Многие другие получали исцеление от разных болезней. – Новгородский митроп. Макарий свидетельствовал мощи праведника в 1610 г. и благословил перенести их в самый храм, в д. свят. Николая. Тогда же сочинена и служба блаженному Артемию. Праведный продолжал благотворить. Житель Холмогор Иларион доходил до отчаяния от скорби о потере зрения и хотел наложить на себя руки. В самый день памяти свят. Николая явился страждущему отрок с посохом в левой руке и с крестом в правой и осеняя его крестом сказал: «встань, исцеляет тебя Христос, рукою раба своего Артемия; иди в Верколу, приложись к его гробу и расскажи о всем священнику и крестьянам». Иларион пополнил приказание и прозрел. – Это было в 1623 г. Сын мезенского воеводы Афанасия Пашкова также получил исцеление от Артемия и – признательный отец построил близ храма святителева, храм в честь в. мученика, соименного праведному Артемию. Спустя 30 лет оба храма сгорели. – При царе Алексее Мих. дозволено было построить монастырь на том месте, где были обретены мощи и в 1649 г. св. мощи перенесены были в обитель. По случаю пожаров три раза выносили их и из храма обители. В 1793 г. построен был каменный храм и освящен в честь праведного Артемия веркольского. Память праведного чтится 23 июня и 20 октября. 479 Память о преп. Иосифе За 16 верст от Вологды и ближе к ней был некогда темный лес: в 2 вер. от нынешней заоникиевой пустыни по этому лесу шла из Москвы большая белозерская дорога. В этом лесу имела притон шайка разбойника Аники, грабившего и убивавшего людей на белозерской дороге; знаменитый разбойник оставил свое имя лесу, где и ныне показывают могилу его. 480 В этом лесу июня 23-го 1588 г. Явилась благочестивому Илариону Владимирская икона Божией Матери, исцелившая его от давней болезни. Благодарный Иларион принял иночество с именем Иосифа и на месте явления иконы основал обитель с храмом. Так место грабежей и разбоев Богоматерь освятила своим явлением с тем, чтобы населилось оно певцами Славы Божией, день и ночь воздыхающими о грехах и небесной отчизне.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Ап. Иаков, брат Господень, прав. Иаков Боровичский. Фрагмент Минеи на окт. Нач. XVII в. (старообрядческий Покровский собор на Рогожском кладбище, Москва) Ап. Иаков, брат Господень, прав. Иаков Боровичский. Фрагмент Минеи на окт. Нач. XVII в. (старообрядческий Покровский собор на Рогожском кладбище, Москва) Поскольку первые изображения И. появились во 2-й пол. XVI в., можно предположить, что на них оказали влияние распространившиеся к тому времени иконы московских, ростовских и устюжских юродивых, о чем свидетельствуют тексты иконописных подлинников, в которых И. именуется юродивым и уподобляется блж. Иоанну Устюжскому (существенно отличается иконография И., сформировавшаяся в новгородских землях, от образов новгородских же юродивых Николая Кочанова и Феодора в боярских одеждах - Преображенский. 2005. С. 196, 198. Примеч. 75). Вероятно, вариант с изображением ризы и портов возник сравнительно поздно вне основных центров почитания И., в русле общей эволюции рус. иконографии юродивых и под влиянием изображений прав. Артемия Веркольского (нельзя исключить и обратную зависимость, а также влияние изображений И. и прав. Артемия на иконографию др. прав. мирян, прославленных позднее). Однако выводы о развитии иконографии И. во многом остаются гипотетическими из-за утраты большинства его ранних изображений. Прав. Иаков Боровичский. Фрагмент креста-мощевика. Кон. XVIII в. (Богоявленский собор Богоявленско-Анастасина мон-ря в Костроме) Прав. Иаков Боровичский. Фрагмент креста-мощевика. Кон. XVIII в. (Богоявленский собор Богоявленско-Анастасина мон-ря в Костроме) Наличие достоверных сведений о раннем этапе почитания И. позволяет датировать сложение его иконографии временем после 1544 г., когда по повелению Новгородского архиеп. Феодосия мощи И. были освидетельствованы и перенесены в боровичский Свято-Духов монастырь. В грамоте архиеп. Феодосия содержится предписание об изготовлении раки для мощей и надгробного покрова, однако на них скорее всего еще не было изображений святого. Древнейшим известием об иконах И.

http://pravenc.ru/text/200241.html

Два года назад на сайте Православие.ru была опубликована беседа с ней – настоятельницей обители Митрофанией (Миколко). Особенно тронуло признание Матушки, что когда ее спросили, поедет ли она в Суру, в Архангельскую область, на Крайний Север, она ответила: «Не только поеду – я пешком пойду!» Мы иногда шутим: крест можно нести, а можно тащить. Матушка его несет. С покаянием, глубоким смирением и благодарностью Господу. В 50 километрах от этой обители находится мужской монастырьАртемиево-Веркольский, наместник которого архимандрит Иосиф (Волков) родом из Москвы. Он оставил столицу и отправился в обитель, затерянную среди лесов и болот Архангельской области, чтобы нести свой крест. Это всегда располагает сердце к такому человеку... Далее – тоже в 50 километрах – подворье этого монастыря в селе Карпогоры. Настоятель Петропавловского храма подворья иеромонах Артемий (Котов) тоже был из приезжих. В прошлом военный он избрал путь служения Богу. Недавно Господь забрал его к Себе, но плоды трудов отца Артемия как пастыря немалые. А настоятель подворья Артемиево-Веркольского монастыря в Архангельске игумен Феодосий (Нестеров) закончил в Москве МВТУ им. Баумана с красным дипломом и тоже приехал на Север. Не на годик или два. Более 16 лет он несет послушание настоятеля Подворья. Монашество – это не десятина, которую человек дает Богу. Монах всего себя приносит Господу! Добавлю к этому, что еще северные монастыри отличаются тем, что братия и сестры в них живут более дружно. Так, как дружно живут люди в северных деревнях.      Владыка, хотя в Архангельской митрополии женских обителей меньше, чем мужских (две женских и четыре мужских), всё же можете что-то сказать об особенностях женских монастырей? Если говорить о женских монастырях вообще, то следует обратиться к «Отечнику» святителя Игнатия (Брянчанинова), содержащему повествование о преподобном Исидоре Пелусиоте. Святой, живший в IV–V веках, сказал своему ученику авве Виссариону, что подающий милостыню монахиням получит большую награду, чем подающий милостыню слепым, хромым и прокаженным.

http://pravoslavie.ru/104861.html

Хочется выразить благодарность моим давно почившим родным, бабушке, Валентине Михайловне Сурниной, воспитавшей меня и показавшей пример высоконравственной жизни, ответственности и исполнения долга, двум дедам, Александру Федоровичу Нестерову и Сергею Митрофановичу Беляеву, великим патриотам и труженикам, всю жизнь отдавшим на служение Отечеству. Приношу благодарность своим почившим родителям, Ирине и Александру, глубокая связь с которыми остается и после их ухода из временной жизни. Первым наставником в духовной жизни стал архимандрит Троице-Сергиевой лавры Наум (Байбородин). По его благословению трудился три с половиной года в Спасо-Суморином монастыре в городе Тотьме Вологодской области. Потом был послан в Архангельскую область, в Артемиево-Веркольский монастырь, а вскоре поручили строительство подворья монастыря в городе Архангельске. Архангельск стал второй родиной. Столько замечательных людей находилось рядом в эти годы, помогали, участвовали в трудах, поддерживали. Северяне народ с доброй душой и мужественным сердцем. Приношу благодарность владыке митрополиту Архангельскому и Холмогорскому Корнилию, который обогатил меня многоценным духовным опытом, явил пример высокого архиерейского служения. С благодарностью вспоминаю архипастырей, с кем довелось в свое время учиться, встречаться в Лавре преподобного Сергия. Это епископ Арсеньевский и Дальнегорский Гурий , митрополит Хабаровский и Приамурский Артемий , архиепископ Салехардский и Ново-Уренгойский Николай . Они оказывали мне всяческую помощь и поддержку. С сердечной теплотой вспоминаю и благодарю братию Артемиево-Веркольского и Антониево-Сийского монастырей, с кем довелось рядом служить и трудиться эти годы. Ваше Святейшество! Ваша неутомимая подвижническая деятельность на благо Церкви Христовой и нашего народа изумляет и вызывает искреннее уважение и почтение. Хочется хотя бы в малой мере брать пример с Вашей энергии, смелости, трудолюбия, любви к Церкви Божией! Смиренно прошу Ваших святительских молитв и благословения!

http://patriarchia.ru/db/text/6060856.ht...

Накануне разорения обители монахам удалось спрятать мощи святого отрока Артемия от поругания в тайном месте. В настоящее время их местонахождение неизвестно. По ряду свидетельств, святыня скрыта под спудом (то есть закопана) на территории монастыря. При советской власти в стенах обители в разное время размещались уездный комитет партии, госпиталь, коммуна, детский дом, интернат, школа, спортивные залы, ремонтные мастерские и различные сельхозобъекты. За это время часть монастырских зданий была разрушена, а те, что остались, пришли в запустение. Фото Светланы Романовской В конце 1980-х Артемиеву обитель хотели превратить в туристический центр. Однако благодаря настойчивым обращениям в различные инстанции Людмилы Владимировны Крутиковой-Абрамовой, вдовы известного писателя Федора Александровича Абрамова, уроженца Верколы, в 1990 году власти приняли решение передать территорию монастыря со всем оставшимся имуществом Русской Православной Церкви. На следующий год здесь была официально открыта Артемиево-Веркольская мужская обитель, которая с тех пор медленно, но верно росла и восстанавливалась всем миром. В настоящее время это один из крупнейших паломнических центров Русского Севера. Как добраться: поездом или самолетом до Архангельска, оттуда поездом Архангельск — Карпогоры до станции Карпогоры (поезд ходит раз в сутки, путь занимает шесть часов). От Карпогор на такси или маршрутке — до Верколы, а уже из Верколы, надо на лодке переправиться через реку Пинегу. Предварительно можно созвониться с иеромонахом Рафаилом, ответственным за прием паломников. Всю необходимую информацию и контакты можно найти на сайте монастыря verkola.ru . Денис Халфин Великие монастыри Русского Севера Поделиться статьёй: Пора начинать! × Начать путешествие Добро пожаловать на Русский Север! Это удивительно красивый край с самобытной культурой и богатой историей. Начните своё путешествие прямо сейчас! © Специальный исследовательский проект «Путь на Полночь – путешествие на Русский Север», 2020 Проект журнала

http://sever.foma.ru/artemievo-verkolski...

В 1960 году Абрамов оставил кафедру в ЛГУ и стал профессиональным литератором. Роман «Братья и сёстры» вместе с романами «Две зимы и три лета» (1968) и «Пути-перепутья» (1973) образовал эпический цикл «Пряслины» (Пряслины – крестьянский род, о судьбе которого повествуют романы), полностью изданному в 1975 году и отмеченному Государственной премией СССР. В 1978 году Абрамов дополнил цикл, ставший тетралогией, романом «Дом». По словам Николая Коняева, «Когда мы перечитываем произведения Фёдора Абрамова, даже хорошо известные, такие, как роман «Братья и сёстры» и «Две зимы и три лета», оказывается, что святой Артемий и его монастырь стоят в центре повествования, хотя прямо в глаза это не бросается. Например, в романе «Братья и сёстры» меняется настроение после того, как поднимается гроза над монастырём». Из статьи «Сюжет и жизнь» Абрамова, опубликованной в 1971 году в «Литературной газете»: «Я только что приехал в свою родную деревню и, как всегда, первым делом вышел на “горочки”, то есть на угор, на котором стоит наша деревня, полюбоваться цветущими лугами внизу, красавицей Пинегой, старинным белокаменным монастырём за рекой…» Белокаменный монастырь за рекой – монастырь Артемия Веркольского, и это на него первым делом по приезду в Верколу обращается взгляд писателя. «Перечитывая его книги, – подчёркивает Николай Коняев, – мы повсюду обнаруживаем незримое присутствие праведного отрока Артемия, точно так же как незримо присутствовал он на протяжении всего жизненного пути самого Абрамова. …Герои Фёдора Абрамова жили, когда ослабла генетическая православность, когда в результате интернационалистских экспериментов началось вырождение русского человека, и разве не об этом думал писатель, глядя на белокаменный монастырь за рекой, разве не об этом писал? …С величайшей правдивостью и необыкновенной художественной глубиной он сумел рассказать о русской, задыхающейся без православия душе…» Важной вехой в творчестве Абрамова стала повесть «Деревянные кони» (1970), действие которой происходит в его родных местах – на русском Севере, в Пинежье.

http://ruskline.ru/opp/2023/05/15/40_let...

Следующие сто лет в жизни монастыря можно было бы назвать вполне благополучными, если бы не частые пожары, почти регулярно уничтожавшие здания, иконы и церковную утварь. При этом мощи святого отрока Артемия каждый раз оставались невредимыми. Фото Светланы Романовскои После выхода в 1764 году манифеста Екатерины II о секуляризации монастырских земель Веркольская обитель, лишенная угодий и государевой поддержки, стала приходить в упадок. Тем не менее в 1806 году здесь вырос первый каменный храм во имя праведного Артемия Веркольского с двумя теплыми приделами во имя Николая Чудотворца и великомученика Артемия. Однако в последующие годы старые здания ветшали, а численность насельников сократилась до четырех человек. 3 Расцвет обители Восстановление и последующий расцвет обители пришлись на вторую половину XIX века. Все началось с крупного пожертвования в 5000 рублей от графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской, и это спасло монастырь от закрытия. Но основная заслуга в его дальнейшем возрождении принадлежит деятельным настоятелям — иеромонаху Ионе и архимандритам Феодосию, Ювеналию, Виталию, Антонию, Варсонофию, Павлу. Их усердием обитель росла и богатела: здесь появились грандиозный Успенский собор, водопровод, монастырская ограда с башнями, колокольня с храмом во имя Иверской иконы Божией Матери, несколько каменных корпусов, многочисленные хозяйственные постройки и другие сооружения. К началу XX века в Веркольской обители проживало около двухсот человек братии. Монастырь в конце XIX века Частым гостем и щедрым попечителем монастыря был праведный Иоанн Кронштадтский. Он бывал здесь с раннего детства, так как в 50 верстах от Верколы, выше по реке Пинеге, находится село Сура, где он родился. В июне 1897 года отец Иоанн присутствовал в Веркольской обители в числе духовенства, торжественно освящавшего Успенский собор. 4 Через лихолетье к возрождению В ноябре 1918 года монастырь был разорен большевиками: все имущество было разграблено, иконы сожжены, колокола сняты. Тех насельников, кто не успел пуститься в бега, расстреляли на берегу Пинеги, а тела сбросили в реку.

http://sever.foma.ru/artemievo-verkolski...

Морской крестный ход, посвященный 185-летию со дня рождения святого Иоанна Кронштадтского, пройдет по маршруту Кронштадт — Сура 17 мая 2013 г. 15:24 С 1 по 10 июня 2013 года по маршруту Кронштадт — Сура пройдет первый морской крестный ход, посвященный 185-летию со дня рождения святого праведного Иоанна Кронштадтского. Маршрут проложен по тем местам, которые во время земной жизни посещал святой. Паломничество начнется с молебна в  Морском Никольском соборе  г. Кронштадта (Ленинградская область), пройдет через Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь (Ленинградская область), Беломорско-Балтийский канал, Соловецкий Спасо-Преображенский монастырь , Артемиево-Веркольский монастырь и завершится в селе Сура (Пинежский район Архангельской области). Всего паломники пройдут около 2 000 километров по территории трех епархий: Санкт-Петербургской , Петрозаводской и Карельской , Архангельской . Во время остановок будут совершаться молебны и крестные ходы с участием местных жителей. Организаторы молитвенного шествия считают, что возвращение традиции паломничества по местам пребывания праведного отца Иоанна, начавшееся еще при жизни пастыря, поможет восстановить недавно образованный Иоанновский женский монастырь в Суре. Духовный руководитель крестного хода — настоятель храма Воскресения Христова в селе Воскресенское (Гатчинский район Ленинградской области) иерей Сергий Оржаховский. Инициатор — благотворительный фонд «Прииди и виждь», действующий по благословлению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Возрождение монастырской жизни в селе Сура началось в 1994 году с создания Сурской женской общины. 4 октября 2012 года Священный Синод постановил открыть Сурский Иоанновский женский монастырь и назначил на должность настоятельницы игумению Митрофанию (Миколко) ( журнал 104 ). В планах монастыря организация благотворительной деятельности: создание приюта для девочек-сирот, богадельни для одиноких престарелых людей, воскресной школы, возрождение разнообразных ремесел, оказание всевозможной помощи селу и многое другое. План проведения морского крестного хода Кронштадт-Сура на моторных катерах 1-10 июня 2013 года Архангельская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/2...

3 класса девичий. Находится в городе Вятке к восточной стороне близ земляного вала на берегу реки Вятки. Построен этот монастырь в 1624 году из Вятских таможенных доходов, и тогда же сооружена в нём церковь каменная во имя Благовещения Божьей Матери с приделом Пр. Михаила Малеина. Вятский Успенский Трифонов монастырь Вятской Епархии 2 класса мужской. См. Трифонов Вятский Успенский. 55 Вот слова Локцена: Quum de pace inter Suecos et Ruthenos regnique finibus iftic regundis ageretur; Rutbeni partem Careliæ loco limitum fibi etiam constituere conati sunt. Tandem ea lege pax inter regem Sueciæ Magnum et Georgium Nouogardiæ ducem conventa est, ut Careliam inter se dividerent, positis limitibus in Systerbeck et proximis versus boream istic locis. Vid. Iahannis Loccenii Historiae Suecanae edit. Francofurti et Lipsiae 1076 in. 4. pag. 104. «Далин именно означает уступленные тогда России округи Иескисскую и Эгрепескую купно с малым Саволаксом; а Систербек служил, де, порубежной границей между обеими державами. И посему-де, Швеция в первый раз потеряла владычество своё над рекой Невой и Ладожским озером, какое она с древнейших времён над ними имела. См. Далина Шведскую Государственную историю, часть 2, книгу I, главу 12, § 17 Российского перевода, напечатанную в СПб., в 1805 году, том, IV, стр. 614 и след. 56 Вероятно, на сей-то не у места вставке в Софийском летописце основываясь, Селлий в своей Иерархии поставил в числе Новгородских Преосвященных около 1156 года Иоанна, однако же, отметил его сомнительным. 57 См. рукописную книгу, содержащую ПРАВИЛА святых Апостол и семи Соборов, хранящуюся в Новгородской Софийской библиотеке в 4 листа, под 39. 60 Файл PDF стр. 64. Перед абзацем начало «АВРААМИЕВА РИЗПОЛОЖЕНСКАЯ (положения пояса Пресвятой Богородицы)» 63 Праведный Артемий родился в лето 7040/1532, скончался в 7052/1544 году, Июля 23, на двенадцатом году от рождения своего. Мощи его обретены в 7085/1577 году, в 33 год после преставления его и положены были в паперти у приходской Веркольской церкви святого Николая Чудотворца; из паперти в придел перенесены в 7091/1583 году, и потом свидетельствованы были определёнными со стороны духовной и светской по Указу Макария, Митрополита Новгородского. Тогда же служба и житие сочинены, а мощи из придела в церковь святого Николая перенесены в лето 7118/1610, Декабря 6.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Алексей — сын священника из Архангельска — летом приезжает помогать в монастыре — Может, монахи и должны быть серьезнее, но я списываю на то, что у нас детский монастырь, нам можно, — шутит духовник братии отец Венедикт. В конце концов, есть и Евангельская заповедь «быть как дети», чтобы войти в Царство Небесное. Владимир дважды в день выгоняет коров пастись и, пригнав обратно, доит Восстановление из руин — То, как монастырь выглядит сейчас — грановитая палата по сравнению с тем, какие завалы и разруха были лет пятнадцать назад, — вспоминает отец Венедикт. — Два года назад только появился теплый туалет, а то были все прелести жизни, особенно в 56 градусов мороза. Когда отец Венедикт приехал в монастырь, в Артемиевском храме еще светилась сквозь слой краски на полу баскетбольная разметка, оставшаяся в наследство от школы для умственно отсталых детей. Оргалитовые иконостасы, падающие со стен кирпичи. Зимой служили в варежках и пимах (высокие ненецкие сапоги из оленьих шкур). От висячей галереи Успенского храма ничего не осталось До пострига отец Венедикт прожил в монастыре год — в те годы традиции трехлетнего искуса еще не было. Ему был 21 год, он хотел пожить немножко и поступить в семинарию. Пожил — и в семинарию расхотелось, остался. — Мы застали время, когда в Русской Церкви была «включена парикмахерская»: с помощью множества постригов хотели заполнить монастыри. Но восполнить невосполнимый пробел за один раз невозможно, нужна передача опыта, в том числе опыта покаяния и послушания, не только из книг. А то и бывает, что молодой человек прельстится одеяниями и внешней стороной жизни в монастыре, — говорит отец Венедикт. Монастырский Рыжик. Еще есть черный Моня и черно-белые коты Времена «парикмахерской» прошли, как и времена, когда не хватало элементарного. Но годы «голода» вспоминают как добрые: — Легко не есть, когда нечего есть. Может быть, трудно при этом не роптать и не раздражаться, но не есть — легко. А ты попробуй воздерживаться, когда на столе и то, и другое, и третье, — а вот что по-настоящему ценно, — говорит иеромонах Венедикт.

http://pravmir.ru/pochemu-verkolskie-mon...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010