Крестьянин и крестьянка, страдавшие глазами, получили здоровье и ясное зрение от прикосновения к священной раке. Многие другие получали исцеления от разных болезней. – Новгородский митроп. Макарий свидетельствовал мощи праведника в 1610 г. и благословил перенести их в сам храм, в д. свят. Николая. Тогда же сочинена и служба блаженному Артемию. Праведный продолжал благотворить. Житель Холмогор Иларион доходил до отчаяния от скорби о потере зрения и хотел наложить на себя руки. В самый день памяти свят. Николая явился страждущему отрок с посохом в левой руке и с крестом в правой и, осеняя его крестом, сказал: «встань, исцеляет тебя Христос рукой раба Своего Артемия; иди в Верколу, приложись к его гробу и расскажи о всём священнику и крестьянам». Иларион исполнил приказание и прозрел. – Это было в 1623 г. Сын Мезенского воеводы Афанасия Пашкова также получил исцеление от Артемия и – признательный отец построил близ храма святителева храм в честь св. мученика, соименного праведному Артемию. Спустя 30 лет оба храма сгорели. – При царе Алексее Мих. дозволено было построить монастырь на том месте, где были обретены мощи, и в 1649 г. св. мощи перенесены были в обитель. По случаю пожаров три раза выносили их и из храма обители. В 1793 г. построен был каменный храм и освящён в честь праведного Артемия Веркольского. Память праведника чтится 23 июня и 20 октября 230 . † Память о преп. Иосифе Заоникиевском За 16 вёрст от Вологды и ближе к ней был некогда тёмный лес; в 2 вер. от нынешней Заоникиевой пустыни по этому лесу шла из Москвы большая Белозерская дорога. В этом лесу имела притон шайка разбойника Аники, грабившего и убивавшего людей на Белозерской дороге; знаменитый разбойник оставил своё имя лесу, где и ныне показывают могилу его 231 . В этом лесу июня 23-го 1588 г. явилась благочестивому Илариону Владимирская икона Божией Матери, исцелившая его от давней болезни. Благодарный Иларион принял иночество с именем Иосифа и на месте явления иконы основал обитель с храмом. Так место грабежей и разбоев Богоматерь освятила й Своим явлением с тем, чтобы населилось оно певцами славы Божией, день и, ночь воздыхающими о грехах и небесной отчизне.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

709. Веркольский – Кеврольский, мужской, заштатный (с 1764 г.), Архангельской губ., Пинежского у., близ Веркольского прихода, на правом гористом берегу р. Пинеги, в 180 вер. к юго-вост. выше гор. Пинеги. Основан в конце XVI ст. Мезенским и Кев- рольским воеводою Пашковым над мощами праведного отрока Артемия, по молитве которого был исцелен от тяжкой болезни единственный сын воеводы. После пожара 1639 г. монастырь возобновлен Кеврольским земским старостою Филип. Драчевым. В церкви св. Артемия чудотворца Веркольского, построенной в 1793 г., почивают мощи преп. отрока (12 лет) Артемия, убитого молниею в 1544 г., 23 июня, в каковой день и чтится его память. Это описание взято из статьи Заринского, в других же сочинениях история возникновения монастыря переиначена: он построен Пашковым в 1644 г. за изцеление сына, в 1659 г. сгорел, после чего возобновлен Драчевым. Полагаю, что возникновение монастыря следует отнести к концу XVI ст., так как мощи обретены в 1583 г. и в 1609 г. написаны житие и служба праведнику. Монастырю принадлежит скит Святоозерский-Николаевский. “Истор. Росс. Иер.», III, 520, (с грамот.); Ратшин, 11; “Опис. монаст.», 1817 г., 22; Фон-Пошман, “Опис. Арханг. губ.», I, 118; Пушкарев, “Опис. Росс. Имп., Арханг. губ.», I, 37; Проценко, “М-ри в России», 15; Молчанов, “Опис. Арханг. губ.», 203; Козлов, “Арханг. губ.», 341; Максимов, “Год на севере», II, 345; “Справочн. кн. Арханг. губ.», 1852 г., 151; “Арханг. губ. в.», 1845 г., 49 (Заринск., “Веркольский мон.»); 1849 г., 49 (Артемий Веркольский, св. отрок); 1853 г., 4 (происхожд. слова Веркола); 1861 г., 30 (Поромов, “Несколько слов о Веркольск. мон.»); Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.», 157, 311 (св. Артемий); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 834; Ключевский, “Жит. свят.», 323; “Временник Общ. ист.», 1852 г., XV, переписн. кн. 1658 г. домовой казны патр. Никона, 99 (Книга писмяная в честь св. правед. Артемия Веркольского); “Чтения в И. Общ. ист.», 1878 г., III, “Христиан. в предел. Арханг. губ.», 18 (основан в 1635 г.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», VII, прилож., XI, III (в 1727 г. в м-ре было только строитель и монах); Бычков, “Опис. рукописей И. П. Библ.», I, 94, 9 (житие св. Артемия), 379, 37–41 (житие преп. Артемия, чудеса и служба ему); “Церковн. ведом.», 1889 г., 36, 1074 (Веркольская пустынь; житие св. Артемия и история м-ря).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Касательно местного чествования, кроме факта самого чествования и в настоящее время являются: 1) Построение церкви во имя прав. Артемия. Первая церковь в честь праведного отрока была построена Кевральским воеводою Афанасием Пашковым 80 и освящена в 1645 г. 13 февраля, по благословению патриарха Иосифа и Новгородского митрополита Авфония. Церковь была построена, на том самом месте, где покоилось св. тело Артемия до его обретения 81 , впрочем эта церковь скоро сгорела 82 . Была выстроена новая, в которую и были перенесены мощи прав. Артемия, 17 ноября 1649 г., о чем в житии повествуется: «Лета 7156 месяца марта в 3 день, в государеве Цареве и Великого князя Алексея Михайловича всея Русии грамоте, из большого дворца за приписию дияка Давыда Дярябина, писано в Кевролу к воеводе к Григорию Михайловичю Оничкову. А велено в Веркольской волости святого праведного чудотворца Артемия мощи собрати в раку и положити по прежнему и ис часовни перенести в церковь святого великомученика Артемия, где монастырь построен. И ииз году месяца ноября 17 день, той же воевода Григорий поезжает из Кеврол в Верколу и повелевает с собою ехати церковным служителем священникам патриаршия десятины поповскому старосте Никольскому священнику Якиму да Кеврольского стану, Воскресенскому священнику Марку, и диакону Дементиану да Каргопольския волости Воскресенскому священнику Дмитрию, и приехали Веркольскую волость, и тое же волости черной священник Иона, да белой священник Софоний. Священницы же в церкви Божии срборне молебное пение сотворяют славимому в Троице Господу Богу нашему Иисусу Христу и пречистей Его Богоматери и святителю Христову великому чудотворцу Николе, и святому великомученику Артемию и святому праведному Артемию, новому чудотворцу, вкупе же и освящение воде сотворяют и по совершении молебного пении, приходят священницы в часовню и ту у честныя раки святого чудотворца Артемия, довольно молитствуют и открывают раку, и священною водою окропляют, и честныя и чюдотворныя его мощи со благоговеинством собирают, и полагают в новую раку и покровом покрывают, и приимше раку с верою и молением с песнми духовными, и принесоша ис часовни в церковь святого великомученика Артемия в новую ограду где монастырь построен и положиша честно в церкви одесную страну и тако кождо разыдошася в домы своя славяще и благодарите Христа Бога, и угодника его святого праведного Артемия Веркольского чудотворца» 83 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

Феодосий, епископ Ноябрьский, викарий Салехардской епархии (Нестеров Федор Валерьевич) Дата рождения: 3 июля 1966 г. Дата хиротонии: 27 сентября 2023 г. Дата пострига: 7 апреля 2000 г. День ангела: 10 февраля Страна: Россия Биография: Родился 3 июля 1966 г. в Москве в семье инженеров. Крещен в 1968 г. в Лазаревском храме г. Пятигорска. В 1983 г. окончил среднюю школу 369 г. Москвы. В 1984-1986 гг. проходил службу в Вооруженных силах. После окончания срочной службы поступил в Московский высший технический университет им. Баумана, который окончил с отличием в 1996 г. по специальности «Машины и технология обработки металлов давлением». С августа 1996 г. по декабрь 1999 г. по благословению насельника Свято-Троицкой Сергиевой лавры архимандрита Наума (Байбородина) проходил церковные послушания в качестве трудника в восстанавливающемся Спасо-Суморином монастыре г. Тотьмы Вологодской обл. Учился в Вологодском духовном училище. В марте 2000 г. по благословению архимандрита Наума (Байбородина) поступил в Артемиево-Веркольский монастырь Архангельской епархии . 7 апреля 2000 г. пострижен в монашество с именем Феодосий в честь преподобного Феодосия Тотемского. 9 мая 2000 г. в Свято-Троицком храме г. Архангельска  епископом Тихоном (Степановым) рукоположен во иеродиакона. 27 сентября 2000 г. рукоположен во иеромонаха в Илиинском кафедральном соборе г. Архангельска. В 2008 г. окончил заочное отделение Московской духовной семинарии. В том же году по рекомендации владыки Тихона поступил на заочное отделение Московской духовной академии , которое окончил в 2015 г. В 2009 г. возведен в сан игумена. С 1 января 2001 г. по 4 апреля 2019 г. исполнял обязанности настоятеля строящегося Архангельского подворья Артемиево-Веркольского монастыря. При подворье по настоящее время действует организованный в 2001 г. социальный мужской приют, построены храм в честь благоверного князя Александра Невского, келейный корпус, хозяйственные постройки. В период несения послушаний в Архангельске занимался социальным служением, в частности, помощью людям в трудной жизненной ситуации, молодежной работой, духовным просвещением, катехизацией,  духовным окормлением военнослужащих и антисектантской деятельностью, посещал учебные заведения. 

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6053132...

Веркола (Новый Путь). Церковь Артемия Веркольского на Ежемени. Ежеменский храм, Артемьевская церковь; Артемиевская церковь Деревянная церковь. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Артемия Веркольского Год постройки:1876. Адрес: Россия, Архангельская область, Пинежский район, поселок Новый Путь, Веркольский монастырь Координаты: 63.813196, 45.173298 Проезд: 1. от Архангельска до Карпогор поездом, далее на такси либо по предварительной договорённости с Артемиево-Веркольским монастырем на транспорте монастыря (около 50 км) до села Веркола; 2. от Архангельска личным автомобилем до села Веркола (около 8-10 часов, т.е. около 320 км по бездорожью), ехать л ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда 1. от Архангельска до Карпогор поездом, далее на такси либо по предварительной договорённости с Артемиево-Веркольским монастырем на транспорте монастыря (около 50 км) до села Веркола; 2. от Архангельска личным автомобилем до села Веркола (около 8-10 часов, т.е. около 320 км по бездорожью), ехать лучше на внедорожнике хорошего качества. По пути пересечь 2 парома. Дорога ужасная, грунтовка вперемешку с плитами, асфальтом и песчанкой (обе местами), постоянно работает грейдер. На дороге много крупных камней, а также есть возможность заблудиться, а указатели и люди встречаются очень редко. Третий паром от Верколы до Нового Пути, возле монастыря, не предусмотрен, поэтому на лодке переправитесь на другой берег только Вы, машину придется оставить на берегу. Советую вариант 1. От монастыря до храма Артемия Веркольского на Ежемени пройти пешком около 1,5 км. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В годы безбожия здесь был склад для хранения зерна. Но люди никогда не забывали сюда дорогу. В праздник отрока Артемия, 6 июля, приходили и приезжали сюда пинежани со всей округи. 5 августа 1990 года, в праздник обретения мощей отрока Артемия, настоятель архангельского Свято-Ильинского кафедрального собора, протоиерей Владимир Кузив впервые за много лет отслужил около церкви молебен святому угоднику Божию. В самой церкви в то время еще были сусеки для зерна. В этот же день отец Владимир освятил памятник Федору Александровичу Абрамову в Верколе и отслужил панихиду на могиле писателя.

http://sobory.ru/article/?object=22730

Из грамоты царя Алексея Михайловича Кеврольскому воеводе от 9-го Февраля 1648-го года о дозволении построить монастырь на том месте, где обретены мощи Артемия, видно, что мощи обретены в 1577-м году (см. также Ист. Uep. III, 521 ) и что в 1639-м году, в пожар Веркольской волостной церкви Николая чудотворца, в которой они находились (и в Ист. Uep. ibid.), они подверглись действию огня, так что остались от них одни кости (список грамоты с другими актами, касающимися построения Веркольского монастыря, доставлен нам С. М. Сироткиным). Для свидетельства и сыску о мощах Артемия (и о чудесах, совершавшихся при мощах) митр. Киприан посылал, как говорится в той же грамоте, игумена, священников, диакона и митрополичьего сына боярского. 41 . Геннадий Любимоградский, основатель Спасо-Геннадиевского монастыря, который находится в Тюбимском уезде Ярославской губернии, скончавшийся 23-го Января 1565-го года (называется еще Костромским, потому что местность монастыря принадлежала к Костромской округе). Ученик Геннадия и второй преемник его на игуменстве в его монастыре Алексей, написав житие его и канон ему, завещал было одно и другое свезти в Москву к царю Федору Ивановичу и митрополиту Дионисию (1584–1587), дабы они уставили празднование его памяти 243 . Но или завещание не было исполнено, или ходатайство не имело успеха. В 1644-м году были открыты его мощи, от которых совершилось несколько чудес, и тогда с благословения патр. Иосифа началось празднование его памяти 244 . Мощи преп. Геннадия, открытые в 1644-м году при копании рвов для фундамента новой церкви, в настоящее время вод спудом, – Ист. Uep. III, 687 . 42 . Симон Воломмкий, основатель упраздненной Воломской Воздвиженской пустыни, которая находилась в Устюжском уезде Вологодской губернии, скончавшийся 12-го Июля 1641-го года. О начале местного празднования ему в Истории иерархии говорится: «По кончине его с 1646-го года по некоторым оказавшимся от его гроба чудесам с Марта 20 началось почитание его и сочинена была ему служба с описанием жизни и чудотворения», -III, 608 (преп. Симон, может быть, потому весьма скоро явил себя чудотворцем, что потерпел насильственную смерть, быв убит соседними крестьянами из-за земли) 245 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Когда переносили нетленные мощи из паперти в придел, женщина, имевшая расслабленного младенца, приложила его ко гробу блаженного Артемия, и младенческая рука в ту же минуту окрепла. Другая женщина и крестьянин, страдавшие глазами, тут же получили зрение от прикосновения к священной раке. И многие другие, отягченные различными недугами, исцелились. Более 50-ти чудес записано священнослужителями церкви Святителя Николая, при которой почивал блаженный Артемий. Они написали лик святого отрока на доске бывшей его гробницы и стружки от нее раздавали в благословение. Иногда являясь в сонных видениях, врачевал он недуги. Так явился Илариону, жителю Холмогор, который впал в отчаяние от постигшей его слепоты и хотел наложить на себя руки. В самый день памяти Святителя Николая предстал страждущему отрок, в светлой одежде, держа в левой руке посох, а в правой крест, и, осенив его, сказал: «Восстань, исцеляет тебя Христос рукою раба своего Артемия, иди в Верколу, приложись к его гробу и расскажи о том священнику и крестьянам». Исполнил его повеление, болящий и прозрел; это случилось в 1623 году. Далеко простиралась целебная сила новоявленного угодника Божия. Рыболов из Хевролы, по имени Харитон, занесенный по морю на остров Новую Землю, посреди Ледовитого моря, в течение целого лета лишен был движения руки, вывернутой в самом плече. И вот забытому людьми на море явился родич его, блаженный Артемий из пределов Хеврольских, обещая исцеление, если помолится над его гробом. И по его слову миновалась болезнь. Мощи блаженного Артемия свидетельствованы были по указу Макария, митрополита Новгородского, в 1610 г. и в день Святителя Николая перенесены из придела в главный храм. Тогда же была сочинена ему и служба. По случаю исцеления сына воеводы Мезенского Афанасия Пашкова при его гробе, признательный отец построил близ церкви Святителя другую церковь , во имя великомученика, соименного Артемию. Но через 30 лет обе сгорели, и над мощами поставлена была часовня. Еще десять лет спустя, по просьбе клириков и мирян Веркольских, царь Алексей Михайлович дозволил основать монастырь на том месте, где были обретены мощи, на берегу реки Пинеги. Их переложили в новую раку и перенесли из часовни в обитель. Но и она трижды пострадала от пожаров и была упразднена в исходе минувшего (XVIII) столетия. Наконец, усердием окрестных жителей сооружена каменная церковь во имя самого Артемия Веркольского, и в ней доныне почивают святые мощи блаженного отрока. Церковь совершает его память 23 июня и октября 20.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

#lx_718114 #lx_718114 .lx_home_button #lx_718114 .lx_home_button svg #lx_718114 .lx_home_button svg path #lx_718114 .lx_home_button:hover #lx_718114 #lx_718114 .lx_close_button #lx_718114 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_718114 .lx_no_click #lx_718114[data-height="" ] .lx_close_button #d96591efe9 Закрыть Монастырь – это образ глубокой жизни, устроенной по Богу В преддверии 500-летия Сийской обители Игумен Феодосий (Нестеров)   Денис Данилов   16:50 24.10.2019 841 Время на чтение 4 минуты О богословском смысле монашеской жизни, духовно-просветительской и хозяйственной жизни Сийской обители в преддверии 500-летнего юбилея. Беседа с наместником монастыря, благочинным приходов Архангельска игуменом Феодосием (Нестеровым). - Отец Феодосий, в конце лета Священный Синод назначил Вас наместником Антониево-Сийского монастыря. Вы также несете послушание благочинного в областном центре и руководителя одного из ключевых отделов епархии, отвечающего за взаимодействие Церкви и общества. Что значит для Вас это назначение, как изменилось служение? Монастырь – это дом для монаха, келья его жилище. Монастырь – наша семья, квартира и крепость. Многие годы я был в братии Артемиево-Веркольской обители, настоятелем подворья в Архангельске. Как руководитель отдела, а затем и благочинный округа, я лишь изредка навещал монастырь. Поэтому чувствовал себя в Верколе скорее, как гость, сохраняя с братией теплые отношения. А местом ежедневного труда и забот был Архангельск…Сейчас все изменилось. Сийский монастырь стал домом. А в Архангельск приезжаю как в командировку… Не скрою, в первые дни после назначения чувствовал некоторую растерянность. Антониево-Сийский монастырь с его древними стенами, богатыми духовными и культурными традициями не напрасно называют Жемчужиной Русского Севера. Нести послушание в таком монастыре – большая ответственность. Но я не один. Есть крепкая опора – доброе отношение братии и постоянная поддержка… - Настоятелем подворья Веркольского монастыря Вы были без малого восемнадцать лет. Фактически подворье – это маленькая самостоятельная обитель, расположенная, как правило, при храме. Но в то же время подворье открыто для общества. Течение духовной жизни на подворье скорее, как на приходе, чем в монастыре…

http://ruskline.ru/analitika/2019/10/24/...

Многие попрыгали в воду и возвратились на берег вброд, других же пришлось пересадить на лодку и в ней доставить обратно. Когда мы приехали в монастырь, Батюшка уже ходил по комнатам обширной квартиры игумена. Веркольский первоклассный монастырь еще издали обращает на себя внимание своею солидностью и благоустройством. Точно маленький город стоит он на высоком берегу Пинеги, обнесенный красивой белой каменной стеной с полукруглыми решетчатыми окнами, выходящими из галереи, идущей вдоль всей стены. Обе церкви, колокольня и все монастырские постройки окрашены в белый цвет и очень красиво выделяются на темно-зеленом фоне густого бора. Так как утром предстояло служить утреню и обедню у раки праведного Артемия, в честь которого основана в начале XVII столетия обитель, то мы с отцом Георгием, простившись с Батюшкой и засвидетельствовав свое почтение в высшей степени симпатичному и любезному старцу игумену, отправились в монастырскую гостиницу и вскоре заснули под аккомпанемент колотушки монастырского сторожа. На следующий день, 7 июня в 8 часов утра Батюшка уже служил соборно с местным духовенством и отцом Георгием у раки праведного Артемия. После обедни в квартире игумена собралась большая толпа просителей, которых отец Иоанн немедленно и удовлетворил. Позавтракав наскоро, мы собрались и тронулись в дальнейший путь. До Суры нам оставалось еще 50 верст, которые мы и сделали без пересадки и не меняя лошадей в четыре часа. С нами в Суру поехал и игумен Иоанникий. От отца Иоанна нам опять пришлось немного отстать, так как между Веркольским монастырем и Сурою раза три пришлось переезжать через реки на паромах. Опять почти все время пришлось ехать нам тайболой 6 , изредка проезжая по средней улице встречающегося селения. В лесу все та же печальная картина опустошения. Точно монахи в черных клобуках, стоят на ярком светло-зеленом фоне высокие обгорелые пни погибших деревьев. Тут же лежат уже покрытые мягким пушистым оленьим мохом свалившиеся великаны. В одном месте мы обратили внимание на огромный восьмиконечный деревянный крест, задрапированный уже полуизорванной ветром пеленой.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   ...В Вышневолоцкий женский монастырь послать двести руб. — Монастырь в Вышнем Волочке во имя Казанской иконы Божией Матери, принадлежавший Тверской епархии и бывший первоначально (с 1872 г). общиной, имел в своем составе пять храмов, в одном из которых находилась главная монастырская святыня — древняя Андроникова икона Божией Матери, происходившая из Греции. В этот монастырь на имя игумений Досифеи отец Иоанн регулярно отправлял денежные переводы в 200— 250 руб. (ЦГИА СПб., ф. 2219, оп. 1, д. 22, лл. 79, 84 и др)..    ...в Верколъский — сто руб. — В Веркольский Артемиев мужской монастырь на р. Пинеге, находившийся недалеко от Суры, отец Иоанн заезжал в каждый свой приезд на родину. И в юношеские годы, возвращаясь домой на отпускное время из Архангельского духовного училища, отец Иоанн часто заезжал в монастырь на богомолье. В этот монастырь он посылал ежемесячно по 100 руб. (см. квитанции о получении монастырем денег: ЦГИА СПб., ф. 2219, оп. 1, д. 22, лл. 28, 29 и др).. В ответ на предыдущую перед упоминаемой отправленную сумму архимандрит Варсонофий писал: «Ваше Высокопреподобие. Сердечно любимый и дорогой батюшка! Новая жертва Ваша в 100 рублей в пользу Веркольского монастыря принята братиею с величайшею благодарностью. Молимся усердно о ниспослании Вам от Господа крепости сил и здравия для дальнейшего служения Церкви и отечеству. Не забывайте, дорогой батюшка, и нас во святых Ваших и благоприятных молитвах к Богу. Любящий Вас о Христе покорнейший послушник, настоятель Веркольского монастыря, архимандрит Варсонофий с братией. 1908 г. окт. 20 дня» (ЦГИА СПб., ф. 2219, оп. 1, д. 16а, л. 1).    ...в Холмы ... — Это название носили два города: первый — уездный город Псковской губ., вблизи которого находился Воронцовский женский монастырь; и второй — губернский город на западе России, центр Холмскои епархии, на территории которой находились Леснинский Свято-Богородицкий и Вировский во имя Спаса Всемилостивейшего монастыри. Но, судя по контексту («в Холмы — сто»), здесь речь идет об Успенском женском монастыре в Холмогорах (Архангельская губ)., в который отец Иоанн регулярно посылал деньги и который всегда посещал во время своих поездок в Суру (близ монастыря жила его сестра Анна Ильинична Фиделина).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010