П. Т. род. в семье коллежского регистратора, крещен в честь сщмч. Павла, архиеп. К-польского. Среди его родных братьев упоминается штабс-капитан И. П. Стожков. В 16 лет Павел покинул отчий дом, в течение года паломничал, за что по возвращении был наказан отцом. В 25-летнем возрасте, получив часть наследства, «отпустил на волю крепостных крестьян, а скот и все движимое имущество» продал или раздал бедным (Блж. Павел Таганрогский. 2000. С. 7-8). В кон. 20 - нач. 30-х гг. XIX в., после 10 лет странничества по св. местам ( Соловецкий в честь Преображения Господня монастырь , Кожеезерский в честь Богоявления монастырь , Артемиев Веркольский монастырь , Киево-Печерская лавра и Почаевская в честь Успения Пресвятой Богородицы лавра ) поселился в Таганроге, первоначально жил в землянке. Одевался в простую крестьянскую одежду. Обладая большой физической силой и отменным здоровьем, занимался поденными работами, в т. ч. в порту и «на хлебных ссыпках» купцов Солодовых, пилил дрова, чистил дворы; трудом и неустанной молитвой «очистил душу и тело от всего страстного и греховного». Проживал также в частных домах на Касперовке и ок. 20 лет на Банном спуске у Е. Н. Баевой. С кон. 30-х гг. XIX в. снимал дом с неск. комнатами (Депальдовский пер., 88; ныне Тургеневский пер., 82; сохр.) рядом с храмом свт. Николая Чудотворца (1778). Здесь П. Т. стал принимать посетителей, в т. ч. монашествующих. Постепенно вокруг него образовалась община мирян, в основном вдов и девиц, живших по монастырским правилам. Много жертвовал в храмы, ежедневно посещал богослужения в Успенском соборе и Никольской ц. Пользовался уважением соборных протоиереев Иоанна Себова (1845-1855) и Феодора Покровского (1882-1896), духовника семьи Чеховых. Из церкви, по обыкновению, шел на рынок, обходил торговцев, с каждым беседовал и духовно наставлял. Многие подавали П. Т. милостыню деньгами, хлебом и фруктами; всем этим он впосл. одаривал приходивших к нему за помощью и советом. П. Т. проявлял заботу о заключенных города, навещая их в тюрьме; на его средства хоронили умерших безродных заключенных (Там же. С. 14).

http://pravenc.ru/text/2578577.html

Господь уже многое нам объяснил и будет, конечно, растолковывать и в дальнейшем. Вот Казанский храм (вместе с колокольней) мы собирались за год восстановить, ан нет: пандемия вмешалась, теперь следующим летом только планируем завершить капитальные работы. Видимо, должно пройти определенное время, следует утихнуть острой боли и улечься пыли, образно говоря, поднявшейся после пожара, чтобы и отношение к святыням стало более здравым, и души у нас в лучшую сторону поменялись бы. — У вас весьма обширные земельные угодья. Как вы с ними справляетесь? — Да, для малого по российским меркам монастыря это не совсем типичная ситуация. Земля наша находится в чересполосном пользовании (какие-то участки оформлены во владение, что-то арендуем по нулевой ставке, некоторая площадь остается в государственной собственности), но за все эти земли мы отвечаем. Они огорожены, мы поддерживаем здесь порядок. Кроме того, монастырь владеет в селе несколькими домами, вне ограды у нас располагается паломническая гостиница. Конечно, рабочие руки в дефиците. Именно поэтому помимо вольнонаемных помощников к деятельности вне обители мы дозированно привлекаем и монастырскую братию. Адекватных работоспособных людей в сельской местности сегодня все меньше, это поистине сливки общества, и за ними надо еще побегать, уговорить потрудиться. А ставить на ответственные должности непроверенных — не выход, пагубность такого решения я уже постиг на своем горьком опыте в других монастырях. Ну и главное: количественный рост работников вызовет необходимость качественного переоснащения хозяйства до уровня высокотехнологичной агрофирмы. Это долговременные инвестиции, а монастырь у нас небольшой, и сейчас он вынужден решать гораздо более насущные задачи. Неподготовленные же шаги рискованны, особенно в наших климатических условиях.   Игумен Варнава (Игорь Анатольевич Ваулин) родился 18 октября 1971 г. в Свердловске. После срочной службы в Воору­женных силах поступил послушником в Свято-­Николаевский мужской монастырь г. Верхо­турье Свердловской области. Пострижен в монашество 27 апреля 1994 г. В 1999 г. рукоположен во иеродиакона, в 2000 г. — во иеромонаха. В 2007 г. окончил Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет по направлению «Теология». С 2016 г. насельник Артемиево-Веркольского мужского монастыря Архангельской области. С декабря 2019 г. возглавляет братию Казанского Чимеевского мужского монастыря Курганской епархии.

http://e-vestnik.ru/reports/kurgan_dobra...

«Первоначально в 2004 году у нас с отцом Владимиром был замысел снять картину о родине святого праведного Иоанна Кронштадтского – селе Сура (Пинежский район), рассказать о вере и особом духовном складе пинежан. Но Божий замысел был иным: по дороге в Суру автомобиль, в котором мы ехали, слетел в кювет недалеко от Артемиево-Веркольского монастыря. Чудом никто не пострадал. Поймав попутную машину, отец Владимир отправился в обитель. Так все мы благополучно по молитвам святого отрока Артемия оказались на месте будущих съемок», – рассказывает автор . Начались съемки фильма об истории Православия в Боснии и Герцеговине На основе решения Первого собора православной молодежи Республики Сербской и Боснии и Герцеговины (который состоялся в прошлом году в монастыре святителя Николая в Озрене) и в целях укрепления национального самосознания православных сербов в этих краях молодежные объединения Зворничко-Тузланской епархии и Дабро-Боснийской митрополии Сербской Православной Церкви организовали съемки документального фильма. Фильм расскажет об истории края, начиная с первого упоминания Боснии в Х веке императором Константином Багрянородным, о каждом из сохранившихся доселе древних православных монастырях и храмах, о трагических событиях 1463 года, когда земли эти были захвачены мусульманами, после чего начался растянувшийся на века процесс исламизации части местных сербов . Мощи преподобного Иоанна Сезеновского возвращаются в его обитель Спустя более восьми десятилетий на территорию Липецкого края вернулись мощи основателя Сезеновского монастыря преподобного Иоанна, Христа ради юродивого. Преподобный Иоанн основал Сезеновский монастырь в первой четверти XIX века, здесь он совершил много духовных подвигов и здесь же был похоронен в возрасте 47 лет. В начале 1920-х годов, когда в стране начались гонения на Церковь и массовое разрушение православных святынь, сестры монастыря спрятали мощи святого Иоанна под полом в часовне села Мечнянка тогдашнего Ефремовского уезда Тульской области. Теперь, когда Сезеновский женский монастырь начал возрождаться, мощи его основателя по инициативе Липецкой и Елецкой епархии решено вернуть на место прежнего упокоения. Пока же святыня доставлена на временное хранение в Задонский Богородицкий мужской монастырь .

http://pravoslavie.ru/5018.html

Артемие-Веркольский мужской монастырь находится среди лесов в условно нежилом поселке Новый Путь Пинежского района Архангельской области. В населенном пункте несколько частных деревенских домов, куда люди приезжают на лето, а зимой живет только монастырь. Летом в монастырь можно попасть, переправившись через реку, а зимой по ледовой переправе. Сюда приезжают люди с разной судьбой, ища новый жизненный путь, душевный покой и духовный рост через труд и молитву. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 22 июня, 2022 29 мая, 2022 9 марта, 2024 27 января, 2024 28 августа, 2023 8 апреля, 2023 4 ноября, 2022 3 сентября, 2022 3 июля, 2022 22 июня, 2022 29 мая, 2022 9 марта, 2024 27 января, 2024 Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Другие фотоленты Показать еще Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе 12

http://pravmir.ru/udel-svyatogo-artemiya...

Весной 1636 года назначенный в Кевролу и на Мезень воеводою Афанасий Пашков проезжал мимо Верколи. В село заехал, но к мощам не прикладывался. А по завершению пути его сын Иеремия тяжело заболел. Мальчик был уже при смерти, после исповеди у него отнялись зрение и слух… Тогда Афанасий вспомнил о чудотворных мощах и поклялся вернуться в Верколу и отслужить пред гробом молебен. Едва он произнес это, сын его, выйдя из забытья, спросил: «Каким путем надо ехать к чудотворцу Артемию?» Со слезами воевода дал повторный обет. Когда же Иеремия выздоровел, благодарный отец распорядился в месте обретения мощей построить храм в честь святого. А после пожара в нём устроили особую часовню, куда поместили новую раку с мощами, накрыв её покровом. Слава о происходящих в Верколе чудесах распространилась далеко за пределы края. Новгородский митрополит Киприан послал освидетельствовать мощи святого и своей подписью подтвердил список исцелений, а в Никольскую церковь отправил вновь составленную службу чудотворцу. Артемие-Веркольский монастырь «ПУТЬ К ВЕРКОЛЬСКОЙ ОБИТЕЛИ КРАЙНЕ ЗАТРУДНИТЕЛЕН» В 1648 году царь Алексей Михайлович послал грамоту на имя кеврольского воеводы Аничкова, повелев положить мощи праведника в новую раку и построить монастырь там, где они были обретены. В лесу на месте сгнившего сруба вырос прекрасный деревянный храм. Соорудили ограду и устроили кельи для монахов. Впоследствии из-за пожаров мощи трижды переносили, пока в 1793-м году не был построен в монастыре каменный храм, освященный в честь праведного Артемия, где они и были положены. До революции Архангельскую землю с Коми соединял древний Пинежский тракт, проложенный в лесах и болотах. Сохранилась память о том, как притекали по нему в Верколу паломники. Чуть что, давали обет Богу, что сходят помолиться к мощам Его угодника. Собирали котомки, кланялись на четыре стороны с крестным знамением и шли пешком в монастырь, ночуя под деревьями (ходу из Коми было дня на три). Теперь в село ведёт дорога, по которой ездит маршрутка. В Верколу давно уже не ходят пешком. Но и сейчас, как сказано в одном старинном описании: «Путь к Веркольской обители крайне затруднителен».

http://pravmir.ru/chudotvorec-artemij/

Когда взрослые подбежали к нему, тело его уже было бездыханным и только изумлённые глаза были широко раскрыты. Только сказано, что " нет пророка в своем Отечестве " - односельчане-веркольцы не поняли, что Господь взял юного мальчика на Небеса, чтобы он стал молитвенником и заступником за грешных людей, за свою северную землю. И порешили, что негоже хоронить убитого молнией Артемия на кладбище, что видно, грех какой на нём был, раз такая смертушка приключилась, и унесли тело его в лес, положили на землю да закидали ельником и берестой. Огородку поставили и ушли, позабыв об Артемии. А вспомнили только через 32 года. И случилось вот что: дьячок веркольской церкви, сверстник Артемия, пошёл в лес ягод пособирать и наткнулся там на такое сияние, что глаза слепило и исходило от того места, что было за полуразвалившейся огородкой. Наклонился дьячок, разрыл бересту да ветки: а там - Господи Иисусе! - лежит Артемий, будто прилёг отдохнуть, юный и нетленный. Односельчане долго решали, что с этими нетленными мощами делать, и порешили отвезти в церковь, положить на паперти, прикрыв той же берестой, которая и в лесу покрывала тело Артемия. И никто даже подумать не мог, что принесли они на паперть тело Чудотворца, а не грешника. Потому что, даже потрогав бересту, люди получали исцеление: есть в описании жития Артемия такие случаи, и даже страшная лихорадка-трясовица отступила от Верколы. Вот на месте обретения нетленных мощей Артемия и был основан монастырь, и было это в XVI веке. Лучшим для монастыря было время конца XIX века - это уже был довольно известная в России монашеская обитель, братии здесь подвизалось более 300 человек, а сколько ещё паломников, сколько трудников!... Даже титула он особого удостоен был - Первокласный монастырь. О том процветании в летописях сохранились письмена, что ещё издали был виден монастырь, стоявший на высоком берегу реки Пинеги, обнесённый красивой каменной монастырской оградой, словно град у реки возвышающийся. Свершилась октябрьская революция в стране и вскоре зловещее эхо докатилось и до этих намоленных мест.

http://sobory.ru/article/?object=10746

Активное возрождение церковной жизни Архангельской и Мурманской епархии  началось в конце 80-х - начале 90-х годов XX века. Святительские труды Преосвященного епископа Исидора, а затем его преемника Преосвященного епископа Пантелеимона положили начало созданию православных общин в Архангельске и области: Северодвинске, Новодвинске, Котласе, Коряжме, Вельске, Красноборске, Сольвычегодске, Онеге, Каргополе, Шенкурске, Няндоме, Плесецке, Коноше, на Соловецких островах и во многих поселках. В 1988 г. в епархии прошли торжества в честь 1000-летия Крещения Руси. В 1991 г. в Мурманске построен дом, в котором расположились воскресная школа и приют для престарелых. В Архангельске начато строительство здания епархиального управления. Возрождается жизнь монастырей. В 1991 г. открыт Артемиево-Веркольский мужской монастырь, в 1992 г. — Свято-Троицкий Антониево-Сийский, в 1995 г. — Иоанно-Богословский женский монастырь, в 1998 г. епископ Тихон освятил архангельское подворье Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря. В 1999 г. возрождается жизнь Кожеезерского монастыря, в 2001 г. — Александро-Ошевенского мужского монастыря. С 1991 г. по благословению епископа Пантелеимона начала издаваться газета «Архангельский епархиальный вестник». В 1992 г. состоялось перенесение мощей прпп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких в Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Торжества возглавил Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. В 1997 г. Патриарх посетил Соловецкий монастырь во второй раз, по пути следования сделав остановку в г. Архангельске. Архангельская земля является родиной св. прав. Иоанна Кронштадтского. С 1995 г. епархиальным управлением совместно с Управлением образования администрации области, отделом образования и катехизации МП и Поморским международным университетом им М.В. Ломоносова проводятся Иоанновские образовательные чтения, посвященные памяти святого праведного Иоанна Кронштадтского. В них участвуют духовенство епархии, руководители администрации области, профессора и преподаватели Московской и С.-Петербургской Духовных Академий, педагоги области, светские ученые. В 1999 г. прошли уже четвертые чтения.

http://patriarchia.ru/db/text/81087.html

За отчетный период значительно увеличилось количество новых приходов, умножился штат священнослужителей. И хотя темпы развития в северных регионах заметно уступают положению дел в центральных областях, заметны результаты и у нас. В настоящее время Архангельская епархия имеет 139 зарегистрированных приходов. Территория поделена на 6 благочиний: Архангельское (город) - 11 приходов, Северное - 49 приходов, Плесецкое -33, Красноборское -9, Котласское - 14, Вельское -19. Общее количество храмов насчитывает 77. Для сравнения: в 1997 г. у нас было всего 78 приходов и 43 храма. За это время почти вдвое умножилось количество приходов, но остается острая нужда в строительстве новых храмов. На сегодняшний день в епархии 125 священнослужителей. Для сравнения. В 1912 в епархии действовали 698 храмов (из них соборов - 15). Духовенство составляло: протоиереев - 21, иереев - 355, диаконов 53, иноков 142, псаломщиков - 340, инокинь - 147, послушниц - 161. В течение этого года было совершено 14 хиротоний. Сегодня в епархии действуют 4 монастыря: Свято-Троицкий Антониево-Сийский мужской монастырь, Артемиево-Веркольский мужской монастырь, Богоявленский Кожеезерский мужской монастырь, Иоанно-Богословский женский монастырь. В с. Сура Пинежского района, на родине св. прав. Иоанна Кронштадтского, женская община. Этот год был ознаменован многими важными событиями, как для епархии, так и для области в целом: выборы нового губернатора, освящение новых храмов, часовен, поклонных крестов. Мы пережили трагедию взрыва жилого дома в г. Архангельске, участвовали в различных юбилейных торжествах, провели 6 Образовательные Иоанновские чтения, и, наконец, подписали соглашение о сотрудничестве между администрацией области и епархией. В истекшем году мы совершали пастырские поездки по районам области, занимались социальным, миссионерским, образовательным деланием, проводили различные семинары, концерты. Участвовали в праздниках. В начале года, в праздник преп. Серафима Саровского, в храме при ПГУ была совершена Божественная литургия. В этот же день год назад состоялось освящение университетского храма в честь св. прав. Иоанна Кронштадтского, который в конце 19 в. Обучался в Архангельской семинарии, в здании которой сейчас размещается университет.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/1...

В 1944-1995 гг. территория Архангельской епархии находилась в границах Архангельской и Мурманской областей и Коми АССР. К весне 1944 г. в епархии действовали 35 храмов, в 1955-м - 31 (в Архангельской обл.- 26, в Мурманской обл.- 4, в Коми АССР - 1), в 1987-м - 21 (в Архангельской обл.- 15, в Мурманской обл.- 2, в Коми АССР - 4), в 1995 г.- 114 храмов. В 1955 г. в клире епархии состоял 41 священник, 5 диаконов, в 1987-м - 30 священников, 8 диаконов, в 1995 г.- 93 священнослужителя. В 60-70-х гг. XX в., несмотря на активную антирелиг. политику властей (в Мурманской обл. в 1960 было закрыто 2 храма из 4, власти запретили крестить детей), процент правосл. населения оставался высоким. В 1961 г. в Котласском р-не Крещение в правосл. храмах приняли 51,5% новорожденных, в Сольвычегодске за 1964 г. количество Крещений возросло на 30%, за 1970 г. в Архангельской обл. число треб возросло в городских храмах на 2%, в сельских - на 24%. А. и Х. е. в 90-х гг. XX - нач. XXI в. Храм ап. Иоанна Богослова в Плесецке. Фотография. 1999 г. Храм ап. Иоанна Богослова в Плесецке. Фотография. 1999 г. Активное возрождение церковной жизни в епархии началось в кон. 80-х - нач. 90-х гг. XX в. Трудами еп. Исидора (Кириченко) , а затем его преемника еп. Пантелеимона (Долганова) были созданы правосл. общины в Архангельске, Северодвинске, Новодвинске, Котласе, Коряжме, Вельске, Красноборске, Сольвычегодске, Онеге, Каргополе, Шенкурске, Няндоме, Плесецке, Коноше, на Соловецких о-вах и во мн. поселках. В 1988 г. в епархии прошли торжества в честь 1000-летия Крещения Руси. В 1991 г. возобновлено издание газ. «Архангельский епархиальный вестник». Постепенно возрождается жизнь мон-рей: в 1991 г. открыт Артемиев Веркольский муж. мон-рь, в 1992 г.- Антониев Сийский, в 1995 г. - Иоанно-Богословский женский монастырь , в 2000 г.- Кожеезерский в честь Богоявления Господня мужской монастырь . В 1998 г. еп. Тихон освятил архангельское подворье Соловецкого мон-ря. 10-15 окт. 1994 г. работал епархиальный семинар «Введение в православную педагогику». В 1995 г. в Архангельске был открыт заочный филиал ПСТБИ, в 2000 г. на 3 фак-тах филиала (богословско-пастырском, катехизаторском и педагогическом) обучалось более 30 чел. С 1995 г. епархиальным управлением совместно с Управлением образования администрации Архангельской обл., Отделом религ. образования и катехизации Московского Патриархата и Поморским международным ун-том им. М. В. Ломоносова проводятся Иоанновские образовательные чтения, посвященные памяти св. прав. Иоанна Кронштадтского. В чтениях участвует духовенство епархии, руководители администрации области, профессора и преподаватели МДА и СПбДА, педагоги, светские ученые.

http://pravenc.ru/text/76432.html

1) Николая Чудотворца; 2) Александра Невского; 3) Великомученицы Екатерины; 4) Иоанна Воина. Близ сей церкви был в древности Моисеевский женский монастырь, упразднён в 1764 году. Параскевы мученицы Пятницы, на Божедомской улице, построена в 1694 году. Главный храм в честь Нерукотворенного Образа Спасова. Приделы: 1) Мученицы Параскевы Пятницы; 2) Николая Чудотворца. Параскевы мученицы Пятницы, на Пятницкой улице, построена в 1744 году. Храмы: Живоначальной Троицы и пророка Илии. Приделы: 1) Мученицы Параскевы Пятницы; 2) Артемия Веркольского. В этом храме находится чудотворная икона мученицы Параскевы. Близ этой церкви был в древности Введенский мужской монастырь. Петра и Павла, двухэтажная, в Новобасманной улице, построена в 1719 году, вверху апостолов Петра и Павла, а внизу во имя святого Николая Чудотворца. Приделы: 1) Владимирской иконы, Божией Матери; 2) В честь иконы же Богоматери «Утоли моя Печали». В сем храме находится особо чтимая икона Божией Матери «Утоли Моя Печали». Петра и Павла, на большой Якиманской улице, построена в 1649 году. Приделы: 1) Николая Чудотворца; 2) Кирика и Иулиты; 3) Алексия человека Божия. Петра и Павла, в Лефортово, построена в 1711 году. Приделы: 1) Иоанна Богослова; 2) Сергия Радонежского. Петра и Павла, у Яузских ворот, построена в 1632 году, а перестроена в 1700 году. Главный храм в честь Знамения Пресвятой Богородицы. Приделы: 1) Апостолов Петра и Павла; 2) Казанской иконы Божией Матери. Петра и Павла, В Земледельческой Петровской академии, построена в 1865 году. Придел в честь Казанской иконы Божией Матери. Петра и Павла, В Мещанском училище, на Калужской улице. Петра и Павла, в Мариинской больнице, на Божедомской улице, построена в 1806 году. При ней в 1858 году устроена другая церковь , в честь Успения святой Анны. Петра и Павла, в Военном госпитале. Петра и Павла, в Первой Военной гимназии, в Лефортове. Петра и Павла, в заведении Куманина, в Кожевниках, построена в 1868 году. Петра и Павла, в Перновском гренадерском полку, в Хамовнических казармах.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010