родился в 1532 г. в с. Веркола на р. Пинеге (при жизни праведника — Новгородская земля, ныне Архангельская обл.). Село это находится в 400 верстах от Архангельска и в 185 верстах от г. Пинеги. • После начала чудотворения, проистекавшего от мощей праведника и освидетельствования их в 1619 г, был построен храм его имени, а при царе Алексее Михайловиче на этом месте основан монастырь. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/437801/

Сохранился ряд житийных икон А. В.: кон. XVII в. (ГРМ); кон. XVII - нач. XVIII в. (СГИАПМЗ) - в среднике праведный отрок изображен вместе со свт. Николаем Чудотворцем, вокруг 2 ряда клейм жития А. В.; XVIII в. (АМИИ); сер. XIX в. (ЦМиАР). В составе клейм последней иконы: рождество и убиение громом святого, 10 посмертных чудес, в т. ч. исцеление сухорукого младенца, Андрея от «болезни очес», Авраама от зубной болезни, чудо о Ермолае, «одержимом духом нечистым», об Иоанне, «иже посмеялся чюдесем с[вя]таго и ослепе и бысть здрав по молитве», а также перенесение мощей А. В. в церковь, ему посвященную. Деяния А. В. представлены также на гравюре М. Нехорошевского 1-й пол. XVIII в. (РНБ), на ксилографии 1882 г. (РГБ). Образ А. В. входил в состав композиции Собора Новгородских святых и помещался вверху, как на прориси с иконы XVIII в.; также в состав Собора Карельских святых, как на иконе 1876 г. (Музей правосл. искусства г. Куопио, Финляндия); в число 189 рус. святых - на прориси с иконы 1814 г. ( Маркелов. Т. 1. С. 399, 461). Изображение праведного отрока нач. XX в. помещено на юго-зап. столпе в храме апостолов Петра и Павла в Петергофе (1895-1905), вероятно, потому, что имп. Александр III Александрович скончался в день памяти А. В. Лит.: Ровинский. Народные картинки. Т. 3. С. 552-553; Антонова, Мнева. Т. 2. С. 356-357, 443. 845, 954. Ил. 157; Мильчик М. И. Веркольский монастырь в иконографии XVII-XVIII вв.//ПКНО, 1986. Л., 1987. С. 487-496; Косцова А. С. , Побединская А. Г. Русские иконы XVI - начала XX в. с изображением монастырей и их основателей: Кат. выст./ГЭ. СПб., 1996. С. 29-30. Кат. 15, 16; Сорок сороков. Т. 2. С. 612; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 1. С. 124-135, 398-399, 460-461. Т. 2. С. 62; Северные письма: Кат./Сост. О. Н. Вешнякова, Т. М. Кольцова. Архангельск, 1999. Кат. 225, 226. О. А. Полякова, Я. Э. З. Рубрики: Ключевые слова: ИОАНН И ЛОНГИН († ранее 1569 (?) праведные (пам. 3 июля; в 3-е воскресенье по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых; 21 мая - в Соборе Карельских святых; 9 авг.- в Соборе Соловецких святых; пам. И.- 24 июня, пам. Л.- 16 окт.)

http://pravenc.ru/text/76384.html

архимандрит Виталий решил, наконец, совершенно оставить пределы не только Архангельской губернии, но и самой России, и избрал себе местом уединения и покоя св. Афонскую гору, куда, исходатайствовав себе прежде у высшего начальства увольнение от должности настоятеля монастыря, и отбыл в 1900 году. По удалении от дел правления иеромонаха Илариона, в течение полугода обитель оставалась без настоятеля и делами ее управляли наместник монастыря иеромонах Иоанникий совместно с казначеем иеромонахом Паисием и благочинным иеромонахом Никифором, до назначения настоятелем 12 июня 1902 г. иеромонаха Соловецкого монастыря Филадельфа с возведением его в сан игумена. Игумен Филадельф был весьма трудолюбивый и, как хороший хозяин, мог бы быть очень полезным для Веркольской обители настоятелем, но, к сожалению, по неизвестной причине, 28 сентября, почти через два месяца по вступлении своем в должность, он был перемещен настоятелем в Сийский монастырь, а настоятелем Веркольского монастыря назначен наместник монастыря иеромонах Иоанникий также с возведением в сан игумена. Непродолжительно было управление монастырем и игумена Иоанникия: он управлял менее полутора лет: с 17-го октября 1902 г. по 3 марта 1904 г., когда уволен был от должности по расстроенному здоровью в братство монастыря, а вместо его назначен был временно управлять обителью бывший настоятель Сийского монастыря архимандрит Антоний. Из событий сего времени замечательны закладка и начало постройки нового трапезного с церковью каменного трехэтажного корпуса. Постройка эта вызвана теснотою и маловместимостью трапезного помещения, в котором в праздничные дни, когда вся братия сходилась вместе (в будни часть братии, находившаяся на работах, обедала в особенной трапезе за оградой) в общую трапезу, многим приходилось ожидать второй трапезы, за недостатком помещения за первой. Постройку здания монастырь поручил подрядчику Башлыкову, строившему почти одновременно с этим новое здание Духовной Семинарии в г. Архангельске. Начатая в мае 1907 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

СПб., 1881. Описание Красногорского монастыря – Макарий, еп. Историческое описание Красногорского монастыря//ЧОИДР. 1880. Кн. 3. Описание Веркольской пустыни – Описание Веркольской общежительной пустыни праведного Артемия. Μ., 1880. Опись 1601 г. – Опись строений и имущества Кирилло–Белозерского монастыря 1601 года. СПб., 1998. ПДПИ Т. 173. – Житие преподобного Евфросина Псковского//ПДПИ. Т. 173. СПб.. 1909. ПЛДР – Послание царя Иоанна Грозного в Кирилло–Белозерский монастырь//ПЛДР. 2–я пол. XVI в. М., 1986. Пентковский – Пентковский A. M. Типикон патриарха Алексия Студита в Византии и на Руси. M., 2001. Предание и Устав Нила Сорского . – Боровкова–Майкова Μ. С. Нила Сорского Предание и Устав//ПДПИ. Т. 179. Прилуцкий – Прилуцкий В., свящ. Частное богослужение в Русской Церкви. Μ., 2000. Прокофьева – Прокофьева Л. С. Вотчинное хозяйство в XVII в. (По материалам Спасо–Прилуцкого монастыря). Μ.; Л., 1959. Просветитель – Просветитель преподобного Иосифа Волоцкого . Μ., 1994. Прохоров – Прохоров Γ.Μ., Водолазкин Ε.Γ., Шевченко Е. Э. Преподобные Кирилл, Ферапонт и Мартиниан Белозерские. СПб., 1993. Путешествие Антиохийского Патриарха Макария – Путешествие Антиохийского Патриарха Макария в Россию в начале XVII столетия//ЧОИДР. 1898. Кн. 4. Рыбин. Знамение креста – Рыбин В. Знамение креста в храмах и на иконах Кирилло–Белозерского и Ферапонтова монастырей//К свету. Μ., 1987. 15. Рыбин. Имя, как освящение – Рыбин В. Имя, как освящение некое//К свету. Μ., 1987. 15. Рыжова – Рыжова Е. А. «Летописец Антониево–Сийского монастыря» XVIXVII вв. Источники, этапы формирования текста//Региональные аспекты исторического пути православия: Архивы, источники, методология исследований. Вологда, 2001. Святитель Игнатий (Брянчанинов) – Игнатий (Брянчанинов). Аскетические опыты. Μ., 1993. Т. 1; Т. 2. Святитель Игнатий (Брянчанинов) . Письма. – Собрание писем святителя Игнатия Брянчанинова , епископа Кавказского и Черноморского. М.; СПб., 1995. Серебрянский – Серебрянский Η. И. Очерки по истории псковского монашества//ЧОИДР.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Монах — это серьезно. Со стороны нельзя это ни на себя примерить, ни рассуждать об этом, ни понять это. Я на двух постригах был, это именно преображение, без всякого пафоса говорю. Первые три года я что-то такое думал, а потом на себя посмотрел — не монах, — рассказывает Геннадий. — Один у нас семь лет послушником жил, не постригли — теперь жена, дети. Бывает, что человек сломался в миру и ищет покоя, приезжает сюда и думает, что он обрел покой. Потом уезжает в мир, там ничего не получается, он возвращается… В миру такой же крест, как в монастыре, не меньше. Геннадий приехал в монастырь на три дня и остался Искушения, в том числе бесовские, — в монастыре реальность, от которой не отмахнешься. После братского молебна (начинается в 5-30 утра) перед завтраком многие ложатся еще немного поспать («может, редкие избранники читают Святых отцов или молятся», — говорят в монастыре), и в это время, как говорит духовник монастыря отец Венедикт (Меньшиков), присниться может все что угодно. Бесы очень любят именно это время. Да и вообще за тихой внешностью монастырской жизни скрываются бури и брани, преодолев которые, человек приносит духовные плоды. Святыня под спудом Мощи праведного отрока Артемия были укрыты монахами в 1918 году, чтобы над ними не надругался направленный в монастырь специально для этого отряд ВЧК. В 1941-1942 годах особый отряд НКВД занимался поиском мощей в Веркольских окрестностях, но так их и не нашел. Не нашли их и позднее. — Думаю, рака праведного Артемия хранится у реки Кумбалы по левой стороне, там стоит береза с крестообразными ветками, как на Анзере на Соловках. Сколько жил — не видал такой бересты, чистая-чистая! Как знак Божий, — говорит местный художник Дмитрий Клопов, участвовавший в восстановлении монастыря в 1990-е годы. — Я в прошлом году ходил с топором за чагой, там когда-то была мельница, а теперь, если раку найдем, надо там поставить часовенку. Успенский храм Иеромонах Венедикт (Меньшиков), впрочем, говорит, что когда монахи по Кумбале ходили, ничего похожего на описание Дмитрия Клопова они не видели.

http://pravmir.ru/pochemu-verkolskie-mon...

231 ...в Веркольском монастыре.Артемиево-Веркольский мужской монастырь находится в Пинежском районе Архангельской области. Обитель основана в первой половине XVII в. на месте обретения в 1577 г. мощей прав, отрока Артемия Веркольского († 1545; память 23 июня/6 июля и 20 октября/2 ноября). В XIX в. начался расцвет обители. В 1861 г. настоятелем был назначен монах из Кожеозерской пустыни Феодосий, который ввел в монастыре строгий общежи­тельный устав по образцу Коневской обители. Были построены широкая каменная стена вокруг обители, колокольня, новые братские корпуса, трапезная, сооружен водопровод. В 1890 г. Веркольский монастырь указом Святейшего Синода обращен в первоклассный общежительный монастырь. В 1891–1897 гг. был возведен двухэтажный каменный Успенский собор. В 1920 г. монастырь был закрыт. Братия успела спрятать мощи праведного Артемия. До сих пор мощи не обретены, считается, что они находятся под спудом на территории монастыря. Возрождение монастыря началось в 1991 г. 232 ...отца архимандрита Виталия... – Настоятель Веркольского монастыря архим. Виталий (в миру – Вяземский Василий Иванович). В 1867 г. пострижен в мона­шество, в 1870 г. рукоположен в иеромонаха, в 1887 г. возведен в сан игумена, с 1888 г. определен настоятелем Веркольского монастыря, с 1891 г. – архи­мандрит. В 1900 г. по болезни уволен с должности настоятеля; проживал в скиту при Святом озере. Архим. Виталий был председателем комиссии, созданной для наблюдения за постройкой в Суре нового каменного Никольского храма. 233 ...погребено тело Параскевы, родной сестры святого праведного Артемия. – Прав. Параскева Пириминская, или Пиринемская (†XVI; память совершается вместе с Собором Новгородских святых в 3-ю Неделю по Пятидесятнице). 235 Он взял меня с собой, сказав, чтобы отец Геннадий ехал со мной. – В 1891 г. отца Иоанна в поездке на родину сопровождал иеромонах Задне-Никифоровской пустыни Олонецкой епархии Геннадий (Борисов). «В бытность свою в 1889 г. в г. Кронштадте для сбора подаяний в пользу Задне-Никифоровской пустыни иеромонах Геннадий обратил на себя внимание о. Иоанна своим нелицемерным смирением, кротостию своего характера, своей энергией в принятой им на себя миссии сборщика подаяний на устройство пустыни и истовым и благоговейным совершением богослужения. С этого времени иеромонах Геннадий делается лицом, близким к о. Иоанну, и вместе с ним несет усиленные труды на пользу Кронштадтского Андреевского попечительства» (Олонецкие ЕВ. 1899. 2, 15 января. Ч. неоф. С. 36–38).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

В 1917 году последним настоятелем Веркольского монастыря перед его закрытием стал епископ Павел (Павловский). В то время братство обители составляло 185 человек. Разорение монастыря В ноябре 1918 года в Веркольский монастырь прибыл отряд красноармейцев. Часть монахов ушла в другие обители, а тех, кто остался, расстреляли на берегу Пинеги. Богоборцы сжигали иконы и богослужебные книги. Некоторые иконы местные жители успели унести по домам, а через 70 лет вернули их во вновь открывшийся монастырь. Спустя месяц приехала особая комиссия по вскрытию мощей, но монахи их спрятали, и мощи не нашли. Среди местных жителей существует предание, будто люди видели, как отрок Артемий в белой рубашке уходил из монастыря. В разные годы в монастырских зданиях располагались уездный комитет партии, госпиталь для красноармейцев, поселковая коммуна, детский дом, интернат для детей с отклонением в развитии. В игуменском корпусе находилась общеобразовательная школа, в Артемиевском храме – спортивный зал, мастерские, одно время в нем даже выращивали кроликов. Возрождение обители В конце 80-х годов прошлого века обитель хотели превратить в туристический центр. Но Людмила Владимировна Крутикова-Абрамова, вдова известного советского писателя Федора Александровича Абрамова, уроженца села Веркола, предприняла огромные усилия, чтобы здесь вновь началась монашеская жизнь. В 1990 году обитель передали Русской Православной церкви, а 25 декабря 1991 года Священный Синод принял решение об отрытии Артемиево-Веркольского мужского монастыря. Монастырь восстанавливали всем миром, и жизнь в нем начала постепенно налаживаться. У монастыря оказалось много помощников, одни присылали деньги со всех уголков страны, другие приезжали и трудились здесь. В монастыре наладилась духовная жизнь. Со временем появилось свое хозяйство. Современное состояние [ править править код ] Сейчас в Веркольском монастыре постоянно проживает около 40 насельников. С 2000 года возглавляет обитель игумен Иосиф (Волков). С 2000 года насельники обители вели занятия в Веркольской воскресной школе. Первые ее ученики уже разъехались по большим городам, но и там дорогу в храм они не забывают.

http://azbyka.ru/palomnik/Артемиев-Верко...

Артемий, митрополит Хабаровский и Приамурский (Снигур Александр Николаевич) Дата рождения: 5 сентября 1962 г. Дата хиротонии: 10 апреля 2011 г. Дата пострига: 31 марта 1996 г. День ангела: 6 июля Страна: Россия Биография: Родился 5 сентября 1962 г. в г. Днепродзержинске. В 1984 г. окончил Санкт-Петербургский военно-транспортный университет и направлен в г. Алма-Ату. В 1992 г. уволен в запас в звании капитана по сокращению штатов. В 1992-1995 гг. трудился на строительстве храма в честь Рождества Христова г. Алма-Аты. В 1995 г. стал послушником Николо-Шартомского мужского монастыря с. Введенье Шуйского района Ивановской области. 17 декабря 1995 г. в Преображенском кафедральном соборе г. Иваново архиепископом Ивановским и Кинешемским Амвросием рукоположен во диакона. 11 февраля 1996 г. в Благовещенском храме г. Кинешмы архиепископом Амвросием рукоположен во иерея. 31 марта 1996 г. в Казанском храме Николо-Шартомского мужского монастыря с. Введенье Шуйского района Ивановской области архиепископом Амвросием пострижен в монашество с наречением имени Артемий в честь праведного Артемия Веркольского (пам. 23 июня/6 июля). 4 ноября 1996 г. командирован в Новосибирскую епархию для активизации миссионерского служения и укрепления монашества в сибирском регионе. 20 марта 1997 г. назначен инспектором по храмовому строительству Новосибирской епархии. 17 июля 1997 г. утвержден наместником новообразованного Михаило-Архангельского мужского монастыря в с. Малоирменка Ордынского района Новосибирской области (в 1998 г. монастырь переведен в с. Козиха Ордынского района Новосибирской области). 19 февраля 2004 г. назначен председателем архитектурного отдела Новосибирской епархии. В 2004 г. окончил Московскую духовную семинарию (заочно). В 2008 г. окончил Московскую духовную академию (заочно). Нес послушания помощника управляющего епархией по общим вопросам; руководителя епархиального отдела по архитектуре, строительству и земельным вопросам; наместника мужского монастыря во имя Архистратига Михаила с. Козиха Ордынского района Новосибирской области.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1435223...

Горя чувством благодарности к праведнику-чудотворцу, благочестивые жители Двинские устроили при храме св. Николая придел, куда и перенесли с паперти мощи праведного отрока. Когда о множестве совершавшихся чудес и исцелений у мощей угодника Божия донесено было Новгородскому Митрополиту Макарию, то по его указу св. мощи были освидетельствованы, признаны нетленными и 6 декабря 1610 г. перенесены в самый храм св. Николая; тогда же Святому была составлена особая служба. В 1639 году от возникшего сильного пожара сгорел храм; самые мощи успели, однако, вынести и сохранить; над мощами была выстроена часовня, в которой они хранились в продолжение 10 лет за неимением средств построить храм. Правда, Кеврольский воевода Афанасий Пашков, еще незадолго до истребления пожаром церкви св. Николая, выстроил было особую прекрасную во имя св. великомученика Артемия церковь на месте обретения мощей Праведного Артемия в благодарность к угоднику Божию за исцеление его сына Иеремии от смертельной трясучей болезни, намереваясь в эту церковь перенести мощи праведного отрока; благолепно украсив церковь, он оградил ее оградой и даже устроил при ней келии для монашествующих; для служения при церкви поселения здесь сначала был только один иеромонах Иона, а по устройстве обители был начальством епархиальным, по просьбе Пашкова, назначен в начальники монастыря иеромонах Рафаил. Однако, храм этот не долго существовал – он сгорел до основания ранее, чем воевода успел осуществить свое намерение – перенести туда мощи Св. Праведника. Лишившись храма, обитель, однако, не прекратила своего существования, так как келии и ограда ее сохранились невредимыми от пожара и насельники ее, настоятель иеромонах Рафаил и иеромонах Иона, продолжали жить при ней, хотя и с глубокою скорбью о потере драгоценного духовного сокровища; скорбь увеличивалась еще от того, что жители Верколы недружелюбно относились к инокам и употребляли все усилия, чтобы прогнать их от себя: «чудотворец наш и монастырь наш», говорили они, «уходите отсюда!».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1648 году в Кевролу была прислана грамота царя Алексия Михайловича, на имя тамошнего воеводы Аничкова: повелено было положить мощи праведного Артемия в новую раку и дозволено построить монастырь на том месте, где были обретены его мощи, которые, согласно царской грамоте, и были на следующий год перенесены туда и положены в построенной еще воеводой Пашковым церкви святого мученика Артемия. При сем от святых мощей истекали многоразличные исцеления всем, с верою притекавшим к ним. Собравшийся во множестве народ вознес теплые моления Христу Богу и Его святому угоднику праведному Артемию, Веркольскому чудотворцу, прославляя благодать Божию, в нем явленную на утешение всем православным христианам. Впоследствии мощи праведного Артемия, по случаю пожаров, трижды выносили из храма обители, пока, наконец, не был построен в 1793-м году в монастыре каменный храм, освященный в честь праведного Артемия, в котором мощи его и были положены [ 7 ].   Тропарь, глас 2: Вышняго повелением/тученосным облаком небо помрачившим,/и молниям блистающим,/грому же возшумевшу с прещением,/испустил еси душу твою в руце Господеви,/премудре Артемие,/и ныне предстоиши Престолу Владыки всех,/о иже верою и любовию приходящим к тебе,/подая исцеление всем неотложно,/и моляся Христу Богу,/спастися душам нашим.   Величание: Величаем тя,/страстотерпче Христов, Артемие,/и чтим святую память твою,/ты бо молиши за нас/Христа Бога нашего.   Кондак, глас 8: Возсия днесь пресветлая память премудраго Артемия: богоданная благодать яко реки изливает, от святоцелебныя раки мощей его, дивная исцеления, имиже от многоразличных недуг избавляемся, с верою приемлюще я, и взывающе: радуйся, Артемие богомудре. Память 21 октября Житие преподобного отца нашего Илариона Великого Преподобный Иларион родился в 291 году в селении Фавафе в Палестине близ города Газы. Родители его были еллины [ 1 ]. Как является роза среди шипов, так рождением от них преподобного явилось миру благоухание Христово. Посланный в Александрию для обучения наукам, он не только вскоре овладел всей той ученостью, к которой стремились еллины, но хорошо ознакомился и с духовной премудростью. Уверовав в Господа нашего Иисуса Христа, он принял святое крещение [ 2 ] и во время частых посещений храма внимал словам Божественной службы. Навыкая добрым нравам и сердцем своим горя любовью к Богу, он стал помышлять о том, как бы угодить Ему. Услыхав о святом Антонии Великом, слава добродетельной жизни которого в то время распространялась всюду, Иларион поспешил отправиться к святому, исполненный усердного желания видеть его. Дойдя до места его пребывания в пустыне, Иларион узрел его святолепное лицо и услышал его сладостные речи, указывавшие ему путь к совершенству. Он пробыл некоторое время при святом Антонии, присматриваясь к его равноангельской жизни, усердным и частым молитвам, рукоделию и беспрестанному труду, посту и воздержанию, любви к ближним, нестяжательности и иным подвигам иноческого жития [ 3 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010