Уже эти общие положения науки об исторической ценности житийного материала не оставляют места для особенно радужных надежд на извлечение из житийной литературы каких-либо ценных сведений о русских школах и просвещении. Но есть и еще более частные выводы, которые сводят всякие подобного рода надежды до ничтожного минимума. Оказывается, что именно тот период жизни святых, который наиболее важен для истории русской школы и просвещения, именно период детства и юношества наиболее страдал от неблагоприятных условий житийного творчества. Обзор источников житий дает заметить, что биограф очень редко имел одинаково полные сведения о всех периодах описываемой жизни. В житиях основателей монастырей такие сведения ограничивались большею частию временем жизни святого в монастыре. Вот почему рассказ о судьбе святого до этого периода в житиях особенно обилен общими местами и дает мало годного исторического материала 940 . Выводы исторической науки приводят здесь исследователя истории русской школы и просвещения буквально в отчаяние. „Редкий биограф, утверждает она, не начинал своего рассказа известием, что святой родился от благочестивых родителей и в известный срок духовно возродился крещением, и это известие нисколько не зависело от того, знал или не знал биограф что-нибудь о родителях святого. Таковы же описания юности святого и его первых опытов в иночестве, очень пространно и однообразно излагаемые в житиях: это – отвлеченные характеристики благонравной юности и строгого иночества вообще, а не черты из жизни Антония Сийского пли Арсения Комельского; их содержание есть лишь развитие заглавия биографии, ибо без этих черт описываемая жизнь не могла бы стать предметом жития 941 . Сюда принадлежат известия, „что святой, родившийся в глуши древнерусской деревни именно на седьмом году, выучивается грамоте и 12 лет уходит в монастырь, внезапно увлеченный евангельскими словами о тех, кто оставляет родителей ради имени Христа, и биограф заносит это в рассказ, хотя бы ничего не знал о детстве святого 942 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1513 год – освящение надвратной церкви во имя Преподобного Сергия с приделом Василия Парийского в Троице-Сергиевом монастыре. 1515 год – начало игуменства Иакова Кашина – ученика святителя Серапиона (1515–1520). 16 марта 1516 года – кончина святителя Серапиона, Троицкого игумена в 1495–1506 годах. А в 1517 году, 7 апреля, были обретены мощи святителя Серапиона (в настоящее время почивают в Серапионовой палатке). В мае 1518 года Василий III, готовясь к продолжению войны с Литвой, посетил Троицкий монастырь, чтобы «помолитися и благословитися, хотя пойти на Жихдимонта». 1520 год – начало игуменства Порфирия 1-го (1521–1524). Из пустынников Белоезерских, устроивший близ Кириллова Белоезерского монастыря собственную пустыню, которая носила название Порфириевой пустыни. 6 мая скончался уже находящийся на покое игумен Памва (Мошнин). В конце июля 1523 года Василий III побывал в Троицком монастыре перед походом на Казань. В 1524 году, в день Пятидесятницы, игумен Порфирий осмелился просить у посетившего монастырь Великого князя Василия III за внука Дмитрия Шемяки Путивльского князя Василия, за что был изгнан из монастыря и ввергнут в темницу. 1525 год – начало игуменства преподобного Арсения (Сахарусова; 1525–1527) Комельского. Родился в Москве, происходил из дворянского рода Сахарусовых. В молодости принял иноческий постриг в Троице-Сергиевом монастыре. Его послушанием была переписка книг. Известно Евангелие, переписанное им в 1506 году. Часто он удалялся в уединенную Махрищскую обитель. Великий князь Василий, посетивший в то время монастырь, был удивлен, увидев на игумене богатой обители ветхую одежду, покрытую заплатами. Братия объяснила, что преподобный Арсений желает удалиться в пустынь. Удалился в Комельские леса, расположенные в 50 верстах от Вологды. Там основал две уединенные обители. Скончался в 1550 году в Комельском лесу на реке Кохтыше. 1525 год – вклад в Троицкую обитель великим князем Василием III и его супругой Соломонией пелены «Явление Богоматери Сергию». Великоняжеская чета долгие годы безуспешно молилась о чадородии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

299 О саккосе Архиепископов ист. иер. 1, 573. 574. Акт. эксп. 4. 230. О прочем собор. опред. 1675 г. 300 При Патриархе Иове (1589–1605) в первый раз изданы обе триоди (1589 и 1592), октоих (1594), архиерейский чиновник, общая минея (1600) и служебник (1602). При Патриархе Гермогене начали издавать служебные минеи и издали на сентябрь (1607), октябрь (1609) и ноябрь (1610), также издан был устав. О последнем см. § 26; о прочих у Строева в описаниях староп. книг. Новые праздники при Патриархе Иове: а) в 1591 г. написан канон и исправлена служба самим Иовом преподобному Иосифу Волоколамскому, а собор положил праздновать память его во всех Церквах (волокол. ркп. 191. 192); б) в 1600 г. установлено праздновать везде преподобному Корнелию Комельскому (акт. эксп. 2, 222). 301 В послесловиях к книгам того времени говорится только о славянских списках; см. прим. 305–307. 310. 320. При Иове и Гермогене жил в Кремле и совершал службы за упокой почивших князей в архангельском соборе Арсений эллассонский (ист. акт. 2, 422. Акт. эксп. 2, 148. 3, 4–7. Палицын сл. 78); ни послесловия книг, печатавшихся в то время, ни другие памятники не показывают, чтобы поручено ему было исправление книг. Стефан суздальский архиеп. в 1668 писал к Патр. Иоасафу «в мимошедших летах, по нахождении на московское государство и на православных христиан безбожных и богоненавистных Ляхов, благословением Божиим и избранием освященного собора был в Суздали в дому пречистые Богородицы на архиерейском престоле греческие страны Гелассонского града архиепископ Арсений, о немже в житии пр. Сергия (в опис. осады лавры) и в прологе в октябре месяце, на праздник пресв. Богородицы, еже нарицается Казанская, в избавлении вел. града Москвы и всего российского государства от безбожных Ляхов, воспоминается. И будучи он арихепископ Арсений в Суждале, на своем престоле волею Божиею преставися и погребен в соборной Церкви Рождества пресвятыя Богородицы, в прошлом 7133 (1625) году, на левой стране подле столпа». (Ркп.). На соборе 1613 г. подписался Арсений архиеп. Архангельский и Тверский. (Акт. эксп. 3, 4. 7) и Герасим Суздальский. Потом в 1617. 1619. 1622 видим Арсения архиеп. Суздальским (Акт. Ист 1, 369. Акт. эксп. 3, 176. 484). Сл. прим. 305. В ист. иер. 1, 339. 340 ошибки. По словам ключаря Анания, Арсений переведен в Суздаль в 1613 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Июня 6 Преставление св. Ионы Епископа Пермского Чудотворца. Мученическая смерть Епископов, Герасима и Питирима вынудила Великого Князя принять более решительные меры, как к охранению Епископского Престола, так и к прекращению бедствий разоренного края. Прославленный святостью жизни, инок, Иона был поставлен Собором в Епископы Пермские, а Великий Князь Василий Темный послал, в 1458 году, на Вогуличей и Вятчан сильную рать, которая, соединившись с Устюжским ополчением, разбила Вогуличей, покорила много городов, обложила данью всю Вятку и водворила порядок в пределах Пермских. Рати Устюжская и Новгородская подучили повеление, в случае покушения Вогуличей или Вятчан на возобновление беспорядков и хищничества, по первому требованию Владыки Ионы, усмирять их, силою оружия. Огражденный благодетельным заступничеством Великого Князя, Святитель, с самоотвержением и любовью, всецело отдался великому делу обращения в христианство народов Пермских. Благотворна была его неустанная деятельность и в 1463 г. св. Иона сжег кумирницы, истребил истуканов, Войнелю и Золотую Бабу, обратил в христианство народы, живущие по рекам Вишере, Каме, Чусовой и других. Близ города Чердыни Святитель основал Троицко – Печерскую пустынь, монахи которой много содействовали распространению слова Божия. На всем протяжении Пермских пределов Св. Иона построил Церкви, на месте бывших языческих капищ, поставил новопросвященных, опытных, иереев, и образовал много училищ. Много поруганий, обид и лишний претерпел св. Иона, но великое благочестие и мудрость его восторжествовали над самыми упорными врагами веры Христовой, и в 1463 году вся Пермь была уже просвещена. Св. Иона преставился 6 июня 1470 года. Много великих чудотворений истекло от гроба трех Святителей вкупе почивающих и по ныне, прибегающие с верою к заступлению этих Святых Угодников Божьих приемлют, исцеление от различных болезней. Житие преподобного Арсения Комельского Чего не доставало юному Арсению Сохарусову, чтобы пользоваться в мире и почетом и спокойною жизнью, исполненных мирских радостей? По рождению он принадлежал к роду знатному, – был сын боярина.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Мир встречает отшельника в первый раз по большей части враждебно, и первое время монастырь терпит беды от разбойников. Причина этому была та, что жители близлежащих сел опасались, чтобы их угодья не отошли к имеющему возникнуть монастырю. Напомним себе здесь эти случаи враждебного отношение людей к отшельникам. Преп. Кирилл Белозерский много терпел от лихого соседа, покушавшегося неоднократно сжечь его хижину. Рыболовы видели в Кирилле Новоезерском врага. Арсения Комельского выгнали с того места, где он поселился, и неповинный ни в чем отшельник ушел в глушь Шемгонского леса. Та же участь постигла и Стефана Махрищского. Димитрию Прилунскому не дозволили окрестные жители селиться на реке Великой. Злые люди не раз нападали на Герасима Болдынского и били его. Неоднократно разбойники нападали на Сергия Нуромского. Александр Куштский отразил крестом Татар, пришедших разорять обитель. Казанские Татары обратили в груду пепла цветущую обитель Иакова Железноборского. Чудь разметала келью Феодора Ростовского. Григорий и Кассиан Авнежские, основатели монастыря близь Тотьмы, были убиты. Аврамий Чухломский несколько лет боролся с Чудью. Тогда только поняли гонители, что они заблуждались в своих взглядах на отшельников, когда увидали в них – истинных ревнителей благочестия, своих молитвенников, своих покровителей, готовых помогать (и на самом деле помогавших) людям в их нуждах, напастях, скорбях и болезнях. Слух о новом поселенце доходит до других ищущих спасения. Пустынник принимает только тех, кто в силах нести подвиги и лишения пустынножительства, и с помощью новой братии сооружает церковь . Князья удельные дают возникшему монастырю те леса и луга, среди которых он находится. Местность оживляется. Кругом монастыря являются целые слободы крестьян, возникают цветущие поля и тучные пастбища. Святость основателя привлекает посетителей, умножаются богатые вклады, к монастырю приписывают села с льготами для крестьян от всех государственных пошлин. Основатель ведет монастырь по-своему. Строгий подвижник делается строгим игуменом, сам подает пример братии во всем; исполняет самые трудные работы: тешет камни, рубит лес, мелет жерновом рожь, носит воду, трудится над вырытием пруда, колодца; заботится о возведении в монастыре построек, строит мельницы, праведно судит крестьян, помогает соседям чем может. Сам игумен носит худые ризы и готов унижаться пред всяким, даже самым меньшим: его смирение для всех поучительно. А чудеса, обильно текущие от рук преподобного, поселяют в народе высокое религиозное чувство и глубокое уважение к месту и игумену. Размножившиеся монастыри сдерживаются каждый сильною рукою своего основателя, человека глубоко изучившего Божественное писание и творение святых Отец. От сих-то древних монастырей и начинается эпоха книжного возрождения и русской образованности.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

26 ноября – память освящения церкви св. Григория в Киеве. 27 ноября – преп. Палладия. 4 февраля – благоверного князя Георгия Всеволодовича Владимирского. 2 марта – Арсения Тверского. 24 марта – иже во святых отца нашего Артемия еп. Фессалонитского (это св. Артемий Селевкийский, переделанный в Солунского вследствие неправильного чтения его имени писцами; см. Агиолог. II, 24 марта). 16 мая – преп. Ефрема Перекомского. 19 мая – Корнилия Комельского. 26 июня – Тихвинской иконы Божией Матери. 3 июля – Филиппа Митрополита. 8 июля – Прокопия Устюжского и знамение от иконы Пресв. Богородицы. 4 августа – преп. муч. Евдокии. Исключены: 3 июня – патриарха Анатолия. 5 июля – преп. Ламнада. 7 июля – муч. Кириаки. 27 июля – преп. Николая Качанова. Все эти разности перешли из правленых миней последнего выхода. XII Основателям и владельцам монастырей в Византии было предоставлено право давать этим учреждениям особые уставы, которые, в отличие от общецерковного, называются ктиторскими – «τυπικ κτητορικ» (Ducang Glossar. sub h. voc. Theod. Bals. ad can. 1. Synod. Cpl. sub Phot.) От этой богатой отрасли памятников в настоящее время сохранилось очень немного представителей, да и те далеко не все изданы, и остаются кое-где в монастырских библиотеках на Востоке. Для истории церковного обряда они дают, впрочем, не много и, устанавливая главным образом дисциплинарную, юридическую и хозяйственную сторону монастырского быта, предоставляют исполнение службы уставу общему и вносят в эту часть лишь самые незначительные изменения. Но зато для знакомства с внутренним бытом и обиходным порядком монашеской жизни, с характером управления и имущественной частью в них заключается масса разнообразных и чрезвычайно полезных сведений. Известнейшие монастыри были снабжаемы такими уставами или от своих владетелей, или от более энергичных настоятелей. Феодор Студит является таким устроителем в своих епитимиях, в завещании и краткой записи, патриарх Алексий в той части синодального типика которая называется уставником. Подобного рода типик дал своему монастырю пр. Павел Латрский, оставив его на вечные времена в руководство его насельникам (Acta Patriarch. IV, p, 306) Симеон Дивногорец передал ученикам своим правила монастырской жизии, которые и во времена Никона Черногорца сохранялась письменно. К этому разряду типиков, вероятно, относится и упоминаемый преосвященным Порфирием устав из Святогробской библиотеки 1150 г. Типик Барбериновой библиотеки, составленный «отчасти и по преданию Иосифа, основателя Касульского монастыря», относится к числу ктиторских Фабрицием (De libris Gr.) и Дюканжем (Sub voce τοπικ κτητορικ); такого же характера и типик крипто-ферратский (о трёх последних см. приложение III).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Главный храм во имя Ризоположения Божией Матери; в приделе этого храма покоятся мощи основателя монастыря прп. Арсения. Имеется подворье Грязовецкого монастыря в Вологде. Николаевская Озерская пустынь в Грязовецком уезде. Николаевская Озерская пустынь находится в 20 верстах от г. Грязовца. Расположена она в мирном уединенном уголке на восточном берегу Николаевского озера, при самом истоке реки Комелы. Основана пустынь в 1520 году прп. Стефаном Комельским, или Озерским, и первоначально была мужскою обителью. Прп. Стефан был иноком Дионисиево-Глушицкого монастыря. Стремясь к уединению, он удалился на берег Николаевского озера и здесь построил себе часовню. Однажды во время ночной молитвы пред ним предстала Божия Матерь со Св. Николаем Чудотворцем и повелела ему на этом месте построить храм и основать обитель. Первым настоятелем ее был сам прп. Стефан. В год его смерти (1542 г.) обитель постигло страшное несчастье: она была совершенно разорена татарами. Но вскоре она возобновилась и продолжала развиваться. В 1764 году она в числе многих других была упразднена и обращена в приходскую церковь . Окрестное население, питавшее глубокое благоговение к обители, не могло примириться с ея упразднением и стало хлопотать о ее восстановлении. В 1861 году обитель была восстановлена, как женская, и приписана к Горне-Успенскому монастырю. Храм в обители один, каменный, двухэтажный: вверху во имя Св. Николая Чудотворца с двумя приделами и внизу – во имя прп. Стефана Комельского и прп. Онуфрия Великого. В нижнем этаже храма покоятся под спудом мощи прп. Стефана. Обитель обнесена оградой. Вблизи нее стоит большая красивая каменная часовня в память пребывания здесь прп. Стефана Озерского. Устюжский Иоанно-Предтеченский монастырь. Иоанно-Предтеченский монастырь находится в самом городе Великом-Устюге. Он расположен в северо-восточной окраине его на высокой Ивановской горе и занимает по живописности своего местоположения один из красивейших пунктов устюжских окрестностей. Время основания монастыря относится к половине XIII столетия. Вот что сообщает предание об обстоятельствах возникновения обители. В то время над всею Русью тяжким бременем тяготело татарское владычество. В Устюге проживал один татарский баскак, т. е. сборщик податей в пользу хана, по имени Буга. Он был очень жестокий человек и сильно угнетал народ несправедливыми поборами. Наконец, озлобленные. выведенные из терпения жители Устюга восстали против баскака, и ему грозила неминуемая гибель от рук разгневанного народа. Он, чтобы спастись, выразил желание креститься и был крещен с именем Иоанна. Благодать св. веры произвела свое действие, и бывший баскак основал здесь обитель, желая этим выразить сокрушение о прежней греховной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Арсения, который говорил: встаньте, по морю плывет змий. Пробудившиеся увидали немецкое судно, шедшее на них и вовремя принявшись за весла успели скрыться от опасности. 406 Преставление преп. Онуфрия мальского Пр. Онуфрий основал обитель в честь рожд. Богородицы на Малах, в 4 верстах от Изборска и в 56 от Пскова и скончался 12 июня 1592 г. По ркп. святцам он новый чудотворец; мощи его почивают под спудом в рождественской церкви, в которой придел посвящен его имени. Обитель его упразднена в 1764 г. 407 Память о пр. Онуфрии и Авксентии вологодских По ркп. описанию святых вологодских, «преп. отцы Онуфрий и Авксентий, иже в Перцовой пустыни, Быша в л. 7007 (1499)». Перцова пустынь, с 1764 г. закрытая, находилась на полпути от Грязовца к Арсениевой пустыни в 35 верстах от Вологды. – В 1499 г. блаженные пустынники в первый раз поселились в здешнем, тогда крайне безмолвном, лесном месте. С терпением нужд всякого рода совершали они подвиги иночества. – Мощи их покоятся под спудом в храме св. Троицы, ныне приходском. 408 Преставление преп. Стефана озерского Отец блаж. Стефана служил при дворе князей Бородатых – отрасли князей ярославских; в доме благочестивого родителя сын получил приличное воспитание. 409 Начало иночеству полагал он в глушицкой обители, где провел несколько лет. Потом странствовал по северным пустыням, жил несколько времени в Тихвине, и увлекаемый любовию к безмолвию, возвратился в родные вологодские пределы: на восточном берегу комельского озера, при истоке р. Комелы. в 35 вер. к югу от Вологды, поставил себе келью и потом часовню, а в ней иконы Божией Матери и св. Николая и стал подвизаться, незнаемый людьми и знаемый единым Богом. – Много вытерпел он нужд и огорчений в своей пустыне: грубый рыболов, опасаясь, что преподобный овладеет ловлею рыбы в озере, то осыпал его жестокою бранью, то возмущал неприличными песнями. – Запас хлеба принесен был Стефаном не большой – и ему грозил совершенный недостаток пищи. – Спустя более двух лет нечаянно нашли его два зверолова и разделили с ним дорожный запас свой.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Т. 1. Вып. 1. С. LXXXIVLXXXV). Малым обителям, которые не могли надеяться на мощь своих стен, приходилось избирать иную тактику. Мудрая предусмотрительность преподобного Адриана Монзенского позволила спасти братию от погибели, а монастырь от разорения. Однажды к преподобному Адриану пришли вестники из Галича, они сообщили, что посады Галича уже разграблены и литовцы на пути к монастырю. Тогда игумен Адриан повелел построить в лесу, на расстоянии одного поприща от монастыря, небольшую клеть, в которой спрятал монастырский хлеб и имущество. Сам игумен и братия ушли в лес. Вскоре пришли литовцы, но нашли монастырь пустым. Два дня и две ночи они пробыли в обители, потоптали засеянные поля и, оставив огонь в монастыре, чтобы он сгорел, покинули его. Вернувшаяся братия нашла свою обитель в ужасающем беспорядке, по двору валялись котлы и другие сосуды, которые нельзя было увезти, конюшня была пустой. Но, главное, монастырь был цел, огонь не причинил ему никакого вреда, и даже два коня, на радость братии, скоро прибежали из леса. Осмотрев монастырь, иноки направились к заветной лесной клети, но по дороге натерпелись немало страха: вся тропинка до клети была истоптана людьми и копытами коней. Каковы же были радость и изумление братии, когда они увидели клеть и ее замки неповрежденными. Молитвами братии и ее святых основателей обитель была спасена от разорения и голода. Постоянными спутниками монастырской жизни были пожары. Часто случалось так, что монастыри выгорали дотла: огонь уничтожал постройки, иконы, рукописи, документы. Поэтому мы мало что знаем о начальной поре существования обителей и о жизни их основателей. В 1596 году в монастыре преподобного Арсения Комельского сгорела теплая (зимняя) церковь , освященная когдато самим преподобным. Вместе с книгами сгорело и древнее Житие святого, только в монастырской дохее (кладовой) сохранилась «малая хартия» (небольшая грамота), на которой был записан краткий рассказ о преподобном Арсении. Монастырь Антония Сийского несколько раз исчезал в огне пожара, но всегда его восстанавливали заново.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Занять должность скитоначальника и братского духовника старшая братия просила проживающего на покое в пустыни архимандрита Агапита, который, по преклонным летам, от сего предложения отказывался. Ввиду же неполучения от него окончательного ответа временно исполняющим должность скитоначальника и братского духовника с совета старшей братии назначен иеромонах Нектарий, 59 лет от роду, живущий в скиту с 1873 года; человек добродетельной жизни, отличающийся кротостью и смирением.» По свидетельству старца Нектария, архимандрит Агапит, прозревая грядущие страшные события и будущее разорение обители, решил, что не в силах будет перенести столь тяжелой скорби. Пять лет спустя о. Агапит предсказал и закрытие основанного преподобным Амвросием Шамординского женского монастыря – Александре Дмитриевне Оберучевой, будущей монахине Амвросии (на Страстной седмице 1916 года он благословил Александру Дмитриевну ехать фронтовым врачом туда, где воевал ее брат). Матушка Амвросия записала: «Этот знаменательный для меня день, 12 июня 1917 года (Онуфрия Великого, Петра Афонского, Иоанна, Андрея, Ираклемона, Феофила, Арсения Коневского, св. Анны Кашинской, прп. Онуфрия Мальского; Онуфрия и Авксентия Вологодских, Вассиана и Ионы Пертоминских, Стефана Комельского), – навсегда остался в моей памяти. Батюшка о. Анатолий благословил меня образом «Моление о чаше» и сказал: «Благословляю послужить на пользу обители», – и добавил: «Можно каждую неделю писать.» Благословил меня четками. И послал к батюшке о. Агапиту, который был уже очень слаб и находился в больнице; для него была отдельная келья; все старцы и монахи с особенным благоговением относились к этому старцу, живущему в Оптине на покое. Он был еще на ногах, ласково принял меня и на просьбу благословить меня в Шамординский монастырь сказал: «Что ж, погости, погости, благословляю тебя, но ведь монастыри закрываются» (у большинства тогда была надежда, что такое время скоро пройдет, и потому эти слова, как камень, пали мне на сердце). И батюшка продолжал: «Монастыри все разойдутся, на два месяца хлеба только достанет... А мужские тоже, только до нас черед еще не дошел...» – «Помолитесь, батюшка, чтобы духовно устроилась моя жизнь.» – «Молись и ты, и смиряйся.» – «В суете все живу.» – «Сама с собою если будешь, помыслы пойдут. А доброе дело для ближнего заменяет молитву. Благословляю, погости, погости...»

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010