крещении Апостол (или Апостолий) родился в половине 16 века в деревне Калорьян, близ г. Трикки в Фессалии, родители его священник Феодор и Хрисанфия (в иночестве Христодула) имели пятерых сыновей, которые все поступили в монашество (Иоасаф, епископ Стагонский, Марк, епископ Димитриадский, Арсений, епископ Эласонский, Афанасий, архимандрит, и Пахомий, иеромонах). Из сего видно, в каком благочестии воспитывалось семейство иерея Феодора. Арсений в детстве лишился отца и взят был на воспитание старшим братом Иоасафом. Образование получил у искусного монаха Марка и, благодаря своим отличным способностям, превосходил всех своих сверстников в успехах и благонравии, чем обратил на себя внимание Арсения, митрополита Патрского, который приблизил его к себе и постриг в монашество. – По смерти митрополита Арсения; он в сане иеродиакона возвратился к брату, епископу Иоасафу, у которого и жил до его смерти (1575 г.). В этом году Арсений удалился в монастырь Христа Спасителя, основанный родителями его матери; здесь Арсений был рукоположен в иеромонаха Фанарским епископом Митрофаном. Константинопольский патриарх Иеремия (Транос) вызвал к себе Арсения; за усердие в служении и примерную жизнь он был избран и рукоположен в сан епископа Эласонского. – Преемник Иеремии патриарх Феолипп 2-й вызвал к себе Арсения в Константинополь, где в то время был посол Московского царя Феодора Иоанновича Борис Благово, привёзший богатую милостыню на поминовение царя Иоанна Грозного († 18 марта 1584 г.). Вселенский патриарх в благодарность за щедрую жертву отправил в Москву посольство к царю Феодору Иоанновичу, в лице епископов Арсения Эласонского и Паисия Диррахийского со свитой. Они с Борисом Благово прибыли в Москву в 1586 г. На обратном пути из Москвы жители г. Львова упросили Арсения остаться учителем в их братской школе, где он и пробыл два года. Плодом педагогической деятельности Арсения во Львове было его сочинение: «Αδελφτης=Грамматика доброглаголивого Эллино-словенского языка». Вторично вступивший на Константинопольскую кафедру (в 1586 г.) патриарх Иеремия решился для покрытия долгов патриархии отправиться к Московскому царю за милостынной дачей и о своём путешествии в Россию уведомил Арсения, который немедленно выбыл из Львова навстречу своему патриарху и в г.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Большая часть молодых издательств, которых тогда было много, занялись переизданием дореволюционных книг, а мы решили, что этого мало и нужно издавать новые книги, те, которые были написаны в советское время и существовали в самиздате. У меня была целая библиотека таких книг. В частности, в нашей общине была появившаяся в 1975 году в самиздате книга «Отец Арсений», которая произвела на всех очень сильное впечатление. Сначала в журнале «Молодая гвардия» была издана первая часть этой книги. У нас был экземпляр, в котором были три части повести, и мы решили их издать отдельной книгой. Отец Арсений Вскоре после этого к нам в институт пришел Владимир Владимирович Быков, который был причастен к изданию этой книги еще в самиздате. Но он был воспитан в строгой конспирации, и назвать имена отказался. Он сказал, что все события книги совершенно реальны, что отец Арсений — это реальное лицо, и что его покойная жена исповедовалась у отца Арсения, и сам он видел отца Арсения двенадцать раз. Только имя отца Арсения, очень созвучное настоящему, в книге изменено. Он также нас заверил, что вскоре мы сами все поймем и узнаем, и что все нам откроется. Затем у нас стал работать Владимир Александрович Гончаров, который пришел в Церковь благодаря книге «Отец Арсений». Он решил во что бы то ни стало найти отца Арсения, т.е. выяснить, кто это такой. В течение многих лет он методически занимался поисками. У него был необходимый опыт. Владимир Александрович расследовал каждую главу, и по всем главам книги он нашел прототипы людей, которые там описаны. Он нашел их настоящие имена и фамилии, обстоятельства, нашел описанные там места, дома, лагеря. Эти обстоятельства были изменены, иногда больше, иногда меньше (в предисловии так и написано, что «изменены названия и имена»). Сначала мы были уверены, что найдем отца Арсения, но в результате долгих поисков у нас создалась уверенность, что отец Арсений — это все-таки собирательный образ, который состоит из двух или трех людей. Но для нас было важно, что все эти события не придуманы, что все чудеса реально были, а книга была создана путем совмещения рассказов о двух или трех людях. Во многих рассказах сам «отец Арсений» никак не участвует. Просто было благословение собирать чудесные истории и рассказы, и все это записывать, а поданы они были так, как будто их рассказывали «на вечерах у о. Арсения».

http://patriarchia.ru/db/text/2596930.ht...

Существует другой извод редакции конца XVI в., представленный пятью списками не ранее середины XVII в. 432 Если учесть, что во всех списках извода (за исключением одного) Житие Арсения сопровождается Житием Михаила Ярославича в редакции, составленной в 1657– 1658 гг. 433 , и что, в свою очередь, Похвальное слово Михаилу Тверскому использует Пространное житие Арсения 434 , то можно датировать данный извод Жития Арсения серединой 50-х годов XVII в. Текст извода 50-х годов XVII в. содержит по сравнению с Унд., 286 в ряде случаев лучшие чтения, поэтому следует предполагать существование общего протографа у всех списков обоих изводов, относимого к концу XVI в. Мы пользуемся древнейшими списками извода 50-х годов XVII в.: 1) ГИМ, собр. Н. П. Вострякова, 948. Сборник в 4 , на 178 листах. Текст Жития Арсения находится на л. 90–119, эта часть рукописи датируется концом 50-х – началом 60-х годов XVII в. Филиграни: 1) Голова шута с 5 бубенцами, контрамарка DA – Дианова («Голова шута»), 151 (1659 г.); 2) Щит с лилией под короной, под щитом литеры SLG – Дианова («Старопечатные книги Украины и Литвы»), 442 (1659–1661 гг.); 3) Голова шута с 5 бубенцами и литерами IC, контрамарка – лигатура из букв С и К – в справочниках отсутствует; 4) Голова шута с 7 бубенцами, контрамарка DIEAVDE – Гераклитов, 1395 (1663 г.) 435 . 2) Государственный архив Тверской области, ф. 1409, оп. 1, 1103. Рукопись 60-х годов XVII в. (описание см. в первом параграфе настоящей главы), Житие Арсения находится на л. 24–56 об. 3) РГБ, ф. 299 (Собр. Н. С. Тихонравова), 624. Сборник в 4 , на 246 листах. Датируется концом 70-х – началом 80-х годов XVII в. Филиграни: 1) Голова шута с 7 бубенцами, контрамарка PD – Дианова («Голова шута»), 331 (1682 г.); 2) Голова шута с 5 бубенцами, контрамарка IGANNE в картуше – Дианова («Голова шута»), 182 (1678– 1682 гг.); 3) Голова шута с 5 бубенцами, контрамарка MLI в рамке – Дианова («Голова шута»), 180 (1677–1681 гг.); 4) Голова шута с 5 бубенцами, контрамарка GLI – в справочниках не отыскивается. Текст на л. 2–222 об. писан одним почерком. Житие Арсения находится на л. 32–80 об. 436

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Из высочайшего указа от 20 декабря 1767 года видно, что постоянной мыслью Арсения в Корельском монастыре было негодование на Св. Синод. Он уверял, что в иных обителях и пива сварить не из чего; что прежние цари обогащали церковь а нынешние разграбили ее; что государыня подписывает все, что поднесут ей бояре, русских обычаев не знает и в законе не тверда. Вменялось в вину Арсению и то, что он, будучи лишен архиерейского сана, «осмелился без архиерейского благословения, в Николаевском монастыре, яко ссыльный, сказывать публично в церкви проповеди ». В виду всего указанного повелевалось Арсения сослать в Ригу, под именем Андрея Враля. Не вышел оправданным и архимандрит Антоний. Так как он монаха Арсения содержал слабо, не доносил, по долгу присяги, слыша возмутительные его разглашения, позволял ему проповедовать, брал с него взятки и т. д., то указом от 20 дек. 1767 г. определено было, чтобы «не возводить Антония ни на какое начальство, дабы он не мог напоенною от Арсения злостию других уловлять, ниже делать какие либо непристойные разглашения и чтобы о содеянных им преступлениях имел случай приносить покаяние». В силу высочайшего указа, сообщенного князем Вяземским 21 декабря 1767 г. Рафаилу, епископу Архангельскому, последний 31 декабря 1767 г. в секретном донесении писал Вяземскому, что Антоний для наказания ни на какое начальство возводим не будет и в наказание послан в Архангельский монастырь, где быть ему безысходно и о содеянных своих преступлениях от Создавшего просить прощения; а чтобы он не мог напоенною от Арсения злостию уловлять других, то к нему приставили служителя». Привлечено было к делу об Арсении монахе и много монастырской братии: иеромонахи Иосиф Юрьев и Григорий, игумен Геннадий, слуга Егор Сухорука и друг. Приведенное дело, помимо отношения его к исторической личности Арсения Мацеевича , интересно еще и потому, что оно дает право заключать, что жизнь некоторых иноков Никольского монастыря в рассматриваемое время далеко не соответствовала идеалам аскетической жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Grigo...

От 3 сентября игумен и братия Соловецкого монастыря известили государя, что старец Арсений Грек к ним прибыл и воля государева будет исполнена . В Соловецком монастыре за Арсением внимательно следили, подробно его расспрашивали и составили о нем краткое биографическое известие. Оказывается, что он в молодые годы, когда обучался в латинских училищах, действительно переменял веру и был в унии, как сознался на исповеди духовнику своему священнику Мартирию, потому что иначе не принимали в те училища. Но, возвратившись в Грецию, снова принял православие и даже посвящен был во священника, постригшись в монашество. В Соловках прожил Арсений около трех лет «в добром послушании у инока Никодима» и успел научиться славянской грамоте и русскому языку. После столь продолжительного испытания иноки соловецкие убедились, что Арсений вовсе не еретик и «что в нем обрели здраво, в том его и похвалили: обрели в нем здравое исповедание веры, без приложения и без отъятия». Но заметили, что он плохо исполнял внешние обряды: поклоны, посты и пр. Он даже будто бы молился не тремя, а двумя перстами, как молились тогда иноки соловецкие, и вообще восхвалял русские церковные обряды, а о греках говорил: «У нас много потеряно в неволе турецкой... нет ни поста, ни поклонов, ни молитвы келейной...» Такие добрые отзывы о вере Арсения Грека Никон мог услышать в самом Соловецком монастыре, когда приходил туда за мощами святителя Филиппа, и потом мог передать и государю. Да и власти монастырские обязаны были донести в Москву, каким нашли Арсения, который прислан был оттуда в их обитель собственно на испытание. Наконец, и сам Арсений Грек бил челом государю: «Сослан-де он в Соловецкий монастырь, и, по правилам св. отец, урочные лета в запрещении ему прешли, по Второму поместному Собору, и государь бы пожаловал, велел его из-под начала свободить и быти в монастыре, где государь укажет» . Неудивительно, если Никон, основываясь на свидетельстве соловецких иноков о правоверии Арсения после трехлетнего его испытания, лишь только сделался патриархом, решился с соизволения государя вызвать Арсения к себе как человека ученого, правоверного и способного послужить своими знаниями на пользу Церкви; дал ему келью в своем патриаршем доме, сделал его библиотекарем своей патриаршей библиотеки и одним из справщиков и переводчиков книг с греческого языка. А Неронов, может быть не зная об этом свидетельстве о правоверии Арсения или по одному лишь озлоблению против Никона, уже в 1654 г. ставил ему в укор, зачем он взял к себе в справщики книг грека Арсения, которого патриарх Паисий назвал будто бы еретиком . Надобно присовокупить, что для удобнейшего наблюдения за печатанием новоисправленных книг царь приказал еще в 1654 г. передать Печатный двор со всеми его учреждениями и справщиками книг, доселе находившийся в ведении Приказа Большого дворца, патриарху Никону в его непосредственное и полное распоряжение .

http://sedmitza.ru/lib/text/436173/

492 . В 1483 г. тверской епископ Васссиан, по личному соизволению в. к. Иоанна, с торжеством благоговейным осматривал нетленные мощи блаженного Арсения и поставил их в спасском приделе храма Богоматернего: тогда же была написана икона святителя и поставлена была на гробнице его; она поныне цела. 495 В 1547 г. собором определено местно чтить память св. Арсения. 496 Самое поразительное чудо совершилось при мощах святителя в 1566 г. Тверской рыболов Терентий, имевший большую веру к св. Арсению, подвергся исступлению ума. Родители привезли его в обитель для исцеления, но он здесь умер. – Спустя два дня внесли его в церковь Богоматери, где лежали мощи Арсения. Родители сильно плакали о смерти сына и от скорби роптали на Арсения: «мы надеялись, говорили они, на милость твою, а сын наш умер у тебя». Священники пели молебен над ракой и внезапно мертвый встал и стал плакать о грехах своих. Епископ Акакий доносил о том митрополиту и царю. На серебренной раке святителя изображены семь чудес св. Арсения: первое чудо – воскрешение рыболова Терентия; второе – дарование сына Иоанну Карташу; третье – исцеление протоиерея Алексия, страдавшего ногами: четвертое – исцеление девицы Устинии Головленковой: пятое – спасение одного от удавления; шестое – чудо с покровом святого: седьмое – исцеление Григория и жены его, бывших без ума. Чудо с покровом было в 1606 г. Поляки, опустошая русскую землю, ворвались в обитель Арсения. В ней не было ничего, кроме покрова над ракой святителя. Один лях сорвал этот покров и положил на коня своего: но, когда хотел он сесть, конь взвился на дыбы и грянулся на землю вместе со всадником; и конь, и всадник остались мертвыми на и месте; чудесный покров еще цел. По шитой надписи, он шит в 1600 г. по усердию Козмы Глазьмина игуменьей московского Алексеевского монастыря Феогнией Огневой. 497 – В 1637 г. по воле ц. Михаила строили новый соборный храм Успения. Во время построения сего храма, когда св. мощи святителя поставлены была в церкви печерских отцов, инок Савватий в нетрезвом виде заснул в вечерню за клиросом, близ раки святителя. Проснувшись ночью, видит он свет в храме, а на гробнице сидит святитель. – В ужасе хотел он бежать из храма, как услышал голос: «монах недостойный! как смел ты в нетрезвом виде входить в церковь Божью? Пав от страха полумертвым, Савватий несколько дней оставался больным, исповедал грех свой игумену и исцелился молитвой благого святителя. 498 В тот же (2) д. память о препод. САВВ и тверских

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Троицкий И. Е. Указ. соч. – С. 160. Одна современная исследовательница так характеризует смуты, вызванные данным расколом: “После разрыва Лионского соглашения, вызвавшего ненависть всех и этим обеднившего противоборствующих, вновь на политическую арену выступили сторонники свергнутого патриарха Арсения, долгое время пребывавшие в тени в общем потоке антилатинской борьбы. Сперва они выступали против удаления Арсения и вступления на патриарший престол Иосифа (1266–1275 и 1282–1283). Когда Иосиф снял отлучение с императора Михаила, приверженцы Арсения (арсениты) не хотели признать этого и избегали всякого общения с иосифитами. При следующем патриархе Иоанне XII Векке (1275–1282) церковные раздоры не прекратились. Арсениты продолжали волноваться, несмотря на смерть Арсения в 1273 г. Так как Иоанн Векк был сторонником унии, то вся ярость их обрушилась на него, и он отрекся от патриаршего престола. Андроник II возвратил на патриаршество престарелого Иосифа, но тот вскоре умер. Арсениты же считали, что он узурпировал патриарший престол и требовали его осуждения. Императору и новому патриарху Григорию II Кипрскому (1283–1289) пришлось в 1284 г. созывать специальный церковный собор в Андромиттии для примирения боровшихся группировок. Собор постановил сжечь полемические сочинения арсенитов и иосифитов, чтобы примирить эти противодействующие православные партии. Предпринятая попытка, хотя отчасти удовлетворившая интересы арсенитов (в столицу были перенесены останки Арсения), успеха не имела. При вступлении на патриарший престол в 1289 г. Афанасия I борьба арсенитов, иосифитов и григоритов, требовавших восстановления репутации своих кумиров, продолжала беспокоить Церковь , подрывая ее единство. Хотя Афанасий ничего не имел против самих патриархов Арсения, Иосифа и Григория, он возмущался поведением их сторонников, желавших, по его мнению, чтобы «битвы и беспорядки правили миром, ибо они совсем вытеснили Бога из своих сердец из-за дьявольской вздорности» (Аф. 34.27–30)”. – Лобова Л. Ю. Состояние византийской Церкви конца XIII – начала XIV в. в восприятии патриарха Афанасия/Античная древность и средние века. Сборник научных трудов. Екатеринбург, 1997. – С. 39–40.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

В мае месяце 1862 года монахиня Арсения была определена казначеей монастыря, и деятельность ее увеличилась 21 ноября, 1863 года скончалась игумения Вирсавия, завещавшая сестрам обители избрать казначею монахиню Арсению ее преемницей и заранее об этом просила высокопреосвященнейшего Иоанна, тогдашнего архиепископа Донского, почему, по утверждении Св. Синодом, 3 января 1864 года в Новочеркасске казначея монахиня Арсения возведена в сан игумении монастыря. Сделавшись настоятельницей, игумения Арсения усугубила свои труды и молитвы. Раньше знала только себя одну, теперь ей предстояли внешние труды по управлению обителью и внутренние, как матери всех сестер монастыря. Ей, молодой, едва достигшей тридцатилетнего возраста, предстояло руководить старицами, пожилыми и молодыми сестрами, и нести их тяготы. И она сумела заставить не только уважать себя, но просто благоговеть перед ней, перед каждым ее словом. Первое ее внимание было обращено на малограмотность сестер, и она открыла училище о четырех классах при монастыре, с преподаванием в нем: Закона Божия, русского языка, славянского языка, арифметики, чистописания, географии и русской истории; заставила туда ходить в качестве учениц способных молодых послушниц, которые впоследствии были сами учительницами. Преподавала сама матушка игумения Арсения, священники монастыря, монахиня Иннокентия (игумения Старочеркасского монастыря), монахиня Миропия (игумения Одесского монастыря), инспектор Усть-Медведицкой мужской гимназии Юргелевский, учитель той же гимназии Таганов, а с 1873 года Лидия Петровна Воскресенская (настоятельница Усть-Медведицкого монастыря, игумения Леонида). Когда же здоровье стало изменять игумении Арсении, в училище стали заниматься монахини, воспитанные ею для этой цели. Кроме занятий по училищу, игумения Арсения собирала к себе более способных сестер и много с ними читала и беседовала, объясняя прочитанное, и, как сама имела навык в молитве Иисусовой, так старалась, чтобы и сестры монастыря были искусны в этой молитве. Она желала и стремилась из каждой, вверенной ее заботам, монахини и послушницы устроить и создать храм Бога Живого и жилище Святого Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Владыке Арсению же была уготована иная нива – быть духовником и старцем схиигумении Фамари (Марджановой) и сестер созданного ею Серафимо-Знаменского скита. Схиигумения Фамарь построила неподалеку от скита дом («киновию») с домовой церковью во имя преподобного Арсения, куда Владыка время от времени удалялся для отдыха, собирания духовных сил и молитвенных трудов. Во время проведения Всероссийского Поместного Собора 1917–1918 годов Чудов монастырь становится местопребыванием членов Собора: священномученика Вениамина, митрополита Петроградского, архиепископов Арсения, Михаила, Иоасафа и других; члены Собора, находившиеся в Чудовом монастыре, пережили большевистский обстрел Кремля (27 октября – 3 ноября 1917 года), молясь в пещерном Ермогеновском храме. В июле 1918 года солдаты стреляли в кресты Чудова монастыря; в августе того же года монастырь был закрыт и впоследствии разрушен. У Владыки Арсения, стяжавшего своей молитвенной подвижнической жизнью высшие духовные дары (прозорливости 21 , рассуждения), была многочисленная паства, которая с каждым годом увеличивалась. С закрытием Чудова монастыря прерывается постоянная связь Владыки Арсения с пасомыми («где Владыка, там и паства его»; «чада Владыки Арсения не отрывались от молитвенного общения с ним ни на одно богослужение» ) 22 , и начинается жизнь скитальческая. В наступившую эпоху гонений на веру и Церковь Владыка Арсений понес подвиги исповедничества и мученичества. Летом-осенью 1918 года Владыка Арсений и архимандрит Серафим (Звездинский) , будущий епископ Дмитровский, уехали в подмосковный Серафимо-Знаменский скит. Схиигумения Фамарь приняла от святого Патриарха Тихона послушание сохранять в безопасности их жизнь в своей тихой и малоизвестной обители. Владыка жил в скиту в полузатворе до конца 1919 года, руководя жизнью скитских сестер. Владыка и матушка для сестер «составляли единое целое. Они руководили сестрами с обоюдного согласия, и все относились к ним как к родным, дорогим отцу и матери» 23 . В годы послереволюционного лихолетья главным утешением для Владыки Арсения было ежедневное совершение Божественной литургии в киновийном храме.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

предисловие П. Барсова к русскому переводу, в котором (предисловии) между прочим говорится и о том, что во второе издание описания путешествия Олеарием внесено много новых известий, которых нет в первом издании. Эта цитата митрополита Макария показывает – откуда митр. Макарий получил сведения о разнице между изданиями Reisebeschreibung Олеария и в то же время служит наглядным доказательством того, что митрополит Макарий вовсе не читал первого издания описания путешествия Олеария, а руководился при своем выводе, как и г. Колосов, чисто рассудочными данными. Конечно, подлогом было заменять Арсения грека Арсением Глухим; но достаточно ли твердо и настоящее мнение, его основания? Предполагают, что Олеарий говорит об известном деятеле времени патриарха Никона Арсении греке; но из чего это видно, что речь идет о нем именно? Быть может Олеарий вовсе не этого разумеет грека Арсения? Разве мало было греков Арсениев? В таком случае время приезда известного деятеля времени патриарха Никона Арсения грека не может иметь решающего значения в вопросе о времени открытия греко-латинской школы Арсения грека. Какой-либо другой грек Арсений мог быть и при патриархе Филарете учителем греко-латинской школы и о нем Олеарий мог говорить и в первом издании описания своего путешествия. Подобные замечания могут быть сделаны против тех оснований, на которых утверждается существующее в настоящее время мнение о времени открытия греко-латинской школы Арсения грека. Таким образом вопрос о времени, когда она открыта, еще нельзя назвать решенным окончательно. И теперь совершенно естественны вопросы: когда она открыта при патриархе ли Филарете, или при патриархе Никоне , или быть может «неизвестно когда»? А вместе с этим вопросом связан конечно и другой вопрос: кого разуметь под Арсением греком, о котором говорит Олеарий, Арсения ли Глухого, или известного деятеля времени патриарха Никона Арсения грека, или быть может иного какого-либо, нам пока неизвестного, грека Арсения? Решением этих вопросов мы и займемся.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010